Отношения с другими государствами какой приказ

Обновлено: 19.04.2024

Указ Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 года № 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций"

В связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" постановляю:

1. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.

2. Обеспечить применение следующих специальных экономических мер:

а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:

совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее ― лица, находящиеся под санкциями);

исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;

осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;

б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.

3. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа, за исключением абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 настоящего Указа.

4. Предоставить Центральному банку Российской Федерации право давать официальные разъяснения по вопросам применения абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 настоящего Указа.

5. Правительству Российской Федерации в 10-дневный срок:

а) утвердить перечень лиц, находящихся под санкциями;

б) определить дополнительные критерии отнесения сделок к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта "а" пункта 2 настоящего Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены установленных им специальных экономических мер.

Служащий 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на командно-штабных учениях. Архив

Согласно закону РФ "Об обороне" от 31 мая 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Согласно Закону РФ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года, Вооруженные Силы РФ могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями Военной доктрины России, Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных сил и других войск в мирное время осуществляется по решению президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил России за пределами территории РФ относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии со статьей 102 Конституции РФ.

Совет Федерации начинает рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российской территории после получения обращения президента РФ, содержащего обоснование его предложения.

В соответствии с регламентом СФ рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России на заседании СФ начинается с доклада президента РФ либо по его поручению полномочного представителя президента РФ в СФ, после чего оглашаются заключения Комитета СФ по обороне и безопасности и Комитета СФ по международным делам. Решение о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ. Постановление СФ в двухдневный срок со дня его принятия направляется президенту РФ.

Вводная картинка

Президент России Владимир Путин согласился признать независимыми государствами Донецкую и Луганскую народные республики (ДНР и ЛНР). Глава государства подписал соответствующий указ, сообщает ТАСС.
«Считаю необходимым принять уже давно назревшее решение: незамедлительно признать независимость и суверенитет Донецкой народной республики и Луганской народной республики. Прошу Федеральное собрание Российской Федерации поддержать это решение, а затем и ратифицировать договор о дружбе и взаимопомощи с обеими республиками», — сказал президент.
По словам Путина, такое решение было принято в связи с тем, что Киев «пытается вновь организовать в Донбассе блицкриг, как это уже было в 2014 и 2015 годах». «Убийства мирных жителей, блокада, издевательства над людьми (. ) не прекращаются. Как у нас говорят, конца и края этому не видно», — отметил глава государства. При этом он подчеркнул, что Россия «сделала все для сохранения территориальной целостности Украины», однако эти попытки оказались тщетны, поскольку «суть самого режима» на Украине не меняется.

Перед подписанием указа о признании независимости ДНР и ЛНР Путин проинформировал об этом Макрона и Шольца

Вечером 21 февраля Путин поговорил по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем, сообщает пресс-служба Кремля.
Он рассказал им об итогах прошедшего заседания Совета Безопасности России, на котором рассматривался вопрос о признании Донецкой и Луганской народных республик. Путин сообщил Макрону и Шольцу о том, что в ближайшее время собирается подписать соответствующий указ.
Отмечается, что президент Франции и канцлер ФРГ выразили разочарование его решением. Вместе с тем ими была обозначена готовность к продолжению контактов, подчеркнули в Кремле.

Президент рассказал про историю Украины, упомянув о ключевой роли в ней советского лидера Владимира Ленина.
«Зачем надо было с барского плеча удовлетворять любые националистические тенденции на окраинах бывшей империи? Зачем надо было передавать огромные территории, не имеющие к ним отношения», — задался Путин риторическим вопросом, имея в виду территориальные приращения, сделанные Украине советским руководством.
В частности, Путин напомнил, что Донбасс «впихнул» в границы Украины именно Ленин. Современная Украина была полностью создана Россией, констатировал президент.
«Современную Украину можно с полным правом назвать "Украина имени Владимира Ильича Ленина". А сейчас благодарные потомки посносили на Украине памятники Ленину. Вы хотите декоммунизации? Ну что же, нас это устраивает. Мы готовы показать Украине, что такое настоящая декоммунизация», — сказал Путин.

Ранее, 21 февраля, состоялось внеочередное заседание Совета Безопасности России, в ходе которого все члены Совбеза выступили за признание независимости ДНР и ЛНР. В поддержку такого решения высказались, в частности, председатель правительства Михаил Мишустин, секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев, министр обороны Сергей Шойгу.
Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин призвал президента рассмотреть обращение нижней палаты парламента о признании независимости республик Донбасса, которое поддержал 351 парламентарий.
Замглавы Совбеза Дмитрий Медведев также поддержал обращение ДНР и ЛНР, предположив, что Москва столкнется с сильным противодействием Запада, если признает их. Однако постепенно напряжение вокруг России будет спадать, считает он. Медведев напомнил, что Россия уже сталкивалась с подобной ситуацией в 2008 году, когда он, будучи президентом, подписал указ о признании Абхазии и Южной Осетии. По его словам, то решение позволило сохранить тысячи жизней.

Решение о признании независимости ДНР и ЛНР станет не последним из шагов по уменьшению угрозы, исходящей со стороны Украины. Об этом сенатор Сергей Цеков заявил в разговоре с «Лентой.ру».
Политик заявил, что убежден в признании независимости республик и уверен в правильности этого решения, которое, по его словам, назревало уже давно.

Руководитель ДНР Денис Пушилин и глава ЛНР Леонид Пасечник обратились к президенту России с просьбой признать независимость республик 21 февраля.
Так, Пушилин сказал, что это требуется для «возможности полноценного противостояния военной агрессии украинской власти, недопущения жертв среди мирных граждан, разрушения объектов инфраструктуры и жилого фонда».
В свою очередь, Пасечник помимо обращения о признании независимости республики также попросил «рассмотреть возможность заключения договора о дружбе и сотрудничестве между ЛНР и РФ, включая взаимодействие в сфере обороны».

В течение ряда последних месяцев официальный Киев вместе с государствами Европы и США обвиняют Россию в подготовке военного «вторжения» на территорию Украины. Москва многократно отрицала наличие подобных намерений. По мнению президента страны Владимира Путина, данные заявления представителей НАТО являются алармистскими.
20 февраля пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сказал, что ситуация на линии соприкосновения в Донбассе нагнетена до максимума. Он добавил, что на подобном фоне объявляемые на Западе даты якобы готовящегося «вторжения» России на Украину грозят плохими последствиями.
Ситуация в Донбассе обострилась в феврале. Самопровозглашенные республики и Украина обвинили друг друга в нарушении перемирия и обстрелах населенных пунктов. В Киеве утверждают, что не планируют наступления в регионе. В ДНР и ЛНР была объявлена всеобщая мобилизация и организована массовая эвакуация жителей в Россию.

документы работа бумаги офис страхование

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Приказы – прообразы современных министерств и ведомств. Первое упоминание о них датировано 1512 годом, в грамоте Василия Третьего Владимирскому Успенскому монастырю.

посольский приказ

Название произошло от «приказывать» людям заниматься определенными делами. То есть уже в 16-м веке вводилось разделение государственной службы по отраслям. Одним из ключевых ведомств Московского государства являлся Посольский приказ. О нем подробнее в статье.

Возникновение

Посольский приказ – это первый аналог министерства иностранных дел в 16-м веке. Первое письменное упоминание о нем датировано 1549 годом. Именно тогда ведомство возглавил Иван Михайлович Висковатый, а носило оно название не приказ, а посольская изба. Находилась она в Кремле, и только во второй половине 17-го века Посольский приказ перенесли в Китай-город.

 функции посольского приказа

Функции

Функции посольского приказа:

  • Осуществление дипломатии, организация международных встреч, прием иностранных послов.
  • Перевод «летучих листков» - международных посланий и писем. Именно на их основе появилась первая русская рукописная газета для царя и приближенных – "Куранты".
  • Дела, связанные с проживанием и бытом иностранных послов, купцов, ремесленников.
  • Выкуп и обмен пленных.
  • В его подчинении находились некоторые города и области на юге и востоке страны.
  • Ведал некоторыми таможенными сборами.
  • Осуществлял надзор за кабаками, следил за их доходами, проводил ревизию.

Возможно, традиция бюрократизма и чиновничьей волокиты в нашей стране возникла именно с организации приказов. Особенность их была в том, что не было четкого разграничения. Из вышеперечисленных функций видно, что посольский приказ ведал не только международными делами, но и другими, абсолютно не связанными с ними. Это порой запутывало не только граждан, но и самих чиновников (дьяков, подьячих). Функции ведомств переплетались настолько, что решить, какой именно приказ должен решать ту или иную проблему, было невозможно. Это приводило к тому, что люди месяцами подавали челобитные безрезультатно.

Об этом однажды заявлял один из умнейших руководителей посольского приказа – Ордин-Нащокин, дипломат и политик в царствование Алексея Михайловича. Он заявлял, что нельзя одновременно и заниматься великими государственными делами, и вести бухгалтерию кабацких ларьков.

Разделение приказа по повытьям

Во второй половине 17-го века Московское государство разрослось, окрепло. Оно присоединило много территорий, наладило международные связи почти со всеми крупными европейскими и восточными государствами. Кроме этого, посольскому приказу стали подчиняться некоторые территориальные приказы:

  • Малороссийский.
  • Смоленский.
  • Приказ Великого княжества Литовского.

Приказ разрастался. Произошло его разделение по повытьям (отделам). За каждым закреплялись определенные страны:

    За первым повытьем - папский престол, Англия, Франция, Испания, Германия (носило название Священной Римской империи).

посольский приказ в россии

Из списка видно, что страны группировались по значимости. В первые повытья вошли самые развитые на тот период государства.

Посольский приказ в России, вернее, в Московии, хранил всю важнейшую документацию. То есть выполнял роль государственного архива. Также здесь находились различные печати.

Центральное место отводилось все же дипломатии и международным делам.

Посольский приказ: структура

Глава приказа носил титул думного дьяка.

 посольский приказ создан

Это означало, что он по праву присутствовал на заседаниях («сидениях») Боярской думы. На них глава приказа делал доклады по вопросам своего ведомства, высказывал свое мнение по определенным вопросам.

Думному дьяку помогали несколько дьяков, а тем, в свою очередь, подьячие. Они возглавляли повытья, вели документацию.

В Посольском приказе работали переводчики (работали с иностранными документами), толмачи (выполняли устный перевод) , золотописцы (создавали особые грамоты и документы), писари. Государство ценило эти категории рабочих, поощряло в их среде преемственность, хорошо оплачивало их работу.

Толмачи и переводчики

Толмачи и переводчики, как правило, были из числа «детей боярских» (бояр без земельных вотчин) и городских дворян. Большинство из них побывало в плену, где они и выучили языки. Самыми многочисленными были специалисты по татарскому языку.

В 1871 году наблюдается сокращение толмачей и переводчиков. Это связано с тем, что татарский и калмыцкий языки стали менее значимыми. Толмачи по ним более не нужны государству. Особо начали цениться европейские языки: французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, английский, польский.

Также произошел отказ от «случайных языков»: языки малых народов, стран, с которыми отсутствовали серьезные дипломатические отношения.

Золотописцы

посольский приказ структура

Золотописцы оформляли красками, золотом, серебром грамоты, указы, дипломы. Они изготовляли рукописные книги, жалованные грамоты.

Приставы

Приставы появились во второй половине 17-го века. Их задача – поиск и взятие под стражу ответчиков в суде. Находились в ведении посольского приказа, несмотря на существование разбойного.

Итоги

посольский приказ

Итак, Посольский приказ создан в середине 16-го века. Его основная задача – международные дела и дипломатия. Однако среди его функций наблюдаются менее значимые внутренние дела.

Служба в приказе была престижной. Оклад выше, чем в других, но и должности были узкоспециальные, недоступные большинству: толмачи, переводчики, золотописцы, советники. В них поощрялась преемственность, поэтому не каждый мог сюда попасть даже при знании языков.

Приказ существовал до 1720 года. Впоследствии был упразднен, а его функции перешли к коллегии иностранных дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: