Осуществляет федеральный государственный надзор за проведением лотерей

Обновлено: 27.03.2024

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 г. N 913 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5125; 2014, N 22, ст. 2881).

2. Реализация настоящего постановления осуществляется Федеральной налоговой службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Федеральной налоговой службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанной Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

от 17 февраля 2020 г. N 165

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

НАДЗОРЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ЛОТЕРЕЙ

1. Дополнить пунктом 4(1) следующего содержания:

"4(1). При осуществлении федерального государственного надзора за проведением лотерей контрольная закупка проводится в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".".

2. Абзац второй пункта 6 дополнить словами "или акта о проведении контрольной закупки".

3. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Права и обязанности должностных лиц Федеральной налоговой службы, уполномоченных осуществлять федеральный государственный надзор за проведением лотерей при проведении проверки и иного мероприятия по контролю, определяются в соответствии с положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и с учетом особенностей организации и проведения проверок и иных мероприятий по контролю, установленных Федеральным законом "О лотереях".".

А.А. Куликов, управляющий партнер ООО «Агентство Налоговых Поверенных», и Е.В. Куликова, налоговый консультант, продолжают рассказывать о прочих контрольных мероприятиях, проводимых налоговыми органами. В данной статье речь пойдет о государственном надзоре, осуществляемом налоговыми органами в области проведения лотерей.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Государственный надзор за проведением лотерей. Основные параметры мероприятия

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

** Постановление Правительства РФ от 11.09.2012 № 913 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей» (далее - Постановление № 913).

*** Приказ Минфина России от 23.12.2015 № 206н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за проведением лотерей» (далее – Приказ № 206н). Действует с 12.07.2016.

**** Распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р утвержден перечень документов и (или) информации, которые органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок не вправе запрашивать у проверяемого лица, а должны получать в результате межведомственного взаимодействия. Данный порядок действует с 01.07.2016.

Должностные лица налогового органа в ходе проведения государственного надзора имеют право:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
  • выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • привлекать экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемой оператором лотереи деятельности в процессе проведения лотереи обязательным требованиям;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

4. Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – 50 часов в год, в отношении микропредприятий – 15 часов в год.

5. По результатам проведения проверки налоговые органы выносят предписания об устранении оператором лотерей нарушений, составляют протоколы об административных правонарушениях и направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении одного года со дня заключения юридическим лицом контракта на проведение лотереи либо окончания проведения последней плановой проверки.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1. По истечении срока исполнения юридическим лицом выданного налоговым органом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

2. При поступлении в налоговый орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований. Внеплановая выездная проверка по данному основанию может быть проведена налоговым органом незамедлительно с извещением в течение 24 часов органа прокуратуры без предварительного уведомления проверяемого лица.

3. При наличии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного налоговым органом предписания.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основание проведения которой указаны выше в пункте 2, юридическое лицо уведомляется налоговым органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Документарная проверка

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

1. Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения налогового органа.

3. Проверяемое лицо должно представить запрашиваемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы могут быть представлены в виде копий, заверенных организацией, либо в форме электронных документов.

4. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у налогового органа документах и (или) полученных в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

5. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налоговый орган установит признаки нарушения обязательных требований, должностными лицами налогового органа проводится выездная проверка.

6. Проверяемое лицо вправе одновременно с предоставлением пояснений представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Выездная проверка

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Срок проведения проверок

Срок проведения и документарной, и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий – 50 часов в год, в отношении микропредприятий – 15 часов в год.

1. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц налогового органа, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем территориального налогового органа, но не более чем на 20 рабочих дней (для малых предприятий – на 50 часов, для микропредприятий – на 15 часов).

2. Срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству проверяемого лица. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

3. Срок проведения проверки исчисляется от даты начала проведения проверки, указанной в Распоряжении, и до дня подписания Акта проверки руководителем организации (его представителем). В случае отказа руководителя проверяемого лица (его представителя) подписать или получить Акт проверки днем окончания проверки считается день направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле. В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

4. С 01.07.2016 в случае необходимости получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия проверяющего органа на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.

Проведение проверок

Документарная и выездная проверки проводятся на основании Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Распоряжение оформляется по типовой форме (Приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», далее – Приказ № 141).

1. Заверенные печатью копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа вручаются под роспись должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица.

2. Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в Распоряжении.

3. О проведении плановой проверки территориальный налоговый орган уведомляет проверяемое лицо не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии Распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

4. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, проводимой по заявлениям, обращениям и иной информации о фактах нарушений оператором лотереи обязательных требований, проверяемое лицо уведомляется налоговым органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого лица вправе присутствовать при проведении проверки* и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, знакомиться с информацией и документами, относящимися к предмету проверки.

* Проверка может быть проведена в отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, если она проводится во внеплановом порядке на основании поступления в ФНС России, территориальные налоговые органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений оператором лотерей обязательных требований.

6. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица налогового органа обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом.

7. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель организации при проведении проверки обязаны:

  • предоставить должностным лицам территориального налогового органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые организатором азартных игр при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому организатором азартных игр игровому оборудованию.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ – предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 000 до 4 000 рублей.

8. Организация вправе вести Журнал учета проверок (Приложение № 4 к Приказу № 141). В Журнале содержатся сведения о проведенных проверках, о наименовании органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации.

9. По окончании проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, составляется Акт проверки в 2 экземплярах. Акт оформляется по типовой форме (Приложение № 3 к Приказу № 141). Один из экземпляров Акта вручается проверяемому лицу по роспись или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (в случае отказа, уклонения проверяемого лица от получения Акта). В случае если для составления Акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, А кт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

10. При наличии у руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица возражений по Акту проверки им делается в Акте проверки соответствующая пометка.

11. В случае ведения организацией Журнала учета проверок должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, в Журнале делается соответствующая запись о проведенной проверке. При отсутствии Журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись об отсутствии у проверяемого лица Журнала.

12. Проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в Акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении Акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

13. По результатам проведения проверки налоговые органы:

  • выносят предписания об устранении оператором лотерей выявленного нарушения обязательных требований с указанием сроков их устранения. По истечении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения налоговый орган назначает внеплановую проверку. В случае невыполнения в срок выданного предписания должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 КоАП РФ*.;
  • направляют обращения в адрес федерального органа исполнительной власти - организатора лотереи с предложением о расторжении контракта с оператором лотереи;
  • составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о лотереях», статьей 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», статьей 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль», статьей 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», статьей 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»;
  • направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

* Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

14. Проверяемое лицо вправе обжаловать действия должностных лиц налогового органа в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»* письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.

* Положения данного закона распространяются также на юридических лиц.

О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 15 ноября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 22 ноября 2017 года

(В редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 52-ФЗ)

1) дополнить статьей 62 следующего содержания:

"Статья 62. Ограничение переводов и приема платежей в пользуроссийских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, обязана отказать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, операции по трансграничному переводу денежных средств по поручению физического лица в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву (далее - иностранные лица), информация о которых включена в перечень российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц (далее - перечень лиц), в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.

В случае осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием платежной карты применяются положения части 2 настоящей статьи.

Платежный агент не вправе осуществлять прием платежей физических лиц в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, если информация о них включена в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.

3. Порядок ведения перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и перечня операторов лотерей и распространителей, осуществляющих деятельность по проведению лотерей в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Состав информации, включаемой в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, и порядок ее доведения до сведения кредитных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок доведения такой информации до сведения платежных агентов устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом сведения о лицах, включенных в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. Кредитные организации, платежные агенты считаются уведомленными о включении лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, по истечении пяти рабочих дней с момента доведения до них включаемой в указанный перечень информации в порядке, установленном в соответствии с абзацем вторым настоящей части.

4. Основанием для включения российского юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, является решение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за проведением лотерей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимает мотивированное решение о включении российского юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, в отношении:

1) лиц, в пользу которых по поручению физических лиц осуществляются (осуществлялись либо обеспечена возможность осуществления) переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, трансграничные переводы денежных средств в целях оплаты участия таких физических лиц в лотереях с использованием доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", сетевых адресов, включенных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение по указанному основанию принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей, информации о лице (лицах), в пользу которого осуществляются (осуществлялись либо обеспечена возможность осуществления) указанные переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, трансграничные переводы денежных средств;

2) лиц, в отношении которых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей, получены сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей без решения Правительства Российской Федерации об их проведении и об осуществлении в их пользу по поручению физических лиц переводов денежных средств, в том числе электронных денежных средств, трансграничных переводов денежных средств и (или) приема платежей физических лиц в целях оплаты участия таких физических лиц в лотереях. Решение по указанному основанию принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения таких сведений уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей.

6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за проведением лотерей, информирует лицо, включенное в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, о принятом решении в течение пяти рабочих дней со дня его принятия при наличии сведений о месте нахождения указанного лица, его почтовом адресе или адресе электронной почты.

Решение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, может быть обжаловано в судебном порядке.

Форма и порядок направления такого заявления устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей.

8. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за проведением лотерей, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного в части 7 настоящей статьи заявления, рассматривает его и принимает одно из следующих мотивированных решений:

1) об исключении лица из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации;

2) об отказе в удовлетворении указанного заявления.

9. При необходимости направления запроса в иные органы государственной власти в целях подтверждения наличия или отсутствия оснований для исключения лица из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, срок принятия решения уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за проведением лотерей, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за проведением лотерей, информирует заявителя о принятом решении в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Решение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

10. Основанием для исключения российского юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного лица из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, является:

1) решение уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, об исключении российского юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного лица из перечня лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения мотивированного заявления, направленного в соответствии с частью 7 настоящей статьи;

2) вступившее в законную силу решение суда об отмене решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за проведением лотерей, о включении российского юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного лица в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации.";

2) (Утратил силу - Федеральный закон от 07.03.2018 № 52-ФЗ)

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 7; 2009, № 30, ст. 3737; 2010, № 17, ст. 1987; 2011, № 24, ст. 3358; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 43, ст. 5781; 2013, № 30, ст. 4031; 2014, № 30, ст. 4223, 4279; 2017, № 14, ст. 2003) следующие изменения:

а) пункт 9 после слов "места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора" дополнить словами "либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора";

б) пункт 25 изложить в следующей редакции:

"25) процессинговый центр букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы;";

в) дополнить пунктом 251 следующего содержания:

"251) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, заключает пари с участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор;";

г) пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26) процессинговый центр тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора;";

д) дополнить пунктом 261 следующего содержания:

"261) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок тотализаторов, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора и в центр учета переводов интерактивных ставок тотализаторов;";

е) пункт 27 дополнить словами "или процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы";

ж) пункт 28 дополнить словами "или процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора";

2) дополнить статьей 51 следующего содержания:

"Статья 51. Ограничение переводов и приема платежей в пользуроссийских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, обязана отказать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, операции по трансграничному переводу денежных средств по поручению физического лица в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву (далее - иностранные лица), информация о которых включена в перечень российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц (далее - перечень лиц), в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации. В случае осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием платежной карты применяются положения части 3 настоящей статьи.

2. Платежный агент не вправе осуществлять прием платежей физических лиц в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, если информация о них включена в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

2) выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;

3) призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;

4) розыгрыш призового фонда тиражной лотереи - процедура, которая проводится оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе определения случайным образом выигрышей, подлежащих выплате, передаче или предоставлению выигравшим участникам лотереи в соответствии с условиями проведения лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

5) лотерейный билет - документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

51) лотерейная квитанция - документ, выдаваемый лотерейным терминалом, удостоверяющий право на участие в тиражной лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

6) организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

7) организация лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя определение оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи; (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

8) проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

10) распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

11) участник лотереи - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

12) выручка от проведения лотереи - денежные средства, полученные от реализации лотерейных билетов, приема лотерейных ставок конкретной лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

13) целевые отчисления от лотереи - часть выручки от проведения лотереи, направляемая на определенные статьей 11 настоящего Федерального закона цели; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

14) лотерейное оборудование - устройство (генератор случайных чисел, механическое, электрическое, электронное или иное техническое устройство), используемое для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) тиражной лотереи; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

16) годовой отчет о проведении лотереи - сведения, которые оператор лотереи ежегодно обязан опубликовывать в средствах массовой информации и (или) размещать в сети "Интернет". Состав сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации; (Пункт введен - Федеральный закон от 27.07.2010 № 214-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

17) лотерейная комбинация - предусмотренная условиями лотереи совокупность надписей, рисунков, символов или чисел, нанесенных (внесенных) на лотерейный билет, лотерейную квитанцию и электронный лотерейный билет; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

18) лотерейный терминал - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для передачи данных о выбранной участником лотереи лотерейной ставке (лотерейных ставках) в центр обработки лотерейной информации, выдачи лотерейных квитанций и используемый при проведении тиражных лотерей; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

19) лотерейная программа - программа для электронных вычислительных машин, разработанная и используемая для сбора данных о распространенных лотерейных билетах и принятых лотерейных ставках, их учета и регистрации или управления лотерейным оборудованием при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи. Лотерейные программы, используемые при проведении лотереи, не должны содержать скрытые возможности, которые не описаны или не соответствуют возможностям, описанным в технической документации программного обеспечения и при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, доступности или целостности обрабатываемой информации; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

20) центр обработки лотерейной информации - комплекс программно-аппаратных средств, подключенный к сети "Интернет" и иным сетям связи для получения и передачи информации от лотерейных терминалов (к лотерейным терминалам) и позволяющий регистрировать лотерейные ставки, электронные лотерейные билеты, а также сохранять и обрабатывать информацию о них. Центр обработки лотерейной информации должен обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и подобных действий, а также от несанкционированного доступа по сети "Интернет"; (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

21) тираж - количество реализованных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, участвующих в розыгрыше призового фонда (части призового фонда) лотереи в соответствии с условиями лотереи. (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

Статья 3. Виды лотереи

1. Виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения и территории ее проведения. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

2. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную и бестиражную.

Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.

Для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты на стадии их изготовления. При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии. (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

(Часть в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

4. Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную и всероссийскую государственную.

Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.

Всероссийская государственная лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации.

(Часть в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

7. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

8. (Часть введена - Федеральный закон от 27.07.2010 № 214-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей

1. Осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя:

1) принятие Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

11) принятие Правительством Российской Федерации решений об определении оператора лотерей; (Пункт введен - Федеральный закон от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

21) (Пункт введен - Федеральный закон от 27.07.2010 № 214-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

3) издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;

31) (Пункт введен - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ; утратил силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

4) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за проведением лотерей; (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

5) установление форм и сроков представления отчетности о лотереях;

6) установление обязательных нормативов лотереи;

7) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

8) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

2. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и их проведения, в части пунктов 4 - 6 части 1 настоящей статьи, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 28.12.2013 № 416-ФЗ, от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

6. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 18.07.2019 № 189-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

Статья 61. Ограничения при проведении лотерей

1. В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

2. Не допускается проведение азартных игр под видом лотерей.

3. Не допускается проведение лотерей с использованием игрового оборудования, в том числе игровых автоматов.

4. Деятельность по проведению лотерей на территории Российской Федерации, включая их проведение с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи и лотерейных терминалов, запрещена, за исключением лотерей, указанных в части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона. Для целей настоящей части местом осуществления деятельности по проведению лотерей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи признается территория Российской Федерации в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) место жительства участника лотереи расположено на территории Российской Федерации;

2) место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый участником лотереи для оплаты лотерейных ставок и осуществления иных платежей в пользу оператора лотереи или распространителя, либо оператора электронных денежных средств, через которого участником лотереи осуществляется оплата лотерейных ставок и иных платежей в пользу оператора лотерей или распространителя, расположено на территории Российской Федерации;

4) международный код страны абонентского номера, используемого участником лотереи для оплаты лотерейных ставок и осуществления иных платежей в пользу оператора лотереи или распространителя, присвоен Российской Федерации.

(Часть в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ)

5. Не допускаются распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также выплата, передача или предоставление выигрышей указанным лицам. (Часть введена - Федеральный закон от 07.03.2018 № 52-ФЗ)

6. Не допускается распространение (реализация) лотерейных билетов бестиражных лотерей с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи и лотерейных терминалов. (Часть введена - Федеральный закон от 18.07.2019 № 189-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ)

(Статья введена - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ; в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ)

Статья 62. Ограничения переводов денежных средств и приема платежей физических лиц при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ)

1. Кредитная организация, обслуживающая плательщика, обязана отказать в проведении операции по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица прямо либо через иностранных поставщиков платежных услуг в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву (далее - иностранные лица), информация о которых включена в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица при проведении лотерей (далее - перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств). (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ)

В случае осуществления трансграничного перевода денежных средств с использованием платежной карты применяются положения части 2 настоящей статьи.

Платежный агент, оператор связи, оператор почтовой связи не вправе осуществлять прием платежей физических лиц в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, информация о которых включена в перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 355-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: