Отличие третейского суда от арбитражного суда

Обновлено: 24.04.2024

С 1 сентября 2016 года нормы данного документа не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

Факты о третейских судах

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания. Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований. Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

Факты об арбитражных судах

Под арбитражными судами принято понимать государственные органы, входящие в систему судебной власти. Их основная специализация, как и в случае с третейскими судами, — рассмотрение хозяйственных споров. Работа арбитражных судов в РФ регулируется федеральным законодательством. Стороны споров никак не влияют на их формирование и состав.

Обжалование решений арбитражей может быть осуществлено в любом случае — в течение 1 месяца после проведения слушания. При этом оспорить решение судей способно любое лицо, необязательно кто-либо из участников споров. В ходе обжалования иногда происходит пересмотр дела по существу. Суд вправе истребовать доказательства по рассматриваемому спору.


Сторона, в пользу которой арбитражем было принято решение, может рассчитывать на исполнение оппонентом своих обязательств в принудительном порядке. Для этого ей нужно запросить в соответствующем учреждении исполнительный лист — как только решение вступит в силу.

Арбитражные процессы, как правило, открытые. В рамках судебных слушаний, проводимых судами, о которых идет речь, обязательно ведется протокол.

Срок рассмотрения споров арбитражами — порядка 6 месяцев, если говорить о слушаниях в первой инстанции.

Сравнение

Главное отличие третейского суда от арбитражного — в том, что организации первого типа являются негосударственными, вторые, наоборот, входят в систему органов власти. Отсюда — разница между ними в таких аспектах, как:

  • механизм учреждения и формирования состава судей;
  • порядок обжалования, исполнения решений;
  • степень открытости судебных процессов, протоколирование слушаний;
  • сроки рассмотрения споров.

С точки зрения предмета споров работа третейских судов и арбитражей очень схожа.

Наглядно отобразить, в чем разница между третейским и арбитражным судом, мы можем с помощью небольшой таблицы.

Третейский суд – это единоличный арбитр (третейский судья) или коллегия арбитров, избранные в согласованном порядке сторонами или назначенные Арбитражным учреждением для разрешения спора, возникшего из гражданско-правовых отношений.

Третейский суд рассматривает споры между юридическими лицами, юридическими лицами и гражданами, а также граждан между собой.

Виды третейских судов

Деятельность российских третейских судов регулируется на трех уровнях:

общеевропейский третейский суд;

федеральный третейский суд;

местный третейский суд.

Какие дела рассматривает третейский суд

Третейские суды рассматривают те же дела, что и арбитражные суды и суды общей юрисдикции, но с некоторыми исключениями.

Стороны могут передать в третейский суд дела, связанные с:

- корпоративными спорами, то есть спорами о «внутренних делах» компании:

о принадлежности акций;

долей в уставном капитале;

об ущербе, причинённом компании действиями её руководства и т.д.

- договорами (подряда, поставки, купли-продажи, аренды, мены, перевозки и любыми другими договорами);

- финансовыми отношениями между компаниями;

- защитой деловой репутации.

Отличия третейского суда от арбитражного и суда общей юрисдикции

Главное отличие: третейские суды создаются компаниями, арбитражные суд и суды общей юрисдикции учреждаются государством.

Но есть и другие отличия:

- В возможности обратиться в суд:

в третейские суды стороны обращаются только по взаимному согласию. Требуется оформление арбитражного соглашения, в котором стороны указывают, что они обязуются обратиться в третейский суд при возникновении спора. Если стороны не договорятся, то придётся идти в арбитражный суд;

для обращения в арбитражные суды и суды общей юрисдикции никаких договорённостей ни о чем не нужно.

- В части назначения судей:

в третейских судах стороны сами определяют количество судей третейского суда (арбитров) и сами их выбирают;

в арбитражных судах и судах общей юрисдикции стороны никак не могут повлиять, какой судья или судьи будут разбирать их дело.

- В части оплаты работы судов:

в третейском разбирательстве стороны оплачивают работу арбитра и его расходы на производство по делу, в том числе расходы на проезд и подобные. Также стороны оплачивают работу переводчиков и экспертов и другие расходы третейского суда;

арбитражные суды и суды общей юрисдикции финансируются государством.

- В части полномочий судов:

третейский суд сам определяет пределы своих полномочий;

полномочия арбитражных судов и судов общей юрисдикции определены законами, то есть государством.

Почему компании обращаются в третейские суды

Компании обращаются в третейские суды по следующим причинам:

разбирательство в третейских судах проходит, как правило, быстрее, чем в арбитражных;

третейские суды куда менее формальны, чем арбитражные суды;

участники спора могут выбирать арбитра сами, ориентируясь на профессиональные качества третейского судьи;

как правило, авторитет третейских судов более высокий по сравнению с арбитражными судами.

Третейское соглашение

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в разделе «Порядок разрешения споров» договора или в дополнительном соглашении к действующему договору. Также третейское соглашение может быть заключено в виде отдельного письменного соглашения. Такое соглашение возможно заключить на любой стадии спора, в том числе если дело уже находится в государственном суде (до принятия решения в первой инстанции).

Третейская оговорка может быть трех видов:

альтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение по выбору истца, или в , или в »;

безальтернативная оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в »;

конкретизирующая оговорка. Текст оговорки будет выглядеть следующим образом: «Споры, связанные с передаются на разрешение в . Все остальные споры передаются на разрешение в ».

Требования к третейскому судье

Арбитр (третейский судья) - это физическое лицо достигшее возраста 25 лет.

Если третейский судья председательствует в коллегии или рассматривает дело единолично, то он:

обязан иметь высшее юридическое образование;

не должен иметь не снятую или не погашенную судимость.

Также должны отсутствовать какие-либо компрометирующие сведения.

Порядок третейского судопроизводства

В третейский суд с иском может обратиться любое юридическое или физическое лицо.

Иск может быть в отношении любого юридического или физического лица.

Основание для принятия иска к рассмотрению третейским судом

Основанием для принятия иска к рассмотрению третейским судом является третейское соглашение - письменное соглашение сторон о передаче спора по заключенному между ними договору в конкретный третейский суд.

Истец уплачивает третейскому суду третейский сбор, в порядке и размере установленном регламентом.

Рассмотрение иска чаще всего проходит в одно судебное заседание.

Состав третейского суда для разрешения иска

Состав третейского суда для разрешения иска может определяться либо регламентом третейского суда, либо третейским соглашением.

Состав третейского суда может быть единоличным или коллегиальным. В первом случае судья выбирается сторонами либо назначается председателем суда. Во втором случае стороны предлагают своих арбитров, которые затем выбирают председательствующего третейского судью из списка судей третейского суда.

Результат третейского разбирательства

Результат третейского разбирательства оформляется судебным решением, которое незамедлительно становится обязательным, если в третейской записи стороны не предусмотрели иного.

Исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда подлежит немедленному добровольному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению.

Штрафные санкции за неисполнение решения третейского суда

За неисполнение решения третейского суда проигравшей стороной добровольно, третейским соглашением или регламентом может быть предусмотрен штраф.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. часть суммы санкций, определяемых третейским судом, учитывается налогоплательщиком в целях . международного коммерческого арбитража или решения третейского суда, а также учитывая позицию, . . Учитывая изложенное, доходы арбитра (третейского судьи), полученные от указанной деятельности, облагаются . применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих . договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража Страховые взносы .

. -11/68813). Уплата НПД арбитром (третейским судьей). Согласно ст. 2 Федерального закона . разбирательстве) в Российской Федерации» арбитром (третейским судьей) является физическое лицо, избранное сторонами . законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража . от правовой квалификации статуса арбитра (третейского судьи). В Письме ФНС России от .

. установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, возникающих между . выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, и, соответственно .

. установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение в третейском суде споров, возникающих между . выручкой от реализации услуг, оказываемых третейскими судами на платной основе, и, соответственно .

. листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в . листа на принудительное исполнение решения третейского суда и т.д. По инициативе .

. . № 03-03-06/1/101901 Третейские суды не входят в судебную систему . сторонами при разрешении спора в третейском суде, по нашему мнению, не могут . , связанные с разрешением спора в третейском суде (статья 22 Закона N 382 .

. Поскольку полученные денежные средства арбитром (третейским судьей) в рамках осуществления им арбитража . налогообложения. Учитывая изложенное, доходы арбитра (третейского судьи), полученные от указанной деятельности, облагаются .

. . № 03-03-06/1/101901 Третейские суды не входят в судебную систему . сторонами при разрешении спора в третейском суде не могут рассматриваться по аналогии . , связанные с разрешением спора в третейском суде (статья 22 Закона N 382 .

. отрицательного факта: «Доказывая нелегитимность решения третейского суда, конкурсному кредитору достаточно представить суду .

. , в том числе исполняя решения третейского суда или международного коммерческого арбитража, такие .

Третейский суд считается альтернативой государственной судебной системе. В России его деятельность подчинена законодательному регулированию, а исполнение его решений реализуется только через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Виды третейских судов

Классификация третейских судов:

  • Арбитраж внутренних споров.
    Третейские суды для разрешения внутрироссийских споров делятся на 2 вида:
    • Первый вид — арбитражное учреждение (ранее – постоянно действующий третейский суд);
    • Второй вид — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

    Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при НКО (некоммерческая организация). Учитывая список требований и ограничений, перечень таких некоммерческих организаций сведен к минимуму. Фактически создание арбитражного учреждения невозможно без соответствующего решения со стороны государства (Правительства).

    Подсудность

    В рамках третейского разбирательства могут быть рассмотрены только споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

    Обязательные условия передачи спора на рассмотрение в третейский суд:

    • Соглашение сторон.
    • Отсутствие законодательного запрета на передачу спора в третейский суд (определенной категории споров).

    На рассмотрение третейского суда стороны вправе передать любой спор, посудный арбитражному суду или суду общей юрисдикции, если в законах не установлено для такого спора запрета или ограничения.

    Арбитражное соглашение

    Наличие арбитражного соглашения – ключевое условие передачи спора на разрешение третейского суда.

    • Соглашение может касаться определенных или всех возможных между сторонами споров, которые возникли или могут возникнуть из договорных отношений и (или) законного основания.
    • Соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть условием договора (арбитражная оговорка) или отдельным документом.
    • Письменная форма считается соблюденной, если стороны обменялись письмами, телеграммами, факсами, процессуальными или иными документами, в том числе в электронной форме. Главное – наличие возможности достоверно установить, что документ исходит от конкретной стороны.

    Практика и тенденции

    Если в США и ряде европейских стран третейское разбирательство коммерческого спора – это скорее норма (более 50-60% всех споров), чем возможность, то в России все далеко не так. До реформы 2015-2017 гг. многие предприниматели называли третейские суды не иначе как «судами-помойками» или «карманными судами». Другие относились с настороженностью. И мало кто видел в них действительно эффективную альтернативу федеральным судам. Этим, собственно говоря, и была обусловлена реформа.

    На сегодняшний день в масштабе всех рассматриваемых федеральными судами гражданских споров доля третейских разбирательств крайне невелика: грубо говоря, несколько тысяч против миллионов дел. С вступлением нового закона все ждали кардинальных перемен, но пока картина существенно не поменялась. Напротив, некоторые отмечают, что спрос на третейские суды серьезно упал.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;

    2) арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);

    3) администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора;

    4) арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;

    5) иностранное арбитражное учреждение - организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица;

    7) компетентный суд - суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;

    8) комитет по назначениям - коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

    9) постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;

    10) правила арбитража - правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;

    11) правила арбитража корпоративных споров - правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, предусмотренных частью 7.1 статьи 45 настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12) правила постоянно действующего арбитражного учреждения - уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора;

    13) прямое соглашение - соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 2 статьи 41, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража;

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 295-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14) стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

    15) суд - орган судебной системы Российской Федерации или иностранного государства;

    16) третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров;

    17) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);

    18) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции;

    19) учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража;

    20) учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника;

    21) электронный документ, передаваемый по каналам связи, - информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: