Относятся ли судебные приставы к мвд

Обновлено: 23.04.2024

Фактически ФССП будет приравнена по статусу к правоохранительным органам, сотрудникам будет предоставлено право на постоянное ношение и хранение огнестрельного оружия, а также иных специальных средств.

После вступления закона в силу будут повышены требования к судебным приставам, например, запрет на двойное гражданство, возможность применения требований антикоррупционного законодательства, а также обязанность пройти дактилоскопию, поступающие на службу в органы принудительного исполнения будут обязаны пройти военно-врачебную экспертизу, по результатам которой им будут присвоены категории годности к службе. Появится кодекс профессиональной этики для сотрудников обязательный к исполнению. Вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми, если же из-за ошибки судебного пристава казна выплатит гражданину компенсации, то государство будет вправе предъявить к сотруднику регрессный иск.

С 1 января 2020 г. будет предусмотрена возможность присвоения сотрудникам специальных званий, исходя из соответствующих им специальных званий: должности высшего начальствующего состава, старшего начальствующего состава, среднего и младшего (от "младшего сержанта внутренней службы" до "генерала внутренней службы").

Квалификационные требования предусматривают наличие для должностей младшего начальствующего состава образования не ниже среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности. Фактически, квалификационные требования были понижены, раньше требовалось высшее юридическое или экономическое образование.

Служба будет осуществляться на контрактной основе, вводится конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных должностей, возможность ротации ряда руководителей, порядок урегулирования конфликта интересов.

Пенсионное обеспечение будет приравнено к уровню сотрудников полиции и Росгвардии, что означает право на досрочную и повышенную пенсию. Продолжительность отпуска будет зависеть от выслуги лет и от условий прохождения службы.


Эксперты «АГ» неоднозначно оценили закон. По мнению одного из них, неудовлетворительное качество работы ФССП России вряд ли улучшится в ближайшее время, поскольку благосостояние сотрудников службы и количество усилий по исполнению возложенных на них задач – совершенно не взаимосвязанные явления. Другой эксперт выразил опасение, что после наделения сотрудников службы большим кругом полномочий (в частности, по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) возникнет риск их злоупотребления.

19 сентября Госдума одобрила в третьем чтении закон (проект № 745075-7) о службе в органах принудительного исполнения РФ, согласно которому ФССП России станет силовым ведомством с 1 января 2020 г.

Как сообщается на сайте Госдумы, ранее ФССП относилась к системе федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривалось прохождение только федеральной государственной гражданской службы. «Вместе с тем на должностных лиц Службы судебных приставов возложены полномочия, свойственные правоохранительным органам. Это, в частности, обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда; розыск должника, его имущества или розыск ребенка; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; обеспечение принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства. Потому новым законом предусматривается отнесение службы в ФССП России к государственной службе нового вида – государственная служба в органах принудительного исполнения», – отмечено на сайте нижней палаты парламента.

В этой связи закон уточняет должности сотрудников службы в органах принудительного исполнения и детализирует возможность присвоения им специальных званий. В частности, перечислены квалификационные требования к персоналу ФССП России, регламентированы правовой статус сотрудников ведомства, их права и обязанности, требования к служебному поведению, условия контракта и порядок несения службы. После принятия закона сотрудникам ведомства будет запрещено иметь двойное гражданство, на них будут распространяться требования антикоррупционного законодательства.

Советник юстиции РФ третьего класса, председатель правления РО МОО «Ассоциация ветеранов Службы судебных приставов» Алексей Шарон отметил, что принятый закон ожидается ФССП с момента ее создания, т.е. с 1998 г. «Он повышает статус Службы судебных приставов, которая перестает быть 100% гражданской службой, но не становится 100% правоохранительной, как, к примеру, полиция или ФСБ», – считает он.

Как отметил эксперт, теперь увеличится денежное содержание сотрудников службы, появится льготный возраст выхода на пенсию (после 20-25 лет выслуги), они получат спецзвания. «Сейчас в самой службе довольно нервозная обстановка, так как много неизвестного: например, переведут работников правовых отделов или отделов кадров территориальных управлений Службы судебных приставов в статус правоохранителей или нет. Рядовые судебные приставы-исполнители также не уверены в том, пройдут ли они в службу с новым статусом, везде прекращен прием новых сотрудников. Безусловно, повысятся требования к здоровью кандидатов, все сотрудники будут проходить военно-врачебные комиссии», – отметил Алексей Шарон.

По его мнению, самый главный вопрос заключается в следующем: изменится ли качество работы ФССП России, которым многие недовольны из-за волокиты, бездействия по исполнению исполнительных документов, невозможности связаться со Службой судебных приставов. «Каких-то быстрых изменений в этом аспекте ждать не стоит, очень многое зависит от политики руководства службы, подбора и расстановки кадров. Сейчас Служба судебных приставов определенным образом сформировалась. Повышение зарплаты и льготный выход на пенсию никак не изменят существующее положение дел, потому что служба находится в устойчивом состоянии, а благосостояние сотрудников службы и количество усилий по исполнению возложенных на них задач – явления совершенно не взаимосвязанные», – заключил эксперт.

Адвокат, партнер АБ «ЗКС» Кирилл Махов отметил, что комментируемый закон предъявляет повышенные требования к будущим кандидатам на службу в ФССП России, нежели в настоящее время. «Идея законодателя, направленная на привлечение на государственную службу лиц, не нарушавших закон, обладающих достаточной квалификацией и заинтересованных в долгосрочной работе, в профессиональном и служебном росте, понятна. При наделении сотрудников службы большим кругом полномочий, в частности по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п. 21 ст. 11), возникает риск их злоупотребления. Необходимо детально проработать специальную норму, в которой будут закреплены порядок и условия использования данных полномочий», – отметил он.


Ранее один из адвокатов отмечал, что новая подследственность усложнит работу защитников. Другой, согласившись с тем, что работа защитника в делах, «подконтрольных» ФСБ, отличается большими сложностями, добавлял, что это ведомство, как правило, расследует дела тщательнее и полнее.

9 марта приняты поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, связанные с Законом о службе в органах принудительного исполнения (проект № 1025687-7).

Принят закон, направленный на повышение требований к сотрудникам ведомства и предоставление им необходимого для службы правового инструментария

Напомним, с 1 января 2020 г. ФССП России стала силовым ведомством. Ранее она относилась к федеральным органам исполнительной власти, в которых было возможно прохождение только государственной гражданской службы. С 2020 г. службу в ФССП отнесли к госслужбе нового вида – в органах принудительного исполнения. Новый закон, в частности, уточнил должности сотрудников и присвоение им специальных званий.

В сентябре правительство внесло в Госдуму законопроект № 1025687-7. Принятый в третьем чтении закон отличается от первоначального текста проекта, о котором ранее писала «АГ», лишь тем, что дополняет ст. 40.2 УПК ч. 4. В соответствии с ней полномочия начальника органа дознания в органах принудительного исполнения будут осуществлять главный судебный пристав РФ, главные судебные приставы субъектов России, их заместители и старшие судебные приставы.

В соответствии с новой редакцией подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК дела о преступлениях, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения и в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью, будут относиться к компетенции следователей СК РФ. Поправки также позволяют следователям ФСБ расследовать дела, в совершении которых подозреваются сотрудники ФССП, если преступление указано в п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 151 УПК и выявлено органами ФСБ. Речь, в частности, идет о преступлениях террористической направленности и квалифицированном мошенничестве (ст. 205–205.5, ч. 2–7 ст. 159 УК).

В УПК РФ вносятся поправки об определении подследственности преступлений, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения либо против них в связи с их служебной деятельностью

Ранее управляющий партнер АБ «FORTIS» Вячеслав Земчихин отмечал, что инициатива наделить следователей ФСБ полномочиями на расследование таких уголовных дел вызывает двоякие ощущения. «С одной стороны, законодательная инициатива вполне понятна. Для того чтобы расследовать уголовное дело в отношении представителей достаточно закрытого во всех отношениях ведомства, необходима другая “весовая категория”, которой ФСБ России, конечно же, обладает. Кроме того, следователям ФСБ будет намного проще взаимодействовать со своими оперативными подразделениями при расследовании преступления, – пояснял адвокат. – С другой стороны, расследование преступлений сотрудниками одного закрытого ведомства в отношении представителей другого закрытого ведомства будет сопровождаться практически полным отсутствием информации о ходе следствия. Уверен, что общественность не увидит даже сухих сводок, а с участников процесса будут браться расписки о неразглашении информации. Боюсь, что подобная перспектива в первую очередь усложнит работу защитников по подобным делам».

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский указывал, что «сосредоточение оперативного расследования преступлений и следствия у органов ФСБ в отношении преступлений, совершенных сотрудниками ФССП», позволит расследовать такие дела быстрее и полнее. «Что касается адвокатской работы, с одной стороны, работа защитника в уголовных делах, подконтрольных органам ФСБ, отличается большими сложностями и неудобствами ввиду закрытости этой службы по сравнению со следствием СКР и МВД», – соглашался эксперт.

В то же время он отмечал, что ФСБ расследует дела, как правило, тщательнее и полнее. Это, по словам адвоката, относится и к соблюдению прав подзащитных. «Мне приходится часто работать со следствием ФСБ России, и, за исключением отдельных случаев, претензий к ним нет, а отдельные случаи “непонимания” между нами всегда оперативно разрешались руководством этой службы. В целом частичную передачу следствия в органы ФСБ России я могу только приветствовать», – говорил адвокат.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов”


Обзор документа

Приказ Министерства юстиции РФ и МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/689 "Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов”

В соответствии с пунктом 1.3 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 4, ст. 305, № 47, ст. 4933; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852, № 14, ст. 1413; 2009, № 12, ст. 1429, № 25, ст. 3060, № 41, ст. 4790, № 49 (ч. 2), ст. 5970; 2010, № 22, ст. 2776, № 40, ст. 5072; 2011, № 34, ст. 4986, № 35, ст. 5092; 2012, № 37, ст. 4996, № 38, ст. 5102; 2015, № 2, ст. 461, № 6, ст. 965, № 15, ст. 2281; 2017, № 29, ст. 4374; 2018, № 25, ст. 3696), приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.В. Федорова и первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации А.В. Горового.

Министр юстиции
Российской Федерации
А.В. Коновалов
Министр внутренних дел
Российской Федерации
В.А. Колокольцев

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минюста России,
МВД России
от 18.10.2018 № 216/689

Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов

2. В целях организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации их территориальные органы организуют обмен информацией в соответствии с настоящим Положением.

Обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия 5 , а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

3. Федеральная служба судебных приставов, ее территориальные органы:

1) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации, а также совершенных должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации или в отношении должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем поступления соответствующей информации;

2) организуют в соответствии со статьей 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 6 объявление в розыск подозреваемого (обвиняемого);

3) информируют о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» 7 и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на основании соответствующих запросов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов;

4) направляют в экспертно-криминалистические подразделения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации материалы уголовных дел для производства судебных экспертиз;

5) информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы о случаях возбуждения исполнительных производств, должниками по которым являются органы внутренних дел Российской Федерации;

6) взаимодействуют в случае необходимости по запросу территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей;

7) оказывают содействие органам внутренних дел Российской Федерации в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

4. Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы:

1) организуют на основании постановления дознавателя Федеральной службы судебных приставов и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, розыск подозреваемого (обвиняемого);

2) представляют адресно-справочную информацию о привлекаемых Федеральной службой судебных приставов к уголовной ответственности лицах на основании соответствующих запросов Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов;

3) направляют запросы о временном ограничении права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьей 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) организуют проведение экспертно-криминалистическими подразделениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации судебных экспертиз по материалам, направленным Федеральной службой судебных приставов, ее территориальными органами;

5) направляют судебным приставам-исполнителям вторые экземпляры постановлений о наложении административных штрафов в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 8 .

5. Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации проводят сверки статистических данных, отражающих результаты работы по взысканию административных штрафов, наложенных территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением направляемых на принудительное исполнение в электронном виде.

6. Федеральная служба судебных приставов и Министерство внутренних дел Российской Федерации, их территориальные органы в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия проводят совместные рабочие встречи и семинары, создают межведомственные рабочие группы по координации действий и оперативному решению текущих вопросов, связанных с реализацией настоящего Положения.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45, № 27 (ч. 1), ст. 4160; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 62.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573, ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 2), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1), ст. 7543; 2015, № 10, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511, № 27 (ч. 1), ст. 4207, № 27 (ч. 2), ст. 4259, ст. 4293; 2017, № 1 (ч. 1), ст. 33, № 22, ст. 3070, № 30, ст. 4456, № 31 (ч. 1), ст. 4739, ст. 4761, ст. 4785, № 47, ст. 6847, № 50 (ч. 3), ст. 7553; 2018, № 1 (ч. 1), ст. 70, № 11, ст. 1583, № 18, ст. 2572, № 24, ст. 3400, № 32 (ч. 1), ст. 5100.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900, № 27, ст. 3880, ст. 3881, № 30 (ч. 1), ст. 4595, № 48, ст. 6730, № 49 (ч. 1), ст. 7018, ст. 7020, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2012, № 26, ст. 3441, № 50 (ч. 5), ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1645, № 26, ст. 3207, № 27, ст. 3477, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, ст. 559, ст. 566, № 30 (ч. 1), ст. 4259, № 42, ст. 5615, № 52 (ч. 1), ст. 7542; 2015, № 7, ст. 1021, ст. 1022, ст. 1105, № 10, ст. 1393, № 14, ст. 2008, № 29 (ч. 1), ст. 4374; 2016, № 26 (ч. 1), ст. 3870, № 27 (ч. 1), ст. 4160, № 27 (ч. 2), ст. 4238; 2017, № 22, ст. 3071, № 25, ст. 3591, № 31 (ч. 1), ст. 4821, № 50 (ч. 3), ст. 7562; 2018, № 11, ст. 1591, № 31, ст. 4857.

4 Со стороны ФССП России: управления ФССП России, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, структурные подразделения территориальных органов ФССП России. Со стороны МВД России: на окружном уровне - Главное управление МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД России по федеральным округам; на межрегиональном уровне - оперативные бюро МВД России, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне - управления, отделы, отделения МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения МВД России на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 38, ст. 4823; 2011, № 24, ст. 3503, № 49 (ч. 5), ст. 7284; 2013, № 45, ст. 5827; 2014, № 12, ст. 1303, № 42, ст. 5746, № 48, ст. 6862, ст. 6876, № 50, ст. 7113; 2016, № 34, ст. 5243; 2017, № 29, ст. 4380, № 30, ст. 4672, № 41, ст. 5981, № 44, ст. 6523, № 45, ст. 6661; 2018, № 28, ст. 4234).

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2018, № 31, ст. 4818.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2004, № 27, ст. 2711; 2010, № 15, ст. 1756; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4589; 2015, № 27, ст. 3945; 2018, № 30, ст. 4537.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2018, № 32 (ч. 2), ст. 5119.

Обзор документа

Минюст и МВД определили направления и порядок взаимодействия Министерства и ФССП в целях:

- розыска подозреваемых и обвиняемых;

- розыска и задержания лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Предусмотрены обмен информацией в бумажном и электронном виде, проведение совместных семинаров, совещаний.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: