Отличие страшного суда от частного

Обновлено: 28.03.2024

Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно видеть место для частного суда. А как знаем из слова Божия, в воздушном пространстве вращаются злые духи. Следовательно, душа, стремящаяся в небесное отечество, встречается со злыми духами. Святой Афанасий Великий и говорит о воздушном пространстве в этом именно смысле, равно как приводит здесь слова апостола Павла о служителях князя власти воздушные. Бесы препятствуют душе достигнуть того места (т. е. неба), которого сами лишились и в котором сами не надеются быть более. Какое право они имеют останавливать душу? То же самое, в силу которого являлись к грешнику при разлучении души его от тела, т. е. что грешник совершал одинаковые с ними дела, следовательно, должен пойти в одно с ними место, подвергнуться одинаковой с ними участи. Они готовы сказать в это время надушу все (как и слышали их святые Божий говорящими в минуты своих особенных видений), например, «эта душа наша; до самой смерти она грешила, осквернялась не только естественными, но и сверхъестественными грехами; к тому же она осуждала ближнего, а что всего хуже – умерла без покаяния». По крайней мере, «свободный ли доступ бесы дают душам праведным?» Нельзя сказать и этого; потому что одни из праведников вначале также были тяжкими грешниками, а другие с добрыми своими делами соединяли также дела грешные. А злые духи радуются только о неправде, радоваться же о истине не способны. Им был бы только повод, к чему сделать притязание, чем бы обвинить душу. Антоний Великий говорит о собственно душе, которую видел отделившеюся от тела и возносимою на небо. Бесы усиливались выставить грехи, которые он допустил от самого рождения. Но напрасно было их усилие, потому что грехи юных лет преподобный давно очистил покаянием и строгим подвижничеством. После этого они прямо слагали на него небывалые грехи [43]. И святой Кирилл Иерусалимский учит: «Особенно неким образом (дьявол) истязует душу, представляя и исчисляя все грехи и беззакония, сделанные нами делом, словом, в ведении и неведении, от юности до дня кончины, когда душа вземлется на суд Божий [44]. Все эти нападения бесов на душу согласны с учением слова Божия, потому что «день лют», которого мы должны опасаться со стороны их (примите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют) [45], по мнению толковников [46], относится также и к частному суду. Брань христианской души с духами злыми бывает в это время, так сказать, лицом к лицу, и душа может защитить себя только лишь запасным всеоружием, т. е. обилием добрых дел.

«Одни злые духи встречают в воздушном пространстве, как бы в своей области, души мертвецов, стараясь затем обвинить эти души, или же нет?» Нет, в свою очередь и св. ангелы сходят с неба к этим душам, чтобы сопутствовать им и защитить их от клевет бесовских. О Лазаре-нищем сказано прямо, что, когда он умер, ангелы понесли его душу в рай [47]. И если ангелы (как известно) являются к праведным душам в минуты разлучения их от тел: не тем ли более надобно ожидать, что они окажут свою помощь этим душам во время тайного суда над ними? Церковь выражает свое верование на сей раз во множестве своих молите: «Ко ангелом очи возводящи бездельно молится, к человеком руце простирающи, не имать помогающего» [48]. Так и св. угодники, молясь перед смертью своею против напастей со стороны духов злых, которые предвидели для себя на суде тотчас после смерти, просили Бога, чтоб Он не оставил их в это время своею зашитою чрез ангелов [49]. Св. Златоуст учит: «Тогда нужны нам… многие помощники…, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство». Тот же вселенский учитель говорит от лица умерших младенцев: «Мы имели благонадежных руководителей: руководившие нас ангелы возрадовались» [50] Св. Кирилл александрийский еще учит: «Небесные силы стоят против чистых духов и приносят добрые деяния души… между добрыми и злыми ангелами стоит душа в страхе и трепете… смотря (на духов злых) она смущается, приходит в волнение, мечется, старается укрыться, чтобы не видеть их, к ангелам Божиим» [51].

Сколько известно в «Четиях-Минеях» откровений, которыми ясно доказывается сопребывание душам на суде св. ангелов! Так, в жизни того же Антония Великого говорится, что, когда бесы клеветали на его душу вслед за смертью, ангелы останавливали клеветников. Св. Нифонт поставляет на вид прение ангелов с духами злыми из-за душ судимых. Именно: злые духи, обвиняя одного мертвеца, говорили, что этот мертвец тяжко грешил на земле дай умер без покаяния. Ангелы же ответили: «Не поверим ни вам, ни отцу вашему – сатане, доколе не спросим ангела-хранителя этой души». Ангел-хранитель сказал: «Точно, много согрешил этот человек, но только что сделался болен, начал плакать и исповедывать свои грехи [52].

«Долго ли продолжается над душою послесмертный суд?» Сорок дней [53], как верует православная церковь. Особо этот суд начинается для каждой души, особо же и следует до самого конца, потому что каждый человек умирает в свое определенное время. Некрещеные же люди прямо (без суда) поступают во власть дьявола [54].

Наконец, «чем оканчивается этот суд?» Ту душу, которая устоит на нем, встречает множество св. ангелов. Так, св. Нифонт видел, что ангелы выходили из врат небесных навстречу к одной праведной душе и, приветствуя эту душу, прославляли Бога, который не предал её в руки врагов. Богоносные отцы открывают нам: «Если душа окажется по благочестивой жизни достойною… то принимают её ангелы Божий, и уже без печали совершает она свое шествие, имея спутниками святые силы [55]; если победят её дела, ангелы воспевают ей песнь хвалы и ведут её с веселием пред лице Божие: в тот час она забывает все, принадлежащее к земной жизни, и все понесенные ею труды»: и еще: «когда это совершилось (то есть, когда душа достигла до неба), руководившие нас ангелы возрадовались: они начали лобызать нас» [56]. Что же до душ грешных, то и эти души вначале сопровождаются ангелами. Но в последующем пути своем они решительно задерживаются и затем по насилию от бесов бывают низводимы в ад. Так, тот же преподобный Нифонт видел низведенным в ад человека, который был и блудником, и волшебником, и грабителем, наконец, – и умер без покаяния. «Если какая душа окажется жившей в небрежении и распутстве (говорит егв. Кирилл александрийский), св. ангелы оставляют ее, и она подвергается власти мрачных демонов».

Когда же обе стороны для судимой души будут в равновесии, т. е. когда и ангелы представят добрые дела её к оправданию, и злые духи припомнят столько же грехов её к осуждению, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется недостаток добрых дел против преобладающего количества злых (см. брош. прот. Е. Попова: «Суд Божий над человеком вслед за смертию его»).

Частный суд

Частный суд Земная жизнь каждого человека оканчивается смертью: «о Адаме вси умирают» (1 Кор. 15, 22). Но ни одна жизнь человеческая не остается без следа. «Как в картине есть один господственный цвет и в аккорде — господственный тон, так жизнь каждого носит с, который ясно

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека.

§ 248. Обстоятельство, предваряющее частный суд: смерть человека. Частный суд, как учит православная Церковь, бывает для человека вдруг по смерти его, которая, таким образом, является существенным обстоятельством, предваряющим этот суд (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61).

§ 175. Частный суд

§ 175. Частный суд Телесной смертью оканчивается для человека время подвигов и начинается время воздаяния. Вслед за смертью Бог совершает Свой праведный суд, называемый, в отличие от последнего и всеобщего суда, судом частным, на котором назначает загробную участь душам

Кругооборот душ общий и частный

Кругооборот душ общий и частный Вопрос: С одной стороны, говорится, что в результате кругооборота душа (наверное, зародыш, ведь души-то у человека еще нет) «набирается» страданий. Однако, с другой стороны, в каждый момент времени душа в человеке меняется, т.е. нельзя

Как это происходит

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета– Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто знает,

Как происходит Причащение

Как происходит Причащение Итак, исповедались.Бережем себя от любого греха – хотя бы до утра стараемся не нагрешить наново.Дома нужно прочитать «Правило к Святому Причащению». Оно есть в молитвословах. В составе правила: • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу

Как это происходит

Как это происходит Глас народа. Откровения из Интернета – Ой, только не морочьте мне голову! Мало, что ли, у меня проблем? Придем, заплатим, батюшка все сделает, что надо.– Да мне однофигственно, что там будет делаться и говориться!– Где уж нам разобраться. Пусть кто

Как происходит обручение

Как происходит обручение Жених и невеста по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ?

ЧТО ЖЕ С НАМИ ПРОИСХОДИТ? Духовность — основа существования человека, главная составляющая его жизни. Ошибаются думающие, что это абстрактная отвлеченность, которая может быть, а может и не быть. Само понятие «бездуховный человек» неверно, ибо человек всегда духовен, вот

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон.

5. Частный случай: Студийский синаксарь и Иерусалимский типикон. Полученные результаты могут быть использованы при рассмотрении частных вопросов исторической литургики, одним из которых является вопрос о происхождении Иерусалимского типикона. В данном случае следует

3. Как происходит частный суд?

3. Как происходит частный суд? Суд этот бывает одновременно с тем, как душа проходит от земли в духовный мир. Душа же должна совершить свой путь чрез воздух, или, точнее сказать, тем пространством, которое находится между землей и небом. Здесь-то, по учению св. отцов, и нужно

1.2. Частный суд

1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине

6. Частный суд

6. Частный суд В православном догматическом богословии прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит

XXI. Святая Всемогущая Воля. Почему Все Происходит так, как Происходит и тогда, когда Происходит МИРДАД: Как странно, что вы, дети Пространства и Времени, все никак не осознаете, что Время — это всеобщая память, записанная на скрижалях Пространства.Если даже вы, ограниченные

Ча́стный Суд — Суд Божий над душой чело­века, совер­ша­е­мый после его смерти, пред­ва­ря­ю­щий окон­ча­тель­ное опре­де­ле­ние его участи на Страш­ном Суде.

Какова была посмерт­ная участь людей во вре­мена Вет­хого Завета?

В дохри­сти­ан­ские вре­мена душа каж­дого умер­шего чело­века неиз­бежно ока­зы­ва­лась в аду. Ад пред­став­лял собой глу­бо­чай­шую замкну­тую про­пасть, рас­по­ло­жен­ную в недрах земли, и вклю­чал в себя мно­же­ство обособ­лен­ных мест ( Еф. 4:9 ). Разным местам пре­ис­под­ней, или разным тем­ни­цам, соот­вет­ство­вали разные уровни гре­хов­но­сти зато­чён­ных там душ. Среди адовых темниц выде­ля­лись более воз­вы­шен­ные и более низ­мен­ные. Послед­ние пред­на­зна­ча­лись для злост­ных нече­стив­цев ( Иез. 32:23 ) (см. подроб­нее: Рай и ад: два места или два состо­я­ния? ).

Эти тем­ницы насе­ля­лись чело­ве­че­скими душами не по лич­ному про­из­волу, а согласно Божьему реше­нию или Суду: «У Меня отмще­ние и воз­да­я­ние» ( Втор.32:35 ).

Так, о греш­ни­ках сооб­ща­лось, что «как овец, заклю­чат их в пре­ис­под­нюю, смерть будет пасти их» ( Пс.48:15 ). А о пра­вед­ни­ках гово­ри­лось: «души пра­вед­ных в руке Божией, и муче­ние не кос­нется их» ( Прем.3:1 ).

В реа­ли­за­ции опре­де­ле­ний Божьего Суда участ­во­вали добрые ангелы и злые духи. Поло­жим, о пра­вед­ном Лазаре сооб­ща­ется: «Умер нищий и отне­сен был Анге­лами на лоно Авра­амово» ( Лк. 16:22 ). А о безум­ном зем­ле­вла­дельце заме­чено: «Бог сказал ему: безум­ный! в сию же ночь душу твою возь­мут у тебя» ( Лк. 12:20 ). «Взять» и похи­тить чело­ве­че­скую душу — харак­терно для демо­нов. «Гос­поди, Боже мой! — взывал псал­мо­пе­вец… — Да не похи­тит он, как лев, душу мою, когда нет изба­ви­теля и спа­си­теля» ( Пс. 7:1-2 ).

О раз­ли­чии мест посмерт­ного пре­бы­ва­ния пра­вед­ни­ков и без­за­кон­ни­ков рас­ска­зы­ва­ется в притче о бога­том и Лазаре ( Лк. 16:22-23 ). Внут­рен­нее состо­я­ние греш­ни­ков отме­чено там как крайне тяжё­лое и мучи­тель­ное. Кроме того, в притче при­во­дятся слова Авра­ама о невоз­мож­но­сти сво­бод­ного пере­дви­же­ния пра­вед­ни­ков ко греш­ни­кам и наобо­рот: «между нами и вами утвер­ждена вели­кая про­пасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не пере­хо­дят» ( Лк. 16:26 ).

Что изме­ни­лось с При­ше­ствием Христа?

В резуль­тате Искуп­ле­ния чело­века Сыном Божьим ад пере­стал быть един­ствен­ным, без­аль­тер­на­тив­ным посмерт­ным при­ста­ни­щем душ. Через Подвиг Христа чело­веку открылся вход в Цар­ство Небес­ное. Воз­мож­ность пере­се­ле­ния в Горнее Цар­ство даро­вана всем. Однако реа­ли­зу­е­мость этой воз­мож­но­сти зави­сит от того, насколько жизнь чело­века соот­вет­ствует жизни Христа.

Святые, при­над­ле­жав­шие к ранней Церкви, не имели и тени сомне­ния в том, что душа пра­вед­ного чело­века, по смерти, попа­дает на Небеса. «Ибо знаем, — учил апо­стол Павел — что, когда земной наш дом, эта хижина, раз­ру­шится, мы имеем от Бога жилище на небе­сах, дом неру­ко­тво­рен­ный, вечный» ( 2Кор. 5:1 ). Хижина, в этом стихе, озна­чает брен­ное тело, а дом неру­ко­тво­рен­ный и вечный — дом Отца ( Ин. 14:2 ).

О том, что Небес­ных оби­те­лей дости­гает не каждый, известно из слов Иску­пи­теля: «Не всякий, гово­ря­щий Мне: “Гос­поди! Гос­поди!”, войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного» ( Мф. 7:21 ); «если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­сеев, то вы не вой­дете в Цар­ство Небес­ное» ( Мф. 5:20 ).

Нече­сти­вые души, отде­лив­шись от тела, попа­дают в геенну, во ад. «И если соблаз­няет тебя рука твоя, — настав­лял Иску­пи­тель, — отсеки ее; лучше тебе увеч­ному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неуга­си­мый»( Мк. 9:43 ). Он также сви­де­тель­ство­вал: «Кто не пре­бу­дет во Мне, изверг­нется вон, как ветвь, и засох­нет; а такие ветви соби­рают и бро­сают в огонь» ( Ин. 15:6 ).

Как в вет­хо­за­вет­ный, так и в ново­за­вет­ный период посмерт­ное опре­де­ле­ние участи души, в соот­вет­ствии с обе­то­ва­нием — «Я воздам» ( Рим.12:19 ), — про­из­во­дится Божьим Судом: «чело­ве­кам поло­жено одна­жды уме­реть, а потом суд» ( Евр.9:27 ).

Ярким, выра­зи­тель­ным при­ме­ром подоб­ного Суда служат слова Сына Божия, адре­со­ван­ные бла­го­ра­зум­ному раз­бой­нику: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). Правда, в силу исклю­чи­тель­ных обсто­я­тельств, Божье реше­ние о посмерт­ной судьбе было открыто раз­бой­нику при­жиз­ненно.

Почему Част­ный Суд име­ну­ется Част­ным?

  1. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда он совер­ша­ется отно­си­тельно души, а не отно­си­тель­ного цель­ного чело­века.
  2. В отли­чие от Все­об­щего Страш­ного Суда он осу­ществ­ля­ется част­ным обра­зом, при част­ных обсто­я­тель­ствах.
  3. В отли­чие от буду­щего Страш­ного Суда Част­ный Суд не явля­ется окон­ча­тель­ным. Души, при­об­щен­ные к Цар­ству Небес­ному, уже не отпа­дут от Творца; после Страш­ного Суда их бла­жен­ство будет более полным. Что же каса­ется греш­ни­ков, их участь может быть улуч­шена по молит­вам Церкви; на Страш­ном Суде, мило­стью Божьей они могут быть при­чис­лены к Цар­ству святых.

Как про­ис­хо­дит Част­ный Суд?

1) После смерти чело­века отде­лив­ша­яся от тела душа пред­стаёт перед анге­лами: доб­рыми ( Лк. 16:22 ) и злыми ( Лк. 12:20 ). Затем ей над­ле­жит испы­та­ние — про­хож­де­ние мытарств, где особые демоны — лютые и сви­ре­пые мыт­ники, — желая удер­жать вос­хо­дя­щую душу в соб­ствен­ной власти, взыс­ки­вают с неё за все её грехи. На каждом мытар­стве вос­тре­бу­ются опре­де­лен­ные виды грехов, и каждое мытар­ство, в зави­си­мо­сти от сте­пени винов­но­сти души, может слу­жить более или менее дей­ствен­ным пре­пят­ствием для её вос­хож­де­ния на Небо. Добрые ангелы сопро­вож­дают тер­за­е­мую душу, высту­пая в роли заступ­ни­ков и вспо­ми­ная всё доброе. Это про­ис­хо­дит под оком Выс­шего и Непод­куп­ного Судьи. В зави­си­мо­сти от того, насколько испы­ту­е­мая душа ока­зы­ва­ется пра­вед­ной или греш­ной, реша­ется её даль­ней­шая судьба.

Счи­та­ется, что в ряде слу­чаев ангелы бес­пре­пят­ственно воз­но­сят души на Небо. А душу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как сле­дует из Пре­да­ния, вос­при­нял Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Вопреки голо­слов­ному обви­не­нию, что учение о мытар­ствах — плод жела­ния экзаль­ти­ро­ван­ных про­по­вед­ни­ков выдать меч­та­тель­ное за дей­стви­тель­ное, основу учения о мытар­ствах состав­ляют не вооб­ра­жа­е­мые, а биб­лей­ские тексты. Фор­ми­ро­ва­ние же этого учения про­ис­хо­дило под вли­я­нием откро­ве­ний святым.

Так, сатана прямо назван в Писа­нии князем, гос­под­ству­ю­щим в воз­духе, то есть в той самой обла­сти над­зем­ного про­стран­ства, через кото­рую воз­но­сятся души ( Еф. 2:2 ). О жела­нии демо­нов хва­тать и губить чело­ве­че­ские души сооб­ща­ется через упо­доб­ле­ние ада живому суще­ству, огром­ной рази­ну­той пасти, ищущей кого погло­тить ( Ис. 5:13-14 ). Кроме того, ука­за­нием на уча­стие демо­нов, да и самого диа­вола в улов­ле­нии и истя­за­нии душ, для отцов Церкви слу­жили слова: «под­сте­ре­гает в пота­ен­ном месте, как лев в лого­вище; под­сте­ре­гает в засаде, чтобы схва­тить бед­ного; хва­тает бед­ного, увле­кая в сети свои»( Пс. 9:30 ). Нако­нец, вспом­ним, что и Сам Гос­подь, чув­ствуя при­бли­же­ние смерт­ного часа, пове­дал уче­ни­кам: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ).

Важ­ней­шим биб­лей­ским сви­де­тель­ством об уча­стии добрых анге­лов в деле посмерт­ного сопро­вож­де­ния душ служит притча о бога­том и Лазаре ( Лк.16:22 ), а также более общие ука­за­ния о помощи анге­лов людям: «Не все ли они суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?» ( Евр. 1:14 ).

Сам прин­цип посмерт­ного испы­та­ния души соот­вет­ствует духу Еван­гель­ского Бла­го­ве­стия: «Не обма­ны­вай­тесь: Бог пору­гаем не бывает. Что посеет чело­век, то и пожнет» ( Гал. 5:7–8 ).

2) Иногда под Част­ным Судом под­ра­зу­ме­ва­ется то Боже­ствен­ное реше­ние, кото­рое выно­сится непо­сред­ственно после хож­де­ния души по мытар­ствам. А иногда и само про­хож­де­ние мытарств вклю­ча­ется в объём поня­тия «Част­ный Суд».

Так, свя­ти­тель Кирилл Алек­сан­дрий­ский сви­де­тель­ство­вал, что на мытар­ствах душа обна­ру­жи­вает все свои досто­ин­ства и недо­статки. Опре­де­ле­ние же её участи как раз и фор­ми­ру­ется в про­цессе про­хож­де­ния мытарств. Окон­ча­тель­ное реше­ние этого вопроса явля­ется лишь итогом про­хож­де­ния мытарств (см.: Слово о исходе души и Страш­ном Суде ).

Анто­ний Вели­кий и вовсе созер­цал Част­ный Суд под сим­во­лом духов­ной борьбы. Он видел, как огром­ный вели­кан, высо­той до небес пре­граж­дал путь воз­но­ся­щимся душам руками. Ему помо­гали кры­ла­тые демоны. При этом одни души успешно избе­гали удер­жа­ния, другие же, не сумев его пре­одо­леть, падали вниз, чем вызы­вали радость гиганта (см.: Житие преп. Анто­ния Вели­кого).

Пре­по­доб­ный Мака­рий Алек­сан­дрий­ский, опи­ра­ясь на откро­ве­ние ангела, свя­зы­вал учение о посмерт­ном испы­та­нии душ с посе­ще­нием каждой душой рай­ских садов и адских темниц. По его утвер­жде­нию, отде­лив­шись от тела, душа пер­во­на­чально пре­бы­вает на земле. Затем, на третий день, она воз­во­дится на покло­не­ние Богу. Потом, до девя­того дня ей дано видеть кра­соты Небес­ного Рая, а в девя­тый день она вновь пред­стает перед Вла­ды­кой. После этого, вплоть до соро­ко­вого дня, душа пре­бы­вает в адских глу­би­нах. Затем — Суд (см.: Извле­че­ние из слова об исходе душ пра­вед­ни­ков и греш­ни­ков).

Частный суд, в соответствии с православным догматическим богословием, совершается с любым человеком после телесной смерти. Хождение в мытарствах представляется этапом частного суда, при помощи которого разрешается последующая участь человека до периода всеобщего воскресения из мёртвых и Страшного суда.

Частный суд, как и Страшный суд производится ангелами, являющимися орудиями Божией справедливости: «Так будет при конце века: выйдут Ангелы, и разделят злых от среды праведных, и впустят их в печь огненную» (Мф. XIII, 49—50). Достигая подножья Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (речь идет о Благой Вести), душа предстанет на суд частный.

Некоторые богословы смешали латинское учение о частном суде и православное учение о мытарствах, но последние — лишь образы представлений частного суда, который является неизбежным для любого человека. В это же время в сфере религиозных деятелей России имелись и те, что абсолютно проигнорировал учение православной церкви о частном суде, а именно один основоположник русского космизма Николай Фёдоров.

Необходимо отметить, что в соответствии с Кораном, так же как и в христианском учении, сразу после человеческой смерти и захоронения его тела в земле, над ним свершается частный суд, который изображен Мухаммедом в довольно своеобразной форме, у могилы умершего появляются два ангела смерти , багровые, черные, страшного вида:

Частный суд во времена Ветхого Завета

Во времена дохристианства душа любого умершего человека неизбежным образом попадала в аду. Ад представлялся глубочайшей замкнутой пропастью, расположенной в недрах земли, и содержал в себе много обособленных мест. Различным местам преисподней, или различным темницам, соответствовали различные уровни греховности упрятанных там душ. Средь адских темниц были выделены наиболее возвышенные и наиболее низменные. Последние имели своим предназначение для злостных нечестивцев.

Данные темницы были населены душами людей не по личностному произволу, а в соответствии с Божьим решением или Судом.

Так, о грешниках было сообщено, что «как овец, они буду заключены в преисподнюю, смерть начнет пасти их». А о праведниках говорилось: «души праведных в руках Божьих, и мучение не может коснуться их».

Готовые работы на аналогичную тему

В реализации определений Божьего Суда принимали участие злые духи и добрые ангелы.

О праведном Лазаре говорится, что умирает нищий, будет отнесен Ангелами на лоно Авраамово. А по поводу обезумевшего землевладельца отмечалось, что: Бог сказал ему: безумный! в эту же ночь твою душу заберут у тебя, забрать и похитить душу человека представляется характерным для демонов. «Господи, Боже мой! — гласил псалмопевец… — Да не возьмет он, как лев, мою душу, когда нет спасителя и избавителя».

О различиях мест посмертного обитания беззаконников и праведников говорится в притче о богатом и Лазаре. Внутреннее самочувствие грешных лиц отмечается там как в крайней степени мучительное и тяжелое. Кроме этого, в притче приводят слова Авраама о невозможности свободного движения праведников к грешникам и в обратном порядке: «между нами и вами утверждается великая пропасть, так что желающие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не смогут перейти» (Лк. 16:26).

Частный суд с Пришествием Христа

В итоге Искупления человека Сыном Божьим ад перестает являться безальтернативным, единственным посмертным местом душ. Посредством Подвига Христа человеку открывается вход в Царство Небесное. Возможность переселения в Горнее Царство даруется всем. Но реализация данной возможности находится в зависимости от того, сколько человеческая жизнь является соответственной жизни Христа.

Святые, которые принадлежат к ранней Церкви, не обладали и тенями сомнения в том, что душа человека праведного, по смерти, попала на Небеса.

«Потому знаем, — говорит апостол Павел — что, когда земной дом наш, эта хижина, рушится, мы обладаем от Бога жилищем на небесах, дом вечный, нерукотворный». Хижина, в данном стихе, обозначает тело бренное, а дом вечный и нерукотворный представляется домом Отца.

О том, что Небесных обителей может достигать не любой, известным становится из слов Искупителя: «Не любой, кто говорит Мне: “Господи! Господи!”, придёт в Царство Небесное, но выполняющий волю Отца Моего Небесного»; «если ваша праведность не превысит праведности фарисеев и книжников , то вы не зайдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Нечестивые души, отделяясь от тела, попадают в ад, в геенну. «И если соблазнит тебя твоя рука, — наставил Искупитель, — отруби ее; лучше увечному тебе войти в жизнь, ежели с двумя руками проходить в геенну, в огонь неугасаемый». Он также засвидетельствовал: «Кто не придёт во Мне, будет извергнут вон, как ветвь, и будет засыхать; а эти ветви будут собраны и брошены в огонь».

Как в ветхозаветный, так и в новозаветный период посмертное определение душевной участи, согласно обетованию — «Я воздам», — проводится посредством Божьего Суда: людям полагается однажды умереть, а лишь потом будет производиться суд».

Выразительным, ярким образцом такого Суда послужили слова Сына Божия, которые были адресованы благоразумному разбойнику: «правдиво говорю тебе, сейчас же попадешь со Мною в рай» (Лк. 23:43). Важно отметить, что при исключительных обстоятельствах, решение Божье о посмертной судьбе открылось прижизненно разбойнику.

Отличия частного суда от Страшного Суда

  1. Отличаясь от будущего Страшного Суда, он производится по отношению к душе, а не по отношению к цельному человеку.
  2. Отличаясь от Всеобщего Страшного Суда, он реализуется частным образом, при исключительно частных обстоятельствах.
  3. Отличаясь от будущего Страшного Суда, Частный Суд не представляется последним.

Души, которые были приобщены к Царству Небесному, уже не смогут отпасть от Творца; после Страшного Суда их блаженственность будет являться более полной. Относительно грешников, их участь может улучшаться молитвами Церкви; на Страшном Суде, Божьей милостью они могут причисляться к Царству святых.

Душа у людей – бессмертна, хотя не все этому рады. Грешникам хочется уснуть навсегда, чтобы никто не узнал о прошлых помыслах и деяниях. Но сделать это невозможно. Всему мешает воскресение Христа. Поскольку он вместил в себя человеческую природу целиком и полностью, то с каждым землянином произойдет то же самое, что с ним. Мы обязательно по его примеру, воскреснем. Страшный Суд Божий каждому человеку гарантирует встречу с Богом – встречу со Светом. Этот Свет беспощадно высветит в нас все. Ничего утаить от него невозможно. И если от греховного постыдного человек не сумел избавиться до конца при жизни на Земле, то Свет вызовет у него муку стыда. Вот эта мука и станет Судом каждого.

Страшный Суд Божий — видение

Страшный Суд Божий – это встреча с Иисусом Христом. Он судить людей станет не как ангел (тому неведомы человеческие грехи, слабости и борьба с ними). Судить будет не как Сверхчеловек. Судить народы будет как Сын Божий и Сын Человеческий. В писании сказано:

Бог Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).

Деление на овец и козлищ

Но Бог Отец одних подсудных людей перед направлением к Богу Сыну благословляет (ставит на них печать божию), а других нет. Тем самым он делит их на овец и козлищ. В настоящий момент мысль о Страшном Суде почти 100 % людей приводит в удручающее состояние. Причем как тех, кто не верует в Бога, так и прихожан воцерковленных (кто молится Ему, заботится о спасении своей души).

Страшный Суд Божий на картине Микеланджело

Страшный Суд Божий на фреске Микеланджело

Нечестивые люди настолько погрязли в грехах, что не надеются на прощение Богом на Страшном Суде. А вот ранние христиане, хотя считали себя грешниками, истово верили в Божественное милосердие Христа. Они уверовали, что когда Страшный Суд Божий для умершего человека и живого придет, то это будет нечто радостное, светлое. На нем Христос Спаситель вытрет слезы на лицах людей. На Земле люди надеются на справедливость суда. А Божий Суд можно считать справедливым? Святые отцы однозначно говорят – да. Божественная справедливость заключается вот в чем. Страшный Суд Божий грозен будет для живых лицемеров, беззаконников, а также умерших подлецов. Для остальных Божий Суд – милосерден. Люди подсудны перед Богом. Но каждому дозволено самому перечислить те законы, по которым Он будет его судить! Ибо, в Евангелии, сказано:

… каким законом судите, таким и будете судимы.

Логика элементарна. Если человека осуждаешь за неблаговидные поступки, значит, знаешь – это грех. А если судишь по этому критерию других, но сам его нарушаешь – виновен вдвойне. Если в первое пришествие Христос не отличался от других людей, то во время Страшного Суда он явится во Славе своей, в окружении Ангелов. Страшный Суд Божий будет скорым. На Суде Господь не станет разбираться в соблюдениях или нарушениях божьих заповедей. На Суде Бог спросит о конкретных делах: Принял ли странника? Накормил ли голодного? Одел ли нагого? Напоил ли жаждущего? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?

Страшный Суд Божий и Частный — разница

Нужно понимать, что Страшный Суд Божий не так грозен тем умершим, которые прошли после смерти суд Частный. Те души, которые не были осуждены на частном Суде и попали в Рай, не могут быть осуждены на Страшном суде. А вот душа, осужденная на частном Суде и находящаяся в аду, может быть помилована и оправдана на Страшном Суде. Поэтому посмертные мытарства души и Страшный суд Божий связаны церковными молитвами живых за усопших грешников. Нужно в молитвы вкладывать надежду на упование Бога, связанную с тем, что грешники не только творили свои мерзкие дела, но они еще — частицы тела Господня. Ведь мы все созданы по его образу и подобию. Следует просить Бога не уничтожать творение рук Своих.

Когда ждать пришествия Страшного Суда

Люди относятся к Страшному Суду как к отвлеченному, далекому событию, в то время как Бог уже стоит у дверей, вся трагедия разворачивается уже сейчас. Бог не оставит без внимания тех, кого мир отрицает, сбрасывает со своих счетов. Опозоренные и одинокие, старые и безнадежно больные, прозябающие в бедности и отчаивающиеся добиться правды – ощутят поддержку Бога, его милость. И наоборот, он отвернется от тех, кто стремится к земному успеху, погряз в удовлетворении своих страстей, пороков. Ложь, бесстыдство, деградация людей стремительно приближают момент Страшного Суда над всем человечеством. Внимательный наблюдатель видит, как нравственный, духовный, умственный паралич охватил не только людей далеких от Бога, но и часть людей верующих, исполняющих церковные обряды. Если церковь перестает нормально реагировать на зло – это говорит о нездоровом организме Божьего Дома. Он не сопротивляется дьявольскому нашествию, а это приведет к печальному концу. По словам апостола Павла (1 Пет 4,17) Суд Божий начнется с Дома Божия, потому что Церковь отвечает и за себя, и за остальных людей. Именно к членам Церкви обращено грозное предупреждение апостола Павла:

Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет сулить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр 10, 26-31).

Бог – это Свет. В нем нет тьмы, зла, нелюбви. Понятно рассказывается о Страшном Божьем Суде на семинаре иеромонаха Никодима Шматько, видео которого приведено в конце статьи.

Видео: Страшный Суд Божий и как к нему готовиться?

4 комментария

Благодарю за статью.

“Праведный верою жив будет”, пишет в своем послании апостол Павел (Рим. 1:17).
“Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”, – учит наш Господь Иисус Христос (Ин. 5:24).

Верующий есть слышащий слово Господа и хранящий его, не так слышит и забыл, и не так слышит и не исполняет, но слышит и исполняет делом то, что говорит Господь. Не такой верующий, как фарисей, который видел других людей неискренними, грешными, бессовестными. Только бессовестный человек назовет другого человека бессовестным, ибо знает, что такое бессовестность. Только злой человек назовет другого злым, ибо знает, что такое злоба. Только неискренний человек назовет другого лживым и лукавым, ибо знает что значит лгать и притворяться. Чужое сердце – потемки, человек знает и видит только свое сердце. Чужой внутренний мир для другого человека не ведомо, ибо оно сокрыто от глаз его. Судя другого человека, человек говорит о себе, ибо только своё ему известно, а чужое – тайна. Внешние поступки не говорят о сердце, хотя и могут быть злы, ибо делая зло, знает только тот человек, который его творит и только он может сказать “зачем и почему” он это делает, тогда как другому его мотивация сокрыта.

Каким судом судишь, таким и сам осудишься (Мф. 7:2). Страшный суд начинается с тебя – сегодня, а в последний день в явлении Господа нашего Иисуса Христа во славе Своей, человек получит вердикт своего осуждения себя вчера, когда жил еще человеком в своей земной жизни. Не суди другого и не гадай по какую сторону тот встанет: по правую от Господа, аль по левую. Думай о том, куда тебя поставят и какие слова ты услышишь от Господа и Бога твоего.

Очень жаль, что о вечности человек начинает задумываться на исходе своей бренной жизни, когда совершенных греховных деяний совершено бесчисленное множество. Видимо поэтому чаще всего такие безбожники толпами посещают церкви и храмы, где якобы пытаются отмолить свою грешную душу. Лично я в их искренность расканья мало верю, так как твердо уверена, что обычному человеку в храме делать нечего, поскольку живи честно – по совести и старайся не совершать дурных поступков, тогда и прощенье просить не надо будет.

Ирина, а Вам спасибо за такие мудрые и верные слова! Сохранила себе на будущее как напоминание навсегда..

Спаси Господи, за статью.

Каждый христианин задумывается о вечности, если только он действительно Христов ученик. Задумывается и о том, кто есть козлище и кто есть овечка. Задумывается и о своей душе и к кому она ближе: козлу – который постоянно бодается, противится и воле Божией, и заповедям Его, и закону Его; любитель поступать по СВОЕЙ воле (строптив и своевольник), жить по своему разумению (мудрованию), осуществлялись его мечты и желания. Или овечка – кроткой (незлобивой), покорной воли Божией, желает и живет согласовывая своё разумение с заповедями Божиими и законом Его.
Удивительно, что пока живет, человек, в этом материальном (земном) мире, он как-то мало боится и Суда и своей участи в вечности. Страх не совсем ему свойственен. Боится смерти, это да, но вот вечность… Может вера не та, только на словах…

Научи нас, Господи, бояться Тебя. Как поет псалмопевец царь пророк Давид Духом Святым: “Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им” (Пс.110:10). Блажен человек, который имеет такой страх, который боится Господа, заповеди Его возлюбит крепко (Пс. 111:1).

Божий Суд

У кого аргументы весомее

В земном мире тоже имеется суд. Но это суд человеческий, в котором правосудие нередко нарушается. Осужденные знают, что наш суд и неправеден, и немилостив. А вот в духовном мире (невидимым для нас) высший суд божий и милость – союзники. Частный суд Божий над душой умершего человека происходит после смерти.

«Пока мы живем в настоящем времени, для нас ещё возможно избежать наказания через исправление себя. А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи»

– учил святитель Иоанн Златоуст. Святые отцы учат, что для души умершего человека Божий Суд совершится дважды. Суд частный Господь совершает отдельно над каждым умершем. Каждому воздастся по заслугам. Суд общий при кончине мира в будущем ждет весь род человеческий. Здесь воздаяние будет окончательным и вечным, Каждый получит сполна.

Частный суд – это учение о мытарствах

Частный Божий Суд

Описание Частного Суда

Воздаяние на Частном суде ждет умершего в продолжение 40 дней после кончины. Церковный обряд предусматривает молитвенную помощь покойному при прохождении этого суда (мытарств). Частный суд божий грехи оценивает и совершает справедливое воздаяние. Он предстает в виде учения о мытарствах.

В Евангелие о суде учит сам Иисус Христос. Земная жизнь человека от рождения до смерти – это своеобразная дорога на суд Божий. Как прожить отпущенный Богом срок дается наставлениями в заповедях Нагорной проповеди. В Евангелие от Мф. гл. 5, стх. 21–22; 27–29 повествуется о предмете суда. Бог будет оценивать не только внешние дела, но и внутреннее состояние сердца. Это грозное предупреждение всем людям. Но Господь милостив, что подтверждают его слова, сказанные благочестивому разбойнику: «Со мной сегодня же будешь в Раю». Этим самым нам дана надежда, что искреннее и сокрушенное покаяние может открыть дверь в рай даже перед наступлением смерти.

Каждодневный Суд.

Чтобы человек постоянно жил в ладах со своей совестью, он каждый день должен научиться анализировать свои поступки и мысли. Этот суд доступен каждому, поэтому он важный шаг на пути суда своей совести. Открыть сердце перед Богом в жизни на Земле – это значит открыть ему сокрытые глубины человеческой души. Кто при жизни судится таким судом, тому не страшны никакие другие испытания.

Преп. Симеон Новый Богослов учил так. Для людей подверженных страстям и стремлению к излишествам – картина Божьего суда явится неожиданно. Будет он страшным, как нестерпимый и невыносимый огонь. Святой праведник Иоанн Кронштадтский считал каждодневный суд диалогом Бога и человека. При большом усердии душа грешника прислушается к голосу Божьему: «Поступай так, как Я хочу, а не так, как хочешь ты». Он учил, что покаяние в глубине сердца должно: быть соразмерно греху и возвращать грешников снова на тот путь жизни, который указан Богом. Покаяние – это огненное осуждение, осознание чувства содеянного греха. После искреннего очищения от греховных помыслов совесть успокоится.

Частный Суд Божий смысл

Подробно описывается Частный суд иеромонахом отцом Никодимом (Шматько) в лекции, видео которой размещено в конце статьи. Мне же хочется отметить, что в «Правословно-догматическом богословии» приводятся два тезиса, которые косвенно подтверждают существование такого суда:

  • после смерти телесной оболочки душа помнит о каждом дне прошлой земной жизни;
  • она способна отчитаться и перед своей совестью, и перед Богом за дела, поступки, помышления, содеянные в каждый момент совместной жизни со своим телом.

Смысл и цель Частного суда состоит в том, чтобы очистить душу от греховных наслоений. Такое очищение сравнимо с огнем совести, который сожжет порочные страсти. Этот процесс – мучителен, займет много времени и причинит душе болезненные и невыносимые страдания.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: