Отличие труда работников судов от других видов интеллектуального труда

Обновлено: 25.04.2024

Кто такие интеллектуальные работники

Сам термин "работник интеллектуального труда" или "knowledge-worker" был введен в оборот в шестидесятых годах. Позже, в качестве развития классификации "цветных воротничков", появился термин "золотые воротнички". Сегодня эта категория сотрудников составляет значительную часть персонала современных корпораций. Западные исследователи относят к этой категории не менее 30 процентов всего работающего населения, и эта цифра все время увеличивается.

Как, в самых общих чертах, выглядит "усредненный портрет" типичных представителей этой социальной группы? В первую очередь,они ориентированы на оперирование в своей работе информацией и знаниями, их профессиональная деятельность не зависит от собственности на средства и условия производства. Интеллектуальные работники идентифицируют себя скорее с профессией, нежели с конкретной организацией или рабочим местом. Им присуща значительная социальная мобильность. Многие из них определяют свои наиболее принципиальные интересы не в терминах максимизации личного богатства, а в категориях собственного интеллектуального роста и развития. Таким образом, к категории интеллектуальных сотрудников можно причислить: программистов, юристов, дизайнеров, консультантов, экспертов и аналитиков, бизнес-тренеров и людей многих других профессий, способных без физических средств производства и без поддержки организации создать готовый продукт.

Все эти обстоятельства обусловливают тот факт, что управлять такими работниками, следуя лишь традиционным принципам менеджмента, практически невозможно. И здесь на первый план выходит система развития, которая способна удержать интеллектуальных сотрудников и повысить производительность компании в целом.

Значимость развития интеллектуальных работников

Особую значимость системе развития интеллектуальных работников как управленческой задаче придает два фактора: необходимость повышения производительности "интеллектуального ресурса" компании и особенности внутренней мотивации самих работников.

Производительность "интеллектуального ресурса" . Очевидно, что производительность является одним из ключевых факторов конкурентоспособности любой компании. Как же добиться ее повышения, если основным производственным оборудованием являютсяне станки и высокоинтеллектуальные компьютеры, а человеческие головы. Эту задачу не удастся решить покупкой нового импортного оборудования, а придется делать "апгрейд" уже существующих голов.

Особенности внутренней мотивации . Многие исследования показывают, что акценты во внутренней мотивации интеллектуальных работников значительно отличаются от акцентов в мотивации традиционных сотрудников. Все как будто переворачивается с ног на голову. Наиболее значимым мотивом становится стремление к новому: новому опыту, новым задачам. При этом на второй план уходят такие традиционные мотиваторы как: материальное и нематреиоальное вознаграждение, комфортность рабочего места, график работы. Развитие и "челендж" становятся основой внутренней мотивации "золотых воротничков".

Особенности развития интеллектуальных сотрудников

В чем же специфика развития интеллектуальных работников? Как подходить к решению этой задачи менеджерам "интеллектуальных" компаний?

На наш взгляд, существует пять ключевых принципов построения системы развития интеллектуальных сотрудников:

    Развитие начинается уже при входе в организацию. В компанию должны попадать только те люди, которые испытывают "жажду нового интеллектуального опыта" и развития. Для этого в процедуру оценки и отбора кандидатов необходимо заложить такие критерии как: успешные примеры учебы ВУЗе и обучения в других организациях, эффективность самостоятельного обучения и развития, цели профессионального и личного развития на ближайшие 3-5 лет.

Таким образом, создание системы развития, нацеленной на создание условий для самостоятельного развития "золотых воротничков", способно:

    Удержать интеллектуальных сотрудников в компании, предоставив им возможность более динамично, чем при работе на самих себя, расти и развиваться



Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад


Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад


Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад


Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад


Дарья неделю назад

Иван, помощь с обучением неделю назад

Обычная ситуация: научный сотрудник НИИ создал разработку, а потом решил использовать ее в коммерческих целях. Он создает стартап и уходит из НИИ в бизнес со своими, как он уверен, разработками. Работодатель подает в суд: мол, права на изобретение принадлежат компании. Она платила сотруднику зарплату, предоставила ему лабораторию, приборы и материалы, доступ к информации и т. д. Новый продукт или технология, созданные работником при выполнении трудовых обязанностей, – это служебный результат интеллектуальной деятельности. Так кто имеет право на нем зарабатывать – работник или работодатель? Вот четыре ключевых правила для работника, желающего защитить свои разработки.

1. Работодатель должен платить за продукт, который использует.

Основная проблема – отсутствие строгой обязанности работодателя платить автору вознаграждение за использование плодов его интеллектуального труда. По закону он вроде должен это делать, но не обязан.

Размеры и формы оплаты определены в постановлении правительства № 512 от 4 июня 2014 г. «Об утверждении правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы». Авторские отчисления работнику должны составлять не менее 20% его средней заработной платы.

Важно заранее указать размер авторской премии в трудовом договоре – она может значительно превышать минимум, установленный правительством. Независимо от того, подал работодатель заявку на патент или сохранил изобретение в секрете, он обязан выплатить работнику вознаграждение.

Допустим, сотрудник разработал новый продукт в одной организации, а потом перешел в другую. Должен ли работодатель оплачивать интеллектуальный труд уволенного сотрудника? Должен, но это касается лишь изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. По другим продуктам интеллектуального труда прекращение трудовых отношений подразумевает и прекращение выплат.

2. Требуйте внести все вопросы авторского права в трудовой договор и соглашения.

Как быть с плодами интеллектуального труда, не упомянутыми в постановлении правительства? К этой категории относятся, например, произведения науки, литературы и искусства, аудиовизуальные произведения, кино. А кому принадлежит право использовать разработки, если сотрудник их создал на рабочем месте, но не по заданию работодателя? По сути, они не имеют никакого отношения к работодателю. Судебная практика однозначного ответа не дает. Поэтому все условия, связанные с интеллектуальным трудом и авторским правом, нужно заранее описать в трудовом договоре или отдельном соглашении. Такой документ может носить название «Соглашение о служебных результатах интеллектуальной деятельности». В нем нужно указать конкретно, что на производстве будет являться трудовыми обязанностями работника, а что – свободным творчеством.

Составление соглашений в интересах двух сторон. Ведь работник всегда может заявить: «А где написано в моих должностных обязанностях, что все результаты интеллектуальной деятельности, полученные моим титаническим умом, являются служебными? Я считаю их свободными». И тогда спор, скорее всего, переместится в суд.

3. Действуйте по Гражданскому кодексу (ГК).

Предположим, вы создали продукт, на который может распространяться охрана прав на интеллектуальную собственность. А дальше нужно руководствоваться ГК. Согласно ГК вы обязаны уведомить работодателя о разработке, желательно в письменном виде. Тогда работодатель должен ответить письменно, а переписку можно использовать в суде.

Понятие и значение дисциплины «Организация работы в судах общей юрисдикции по подготовке и рассмотрению административных гражданских и уголовных дел». Связь дисциплины с другими дисциплинами.

Судебная система Российской Федерации. Суд как орган судебной власти, осуществляющий правосудие.

Понятие судебных звеньев и судебных инстанций, их значение для организации судебной деятельности.

Понятие и общая характеристика принципов правосудия, их законодательное закрепление.

Понятие компетенции суда общей юрисдикции. Подсудность дел судам общей юрисдикции согласно судебных инстанций ( родовая подсудность).

Понятие, цели и направления организации работы в судах. Отличие труда работников судов от других видов интеллектуального труда.

Организация работы мирового судьи и аппарата мирового судьи.

Районный суд. Должностной состав районных судов.

Полномочия председателя районного суда по организации работы суда.

Понятие, цели и задачи научной организации труда для обеспечения судебной деятельности. Основные направления научной организации труда применительно к судебной системе.

Организация работы судьи и аппарата судьи по подготовке дел к судебному разбирательству в суде 1-й инстанции.

Организация работы суда апелляционной инстанции и судьи районного суда, мирового судьи по рассмотрению дел в порядке апелляционного производства.

Организация работы суда по рассмотрению кассационных жалоб.

Организация работы суда по рассмотрению дел в порядке надзора.

Организация работы в Верховном Суде Российской Федерации.

Организация работы суда по заявлениям, поступившим в суд после рассмотрения дела по существу и вступления судебного акта в законную силу.

Методики изучения уголовных и гражданских и административных дел судьями при осуществлении правосудия.

Планирование работы по рассмотрению и разрешению дел. Организация работы суда по извещению участников судебного разбирательства о дате и времени судебного разбирательства.

Организация работы судов по обеспечению участия присяжных заседателей в осуществлении правосудия. Порядок составления списков присяжных.

Правовое положение лиц участвующих в административном деле.

Правовое положение лиц, участвующих в уголовном деле.

Правое положение лиц участвующих в гражданском деле.

Порядок ведения делопроизводства в судах ( общие правила).

Работа судов Российской Федерации по информатизации и соблюдению прав граждан и организаций на информацию о делах, рассматриваемых судом.

Правовой статус секретаря судебного заседания. Организация его работы. Порядок организации работы по оформлению протокола судебного заседания и оформлению судебного дела.

Правовой статус помощника судьи, помощника председателя суда. Организация работы помощников и их профессиональные функции.

Правовой статус специалиста отдела суда, секретаря суда. Права и обязанности данных работников аппарата суда.

Организация работы судов по вопросу взаимодействия со средствами массовой информации. Размещение информации в Интернете. Значение принципа открытости правосудия для общества.

Организация работы по обеспечению судей и работников аппаратов судов юридической литературой, данными судебной практики и статистики.

Способы организации работы суда по подготовке и рассмотрению дел в зависимости от их категорий.

Объем эссе в каждом случае определяется преподавателем. В среднем он равен 3-4 машинописным страницам.

Оценивание эссе: конкретные процедуры и правила оценивания эссе обычно устанавливаются преподавателем, но общие требования к качеству письменной работы могут оцениваться по следующим критериям:

Основные критерии и показатели оценки эссе:

Диапазон и качество (уровень) используемого

Четкое и полное определение рассматриваемых

понятий (категорий), приводя соответствующие

Умелое использование приемов сравнения и

обобщения для анализа взаимосвязи понятий и

явлений. Личная оценка (вывод), способность

фактов и проблем

Язык и стиль работы

грамматических и стилистических норм русского

Оформление текста с полным соблюдением правил

русской орфографии и пунктуации, методических

требований и ГОСТа.

5.2. Тематика письменных работ (эссе)

1. Какое, на Ваш взгляд, имеет значение ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД

в современном обществе?

2. Как Вы можете объяснить понятие «УЧЕБНЫЙ ТРУД»?

3. Какое, на Ваш взгляд, занимают место ЗНАНИЯ в системе ценностей человека и общества?

4. Дайте краткую характеристику ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТАМ культуры интеллектуального труда студента вуза?

5. Какое, на Ваш взгляд, оказывают влияние НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ на форму и содержание учебного труда студента вуза?

6. Какие Вы можете назвать/раскрыть ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА студентов в условиях современной информационно-образовательной среды?

7. Какие, с Вашей точки зрения, наиболее значимые/важные КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня культуры интеллектуального труда студентов? Почему?

8. Какие, на Ваш взгляд, самые эффективные ПРИЕМЫ САМООЦЕНКИ уровня культуры интеллектуального труда. Почему?

9. Что относят к ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ в деятельности человека/студента? Почему?

10. Что Вы отметите отрицательного/положительного в РОЛИ ЭМОЦИЙ

в познавательной деятельности?

11. Как Вы оцениваете ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА в нашем вузе (нормы, правила, символы)?

12. Что Вы можете отметить положительного/отрицательного в ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМАХ организации учебного труда в вузе?

13. Чем для Вас привлекательны ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ организации учебного труда в вузе? Что означает понятие «инновация»?

14. Какие ПРИЕМЫ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА («управления временем») Вы используете в учебной работе? Почему?

15. Как правильно ПОСТАВИТЬ ЦЕЛИ в учебной деятельности? Что для этого необходимо?

16. Как Вы раскроете понятие «ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ» в учебной деятельности?

17. Какие Вы можете привести примеры СХЕМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА принятия решений?

18. Какие характерные ОШИБКИ В ПРОЦЕССЕ принятия решений Вы можете привести?

19. В чем суть ЭТИЧЕСКОГО АСПЕКТА принятий решений? В чем моральная дилемма?

20. В чем, на Ваш взгляд, заключается ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ в учебной деятельности?

21. Какие, на Ваш взгляд, основные ПРАВИЛА И ОШИБКИ ДИАЛОГА «студент-преподаватель»?

22. Какие Вам известны ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ эффективной работы с учебным текстом?

23. Какие, с Вашей точки зрения, являются наиболее эффективными ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ учебной информации?

24. Что Вы считаете наиболее важным/значимым в ТЕХНИКЕ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ студента/преподавателя?

25. В чем, на Ваш взгляд, состоят ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ работы студента?

26. Какие Вы считаете наиболее эффективными ФОРМЫ КОНТРОЛЯ в учебной работе?

27. В чем, на Ваш взгляд, состоит необходимость и возможность ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ интеллектуального труда?

28. Считаете ли Вы необходимым/возможным ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ в учебном труде студента? Как избежать плагиата при выполнении письменных контрольных работ?

29. Что, на Ваш взгляд, положительного/отрицательного в использовании НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в учебной работе?

30. Какие для Вас наиболее привлекательные/эффективные ПРИЕМЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ в учебной деятельности?

5.3. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятия «культура умственного труда».

2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры.

3. Охарактеризуйте составляющие умственного труда.

4. Раскройте особенности высшего профессионального образования.

5. Дайте характеристику основным формам организации обучения:

лекции, семинару и лабораторному занятию.

6. Назовите и охарактеризуйте основные виды самостоятельной работы студентов.

7. Перечислите основные права и обязанности студентов.

8. Перечислите основные формы организации обучения в вузе.

9. Перечислите основные формы контроля учебных достижений студентов.

10. Какие основные виды чтения Вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

11. Перечислите основные требования к составлению плана, тезисов,

12. Перечислите основные требования к устному выступлению.

5.4. Варианты тестовых заданий для самопроверки

1. Процесс взаимодействия студента со средой называется:

2. Обобщенная характеристика познавательных возможностей человека – это …

3. Высокий уровень развития творческих способностей называется …

4. Ведущей формой обучения в вузе является …

5. Одним из самых сложных видов самостоятельной работы студентов является …

6. Период обучения в вузе, являющийся ключевым для формирования полноценной учебной деятельности студента – …

7. Рабочим органом при осуществлении интеллектуального труда является _________.

8. Наиболее значимыми общеучебными умениями являются:

9. Ядром общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, является культура ______________ труда.

10. Соответствие между компонентами структуры интеллектуального труда и их содержанием:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: