Отличия судебных систем сша и великобритании

Обновлено: 22.04.2024

Учебный материал: раздаточный материал; схема-плакат политического строя США и Великобритании.

1. Организационный момент, обозначение целей и задач занятия

T. Hello, boys and girls! Today at our lesson we’ll sum up our knowledge about judicial systems in the UK and in the USA. And you will have to compare and contrast them. At the end of the lesson I would like you to make a map of the lesson.

2. Фонетическая зарядка

Учащиеся произносят знакомые слова и сортируют их в 2 солбика, согласно двум странам.

T. Look at the blackboard and match the words for the UK and USA:

House of Lords
Supreme Court
magistrate
Justices of the Peace
The Senate
Police Court
9 Justices
District Courts
The Crown Court
Federal Crimes

The USA The UK
Supreme Court
The Senate
District Courts
Federal Crimes
9 Justices
House of Lords
magistrate
Justices of the Peace
Police Court
The Crown Court

3. Речевая зарядка

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на знания, полученные в ходе предыдущих уроках и на известную им информацию.

T. Answer the questions.


– Who initiates prosecution in the UK?
– How many Justices does the Supreme Court consist of?
– How many magistrates does the Police Court consist of?
– What powers does the magistrates’ court have?
– What cases does the Supreme Court have original jurisdiction in?
– Where can sentences be appealed?
– What is the final Court of Appeals in Great Britain?
– How many Courts of Appeal are there in the USA?
– What Courts are all cases tried in?

4. Выполнение кроссворда

Учащиеся выходят к доске и заполняют кроссворд по теме.

T: Look at the blackboard and solve the puzzle:

CROSSWORD JUDICIAL SYSTEM OF THE UK AND USA

1) The name of the city where the US Supreme Court is located.
2) A person whose carrier connects with law, who licensed to practice law.
3) An inferior judicial officer, such as Justice of the Peace.
4) A punishment in the form of money you have to pay the Court.
5) A formal proposal for a new law.
6) A building where criminals are kept. A jail.
7) The Court in Great Britain which hears more serious criminal cases.
8) A legal proceeding by which a case is brought to a higher court
9) A question to be decided in a law-court
10) The prison sentence or fine given to a criminal in a Court

5. Работа в парах – обсуди

  • а bank robbery?
  • а divorce case?
  • а burglary?
  • а drowning?
  • а case of driving too fast?
  • а case of committing an aggression?

6. Физкультминутка

Учащиеся вместе с преподавателем выполняют упражнения.

T. Let’s have a rest. Now we’ll do morning exercises: hands up, to the sides, backward, forward, down. Put your hands on your head, to the sides, to your head, to your shoulders, down, sit down. Thank you.

7. Работа в группах по двум картинкам – Сравни 2 фото. Найди сходства и различия

Учащиеся изучают два фото с изображением главных cудебных зданий стран США и Англии и судей, делятся на 3 группы для выявления сходства, различия и описания их.

T. Study the 2 photographs. In 2 minutes be ready to compare and contrast the photos. The 1st team say what the pictures have in common; the 2nd say in what way the pictures are different; and the 3d one give a brief description of the photos.

8. Работа в группах: чтение вслух незнакомого текста, составление 5 вопросов. Вопросно-ответная работа по тексту

Administration. The Judicial Branch of the Government

The judicial branch of the federal government is headed by the U.S. Supreme Court, which interprets the meaning of the Constitution and of federal laws. It consists of nine justices appointed for life by the president with the consent of the Senate.
It has appellate jurisdiction for the lower federal courts and from state courts of last resort if a federal question is involved. The court has original jurisdiction over cases involving foreign ambassadors, ministers, consuls and cases to which a state is a party.
Three types of cases commonly reach the Supreme Court: cases involving litigants of different states, cases involving the interpretation of federal law and cases involving the interpretation of the Constitution. The court can take official action with as few as six judges joining in deliberation, and a majority vote of the entire court is decisive; a tie vote sustains a lower-court decision. Often the minority judges write a dissenting report.
The Supreme Court has often been criticised for its decisions. In the 1930s, for example, a conservative court overturned much of President Franklin D. Roosevelt's New Deal legislation. In the area of civil rights it has received criticism from various groups at different times.
After a 1954 ruling against school segregation, Southern political leaders attacked it harshly. Later, they were joined by Northern conservatives. A number of decisions involving the pre-trial rights of prisoners also came under attack on the ground that the court had made it difficult to convict criminals.
Below the Supreme Court are the U.S. courts of appeals. Special courts handle property and contract damage suits against the United States, review customs rulings, and apply the Uniform Code of Military Justice.
Each state has at least one federal district court and at least one federal judge. District judges are appointed for life by the president with Senate consent. Appeals from district-court decisions are carried to the courts of appeals.

"English court" redirects here; for the royal and noble court, see Court (royal).

Учащиеся читают незнакомый текст вслух по очереди и затем в группах составляют по 5 вопросов. После их составления учащиеся озвучиваю вопросы и составляют диалоги по прочитанному.

T. You have texts on your desks. Now let’s read it aloud one by one. Then you will ask 5 questions and after that you will make dialogues.

После обсуждения и прочтения текста о судебной системе двух англоговорящих стран США и Великобритании учащиеся заполняют карту-схему урока.

T. Look at the blackboard and fill in the map of the lesson.

9. Контроль полученных на уроке знаний (фронтальный опрос по схеме)

10. Домашнее задание: написать эссе тему «What judicial system do you like best».

T. Your hometask is: Write an essay on the topic «What judicial system do you like best». 200 words.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия

Выставление оценок. Thank you for the lesson. Your marks are excellent. Goodbye!

Методические рекомендации слушателям по изучению дисциплины иностранный язык в сфере юриспруденции (на базе высшего профессионального неюридического образования образ).

Цели и задачи дисциплины

Основной целью освоения дисциплины является развитие у обучающихся инструментальной компетенции (т.е. коммуникативной, лингвистической, социокультурной ее разновидностей), позволяющей использовать иностранный язык практически как в профессиональной деятельности, так и в целях самообразования.

Наряду с вышеуказанными целями в процессе обучения иностранному языку ставится целый ряд воспитательных и общеразвивающих целей. Предусматривается также обеспечение оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся.

Основные задачи дисциплины обусловлены поставленными целями и предполагают:

1. Совершенствование первичной языковой личности и формирование вторичной языковой личности в процессе обучения иностранному языку, повышение общей культуры общения.

2. Совершенствование и дальнейшее развитие лингвистических знаний, навыков и умений в области иностранного языка.

3. Овладение социокультурным контекстом и нормами общения на иностранном языке.

4. Имплементация компонентов сформированной инструментальной компетенции при осуществлении профессиональной деятельности.

1.2 Методические указания по подготовке к учебным занятиям, особенности самостоятельной работы и т.д

Слушатели должны самостоятельно усвоить объём грамматического материала:

· множественное число имён существительных;

· неопределённо - личные местоимения ;

· причастие I,II. Причастные обороты;

· герундий. Герундиальные конструкции.

Особенности самостоятельной работы:

· умение самостоятельно извлекать необходимую информацию, способствующую формированию грамматических навыков;

· самостоятельно читать тексты с целью расширения словарного запаса;

· применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Содержание дисциплины

Содержание разделов, тем дисциплины

Установочная лекция.

Ознакомление с рабочей учебной программой, с целями и задачами самостоятельной подготовки, с требованиями, предъявляемыми к экзамену, с правилами выполнения и оформления контрольной работы.

Тема 1. Законодательные и исполнительные власти США и Великобритании.

Чтение и перевод учебных текстов «Конституция США», «Органы управления Великобритании». Развитие навыков устной речи по теме «Американская конституция». Работа над условно-естественной ситуацией по теме «Конституционное право». Повторение и закрепление грамматического материала: герундий и герундиальная конструкция.

Словообразование: суффиксы прилагательных: -able; повторение суффиксов и префиксов с отрицательным значением; определение частей речи по формальным признакам.

Тема 2. Судебная система США и Великобритании.

Работа над учебными текстами «Уголовное правосудие в США», «Система уголовного правосудия США». Закрепление грамматического материала: сослагательное наклонение. Аннотирование и перевод аутентичных текстов по специальности: «Отпечатки пальцев», «Место преступления и обязанности офицера полиции».

Словообразование: префиксы (un-, in-, im-) и суффиксы (-less) с противоположным значением; определение частей речи по формальным признакам.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи:

1) романо-германскую (семью континентального права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками (Матузов, Малько):

· основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

· ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

· главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

· нет кодифицированных отраслей права;

· отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

· широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

· юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

· деление права на общее право (common law) и право справедливости (law of equity). Общее право - это совокупность судебных прецедентов. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Общее право отличалось крайним формализмом, казуистичностью, противоречивостью. Право справедливости появилось примерно XIII в., когда каждый свободный житель королевства, не удовлетворенный решениями общих судов, мог обратиться к королю, который разрешал его дело. Позже эти функции стал выполнять лорд-канцлер. Сейчас существует процедура общего права и права справедливости, но фактически обе эти процедуры применяют одни и те же судьи. Однако, по- прежнему и в настоящее время деление английского права на общее право и право справедливости присутствует, и это деление остается отличительной чертой английского права.

· Английское право имеет такую отличительную черту как институт траста. Траст (trust) является число английской категорией. Его сущность состоит в следующем: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц, которых называют бенефициантами. Характерно, что французский юрист увидел бы здесь институт представительства. Но это не так, траст - это собственность, то есть владение, использование, распоряжение. Право собственности ограничивается в данном случае не юридическими рамками, а нормами морали.

· Форма английских судебных решений также имеет особенности по сравнению с решениями судов стран романо-германской правовой системы. Английские судьи по закону могут не мотивировать свои решения. Решение звучит как приказ. Однако в действительности, судьи, особенно в Высоких судах достаточно пространно излагают мотивы своих решений и делают это в свободном рассуждении, далеком от краткости, формулируют общие положения, выходящие за рамки данного дела. В каждом решении имеется «необходимая основа» решения и «попутно сказанное». Причем такое различение делает не судья, выносящий решение, а другой судья, который анализирует решение, чтобы использовать его как прецедент.

· В Англии существуют публикации прецедентов. Например, сборник «Law Reports» состоит из нескольких серий - решений палаты лордов и Судебного комитета Тайного Совета, три другие - соответствующие решения трех судов, составляющих Верховный суд.

· Закон в Англии также является источником права. Он имеет название парламентский статут. Важную роль закон играет в области социального обеспечения, просвещения, транспорта, здравоохранения, в области регулирования развития экономики. Таким образом, наряду с общим правом Англии возникает система дополнительных норм права, устанавливаемых законодательной властью. Эти нормы вполне можно сравнить с нормами стран романо-германской правовой системы.

· В Англии в последнее время повышается роль правовой доктрины. Появились правовые школы в различных университетах.

· Глубоко различает право Англии и США наличие таких отраслей как конституционное и административное. В США имеется Конституция, принятая в 1787 г. и, следовательно, в отличие от Англии, существует контроль судов за конституционностью. Этот контроль возлагается на Верховный суд и другие суды. Административное право предполагает организацию различных комиссий, аналогов которых не существует в Англии.

· В США, большее значение, чем в Англии имеют законодательные акты. Издают их как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. В США есть кодексы. В нескольких штатах действуют Гражданские кодексы, в 25 штатах - Уголовно-процессуальные кодексы. Существует Единообразный торговый кодекс.

· Судебная практика Соединенных штатов также отличается от английской. Если в Англии Апелляционный суд и палата лордов связаны своей практикой, то Верховный Суд США и Верховные суды штатов не считают себя связанными своими собственными прецедентами. В США предусмотрена большая свобода, маневренность судебных решений, больше возможностей для судебного усмотрения.

В англо-американской правовой семье соединено примерно пять десятков правовых систем (Канада, США, Великобритания, Индия, Австралия и другие страны). Она составляет очевидную конкуренцию романо-германской системе. Широкое распространение англосаксонских традиций права можно объяснить чисто историческим фактором: в свое время Великобритания предпринимала повсеместные колониальные экспансии, которые обязательно сопровождались привнесение британского права, а его неуклонное соблюдение было строго обязательным.

К отличительным чертам этих правовых систем можно причислить следующее: отсутствие разделения права отдельно на частное и публичное, в основном казуистический (а не абстрактный) характер имеющихся норм, очевидное значение судебного прецедента, а также правовой доктрины среди правовых источников.

Прецедентное или общее право

На сегодняшний день прецедентное право называется общим правом. Его базисом выступил принцип stare decisis, что можно перевести с латыни как «стоять на решенном». Данный принцип гласит, что во время выработки судебного решения основная сила у прецедента.

Прецедентом называют вынесение судом по определенному делу решения, обоснование которого превращается в некое правило, строго обязательное для абсолютно всех судов одной и той ж либо же низшей инстанции во время решения подобного дела. Прецедент считают правовой основой для регулирования большей части общественных отношений в англо-американских системах права.

Составляющие прецедента

Составляющими прецедента можно назвать: обязательную основу решения (правило, которое наполняет содержанием общую норму, или же ratio decidendi) и попутно сказанное (прочие обстоятельства данного дела, которые обосновывают его решение, или же orbiter dictum). Непосредственно судья не определяет, что именно в решении является ratio decidendi, а что именно – orbiter dictum, этим занимается другой судья, который устанавливает, выступает ли конкретное решение прецедентом для дела, которое им рассматривается. Принцип судебного прецедента используется в части под названием ratio decidendi, в то время как часть под названием orbiter dictum не обладает обязательной силой. Есть некая иерархия прецедентов, по которой решения, принятые стоящими выше судебными инстанциями, строго обязательны для судов, стоящих ниже.

Вместе с прецедентами, которые составляют систему общего права, значимая роль принадлежит актам статутного права, источником которого выступают парламентские акты. Вопрос касательно приоритета данных актов и судебных прецедентов на реальной практике всегда решается строго в пользу первых, так как вторые выполняют только вспомогательную роль касательно позитивного законодательства.

Английская система права базируется на таких правовых источниках, как судебные прецеденты, конституционные соглашения, статуты, обычаи и деловые обыкновения, правовая доктрина.

Явной особенностью этой системы права можно назвать отсутствие писаной Конституции, но это не значит, что конституционные начала отсутствуют в принципе. В Великобритании сформировался подход к объединению конституционного и прочих отраслей права из-за того, что источники права не подвергались систематизации. Нет и нормативного подхода к разделению законодательных отраслей. Неписаная Конституция Англии состоит из: статутного права, общего (или прецедентного) права, а также конституционных соглашений.

Статутное право, в свою очередь, выстраивается на правовых актах, именуемых статутами. Статутами называют категорию актов, которые составляют английскую конституцию, охватывают парламентские акты и акты делегированного законодательства, в том числе Великую Хартию Вольностей, датированную 1215 годом; Билль о правах от 1689 года; Акт о союзе с Шотландией от 1706 года; Акт о престолонаследии (год написания 1701); законы о Парламенте 1911 и 1949 годов; законы о пэрах, вышедшие в 1953 и 1963 годах; Закон о палате общин (от 1978 года) и прочие.

Акты делегированного законодательства принимает исполнительная власть на основании прав, которые делегированы Парламентом. К данной категории актов причисляют акты, которые издаются министрами Короны, местным властными органами, публичными корпорациями.

Самыми значимыми из подобных актов считаются приказы в Тайном совете, которые издаются от имени короля или королевы.

Смысл прецедентного права состоит в доктрине судебного прецедента, которая, в свою очередь, закрепляет правило неукоснительного следования нижестоящих судов решениям судов вышестоящих во время вынесения собственного решения по аналогичному делу. Первоначально подобные решения не могли изменяться, и на протяжении длительного периода это способствовало стабильности существующей системы. Во второй половине двадцатого столетия данный подход претерпел изменения: Палата лордов, Высокий суд правосудия, а также Апелляционный суд признали возможным несколько отступать от ранее вынесенных ими судебных решений. На сегодняшний день силой прецедента обладают решения таких высших судебных инстанций, как Апелляционный суд и Палата лордов, касательно всех стоящих ниже судей, в том числе судей Высокого суда правосудия, судов отдельных графств, магистратских судов. Здесь говорится именно об обязывающих прецедентах, которые создаются решениями высших судов, и строго обязательны для абсолютно всех судов, стоящих ниже, которые, как следует из вышесказанного, обязаны руководствоваться данными прецедентами во время принятия своих собственных решений касательно аналогичных дел.

При том, что прецеденты считаются значимой составляющей правовой системы и отражают ее уникальность, они не считаются единственным правовым источником.

Конституционные соглашения регламентируют отношения между Кабинетом министров и монархом, и между парламентскими палатами. Обычаи признаются источниками права исключительно тех случаях, когда соответствуют некоторым принципам:

  1. Обязательность отношений, выступающих предметом рассмотрения в судебном порядке.
  2. Определенность.
  3. Разумность.
  4. Старинность, то есть существование с давних времен.
  5. Долговременность, а также регулярность применения.

Правовая система США

США – это президентская республика с федеративным территориальным устройством, в которой объединены пятьдесят отдельных штатов и федеральный округ.

Главным правовым принципом в Соединенных Штатах Америки считается принцип разделения власти: Конгрессу принадлежит законодательная власть (Палата представителей, Сенат), Президенту – исполнительная власть, Верховному и прочим судам – судебная власть.

Значимое различие американской и английской систем права заключается в том, что в американской системе есть писанный Основной закон, то есть Конституция, принятая 17.09.1787 года. Она состоит из преамбулы, семи статей, а также двадцати семи поправок. Ею закрепляются базовые личные, экономические и политические права населения, список вопросов, которые относятся к компетенции центральной власти. Вопросы, которые не вошли в данный список, штаты могут решать самостоятельно.

Правовая американская система имеет достаточно общего с английской из-за того, что на территории США с момента их основания, а также дальнейшего объединения, действовали именно законы Англии, а также нормы английского общего права, которые были сформулированы решениями английских судов. Различие заключается в том, что английское прецедентное право используется не в точности. Американские суды не следуют утратившим актуальность нормам общего права и создают собственные прецеденты.

Важнейшим отличием является также сложная система американских законов, которая включает в себя федеральные законы, законы штатов, а также местные законы. Со временем стала наблюдаться внутренняя дифференциация системы права, то есть в некоторых штатах право развивается в разрезе с общей тенденцией, которая присуща англосаксонской правовой системе. К примеру, для Луизианы все еще сохраняется значение испанского и французского права. Бывшие территории Мексики (Нью-Мексико, Техас, Невада) тоже по-прежнему испытывают на себе влияние испанской системы права.


Класс был разделен на группы («США» и «Великобритания» соответственно). Каждой группе необходимо было представить на листе формата А4 правильное расположение всех участников судебного процесса в изучаемых странах. На уроке был проведен сравнительный анализ работ.

Второй этап.

Между учениками были распределены роли: судья, подсудимый, мать подсудимого, жена подсудимого, учитель подсудимого, судебный пристав, свидетели, суд присяжных.

За основу был взят текст песни Pink Floyd “The Trial”. Некоторые слова песни были заменены из-за цензуры.

Третий этап.

Проведение урока в форме сценки «В суде». Предварительно парты были расставлены в соответствии с реальной обстановкой в суде.

Перед началом суда все ученики «дают клятву», положив руку на англо-русский словарь:

– Do you swear to speak English and only English?

Начинается судебный процесс. Текст процесса (измененный), приведен ниже.

Good morning, The Worm, Your Honour,
The Crown will plainly show,
The prisoner who now stands before you,
Was caught red-handed showing feelings.
Showing feelings of an almost human nature.
This will not do.

I always said he'd come to no good,
In the end, Your Honour.
If they'd let me have my way,
I could have flayed him into shape.
But my hands were tied.
The bleeding hearts and artists,
Let him get away with murder.
Let me hammer him today.

Crazy.
Toys in the attic, I am crazy.
Truly gone fishing.
They must have taken my marbles away.

(Crazy. Toys in the attic, he is crazy.)

You little boy, you're in it now.
I hope they throw away the key.
You should've talked to me more often than you did.
But no! You had to go your own way.
Have you broken any homes up lately?
Just five minutes, Worm, Your Honour,
Him and me alone.

Baaaaaabe!
Come to Mother, baby.
Let me hold you in my arms.
M'Lord, I never meant wanted for him to get in any trouble.
Why'd he ever have to leave me?
Worm, Your Honour, let me take him home.

Crazy.
Over the rainbow, I am crazy.
Bars in the window.
There must have been a door there in the wall.
For when I came in.

(Crazy. Over the rainbow, he is crazy.)

The evidence before the court is incontravertible.
There's no need for the jury to retire.
In all my years of judging I have never heard before,
Of someone more deserving of the full penalty of the law.
The way you made them suffer,
Your exquisite wife and mother,
Fills me with the urge to deficate! - Go on, Judge, shit on him!
Since, my friend, you have revealed your deepest fear,
I sentence you to be exposed before your peers.
Tear down the wall!

Tear down the wall! Tear down the wall! Tear down the wall!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: