Отказ государства от выполнения своих обязательств

Обновлено: 18.04.2024

Дефо́лт (англ. default — невыполнение обязательств) — невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.

Дефолт может объявляться как компаниями, частными лицами, так и государствами («суверенный дефолт»), неспособными обслуживать все или часть своих обязательств.

Корпоративный дефолт является важным понятием корпоративного права, являясь, с одной стороны, защитным механизмом для компании, испытывающей временные финансовые трудности (защита от враждебного поглощения, защита от рейдерского захвата и т. д.), а с другой — защищает кредиторов от невыполнения компанией обязательств по займам.

Содержание

Виды дефолтов

Есть два принципиально разных вида дефолтов: просто дефолт (банкротство) и технический дефолт.

Дефолт (банкротство)

Обычный дефолт обозначает невозможность выполнения заемщиком своих обязательств. Это означает банкротство заемщика. Если это компания, то назначается арбитражный управляющий, который определяет дальнейшие шаги (продажа компании целиком, продажа компании по частям и т. д.). Если дефолт объявляет физическое лицо, действия по отношению к такому заемщику после объявления дефолта регулируются национальным законодательством, но чаще всего обычные люди защищаются законом. Если дефолт объявляет государство, то долги и споры подлежат урегулированию на международном уровне.

Технический дефолт

Технический дефолт возникает вопреки воле эмитента (заёмщика) из-за отсутствия возможностей для оплаты, в дальнейшем прецедент подлежит урегулированию в соответствии с соглашением сторон [1] . Технический дефолт — это ситуация, когда заёмщик не выполняет условия договора займа, но физически он этот договор может выполнить в будущем. Невыполнение условий договора может подразумевать как отказ платить проценты или основную часть долга, так и отказ предоставить необходимые документы (например годовой отчёт) или любое другое нарушение пункта договора займа. Тогда заёмщик может объявить технический дефолт кредитору. Дальнейшая судьба заёмщика и кредитора зависит от причин дефолта и возможностей урегулирования долга в будущем на основе законодательства в стране. Довольно часто технический дефолт не приводит к банкротству заёмщика.

В истории корпоративные дефолты случались довольно часто, и многие правительства и гранды мирового бизнеса когда-то были в состоянии технического дефолта.

Примеры

Яркий пример суверенного дефолта — дефолт 1998 года. 17 августа Правительство России объявило о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе ГКО и ОФЗ. В 2001 году дефолт произошел в Аргентине [2] , в Мексике в 1994 году, в Уругвае в 2003 году [3] , в Северной Корее в 1987 году [4] .

22.03.2022 в Государственную Думу РФ был внесен проект федерального закона № 92282-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект), призванный защитить стороны договора от негативных последствий санкций и иных мер, предпринимаемых иностранными государствами в отношении российских физических и юридических лиц в настоящее время (далее – Санкции).

Указанный законопроект в части регулирования динамики договоров, подпавших под действие Санкций, предусматривает следующие положения:

  1. Если в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, исполнение обязательства объективно становится окончательно невозможным полностью или в части, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
  2. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. В таком случае для целей применения правил гражданского законодательства о способах обеспечения исполнения обязательства должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон обязательства, заключенным после введения в действие настоящего Федерального закона.
  3. Сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона не исполнила или ненадлежащим образом исполнила свое обязательство, поскольку такое исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), в разумный срок до совершения отказа обязана предупредить другую сторону обязательства о намерении реализовать свое право на отказ. Если иное не предусмотрено законом или договором, способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжают обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора (от исполнения договора) либо связаны с этим отказом.
  4. По соглашению сторон, заключенному после 23 февраля 2022 года, обеспечительный платеж в счет обеспечения может состоять во внесении акций, облигаций, иных ценных бумаг или вещей, определенных родовыми признаками, как подлежащих, так и не подлежащих передаче по обеспечиваемому обязательству.
  5. В условиях осуществления недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, при наступлении срока и (или) иных обстоятельств, предусмотренных договором займа, предоставленного российскому акционерному обществу иностранным контролирующим его лицом, допускается вместо возврата всей или части суммы займа и выплаты всех или части процентов за пользование таким займом размещение в пользу займодавца дополнительных акций определенной категории (типа). В этих целях разрешается выпуск акционерными обществами привилегированных акций, номинальная стоимость которых может превышать 25 процентов от уставного капитала акционерного общества.

Из приведенных положений следует, что Законопроект в этой части нацелен на регулирование вопросов прекращения обязательств и освобождения должника от ответственности за нарушение своих договорных обязательств ввиду действия Санкций.

Также Законопроект предусматривает регламентацию действия и динамики соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (ст. 3 Законопроекта). Однако этот вопрос мы в рамках настоящего блога намеренно оставляем «за скобками».

Законопроект интересен в нескольких аспектах, на которые хотелось бы обратить внимание.

  1. Формат внесения изменений в гражданское законодательство

Законопроект предполагает введение приведенных положений как статьи 23 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), а не инкорпорирование соответствующих положений в текст Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Иными словами, п. 1 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта в случае его принятия будет предусматривать новый (?) способ прекращения обязательств, п. 2 – новое основание освобождения от гражданско-правовой ответственности, а п. 3 – новое основание для отказа от договора.

При этом на данный момент до конца не понятно, как данные положения должны и будут соотноситься с уже существующими в ГК РФ частноправовыми институтами невозможности исполнения и обстоятельств непреодолимой силы. Будут ли они рассматриваться как общее и специальное правило? Или вводимые Законопроектом инструменты являются самостоятельными нормами, не вписывающимися в существующие на данный момент на уровне ГК РФ подходы и концепции? Особенно это значимо в контексте абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, который предусматривает, что

Ст. 3 Законопроекта устанавливает, что вышеприведенные положения не применяются к лицам, которые способствовали недружественным действиям иностранных государств и международных организаций, связанным с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц.

Данная статья Законопроекта выступает своего рода реализацией принципа добросовестности и призвана не предоставлять некое «привилегированное» положение очевидно недобросовестным участникам гражданского оборота, что само по себе логично и обосновано.

Вместе с тем в приведенном положении оценочным является следующий критерий: лица, к которым не применяется ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта, должны способствовать недружественным действиям иностранных государств и международных организаций. В этой части полномочия по соответствующей квалификации действий лиц как «способствовавших недружественным действиям» будут предоставлены правоприменителю (как и в отношении любых других оценочных понятий, используемых в законе), что может в определенной мере создать угрозу стабильности и предсказуемости гражданского оборота и практики.

Но более интересно в данном случае то, как толковать такие «недружественные действия иностранных государств и международных организаций, связанные с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц». Напомню, что на данный момент Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р установлен перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. В свою очередь, перечень недружественных действий со стороны иностранных государств и международных организаций на данный момент нормативно никаким образом не регламентирован. Как коррелируют между собой недружественные действия иностранных государств и недружественные государства и территории? Можно ли признать недружественными действиями поведение иностранного государства, не включенного в перечень недружественных государств и территорий, и наоборот?

Возможно, для целей определения того, какие конкретно действия являются недружественными, может быть применена статья 4 Законопроекта, которая указывает, что при установлении влияния недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в качестве фактических обстоятельств принимаются во внимание, в том числе нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций. Однако из текста Законопроекта это прямо не следует, поэтому в этой части у правоприменителя также может быть достаточно широкая дискреция при толковании данных положений.

  1. Невозможность исполнения и критерий ее окончательности

П. 1 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта предусматривает следующее: если в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, исполнение обязательства объективно становится окончательно невозможным полностью или в части, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

На наш взгляд, приведенная формулировка вызывает следующие вопросы, ответ на которые либо может появиться в тексте закона, либо будет находить уже практика в рамках правоприменения:

  1. Как толковать положение «в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер»? Означает ли это просто временной период, когда должна возникнуть невозможность исполнения обязательства? Или же речь идет о необходимости наличия причинно-следственной связи между возникшей невозможностью исполнения и такими действиями иностранных государств и международных организаций?
  2. Что подразумевается под «окончательной» невозможностью исполнения обязательства?

Традиционно в цивилистике в качестве примера окончательной невозможности исполнения приводится гибель индивидуально-определенной вещи, являющейся предметом договора. В этой ситуации очевидно, что невозможность исполнения является окончательной, т.к. вещь не вернуть, и обязательство никак не исполнить. И именно о такой невозможности исполнения, на наш взгляд, говорит п. 36

Если же вести речь о Санкциях, то возможно ли применение такого классического подхода к пониманию окончательной невозможности исполнения? На наш взгляд, вопрос не столь однозначен. Ведь теоретически Санкции могут быть в любой момент отменены, и исполнение обязательства снова станет возможным? Если так, то получается, что сейчас классические подходы перестают работать, и окончательность невозможности исполнения нужно понимать немного в другом ключе, менее категоричном?

  1. Временная невозможность исполнения освобождает от ответственности

П. 2 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта устанавливает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. В таком случае для целей применения правил гражданского законодательства о способах обеспечения исполнения обязательства должник не считается нарушившим обязательство, если иное не предусмотрено соглашением сторон обязательства, заключенным после введения в действие настоящего Федерального закона.

Применительно к данному положению возникает все та же неопределенность относительно того, как толковать фразу «в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер»: как указание на временной промежуток возникновения оснований для освобождения от договорной ответственности или как необходимость наличия обусловленности нарушения договора соответствующими внешними факторами?

Но здесь особый интерес вызывает формулировка о временной невозможности исполнения как основании для исключения ответственности должника за нарушение обязательства. Подобное указание свидетельствует о том, что п. 1 и 2 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта четко разграничивают окончательную и временную невозможность исполнения путем установления различных последствий их наступления. И если это так, то остается ли реальная сфера для применения правил п. 1 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта при условии необходимости обращения в этом случае к классическому подходу к окончательности невозможности исполнения, о котором было сказано ранее? Или окончательность невозможности исполнения для целей п. 1 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта – это все же некая «квалифицированная» (иными словами, более строгая) форма временной невозможности исполнения? И если так, то каков критерий их разграничения?

И, наконец, нельзя забывать о том, что в рамках текущего позитивного регулирования основанием для освобождения от договорной ответственности должников-предпринимателей выступают обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Как соотнести п. 2 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта с п. 3 ст. 401 ГК РФ? Очевидно, что направленность норм и их цели едины: это освобождение должника от ответственности за нарушение обязательства, возникшее вследствие неких экстраординарных непредвидимых событий. Но возможно ли говорить о том, что к обстоятельствам непреодолимой силы теперь нужно относить случаи временной невозможности исполнения?

П. 3 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта предоставляет стороне обязательства право отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона не исполнила или ненадлежащим образом исполнила свое обязательство, поскольку такое исполнение объективно оказалось временно невозможным в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц. Сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), в разумный срок до совершения отказа обязана предупредить другую сторону обязательства о намерении реализовать свое право на отказ. Если иное не предусмотрено законом или договором, способы обеспечения исполнения указанного договорного обязательства продолжают обеспечивать обязанности, которые сохраняются после отказа от договора (от исполнения договора) либо связаны с этим отказом.

Предлагаемое регулирование по нашему мнению, может поставить перед практикой следующие вопросы:

  1. Уже небезызвестная неопределенность в толковании оговорки «в условиях недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер».
  2. Не до конца понятно, в данном случае речь идет о временной невозможности исполнения в смысле п. 2 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта или о какой-то иной временной невозможности исполнения? Если это один и тот же случай, то необходимо прийти к выводу о том, что судьба договорного обязательства, которое становится таким образом временно невозможным для исполнения, полностью зависит от воли кредитора. Ведь именно кредитор вправе как отказаться от договора, так и претерпевать временную приостановку исполнения, на время которой должник будет освобожден от ответственности.

При этом пока не ясно, каким образом в такой ситуации действовать должнику, ведь ему такой договор тоже может стать экономически невыгодным. Да, бесспорно, должник не будет отвечать за нарушение, но и договор его будет по-прежнему связывать, и он может продолжать нести некоторые расходы по его исполнению и находиться в состоянии неопределенности относительно «момента возобновления» действия договора. В данному случае должнику, безусловно, доступен вариант расторжения/изменения договора по правилам ст. 451 ГК РФ, но это намного более сложно реализуемый на практике способ, чем предоставляемое кредитору право на односторонний отказ от договора. Чем обусловлена такая разница в подходах к должнику и кредитору?

  1. Наконец, п. 3 ст. 23 Вводного закона в редакции Законопроекта предлагает ввести в структуру договорного взаимодействия сторон обязанность одной стороны обязательства предупредить другую сторону о намерении реализовать свое право на отказ от договора, что должно быть осуществлено в разумный срок до совершения такого отказа. Иными словами, кредитор фактически должен совершить 2 действия, чтобы прекратить договор: сначала предупредить о своем намерении отказаться от договора и лишь затем по истечении разумного срока уже непосредственно отказаться от договора. Причины такого усложнения взаимоотношений сторон, на наш взгляд, не до конца понятны, и на практике могут вызвать споры относительно того, а что является разумным сроком, по истечении которого можно отказаться от договора.

Таким образом, Законопроект, очевидно, имеет своей целью предоставление сторонам договора механизмов защиты их имущественных интересов, пострадавших в результате внешних непредвидимых и экстраординарных событий. В условиях достаточно осторожного и крайне редкого применения правил п. 3 ст. 401 ГК РФ, ст. 416 ГК РФ и ст. 451 ГК РФ эта инициатива продиктована потребностями оборота и реальных экономических отношений и в целом заслуживает поддержки. Однако на данный момент Законопроект порождает множество вопросов теоретического и практического характера, которые нужно будет разрешать на практике в случае его принятия.

Фото: Shutterstock

В ночь на 27 июня в России впервые с 1918 года произошел дефолт по суверенным долговым обязательствам в иностранной валюте, сообщил Bloomberg. Агентство указывает, что в то же время «дефолт носит в основном символический характер и мало что значит для россиян».

Поводом для заявления СМИ о дефолте стало истечение в воскресенье, 26 июня, льготного периода для выплаты около $100 млн просроченных платежей по гособлигациям. Задолженность около $100 млн была предъявлена России бывшими держателями еврооблигаций на основании того, что погашение долга было произведено 2 мая вместо 4 апреля.

Речь идет о долларовых облигациях Минфина, остаток которых на $552 млн Россия должна была погасить 4 апреля. Однако США с 4 апреля 2022 года запретили России использовать замороженные долларовые резервы для выплат по внешнему долгу.

В связи с тем что иностранный банк-корреспондент отказался принимать платеж Минфина по гособлигациям двух выпусков в долларах, купонный доход по одному из них и средства для погашения долга по второму были перечислены в рублях. С точки зрения финансовых властей выплата в рублях по долгу перед нерезидентами является надлежащим исполнением обязательств в соответствии с указом президента от 5 марта о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами. Западные кредиторы и институты предупредили, что такая выплата, скорее всего, будет признана суверенным дефолтом России.

Однако бывшие владельцы этих бумаг потребовали уплатить дополнительный процент в размере около $100 млн, который, по их мнению, должен был быть выплачен за просрочку платежа — вместо 4 апреля они получили выплату основного долга 2 мая. На основании того что этот процент не был выплачен, инвесторы подали в клиринговую систему Euroclear уведомление о дефолте России 11 мая.

Условия суверенных еврооблигационных выпусков России предусматривают наступление формального дефолта по истечении 30 календарных дней после неплатежа в соответствии с эмиссионной документацией. Держатели могут сами объявить дефолт, если владельцы 25% непогашенных облигаций согласятся с тем, что произошло «событие дефолта».

Министр финансов России Антон Силуанов ранее назвал ситуацию с возможным наступлением дефолта фарсом.

«Формально объявлять о наступлении дефолта можно только после вступления в силу решения суда соответствующей юрисдикции об удовлетворении искового требования держателя еврооблигаций. Но с обращениями в суд не все так однозначно, поскольку ни в одном из проспектов эмиссии мы не отказались от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу. Это формальная сторона.

А с практической точки зрения для инвестора нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства с заемщиком, который готов обслуживать свой долг и в ситуации, когда инвестору запрещено получать причитающиеся ему выплаты. Представим гипотетическую ситуацию, что все-таки состоялся суд, вынесено решение, инвестору разрешили получить выплаты. Он все равно придет к нам и получит то, что мы ему уже зарезервировали для выплат. Поэтому мы и говорим, что вот твои деньги, приходи и забирай их сразу. Это гораздо более рационально с точки зрения всех сторон. В том числе и американских властей, которые бьют по своим инвесторам и своим налогам», — заявил Антон Силуанов.

Что такое дефолт

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Деноминация — изменение нарицательной стоимости денег в определенном соотношении

Когда дефолт был в России

В России технический дефолт по обязательствам страны произошел 17 августа 1998 года. Ему предшествовали экономический кризис — гиперинфляция, дефицит бюджета, деноминация. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации (разновидность облигаций федерального займа), и каждый новый выпуск шел на погашение предыдущих займов, то есть обслуживание долгов проводилось по пирамидальному принципу. Доходность ГКО доходила до 140–150%. К августу 1998 года внешний долг России достиг $200 млрд (44% ВВП). Официально технический дефолт не был объявлен, но являлся им по сути, так как предусматривал реструктуризацию долгов по ГКО лишь с их частичным погашением — от 1% для иностранных держателей облигаций до конвертации 70% долга в новые более долгосрочные облигации. Это запустило цепочку банкротств банков — крупных держателей бумаг, что в свою очередь привело к потере денег населением, так как финансовые организации не смогли расплатиться по вкладам.

Невозможность оплачивать долги повысили риск суверенного дефолта России

Фото:Shutterstock

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России в 1998 году составили $96 млрд. Из них прямые убытки коммерческих банков — $45 млрд, бизнес потерял более $30 млрд, население — $19 млрд. На момент объявления о замораживании выплат по ГКО-ОФЗ доля нерезидентов в них составляла порядка 30%, а рыночная оценка их портфеля — около $11 млрд.

Кризис привел к сокращению валового внутреннего продукта в два раза — с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция с 11,03% в 1997 году по итогам 1998 года подскочила до 84,44%. Национальная валюта была девальвирована более чем в три раза — 1 января 1998 года доллар стоил ₽5,96 (после деноминации в 1997 году с коэффициентом 1000:1), а 1 января 1999 года — ₽20,65. Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте было подорвано.

Курсы доллара и евро на табло пункта обмена валют. 2 ноября 2020 года

Виды дефолта

Фото:Shutterstock

  • Технический дефолт — неспособность сейчас погасить обязательства, но возможность их все же выполнить в будущем. Если в рамках технического дефолта, который ограничен конкретными сроками, обязательства не выполняются, то наступает обычный, или простой дефолт.
  • Дефолт (обычный, простой или окончательный) — неспособность платить по всем долгам или части своих обязательств.

Различают подвиды дефолтов по объектам, то есть заемщикам: дефолт физического лица, компании, государственный (суверенный) дефолт.

По предмету долгов дефолт может быть объявлен по облигациям (неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа), векселям, прямым денежным заимствованиям, банковским чекам и т. п.

Фото:Shutterstock

Дефолт по государственным долгам может быть объявлен по:

  • по внешнему долгу — перед другими странами, международными фондами, иностранными корпорациями. Как правило, он заключен в специальных ценных бумагах — государственных облигациях;
  • по внутреннему долгу — перед отечественными банками, фондами, инвесторами и населением, в том числе по выплате пенсий, социальных пособий, зарплат госслужащим.

Фото:Seth Wenig / AP

Насколько вероятен дефолт по внешнему долгу в 2022 году?

По итогам 2021 года государственный долг России составляет ₽20,9 трлн — 18,1% от ВВП страны, по данным Счетной палаты. Внутренний долг составил ₽16,5 трлн. Внешний долг в иностранной валюте достиг $59,7 млрд.

Объем внешнего долга Российской Федерации, по оценке Банка России, по состоянию на 1 января 2022 года составил $478,2 млрд. Эта сумма учитывает не только долги государственного сектора, но и частных компаний, которые заимствуют средства на иностранных рынках.

Международные рейтинговые агентства понизили рейтинг России до «мусорного»

Наложенные на Банк России и другие финансовые институты санкции привели к отсутствию технической возможности расплачиваться по долгам перед иностранными инвесторами. Международные рейтинговые агентства усмотрели в этом событии критический риск объявления дефолта по внешним российским обязательствам.

  • Moody's понизило кредитный рейтинг России сразу на шесть ступеней, с Baa3 до B3.
  • Агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте России с ВВВ до В.
  • S&P Global Ratings понизило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте на восемь ступеней, с BB+ до CCC-. Рейтинг в национальной валюте также ухудшился с BBB- до CCC-.

«Понижение рейтинга в текущих беспрецедентных условиях носит уже символический характер и является констатацией факта, поскольку иностранные инвесторы отрезаны от экономики России и локального рынка, а многие активы на офшорном рынке обесценились почти до нуля. Из-за запрета расчетов с нерезидентами они вряд ли способны получать платежи по бондам, несмотря на обслуживание Минфином и компаниями своих обязательств», — говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям компании «Локо-Инвест Управление активами».

Риск технического дефолта по валютному долгу из-за ограничений платежей возрастает, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов и отмечает, что сам Минфин РФ подобных планов — отказа от обслуживания долга — не озвучивал.

«Но поскольку международные резервы, включая Фонд национального благосостояния (ФНБ), в их долларовой и евро части были заморожены ЕС и США, у России могут быть вопросы о необходимости придерживаться текущего графика платежей. Кроме того, сейчас ограничены выплаты в пользу нерезидентов, и когда будет оформлено решение со стороны Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) в возможности использовать международные резервы, выплаты могут быть осуществлены», — добавил эксперт.

На Банк России наложены санкции

В четверг, 3 марта, Минфин США выпустил лицензию, разрешающую инвесторам получать долговые платежи по суверенным еврооблигациям России, но с временными ограничениями — только до 25 мая 2022 года. В частности, в порядке исключения из санкционных мер разрешаются транзакции с Банком России, Фондом национального благосостояния (ФНБ) и Министерством финансов России, необходимые для «получения процентов, дивидендов или выплат в погашение по долгу или акциям» ЦБ, ФНБ или Минфина, говорится в документе. Ближайшие платежи по выплате долларовых купонов на $107 млн по двум выпускам российских евробондов международным держателям планировались на март.

Несмотря на озвученные риски дефолта, инвестбанки США Goldman Sachs и JPMorgan Chase покупают подешевевшие суверенные российские облигации и корпоративные бонды крупных компаний Evraz, «Газпром» и РЖД, срок погашения которых наступает в течение ближайших двух лет.

Фото:Shutterstock

По данным ICE Data Services, кредитные дефолтные свопы (CDS) на этой неделе сигнализировали о 65%-ной вероятности дефолта по российскому государственному долгу в течение пяти лет и 40% в течение одного года.

Кредитно-дефолтный своп (CDS) — это производный финансовый инструмент, который гарантирует инвестору страховые выплаты в случае дефолта по обязательствам третьей стороны в обмен на регулярные платежи. Чем выше эти платежи, тем рискованнее базовые обязательства.

Последствия дефолта

Фото:Shutterstock

Если сценарий с объявлением дефолта из-за технических ограничений реализуется, его последствия могут вызвать сложности в доступе к рынку займов в будущем, говорит Олег Шибанов. «Вот только для России это последствие сейчас нерелевантно — все крупнейшие рынки капитала закрыли для России и наших компаний возможность выпускать облигации, и в этой ситуации особого «наказания» для экономики от дефолта нет. Это «наказание» скажется тогда, когда Россия снова вернется к займам на международном рынке», — заключил эксперт.

«Если у страны есть инвестиционный рейтинг, то она может занимать на международных рынках сравнительно недорого. Это приводит к тому, что дешевая ликвидность перетекает на рынки и обеспечивает комфортный уровень доходностей по кредитам для бизнеса и населения. И всем хорошо. Понижение рейтингов предполагает долгосрочное пребывание РФ в текущем состоянии — конфликт на Украине, чудовищные санкции, не менее жесткие ответные меры и т. д. Если страна будет находиться под таким давлением долго — будет очень трудно. Насколько долго? Точно сказать невероятно сложно, но, полагаю, речь идет о нескольких месяцах», — прокомментировал профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган в авторском Telegram-канале.

Объявление дефолта сейчас по долговым обязательствам России не принесет существенных потерь ни самой России, ни западным странам, отметил старший экономист консалтинговой компании Macro-Advisory Владимир Тихомиров. «Внешний долг России не такой большой, чтобы оказать существенное влияние на международный рынок, а для России с точки зрения государственного заимствования этот рынок не столь сильно важен — бюджет формируется либо с нулевыми, либо с профицитными показателями в последние годы, при этом поступление иностранного капитала в новые выпуски гособлигаций уже было ограничено санкциями еще в 2018 году. Для частных компаний ситуация будет сложнее — для них из-за суверенного дефолта и низких кредитных рейтингов страны заимствование станет существенно дороже. «Дорогие» кредитные деньги скажутся на росте цен для конечного потребителя», — заключил эксперт.

Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Дорофеев обращает внимание, что поводов объявлять дефолт у иностранных инвесторов нет: «Российские власти осуществили выплаты через платежного агента НРД в срок, инвесторы в России получили выплаты вообще без проблем. Минфин также выражал готовность доплатить денежные средства всем инвесторам, кто получил деньги с задержкой из-за действий Euroclear».

Даже если бы дефолт был официально объявлен, это ни к чему бы не привело, считает Дмитрий Дорофеев. «Иностранные владельцы российских еврооблигаций в любом случае не смогут арестовать российские активы за границей, так как при размещении обязательств Россия не отказывалась от права на «суверенный иммунитет», а, следовательно, зарубежные суды не смогут принять законное решение о конфискации какого-либо российского имущества и активов», — заключил портфельный управляющий.

Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.


Первые революционные преобразования большевиков: Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи
Национализация промышленности

Суверенный дефолт (также «государственный дефолт», часто просто «дефолт») — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств. По сути это банкротство государства. Примеры суверенных дефолтов возникают в истории с появлением самих государств и государственных финансов. Один из первых — отказ 10 из 13 муниципалитетов Афинского морского союза выплачивать долги по займу Храма острова Делос в IV веке до н. э.

Трудности с погашением долгов испытывали многие монархи Средневековья. В 1327 году король Англии Эдуард III отказался выплатить долги одного из своих предшественников итальянским банкирам. Император Священной Римской империи Карл V, будучи не в силах уплатить долг Якобу Фуггеру, передал ему право на эксплуатацию Венесуэлы. Его сын Филипп II приостанавливал уплату государственных долгов трижды.

В Новое время аккуратное обслуживание своих долгов стало одним из приоритетов внутренней политики, но банкротства всё равно случались. В середине XVII века английскому полководцу Оливеру Кромвелю (1599—1658) понадобились средства для завоевания Ирландии. Он одолжил крупную сумму у богатых англичан и протестантов континентальной Европы. Расплатиться он надеялся землёй, отобранной у ирландских католиков. Но конфискованных участков оказалось недостаточно, и Кромвель не смог рассчитаться с инвесторами.

​​​​​​​Советская делегация на Генуэзской конференции

Советская делегация на Генуэзской конференции (1922 год)

Пример из Новейшей истории. В 1922 году Германия прекратила выплату репараций странам — победителям в Первой мировой войне. В ответ Франция и Бельгия ввели войска на территорию Рурской области, составлявшей около 20% германской территории.

Один из самых известных суверенных дефолтов в российской истории случился после Октябрьской революции. В декабре 1917 года советское правительство приостановило оплату купонов по облигациям государственных займов и запретило сделки с ценными бумагами. В январе 1918 года был принят декрет об аннулировании государственных займов царской России. Одновременно проводилась национализация промышленных, торговых и финансовых объектов частной собственности, принадлежавших в том числе и иностранцам. На тот момент размер внешнего долга РСФСР составлял около 12,5 млрд рублей. Основная часть этой суммы (62%) приходилась на заимствования, сделанные в годы Первой мировой войны. Главными кредиторами России были Англия (45% долга) и Франция (38%). На Германию по довоенным займам приходилось 7%, на Голландию — 4%, на США — 3%, на другие страны — оставшиеся 3%. От правительств стран-кредиторов последовала жёсткая реакция на действия России: они объявили, что рассматривают декреты РСФСР об аннулировании государственного долга и конфискации собственности как ничтожные.

Правительство большевиков осознавало тяжесть положения, в котором оказалась страна. Иностранные кредиты могли стать важным источником поддержки экономики, разрушенной войной и двумя революциями, но получить новые займы без решения проблемы царских долгов было невозможно. Поэтому, несмотря на принятые декреты, советское правительство согласилось пойти на переговоры и выразило готовность признать долги в обмен на экономическую помощь. Верховный совет союзников рассмотрел предложения РСФСР и принял решение обсудить их на международной конференции, которая состоялась весной 1922 года в итальянском городе Генуя.

Эмигрантская карикатура 1930-х годов на Максима Ливинова

Эмигрантская карикатура 1930-х годов на Максима Ливинова, одного из членов советской делегации на Генуэзской конференции

На конференции советскую делегацию возглавлял народный комиссар по иностранным делам Георгий Чичерин (1872—1936). В счёт погашения долгов кредиторы потребовали от советского правительства ежегодных выплат в размере более 1 млрд рублей (для сравнения: при царском правительстве было необходимо выплачивать 400 млн рублей в год). Тогда советская делегация заявила ответные претензии. Представители РСФСР потребовали возмещения ущерба, нанесённого в годы Гражданской войны и интервенции, и компенсации за российское имущество, оставленное за границей. Размер требований советской стороны составил 39 млрд рублей (позже цифра возросла до 50 млрд). При этом советское правительство отказалось вернуть иностранную собственность, национализированную в ходе революции.

Государства-кредиторы, не имевшие крупных претензий к России, были заинтересованы в сотрудничестве с ней вопреки старым долгам. Поэтому советские делегаты надеялись сыграть на противоречиях между западными странами и заключить с ними соглашения по отдельности. Но данная тактика не сработала: кредиторы выступили с единой позицией, в которой возобладала жёсткая линия, проводимая Францией. Примечательно, что на конференции в Генуе в качестве эксперта присутствовал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), выступавший за компромисс и необходимость сотрудничества с Россией. Договориться советским делегатам удалось только с Германией, с которой был подписан Рапалльский договор. С остальными кредиторами согласовать позиции не получилось, и было принято решение отложить эти вопросы. Только после распада СССР Россия признала царские долги, и на протяжении 1990—2000 годов вопрос был урегулирован окончательно.

Выводы (исторический и финансовый)

Советское правительство аннулировало все государственные долги царской России

Окончательно решить проблему царских долгов удалось только после распада СССР, когда Россия их признала

Дефолт — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств, банкротство государства

1. Неисполнение договора; невыполнение обязательства, неуплата долга. // Финансовая несостоятельность.

2. Отказ (банка, правительства) выплатить по каким-л. причинам свои внешние или внутренние долги или проценты по ним.

дифолт (англ. default), в финансовой сфере неуплата, прекращение платежей, невыполнение обязательств в установленный срок. Возникает в случае невнесения должником своевременных платежей по процентам или основной сумме займа по мере наступления сроков.

ДЕФО́ЛТ (англ. default), невыполнение каких-либо требований, установленных законом. Суверенный дефолт (государственное банкротство (см. БАНКРОТСТВО) ) — полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; форма кризиса государственных финансов. Дефолт отражает упадок большинства секторов экономики и приводит к неплатежеспособности по внешним и внутренним долговым обязательствам. В узком смысле дефолт означает нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять условия договора займа. Часто термином «дефолт» называют любые виды отказа от долговых обязательств и тогда он является синонимом понятию «банкротство», но как правило его используют, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "дефолт" в других словарях:

Дефолт — (англ. default) невыполнение каких либо требований, установленных законом. Суверенный дефолт (государственное банкротство) полный или частичный отказ государства от платежей по внешним и внутренним долгам; форма кризиса государственных финансов.… … Политология. Словарь.

дефолт — ДЕФОЛТ, а, м. или в зн. межд. Всё, конец, провал. Полный дефолт: двойка! У меня в семье дефолт: разводимся. Вот дефолт, твою мать! От спец. «дефолт» (англ. defolt), ставшего одним из расхожих слов в прессе конца 90 ых гг … Словарь русского арго

Дефолт — – отказ оплатить долг или проценты по нему. Принято различать дефолт государства, компании или частного лица. Невыполнение обязательств государством называется государственным, или суверенным, дефолтом. Отказ платить по долгам предприятия может… … Банковская энциклопедия

Дефолт — неспособность выполнить условия фьючерсного контракта по правилам биржи. По английски: Default Синонимы: Неисполнение обязательств См. также: Дефолты Поставки по фьючерсным контрактам Финансовый словарь Финам. Дефолт Дефолт неспособность… … Финансовый словарь

дефолт — банкротство, неплатежеспособность, отказ Словарь русских синонимов. дефолт сущ., кол во синонимов: 4 • банкротство (9) • … Словарь синонимов

ДЕФОЛТ — (англ. default) нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа. В широком смысле слова этим термином обозначают… … Юридическая энциклопедия

Дефолт — от англ. default прекращение выплаты процентов на ценные бумаги, по кредитам, процентов по облигациям, а также прекращение обслуживания и выплат по долгам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ДЕФОЛТ — [англ. default] фин. невыполнение денежных обязательств. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

Дефолт — (default) невыполнение обязательств, отказ от оплаты долга. В частности, суверенный Д. это отказ государства от выполнения взятых на себя долговых обязательств перед другими государствами, международными финансовыми организациями и частными… … Экономико-математический словарь

дефолт — дефолт. Произносится [дэфолт] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

дефолт — Невыполнение обязательств, отказ от оплаты долга. В частности, «суверенный Д.» это отказ государства от выполнения взятых на себя долговых обязательств перед другими государствами, международными финансовыми организациями и частными… … Справочник технического переводчика

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: