Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия что это

Обновлено: 28.03.2024

Суд в России - орган государственной власти осуществляющий правосудие, посредством рассмотрения дел различных категорий, основной орган по защите прав и свобод гражданина в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. И то, что каждый гражданин не может быть лишен права на судебную защиту рассмотрение его дела судом, и тем судьей к подсудности которого разрешение такого дела отнесено законом.

Законами России регулируется различные формы судопроизводства, в зависимости от обстоятельств разрешение которых требует обращение к суду.

Суд – государственный орган который разрешает споры, толкует и применяет закон, назначает наказание и освобождает от него, устанавливает факты, таким образом, судебными актами разрешается судьба людей.

Нужно отметить, что право на судебную защиту не подлежит ограничению, более того государство должно обеспечить доступ к правосудию, учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Суд особая форма организации государственной власти, к которой обращаются за защитой и реализацией прав, тогда, когда иным путем реализовать право предоставленное гражданину страны не представляется возможны в силу различных обстоятельств.

В виду особой роли отводимой Российскому суду, государство предоставляет гарантии независимости самостоятельности неприкосновенности лицам, осуществляющим правосудие в России. Финансирование судебной системы осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

Кроме, федеральных, конституционных законов, регулирующих статус судьи и организацию судебной власти, существует кодекс судейской этики, который распространяется на каждого судью, в том числе на тех, кто в отставке. В нем содержаться высокие требования, направленные на обеспечение статуса судьи:

Следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить совей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб и репутации судьи.

Судья не должен совершать каких-либо действий, либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Существуют и ограничения.

Так судья не должен участвовать в политической деятельности. Не должен состоять, возглавлять или иметь должность в политической организации, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность, участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Как мы знаем, формулировки, записываемые в конституции и других законах, могут искажаться, применятся по своему усмотрению и желанию, от того посмотрим, как же обстоит дело фактически.

Почти каждый юрист осуществляющий защиту прав в граждан на профессиональной основе прибегал к судебной защите прав своего доверителя, сталкивался с механизмом рассмотрения дел судебными органами, с порядком и условиями работы при которых осуществляется правосудие.

В зависимости о категории дел, правосудие и условия в которых оно производится сильно отличается. От организации бытовых условий посещения и пребывания в суде до процессуального оформления и исполнения решений суда.

В настоящее время правосудие в России, носит ограниченных характер в связи с принятыми самим судом решениями. Если коротко, то обоснование такого решения это опасность для жизни и здоровья граждан в связи с эпидемией.

Российский суд утратил гласность – один из основных принципов правосудия. Но, погружение в неэффективность и усложнение механизмов судебной защиты прав граждан происходило постепенно.

Ограничение на доступ к правосудию осуществлялось и ранее, но не для каждого заметными и ощутимыми. Меры были экономические, бюрократические и т.д.

2014 год - повышение государственных пошлин необходимых для обращения к суду, Федеральным Законом от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ, повысилась стоимость правосудия.

2015 год, - федеральным законом № 21 от 8 марта 2015 года, принят Кодекс административного судопроизводства РФ, который главным образом направлен на регулирование судопроизводства между гражданами и государственными органами. В нем, впервые установлены дополнительные требования к лицам, которые могут быть представителями граждан – наличие высшего юридического образования, и аналогичные требования к истцам, по делам об оспаривании законов. Уполномоченный по правам человека в РФ, попытался оспорить конституционность нововведений, но Конституционный суд указал, что все соответствует Конституции РФ (определение № 1882-О от 27 сентября 2016г). По мнению заместителя председателя Верховного Суда РФ, КАС значительно «усилил защиту прав личности».

2018 год, - возложение самостоятельной обязанности по направлению копии документов по делу на гражданина и за его счет (при обращении в суд, или подачи жалоб), введение требований для представителей по гражданским делам, кроме мировых и районных судов установлена федеральным законом № 451 от 28.11.2018 года.

Уже не говорю, о территориальной организации кассационных судов общей юрисдикции.

2020 год, - постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиумом Совета судей в Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808, впервые принято беспрецедентное решение, которое не согласуется с конституцией и нарушает десятки законов России.

Решение, которым судьи ограничили работу судебной системы, основывается на положениях п. 8 ч. 1 ст. 7 ФКЗ-3 "О Верховном Суде Российской Федерации", ст. 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, при этом ни в Федеральном Конституционном суде, ни в Федеральном законе об органах судейского сообщества в Российской Федерации, нет прямого полномочия ограничивать работу суда, конкретного судьи или судебной системы, поскольку каждый судья обладает неприкосновенностью, несменяемостью, независимостью.

ФКЗ-7, предусматривает возможность осуществления иных полномочий, отнесенные к ведению совета судей федеральными законами.

Положения ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года, в указанных документах речь идет об организациях, которые не применимы к суду, поскольку суд, это не организация, а суд – орган правосудия, государственный орган. Высший орган, самостоятельный и независимый.

Стало быть, судьи суда, возложили на себя полномочия по остановлению работы судебной системы, содержание текста самого постановления напоминает приказ к подчиненным.

Аналогичное постановление, но уже с рекомендациями по ведению определенной формы правосудия, возможной самостоятельности суда, а значит конкретного судьи, принято 8 апреля 2020 года, в которое добавлен указ президента от 2 апреля 2020 года № 239. Судебная власть потеряла свою независимость от исполнительной власти ст. 10 и 120 Конституции России. Постановление от 29 апреля 2020 года № 822, также содержит ограничения судопроизводства России.

21 апреля 2020 года, а затем 30 апреля 2021 года, Верховный суд обдумав ситуацию дает указания в форме рекомендаций, для формирования практики по несвоевременному осуществлению правосудия в новом формате, а не дает разъяснения вопросов, вытекающих из практики применения.

Как мы видим, 13 октября 2020 года, судебная система ограничивает свою работу уже посредством, письма из судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, с рекомендациями и мерами по соблюдению некоторых правил, уже сформированных.

Все это время суд в вялотекущем режиме с нарушением разумных сроков судопроизводства осуществлял рассмотрение некоторых дел с существенным нарушением разумных сроков судопроизводства.

И вот уже в октябре 2021 года, Верховный суд ограничился письмом, которым сослался на ранее утвержденный обзор, с рекомендациями для судебной системы приспособившейся к ограниченному правосудию.

Подобные решения умаляют авторитет судебной власти, ограничивают и парализуют эффективность судебной системы.

Отдельные проблемы произвольного применения закона при проходе в здание суда, выдачи процессуальных документов, ожидание судебных заседание в коридорах здания свидетельствуют об отсутствии профессиональной организации судебной системы, умышленно или по неосторожности, но это создает серьезные сложности в механизме реализации права граждан на доступ к правосудию.

Отсутствие надлежащих, равных, бытовых условий, элементарных гардеробов и туалетов в зданиях некоторых храмах правосудия, порочит саму систему правосудия. Хамское и неуважительное отношение ее работников, а в некоторых случаях и самих представителей фемиды умаляет ее авторитет, унижает достоинство граждан в период пребывания в суде.

Все эти обстоятельства во многом происходят с молчаливого согласия граждан, профессиональных юристов и адвокатов, соглашающихся терпеливо ожидать судебного заседания в коридорах суда, становясь заложниками ситуации, свидетелями грубого ограничения права на правосудие.

Внутренняя система организации судебной системы, каждого судебного учреждения требует реформирования и надлежащей организации ее работы, повышение уровня заработной платы работникам суда, которые находятся в зависимом положении от возлагаемых на них обязанностей, вынуждены осуществлять переработку в условиях двойной нагрузки и постоянной нехватки сотрудников, как результат психологической напряженности вымещаемой на посетителях суда.

Сформировать собственное представление о Российском суде вы можете, посетив судебное учреждение вашего города. О чем рассказать в комментариях.


В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент избирается законодательным собранием.
2) Правительство формируется партией, победившей на выборах в законодательное собрание.
3) Полномочия президента ограничены законом.
4) Правительство ответственно перед законодательным собранием.
5) Главой государства является президент.
6) Законодательное собрание разрабатывает и принимает законы.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Республика — форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти являются выборными и сменяемыми
Также нужно знать признаки парламентской республики:
— президент избирается парламентом, его полномочия номинальны (представительские полномочия),
— правительство формируется парламентом и несет ответственность перед парламентом
— президент имеет право роспуска парламента
1) верно, это признак парламентской республики.
2) верно.
3) нет, это признак республики в целом.
4) верно
5) неверно, полномочия президента в парламентской республике номинальны.
6) неверно, это может быть характерно для любой формы власти.


Глава государства Z является верховным главнокомандующим вооружёнными силами государства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что государство Z — монархия? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Глава государства получает власть по наследству.
2) Глава государства пользуется своей властью пожизненно.
3) При вступлении в должность глава государства приносит присягу.
4) Государство состоит из нескольких административных единиц.
5) Наиболее знатные люди входят в число советников главы государства.
6) Законы принимает избранный населением парламент.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Также нужно знать определение монархии:
Монархия — форма правления, при которой государственная власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, присягу приносит президент при вступлении на должность; при монархической форме правления происходит церемония коронации монарха.
4) неверно, это говорит о том, что государство Z по форме государственно-территориального устройства— федерация, нам же нужно указать признаки монархии.
5) неверно.
6) неверно.


Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью. Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента. В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монархия
2) республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) тоталитарное государство
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) неверно, в задании читаем: “Регулярно проходят всеобщие равные прямые, на основе тайного голосования выборы главы государства и парламента” — это признак республиканской формы правления.
2) верно.
3) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью” — это признак федерации.
4) верно, в задании читаем: “В стране представлен широкий спектр политических идеологий, права и свободы граждан гарантированы законом” — это признак демократии.
5) неверно, мы уже установили, что государство Z — демократическое государство.
6) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя несколько субъектов, обладающих определённой самостоятельностью”, значит, государство Z — федерация.


Глава государства Z получает власть по наследству. Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) демократическое
2) республиканское
3) тоталитарное
4) монархическое
5) унитарное
6) федеративное


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “В стране существует многопартийная система, оппозиция действует на легальных основаниях” — это признак демократии.
2) неверно, в задании читаем: “Глава государства Z получает власть по наследству”, значит это монархия, а не республика.
3) неверно, мы уже установили, что государство Z демократическое.
4) верно
5) верно, в задании читаем: “Государство Z включает несколько территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью” — это признак унитарного государства.
6) неверно, мы уже установили, что Z — унитарное государство.


Z — федеративная демократическая республика. Найдите в приведённом ниже списке характеристики типа политического (государственного) режима Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) все граждане обладают всей полнотой прав и свобод
2) развиты институты гражданского общества
3) проходят выборы главы государства
4) государство Z включает в себя 20 областей
5) области обладают определённой политической самостоятельностью
6) реализуется принцип разделения властей


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — демократия, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки демократии.
Признаки демократии:
— большой объем прав и свобод, закон защищает человека, его права и свободы (правовое государство)
— разделение властей
— политический плюрализм и многопартийность
— наличие политической оппозиции
— свобода СМИ, гласность
— многообразие форм собственности, смешанная или рыночная экономика
— принцип “разрешено все, что не запрещено законом”.
1) верно, это признак демократии.
2) верно.
3) неверно, выборы могут проходить и при недемократическом режиме, но они не будут обладать рядом признаков демократических выборов: не будут, например, равными, прямыми, состязательными или тайными.
4) верно.
5) неверно, это характеризует государство Z по форме государственно-территориального устройства.
6) верно.


В государстве Z регулярно проходят выборы в законодательное собрание. Какие факты позволят сделать вывод о том, что в государстве Z установился недемократический политический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Законодательное собрание принимает законы.
2) Конституция закрепляет руководящую роль одной партии.
3) Осуществляется прямое регулирование государством всех сфер общественной жизни.
4) Главой государства является президент.
5) Президент избирается законодательным собранием.
6) Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия.

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). Из текста задания мы понимаем, что государство Z по политическому режиму — тоталитарное или авторитарное государство, значит, из вариантов ответа нужно выбрать признаки недемократического режима.
Недемократические режимы :
Авторитаризм (авторитарный режим)
— власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц
— контроль государства над политической сферой
— опора на силу (армию)
Тоталитаризм (тоталитарный режим)
— полный (тотальный) контроль всех сфер жизни общества государством
— плановая экономика
— единая, общеобязательная идеология
— господство одной партии
— запрет оппозиции
— цензура в СМИ
— террор, полицейское государство
1) неверно, это может быть характеристикой любого режима.
2) верно, для недемократических режимов характерно господство одной партии и отсутствие оппозиции.
3) верно.
4) неверно, по этой характеристике мы не можем судить о режиме в государстве Z.
5) неверно.
6) верно, судебная система при недемократическом режиме подконтрольна государству.


В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) федеративное государство
2) демократическое государство
3) абсолютная монархия
4) конституционная монархия
5) президентская республика
6) унитарное государство


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Формы государства”.
Формы государства:
Форма правления (монархия и республика)
Форма государственно-территориального устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация)
Политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Дальше Вам нужно посмотреть на конкретные признаки различных форм государства, приведенные в данном задании:
1) верно, в задании читаем: “Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций”, это говорит о том, что государство Z — федерация.
2) верно, в задании читаем: “Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества”.
3) неверно, в задании читаем: “всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть”, это значит, что государство Z — президентская республика.
4) неверно.
5) верно.
6) неверно, мы уже установили, что государство Z — федерация.

Сразу же - а разве это не желание любого государства? Вне социального строя и местоположения?

А по Бжезинскому, совсем громоздко и рукопожатно, хотя и наиболее полно.
Попробуем разобраться и сравнить

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

Очевидно подразумевалась идеология коммунизма. Но давайте посмотрим шире, если это о любой идеологии? Например идеологии Капитализма.
Т.е. Всеобъемлющая идеология капитализма, к примеру, в Испании политическая система общества построена на идеологии капитализма.
Разве не так?
Кстати, капиталисты всячески стараются показать своё многообразие: тори-виги, либералы-демократы и громко-громко кричат, что они другие и разнообразные. И что?
У коммунистов например тоже есть, троцкисты-сталинисты, маоисты-марксисты. Они правда об этом не кричат, может потому, что молодые ещё?
Но на именно на этом и играют их враги - капиталисты.
Идём дальше.

Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Партия капиталистов сливается с государственным аппаратом и тайной полицией? Несомненно!
Особенно в США с его рынком акций, хочешь быть капиталистом? Нет ничего проще - купи акции и на тебя будут работать другие.
Бывают ли диктаторы в капиталистических партиях? Конечно бывают!
А уж для того чтобы иметь диктаторские полномочия не обязательно быть диктатором,- вспомните всяких Бушей и других Черчилей.


Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

Это то, что мы видим не то что в других странах, но и вокруг нас.
Роль госаппарата в капитализме очень высока

Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

Какой плюрализм в Американских ABC, CNN, NBC, FOXNEWS и прочих компаний мы все видели сами , во время Южно-Осетинских событий и других более ранних или более поздних происшествиях. Примеров масса и каждый может вспомнить что то своё
Отсюда, пока надо рассказывать про рыбалку и какую кофточку носить - они разные.
Как только надо рассказать что-то нужное капиталистам - они удивительно единообразные.

Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

А вот тут даже не уголовное преследование, а для того чтобы заткнуть независимый голос - капиталисты не останавливаются и перед убийством.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

Свежий пример - о победе США над Фашисткой Германией, это ли не манипуляция сознанием. (В отличии кстати от СССР, где старались говорить правду, или замалчивать её, но никак не промывать мозги откровенной ложью) Идём дальше:


Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

Лично мне в голову сразу приходит создание из эмигрантов - Американцев, и построение нового Американского общества из Американцев.

Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

Это легко могут рассказать оставшиеся в живых индейцы, жители Мадагаскара или другие вкусившие плоды демократизации от капитализма.
Кстати, слово репрессии прямо намекают на СССР, поскольку только в СССР уголовное преследование преступников называлось - репрессии.
Вот так, вроде ничего про СССР не сказали, но намёк откровенный.

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Надеюсь никто не забыл "Патриотический акт"? И как он относится к правам и свободам? Напомню и такую гадость, как Маккартизм, который очень "развивал" права и свободы, но только нужные права и нужные свободы, и у правильных людей, а вот у неправильных. "Проблемы индейцев Шерифа не интересуют"

Централизованное планирование экономики.

Несмотря на все анекдоты про СССР, до введения жестких стандартов по длине огурцов в СССР никто не догадался.
Я уже не говорю о квотах, чем они отличаются от плана, ну конечно кроме названия?

Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

Вспомним Колина Пауэла размахивающего пробиркой в ООН,
дали команду - побежал
Сказали махать - машет
Разве это не всеобъемлющий контроль? Другие примеры вы и сами легко подберёте из жизни капиталистического мира и его взаимоотношений с армией.

Приверженность экспансионизму.

Доллар, как мировая валюта, общий рынок, ВТО и прочие военные базы по всему миру, разумеется признак самоизоляции США от всего мира.
Не будем опровергать этих утверждений либералов, кто дурак тот сам знает.

Административный контроль над отправлением правосудия.

"Правосудие" у капиталистов будет правосудием до тех пор, пока это правосудие, не затронет их кошелька. Если же это произойдёт, мгновенно Бут с Ярошенко сядут на 25 лет, не взирая на то где они находились до этого

Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью

Все события последних лет - ЮЮ, внедрение толерантности, педерастии и других рукопожатных вещей, а так же явное следование цели стирания границ допустимого, уничтожения семьи, атомизирования личности под полным контролем государства, что это, как не вышеописанное?

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Есть такая государственная функция – отправление правосудия. Её публичный характер не вызывает сомнений, поскольку судопроизводство осуществляется целой самостоятельной ветвью власти. Она содержит различные подфункции. Одной из них является подфункция защиты.

Какова её природа? Относится ли она также к категории публичных? Однозначно – нет.

Защита – подфункция частно-публичная, то есть смешанная. Почему?

Частная, поскольку в соответствии с законом человек самостоятельно выбирает средства и способы защиты. Он же и решает, нужно ли ему защищаться в принципе.

Публичность её определяется тем, что государство обязано обеспечить человека квалифицированной защитой и, следовательно, прибегнуть к соответствующему законодательному регулированию.

Возникает закономерный вопрос: как определить разумные пределы государственного регулирования защиты?

Ответ на него не так сложен. Достаточно помнить содержание статьи 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

С этой позиции рассмотрим некоторые действующие положения закона, касающиеся защиты.

Статья 52 УПК РФ: «2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда».

Позвольте, а с какой радости? Эти трое лучше меня знают, как сделать мне «хорошо»? Было дело, пострадал человек от незаконного приговора. Сначала власть исполнительная (следователь) необоснованно обвинила его в преступлении и поставила вопрос об аресте. Власть судебная отправила его в СИЗО, несмотря на отсутствие доказательств (она же не предрешает вопрос о виновности, следовательно, нет надобности не только оценивать доказательства оной, но и вообще принимать их во внимание). В итоге та же власть, но в ином составе отправила бедолагу на энное количество лет в места не столь отдалённые. И защитники, ведь, были назначены, и говорили чего-то… Правда, чаще кивали. Может, так надо было? Устоял приговор. Сказали, всё правильно и права не нарушены, что, в частности, подтверждается и фактом предоставления защитников.

Парадокс: человек отсидел «за просто так», а виноватых нет. Действительно, следователь его не арестовывал и не может нести за это ответственность, а суд арестовал, не обращая внимания на обоснованность обвинения, исходя исключительно из его тяжести. Написать в подобной ситуации оправдательный приговор, подозреваю, крайне проблематично.

Кто сказал, что человек обязан доверять следователю и судье? Они, конечно, хоть, и «разных ветвей власти будут», но не плохо спелись, похоже, одним миром мазаны. Почему вопреки моей воле они навязывают мне защитника? Уж, не дружат ли они там семьями?

Иметь защитника или нет в процессе, защищаться ли с его помощью, самостоятельно или вообще не защищаться, решает исключительно обвиняемый и никто больше. Навязывание защитника, привлечение его к участию в процессе вопреки воле обвиняемого есть ни что иное, как нарушение конституционного права последнего на защиту.

Статья 49 УПК РФ: «2. В качестве защитников участвуют адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката».

Таким образом закон ограничивает право человека на выбор защитника определённым кругом лиц. Безусловным правом защищать в уголовном процессе наделены исключительно адвокаты.

Понимаю. Так власти удобнее. Ограничительные рамки часто способствуют оптимизации администрирования тех или иных процессов. Но вспомним содержание статьи 2 Конституции РФ. У нас люди для власти или власть для людей? Судя по расстановке приоритетов, первое утверждение в большей мере соответствует действительности. Часто слышу: «люди не понимают, поэтому решать должны не они», «лечиться нужно у врача, а не у кого попало» и т. д. Вы людей за недоумков держите что ли? Так скажу: Не ваше собачье дело, где я буду лечиться, что буду есть, какие читать газеты и смотреть передачи по телевизору, у кого буду стричься и к кому обращусь за защитой. Выбор защитника – мой осознанный выбор. Он не нарушает прав и законных интересов других лиц. Если в силу каких-либо обстоятельств, человек не в состоянии определиться с защитником самостоятельно, он всегда может прибегнуть к помощи адвоката.

Правовая регламентация защиты возможна исключительно в условиях соблюдения прав и законных интересов граждан при недопустимости их подмены другими приоритетами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: