Отчет по практике в суде рб список использованных источников

Обновлено: 26.04.2024

Основными задачами при прохождении практики являются: 1)изучение основных нормативно-правовых актов действующего законодательства Республики Беларусь, регулируемых деятельность общих судов; 2)изучение стадий гражданского процесса, административного процесса, уголовного процесса, 3)ознакомление с организационной структурой суда, ознакомление с работой структурных подразделений суда, 4)изучение гражданских дел, назначенных к слушанию в судебном заседании; 5)присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении дел;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика судов Республики Беларусь………………………4
2.Характеристика суда Московского района г.Минска…………………. 6
Заключение………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

отчёт гунько.doc

После возбуждения дела судья проводит подготовку к судебному разбирательству. С целью обеспечения своевременного и правильного разрешения дела судья производит следующие действия:

  1. уточняет позиции сторон, разъясняет им их права и обязанности;
  2. в необходимых случаях решает вопрос о дополнении или ином изменении состава юридически заинтересованных в исходе дела лиц;
  3. принимает меры для того, чтобы во время разбирательства дела суд имел все необходимые доказательства; определяет, какие доказательства представляются каждой стороной.

Если определение о подготовке дела к судебному разбирательству не было вынесено одновременно с определением о возбуждении дела, судья выносит его в качестве отдельного документа без извещения сторон.

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, извещает стороны и других заинтересованных в исходе дела лиц о времени и месте рассмотрения дела.

Судебное разбирательство по делу проводится с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного решения или иного судебного постановления. Разбирательство гражданского дела происходит в открытом судебном заседании. Время и место проведения судебного заседания назначает судья в пределах срока на рассмотрение дела. Дело рассматривается в помещении суда.

Каждое дело должно быть рассмотрено беспристрастным судом в одном и том же составе при строгом соблюдении принципов непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

Суд непосредственно заслушивает объяснения сторон, других заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, пояснения специалистов, заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и исследует другие доказательства.

Судебное заседание по делу происходит непрерывно, кроме времени, назначенного судом для отдыха.

Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего.

Суд выносит решение по делу в совещательной комнате. Во время принятия решения в совещательной комнате может находиться только судья (судьи), рассматривающие дело.

Сразу после подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания и оглашает его. Отсутствие кого-либо из участников гражданского судопроизводства в зале судебного заседания не препятствует оглашению решения.

Затем суд выясняет, понятно ли содержание решения, дает необходимые разъяснения по порядку обжалования и опротестования, ознакомления с протоколом судебного заседания и объявляет судебное заседание по данному делу закрытым.

Юридически заинтересованным в исходе дела лицам, в отсутствие которых рассмотрено дело, суд в трехдневный срок с момента оглашения решения высылает его копию.

При изучении движения дел искового производства мной были составлены проекты процессуальных документов: определение о возбуждении дела, определение о назначении дела к слушанию, определение о приостановлении производства по делу и о возобновлении производства по делу, проекты протоколов судебных заседаний и решения суда и многие другие.

Гражданские дела особого и приказного производства, по сути, не сильно отличаются от дел искового производства. В приказном производстве процесс вынесения итогового решения суда упрощен, поэтому к данной категории дел относятся только бесспорные иски. Однако, реализовывая принцип равенства граждан перед законом, также предусмотрено, в случае несогласия, внесение возражений на определение о судебном приказе, которые должник вправе представить в суд не позднее 10 дней со дня получения им определения, и на основании возражений определение о судебном приказе отменяется. Взыскателю разъясняется право на обращение в суд с заявлением об удовлетворении требований в порядке искового производства, с вызовом сторон и предоставлением ими всех доказательств. Для секретарей и судей дела приказного производства не представляют большой сложности, поскольку секретарю судебных заседаний нет необходимости изготавливать протокол судебного заседания, дело только сшивается, секретарь судебных заседаний производит нумерацию листов дела и сдает его на исполнение секретарям суда, в канцелярию по гражданским делам.

Дела особого производства, как и искового, рассматриваются с вызовом заявителей и заинтересованных в исходе дела лиц.

В порядке особого производства рассматриваются следующие дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности;

4) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

5) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права коммунальной собственности на недвижимую вещь;

6) о признании наследства выморочным;

7) о восстановлении прав по документам на предъявителя;

8) о принудительной госпитализации и лечении граждан;

9) об усыновлении (удочерении) ребенка;

10) о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, о переводе несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения, о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания, о продлении этого срока, а также о помещении несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних, о продлении срока нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, об освобождении несовершеннолетних из приемников-распределителей для несовершеннолетних;

11) о направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий, продлении срока нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории, прекращении нахождения гражданина в лечебно-трудовом профилактории.

В порядке особого производства рассматриваются и другие дела в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возник спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным гражданам и юридическим лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.

Также я внимательно изучила рассмотрение судом Московского района г.Минска уголовных дел, направленных из прокуратуры, а также дела по частному обвинению, которые суд возбуждает и рассматривает сам.

В суде первой инстанции уголовные дела могут рассматриваться единолично и коллегиально. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел осуществляется судом в составе председательствующего судьи и двух народных заседателей. В уголовном производстве судьи районного суда решают единолично и имеют следующие функции: 1.Разрешают вопросы, связанные с назначением судебного разбирательства; 2.Рассматривают уголовные дела по первой инстанции, которые относятся к его компетенции, как единолично, так и коллегиально в случаях предусмотренными УПК; 3.Выносят приговора и постановления единолично, так и коллегиально, при коллегиальном рассмотрении дела судья является председателем судебного заседания; 4.Возбуждает уголовное дело в случаях предусмотренных законом; 5.Разрешают вопросы обращения приговора к исполнению и вопросы, связанные с исполнением приговора; 6.Выполняют другие функции в соответствии с законодательством.

Судья рассматривает единолично уголовное дело о преступлениях, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а также на срок от пяти до десяти лет, если обвиняемый признает себя виновным в совершении преступления и согласен на единоличное рассмотрение дела судьей. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или смертная казнь, так же если обвиняемый несовершеннолетний.

Списки народных заседателей составляются Минским городским судом на пять лет на основании списков выборщиков. Наиболее часто это граждане, которые представляют те или иные трудовые коллективы. Далее для участия в рассмотрении уголовных дел тех или иных народных заседателей назначает областной суд исходя из списка, который был составлен Управлением юстиции.

Приговор вступает в законную силу в течение десяти суток после его оглашения и должен быть исполнен судом, который вынес приговор. Копия приговора в пятидневный срок с момента оглашения приговора должна быть направлена прокурору и обвиняемому. Суд, который вынес приговор, посылает копию приговора и распоряжение об исполнении приговора тому органу, который должен исполнять приговора.

Минский областной суд входит в систему общих судов Республики Беларусь. В своей деятельности суд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей, различными кодексами, постановлениями Пленума Верховного суда, иными нормативными актами.
Минский областной суд осуществляет надзор за надлежащим отправлением правосудия 23 районными судами Минской области: Березинского района, г. Борисова и Борисовского района, Вилейского, Воложинского, Дзержинского районов, г. Жодино, Клецкого, Копыльского, Крупского, Логойского, Любаньского районов, Минского района, Молодечненского, Мядельского, Несвижского, Пуховичского, Слуцкого, Смолевичского района, г. Солигорска и Солигорского района, Стародорожского, Столбцовского, Узденского, Червенского районов.

Содержание работы

1.Структура суда …………………………………………………………………… 2
2.Судебные работники………………………………………………………………3
2.1 Председатель суда ………………………………………………………. 3
2.2 Заместители председателя суда ………………………………………… 4
2.3 Судьи ……………………………………………………………………. 4
2.4 Судебные коллегии Минского областного суда ………………………. 5
3.Государственные служащие …………………………………………………….. 6
3.1 Помощник председателя ………………………………………………. 6
3.2 Заведующие секторами …………………………………………………. 6
3.3 Старший судебный исполнитель ………………………………………. 7
4.Технические работники…………………………………………………………..8
4.1.Секретари судебного заседания………………………………………. ..8
4.2.Заведующий архивом…………………………………………………. 11
5.Отдел приема граждан и рассмотрения жалоб ……………………………….. 12
5.1 Функции отдела ………………………………………………………. 12
5.2 Начальник отдела ……………………………………………………… 13
6.Отдел статистики и анализа судебной практики ……………………………. 14 7.Отдел организационно-кадровой работы ……………………………………. 15
8.Секторы…………………………………………………………………………. 15
9.Рассмотрение дел по первой инстанции …………………………………….. ..18
10.Рассмотрение дел в кассационном порядке …………………………………. 19
11.Рассмотрение дел в порядке надзора ………………………………………… 22
12.Обращение к исполнению приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу в Минском областном суде …………………………………. 23
Выводы ……………………………………………………………………………. 28
Список нормативных актов, дополнительно изученных во время практики…. 29

Файлы: 1 файл

отчет по суду.Иннаdoc.doc

2.2 Заместители председателя суда ………………………………………… 4

2.4 Судебные коллегии Минского областного суда ………………………. 5

3.Государственные служащие …………………………………………………….. 6

3.1 Помощник председателя ………………………………………………. 6

3.2 Заведующие секторами …………………………………………………. 6

3.3 Старший судебный исполнитель ………………………………………. 7

4.1.Секретари судебного заседания………………………………………. ..8

5.Отдел приема граждан и рассмотрения жалоб ……………………………….. 12

6.Отдел статистики и анализа судебной практики ……………………………. 14 7.Отдел организационно-кадровой работы ……………………………………. 15

9.Рассмотрение дел по первой инстанции …………………………………….. ..18

10.Рассмотрение дел в кассационном порядке …………………………………. 19

11.Рассмотрение дел в порядке надзора ………………………………………… 22

12.Обращение к исполнению приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу в Минском областном суде …………………………………. 23

Список нормативных актов, дополнительно изученных во время практики…. 29

Я, Майсеёнок Инна Владимировна, проходила преддипломную практику в Минском областном суде с 1 сентября 2011 года по 29 сентября 2011 года. В соответствии с программой прохождения практики я ознакомилась с постановлениями Пленума Верховного суда РБ, обзорами и обобщениями судебной практики по гражданским и уголовным делам, со структурой суда, основными направлениями его деятельности, функциональными обязанностями работников, присутствовала при рассмотрении гражданских и уголовных дел, готовила по ним проекты решений, определений и приговоров, изучала поступающие дела и иные материалы, правила их оформления и рассмотрения.

1. Структура суда

Минский областной суд входит в систему общих судов Республики Беларусь. В своей деятельности суд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей, различными кодексами, постановлениями Пленума Верховного суда, иными нормативными актами.

Минский областной суд осуществляет надзор за надлежащим отправлением правосудия 23 районными судами Минской области: Березинского района, г. Борисова и Борисовского района, Вилейского, Воложинского, Дзержинского районов, г. Жодино, Клецкого, Копыльского, Крупского, Логойского, Любаньского районов, Минского района, Молодечненского, Мядельского, Несвижского, Пуховичского, Слуцкого, Смолевичского района, г. Солигорска и Солигорского района, Стародорожского, Столбцовского, Узденского, Червенского районов.

Судебный корпус Минского областного суда состоит из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и действует в составе судебных коллегий и президиума суда.

В состав суда также входят: отдел приема граждан и рассмотрения жалоб, отдел статистики и анализа судебной практики, отдел организационно-кадровой работы, который включает в себя уголовный сектор, гражданский сектор, сектор делопроизводства в президиуме суда.

Штатная структура Минского областного суда состоит из судебных работников, государственных служащих, технических работников.

2. Судебные работники

Количественный состав судей Минского областного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и на сегодняшний день составляет 27 судей.

К судебным работникам относятся председатель суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии по уголовным делам, 15 судей уголовной коллегии, заместитель председателя - председатель судебной коллегии по гражданским делам, 9 судей гражданской коллегии.

2.1 Председатель суда

Председатель Минского областного суда назначается на должность Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель областного суда:

- может председательствовать в судебных заседаниях коллегии;

- приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

- приостанавливает исполнение решений по судебным делам в случаях и порядке, установленных законом;

- руководит работой аппарата суда и организацией работы судебных коллегий;

- созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

- распределяет обязанности между заместителями председателя суда;

- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, ходатайствует перед Верховным Судом Республики Беларусь о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов;

- вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, а также для проверки их в порядке надзора;

- организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб, ведет личный прием граждан;

- участвует в работе Пленума Верховного Суда с правом решающего голоса;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Основным нормативным актом, регламентирующим полномочия и основные направления его деятельности, является Положение «О председателе областного, Минского городского, Белорусского военного суда Республики Беларусь», утвержденное постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.06.2005 № 32.

2.2 Заместители председателя суда

Заместители председателя Минского областного суда назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители председателя областного суда:

- осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

- председательствуют в судебных коллегиях и назначают председательствующими членов коллегии;

- докладывают в отчетной форме перед президиумом суда о работе коллегий за полугодие и за год;

- ведут личный прием граждан;

- изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

В случае отсутствия председателя суда либо при невозможности осуществления им обязанностей его функции исполняет один из заместителей.

Судья Минского областного суда участвует в рассмотрении дел по 1 инстанции, подсудных в соответствии с процессуальными кодексами областному суду.

Судья (в составе трех судей, один из которых председательствующий) участвует в суде кассационной инстанции, рассматривающем дело по жалобе или протесту стороны на приговор, решение, определение или постановление нижестоящего суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, т. е. проверяет законность и обоснованность решений, определений, постановлений, приговоров судов первой инстанции, не вступивших в законую силу.

Участвует в суде надзорной инстанции, рассматривающем в порядке надзора дела по жалобам и протестам уполномоченных на то процессуальными кодексами лиц на судебные постановления суда первой или кассационной инстанции, вступившие в законную силу.

Участвует в обобщениях судебной практики нижестоящих судов, а также Минского областного суда.

Выезжает в нижестоящие суды для оказания теоретической помощи в работе, а также для проведения комплексных и плановых проверок качества работы судей.

Участвует в обсуждении проектов нормативных актов, поступающих в Минский областной суд.

При отправлении правосудия соблюдает установленные законом процессуальные сроки рассмотрения дел, изготовления судебных постановлений, разрешения жалоб, сдачи дел в канцелярию.

Конкретные полномочия судьи при отправлении правосудия определяются Конституцией Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее УПК), Гражданско-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее ГПК), кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, иными нормативными актами.

2.4 Судебные коллегии Минского областного суда

Судебные коллегии Минского областного суда утверждаются президиумом Минского областного суда по предложению председателя суда из числа судей соответствующего суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют заместители председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий.

В судебных коллегиях Минского областного суда председателем суда образуются составы суда для рассмотрения дел в судебных коллегиях, а также могут образовываться составы суда, специализированные для рассмотрения отдельных категорий дел.

Председатель Минского областного суда в необходимых случаях вправе привлекать судей одной коллегии к рассмотрению дел в составе другой коллегии.

Судебные коллегиии Минского областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательными актами.

3. Государственные служащие

К государственным служащим относятся помощник председателя, главный бухгалтер, начальники и сотрудники отделов (отдел приема граждан и рассмотрения жалоб, отдел статистики и анализа судебной практики, отдел организационно-кадровой работы), заведующие секторами и специалисты (сектор по уголовным делам, сектор по гражданским делам, сектор делопроизводства в президиуме суда), старший судебный исполнитель. Все они осуществляют свои функции в соответствии с утвержденными должностными инструкциями, положениями об отделах и секторах.

2.1 Помощник председателя

2.2 Заведующие секторами

Заведующие секторами регистрируют поступающие для рассмотрения по первой инстанции и в кассационном порядке уголовные и гражданские дела на учетно-статистических карточках, ведут алфавитный указатель, после регистрации и распределения их председателем коллегии (гражданской, уголовной) передают дела судьям для изучения, составляют список назначенных к слушанию дел и вывешивают его на доске объявлений; отмечают в учетно-статистической карточке результат рассмотрения дел; составляют периодические статистический отчеты установленной формы о работе суда по рассмотрению дел; ведут наряды с копиями решений по первой и кассационной инстанции, по истечении года сдают их в архив.

2.3 Старший судебный исполнитель

Старший судебный исполнитель осуществляет исполнение приговоров, решений и определений по делам, рассмотренным по первой инстанции в соответствии с ГПК и УПК.

Основными задачами при прохождении практики являются: 1)изучение основных нормативно-правовых актов действующего законодательства Республики Беларусь, регулируемых деятельность общих судов; 2)изучение стадий гражданского процесса, административного процесса, уголовного процесса, 3)ознакомление с организационной структурой суда, ознакомление с работой структурных подразделений суда, 4)изучение гражданских дел, назначенных к слушанию в судебном заседании; 5)присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении дел;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика судов Республики Беларусь………………………4
2.Характеристика суда Московского района г.Минска…………………. 6
Заключение………………………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

отчёт гунько.doc

1.Общая характеристика судов Республики Беларусь…………… …………4

2.Характеристика суда Московского района г.Минска……… …………. 6

В период с 23 декабря 2013 года по 14 февраля 2014 я проходила преддипломную практику в суде Московского района г. Минска.

Основными задачами при прохождении практики являются:

  1. изучение основных нормативно-правовых актов действующего законодательства Республики Беларусь, регулируемых деятельность общих судов;
  2. изучение стадий гражданского процесса, административного процесса, уголовного процесса,
  3. ознакомление с организационной структурой суда, ознакомление с работой структурных подразделений суда (канцелярия, судебные исполнители, секретари судебных заседаний, консультанты),
  4. изучение гражданских дел, назначенных к слушанию в судебном заседании;
  5. присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении дел;
  6. изучение рассмотренных и рассматриваемых дел в порядке искового производства, в порядке приказного производства, в порядке особого производства, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Основными целями прохождения преддипломной практики в суде Московского района г Минска были закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение навыков самостоятельной работы в суде.

1. Общая характеристика судов Республики Беларусь

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность судов в Республике Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и многие другие.

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими.

2. Характеристика суда Московского района г. Минска

Суд Московского района г. Минска относится к районным судам, которые, как известно, являются основным звеном в системе судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайно широкими полномочиями по осуществлению правосудия. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств. Число их значительно превышает количество других судов, входящих в судебную систему.

Суд Московского района г. Минска, как суд общей юрисдикции, выступает как суд первой инстанции. Сфера его деятельности чрезвычайно широка и охватывает рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел, материалов об исполнении судебных постановлений, а также выполнение иных полномочий, возложенных на него законом.

Состав любого суда образуют лица, осуществляющие правосудие.

В состав суда Московского района г. Минска входят:

2)заместитель председателя суда по уголовным и административным делам;

3)заместитель председателя суда по гражданским делам и исполнительному производству;

5)помощник председателя суда;

6)3 канцелярии (по гражданским делам, по уголовным делам, по административным делам);

7)секретари судебных заседаний - помощники судей;

8)консультанты (3 чел.);

9)судебные исполнители (22 чел.);

Организация работы районного суда возлагается на председателя, судей и работников аппарата суда.

Суд Московского района г. Минска возглавляет председатель суда.

Непосредственно председателю суда подчиняются заместители, судьи, помощники, консультанты, архив, заведующий хозяйством.

Помощнику председателя суда по общим вопросам подчиняются канцелярия по гражданским делам, канцелярия по уголовным делам, канцелярия по административным делам, секретари судебных заседаний, делопроизводители, машинописное бюро.

Помощнику председателя суда по исполнительному производству подчиняются все судебные исполнители.

При рассмотрении некоторых категорий уголовных дел в состав суда Московского района г. Минска входят народные заседатели.

Как мы видим из организационной структуры в суде Московского района г. Минска имеется свой аппарат, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.

Таким образом, для успешного осуществления правосудия требуется создание необходимых условий, что достигается надлежащей организацией работы суда Московского района г. Минска. Без нее невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед данным судом.

Правила внутреннего трудового распорядка суда Московского района г. Минска утверждаются председателем суда Московского района г. Минска и обязательны для всех работников суда.

Прием граждан ведут судьи, согласно утвержденного председателем суда графика. Ведение приема граждан заключает в себе прием документов, обращений и заявлений, а ни в коем случае не юридическую консультацию, как ошибочно предполагает большинство граждан. За юридической консультацией, если она необходима, граждане могут обращаться в юридические консультации или к дежурному адвокату, кабинет приема которого, кстати, расположен также рядом.

После поступления заявления в суд, будь то исковое заявление, заявление о возбуждении приказного производства, заявление об установлении каких-либо фактов, о возбуждении дела частного обвинения, или какое-либо другое, документы проходят регистрацию в электронной базе данных, после чего поступают к председателю суда для его резолюции. Документы и заявление, кроме как приема граждан, можно переслать в суд и по почте, в этом случае они поступают в канцелярии суда, после чего снова же, проходят регистрацию, и поступают к председателю суда. При этом на каждом документе имеется штамп «поступило» с датой.

После того, как заявление, которое требует рассмотрения в судебном заседании поступает к председателю суда, он расписывает его определенному судье, который будет это заявление рассматривать. Канцелярия суда, в которую поступают документы после резолюции от председателя суда, при необходимости, если это гражданское или административное дело, пришивает обложку, подшивает дело, и присваивает ему порядковый регистрационный номер. Резолюция - письменное указание руководителя о порядке исполнения или использования документа. Резолюция размещается в правом верхнем углу первого листа документа между реквизитами «адресат» и «текст», включает фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения и срок исполнения.

Резолюция должна быть подписана и датирована. После этого дело поступает судье для подготовки к судебному разбирательству, судебного разбирательства и вынесения решения.

Как видно из представленной иллюстрации, поиск дел и информации о них существенно ускорился, за счет чего, опять же, происходит экономия времени.

Во время прохождения преддипломной практики в суде Московского района г Минска я изучила движения гражданских дел искового производства.

Исковое заявление о возбуждении дела подается в суд в письменной форме с копиями по числу ответчиков. Содержание искового заявления о возбуждении дела должно соответствовать требованиям, предъявляемым к процессуальным документам.

Минский областной суд входит в систему общих судов Республики Беларусь. В своей деятельности суд руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о судоустройстве и статусе судей, различными кодексами, постановлениями Пленума Верховного суда, иными нормативными актами.
Минский областной суд осуществляет надзор за надлежащим отправлением правосудия 23 районными судами Минской области: Березинского района, г. Борисова и Борисовского района, Вилейского, Воложинского, Дзержинского районов, г. Жодино, Клецкого, Копыльского, Крупского, Логойского, Любаньского районов, Минского района, Молодечненского, Мядельского, Несвижского, Пуховичского, Слуцкого, Смолевичского района, г. Солигорска и Солигорского района, Стародорожского, Столбцовского, Узденского, Червенского районов.

Содержание работы

1.Структура суда …………………………………………………………………… 2
2.Судебные работники………………………………………………………………3
2.1 Председатель суда ………………………………………………………. 3
2.2 Заместители председателя суда ………………………………………… 4
2.3 Судьи ……………………………………………………………………. 4
2.4 Судебные коллегии Минского областного суда ………………………. 5
3.Государственные служащие …………………………………………………….. 6
3.1 Помощник председателя ………………………………………………. 6
3.2 Заведующие секторами …………………………………………………. 6
3.3 Старший судебный исполнитель ………………………………………. 7
4.Технические работники…………………………………………………………..8
4.1.Секретари судебного заседания………………………………………. ..8
4.2.Заведующий архивом…………………………………………………. 11
5.Отдел приема граждан и рассмотрения жалоб ……………………………….. 12
5.1 Функции отдела ………………………………………………………. 12
5.2 Начальник отдела ……………………………………………………… 13
6.Отдел статистики и анализа судебной практики ……………………………. 14 7.Отдел организационно-кадровой работы ……………………………………. 15
8.Секторы…………………………………………………………………………. 15
9.Рассмотрение дел по первой инстанции …………………………………….. ..18
10.Рассмотрение дел в кассационном порядке …………………………………. 19
11.Рассмотрение дел в порядке надзора ………………………………………… 22
12.Обращение к исполнению приговоров, решений и определений, вступивших в законную силу в Минском областном суде …………………………………. 23
Выводы ……………………………………………………………………………. 28
Список нормативных актов, дополнительно изученных во время практики…. 29

Файлы: 1 файл

отчет по суду.Иннаdoc.doc

Задачами исполнительного производства являются: обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским и административным делам, приговоров, постановлений и определений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, контроль за добровольным исполнением, осуществление в необходимых случаях принудительное исполнение в целях охраны и защиты, подтвержденных в установленном законом порядке, прав граждан, юридических лиц и государства.

Старший судебный исполнитель, осуществляющий контроль за ведением исполнительного производства, обязан вносить отметки об исполнении в исполнительное производство, периодически докладывать председателю суда или его заместителю о ходе взыскания присужденных сумм.

Судебный исполнитель должен принимать все меры к тому, чтобы обеспечить быстрое и реальное исполнение судебных постановлений и иных актов.

К компетенции судебных исполнителей относятся следующие вопросы: возбуждение исполнительного производства (судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство в 3-дневный срок после получения надлежащим образом оформленных исполнительных документов и устного или письменного заявления взыскателя), контроль за добровольным исполнением (судебный исполнитель, получив исполнительный документ, должен уведомить должника о том, что против него возбуждено исполнительное производство, и предоставить ему срок для добровольного исполнения судебного постановления в течение 7 дней), принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю (за взыскателем сохраняется право вновь предъявить исполнительный документ ко взысканию; судебный исполнитель составляет акт о невозможности взыскания по исполнительному документу, который утверждается судом, на основании данного акта исполнительный документ возвращается взыскателю), определение расходов по исполнению (эти расходы взыскиваются с должника в пользу государства по определению суда независимо от взыскания с него имущества или денежных сумм по исполнительному документу, на определение суда по вопросам о взыскании расходов по исполнению может быть подана частная жалоба или принесен частный протест), принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия.

Исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судей, мировых соглашений, утвержденных судом.

Во время прохождения практики я ознакомилась с работой старшего судебного исполнителя, принимала участие в составлении документов исполнительного производства.

4. Технические работники

К техническим работникам относятся секретари судебного заседания, инспектора секторов, заведующий архивом, завхоз, комендант, водитель. При прохождении практики я ознакомилась с работой секретарей судебного заседания, заведующего архивом.

4.1. Секретари судебных заседаний

Стороны не менее чем за пять суток должны быть извещены о месте и времени начала судебного разбирательства. При несоблюдении этого срока рассмотрение уголовного дела откладывается.

Судебные повестки по уголовным делам первой инстанции должны быть выписаны и направлены по назначению не позднее следующего дня после вынесения постановле ния о назначении судебного разбирательства независимо от того, на какой срок дело назначено к слушанию; по гражданским делам первой инстанции - не позднее следующего дня после вынесения определения о назначении дела к разбирательству в судебном заседании.

Секретарь судебного заседания следит за возвращением в суд расписок в получении повесток.

Расписки лиц, получивших повестки, а также повестки, вернувшиеся в связи с невручением их адресату, подшиваются к делу.

В тех случаях, когда направленные повестки окажутся не врученными по адресу, секретарь судебного заседания обязан выяснить причины невручения, доложить председательствующему в судебном заседании по данному делу и по указанию последнего принять меры, обеспечивающие своевременное вручение повесток.

По уголовным делам, назначенным к слушанию в первой инстанции, секретарь судебного заседания направляет обвиняемому и потерпевшему копию постановления о назначении судебного разбирательства (Приложение 7), а также копию постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого, если она судьей была изменена или отменена либо продлена в случае нахождения обвиняемого под стражей, домашним арестом (Приложение 8).

Обвиняемому, содержащемуся под стражей, копия постановления о назначении судебного разбирательства вручается через администрацию места предварительного заключения. Расписка обвиняемого в получении копии постановления о назначении судебного разбирательства должна быть представлена суду.

Ответчикам по гражданским делам одновременно с повесткой направляют копии исковых заявлений.

Обо всех действиях по подготовке дел, рассматриваемых судом первой инстанции, секретарь судебного заседания делает отметку в справочном листе.

Перед началом слушания дела секретарь судебного заседания обязан проверить, все ли вызываемые в суд лица явились в судебное заседание, кто из неявившихся получил повестки, кто не получил и по какой причине, доставлены ли обвиняемые, находящиеся под стражей.

Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания, в котором отражаются все существенные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия.

После рассмотрения дела или отложения его разбирательства на другое время секретарь судебного заседания отмечает на повестках лиц, вызванных в суд, время их явки и ухода, заверяет эту отметку своей подписью и штампом суда.

После рассмотрения дела в первой инстанцияи секретарь судебного заседания выполняет следующие действия:

- подшивает в дело документы: постановления, определения и переписку, предшествующую судебному разбирательству; протокол судебного заседания, проверенный и подписанный в установленном порядке; все документы, приобщенные к делу в ходе судебного разбирательства в порядке их поступления; приговор или решение по делу первой инстанции; определение, вынесенное по кассационной жалобе или протесту по делу кассационной инстанции; определение, вынесенное по частной жалобе или протесту;

- нумерует листы дела (нумерация листов дела в обязательном порядке выполняется в правом верхнем углу листа шариковой ручкой) и составляет за своей подписью опись находящихся в деле бумаг;

- прилагает к делу статистические карточки на осужденных, оправданных и лиц, дела в отношении которых прекращены, а также лиц, признанных невменяемыми, к которым применены принудительные меры безопасности и лечения. Статистические карточки составляются и подписываются председательствующим по делу;

Если разбирательство уголовного или гражданского дела было отложено и назначено на другой день, то явившимся в судебное заседание лицам, кроме подсудимых, содержащихся под стражей, вручаются повестки о вызове в суд либо объявляется об этом под расписку на отдельном листе, приобщенном к протоколу судебного заседания, с разъяснением последствий неявки.

Лицам, не присутствовавшим в судебном заседании, вызов которых суд признал необходимым, секретарь судебного заседания направляет не позднее чем на следующий день судебные повестки.

Копия приговора не позднее пяти суток после его провозглашения должна быть вручена обвиняемому, защитнику, государственному обвинителю. В тот же срок копия приговора вручается потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, представителям, если в суд поступила просьба от указанных лиц.

По гражданским делам сторонам и другим лицам, участвующим в деле, не явившимся в судебное заседание, копии решения суда, определения о приостановлении или прекращении производства по делу либо об оставлении иска без рассмотрения высылаются в обязательном порядке не позднее трехдневного срока после заслушивания дела.

После совершения всех действий по оформлению дела секретарь судебного заседания передает дело работнику сектора. Работник сектора обязан тщательно проверить выполнение секретарем судебного заседания всех необходимых действий связанных с оформлением дела.

4.2. Заведующий архивом

Заведующий архивом принимает на хранение наряды и дела, обеспечивает их учет и сохранность; организует отбор документов на постоянное хранение в делопроизводстве и к уничтожению, составляет опись хранящихся дел и дел, подлежащих уничтожению; выдает сотрудникам документы во временное пользование, выдает в установленном порядке справки и дает консультации отдельным лицам по вопросам местонахождения документов; дает ответы на запросы по архивным делам.

Во время прохождения практики я познакомилась с работой архива, изучила порядок хранения уголовных и гражданских дел.

До передачи в архив суда все законченные в делопроизводстве судебные дела, наряды и другие документы должны быть соответствующим образом оформлены и подготовлены к сдаче.

Разрешение на передачу уголовного или гражданского дела в архив должен давать судья, под председательством которого дело было рассмотрено, или председатель суда.

Проверив производство по делу, судья дает разрешение на сдачу его в архив и в левом верхнем углу обложки дела после проставления штампа «Архив» ставит свою подпись и дату.

Поступившие в архив суда уголовные и гражданские дела, наряды и другие документы хранятся по годам в порядке номеров.

Из архива суда дело может быть выдано или выслано в случае служебной необходимости для временного пользования.

При прохождении практики я ознакомилась с работой отделов Минского областного суда. Остановимся на каждом из них.

5. Отдел приема граждан и рассмотрения жалоб

В задачи данного отдела входит принятие необходимых мер, в пределах компетенции, для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений; организация делопроизводства по обращениям граждан и принятие мер по совершенствованию данной работы. Отдел включает в себя начальника отдела, ведущего специалиста, специалиста и инспектора. Все они осуществляют свои функции в соответствии с утвержденными должностными инструкциями, на них возлагается реализация задач отдела с учетом квалификации и профессиональной подготовки.

5.1 Функции отдела

В соответствии с резолюцией председателя суда специалист (инспектор) отдела приема граждан и рассмотрения жалоб передает предложения, заявления и жалобы соответствующему исполнителю под роспись в регистрационно-контрольной карточке не позднее следующего дня.

Обращение должно быть рассмотрено не позднее 15 дней со дня его поступления, а не требующее дополнительного изучения и проверки - не позднее 7 дней.

При личном приеме граждан их устные и письменные обращения также подлежат регистрации в установленном порядке.

Ответы на обращения граждан даются за подписью председателя суда с указанием фамилии исполнителя.

Задачами преддипломной практики являются освоение и закрепление зна-ний, полученных в университете по всему курсу обучения, проверка возможностей самостоятельной работы как будущего специалиста в условиях конкретной организации, подготовка материалов к дипломной работе.
Во время преддипломной практики мне были поручены отдельные работы, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики Единого квалификационного справочника должностей служащих по соответствующей должности.
Так же мне было дано задание изучить организационную структуру и правовое регулирование деятельности суда, освоить правовые основы деятельности суда в сфере гражданского, уголовного и административного процесса.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Отчет1.doc

Обращение взыскания на имущество должника производится путем наложения ареста, о чем составляется акт (Приложение 47). Арест на имущество должника налагается после истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения судебного постановления или иного акта, если иное не установлено Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Арест имущества применяется: для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю, или для дальнейшей реализации; при исполнении судебного постановления о конфискации имущества должника; при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц, в качестве меры по обеспечению иска.

При наложении ареста на отдельные виды (предметы) имущества судебный исполнитель может изъять документы на имущество, ключи, отдельные его предметы или части.

При производстве описи механического транспортного средства, иного имущества (маломерного водного судна – гребные и моторные лодки, катера, парусные яхты и другие) судебный исполнитель обязан указать в акте описи и ареста имущества кроме недостатков, обнаруженных при внешнем осмотре данного имущества, общие сведения о нем (например, тип автомобиля, регистрационный номер, год выпуска, показания спидометра, наличие технического паспорта и иных принадлежностей (аптечка, инструменты и так далее), бензина, наименование агрегатов (номер двигателя, шасси, кузова, автошин). Если должник скрывает транспортное средство, судебный исполнитель ставит перед судом вопрос о вынесении определения о розыске такого транспортного средства и его задержании органами внутренних дел [10].

Опись имущества должника производится в присутствии должника или его представителя. В случае отсутствия должника опись составляется в присутствии кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии этих лиц – с участием двух понятых.

Арест и изъятие денежных средств, облигаций, акций, иных ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней судебным исполнителем производятся с составлением актов.

Денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, в том числе ювелирные и бытовые изделия из этих металлов и лом таких изделий, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лом этих изделий, обнаруженные при описи имущества должника, на которое наложен арест, подлежат обязательному изъятию[10].

Изъятые у должника иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте сдаются судебным исполнителем на хранение в учреждение Национального банка Республики Беларусь, а драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих металлов и лом таких изделий, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде (алмазы, бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, а также жемчуг), в том числе ювелирные и другие бытовые изделия из этих камней и лом таких изделий, – в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь.

Изъятые у должника денежные суммы в рублях, необходимые для погашения присужденного взыскателю долга и расходов по исполнению исполнительного документа, вносятся судебным исполнителем на депозитный счет суда, при котором он состоит.

За время прохождения практики у меня не возникало никаких спорных вопросов. Мне были предоставлены все необходимые условия, документы и материалы, необходимые для изучения работы судей и структурных единиц суда. Работники Суда оказывали мне всю необходимую помощь в изучении программных материалов, создавали все условия для изучения необходимой информации, предоставляли соответствующую документацию.

Я изучила ведение судебного делопроизводства, организацию работы с документами, правила регистрации входящей и исходящей корреспонденции, порядок регистрации и учета уголовных, гражданских дел административных и других материалов. Я также изучила порядок подготовки и ведения уголовных и гражданских дел, оформление дел после их рассмотрения, правила приема и учета кассационных и частных жалоб, протестов, порядок обращения к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда, ведения протоколов судебного заседания.

Во время прохождения практики я была ознакомлена с практикой коллегиального и единоличного рассмотрения уголовных дел в суде, а также с работой судьи по всем видам гражданского судопроизводства. Кроме того, была ознакомлена с порядком формирования состава народных заседателей.

Также во время прохождения практики я присутствовала в судебных процессах при рассмотрении уголовных и гражданских дел, была ознакомлена с работой секретаря судебного заседания, его функциональными обязанностями, вела протоколы судебного заседания по гражданским и уголовным делам.

Я также была ознакомлена с порядком обращения к исполнению приговоров, порядком исполнения решений суда.

Проходя практику в Суде, я коснулась исполнительного производства и ознакомилась с работой судебных исполнителей.

Таким образом, я получила реальное представление о работе Суда, закрепила теоретические знания на практике, повысила уровень своей специальной подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» №139-З от 29.06.2009 года (с изменениями и дополнениями).

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: книга в 2-х томах. Отв. ред. В.Ф.Чигир. Мн.: Амалфея, 1999.

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Принят Палатой представителей 02.06.1999 года. Одобрен Советом Республики 24.06.1999 года.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Принят Палатой представителей 24.06.1999 года. Одобрен Советом Республики 30.06.1999 года.

7. Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь №194-З от 21.04.2003 года (с изменениями и дополнениями).

8. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях №194-З от 20.12.2006 года (с изменениями и дополнениями). Принят Палатой представителей 09.11.2006 года. Одобрен Советом Республики 01.12.2006 года.

9. Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь. Утверждена приказом Министерства юстиции Республики Беларусь №311 от 18.10.2001 года (с изменениями и дополнениями).

10. Инструкция по исполнительному производству. Утверждена Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь №40 от 20.12.2004 года (с изменениями и дополнениями).

11. Инструкцией о едином учете преступлений и лиц, их совершивших. Утверждена Генеральным прокурором Республики Беларусь 30.12.2000г., Председателем Верховного Суда Республики Беларусь 30.12.2000г., Министром внутренних дел Республики Беларусь 14.12.2000г., Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь 14.12.2000г., Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 18.122000г., Министром юстиции Республики Беларусь 28.12.2000г., Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь 21.12.2000г., Председателем Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь 15.12.2000г., Председателем Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь 20 декабря 2000г.

12. Козлов А.Ф. Представительство в суде/Гражданский процесс: учебник для ВУЗов. М.. 1995. 352с.

13. Турко В.Л. Образец протокола судебного заседания по уголовным делам//Юстиция Беларуси, №3. 2003.

14. Белова Т.А. Представительство в суде//Промышленно-торговое право, №7. 1999.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: