От какой опасности уберегали лоцманы суда

Обновлено: 27.03.2024

В результате действия механизма "регуляторной гильотины", с 1 января 2021 вступил в силу новый Порядок предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, утвержденный приказом Минтранса России от 6 ноября 2020 № 466 (далее - Порядок).

  • Примечание.В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (часть 1 статьи 90 КТМ РФ).
  • Нарушение вышеуказанного правила, -влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев(часть 3 статьи 11.7. КоАП РФ).

Так, в соответствии с пунктом 2 Порядка, право плавания без лоцмана как и ранее, не предоставляется капитанам нефтеналивных судов, газовозов и химовозов валовой вместимостью более 15000, а также пассажирских судов с наибольшей длиной свыше 100 метров , однако теперь за исключением судов, работающих на паромных переправах между российскими морскими портами протяженностью до 150 морских миль.

Следующим нововведением является установление обязанности по закреплению права плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки судов в морских портах , в которых отсутствует система управления движением судов (СУДС) , в таком случае данное право устанавливается (раскрывается) в обязательных постановлениях в соответствующем морском порту .

Кроме этого смягчены требования, предъявляемые к капитанам судов претендующих на получение права плавания без лоцмана.

Так, снижены требования к наличию стажа работы в должности капитана судна для капитанов судов портового флота , не относящихся к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, и осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, теперь им достаточно отработать не менее 6 месяцев в должности капитана судна , в остальных случаях (как и ранее) не менее 3 лет.

Вторым требованием для получения права плавания без лоцмана является соблюдение одного из следующих условий:

  • за последние 12 месяцев до даты направления заявления на право плавания без лоцмана претендент совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов, в котором предоставляется право плавания без лоцмана, не менее 12 ( ранее - не менее 18 ) заходов в морской порт, и (или) выходов из морского порта, и (или) транзитных проходов через район обязательной лоцманской проводки;
  • в течение 3 месяцев ( ранее - 4 месяцев ) за последние 12 месяцев до даты направления заявления на право плавания без лоцмана претендент работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта (далее - судно портового флота);

При этом стоит отметить, что ранее предусмотренная возможность ( см. п.п. 17,18 Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2016 № 270 (отменен) ) предоставления права плавания без лоцмана без прохождения квалификационных испытаний - более недоступна.

Кроме того, Порядок более не предусматривает процедуру приостановления и лишения капитана судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов.

Квалификационные испытания по прежнему проводятся квалификационной комиссией, председателем которой является капитан морского порта, однако теперь установлено, что экзамен должен состояться не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления и приложения к нему (диплома капитана судна).

Обращаем внимание на тот факт, что в Порядке отсутствуют сведения о взимании платы за проведение квалификационных испытаний, в свою очередь в НК РФ также не предусмотрена госпошлина за проведение квалификационных испытаний претендентов на право плавания без лоцмана, соответственно пока не предусмотрено иное, услуга будет предоставляться бесплатно.

Вам может быть интересно:

Автор статьи: Алексей Иванов,

член ассоциации юристов России, ведущий специалист морской отрасли, публицист.

Лоцманы помагали капитанам провести судно по опасному участку.

От какой опасности уберегали лоцманы суда?


Лоцманы помогают миновать обойти мель.


Как правильно написать слова опасный и опасность , это же правильно?

Как правильно написать слова опасный и опасность , это же правильно?


Как можно сказать по другому : опасность?

Как можно сказать по другому : опасность.


Чем пахнет опасность?

Чем пахнет опасность.


Как пишется правильно : Ведь вода та не опасна Ведь вода то не опасно По другому(напишите)?

Как пишется правильно : Ведь вода та не опасна Ведь вода то не опасно По другому(напишите).


Как правильно пишется опасные или опасные?

Как правильно пишется опасные или опасные.


Поставте пропущеные буквы в словах : чудес_о нумес_о неинтерес_о нечес_о ?

Поставте пропущеные буквы в словах : чудес_о нумес_о неинтерес_о нечес_о !

И обьясните значаение слов : Исповедь , бричка, лоцман, коростель.


Укажите предложение с предлогом : а) Закат почти угас?

Укажите предложение с предлогом : а) Закат почти угас.

Б) Лиц не было видно, потому что было темно.

В) Возникла серьезная опасность для жизни команды судна.


Что такое опасное место в слове?

Что такое опасное место в слове?

Как определить опасное место в слове?


Как правильно писать : "о опасности" или "об опасности" и почему?

Как правильно писать : "о опасности" или "об опасности" и почему?


7. Укажите два верных варианта в словосочетаниях : 1) предостеречь об опасности ; 2) предупредить от опасности ; 3) предостеречь от опасности ; 4) предупредить об опасности?

7. Укажите два верных варианта в словосочетаниях : 1) предостеречь об опасности ; 2) предупредить от опасности ; 3) предостеречь от опасности ; 4) предупредить об опасности.


Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.


А) парочку Б) дразнится В) стишок.


1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..


Жила - была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка - злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..


1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.


Розы - существительное , укрывают - глагол , на - предлог, зиму - существительное , потому - наречие , что - наречие , побеги - существительное , непокрытая - прилагательное , снегом - существительное , обмерзают - глагол , при - предлог , низких - п..


Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) - 1) дни, 2) цвет, 3) - , 4) - . Определение(в данном случае это прилагательные) - 1)..


ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.


Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.


Раз - вед - чи - ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Лоцманы помогали капитанам провести судно по опасному участку.

От какой опасности уберегали лоцманы суда ?

Помогите быстрей , зарание спасибо !


Лоцманы знали береговую линию и фарватер и берегли суда от мелей, возможности врезаться в берег, попасть в опасное течение.


Как пишется опасность или опасность?

Как пишется опасность или опасность.


Составит предложения с паронимами : длинный, длительный, запасный, запасливый, злой, злостный, опасный, опасливый, понятный, понятливый?

Составит предложения с паронимами : длинный, длительный, запасный, запасливый, злой, злостный, опасный, опасливый, понятный, понятливый.


Какой корень в словах опасно, опасения, опасность?

Какой корень в словах опасно, опасения, опасность.


Как пишется предостеречь ОБ опасности или предостеречь ОТ опасности?

Как пишется предостеречь ОБ опасности или предостеречь ОТ опасности.


Помогите?

Измените текст не меняя его сути Ни учителя, ни обслуживающий персонал школы не несут никакой ответственности за школьника, который занимается опасными видами спорта на территории школы, включая любого школьника, который помогает (ассистирует) заниматься опасными видами спорта, или любого школьника, наблюдающего за этим, который знал или должен был знать, что это опасный вид спорта, может принести вред здоровью ему или ей и что добровольно находится в месте опасности или неспособен покинуть место опасности.


Чем может быть опасна лопата?

Чем может быть опасна лопата.


Мышонок слушал грустную песню, и совсем забыл про опасность?

Мышонок слушал грустную песню, и совсем забыл про опасность.

Сделать синтаксический разбор.


Опасный опасно опасение безопасность?

Опасный опасно опасение безопасность.

Подчеркнуть орфограмму в корнях однокоренных слов.


Исключите профессионализмы из текста "Шесть склянок?

Исключите профессионализмы из текста "Шесть склянок.

Опытный лоцман ведёт судно через фарватер.

Корабьл идёт левым глазом.

На палубе боцман, шкипер, часть команды.


Как пишется опасность?

Как пишется опасность.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Лоцманы помогали капитанам провести судно по опасному участку?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.


А) парочку Б) дразнится В) стишок.


1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..


Жила - была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка - злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..


1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.


Розы - существительное , укрывают - глагол , на - предлог, зиму - существительное , потому - наречие , что - наречие , побеги - существительное , непокрытая - прилагательное , снегом - существительное , обмерзают - глагол , при - предлог , низких - п..


Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) - 1) дни, 2) цвет, 3) - , 4) - . Определение(в данном случае это прилагательные) - 1)..


ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.


Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.


Раз - вед - чи - ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

В тех местах, подход к которым с моря или выход которых в море требует знания местных условий и правил, проводка судов производится при помощи лоцманов. При помощи лоцманов происходят обычно вход и выход из порта всех иностранных судов. Такой порядок существует как в СССР, так и в иностранных государствах. Проход иностранных судов через искусственные каналы (Кильский, Суэцкий, Панамский и др.) осуществляется также при помощи лоцманов.

В водах СССР взятие лоцмана для иностранного судна обязательно; в заграничных водах есть районы, где взятие лоцмана для иностранного судна необязательно.

В тех случаях, когда судно входит без лоцмана в воды, где наличие лоцмана на борту обязательно, капитан судна подвергается денежному штрафу.

Основное назначение лоцмана заключается в том, чтобы, используя свои знания местных навигационных условий и правил, помочь капитану быстро и благополучно провести судно через портовые воды или район, подчиненный компетенции лоц-дистанции.

Лоцман на судне является помощником, советником капитана даже в тех случаях, когда взятие лоцмана обязательно. Присутствие лоцмана на. судне не снимает с капитана ответственности по управлению судном (ст. 19, прилож. V к Кодексу торгового мореплавания Союза ССР).

В равной мере не освобождается от ответственности и вахтенный помощник капитана, если при наличии лоцмана капитан на мостике не присутствует.

Такое же положение в отношении лоцманов существует и в иностранных государствах.

Таким образом, возможность или обязанность воспользоваться услугами лоцмана при проходе того или иного участка водного пространства ни в малейшей степени не освобождает капитана от необходимости возможно подробнее и тщательнее изучить условия и правила плавания данным участком. Исходя из этого, капитан может указаниями лоцмана воспользоваться или ими пренебречь и поступить по собственному усмотрению. Последнее, однако, недопустимо в отношении таких указаний, которые относятся к существующим правилам плавания данного района и которые поэтому являются обязательными.

Соглашаясь на те или иные действия и маневры, предложенные лоцманом, капитан целиком несет ответственность за последствия. Только в том случае капитан может быть освобожден от ответственности, когда авария произошла вследствие обстоятельств, которые не были известны капитану, а потому он не мог их предусмотреть.

В том же случае, когда капитан видит неправильность действий лоцмана или не уверен в правильности последних, он обязан немедленно отменить распоряжение лоцмана и поступить сообразно данной обстановке и тому, как этого требует морская практика.

Если действия лоцмана не внушают доверия или лоцман по своему состоянию не соответствует назначению, то такой лоцман должен быть немедленно отстранен от своих обязанностей и вместо него должно потребовать другого или в крайнем случае обойтись без лоцмана.

Так как лоцманы обычно дают команду непосредственно рулевому и сами передают по телеграфу соответствующие распоряжения в машину, то капитан или вахтенный помощник капитана, если капитана на мостике нет, обязан следить за тем, чтобы распоряжения лоцмана немедленно и точно выполнялись; особенно это важно в отношении команды рулевому, подаваемой иностранными лоцманами обычно на английском языке. При изменениях курса вахтенный помощник капитана обязан лично проверить правильность исполнения рулевым распоряжения лоцмана, а также правильность изменения курса, предложенного лоцманом.

Чтобы легче было контролировать действия лоцмана, на судне должны быть карты соответствующего района плавания, составленные в самом большом масштабе.

Находясь на рейде или в порту, ни в коем случае не следует допускать на командный мостик неизвестных лиц, которые могут явиться на судно, выдавая себя за лоцмана. Особенно строго следует придерживаться этого правила в заграничных водах. В 1934 г. на п/х «Большевик», стоявший на рейде реки Humber в ожидании входа в док порта Hulle, в отсутствие капитана явился неизвестный, отрекомендовавшийся лоцманом, и сразу же поднялся на командный мостик, хотя еще не настало время для входа в док. Помощники капитана к появлению мнимого лоцмана отнеслись вполне доверчиво, предоставив ему возможность оставаться на мостике без свидетелей. Спустя некоторое время по телеграфу с мостика в машину последовало распоряжение дать малый ход вперед. Так как судно стояло на рейде в ожидании входа в док, машина была в готовности, вахтенный механик дал требуемый с мостика ход.

На неожиданный звон машинного телеграфа на мостик поднялся вахтенный помощник капитана, но было уже поздно: по распоряжению мнимого лоцмана судно, имея отданный якорь, получило ход вперед и двигалось несколько вправо, так как «лоцман» успел переложить в соответствующую сторону руль. Пришедший на мостик помощник капитана застопорил машину, и судно снова пришло на канат.

Этот странный и маловажный на первый взгляд случай получил по возвращении капитана на судно совершенно неожиданное объяснение. Мнимый лоцман заявил капитану, что он предотвратил столкновение п/х «Большевик» с проходившим мимо пароходом, за что ему причитается соответствующее вознаграждение. По его словам, п/х «Большевик» стоял вблизи фарватера; течением его развернуло и корма оказалась на фарватере, по которому шел пароход. Чтобы предотвратить столкновение, он положил право руля и дал машине ход вперед.

Шантаж был очевиден настолько, что капитан немедленно удалил проходимца с судна. Однако, на следующий день к капитану п/х «Большевик» явился адвокат и потребовал довольно значительную сумму за оказание услуги по предотвращению аварии. Нашлись свидетели, которые подтверждали, что столкновение было предотвращено благодаря действиям «лоцмана». Это обстоятельство давало мнимому лоцману возможность выступить в суде с немалым шансом на успех. Капитан был вынужден, в свою очередь, пригласить адвоката, чтобы избавиться от вымогательства шантажиста. После долгих и крайне неприятных переговоров «дело» удалось кончить миром. Проходимцу было заплачено несколько десятков фунтов стерлингов. Надо считать, что дело обошлось довольно благополучно; могло быть гораздо хуже: мнимый лоцман, переложив руль на борт и дав ход вперед, мог умышленно ударить в борт проходившее на близком расстоянии судно и затем сам скрыться (его шлюпка оставалась у борта п/х «Большевик»).

Что такой поступок возможен, в этом нет ничего удивительного, так как известны случаи, когда даже настоящие лоцманы, входя в связь со спасательными компаниями, умышленно сажали суда на мель у самого фарватера. Спасательные компании подписывают контракт о спасении судна и лоцман получает от них соответствующий гонорар. Конечно, подобные случаи возможны лишь в капиталистических портах, из которых в этом отношении особенно плохой славой отличается Антверпен. Нередки случаи, когда аварии с судами происходят вследствие небрежности или неопытности лоцманов и излишнего к ним доверия со стороны капитанов. К числу таких аварий относится удар о подводные камни в норвежских шхерах п/х «Буденный» (в конце 1936 г.), шедшего под проводкой норвежского лоцмана, в результате чего пароход получил большое повреждение в подводной части.

Авария эта произошла во время следования узким местом, когда, входя в белый луч освещения маяка, который должен быть оставлен по корме, судно уклонилось вправо больше, чем требовалось, и попало в красный луч маяка, ограждающий подводную опасность. Хотя руль и был положен лево на борт, тем не менее судно с большого хода ударилось о подводную скалу и получило значительную пробоину. В опасное положение судно попало вследствие того, что лоцман не учел попутного течения, а капитан, слишком доверяя лоцману, недостаточно контролировал его действия.

Принимая и сдавая лоцмана на ходу, особенно в ночную пору и дурную погоду, капитан должен так маневрировать судно, чтобы подход к борту лоцманского бота или шлюпки был возможно облегчен и чтобы при приставании к борту и отходе от него шлюпке была обеспечена максимальная безопасность. При приемке и спуске лоцмана с судна необходимо тщательнейшим образом проверять надежность шторм-трапа и походного конца, а также надлежащее крепление их на борту судна. В равной мере лоцману должен быть обеспечен вполне безопасный проход от шторм-трапа на мостик и обратно. Бывало не мало случаев, когда лоцман, проходя ночью по неосвещенной палубе судна на мостик или обратно, падал через открытый или плохо закрытый грузовой люк в трюм или же спотыкался на палубе о какие-либо предметы и получал более или менее тяжелые увечья, за что владельцы судна должны были выплачивать пострадавшему довольно крупное пособие. Во избежание подобных случаев необходимо, чтобы в ночное время на судне лоцмана встречал и провожал вахтенный помощник капитана, освещая и указывая ему дорогу на мостик или обратно.

В некоторых местах, как, например, при входе из Северного (Немецкого) моря в р. Эмс, в море крейсируют два лоцманских бота - один для проводки судов в порт Эмден, а другой в голландский порт Delfzyl. Подходя к таким местам, во избежание потери времени следует заранее ознакомиться (по соответствующей лоции) с отличительными признаками голландского и германского лоцманских ботов и с теми световыми и звуковыми сигналами, которые служат для вызова соответствующего бота.

Лоцман – это морской специалист, хорошо знающий конкретный район (порт, его акваторию, озеро, канал, устье реки и проч.), в котором он осуществляет проводку судов, помогая капитану избежать скрытых опасностей. Лоцман на судне является только советником капитана, хотя свои советы он дает в форме приказов о перекладке руля, изменении режима работы машин, отдаче якорей и проч. Лоцман руководит буксирами, которые обычно участвуют в операциях по постановке судна к причалу, на якорь, при перемещениях судна внутри порта и пр. Если действия лоцмана создают опасность для судна или не удовлетворяют капитана, то последний вправе отказаться от услуг лоцмана в присутствии свидетелей. В свою очередь, лоцман, чьими советами капитан явно пренебрегает, также вправе прекратить свою работу в качестве советника, хотя закон специально указывает, что лоцман может отказаться от дальнейшей проводки лишь после того, как судно станет на якорь, ошвартуется к причалу или закончит начатый маневр, т. е. тогда, когда судно не будет находиться в опасном или затруднительном положении.

Помимо лоцманов, работающих в порту или вблизи него, в настоящее время появились так называемые лоцманы открытого моря, которые есть на Балтийском и Северном морях, а также в ряде других районов.

Поскольку вся ответственность за безопасность судна, груза на нем, пассажиров и экипажа полностью лежит на капитане судна, хотя оно и находится под проводкой лоцмана, капитан обязан тщательно следить за всеми распоряжениями лоцмана, постоянно контролируя его и учитывая окружающую обстановку. Если же капитан передоверит управление судном лоцману и последний приведет судно к аварии, то наряду с капитаном, полностью ответственным за все последствия, к ответственности может быть привлечен и лоцман. Однако следует иметь в виду, что лоцман (и служба порта, которую он представляет) несет лишь ограниченную материальную ответственность. Например, в Российской Федерации лоцманская служба или организация, работником которой является лоцман, осуществивший ненадлежащую проводку, несет ответственность в виде десятикратной суммы лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку. Что касается лично лоцмана, то его ждет дисциплинарная, ограниченная материальная и, может быть, уголовная ответственность, когда будет доказан его умысел на совершение аварии. За рубежом лоцман, даже полностью виновный в кораблекрушении, чаще всего несет только административную ответственность: его лишают диплома лоцмана и лицензии на право заниматься лоцмановскими проводками.

В феврале 1986 г. советский т/х «Михаил Лермонтов» совершал круизный рейс вблизи Новой Зеландии под проводкой лоцмана Дона Джемисона – новозеландского лоцмана-частника, имевшего лицензию на право лоцманской проводки вдоль всех берегов Новой Зеландии. Одновременно лоцман был на службе у компании, обслуживающей иностранных туристов, и выступал в роли гида. По-видимому, совмещение этих двух практически несовместимых одновременно обязанностей и привело к тому, что 16 февраля в 17 часов 30 минут по местному времени, когда теплоход находился недалеко от порта Пиктон, следуя в сложных условиях фиордов Новой Зеландии, лоцман совершил роковую ошибку, направив судно в узкий и непроходимый для судов такого класса пролив. Как отмечала комиссия по расследованию, лоцман Джемисон не сверился с навигационными картами, и решение о направлении судна через проход (в районе Мальбровских камней) было принято им самостоятельно без каких-либо консультаций. Не контролировал его и капитан судна, который в это время находился в каюте.

В итоге судно наскочило на подводные рифы и получило тяжелые пробоины. В течение пяти часов советский экипаж предпринимал попытки спасти судно, в том числе путем вынужденной посадки на мель, но скалистые берега и множество подводных рифов привели лишь к тому, что судно получило ряд дополнительных пробоин. Когда было залито водой машинное отделение, экипаж последним покинул судно, которое затонуло на глубине 33 метра. Погиб один член экипажа. Пассажиры, в основном престарелые, были своевременно и в трудных условиях (темнота, низкая облачность, ветер свыше 15 м/с) высажены в спущенные на воду 9 шлюпок, 2 разъездных катера и три спасательных плота и с помощью новозеландских рыболовных судов благополучно доставлены на берег. Лоцман Джемисон, обвиненный в катастрофе, добровольно, не ожидая решения комиссии, сдал в Министерство транспорта Новой Зеландии свою лицензию на право работы в должности лоцмана[283].

На практике возможны ситуации, когда лоцман, виновный в аварии, выходит «сухим из воды». Если столкнулись два судна, на борту которых были лоцманы, то владельцы этих судов, желая получить возмещение убытков, вызванных столкновением, обвиняют во всем другого участника столкновения и полностью выгораживают своего лоцмана, даже если именно он совершил ошибку, приведшую к столкновению. Если же они начнут обвинять в столкновении лоцмана, то это будет равнозначно признанию своей вины в столкновении и причиненных убытках, нередко исчисляемых миллионами. И они вынуждены будут заплатить эти миллионы, а со «своего» лоцмана получат лишь незначительную часть выплаченных сумм, так как ответственность лоцмана ограничена аварийным фондом, весьма небольшим по абсолютной величине. Поэтому судовладельцы защищают своего лоцмана, каких бы ошибок он ни наделал.

Вместе с тем возможны такие трагические ситуации, когда ошибки лоцмана стоят ему жизни.

10 мая 1972 г. британский п/х «Ройстон грэндж» (10 262 peг. т) спускался вниз по реке Ла-Плата, направляясь из Буэнос-Айреса в Монтевидео и Сантус, имея на борту 2813 т мороженого мяса. Экипаж состоял из 63 человек. На борту было также 10 пассажиров. В это же время либерийский танкер «Тайен Чи» (19 700 peг. т) следовал на вход в Ла-Плату с почти полным грузом сырой нефти. Его команда состояла из 42 человек. Около 02 часов 30 минут «Тайен Чи» прибыл к месту приема лоцманов, потеряв при этом несколько часов, так как из-за большой осадки вынужден был идти дальше от берега, чем первоначально планировалось. Капитан собирался на несколько часов стать на якорь вблизи Рекалады, чтобы идти вверх по реке с приливным течением. Но лоцману не понравилась задержка. Он утверждал, что уровень воды в реке почти на 2,5 фута больше указанного в таблицах для малой воды и этого вполне достаточно, чтобы, не откладывая, начать движение. Потеряв уже три часа и будучи встревоженным возможностью штрафа из-за опоздания с прибытием в пункт назначения, капитан легко дал себя уговорить, поверив, что лоцман лучше знает местные условия плавания и безопасно проведет судно по реке и до наступления прилива. Без дальнейших задержек «Тайен Чи» последовал вверх к проходу Пунта-Индио маневренным ходом чуть более 12 узлов. Как показали расчеты, при ограниченных глубинах и осадке кормой чуть больше 30 футов судно фактически проседало еще на 3 фута.

Поскольку из-за сложных отношений между Уругваем и Аргентиной ни одна из сторон не брала на себя заботу о поддержании в порядке глубин и ограждения на фарватере реки Ла-Плата (пограничной реки), то точное положение фарватера, характер грунта, действительных глубин никому не было известно, в том числе и лоцманам этих стран. На карте было указано, что ширина фарватера составляет 400–500 м, однако неровные края существенно уменьшали эту ширину. Кроме того, в аргентинской лоции говорилось, что осевая линия не везде совпадает с наибольшими глубинами, поэтому судам с осадкой, близкой к предельно допустимой для плавания в этом районе, особенное внимание следует уделять приливам и отливам, имея в виду, что амплитуда колебаний воды здесь весьма невелика и не превышает одного метра. Кроме того, уровень воды подвержен влиянию ветра: северные ветры его уменьшают, южные – увеличивают.

Поскольку танкер «Тайен Чи» вышел вверх по реке в отлив, то его осадка почти совпадала с глубинами на фарватере, и судно буквально «на брюхе» скользило по реке, отчего его скорость была не 12,5 узлов, как полагалось по числу оборотов винта, а только 11. Кроме того, ввиду большой осадки судно шло, придерживаясь не правой, а левой стороны фарватера. Сближение судов «Ройстон грэндж» и «Тайен Чи» произошло вблизи буя № 12. Увидев огни встречного судна (был виден бортовой зеленый огонь парохода «Ройстон грэндж»), лоцман с танкера «Тайен Чи» пытался связаться с лоцманом с парохода, но, как выяснилось, радиостанции на обоих судах не работали, и лоцманы действовали, не согласовывая своих маневров. Если бы суда продолжили свое движение и шли бы, не меняя тех курсов, на которых они были, когда увидели друг друга, то танкер «Тайен Чи», перешедший на левую (чужую) сторону фарватера, разошелся бы с пароходом правыми бортами. Желая обратить внимание на свое положение, лоцман с танкера «Тайен Чи» дал серию коротких вспышек красной лампой на сигнальной мачте «Тайен Чи». По местным правилам, этот сигнал означал, что подающее его судно является танкером с большой осадкой. В ответ на эти сигналы лоцман с парохода «Ройстон грэндж», следовавшего примерно по середине фарватера, приказал изменить курс вправо, чтобы выйти на свою правую сторону, по которой навстречу шел танкер «Тайен Чи». Увидев этот маневр парохода по показавшемуся красному огню на его левом борту, лоцман с танкера также немного отвернул вправо, намереваясь разойтись теперь уже левыми бортами. По положению судов вполне можно было предположить, что они разойдутся метрах в ста друг от друга. При этом лоцманы и капитаны, похоже, совсем забыли о том, что при большой скорости судов, идущих на встречных курсах, и незначительном расстоянии между ними начинают действовать силы притяжения, которые могут привести к столкновению. Положение усугублялось также вследствие воздействия сил давления на корпус судна, быстро идущего по мелководью. Судно при этом испытывает сильное «намерение» отвернуть в сторону меньших глубин.

Когда форштевни судов, сблизившихся на больших скоростях, поравнялись, нос п/х «Ройстон грэндж» вдруг резко отклонился влево, и несколькими секундами позже он ударил «Тайен Чи» под углом 40° в район грузового танкера № 7 в середине танкера. Огромная пробоина от удара дополнилась повреждением еще трех танков, так как суда продолжали движение. Когда «Ройстон грэндж» перестал сокрушать танки «Тайен Чи» и прижался своим бортом к борту танкера, на последнем переложили руль «лево на борт», стремясь отойти от британского судна, но суда, прижатые друг к другу, не желали разлучаться. Машины «Тайен Чи» по-прежнему работали «вперед», и под действием страшного удара и руля «Тайен Чи» быстро развернулся влево и вместе с прижатым к нему «Ройстоном грэнджем» сел на мель.

В момент столкновения из поврежденных танков «Тайен Чи» вырвалось облако легковоспламеняющихся газов, которые сразу же воспламенились от снопов искр от рвущегося металла. В считанные секунды температура поднялась до 300–400 °C, и огненное облако из нефти и газа из танков «Тайен Чи» обрушилось на «Ройстон грэндж», на котором почти мгновенно погибли все 63 члена экипажа и 10 пассажиров. Обуглившиеся останки вахтенных обнаружили на рабочих местах на мостике. Руль остался переложенным «право на борт», а телеграф на мостике установлен на «полный назад», хотя времени для ответа из машинного отделения уже не хватило. Ливень горящей нефти, накрывший пароход, лишь частично коснулся танкера «Тайен Чи», но и этого оказалось достаточно, чтобы погибли 8 человек из 42 и все судно вместе с грузом.

Комиссия, расследовавшая гибель обоих судов, пришла к выводу, что как погибший лоцман на п/х «Ройстон грэндж», так и лоцман с «Тайен Чи» совершили ряд ошибок и не обладали достаточными знаниями фарватера. В частности, они не знали о существовании илистой банки, простиравшейся от южной части фарватера почти до его середины. Пароход, хотя имел меньшую осадку, задел своим бортовым килем указанную банку, вследствие чего возникло давление в правую скулу судна, а соответствующие силы присасывания тянули корму к банке. Это вызвало резкое отклонение судна влево, в сторону танкера, а затем и столкновение. Вероятность аварии усугубилась и тем, что капитаны судов чрезмерно полагались на знание лоцманами глубин, расположения фарватера, банок, сигнальных огней и проч. и не осуществили необходимой подготовки, не разработали по согласованию с лоцманами плана плавания по реке, в том числе не выявили наиболее опасные места, где расхождение со встречным судном крайне нежелательно. Столкновение могло бы и не произойти, если бы лоцманы заблаговременно снизили скорость судов[284].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 302. Преступления с двумя формами вины. Невиновное причинение вреда. Субъективная ошибка и ее уголовно-правовое значение.

Вопрос 302. Преступления с двумя формами вины. Невиновное причинение вреда. Субъективная ошибка и ее уголовно-правовое значение. Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и

§ 9. Ошибка и ее уголовно-правовое значение

§ 9. Ошибка и ее уголовно-правовое значение Ошибка[393] представляет собой неправильную оценку лицом, совершающим преступление, своего поведения, фактических обстоятельств содеянного, последствий, условий противоправности и т. д.В уголовно-правовой литературе

§ 3. Субъективная ошибка и квалификация преступлений

§ 3. Субъективная ошибка и квалификация преступлений С принципом субъективного вменения непосредственно связан вопрос о субъективной ошибке. «Ошибка — это заблуждение лица относительно объективных свойств общественно опасного деяния, которые характеризуют его как

Субъективная ошибка и ее влияние на квалификацию преступления

Субъективная ошибка и ее влияние на квалификацию преступления Субъективная ошибка — это неправильное представление лица об объективных свойствах общественно опасного деяния или его противоправности. В зависимости от предмета, относительно которого возникает

20. Ошибка Спилсбери

20. Ошибка Спилсбери Проблема пулевого ранения занимала судебную медицину начиная с Девержи. Она изучалась в комплексе ранений, возникающих от ударов острым и тупым орудием, от укола, толчка, броска. Изучение было сконцентрировано на основных вопросах. Речь шла об

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: