Отличия военных судов от других

Обновлено: 18.04.2024

Место В настоящее время система военных судов представляет собой компактную и достаточно эффективную организацию. В нее входят гарнизонные военные суды, являющиеся судами первой инстанции, окружные и флотские военные суды, полномочия которых аналогичны полномочиям судов общей юрисдикции среднего звена. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба

(ч. 1 ст. 22 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Военные суды в соответствии с ч. 3 ст. 4 данного Закона относятся к системе федеральных судов общей юрисдикции. Их деятельность регламентирована Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».

Роль1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время 51.Система военных судов. Порядок формирования, структура и полномочия. Правовой статус судей военных судов.

Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
(ред. от 25.12.2012)
"О военных судах Российской Федерации"

СистемаВ систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Система военных судов строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ и состоит из трех звеньев. Основное звенообразуют гарнизонные военные суды . Эти суды в пределах, установленных данным Законом, рассматривают в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного военного суда (ст. 22). В отличие от районных судов (равных им по статусу), гарнизонные военные суды не пересматривают судебные решения в порядке апелляции в связи с тем, что создание мировой юстиции (института мировых судей) в вооруженных силах не предполагается. Суды этого уровня состоят из председателя суда и нескольких судей. Председатель суда выполняет функции, сходные с функциями председателей районных судов. Среднее звенообразуют окружные военные суды. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. По первой инстанции они рассматривают уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. В состав военного суда среднего уровня входят председатель, его заместители и судьи. В нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы. Высшей судебной инстанциейпо отношению к военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образована Военная коллегия. Она уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций. В качестве суда первой инстанции Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если этим судьей заявлено соответствующее ходатайство. Также Военная коллегия рассматривает дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу; дела в надзорном порядке, а также ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов – в подсистему федеральных судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности требованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.

По закону, военные суды. как и гражданские, самостоятельны никому не подотчетны.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы. Они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Задачивоенных судов во многом сходны с задачами общих судов. Однако между военными и гражданскими судами есть ряд отличий:

1) правосудие в военных судах осуществляется основном по уголовным делам и в отношении военнослужащих и военнообязанных во время прохождения ими военных сборов.

2) уголовные дела в отношении гражданских лиц подведомственны военным судам только при обвинении в шпионаже и в случаях обвинения военнослужащих в совершении преступления в составе группы лиц.

3) судьи военных судов являются офицерами и генералами Вооруженных Сил страны, на которых распространяются предельные сроки пребывания на действительной военной службе.

4)их деятельность по проверке правомерности решений государственных органов и должностных лиц распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц.

11. Подсудность и организация военных судов.

В систему военных судов входят:

1. гарнизонные военные суды (рассматривают в 1-й инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности военных судов высшего и среднего звена. В частности, им подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни);

2. окружные (флотские) военные суды (выполняют функции 1-й, 2-й (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств)

3. Высшее звено - Военная коллегия в составе Верховного суда. Эта коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций. В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (администраторы судов, помощники председателей или судей и т.д.)

12. Общая характеристика и полномочия Верховного Суда рф.

Верховный суд РФ- Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

1)выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по граждан., угол., административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (наделен полномочием рассматривать по существу (по 1 инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела);

2)осуществление в предусмотренных фед.законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью таких судов (выявлять и исправлять допускаемые судами ошибки);

3)дача разъяснений по вопросам судебной практики.

ВС РФ имеет право законодательной инициативы. Орган, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. ВС РФ способен активно содействовать законотворчеству, влиять на содержание действующего законодательства. Значительное место в деятельности ВС РФ занимает рассмотрение угол.и граждан.дел по 1 инстанции. Являясь кассационной инстанцией для гражданских и военных судов среднего звена, ВС РФ рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям прокуроров на не вступившие в законную силу приговоры, решения и определения верховных судов. Возглавляя систему судов общей юрисдикции (гражданских и военных), ВС РФ является надзорной инстанцией, где уполномочен проверять законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров, решений по гражд.делам, определений и постановлений, вынесенных любым судом общей юрисдикции.

их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц,

особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Фе­дерации, необходимой боеспособности и боеготовности войск и фор­мирований, поддержание воинской дисциплины и установленного по­рядка несения службы.

С учетом этих и некоторых других обстоя­тельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с ус­тановленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федера­ции.

В определенных случаях войска и силы флота могут находить­ся за пределами страны. Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды.

Однако россий­ские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции.

Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов, осуществ­ляет Верховный Суд РФ.

Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Феде­рации.

Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

В той же статье названного закона определяется и цель проку­рорской деятельности.

обеспечение верховенства закона,

единства и укрепления законности,

защита прав и свобод человека и гражданина,

а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской федерации;

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Новым направлением стал надзор за исполнением законов су­дебными приставами.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой дея­тельности.

Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность спе­циально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обес­печению точного исполнения и единообразного применения Консти­туции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответ­ственности.

Военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в вооруженных силах в других войсках и федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.

Военные суды размещаются по месту дислокации воск, флотов и иных военных структур и на основании международных договоров за пределами РФ.

Полномочия , порядок образования и деятельность военных судов устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 года.

Военные суды руководствуются теми же правилами и принципами судопроизводства, что и ругие федеральные суды общей юрисдикции.

Рассмотрении дел и делопроизводства во всех военных судах осуществляется на русском языке.

Военные суды имеют свою подсудность по субъектному составу, то есть им подсудны дела двух категорий лиц: военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Соответственно, они рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав от действий и бездействий органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых им решений.

Во-вторых, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

Если хотя бы один из обвиняемых является военнослужащим или проходящим военные сборы, то дело рассматривается военным судом.

В-третьих, военные суды разрешают административные дела в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

В-четвертых, дела, по заявлениям о компенсациях в связи с нарушениями разумного срока судопроизводства.

Кроме этого, к компетенции военных судов отнесено рассмотрение материалов о совершении военнослужащими и проходящими военную службу лицами дисциплинарных проступков, за которые может быть назначен дисциплинарный арест.

Что касается военных судов, дислоцированных за пределами РФ, то им подсудны все гражданские, административные, уголовные дела, подлежащие рассмотрению общими судами, если иное не установлено международным договором.

Подсудность дел в период мобилизации и в военное время определяется ФКЗ.

Особенностью военных судов является то, что они составляют самостоятельную подсистему судов общей юрисдикции, в которую входят три звена: 1) гарнизонный военный суд; 2) окружной флотский военный суд; 3) военная коллегия Верховного суда.

Таким образом, высшим органом военных судов является Верховный суд.

Гарнизонный военный суд действует только по первой инстанции и дислоцируется на территории, где расположены один или несколько военных гарнизонов.

Поскольку в системе военных судов нет мировых судей, то гарнизонный суд рассматривает дела соответствующей подсудности по тем же правилам, что и мировые судьи.

В остальном, компетенция военного суда с той разницей, что ее субъектами являются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы.

Судебные акты, вынесенные гарнизонным военным судом обжалуются в кассационном порядке (в дальнейшем – в апелляционном порядке) в окружной флотский военный суд.

Окружной флотский военный суд – это второе звено системы военных судов, действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части, учреждения и формирования.

Действует окружной флотский суд, как и областной, и равный, по трем инстанциям:

Первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная инстанции.

Подсудность сравнима с подсудностью областного и соответствующего суда. Кроме этого, по решению Верховного суда России уголовные дела о терроризме, бандитизме и других особо тяжких преступлениях могут передаваться окружному флотскому суду по месту совершения таких преступлений.

Дела рассматриваются единолично или тремя судьями, или коллегией, или судья и коллегия присяжных заседателей. Судебная коллегия окружного флотского суда или судебные составы являются также кассационной инстанцией для гарнизонных военных судов.

Кассационные определения военного окружного флотского суда могут быть обжалованы в президиум этого суда и президиум не обжалуется вступившие в силу акты военного гарнизонного суда.

Таким образом, президиум окружного флотского суда является надзорной инстанцией.

Кроме судебных полномочий президиум рассматривает организационные вопросы, такие, как утверждение председателей судебной коллегии и председателей судебных составов.

Заседания президиума проводятся ежемесячно, правомочно, при наличии более половины членов президиума.

Третьим и высшим звеном является военная коллегия Верховного суда, которая действует по трем инстанциям: первая, кассационная ( в дальнейшем – апелляционная) и надзорная.

По первой инстанции коллегия рассматривает гражданские и административные дела, направления. Оспаривание нормативных актов министерства обороны, которые касаются прав и свобод военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

Из уголовных дел военная коллегия разрешает дела по обвинению военных судей, а так же дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она может принять производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Приговоры и решения, вынесенные военной коллегией по первой инстанции обжалуются в апелляционную коллегию Верховного суда.

В кассационном порядке военная коллегия разрешает жалобы представления, на приговоры и решения окружных флотских судов.

Кроме того, военная коллегия в качестве надзорной инстанции проверяет законность приговоров нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Судьями военных судов может быть гражданин РФ, обладающий теми же качествами, как и судьи других судов, при этом предпочтение отдается кандидатам, имеющим воинское звание офицера, в том числе и тем, которые пребывают в запасе или находятся в отставке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: