Отказалось допускать граждан государства х на свою территорию

Обновлено: 27.03.2024

Государство А направило в государство В предложение об открытии своего посольства на территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посольства не существует, поскольку связи между этими странами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций. В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию. Квалифицируйте данную ситуацию. Оцените позиции государств.

Ответы на вопрос:

Похожие вопросы

Из ответа следует, что Союз не распался, просто у величайшей державы Мира на данный момент нет действующих органов управления.

Вопрос, - почему ОПГ Путина издаёт законы и поправки, Россияне вынуждены их исполнять, а наша юриспруденция бездействует?

Помогите с заданием по Международному Публичному Праву, если это возможно. Нужны РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ: если да, то почему, нет-почему. Заранее благодарю!

1. США и Россия заключили соглашение по продаже компьютерных технологий. В соглашении предусмотрено, что права и обязанности сторон регулируются правом штата Нью-Йорк. Является ли это соглашение международным договором?

Являются ли международными договорами следующие акты:

· договор между государством и иностранной компанией о строительстве здания, в котором указывается, что права и обязанности сторон будут регулироваться международным правом;

· договор между США и ООН о размещении на территории США штаб-квартиры ООН;

· договор о приобретении правительством Великобритании тысячи тонн мяса у правительства Аргентины;

· договор между муниципальными образованиями разных государств о побратимских связях;

· договор между двумя государствами, согласно которому они «обязуются поддерживать дружественные отношения и свидетельствуют о приверженности принципам международного права»?

2. Являются ли действительными с позиций современного международного права следующие международные договоры:

· Договор, заключенный между Россией и США об уступке Аляски, которая к моменту заключения договора уже де-факто осваивалась американскими гражданами;

· Соглашение между США и Ираном о выдаче американских заложников, захваченных проправительственными формированиями, которое было заключено после замораживания иранских частных и публичных вкладов в американских банках;

· Соглашение между Чехословакией и гитлеровской Германией, заключенное под угрозой бомбардировки Праги;

· Договор между Германией и марионеточным правительством Виши во Франции о передаче французских военнопленных для работы в германской военной промышленности;

· Мирный договор государств антигитлеровской коалиции с Италией?

3. Вы с другом открыли необитаемый остров в Тихом океане. Площадь острова — 80 га. Вы решили создать на этом острове государство и потребовать от других государств его признания. Возможно ли признание такого государства? Какие условия необходимы для того, чтобы территориальное образование было признано государством? Существует ли нормативное определение термина «государство»?

4. В 1992 г. США возражали против того, чтобы Югославия (Союзная Республика Югославия, состоявшая из Сербии и Черногории) наследовала место бывшей Югославии в ООН. Американские доводы были отражены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 47/1, в которой говорилось о том, что СРЮ не может автоматически стать правопреемником Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) в ООН и что она должна ходатайствовать о приеме в ООН заново.

Аналогична ли данная ситуация той, которая сложилась после распада СССР? Какие аргументы могли быть изложены в резолюции №47/1?

5. Какие из нижеперечисленных документов содержат нормы международного публичного права:

· договор между Мексикой и США об установлении границы;

· договор между несколькими государствами об отказе от использования силы в международных отношениях;

· резолюция Генеральной Ассамблеи ООН;

· часть 4 статьи 15 Конституции РФ;

· обычай не подвергать тюремному заключению дипломатов;

· закон о налоге на иностранных физических лиц;

· договор между Новосибирской областью РФ и Ферганской областью Узбекистана о создании межрегиональной ассоциации «Ферганская долина»;

· французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г.;

· соглашение между итальянской фирмой и российским правительством о добыче нефти на территории Российской Федерации;

· договор между Японией и Таджикистаном о гарантиях инвестиций, осуществляемых физическими лицами;

· учебник под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова «Международное право» (М., 1999.);

· правило на дипломатических приемах держать вилку в левой руке, а нож в правой?

6. При разрешении международного спора судья международного арбитражного суда в отсутствие применимых норм международного права сослался на мнение английского юриста Макнейра.

Может ли данное мнение быть положено в основу решения суда? Какую роль играет доктрина в международном праве? Может ли доктрина рассматриваться как источник международного права?

Какую роль играют судебные решения в международном праве? Носят ли они прецедентный характер?

7. Статья 4 Устава ООН гласит: «Прием в Члены организации открыт для. миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению организации, могут и желают эти обязательства выполнять».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 5) республики в составе Российской Федерации являются государствами.

Могут ли они претендовать на членство в ООН?

Если человечество войдет в контакт с инопланетной цивилизацией, может ли эта цивилизация стать членом ООН?

8. Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Как Вы понимаете такие термины, как «общепризнанные принципы», «общепризнанные нормы», «правовая система»? Какие отношения регулирует данная норма? Опишите их структуру.

9. Государственный Секретарь США Г. Киссинжер отмечает, что американская доктрина внешней политики эволюционировала на протяжении двух столетий от идей изоляционизма («США должны идти своим путем и не вмешиваться во внутреннюю политику европейских государств») к идеям мессианства («США должны нести миру идеалы демократии») (Киссинжер Г. Дипломатия. М., 1997).

Как Вы относитесь к этим идеям? Есть ли сегодня необходимость в формировании основного принципа внешней политики России?

Компания «ЗетХ», с местонахождением в государстве А. (налоговый резидент дан данного государства), имеет постоянное представительство (филиал) в государстве Б. Между государствами А. и Б. заключено соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество. Соглашение устанавливает применение метода налоговых кредитов (полных). Ставка налога на доходы организаций (компаний) составляет: в стране А. – 20 %, в стране Б.-10 %. За 2006 год доходы филиала компании «ЗетХ» (по месту его нахождения) составили 100 000 у.е. Общий доход компании «ЗетХ» – 150 000 у.е.

Где и в каком размере должны быть уплачены компанией «ЗетХ» налоги на ее доходы?

Ст. 15 п.4 Конституции РФ гласит:

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Какие иные правила установлены международным договором РФ?

Где узнать о них? Простой гражданин о них ничего не знает, тогда для чего они нужны?

«Если нация убеждается, что господствующая в государстве власть направлена не на развитие её культурных, экономических и иных потребностей, а, наоборот, – на их попрание, то не только правом, но и обязанностью нации является свергнуть такую власть. И установить власть, соответствующую национальным интересам народа».

Всеобщая Декларация прав человека (Документ Организации Объединённых Наций, из первой конституции США, принятой ООН за основу).

Может ли справка из посольства, о том что человек не является гражданином и не прописан на территории данного государства, быть документом, удостоверяющим личность лица без гражданства? Если нет, то какой документ будет таковым и где его выдают? Мне 24 года, с родителями приехал в Россию в 15 лет, паспорта нет никакого до сих пор. В ФМС требуют армянский паспорт, говорят что без него ничего не получится. Хотя не понятно почему. Письменного ответа не дают и документы выдать отказываются, говорят что пока не могут их найти. Мама-гражданка РФ, проживает и работает здесь. Подскажите пожалуйста, как быть.

Помогите., пожалуйста, решить задачи.

Российская организация осуществляла строительство небольшой гостиницы для посольства для приема своих гостей на российской территории. Посольство не в полном объеме выполнило свои обязательства по оплате перед строительной компанией. Российское юридическое лицо подало иск в арбитражный суд РФ к посольству иностранного государства. Посольство в ответ на иск заявило о своем иммунитете.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

Республика Науру в мае 1989 г. предъявила иск в международный суд против.

Австралии. В своем исковом заявлении Республика Науру требовала, чтобы суд признал материальную ответственность Австралии за экологическую катастрофу, вызванную деятельностью метрополии по эксплуатации природных ресурсов Науру. Республика.

Науру — маленькое островное государство в западной части Тихого океана с площадью территории всего 22 км и населением около 10 тыс. человек.

Территория Науру была одним из заморских владений Германии с 1888 г. на острове были обнаружены богатейшие залежи фосфатов. В силу ст. 119 Версальского договора.

Германия вынуждена была отказаться от всех прав на свои владения в пользу держав-победительниц. В соответствии со ст. 22 Пакта Лиги Наций Науру было передано под совместное управление Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. В соответствии с условием мандата государства обязаны были «. способствовать материальному и духовному благополучию и социальному прогрессу населения территории».

В 1919 г. Австралия, Новая Зеландия и Великобритания заключили договор о совместной эксплуатации фосфатов острова. На основе соглашения управление островом возлагалось на администратора, назначенного от имени всех трех государств правительством Австралии. В соответствии с этим же договором исключительные права добычи и продажи фосфатов Науру получила

8 британская фосфатная компания, учредителями которой стали три перечисленных государства. В этом договоре указывалось также, что добыча фосфатов должна осуществляться с учетом потребностей трех государств, а доходы от их продажи должны распределяться междутремя государствами в следующем порядке: по 42 % для Австралии и Великобритании и 16 % – для Новой Зеландии. Какие-либо интересы населения Науру в договоре не упоминались.

После Второй мировой войны Науру стала подопечной территорией системы опеки.

ООН. Соглашение об опеке возобновило мандат Австралии, Великобритании и Новой.

Зеландии на управление Науру. В соответствии с положениями п. «Ь» ст. 76 Устава ООН государства, осуществляющие управление «территориями под опекой», обязаны способствовать политическому, экономическому и социальному благополучию и повышению уровня образования населения этих территорий, а также их прогрессивному развитию в направлении к самоопределению и независимости.

В 1968 г. Науру получила независимость. Государство Науру обратилось в.

Международный Суд ООН. В заявлении Науру обвинила Австралию в том, что когда та была мандатарием, она не предприняла мер к получению народом Науру выгод от эксплуатации полезных ископаемых страны, а разработка фосфатов была столь хищнической, что к моменту получения независимости их ресурсы были практически выработаны, а экологическое состояние Науру бедственным.

Правомерно ли заключение договора о совместной эксплуатации фосфатов? Каков статус государства, находящегося по опекой? Несут ли ответственность колониальные метрополии? Будет ли Австралия привлечена к ответственности?

Обоснуйте позицию государства Науру в Международном Суде ООН со ссылкой на соответствующие международно-правовые акты.

Восточный Пакистан после образования Исламской Республики Пакистан в 1947 г. практически находился на положении колонии. Политика Пакистана была направлена на подчинение бенгальского народа Восточного Пакистана и его эксплуатацию. Так, в конце

50-х и начале 60-х гг. 66 % активов всех промышленных предприятий, 70 % средств страховых компаний и 80 % банковских активов находились в Западном Пакистане. При распределении государственных ассигнований и иностранной помощи основную часть получали Пенджаб и область Карачи. На долю Восточного Пакистана за первые десять лет приходилось лишь 1/5 государственных расходов на индустриализацию и 1/6 – на развитие культуры и образования. В 1948–1954 гг. из 966, 7 млн рупий, ассигнованных на осуществление различных сельскохозяйственных проектов, 79,6 % получил Западный.

Пакистан. Ирригационные сооружения в Западном Пакистане, без которых в восточной провинции невозможно земледелие, не ремонтировались и приходили в упадок.

Должности на государственной службе, в вооруженных силах, в полиции занимали главным образом выходцы из Пенджаба или мусульмане-переселенцы из Индии: на долю бенгальцев приходилось менее 10 % этих постов. Западные пакистанцы, считая всех жителей страны «единой нацией», в качестве «национального языка» пытались навязать бенгальцам язык урду, хотя, согласно переписи 1951 г. урду был родным языком только для 3,3 % населения страны, а в Восточном Пакистане урду был родным языком лишь для

Признанным лидером бенгальского национально-освободительного движения была созданная в 1949 г. партия Народная лига (Авами лиг). На выборах в марте 1970 г., выступая под лозунгами предоставления Восточному Пакистану широкой политической и экономической автономии в рамках единого Пакистана, проведения в стране прогрессивных социально-экономических реформ, Народная лига одержала победу. Из

169 мест, отведенных Восточному Пакистану в Национальной ассамблее (всего в ней 313

9 депутатов), она получила 167. В Провинциальной ассамблее Народная лига получила 288 из 310. Эти результаты ясно выражали волю бенгальского народа.

В ответ на это начался террор западных пакистанцев, следствием которого стала национально-освободительная борьба бенгальской нации за самоопределение.

Какова правосубъектность наций (народов), борющихся за свою независимость?

Определите, есть ли основания для признания права нации к самоопределению? Каковы критерии признания правительств борющихся наций? Каковы юридические последствия такого признания? Обоснуйте ответ ссылками на международно-правовые акты.

Постоянный представитель ОАР при ООН в январе 1968 г. в письме Генеральному секретарю ООН указывал, что израильские войска на оккупированных землях пытают и убивают арабов, в особенности палестинских беженцев. Как показывают данные.

Ближневосточного агентства ООН для оказания помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), в июле 1967 г. около 300 тыс. человек были вынуждены из-за репрессий оккупантов покинуть район Газы. Около 4 тыс. из них ушло в ОАР, а остальные были переселены на западный берег реки Иордан. Ежегодный доклад ООН

(БАПОР) свидетельствует, что в результате войны 1967 г. на Ближнем Востоке число беженцев увеличилось на 525 тыс. человек, из которых 175 тыс. было изгнано во второй раз. В докладе было подтверждено, что арабские беженцы, изгнанные оккупантами с западного берега реки Иордан, районов Газы и Синая, испытывают голод, недостаток воды и жилья, нуждаются в одежде и медицинской помощи.

Израиль в спешном порядке принял меры по обработке земли в демилитаризованных зонах на границе с Сирией и Иорданией. Было экспроприировано свыше 300 тыс. га земли в арабской части Иерусалима, где построены дома для 7 тыс. еврейских семей.

«Нью-Йорк таймс» сообщила, что из района Газы выселено свыше 13 тыс. арабов,

Только за один месяц израильтяне разрушили в Газе 1857 жилищ арабов, которые якобы мешали патрулированию труднодоступных районов. В средствах массовой информации.

Израиль заявил, что проблема беженцев относится к внутренней компетенции государства.

Каковы права арабского народа Палестины? Каковы юридические основания его борьбы за осуществление этих прав? Правомерно ли утверждение Израиля, что защита беженцев исключительно внутригосударственное дело?

Имеют ли арабские беженцы право на получение компенсации за причиненный ущерб? Подготовьте позицию Генерального секретаря ООН по данной ситуации.

Служащий 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии на командно-штабных учениях. Архив

Согласно закону РФ "Об обороне" от 31 мая 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4) борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Согласно Закону РФ "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года, Вооруженные Силы РФ могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями Военной доктрины России, Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооруженных сил и других войск в мирное время осуществляется по решению президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил России за пределами территории РФ относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ в соответствии со статьей 102 Конституции РФ.

Совет Федерации начинает рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами российской территории после получения обращения президента РФ, содержащего обоснование его предложения.

В соответствии с регламентом СФ рассмотрение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории России на заседании СФ начинается с доклада президента РФ либо по его поручению полномочного представителя президента РФ в СФ, после чего оглашаются заключения Комитета СФ по обороне и безопасности и Комитета СФ по международным делам. Решение о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется постановлением СФ. Постановление СФ в двухдневный срок со дня его принятия направляется президенту РФ.

Слышал что когда гражданин России прибывает в другое государство он должен (согласто законам России) регистрироваться в посольстве (консульстве) России в этом государстве. Где можно посмотреть закон (правила) касающиеся такой регистрации?

Ответы на вопрос:

Не должен - имеет право. Об этом написано в Вашем загран.паспорте.

Похожие вопросы

Гражданин государства А. совершил преступление в государстве Б., затем скрылся в государстве С. Государство Б. обратилось к государству С. с просьбой о выдаче г-на государства А. штату государства Б. В этом штате до сих пор существует смертная казнь. По мнению гражданина государства А. существовала серьезная вероятность того, что в случае выдачи он будет казнен. Что будет с этим гражданином и какая ответственность будет?

Если из одного государства незаконно вывезли культурные ценности государства в другое государство. Во втором государстве гражданин приобрел на праве собственности их. Возврат по праву какого государства будет (по первому, откуда вывезено, или по второму, где приобрел гражданин)?

Когда государство не платит помощь гражданину в эпидемию коронавируса такой гражданин в праве не платить налоги государству?

Военный врач Сидорова при нахождении в арабском государстве произвела аборт гражданке этого государства в операционной военного госпитального судна Военно-Морского флота России.

В этом государстве аборты запрещены под страхом смертной казни.

После того как госпитальное судно возвратилось в Россию, правительство арабского государства обратилось к правительству Российской Федерации с требованием привлечь Сидорову к уголовной ответственности за производство аборта или выдать ее этому арабскому государству для осуждения по законам этой страны.

Будет ли удовлетворено требование правительства арабского государства?

Государство А направило в государство В предложение об открытии своего посольства на территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посольства не существует, поскольку связи между этими странами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций. В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию. Квалифицируйте данную ситуацию. Оцените позиции государств.

Я слышала по телевизору, что сейчас алименты по новому закону может выплачивать государство, в размере около 5000 руб., а эту сумму потом должен возмещать государству отец ребенка. Есть ли такой закон? Заранее спасибо.

Я слышала, что в декабре 2015 года был принят Закон, касательно Государственной реструктуризации ипотечного кредита. Согласно этому Закону Государство выплачивает какой-то процент от суммы кредита; в случае снижения дохода заемщика, рождения ребенка.

Прошу Вас рассказать подробнее, что это за Закон и в каких случаях можно рассчитывать на помощь Государства.

Вы с другом открыли необитаемый остров в Тихом океане. Площадь острова — 80 га. Вы решили создать на этом острове государство и потребовать от других государств его признания.

Возможно ли признание такого государства? Какие условия необходимы для того, чтобы территориальное образование было признано государством? Существует ли нормативное определение термина «государство»?

Имеет ли право гражданин иностранного государства регистрировать ребенка (гражданина РФ и другого государства) по месту своей временной регистрации в РФ при наличии другого родителя - гражданина РФ и его нотариального согласия? Собственник согласен, оба родителя согласны, но в МФЦ консультант, ссылаясь на закон РФ сказала, что нельзя.

Мать хочет зарегистрировать по месту своей регистрации, чтобы можно было пойти в садик. Отец не против, (нотариальное согласие), собственник не против, МФЦ против.

Что говорит по этому поводу закон и если это возможно на что ссылаться в МФЦ?

У меня такой вопрос. Я гражданин Узбекистана проживаю в России и делаю документы на пмж (имею рвп) хотел узнать, нужно ли мне регистрироваться в посольстве Узбекистана? Я слышал, что те кто не отмечался автоматический теряет гражданство Узбекистана. И лишается жилья в Узбекистане в пользу государства.

Если государство (допустим Украина или Россия) объявит суверенный дефолт (т.е. не может расплатиться со своими внешними долгами перед другими странами), то что произойдёт со страной? Она прекратит существование? Могут ли другие страны в качестве уплаты долга забрать себе навсегда территории страны, объявившей неплатежеспособность?

Похожие вопросы

Если государство (допустим Украина или Россия) объявит суверенный дефолт (т.е. не может расплатиться со своими внешними долгами перед другими странами), то что произойдёт со страной? Она прекратит существование? Могут ли другие страны в качестве уплаты долга забрать себе навсегда территории страны, объявившей неплатежеспособность?

Могу ли я со своей семьей получить вид на жительство или другой документ дающий право проживать на территории России? В настоящее время гражданин Украины, но не вижу в этой стране будущего ни для себя, ни, тем более, для своей дочки. Высказываясь против политики Украины в отношении России, нажил себе уже не мало врагов, как со стороны работодателей, так и правоохранительных органов.

Жить в 100% коррумпированном государстве и иметь свое мнение - это не совместимые понятия. А по сути Украина мне ни чего не дала, все, что моя семья имеет было куплено на средства заработано мной на территории России!

Сейчас на Украине тяжелое время, решила забрать к себе маму навсегда в Россию, так как она осталась там одна. Что мне надо делать?

У меня родная сестра жывет в Украине у нее двое маленьких детей, я хочу ее забрать к себе в Россию, так как там у нее практически нет средств к существованию и ситуацыя в стране тяжолая, возможно ли ей получить статус беженца или как то по другому что бы остаться в России!

Так может произойти, если мигрант ранее уклонился от уплаты штрафа на территории страны. получу ли я разрешени на роботу.

Скажите пожалуйста как обьявить себя банкротом? Ти что бы долг польностьбю анулировался навсегда?

Отказ от своей страны. Отказ от своей страны написал в Москве (страна Нигерия) сейчас говорят что нужно ехать в свою страну и официально там делать документы. но не имеем финансовой возможности выехать из России возможно ли эти документы оформить в России?

Государство А направило в государство В предложение об открытии своего посольства на территории государства В. В ответной ноте государство В указало, что необходимости в открытии такого посольства не существует, поскольку связи между этими странами носят эпизодический характер и вполне могут осуществляться в рамках международных организаций. В качестве ответной меры государство А отказалось допускать граждан государства В на свою территорию. Квалифицируйте данную ситуацию. Оцените позиции государств.

Поправка в ст. 79 Конституции о возможности неисполнения Россией решений международных органов, вероятно, нужна для того, чтобы убедить граждан не обращаться в Европейский Суд и сэкономить бюджетные миллионы или защитить вновь обретенные территории Крыма

Обновленная Конституция лишит граждан РФ международного механизма защиты прав?

1 июля пройдет голосование по поправкам в Конституцию, которые вызвали много споров. Одна из наиболее обсуждаемых из них – поправка о возможности неисполнения Россией решений международных органов, в частности Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ).

В случае принятия поправок ст. 79 Конституции будет звучать так: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Сейчас активно обсуждается последнее предложение, которым и предлагается дополнить ст. 79. Оно привлекло внимание даже Венецианской комиссии – консультативного органа по конституционному праву при Совете Европы. Комиссия напомнила, что Россия взяла на себя обязательство исполнять решения ЕСПЧ после вступления в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции по правам человека. Эксперты комиссии рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенной поправки.

Так будет ли Россия учитывать заключение комиссии или сможет отказаться от исполнения отдельных решений ЕСПЧ со ссылкой на ст. 79 Конституции?

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Европейская конвенция стала не только средством защиты прав и свобод человека, но прежде всего инструментом поддержания мира на земле.

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией. Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

Европейский Суд – это не чуждый и враждебный элемент, вмешивающийся во внутренние дела страны, а важная, неотделимая часть национальной системы права. Статья 15 Конституции РФ, в том числе ее новой редакции, предусматривает, что при наличии противоречия меду международными и российскими нормами права применяются международные. Эти главенствующие нормы конституционного права остаются неизменными.

Чем ЕСПЧ невыгоден России и останется ли он эффективным средством правовой защиты?

Европейский Суд является эффективным механизмом защиты прав. Именно поэтому он стал популярен, особенно в России. Желание добиться справедливости или просто пересмотра не устраивающего человека решения российского суда, а иногда стремление получить несколько десятков тысяч евро привели к тому, что российские граждане начали обращаться в ЕСПЧ массово, по поводу и без. Это повлекло миллиардные расходы казны РФ, выплачивающей гражданам компенсации на основании решений Европейского Суда.

Потому Россия внимательно отслеживает практику ЕСПЧ по наиболее болезненным направлениям и принимает законы, позволяющие человеку получить возмещение за нарушение Конвенции в России. Так было с нарушениями сроков судебных разбирательств: теперь компенсацию за это можно получить в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ, не обращаясь в ЕСПЧ. А 27 декабря 2019 г. в России был принят Федеральный закон № 494, устанавливающий порядок компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.

Кроме того, начали предприниматься попытки убедить граждан не обращаться в Европейский Суд: «Решения ЕСПЧ не выполняются», «Решения ЕСПЧ не обязательны для Российской Федерации», «Россия выходит из Совета Европы» – такие пропагандистские формулировки позволяют уменьшить число жалоб в ЕСПЧ и сэкономить миллионные суммы бюджета РФ. Похоже, что новая редакция ст. 79 Конституции также ориентирована на «внутреннего пользователя» и должна помочь убедить граждан в том, что Конституционный Суд РФ будет отменять решения ЕСПЧ и лучше отказаться от направления в него жалоб.

Не стоит забывать и о том, что в скором времени Европейский Суд должен вынести решение по межгосударственному делу «Украина против России», которое касается Крыма. И России пригодится механизм, пусть несколько противоречивый и неуклюжий, который поможет защитить вновь обретенные территории, в случае если решение будет не в ее пользу.

Таким образом, конституционная поправка об отступлении от безусловного исполнения решений международных органов при их противоречии Конституции РФ может оказаться инструментом одноразового применения. Между тем ЕСПЧ останется эффективным средством правовой защиты для граждан и организаций в тех случаях, когда на национальном уровне таких средств не нашлось или они не сработали.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: