Освобождение от налогов адвокатов

Обновлено: 25.04.2024

В частности, защитники отмечают, что ухудшение экономической ситуации сказывается на платежеспособности доверителей. Это, по их словам, ведет к расторжению соглашений и уменьшению выплат.

Учредители адвокатских кабинетов предупредили Федеральную палату адвокатов о возможном прекращении деятельности многих защитников из-за сложной экономической ситуации и отсутствия налоговых послаблений. Они попросили ФПА обратиться к правительству с предложением распространить новые налоговые льготы на адвокатов. Соответствующее письмо, как пишет «Адвокатская улица», подписали 15 адвокатов из 10 регионов.

По их словам, большинство защитников соблюдают режим самоизоляции, не проводят личные приемы граждан. Также ухудшение экономической ситуации из-за коронавируса отражается на платёжеспособности доверителей, это «ведёт к расторжению и приостановлению соглашений, уменьшению размера и отсрочке выплат». «В таких условиях неотвратимо падение уровня доходов адвокатов, недополучение ими планируемых средств за оказание юридической помощи», – отмечают авторы письма.

При этом правительственные меры поддержки, в частности налоговые льготы, на адвокатов не распространяются. По мнению защитников, это несправедливо, поскольку адвокаты, учредившие кабинеты, платят налоги на доходы от адвокатской деятельности в том же порядке, что и ИП. Более того, с начала этого года защитники, которые работают в адвокатском кабинете, обязаны до июля заплатить НДФЛ за 2019 год, а потом ещё и за первое полугодие 2020-го.

«Подобное «удвоение» налоговых сборов в условиях сложной экономической ситуации также может негативно отразиться на адвокатах, добросовестно исполняющих обязанности налогоплательщиков, привести к приостановлению и прекращению адвокатской деятельности многими из них», – говорится в обращении.

Авторы письма попросили ФПА обратиться к правительству с предложением распространить меры поддержки из-за коронавируса как минимум на защитников, которые работают в адвокатских кабинетах, а также рассмотреть вопрос о распространении этих мер на адвокатов из других адвокатских образований.

Ранее о необходимости введения налоговых льгот для адвокатов высказался вице-президент ФПА Михаил Толчеев. «Как и малому бизнесу, адвокатам должна быть предоставлена отсрочка в уплате налогов, а также полный или частичный мораторий на фиксированные платежи во внебюджетные фонды за этот год», – написал он в своем Facebook и отметил, что для адвокатских образований должны быть предоставлены льготы по уплате арендных платежей и налогов. «Эти и другие насущные вопросы уже обозначены, заявлены, поэтому мы не отступим», – подчеркнул Толчеев.

Подробнее о том, какие меры поддержки пострадавшим от коронавируса предприятиям предложил президент Владимир Путин, читайте в материале «Последствия для бизнеса: к чему приведут меры Путина».

Допустима ли налоговая дискриминация организаций, оказывающих юридическую помощь в условиях пандемии?

В своих Разъяснениях от 10 апреля 2020 г. Комиссия АП Санкт-Петербурга по вопросам деятельности адвокатских кабинетов выявила проблему налоговой несправедливости, проявившейся в способах установления Правительством РФ мер налоговой поддержки в условиях пандемии коронавируса.

В условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительство РФ издало Постановление от 2 апреля 2020 г. № 409. Как следует из названия, оно предусматривает меры по обеспечению устойчивого развития экономики. В числе таких мер – продление законных сроков уплаты налогов и сборов, сдачи налоговой отчетности, приостановление назначения и проведения выездных налоговых проверок, временное освобождение от налоговой и административной ответственности за несвоевременное представление истребованных документов.

По меткому замечанию члена Совета АП Московской области, управляющего партнера АБ «Пепеляев Групп» Сергея Пепеляева, государство не отказывается от налогов, а только переносит сроки их уплаты. Да и можно ли вполне назвать помощью налоговые меры: бизнес ничего не получает от государства, просто меньше отдает свое. Полезная мера поддержки, но не компенсация потерь[1].

Анализ Постановления говорит о том, что не все меры государственной поддержки распространяются на адвокатские образования и юридические компании.

Правительство диверсифицировало пользователей этих налоговых льгот.

В п. 1 Постановления очерчен круг пользователей максимального числа налоговых послаблений: это организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Их перечень утверждается Правительством РФ. Из такого перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, видно, что в восемь отраслей экономики, выбранных Правительством РФ, не попала сфера оказания юридических услуг.

В правилах предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогу и страховых взносов, утвержденных Постановлением, предусмотрено, что к заинтересованным лицам также могут быть отнесены стратегические, системообразующие и градообразующие организации, пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и не относящиеся к указанным сферам деятельности, в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ. Очевидно, что адвокатское образование или юридическая компания не имеет шансов попадания в этот список заинтересованных лиц.

В п. 3 Постановления перечислены налоговые послабления, которыми вправе воспользоваться все без исключения налогоплательщики. Это – продление сроков сдачи налоговой отчетности и пояснений в рамках контрольных налоговых мероприятий.

Такая диверсификация пользователей налоговых мер государственной поддержки порождает вопросы: насколько она законна и обоснованна?

О существе налоговой льготы

Согласно ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, меры, принятые Правительством в отношении всех налогоплательщиков, собственно льготой не являются. Они не дают им преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. Кроме того, такая мера, как отсрочка подачи налоговой отчетности, сама по себе никаких послаблений налогоплательщику не дает[2]. Срок уплаты налога не изменяется, значит платить придется, но без расчета (декларации). Это может привести к ошибке в исчислении налога либо к недостоверности декларации, когда расчет будет подгоняться к размеру фактического платежа.

Что касается организаций и индивидуальных предпринимателей из восьми отраслей экономики, предусмотренных Постановлением Правительства РФ, то их право уплатить налог в более поздние периоды, безусловно, можно отнести к налоговой льготе (список законных льгот – не исчерпывающий). Такая льгота позволяет налогоплательщику рассчитаться с государством после завершения эпидемии, когда появится финансовый источник для таких выплат.

Законодатель, дополняя налоговые полномочия Правительства РФ в ст. 4 НК РФ[3], не скорректировал ст. 56 НК РФ (согласно ч. 3 которой льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом). Но это не означает, что такая мера по обеспечению устойчивого развития экономики, как продление законных сроков уплаты налогов и сборов, не является по сути налоговой льготой. Скорее, это обстоятельство можно отнести к законодательному пробелу, обусловленному дефицитом времени на системное изменение налогового закона.

О конституционных пределах дискреции законодателя

В ч. 1 ст. 56 НК РФ указано, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Конституционный Суд РФ, признавая широкую дискрецию законодателя по установлению налоговых льгот, определил конституционные принципы их установления:

– принцип равенства не по форме, а по сути: конституционный принцип равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) не должен пониматься как принцип «формального равенства»;

– принцип соразмерности налогового обременения: необходимость учета фактической способности к уплате налогов, соразмерного ограничения прав и свобод граждан (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ);

– принцип справедливости в социальном государстве (ст. 17 Конституции РФ): общеустановленное ограничение личных доходов граждан налогами может иметь отдельные исключения, обусловленные справедливым подходом к определению в каждом конкретном случае возможности гражданина уплатить тот или иной налог[4];

– налоговую льготу нужно оценивать с точки зрения официальной поддержки государством отдельных категорий налогоплательщиков для реализации общенационального интереса[5];

– принцип экономической нейтральности налогов, признание и защиты равным образом всех названных форм собственности (законодатель не вправе ставить освобождение от налогообложения аналогичных операций в зависимость от принадлежности имущества – предмета этих операций – в частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности)[6].

О налоговом равноправии

Принцип равенства налогообложения предполагает возложение на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени[7]. Принцип равного налогового бремени означает, что не допускается установление различных правил налогообложения при одинаковом содержании деятельности налогоплательщиков[8]. Различия в налогообложении должны иметь объективные основания[9]. Конституционный Суд РФ[10] и специалисты конституционного и налогового права считают, что принцип равноправия в налоговой сфере требует налогообложения, основанного на имущественном положения налогоплательщика, а не каких-либо иных признаках[11].

Из Постановлений Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 и от 3 апреля 2020 г. № 434 видно, что налоговые льготы предназначены для обеспечения устойчивого развития экономики и адресованы организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Может ли экономика развиваться устойчиво без юридического сопровождения бизнеса? Очевидно, нет.

Являются ли организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, адвокаты и адвокатские образования заинтересованными лицами (лицами, пострадавшими в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции)? Очевидно, да.

Ухудшилось ли их имущественное положение так же (больше или меньше), как и у организаций и индивидуальных предпринимателей в сферах экономики, признанных Правительством РФ?[12]

Для ответа на этот вопрос следует проводить сравнительный анализ экономических последствий пандемии коронавируса для всех предприятий сравниваемых отраслей. Выбирая наиболее пострадавшие отрасли экономики, Правительство, очевидно, исходило из того, что они в большей степени утратили своих клиентов (их вознаграждения), чем другие. Но это обстоятельство зависит от многих факторов. Например, от снижения клиентской активности в результате самоизоляции, от возможности услугодателей оказывать те же либо аналогичные услуги дистанционно, от запретов и ограничений на ведение определенной хозяйственной деятельности, установленных органами региональной и местной власти и т.д. При наличии такого объема переменных любой достоверный экономический анализ будет затруднен либо невозможен.

В такой ситуации можно применить такой конституционный критерий установления налоговой льготы, как принцип поддержки государством налогоплательщиков для реализации общенационального интереса.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация – правовое государство (ст. 1), гарантирующее защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45). Он также гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). Эти права и свободы не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56). Следовательно, в условиях пандемии коронавируса поддержка налогоплательщиков, обеспечивающих реализацию общенационального интереса (получение гражданами квалифицированной юридической помощи), – обязанность государства.

Устранить необоснованную налоговую дискриминацию

Налоговый кодекс РФ предусмотрел для Правительства РФ дополнительные налоговые полномочия, имеющие определенный срок действия – 2020 г., при этом не изменил принцип верховенства федерального закона над подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 1 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом (подп. 6) или иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса (подп. 9), такое несоответствие устанавливается судом (п. 2, 3 ст. 6).

Запрет на налоговую дискриминацию установлен п. 2 ст. 3 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 предоставлена отсрочка в уплате налогов на 6 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические услуги, а также адвокатские образования не признаны таковыми.

В условиях, когда налоговые режимы аналогичных налогоплательщиков одинаковы, а экономические трудности, с которыми они столкнулись, – схожие, имеются основания для вывода об их необоснованной налоговой дискриминации Правительством РФ. Это касается адвокатских образований, а также оказывающих юридические услуги организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, как представляется, имеются правовые основания для корректировки указанных Постановлений Правительства РФ с целью устранить дискриминацию указанных категорий налогоплательщиков.

[1] См.: Пепеляев С. Концепция «На троих» // Ведомости. 2020 г. 17 апр.

[2] За исключением случаев, когда уплата налога либо авансового платежа по закону привязана к сроку подачи налоговой декларации (см., например, налог на прибыль, ст. 287, УСН 346.21 НК РФ).

[3] В соответствии с подп. б) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 4 Кодекса дополнена пунктом 3, предусматривающим дополнительные полномочия Правительства РФ в 2020 г. издавать нормативные правовые акты в период с 1 января по 31 декабря 2020 г. (включительно), в частности, на запрет и приостановление мероприятий налогового контроля, продление сроков уплаты налогов и представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

[4] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П.

[5] Постановление КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

[6] Определение КС РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О.

[7] Определение КС РФ от 14 июля 2011 г. № 949-О-О.

[8] Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[9] Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О.

[10] См., например: Постановление КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П.

[11] См.: Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель – налогоплательщик – государство. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Учебное пособие. М., ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 319.

[12] Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки; культура, организация досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт; деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок.

Налоговики разъяснили, что адвокаты, приостановившие статус адвоката, являются плательщиками страховых взносов, но освобождаются от их уплаты за период приостановления такого статуса (письмо ФНС России от 1 ноября 2017 г. № ГД-3-11/7123@).

Напомним, что адвокатские палаты субъектов Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта, в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования или исключенные из реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов (п. 2 ст. 85 Налогового кодекса).

При этом снятие с учета в налоговом органе производится только в случае прекращения статуса адвоката (п. 6 ст. 84 НК РФ). Таким образом, адвокат, приостановивший свою деятельность, является плательщиком страховых взносов.

В то же время лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность (п. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Наряду с этим плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в частности за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность (п. 7 ст. 430 НК РФ).

Узнать, как исчисляются страховые взносы при уплате их "за себя", можно в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Соответственно, если в течение расчетного периода плательщиками, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов, осуществлялась деятельность, они должны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых велась данная деятельность (п. 8 ст. 430 НК РФ).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 О налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 О налогообложении доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, и сообщает следующее.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят, в частности, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 221 Кодекса при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Пунктом 7 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) предусмотрено, что адвокат осуществляет профессиональные расходы на:

1) общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов;

2) содержание соответствующего адвокатского образования;

3) страхование профессиональной ответственности;

4) иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности.

Исходя из изложенного, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц доходы, полученные от адвокатской деятельности, могут быть уменьшены на сумму профессиональных расходов, установленных пунктом 7 статьи 25 Федерального закона N 63-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 21 Федерального закона N 63-ФЗ адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.

На основании пункта 7 статьи 21 Федерального закона N 63-ФЗ для размещения адвокатского кабинета также могут использоваться жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

В этой связи, по мнению Департамента, в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

При этом, учитывая, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Заместитель директора
Департамента
В.А. Прокаев

Обзор документа

При определении базы по НДФЛ доходы от адвокатской деятельности могут быть уменьшены на сумму профессиональных расходов.

В составе профессионального вычета могут учитываться расходы на внесение платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

Упомянутые затраты могут учитываться в составе профессионального вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Онучин Александр

Налоговый статус адвоката, осуществляющего деятельность в форме адвокатского кабинета, – это налоговый статус физического лица.

В 2021 г. это положение было закреплено формально, и в платежных документах адвокаты обязаны указывать статус плательщика не как прежде «11» – адвокат, а «13» – физическое лицо.

Особенность налогового статуса адвоката-«кабинетчика» состоит в необходимости уплаты авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.

В силу п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 Кодекса, в том числе адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК.

В соответствии с п. 3 ст. 227 НК общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также фактически уплаченных авансовых платежей.

Согласно п. 5 ст. 227 НК адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны представить в налоговый орган по месту учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (если 30 апреля выпадает на выходной день, то не позднее следующего рабочего дня (ст. 229 НК)).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений ст. 227 НК, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 8 ст. 227 Кодекса авансовые платежи по итогам первого квартала (полугодия, девяти месяцев) уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом (полугодием, девятью месяцами) налогового периода.

На практике это выглядит следующим образом (таблица 1).

Предположим, адвокат за год получил доход и произвел расходы в следующих размерах (руб.).

Доходы и расходы адвоката за год

Расходы (профессиональные вычеты)

Ставка НДФЛ в соответствии с п. 1 ст. 224 НК составляет 13%, если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 Кодекса, за налоговый период меньше или равна 5 млн руб.

Таким образом, 1 907 807 – 1 324 281 х 0,13 = 75 858,38 руб.

В силу п. 7 ст. 227 НК адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, по итогам первого квартала (полугодия, девяти месяцев) исчисляют сумму авансовых платежей, исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Определим объем стандартных налоговых вычетов. В силу подп. 4 п. 1 ст. 218 НК стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, его супруга (супругу), а также на усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размере 1400 руб. на каждого ребенка.

Предположим, у адвоката двое детей, один из которых несовершеннолетний, а второй – студент в возрасте 20 лет, обучающийся по очной форме обучения (налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет).

Следовательно, адвокат вправе применять стандартный налоговый вычет до месяца, в котором его доход (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физлицами, являющимися налоговыми резидентами РФ), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 тыс. руб.

Рассчитаем доходы нарастающим итогом (таблица 2).

Расчет доходов за год нарастающим итогом

Расходы (профессиональные вычеты)

Доход для определения стандартного налогового вычета

Доходы за первый квартал года в сумме 466 762 руб. подлежат уменьшению на сумму профессиональных вычетов 256 585 руб. и стандартного налогового вычета за квартал: 1400 х 2 х 3 = 8400 руб.

Итого база НДФЛ составит: 466762 – 256 585 – 8400 = 201 777 руб., а авансовый платеж налога за первый квартал: 201 777 х 0,13 = 26 231 руб.

Доходы за первое полугодие (648 683 руб.) подлежат уменьшению на сумму профессиональных вычетов (584 282 руб.) и стандартного налогового вычета за полугодие: 1400 х 2 х 6 = 16 800 руб.

Итого база налога на доходы физических лиц составит: 648 683 – 584 282 – 16 800 = 47 601 руб., а сумма НДФЛ за первое полугодие: 47 601 руб. х 0,13 = 6188 руб.

Учитывая, что в первом квартале был уплачен авансовый платеж НДФЛ в сумме 26 231 руб., за первое полугодие аванс не уплачивается, так как сумма к уплате меньше уплаченного ранее аванса.

Доходы за девять месяцев года в сумме 1 151 984 руб. подлежат уменьшению на сумму профессиональных вычетов (1 009 966 руб.) и стандартного налогового вычета за девять месяцев 1400 х 2 х 9 = 25 200 руб.

Итого база НДФЛ составит 1 151 984 – 1 009 966 – 25 200 = 116 818 руб., а сумма НДФЛ за девять месяцев: 116 818 х 0,13 = 15 186 руб.

Принимая во внимание, что в первом квартале был уплачен авансовый платеж НДФЛ в сумме 26 231 руб., авансовый платеж за девять месяцев не уплачивается, так как сумма к уплате меньше уплаченного ранее аванса.

Доходы за год в сумме 1 907 807 руб. подлежат уменьшению на сумму профессиональных вычетов 1 324 281 руб. и стандартного налогового вычета за год 1400 х 2 х 10 = 28 000 руб. (с ноября вычет не применяется, так как сумма дохода превысила 350 тыс. руб.).

Таким образом, база НДФЛ составит 1 907 807 – 1 324 281 – 28 000 = 555 526 руб., а сумма налога: 555 526 х 0,13 = 72 218 руб.

С учетом того что в первом квартале был уплачен авансовый платеж НДФЛ в сумме 26 231 руб., за год доплате подлежит 45 987 руб.

Думаю, любой адвокат в состоянии рассчитать авансовый платеж с помощью книги учета доходов и расходов, калькулятора и НК РФ.

Вспомнился случай из практики. Я поручил стажеру рассчитать госпошлину по нескольким однотипным искам, а после того, как работа была выполнена, удивился большим суммам.

Оказалось, стажер норму «от 200 001 руб. до 1 000 000 руб. – 7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб.» истолковал таким образом: 7000 руб. + 2% от суммы иска.

На вопрос: «Как же так?» стажер ответил, что математику в средней школе преподавали плохо, долго не было учителя, а при изучении налогового права в вузе студенты госпошлину не рассчитывали (о том, что рассчитать ее можно на сайте арбитражных судов, стажер не подумал).

Кто не желает исчислять авансовый платеж «вручную», может воспользоваться программой подготовки декларации по форме 3-НДФЛ за 2021 г. – достаточно внести данные о доходах и расходах, а также числе детей (для применения стандартного налогового вычета); остальное программа сделает сама. Также можно использовать специальные программы учета домашних финансов.

В силу п. 8 ст. 227 НК авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего, соответственно, за первым кварталом (полугодием, девятью месяцами) налогового периода.

Согласно п. 1 ст. 430 НК плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса (адвокаты), уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом в следующем порядке:

  • если величина дохода за расчетный период не превышает 300 тыс. руб., – в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетный период 2021 г.; 34 445 руб. за расчетный период 2022 г.; 36 723 руб. за расчетный период 2023 г. (в ред. Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», далее – Закон № 322-ФЗ);
  • если величина дохода за расчетный период превышает 300 тыс. руб. – в фиксированном размере страховых взносов, установленном абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период (в ред. Закона № 322-ФЗ).

При этом размер взносов на ОПС за расчетный период не может превышать восьмикратный фиксированный размер, установленный абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК.

Взносы на ОМС уплачиваются только в фиксированном размере – 8426 руб. за расчетный период 2021 г., 8766 руб. за расчетный период 2022 г., 9119 руб. за расчетный период 2023 г. (в ред. Закона № 322-ФЗ; п. 1 в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, далее – Закон № 335-ФЗ).

С учетом нового порядка оплаты авансовых платежей страховые взносы целесообразно уплачивать ежемесячно.

В силу п. 1 ст. 432 НК сумму страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, адвокаты исчисляют самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 432 НК суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование.

В приведенном примере сумма дохода, полученного адвокатом в условном году, составила 555 526 руб.

Расчет: 555 526 – 300 000 = 255 526 руб. Затем 255 526 х 0,01 = 2555,26 руб.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 432 НК суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей Кодекса (речь идет о прекращении статуса адвоката до окончания года). Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб. за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (в ред. Закона № 335-ФЗ).

КС второй раз отказался разъяснять постановление о пенсионных взносах адвокатов – военных пенсионеров на ОПС

Суд посчитал, что по существу заявительница предлагает дать оценку конституционности поправок в Закон об обязательном пенсионном страховании, содержание которого, по ее мнению, не свидетельствует об исполнении федеральным законодателем постановления КС

ФНС России в Письме от 2 февраля 2021 г. № БС-4-11/1183@ (в ред. от 19 октября 2021 г.) «О заявлении о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» разъяснила, что для отнесения физлица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом о военных пенсиях и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате взносов на ОПС ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с соответствующим заявлением по рекомендуемой форме (КНД 1150118), представив также копию пенсионного удостоверения. Если в пенсионном удостоверении не указано, что пенсия за выслугу лет или по инвалидности назначена в соответствии с Законом о военных пенсиях, дополнительно представляется справка из федерального ведомства, осуществляющего пенсионное обеспечение, о подтверждении факта получения военной пенсии.

Кроме того, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом о военных пенсиях обязанность платить взносы на ОПС прекращается с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”», т.е. с 10 января 2021 г. (в ред. Письма ФНС от 19 октября 2021 г. № БС-4-11/14781).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: