Отличие морских судов от речных

Обновлено: 22.04.2024

Из всех видов транспорта, морской и речной транспорт являются самыми большими. Обыкновенный автомобиль на фоне такой громадины теряется из виду.
А задумывались ли вы когда-нибудь, в чем заключается различие между судном и кораблем и почему нельзя назвать деревянный плот кораблем? Такой простой вопрос, а заставит задуматься почти любого человека.

Говорить «какой замечательный кораблик» про пассажирский лайнер – не является существенной ошибкой, однако в профессиональной деятельности так говорить нельзя. Так же, как и говорить, что военный линкор – это судно. Кораблём называлось любое крупное судно, имеющее несколько мачт с прямым парусным вооружением. Позже границы слегка размылись, и сейчас термины «корабль» и «судно» можно назвать синонимами. Кораблём может быть и гражданское судно. Бывает так, что в торговых флотах термин «корабль» применяется к большим суднам.
Что такое «корабль»?

Согласно многим русским словарям, у этого понятия имеется несколько значений, корабль – это:

Общий смысл – крупное морское судно.
Судно с несколькими мачтами, имеющее прямые паруса.
Боевая единица вооруженных сил страны, которая входит в состав военно-морских сил. Способна решать военные и специальные задачи.



Крейсер

Смысл этого понятия, как вы заметили, очень широк. Путаница с понятиями «корабль» и «судно» вызвано тем, что «корабль» — (с греч.) Korabos – переводится как судно.

А корабль в свою очередь входит в понятие «судно».
В основном к кораблям относятся: крейсеры, фрегаты, линкоры, эсминцы, корветы, катеры и другие военные корабли.


Основное свойство кораблей – наличие государственного флага и вооружения.
Принято считать, что корабли используются чаще всего в боевых и военных целях.
Например, линейные корабли, линкоры, использовались во второй мировой войне для уничтожения мощных кораблей противника, которые находились в составе какого-либо соединения, а так же для арт-поддержки дружественных сухопутных сил.

Линкор

Что такое «судно»?


Су́дно — плавучее сооружение, которое предназначено для военных, научных, транспорных, промысловых, спортивных целей.
В смысл определения входят и самоходные, и не самоходные судна.
Понятие включает в себя катеры, яхты, пассажирские судна, баржи и даже морские велосипеды – катамараны, плоты, надувные лодки, буровые установки, гидросамолеты тоже являтся морскими судами.

Ледокольно-транспортное судно

Главные критерии судна – водонепроницаемость корпуса и возможность спокойно передвигаться по воде или под водой с определенной целью.

Слово «судно» происходит из английского языка и переводится как vessel – сосуд.
Несмотря на то, что кораблями в основном называют морские единицы, использующиеся для военных целей, «судна» делятся на военные и гражданские.


Судно – обобщенное понятие, существует огромное множество разновидностей морских судов.
Они делятся по способу передвижения, по положению относительно водной поверхности, по району плавания, по целям использования и др. Судном может называться абсолютно любое искусственно созданное плавучее сооружение.

Нефтяной танкер

Чем схожи «судно» и «корабль»?

Судно включает в себя понятие «корабль».
Судном называется искусственно созданное водоизмещающее сооружение. Сюда же подходит и понятие корабль, однако словом «корабль» не всегда можно обозначить любое водоизмещающее судно.
Конечно, как говорилось выше, кораблем чаще называют судно, имеющее вооружение или военную символику.
Раньше кораблем называли любое судно с закрытой палубой.

Так чем же отличаются эти два понятия?

В первую очередь нужно отметить, что судно – это более обобщенное понятие, включающее в себя любое плавучее сооружение, чаще всего пассажирский или грузовой транспорт.

Кораблём же называется любой морской парусный или военный транспорт.
Военный транспорт отличается наличием вооружения, военной символикой или боевыми целями использования и является единицей военно-морских сил государства.

Судно может быть военным, а может быть гражданским. Однако в обратную сторону это высказывание не действует.

Корабль никогда не может быть гражданским.
Этой информации уже достаточно для того, чтобы вы смогли легко отличить судно от корабля.

В бытовой жизни эти два понятия отдаленно являются синонимами, но в профессиональной деятельности назвать пассажирскую яхту кораблем, будет являться большой ошибкой.

Ну и подумайте сами, какое понятие будет больше подходить для деревянного плота, катамарана,надувной лодки или баржи – «судно» или «корабль».

История морского транспорта была положена еще в Древнем Египте. Включительно до первой половины 19 века главным видом передвижения служил водный, и лишь позже были построены железные дороги, которые стали не менее важными в человеческой деятельности. Тем не менее морской транспорт не теряет своей уникальности и значимости: больше 60% мирового оборота грузом приходится на данный вид транспорта.

Строение судна

Строение большинства судов идентично, это:

• корпус, который занимает основополагающую роль;

• устройство судна, которое в большинстве случаев совпадает;

• трубопроводы, системы корабля;

• надстройки, играющие не меньшую роль в судовой конструкции;

• спецоборудование и электрооборудование помещений, что также играет ведущую роль в устройстве морского транспорта.

Но это не значит, что все виды одинаковы. Есть значительные отличия, например, для экраноплана и гидросамолета. Их система, в большей степени, является самолетом, но сам корпус выполнен как у лодке, что и относит их к данной категории.

Судовой корпус - некая оболочка, позволяющая судну держаться на воде, защищающая его от влаги. На хвостовом отделе корпуса располагаются балки, которые именуются штевнями. Киль - основа шлюпки, а его носовое продолжение - форштевень, он является носовой частью судна. Обычно корпус изготавливается из стали, но это лишь в большинстве случаев.

Строение пассажирских судов отличается наличием палубы. У речных она лишь одна, а у морских пассажирских их три. У крупных судов их две.

Внутри судна расположены шпангоуты (ребра жесткости), придающие кораблю поперечную прочность и не позволяющие ему потонуть. Они подразделяют внутреннюю часть на несколько помещений.

Виды речного транспорта

Выделяется два типа водного транспорта: речной и морской. От локации использования делается выбор в пользу одного из них.

В традиционном представлении речной транспорт это небольшой теплоход или речной катер, яхта. Но это еще не все, так как к данной категории также относятся: буксирные (толкачи-буксиры), грузовые (самоходные/несамоходные баржи), пассажирские (паромы, теплоходы, туристические плавсредства).

По ВВП (внутренним водным путям) ходит речной транспорт.

Речные плавсредства занимают одно из важнейших мест среди перевозок груза. Они хорошо окупаются благодаря низкой себестоимости и дешевизне перевозок. Различают несколько видов: баржи, паромы и грузовые суда.


Баржи бывают двух типов: самоходные и несамоходные, что изначально указывается при проектировании баржи. Вторые не “ходят” самостоятельно, для их работы требуется буксирное судно. На первом в основном перевозят крупный багаж: грузовики с объемным грузом или специальные контейнеры. Также баржи используются под перевозку жидкого груза, как нефть или же сыпучего - песок и т.д.

Паромы также ходят по внутренним речным путям, используются для перевозки пассажиров от одного берега к другому. Паромы весьма медлительны, относительно наземного транспорта, но тем не менее, спрос на них весьма велик, так как удобство для путешественников в том, что есть возможность взять с собой собственное транспортное средство и добраться в места, недоступные для поездки на автомобиле.


Чтобы он был надежен, прослужил долгое время, а также для исключения ошибок при его строительстве, сперва составляется проект парома. В проектно-конструкторской документации указывается максимальная грузоподъемность, вместимость, другие важные в эксплуатации технические характеристики.

Из-за небольшой скорости, присущей речным судам, у них нет возможности конкурировать с быстрым наземным транспортом, они используются для пассажирских перевозок реже.

Плюсы и минусы морского транспорта


• не высокая себестоимость перевозки;

• возможность перевозить большой объем груза;

• доступность морских торговых путей;

Но вместе с тем у данного вида есть недостатки:

• нужны специальные порты, оборудование;

• большие затраты на сооружение и постройку.

Речные скоростные суда

Моторные лодки или же малые скоростные суда, как их еще называют, также весьма популярны. Их преимущества весьма велики:

• низкая цена, относительно другого вида водного транспорта;

• доступная, несложная конструкция;

• управление не требует наличие специального диплома и достаточно несложное;

• есть возможность хранить лодку на берегу, что увеличивает срок эксплуатации;

• скорость гораздо выше, чем у крупного морского транспорта;

• необязательно наличие специального порта;

• есть возможность перевозки на суше;

• легкая замена мотора, двигателя.

Но вместе с тем присутствуют минусы:

• нет возможности перевозить большой груз;

• подвесные двигатели весьма неэкономичны.

Статья подготовлена специалистами проектно-конструкторского бюро "Белсудопроект".

Все существующие яхты классифицируются по разнообразным признакам и имеют множество существенных отличий по ряду признаков. Деление всех яхт и систематизация к одной классификации практически невозможна. Поэтому все судна делят по таким критериям как назначение, форма, размеры, мореходность, среда обитания и т.д.

Яхты в зависимости от среды их обитания разделяют на:

Сравнение разных типов яхт

Говоря об океанских яхтах, речь идёт об автономных, безопасных, надёжных, судах.

Океанские яхты способны проходить длительные переходы и выдерживать весьма неблагоприятные погодные условия.

К отличительным характеристикам океанских яхт относят:

  • Большие размеры корпуса
  • Высокопрочный материал изготовления корпуса.
  • Проходимость шторма в 10 баллов
  • Высокая устойчивость
  • Комфортные условия для длительного проживания. Функциональное пространство
  • Хороший уровень оснащенности навигационной техникой
  • Большой запас провизии и воды на борту

Океанские яхты – это больше чем просто водный транспорт. Это многофункциональный водный транспорт, обладающий большой проходимостью. Океанские яхты преодолевают тысячи миль без остановок. В непредвиденных ситуациях и авариях, такие яхты могут обеспечить себя провизией на длительный срок, в ожидании помощи.

Рассматривая океанские с морскими и речными яхтами, отличия видны невооружённым взглядом. Начиная от размеров и прочности, завершая стоимостью и наделёнными характеристиками.

Сравнивая морские яхты и речные, отличия не так броски. Тем не менее, эти два вида имеют кардинальные отличия друг между другом:

Речные яхты
Высокая маневренность
Небольшая осадка, как следствие хорошая проходимость
Лёгкость корпуса
Мощный двигатель, который справится с речным течением
Наличие различных видов развлечения на воде: рыбалка, водные активности, охота и т.д.
Приспособленность к навигации в пресной воде

Речные яхты очень маневренны, так как ходят в довольно узкой местности. Корпус не нуждается в дополнительной защите для эксплуатации в солёной воде, соответственно используются материалы дешевле, чем на морских судах. Материалы используются лёгкие, за счёт чего увеличивается маневренность. Речные яхты не смогут противостоять волнам и морскому ветру. У них очень маленькая осадка, что чревато возможностью переворота.

Морские яхты
Большие размеры
Прочный корпус
Хорошая устойчивость
Большая осадка

Морские яхты приспособлены к навигации по волне и ветру. Их корпус выполнен защищён от воздействия солёной воды. Морские яхты устойчивые, менее маневренные, чем речные. Такие яхты оснащены всем, что необходимо для длительных переходов и выходов в открытое море.

Морские яхты могут швартоваться только в обустроенных портах и причалах. В то время, как речные катера могут заходить на швартовку в любом не подготовленном месте.

Яхта и корабль – разное или одно и тоже?

Понятия яхта и корабль употребляются одинаково часто, только у многих людей нет чёткого понимания в чем существенное отличие и есть ли оно между этими понятиями. Разберём основные критерии, по которым можно отличить яхту от корабля и наоборот:

  • Размер судна. Корабли – это всегда больших размеров морской транспорт. Кораблём зачастую считают транспорт, вес которого превышает 500 тонн.
  • Назначение. Корабли преимущественно ходят в океанических водах, в открытых морях. К ним преимущественно относят военный транспорт, круизные судна, лайнеры, танкеры. Корабли созданы для перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния. Яхты используются аще всего в качестве места отдыха.
  • Технологическое оснащение и навигационное оборудование. Корабли в силу своего предназначения, должны бесперебойно работать длительное время. Поэтому комплектуются самыми лучшими системами навигации, безопасности, пилотным оборудованием и т.д.
  • Количество членов экипажа. Управление яхтой не требует большой команды. Достаточно капитана и при необходимости помощника. Количество экипажа на борту судна зависит напрямую от его размеров. На борту корабля трудится всегда большая команда профессионалов.
  • Грузоподъёмность. Корабли наделены гораздо большей грузоподъёмностью, нежели яхты.
  • Движущая сила. Яхта приводится в движение с помощью мотора или парусов. Корабли чаще всего используют в качестве движущей силы двигателем, но при необходимости могут и парусами.

Разбирая отличия яхты и корабля, следует помнить, что корабли могут использоваться для прогулочных, личных целей, а также в качество военной техники. Яхта не может совмещать эти назначения.

Яхта и катамаран: отличия, плюсы и минусы.

Важным вопросом в мире яхтинга является выбор между разными видами водного транспорта. Наиболее популярным и сложным является решение выбора между катамараном и парусной яхтой.

Первое, что следует отметить, что катамаран – это тоже яхта. Главное его отличие в наличии двух корпусов, соединённых между собой. Свободного пространства на катамаране за счёт строения корпуса намного больше, чем на однокорпусной парусной яхте.

Катамараны бывают:

  • Спортивные – для участия в регатах, гонках
  • Круизные – для коротких и длительных морских переходов.

Один из ведущих факторов безопасности на воде – это устойчивость судна.

Катамараны:

  • Катамараны обладают высокой стабильностью на воде, устойчивой конструкцией корпуса. Нахождение на борту катамарана на воде максимально комфортное, можно свободно передвигаться, ничего не падает с поверхностей.
  • Скорость современных катамаранов (при одинаковых внешних условиях и длине корпусов) выше, чем скорость парусной яхты.
  • Комфорт, большая вместимость пассажиров, уют. Катамараны называют «дом на воде» за хорошие условия жизни на борту
  • Катамараны могут двигаться по мелководью и труднодоступным местам за счёт небольшой осадки корпуса.
  • Риск перевернуться на катамаране минимален, даже при сильной качке. Конструкция практически непотопляема.

Парусная яхта:

  • Маневренность парусной яхты больше, чем у катамарана. Парусники динамичнее и лучше реагируют на смены ветра.
  • Управляемость парусной яхтой высокая даже в условиях волны
  • Цена парусной яхты как правило ниже, чем стоимость катамаранов.

К недостаткам катамарана относят

  • швартовку. Размеры катамарана влекут дорогую швартовку, по сравнению с парусными яхтами.
  • Управление.

К недостаткам яхт относят:

  • Меньше свободного пространства
  • Плохая устойчивость и наличие крена на воде.
  • Большая осадка ограничивает зону плавания

Споры что лучше яхта или катамаран не прекращаются. Выбор между двумя видами суден зависит от целей, для которых необходимо судно. Тихий, размеренный, длительный отдых однозначно будет идеален на борту катамарана. Активное времяпровождение, лавировка и ощущение драйва создаст отдых на борту парусной яхты. Выбор судна зависит от таких факторов, как маршрут, длительность, бюджет, количество пассажиров и т.д.


Водные путешествия — это особый вид туризма, который дарит незабываемые впечатления и наполняет жизнь острыми ощущениями, неожиданными открытиями и яркими воспоминаниями. Романтическое странствие по бескрайним просторам открывает новые грани характера, очищает разум и вселяет уверенность в себе. Для осуществления турне необходимо правильно выбрать яхту, которая обеспечит комфорт и безопасность во время экспедиции. Модели, предназначенные для походов по океану, морю или реке, имеют отличительные особенности, которые необходимо знать каждому судовладельцу.

Океанские яхты

Водный транспорт для путешествий по океанам — самый надежный и автономный вид судов, рассчитанный на длительные переходы и неблагоприятные погодные условия. Главными отличительными особенностями килевых яхт являются:

  • внушительный размер лодки;
  • исключительная устойчивость и возможность быстрого восстановления положения после опрокидывания;
  • прочный корпус, выдерживающий штормы в соленой воде с волной более четырех метров и ветром в 10 баллов;
  • надежный двигатель с объемным запасом топлива;
  • комфортное и функциональное жилое пространство;
  • запас продуктов и воды на срок от 50 дней;
  • оснащенность навигационной и радиолокационной техникой.

Парусная яхта может двигаться в условиях полного штиля с помощью мощного двигателя. Запас воды и продуктов предназначен для безостановочных переходов на большие расстояния. Резерв поможет команде выжить в аварийных условиях, ожидая помощь от спасателей. Навигационная техника укажет правильны курс согласно выбранному маршруту.


Морские яхты

Водный транспорт для морских путешествий незначительно отличается от океанических судов. Парусные яхты имеют необходимый объем такелажа и парусов для стабильного хода в штормовой ветер. Лодки оснащаются двигателем с необходимым запасом топлива, позволяющим добраться до ближайшего порта. Менее внушительный запас продуктов освобождает место для создания более комфортных условий проживания. Уютные каюты, кухня и санузлы оборудованы всем необходимым для дальних странствий. Спортивные яхты имеют более спартанские условия, позволяющие снизить вес и размер судна. Современное навигационное оборудование не подведет в экстремальной ситуации, а стабилизаторы качки удержат яхту от сильных колебаний во время движения. Морские лодки более маневренны, легковесны и быстроходны.

Речные яхты

Суда для речных путешествий имеют ряд существенных отличий, связанных со спецификой использования. К наиболее значимым особенностям конструкции относятся:

  • легкость и маневренность корпуса;
  • большой выбор материалов, используемых для оснащения;
  • плоское дно, позволяющее проходить по акватории с различной глубиной и швартоваться в необустроенных местах;
  • мощный двигатель, способный преодолевать речное течение;
  • большой выбор разновидностей, предназначенных для отдыха, спорта, рыбалки или охоты.

Корпус речной яхты не нуждается в защите от агрессивной соленой воды. Это позволяет производителям использовать более дешевые материалы, снижая общую стоимость транспортных средств. Суда имеют максимальную маневренность и легко разворачиваются в узких местах речного русла. Плоское дно обеспечивает высокую проходимость лодки по мелководью. Речные яхты не менее комфортны, чем морские и океанические аналоги. Минимальный запас продуктов освобождает пространство для создания уютных кают и салонов. Некоторые производители выпускают гибридные суда для путешествий по рекам и морям.


Компания Dream Yachts

Лидером по производству элитных яхт океанического и морского класса является всемирно известная итальянская верфь Monte Carlo Yachts. Её эксклюзивным представителем на территории России, Эстонии, Украины и стран СНГ является компания Dream Yachts. В каталоге компании представлена линейка люксовых моделей MCY, а также большой ассортимент подержанных яхт из разных частей мира.

Одновременно с приобретением элитного моторного судна в Dream Yachts вы получите весь необходимый пакет сопроводительных услуг - регулярное техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный сервис, выгодные финансовые программы покупки яхты.

Давай поговорим о том, что такое класс. Класс судна — разряд к которому относится конкретное судно согласно правилам классификации и постройки Регистра судоходства. И так, классом можно обозначить такое судно, которое приспособлено для определённых условий. Что такое Регистор — надзорное министерство и в нашей стране оно делится на Российский Речной Регистр и Российский Морской Регистр Судоходства основной целью которого является повышение стандартов безопасного плавания судов, надёжная перевозка грузов на море и внутренних водных путях (ВВП).

И так, давай рассмотрим Классификацию по районам плавания в соответствии с Российским Морским Регистром (РМР):

Обозначение РМРС

Обозначение РМРС

1) Неограниченный район плавания;

2) Первый Разряд (обозначается римской цифрой 1) — разрешается плавание от убежища до 200 миль в открытых морях. В закрытых морях без ограничения;

3) Второй разряд (обозначается римской цифрой 2) — в открытых морях до 50 миль. В закрытых морях в разных случаях по разному;

4) Третий разряд (обозначается римской цифрой 3) — В основном прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

Теперь я расскажу тебе о присвоении класса по Российскому Речному Регистру (РРР):

Обозначение РРР

Обозначение РРР

1) Судно класса ''Л '' — это судно с 1% обеспеченностью и высота волны которой не должна превышать 0,6 метра;

2) Судно класса ''Р'' — это судно с 1% обеспеченностью и высота волны которой не должна превышать 1,2 метра;

3) Судно класса ''О'' — это судно с 1% обеспеченностью и высота волны которой не должна превышать 2 метра;

4) Судно класса ''М'' — это судно с 3% обеспеченностью и высота волны которой не должна превышать 3 метра.

В заключении могу сказать то, что вышеперечисленная статья описывает все важные мною моменты данной темы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: