Отказ государственного банка сша от выплаты внешних долгов мировой экономический кризис

Обновлено: 24.04.2024

Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. с особой силой поразил США резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.[5] За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств. При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная, кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация – Федеральное фермерское бюро – была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.

Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. ФРС не справлялась со своими задачами. помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями. Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке, ценных бумаг и пр.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф. Рузвельт, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.[6]

Эта программа не носила спонтанного характера (как утверждало ранее большинство историков), еще в 1928 г. Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину "ответственности государства за судьбы своих граждан". Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр. Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

Одной из важнейших задач первого периода "нового курса" в 1933 г. была задача сохранения и по возможности укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США, в сотрудничестве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя. В целях сохранения политической стабильности требовалось и принятие незамедлительных мер социальной защиты населения.

Экономическая политика "нового курса" этого времени была направлена на восстановление полностью расстроенной банковско-финансовой системы. С этой целью на основании принятого Конгрессом Чрезвычайного Банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии. После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации. Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.

Аграрная политика "нового курса" нашла воплощение прежде всего в Законе о регулировании сельского хозяйства, предусматривающем создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров – и крупных и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли, что больно ударило по мелкому фермерству. В то же время группа крупного коммерческого фермерства, получив большую часть премиальных платежей, смогли благодаря этому интенсифицировать свое хозяйство и получить немалую прибыль. Сокращение посевных площадей для поднятия цен в голодающей Америке сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота и пр.

Вместе с ААА был принят Закон о рефинансировании фермерских долгов, сокративший проценты по ипотечной задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов. Через федеральные земельные банки фермерам был предоставлен заем более чем в 2 млрд. долл., который пошел главным образом на погашение их долгов, в чем не посредственно были заинтересованы и банки.[7]

Вместе с политикой сокращения посевных площадей еще в 1936 г. стала проводиться политика восстановления плодородия почв. В 1936 г. эта политика была законодательно оформлена принятием Закона о сохранении плодородия почв и о квотах внутреннего рынка. Закон предусматривал выплату премиальных платежей собственникам земли, соглашавшимся изымать земли из-под посевов тех культур, которые ее истощали, что должно было, с одной стороны, повысить цены на продукцию сельского хозяйства, с другой – поднять плодородие почв.

Завершающим правовым актом аграрной политики "нового курса" стал Закон 1938 г., который усиливал государственный контроль за поступлением на рынок основных сельскохозяйственных продуктов, поддержание цен на которые отныне должно было достигаться не уничтожением "излишков", а их хранением с соответствующими государственными выплатами фермерам в счет еще не проданного урожая.

Во второй половине 30-х гг. меняется главное направление деятельности правительства Ф. Рузвельта, определяемое необходимостью проведения кардинальных социальных реформ. Так, провозглашенные ранее НИРА профсоюзные права не удовлетворяли требований рабочих. В результате непоследовательной социальной политики Ф. Рузвельта не было гарантировано законом право на стачку, не было закреплено традиционное требование американских рабочих "закрытого цеха", запрещающего предпринимателям путем "индивидуальных соглашений" принимать на работу нечленов профсоюза, что открывало путь к штрейкбрехерству, возможному срыву забастовки. Права профсоюзов нарушались и в силу необязательности их участия в определении условий труда рабочих путем заключения коллективных договоров и широкой возможности создания противостоящих профсоюзам. "компанейских союзов", которые финансировались предпринимателями и использовались ими для подрыва организованной борьбы рабочих.: Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), принятый в 1935 г., не только впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, но и предусмотрел законодательные гарантии этих прав. В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие "нечестная трудовая практика" предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, в том числе и путем их финансирования (запрещение "компанейских союзов"), дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика «закрытого цеха»), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое "правило большинства", согласно которому от имени рабочих в договорных отношениях с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.

Закон закреплял и, право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на "нечестную трудовую практику" предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.

Другим направлением деятельности правительства "нового курса" стало создание (впервые в истории Америки) разветвленной государственной системы социальной защиты населения.[8] В 1935 г. был принят первый Закон о социальном страховании и другие законы помощи бедным.

Закон о социальном страховании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Он не распространялся, однако, на сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих, затрагивая, таким образом,. интересы только половины всех: работающих по найму лиц. Кроме того, уровень страховых выплат, фонд которых создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих, был крайне низок. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице выплачивались около 10 недель в году.

В 1935 году было начато проведение широкой программы помощи фермерам. Создана Администрация по переселению, которая в начале 1937 г. была преобразована в Администрацию по охране фермерских хозяйств, в обязанности которой входило строительство лагерей для сельскохозяйственных рабочих и мигрантов, оказание помощи беднейшим фермерам путем их переселения на более плодородные земли, создание сбытовых кооперативов мелких фермеров и пр.

Свидетельства переориентации политики Ф. Рузвельта, его отхода от сотрудничества с крупным корпоративным капиталом можно найти и в принятии ряда законов, ограничивающих засилие монополий. Так, например, Закон 1935 г. о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования ставил под жесткий государственный контроль все держательские фирмы, обеспечивающие потребности страны в газе и электроэнергии. Выл принят также новый налоговый закон, значительно увеличивший налоги со сверхприбыльных корпораций и лиц с наиболее высоким уровнем доходов.

Антирузвельтовская кампания протеста, носившая в это время особенно яростный характер (Рузвельта обвиняли в том, что он посягает на "священные устои частной собственности", развязывает в стране гражданскую войну и пр.), провалилась. Он был избран президентом на второй срок прежде всего благодаря провозглашенному им курсу на "повышение личного благосостояния и расширение возможностей для масс народа".

Успешное дальнейшее проведение в жизнь этого курса Ф. Рузвельт видел и в осуществлении его плана судебной и административной реформы, предусматривающего, в частности, увеличение возможного числа членов Верховного суда до 15 человек (если судьи, достигшие 70 лет, не уходили в отставку), создание специального Исполнительного управления президента (ИУП) и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг.

Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., 1966 г.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000 г.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. – М., «ЗЕРЦАЛО», 1999 г.

[1] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 52.

[2] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 69.

[3] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 429.

[4] История государства и права зарубежных стран. Том 1. – М., «Юридическая литература», 1966. С. 429.

[5] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 210.

[6] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 211.

[7] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 216.

[8] История государства и права зарубежных стран. Часть 2. – М., 2000. С. 218.

Одной из самых обсуждаемых тем американской экономики является огромный размер госдолга США. Его совокупный объём на конец 2020 г. составил порядка 27 трлн долл., а это значит, что отношение общего госдолга США к ВВП порядка 128%. Тем не менее сверхнизкая ставка рефинансирования Федеральной резервной системы (ФРС) и высокие кредитные рейтинги США позволяют тратить на обслуживание госдолга около 6% бюджета, а его номинирование в долларах снимает проблему дефолта.

Понятие госдолга США

Национальный госдолг США разделён на две группы.

    Внутриправительственный долг (Intragovernmental Holdings) — это долговые обязательства, по которым Правительство США должно своим собственным учреждениям.

Рис. 1. Структура общего госдолга США на декабрь 2020 г. (млрд долл.). Источник: данные Казначейства США

Рис. 1. Структура общего госдолга США на декабрь 2020 г. (млрд долл.). Источник: данные Казначейства США

Что такое госдолг США простыми словами? Его можно рассматривать как накопленный дефицит ежегодных бюджетов. Хронический бюджетный дефицит требует, чтобы Казначейство США регулярно занимало деньги, необходимые для поддержания работы Правительства.

Рис. 2. Динамика госдолга США (млрд долл.; данные по годам даны на начало декабря). Источник: данные Казначейства США

Рис. 2. Динамика госдолга США (млрд долл.; данные по годам даны на начало декабря). Источник: данные Казначейства США

Так, в 2016 г., в завершении президентства Барака Обамы, этот дефицит достигал почти 600 млрд долл. В первые три года, когда Дональд Трамп был президентом, долг увеличился до 1 трлн долл. В 2020 финансовом году из-за пандемии дефицит федерального бюджета составил 3,1 трлн долл., что более чем в три раза выше зафиксированного годом ранее. По отношению к ВВП дефицит в 2020 г. составил 14,9%, по сравнению с 4,6% в 2019 г. и 3,8% в 2018 г.

Тем не менее пока постоянно растущий госдолг не создаёт значимых проблем для американского бюджета благодаря низкой инфляции и минимальной ставке рефинансирования ФРС.

Выплаты по госдолгу (млрд долл.)

Общая величина расходов

% на обслуживание госдолга

Рис. 3. Доля бюджетных расходов на обслуживание госдолга. Источник: Бюджетное управление Конгресса (СВО)

Постоянный рост госдолга США вызывает озабоченность в долгосрочном плане. CBO выделяет следующие риски:

    растущая инфляция может побудить ФРС поднять ставку рефинансирования, что приведёт к росту затрат на обслуживание госдолга;

Поэтому вполне вероятно, что начиная с 2021–22 гг., после окончания пандемии, темпы роста госдолга начнут сокращаться, чему будут способствовать и политические факторы. Республиканцы при президенте-демократе Джо Байдене будут возвращаться к привычной роли финансовых консерваторов, требуя снизить дефицит бюджета, что приведёт и к уменьшению динамики нарастания долгов Правительства.

Госдолг США: кому должна Америка

По состоянию на сентябрь 2020 г. внешний госдолг США превосходил 7 трлн долл., что составляло около 25% его общего объёма. Кстати, Россия не входит в двадцатку крупнейших держателей американского госдолга.

Значение (млрд долл.)

Доля от долга США, находящегося в иностранной собственности

Рис. 4. Топ-3 стран держателей госдолга США. Источник: Минфин США

Для сравнения, летом 2020 г. ФРС владела государственными долговыми бумагами более чем на 10 трлн долл. Поэтому основные держатели госдолга США — сами американцы. Этот фактор, а также его долларовый характер, вместе с административной, научной, экономической и военной мощью США является предпосылкой высшего кредитного рейтинга американских гособлигаций, что делает их эталоном надёжности на мировом долговом рынке.

Кредитный рейтинг США

Место рейтинга в классификации

Рис. 5. Кредитный рейтинг США. Источник: данные рейтинговых агентств

Высший инвестиционный рейтинг обеспечивает устойчивый спрос на гособлигации США безрисковых категорий инвесторов и гарантирует минимальную премию за риск. Так, на конец 2020 г. доходность десятилетних облигаций США была меньше 1%.

Облигации почти всех остальных стран считаются более рисковыми и котируются с определённой премией к американским бумагам. Чем больше размер премии за риск, тем более неустойчивая ситуация на рынке и/или ситуация в конкретной стране.

Итак, суть госдолга США — необходимость регулярно восполнять дефицит американского бюджета. Пока огромный объём госдолга США не столь критичен. Ведь за ним стоит не только самая крупная экономика мира, но и тот факт, что он номинирован в долларах, а значит, тема его дефолта может быть исключена. Однако важно понимать, что большие долги накладывают крупные обязательства на эмитента долга, и рано или поздно занятое придется возвращать. Возможность инвестирования в американские облигации уже затрагивалась в «Открытом журнале». Также мы писали и о ключевых понятиях на рынке облигаций.

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Фото: Shutterstock

В ночь на 27 июня в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщил Bloomberg. Агентство указывает, что в то же время «дефолт носит в основном символический характер и мало что значит для россиян».

Поводом для заявления СМИ о дефолте стало истечение в воскресенье, 26 июня, льготного периода для выплаты около $100 млн просроченных платежей по гособлигациям. Задолженность около $100 млн была предъявлена России бывшими держателями еврооблигаций на основании того, что погашение долга было произведено 2 мая вместо 4 апреля.

Речь идет о долларовых облигациях Минфина, остаток которых на $552 млн Россия должна была погасить 4 апреля. Однако США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу.

В связи с тем что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях. С точки зрения финансовых властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами. Западные кредиторы и институты предупредили, что такая выплата, скорее всего, будет признана суверенным дефолтом России.

Однако бывшие владельцы этих бумаг потребовали уплатить дополнительный процент в размере около $100 млн, который, по их мнению, должен был быть выплачен за просрочку платежа — вместо 4 апреля они получили выплату основного долга 2 мая. На основании того что этот процент не был выплачен, инвесторы подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России 11 мая.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией. Держатели могут сами объявить дефолт, если владельцы 25% непогашенных облигаций согласятся с тем, что произошло «событие дефолта».

Министр финансов России Антон Силуанов ранее назвал ситуацию с возможным наступлением дефолта фарсом.

«Формально объявлять о наступлении дефолта можно только после вступления в силу решения суда соответствующей юрисдикции об удовлетворении искового требования держателя еврооблигаций. Но с обращениями в суд не все так однозначно, поскольку ни в одном из проспектов эмиссии мы не отказались от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу. Это формальная сторона.

А с практической точки зрения для инвестора нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства с заемщиком, который готов обслуживать свой долг и в ситуации, когда инвестору запрещено получать причитающиеся ему выплаты. Представим гипотетическую ситуацию, что все-таки состоялся суд, вынесено решение, инвестору разрешили получить выплаты. Он все равно придет к нам и получит то, что мы ему уже зарезервировали для выплат. Поэтому мы и говорим, что вот твои деньги, приходи и забирай их сразу. Это гораздо более рационально с точки зрения всех сторон. В том числе и американских властей, которые бьют по своим инвесторам и своим налогам», — заявил Антон Силуанов.

Что такое дефолт

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

Когда дефолт был в России

В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

Фото:Shutterstock

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

Виды дефолта

Фото:Shutterstock

  • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
  • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

Фото:Shutterstock

Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

  • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
  • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

Фото:Seth Wenig / AP

Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до «мусорного»

Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

  • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
  • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
  • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

«Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

«Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

На Банк России наложены санкции

В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям планировались на март.

Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

Фото:Shutterstock

По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65%-ной вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

Последствия дефолта

Фото:Shutterstock

Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

«Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Дорофеев обращает внимание, что поводов объявлять дефолт у иностранных инвесторов нет: «Российские власти осуществили выплаты через платежного агента НРД в срок, инвесторы в России получили выплаты вообще без проблем. Минфин также выражал готовность доплатить денежные средства всем инвесторам, кто получил деньги с задержкой из-за действий Euroclear».

Даже если бы дефолт был официально объявлен, это ни к чему бы не привело, считает Дмитрий Дорофеев. «Иностранные владельцы российских еврооблигаций в любом случае не смогут арестовать российские активы за границей, так как при размещении обязательств Россия не отказывалась от права на «суверенный иммунитет», а, следовательно, зарубежные суды не смогут принять законное решение о конфискации какого-либо российского имущества и активов», — заключил портфельный управляющий.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Белоруссия допустила дефолт по внешнему долгу, к такому выводу пришло международное рейтинговое агентство Moody's.

13 июня закончился льготный период, в течение которого республика должна была выплатить $22,9 млн по еврооблигациям Belarus-27. Минфин страны произвел выплаты в белорусских рублях, держатели бондов не смогли их получить, что в Moody's расценили как дефолт.

В конце июня Белоруссия вслед за Россией перешла на погашение внешних долговых обязательств в национальной валюте. 22 июня президент Владимир Путин подписал указ о выплатах по внешнему госдолгу в рублях.

27 июня Moody's сообщило о дефолте России по евробондам, после того как держатели российских суверенных еврооблигаций не получили купонные выплаты по двум из них на сумму $100 млн до истечения 30 дней. До этого о наступлении дефолта сообщали Bloomberg и The Wall Street Journal. По их данным, Россия не выполнила обязательства впервые с 1918 года.

Речь идет о двух выпусках еврооблигаций — долларовых со сроком погашения в 2026 году и номинированных в евро со сроком погашения в 2036 году.

Мария Захарова

Российский Минфин, в свою очередь, заверил, что обязательства были исполнены в полном объеме. Выплаты в оригинальных валютах были произведены 20 мая платежному агенту — Национальному расчетному депозитарию (НРД), уточнили в ведомстве. Ответственность за то, что они не дошли до держателей, там возложили на международные расчетно-клиринговые системы.

Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images

Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Фото: Shutterstock

Вас здесь знать не знают: как компании выстроить репутацию в новой стране

Фото: Drew Angerer / Getty Images

Что происходит с фондовым рынком после резких обвалов: история вопроса

Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел

Фото: Mark Kolbe / Getty Images

Как искать информацию о здоровье в интернете и не навредить себе

Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса

В Кремле также не согласились с наступлением дефолта, назвав подобные утверждения неправомерными. «А тот факт, что Euroclear [международная расчетно-клиринговая система] удержал эти деньги, не довел их до получателей, — это уже не наши проблемы», — заявили там.

В середине июля в российском МИДе сообщили, что Россия вместе с партнерами создаст собственную независимую рейтинговую организацию, назвав западные рейтинговые агентства предвзятыми.

США с 4 апреля запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу. Из-за этого Минфин России уже задержал платежи по двум выпускам евробондов. РБК разбирался, какие варианты есть у Минфина

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Казначейство США минувшей ночью объявило, что больше не позволит России осуществлять долговые платежи по суверенным долларовым облигациям из замороженных валютных резервов Банка России. Тем самым США подтвердили материал РБК о том, что российский Минфин с середины марта выплачивал проценты по евробондам из долларовых резервов ЦБ, которые были заблокированы из-за санкций 28 февраля.

Антон Силуанов

С 16 марта Россия успела выплатить таким образом более $600 млн держателям своих международных долларовых бумаг. Всего было сделано пять купонных платежей, последний — 31 марта. Деньги списывались со счетов ЦБ в американских финансовых институтах, тем самым уменьшая часть международных резервов России, которая ей уже недоступна. РБК писал, что публичная генеральная лицензия, выпущенная Минфином США, открыто запрещает списание с замороженных резервов ЦБ или Минфина, в связи с чем возникает вопрос — каким образом Россия могла использовать для этого заблокированные активы. Теперь власти США прояснили: они давали индивидуальные разрешения на выплату из резервов в каждом конкретном случае, когда Минфин России отдавал платежное поручение американскому банку-корреспонденту (JPMorgan) и платежному агенту (Citibank или Bank of New York Mellon).

Какие выплаты затронул запрет

Минфин России 4 апреля должен был выплатить очередные платежи в долларах — купон на $84 млн по еврооблигациям с погашением в 2042 году и $552 млн основного долга при погашении евробондов-2022. Изначально объем погашения должен был составить $2 млрд, но в конце марта Минфин провел операцию добровольного buy-back этих бумаг за рубли. Более 72% выпуска было выкуплено за 124 млрд руб. и аннулировано, благодаря чему Минфину удалось решить проблему российских держателей этих евробондов — доллары они получить не могут, поскольку европейская клиринговая система Euroclear не проводит расчеты с российскими резидентами из-за санкций.

Фото:Андрей Любимов / РБК

Держатели бумаг, которые не участвовали в добровольном предложении Минфина, получат выплаты основного долга в долларах 4 апреля, сообщал Reuters со ссылкой на источник. Минфин в конце марта разместил уведомления через Национальный расчетный депозитарий (НРД) о намерении выплатить в оригинальной валюте выпуска основной долг и купон по еврооблигациям с погашением в 2022 и 2042 годах. Однако решение властей США не давать разрешения на выплаты из замороженных резервов нарушило эти планы. Минфин России, в отличие от предыдущих эпизодов с выплатами, 4 апреля не объявил о своевременном исполнении обязательств по выпускам. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn

«Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации

Движение назад: почему Netflix переходит к бизнес-модели кабельного ТВ

Фото: Unsplash

Палеодиета. Ешьте то, что предназначено природой, чтобы снизить вес и укрепить здоровье

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Приятели с первого нюха: как мы находим друзей и почему это так сложно

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

Фото: Drew Angerer / Getty Images

Что происходит с фондовым рынком после резких обвалов: история вопроса

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

«Я нынешний был бы противен себе в 20 лет»: как отдыхает Билл Гейтс

Что может сделать российский Минфин

14 марта министерство утвердило временный порядок исполнения внешних обязательств по суверенным евробондам. Ведомство сообщило, что сначала будет давать платежные поручения для осуществления выплат в оригинальной валюте выпуска, однако такие платежи будут зависеть от «возможности правительства и Банка России распоряжаться средствами на своих валютных счетах». Если же иностранный банк-корреспондент такое поручение исполнить не сможет, Минфин будет осуществлять выплаты по евробондам в рублях по курсу ЦБ на дату платежа.

По данным Reuters, банк JPMorgan Chase, с которого должна была начаться цепочка российского долларового платежа 4 апреля, получил отмашку от Казначейства США остановить платеж. Как разъяснял ЦБ, кредиторы из стран, не присоединившихся к санкциям против России, смогут получить свои средства в оригинальной валюте долга — при наличии специального разрешения. Если они получают средства в рублях, то могут свободно обменять их на иностранную валюту на российском рынке, отмечал ЦБ.

Вид на здание Министерства Финансов РФ

Резиденты стран, признанных недружественными (в том числе государства Евросоюза, США, Япония и другие), получат рубли на специальные счета типа C, списание средств с которых возможно только по достаточно узкому кругу оснований — например, для уплаты налогов, комиссий внутри России. Вывести эти средства из России в общем случае пока невозможно, а конвертировать их в валюту можно только с разрешения специальной подкомиссии Минфина по выдаче разрешений на сделки с нерезидентами и валютные операции.

Вечером 5 апреля НРД сообщил, что принял на обслуживание два выпуска еврооблигаций Минфина с погашением 4 апреля 2022 года и 4 апреля 2042 года. Их уполномоченным депозитарием, согласно условиям выпуска, является Euroclear Bank. Аналогичную процедуру НРД провел 16 марта с двумя другими выпусками — после того как было инициировано платежное поручение по ним в долларах, но до того как стало известно, что эти долларовые выплаты прошли. Согласно временному порядку Минфина, если глобальные сертификаты еврооблигаций хранятся в Euroclear, средства в рублях будут перечисляться в НРД.

Будет ли выплата в рублях считаться дефолтом на Западе

Международные рейтинговые агентства в марте заявили, что выплата в рублях по еврооблигациям, предусматривающим выплаты в долларах, будет интерпретироваться ими как дефолт. В частности, Fitch сообщало 15 марта, что «принудительная реденоминация платежных обязательств» станет основанием для понижения рейтинга России до уровня RD («ограниченный дефолт»). Впоследствии глобальные агентства отозвали российские рейтинги из-за санкций.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией.

Если иностранные кредиторы захотят добиваться от России компенсаций за невыплаты в долларах через суды, событие дефолта может подтвердить или не подтвердить английский суд, поскольку суверенные еврооблигации России выпущены по английскому праву. Для других целей, таких как активация страховых выплат по российскому госдолгу (кредитно-дефолтные свопы, CDS), признать дефолт по бумагам может базирующаяся в Нью-Йорке Международная ассоциация по свопам и деривативам (ISDA).

В прошлом месяце комитет ISDA разбирал вопрос, касающийся нескольких выпусков еврооблигаций Минфина с 2018 года, в которых прописана опция выплаты в рублях при невозможности выплаты в долларах или других западных валютах («по причинам, не зависящим от Российской Федерации»). Ассоциация постановила, что если Россия действительно не может платить в твердых валютах, альтернативная выплата в рублях не будет считаться дефолтом. Но тут есть проблема: власти США в целом не запрещают России обслуживать внешние долговые обязательства в долларах, но не позволяют делать это с использованием заблокированных долларовых счетов.

Будет ли это считаться дефолтом в России

Министр финансов Антон Силуанов заявлял, что у России есть все возможности своевременно обслуживать долги, а западные страны хотят через заморозку российских резервов организовать «искусственный дефолт» без реальных на то экономических оснований. Банк России разъяснил 4 апреля, что исполнение обязательств в рублях в соответствии с указом президента № 95 «не может рассматриваться в качестве ненадлежащего и, как следствие, по этому основанию признаваться событием дефолта».

Владимир Путин

Кроме того, ЦБ предупредил, что российские кредиторы не вправе задействовать положение о кросс-дефолте, если событие дефолта признали иностранные кредиторы. Кросс-дефолт — это условие, по которому дефолт по одному выпуску российских евробондов позволяет держателям всех остальных выпусков предъявить их к досрочному погашению. Всего у России 15 еврооблигационных выпусков номинальной стоимостью около $40 млрд, находящихся в обращении, и все они содержат положение о перекрестном дефолте в случае неплатежа или ненадлежащего платежа в размере хотя бы $75 млн.

Какие варианты еще возможны у Минфина

Казначейство США указало: «Россия должна сделать выбор между использованием оставшихся ценных долларовых резервов и новой поступающей [валютной] выручки или дефолтом». Неясно, что США подразумевают под «оставшимися долларовыми резервами», но у ЦБ предположительно есть запасы наличных долларов, которые физически не могут быть заблокированы американскими властями.

Другой способ, который предлагают власти США, — использовать долларовую выручку российских экспортеров (например, от нефти и газа). Несмотря на то что США 8 марта запретили импорт в страну российских углеводородов, они не ограничивали возможности других стран по закупке российских энергоносителей и оплате их долларами. Более того, США издали специальное разрешение, позволяющее даже российским подсанкционным банкам участвовать в схемах продажи российской нефти за доллары в третьи страны.

Фото:Олег Никишин / Getty Images

Для долговых платежей Россия, например, могла бы использовать долларовый счет ЦБ в Газпромбанке, который часто используется для зачисления валютной выручки от экспорта российских углеводородов, говорил РБК бывший старший советник Управления по контролю за иностранными активами (OFAC, санкционное управление Минфина США) Брайан О'Тул.

Другой вариант: Банк России по поручению Минфина посылает рубли в американский банк-корреспондент, банк конвертирует их в доллары в соответствии с инструкциями российских властей для выплат держателям бумаг, а затем эти рубли выкупает российский неподсанкционный банк, возвращая доллары американскому банку, рассуждает О'Тул. «Россия может купить доллары за рубли, но непонятно, сможет ли банк зачислить их на счет [для выплат кредиторам] из-за санкций», — указывает главный стратег «Атона» Александр Кудрин.

Кудрин считает, что теперь Россия действительно может задействовать президентский указ, разрешающий выплачивать средства иностранным кредиторам в рублях. Однако Минфин может попытаться использовать схему, которая позволит по крайней мере временно исключить дефолт в западном толковании — «перечислить банку-корреспонденту рубли и попросить купить валюту, чтобы перечислить ее держателям еврооблигаций», добавляет эксперт.

Даже если Минфин выберет вариант с альтернативными долларовыми платежами, 25 мая лицензия США, в целом разрешающая такие выплаты, истечет (если только не будет продлена). Это значит, что после 25 мая вопрос о дефолте встанет снова (США дали понять, что после истечения лицензии смогут выдавать разрешения на получение долларовых платежей от России только в индивидуальном порядке).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: