Отметьте государственные обязанности в сфере культуры

Обновлено: 17.04.2024

Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

• финансирование ряда видов культурной деятельности;

• осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры;

• регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности.

Финансирование.Историко-культурное наследие (памятники истории и культуры, музеи, архивы, библиотеки, народная культура) и такие виды исполнительского искусства, как театральное искусство, филармоническая музыка, во всем мире поддерживаются государством. Экранное искусство поддерживается за исключением США всеми теми государствами, которые хотят сохранения своего национального кинематографа. Почти в каждой стране существуют финансируемые государством средства массовой информации (телевизионные каналы и радиостанции). Различные формы государственной поддержки применяются в отдельных странах по отношению к деятельности в других секторах сферы культуры. В 1990 г. государственные расходы на поддержку художественного творчества и сохранение культурного наследия составляли в странах с развитой рыночной экономикой до 1% ВВП, в частности в Нидерландах - 0,6%, во Франции и Швеции - по 0,8%; в Финляндии - 0,9%[026].

Производство.Предоставление многих видов культурных благ осуществляется государственными организациями. Соотношение государственных и частных организаций варьируется по областям сферы культуры и отдельным странам. Везде государственный сектор превалирует в музейном, архивном и библиотечном деле. Почти во всех странах существуют государственные театры, клубные учреждения, радио- и телевещательные компании.

Регулирование.В сфере культуры государство редко устанавливает стандарты качества предоставляемых благ. Это обусловлено высокой степенью творческой составляющей в культурной деятельности. Предметом государственного регулирования в сфере культуры могут выступать:

• материальные и квалификационные условия осуществления определенных видов деятельности;

• отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;

• экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства).

По отношению ко многим видам деятельности в сфере культуры государство устанавливает требования к материальным и квалификационным условиям их осуществления. Такие требования могут относиться к наличию помещений, оборудования, уровню профессиональной подготовки работников и т.п. Смысл установления подобных требований состоит в предупреждении нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, в обеспечении признаваемых нормальными в данном обществе условий потребления соответствующих видов благ, а также в обеспечении сохранности предметов, представляющих культурную ценность.

В качестве основного механизма выполнения устанавливаемых требований используется механизм лицензирования. Государство устанавливает разрешительный порядок получения права на осуществление некоторых видов деятельности в сфере культуры. Это, в частности, реставрационные работы, музейная деятельность, книгоиздание, публичный показ кино- и видеофильмов, радио- и телевещание и др. Лицензия выдается, если соискатель обладает помещениями, оборудованием, уровнем квалификации и т.п., удовлетворяющими установленным лицензионным требованиям.

Государство может регулировать отдельные характеристики культурных благ. В качестве оснований для такого регулирования используются ценностные представления. В тоталитарных государствах осуществляется жесткий контроль (цензура) содержания распространиемой информации и культурных благ. В демократических обществах свобода слова и свобода художественного творчества рассматриваются как важнейшие права их граждан. Закон запрещает государству вмешиваться в содержание деятельности создателей культурных и информационных продуктов. Вместе с тем демократические государства могут устанавливать определенные требования к структуре распространяемых культурных благ. Почти во всех странах запрещается или ограничивается распространение изданий и аудиовизуальной продукции, пропагандирующей секс и насилие. Другим примером является установление требований к структуре радио- и телевещания, которое практикуется во многих европейских странах в целях поддержки национальной культуры. Так, во Франции законом установлено, что в общем объеме музыкального радиовещания песни на французском языке должны составлять не менее 40%, из которых половина должна приходиться на "молодые таланты". В Венгрии государственное телевидение должно показывать 51% программ национального производства, в том числе 20% - кинофильмов, из которых 30% должны быть куплены у других производителей. На государственном радио не менее 30% времени музыкальных программ должно быть отведено венгерской музыке. В свою очередь, негосударственные телекомпании обязаны посвятить 20% объема вещания в год социально значимым программам. Таковыми считаются информационные передачи, программы в области культуры, науки, передачи для молодежи. В Польше телевизионные программы и фильмы польского производства должны составлять не менее 30% объема телевещания. Причем информационные передачи, спортивные трансляции, реклама, игры не включаются в эту квоту. 10% вещания должно быть обеспечено за счет продукции, созданной негосударственными производителями.

Предметом государственного регулирования выступают цены на услуги, предоставляемые государственными организациями культуры, в особенности получающими государственные субсидии. Регулирование цен производится с целью обеспечить доступность соответствующих услуг для различных категорий населения. Некоторые виды культурных благ могут предоставляться населению или его отдельным категориям (детям, инвалидам, пенсионерам) бесплатно. Так, во многих странах не взимается плата за пользование общественными библиотеками. В отдельных странах (например, в Великобритании, России, США) - за вход в определенные государственные музеи. Практикуется применение льготных цен для разных групп потребителей.

Некоторые государства с рыночной экономикой регулируют распределение доходов негосударственных организаций культуры. Например, в Венгрии частные телекомпании должны направлять 6% доходов от рекламы на создание телефильмов, причем 30% из них должны быть сняты независимыми от телекомпании производителями. Это регулирование преследует цели поддержки развития национальной культуры, творческого многообразия, а также противодействия монополизации телевещания.

Некоторые страны активно осуществляют меры антимонопольного регулирования деятельности отдельных видов средств массовой информации. Например, в США регулируется степень концентрации на рынке телевещания. Каждая отдельная телевещательная компания может иметь в своей собственности передающие станции, охватывающие вещанием не более 35% населения страны.

Масштабы выполнения государством функций регулирования, финансирования, производства культурных благ различаются в применении к разным областям сферы культуры, разным странам и разным периодам времени. Для иллюстрации приведем типологию моделей систем массовой информации, характеризующихся разной степенью участия государства в их деятельности. Можно выделить пять таких моделей[027]:

Либеральная модель характеризуется наличием исключительно частных производителей массовой информации и государственных гарантий свободы слова. Примером такой системы является американская пресса. Разрешительная модель предполагает, что медиа-компании являются частными, а государство осуществляет ограниченные меры регулирования их деятельности, направляющие ее в общественных интересах. Примером может служить американское радио- и телевещание. Патерналистская модель: средства массовой информации находятся в государственной собственности и финансируются государством, но управление ими осуществляют квазигосударственные агентства, которые защищены законом от вмешательства государства. Такую модель воплощает британская государственная вещательная компания "Би-Би-Си". Контролируемая модель: государство владеет средствами массовой информации, финансирует их и административно управляет их деятельностью. Такими были средства массовой информации в Советском Союзе. Наконец, смешанные модели предполагают сочетание государственных и частных медиапроизводителей. Деятельность первых финансируется и управляется государством, либо только финансируется, а управляется квазигосударственными агентствами. Деятельность вторых ограниченно регулируется государством. Смешанная модель характерна для организации радио- и телевещания во многих странах.

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации;

обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

абзацы четвертый и пятый утратили силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации;

обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о культуре
    • Статья 3. Основные понятия
    • Статья 4. Область применения Основ законодательства Российской Федерации о культуре
    • Статья 5. Суверенитет Российской Федерации в области культуры
    • Статья 6. Равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры
    • Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, программах и планах комплексного социально-экономического развития муниципальных образований
    • Статья 8. Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность
    • Статья 9. Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп
    • Статья 10. Право на творчество
    • Статья 11. Право на личную культурную самобытность
    • Статья 12. Право на приобщение к культурным ценностям
    • Статья 13. Право на эстетическое воспитание и художественное образование
    • Статья 14. Право собственности в области культуры
    • Статья 15. Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры
    • Статья 16. Право создавать общественные объединения в области культуры
    • Статья 17. Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности
    • Статья 18. Право на культурную деятельность в зарубежных странах
    • Статья 19. Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры
    • Статья 20. Право на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей
    • Статья 21. Право на культурно-национальную автономию
    • Статья 22. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей
    • Статья 23. Культурно-национальные организации соотечественников за пределами Российской Федерации
    • Статья 24. Культурно-национальные организации иных государств в Российской Федерации
    • Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации
    • Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды
    • Статья 27. Государство и положение творческих работников
    • Статья 28. Государство и организации творческих работников
    • Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации
    • Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ
    • Статья 31. Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности
    • Статья 32. Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры (утратила силу)
    • Статья 33. Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов
    • Статья 34. Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных культур Российской Федерации
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36. Обязанности государства по ведению статистики культуры
    • Статья 36.1. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры
    • Статья 36.2. Информационная открытость организаций культуры
    • Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры
    • Статья 38 (утратила силу)
    • Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры
    • Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры
    • Статья 40.1. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
    • Статья 41. Общие условия создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры
    • Статья 41.1. Особенности управления организацией культуры
    • Статья 42 (утратила силу)
    • Статья 43 (утратила силу)
    • Статья 44. Приватизация в области культуры
    • Статья 45 (утратила силу)
    • Статья 46. Финансовые ресурсы организации культуры
    • Статья 47. Приносящая доходы деятельность государственных и муниципальных организаций культуры
    • Статья 48 (утратила силу)
    • Статья 49 (утратила силу)
    • Статья 50 (утратила силу)
    • Статья 51. Внешнеэкономическая деятельность в области культуры
    • Статья 52. Цены и ценообразование в области культуры
    • Статья 52.1. Оформление, реализация и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия
    • Статья 53. Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности
    • Статья 54 (утратила силу)
    • Статья 55. Социальная поддержка работников культуры
    • Статья 56. Субъекты международных культурных обменов
    • Статья 57. Политика и приоритеты международных культурных обменов
    • Статья 58. Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом
    • Статья 59. Российские культурные и исторические ценности за пределами Российской Федерации
    • Статья 60. Культурные центры за рубежом
    • Статья 61. Участие в международных организациях культуры
    • Статья 62. Ответственность за нарушение законодательства о культуре

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
    "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

    С изменениями и дополнениями от:

    23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г., 22 апреля, 2 июля, 30 сентября 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г., 18 июля 2019 г., 1 апреля 2020 г., 30 апреля 2021 г.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

    признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

    отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

    выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

    Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее - Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    9 октября 1992 года

    Регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, в области художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства, других видов и жанров искусства.

    Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

    Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Государство гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"

    Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, за исключением статьи 17, которая вступает в силу с момента вступления в силу закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей; части третьей статьи 45, которая вводится в действие в сроки, устанавливаемые Верховными Советами республик в составе РФ, Советами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615, в "Российской газете" от 17 ноября 1992 г. N 248

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 114-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 11 мая 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 193-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 22 апреля 2013 г. N 63-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 335-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

    Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

    Рейтинг
    Science Index

    В общем рейтинге
    SCIENCE INDEX
    за 2019 г.
    (более 4000 журналов)
    32 место
    2 место — в рубрике «Организация и управление»
    Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 2,631 (с учетом цитирования из всех источников)
    Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 1,725
    Десятилетний индекс Хирша 2019: 31



    • 1 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

    Региональная культурная политика: государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве

    Работа посвящена вопросам отражения в законодательстве субъектов Российской Федерации государственных обязанностей в сфере культуры, влекущих их финансовое обеспечение.
    В основу положено исследование законодательной базы 85 субъектов Российской Федерации. Анализировались опубликованные на 1 февраля 2016 г. в открытом доступе документы с использованием данных: справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (региональное законодательство) и официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    В работе выделены и отдельно рассмотрены законодательно установленные обязанности субъектов Российской Федерации в сфере культуры: общие обязанности; обязанности в отношении отдельных секторов культуры (музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности, исполнительских искусств, кинематографии, наследия), обязанности по поддержке творческой деятельности и творцов, а также финансовые и материальные аспекты регионального законодательства о культуре.
    Проведенный анализ выявил общие проблемы действующего в регионах законодательства, связанные с наличием серьезных пробелов в составе установленных обязанностей. Также выделены подходы к их решению в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе не имеющие аналогов на федеральном уровне. Развитие этих подходов может быть использовано при совершенствовании федерального и регионального законодательства в сфере культуры.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: