Осуществление на территории государства норм международного права называется

Обновлено: 19.04.2024

Имплементация международных норм - это деятельность, осуществляемая странами, связанная с всесторонним, полным, своевременным воплощением в жизнь тех предписаний, которые обозначены нормами международного законодательства.

Понятие и формы имплементации норм международного права

Если говорить о таком понятии как “имплементация” буквально, то можно представить его как “претворение” или “внедрение”. Разработка термина была осуществлена на международном уровне, что повлекло его широкое применение в различных международных резолюциях, договорах и конвенциях. В широком правопонимании “имплементация международных норм” рассматривается в качестве процесса, связанного с деятельностью субъектов по соблюдению адресованных им правовых норм. Зачастую государства должны принять дополнительные нормы права, а также меры по организации, с целью полной и всесторонней реализации международно-правовых норм.

По мнению И.И. Лукащука:

“. реализация норм международного права является ответственной и сложной задачей, в сравнении с их принятием. Ее решение допустимо только при оптимальном механизме имплементации, который содержит организационные и правовые средства, направленные на использование международного права субъектами на национальном и международном уровнях, для того, чтобы воплотить предписания, обозначенные в международно-правовых нормах.”

В подавляющем числе случаев рассматриваемый процесс имплементации предстает в качестве прерогативы суверенных стран, которые в этих целях используют свой правовой и организационный механизм.

По мнению В. Я. Суворовой:

“…понятие имплементации стоит рассматривать в качестве синонима понятия “реализации”, т.е. воплощения правовых норм в деятельности страны и иных субъектов.”

С. В. Черниченко обозначает имплементацию в качестве термина, который отражает:

“воздействие международно-правовых норм на отношения внутри государства через право, действующее внутри этого государства”.

Готовые работы на аналогичную тему

Позиция А. С. Гавердовского состоит в понимании данного термина как:

“целенаправленной правовой и организационной деятельности стран, которая осуществляется самостоятельно, в коллективе или в пределах деятельности международных организаций, для того, чтобы своевременно и в полной мере реализовывать обязательства, принятые ими в соответствии с рамками международного права”.

Нормы межударного права, как и нормы внутреннего права, должны реализовываться в определенной форме. Так существует несколько форм имплементации международных норм:

  1. Соблюдение. Такая форма относится исключительно к реализации норм-запретов, которые обязывают субъектов воздерживаться от совершения каких-либо действий, запрещенных нормами.
  2. Исполнение. В данном случае речь идет, напротив, об активной деятельности субъектов по реализации норм.
  3. Использование. Здесь не предусматривается конкретное действие или бездействие, а предоставляется выбор субъекту использовать норму или нет.
  4. Применение. Это особая форма имплементации международных норм, которая связана с организацией субъектами выполнения международных норм путем их принятия органами, а также с организацией ими же охраны и защиты прав от нарушений.

Стоит подчеркнуть, что имплементация рассматривается в качестве одной из важных форм по взаимодействию норм и принципов национального и международного законодательства, права. Внутри страны имплементация обеспечивается деятельностью органов государственной власти, а также практической правоприменительной деятельностью. При этом последняя играет особую роль, так как именно она направлена на решение задач, связанных с адаптацией международных норм в изменяющихся условиях и обеспечением выбора нормы права, подлежащей применению.

Способы имплементации международно-правовых норм

К способам имплементации международных норм можно отнести:

  • адаптацию;
  • инкорпорацию;
  • трансформацию;
  • отсылку;
  • рецепцию и др.

Инкорпорация. Она рассматривается как форма имплементации, когда международными нормами создаются определенные правоотношения, устанавливаются некие правила, в рамках которых страны распространяют обязательства в своей внутренней системе.

Трансформация. Буквальная расшифровка данного термина звучит как “превращение”, что, собственно, и описывает данную теорию как процесс, связанный с изменением нормы права в ходе имплементации ее из международной во внутригосударственную. После трансформации может измениться структура нормы права, направленность, санкция и т.п.

Отсылка. Этот способ имплементации состоит из указания на международно-правовой акт в национальном нормативно-правовом акте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно-правовые акты в правовой системе Российской Федерации подробнее в качестве источника по регулированию правовых отношений. Отсылка может быть частной, конкретной или общей.

Рецепция. Способ заключается в точном воспроизведении в актах, которые действуют внутри государства, международных правовых норм. Данный способ реализуется путем принятия в стране внутренних норм, направленных на то, чтобы международные положения были выполнены. В качестве примера рецепции можно привести ст. 357-359 Уголовного кодекса РФ (”Геноцид”, “Экоцид”, “Наемничество”). Эти статьи подлежали рецепции в российское законодательство из международно-правовых конвенций.

Имплементация норм международного права в правовую систему РФ

При интеграции и глобализации Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее на мировой арене, которая прослеживается на сегодняшний день, происходит укрепление дуализма международного и российского права путем их взаимного воздействия, а также путем регулирования правовыми предписаниями их правоотношений, что ведет к изменению внутригосударственных норм.

Как уже было обозначено ранее, в настоящее время имплементация международных норм во внутреннее право происходит с применением способов инкорпорации, трансформации, отсылки или рецепции.

Рассмотрев указанные способы, можно отметить, что системе права Российской Федерации присущ каждый из них в определенной степени.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее предусмотрены нормы, демонстрирующие инкорпорацию, путем установления приоритета международного права, признания общепризнанных международных принципов и норм, а также международных договоров частью системы российского права.

Глава 2 Конституции РФ также свидетельствует о включении напрямую положений и норм, содержащихся первоначально во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Генеральная Ассамблея ООН подробнее , в Основной Закон России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституция - Основной Закон Российской Федерации подробнее . Такой процесс похож на трансформацию, так как смотрится незавершенным.

Самым дискуссионным вопросом в теме, касающейся имплементации международных норм в систему права Российской Федерации, является использование инкорпорации. Предлагается обратиться к мнению авторитетных лиц, ученых, допускающих наличие в системе российского права международно-правовых норм:

  • Первая позиция, которая принадлежит С.А. Авакьяну, базируется на признании международно-правовых норм в качестве “возможных” источников конституционного российского права. Автор видит это целесообразным, поскольку вопрос о трансформации международных норм в конституционное право Российской Федерации по-прежнему остается открытым. Предполагается, что решив данную проблему, автоматически можно признать международные нормы источником права в России.
  • Вторая позиция, принадлежащая В.В. Ершову, состоит в представлении системы правовых форм в Российской Федерации в качестве единства международных и российских подсистем, где международные договоры, основополагающие принципы международного права, международные обычаи признаются как формы права.

Несмотря на то, что приоритет международно-правовых договоров в Российской Федерации признан на законодательном и конституционном уровне, практика и теория считает общую, частную или конкретную отсылку к нормам международного договора единственным на сегодняшний день эффективным имплементационным способом. При этом данный способ не был трансформирован или инкорпорирован в систему российского права, а в международном праве существует как самостоятельный источник. Обращение к данному способу связано с недостаточностью и противоречивостью российского законодательства, а также всей системы права внутри государства в отношении международного права.

Апатридами называют
В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, а также объявлено нейтральным _______ море
В XIX веке в развитии международного права выделяют
В XIX веке в развитии международного права выделяют _____ этапа (ответ дайте словами)
В Древних Афинах «справедливыми» были прозваны законы
В Заключительном акте Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержатся _____ основных принципов международного права
В настоящее время суверенных государств в мире существует более
В переводе с латинского слово «норма» означает
В принятии норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства, выражается ____________ функция международного права
В системе науки международного права к теории международного права относятся
В систему источников международного права входят
В установлении государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия проявляется _____ функция международного права
В целях обеспечения пограничного режима в России установлена пограничная полоса, в которой погранвойска обладают особыми правами, шириной до _______ км
Возникновение международного права было связано в первую очередь с возникновением
Восстановление или обновление ранее установленной границы – это границы
Вплоть до середины XX века с гражданскими правами объединялись такие права, как права на
Всеобщая декларация прав человека была принята
Выбор гражданства называется
Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между
Государство, живущее по международным стандартам в области прав человека, имеющее добротные законы, действенные государственные структуры и граждан с твердыми знаниями прав (и обязанностей) человека, называется
Государство, ссылаясь на нормы своего национального права, отказаться от выполнения международного договора, участником которого оно является
Группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений, называется
Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., содержит
Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г., содержит _____ принципов (ответ дайте словами)
Детальное описание линии прохождения границы в договоре и ее нанесение на карту называется ее
Договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров, называются в международном праве
Договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, в международном праве называются
Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права подразделяются на такие группы, как
Естественными границами иначе называются
Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. предоставляют защиту
Законодательная, исполнительная и судебная власть государства над населением
Западный Берлин имел особый статус до _____ г.
Защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории, для чего могут использоваться допустимые международным правом юридические и иные средства, включая национальные, - это содержание принципа
Защищать законные права и интересы государства призвана _________ функция международного права
Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны
Иностранные лица (граждане и организации данного государства) при осуществлении торговых связей м партнерами другого государства пользуются на его территории и вообще в ходе реализации взаимного сотрудничества такими же правами, преимуществами и льготами, которые были установлены последним для субъектов, принадлежащих к третьему государству, в соответствии с принципом
Иностранцы в Российской Федерации лишены такого права, как право
Институт, на основе которого существующие государства или международные организации устанавливают официальные или неофициальные, полные или неполные отношения с вновь возникающими субъектами международного права, называется международно-правовым
К военным проблемам международного права можно отнести
К вспомогательным источникам международного права относятся
К государствам, имеющим статус постоянного нейтралитета, относится
К государственно-подобным субъектам международного права в настоящее время относится
К гражданским правам относятся права
К группе принципов международного сотрудничества следует относить принципы
К группе принципов обеспечения и защиты глобальных ценностей относится принцип
К группе принципов обеспечения мира и безопасности человечества относится принцип
К комплексным отраслям международного права относятся
К культурным правам относятся
К основным (суверенным) субъектам международного права относятся
К основным источникам международного права следует относить
К основным правам народов относятся право (а) на
К предмету международного права из перечисленного не относятся
К производным (несуверенным) субъектам международного права относятся
К социальным правам относятся права на
К субъектам международного частного права относятся
К сущностным признакам международных межгосударственных организаций следует отнести такие признаки, как
К унитарным государствам в настоящее время относятся
К формально-юридическим признакам международных межгосударственных организаций следует отнести такие признаки, как
К числу наиболее старых принципов международного права относится принцип
К экономическим правам относятся права на
Кодификация международного права, осуществляемая отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями, называется
Коллизионный метод (метод преодоления коллизий) является основным методом регулирования для
Комиссия международного права ООН была создана
Комиссия международного права ООН состоит из ________ человек
Конфедерациями в прошлом были
Крупнейшим международником эпохи Нового времени был
Лига Наций была учреждена в ______ г.
Лицо, обладающее двойным гражданством, называется
Лицо, обладающее одновременно гражданством нескольких государств, называется
Международная практика, за которой не признается характера юридически обязательной нормы, но которой государства следуют в порядке взаимной вежливости, - это
Международно-правовой обычай
Международное право, действующее между всеми субъектами – государствами и международными организациями, называется _________ международным правом
Международные частноправовые отношения иногда называют
Международные частноправовые отношения охватывают такие виды отношений, как
Международный договор, который требует для своего исполнения конкретизирующего внутригосударственного нормотворчества, называется
Международный договор, нормы которого в силу их конкретности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих общественных отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их внутригосударственных норм, называется
Международными реками являются
На несудоходных реках границы проводятся по
На судоходных реках границы проводятся по
Население государства включает такие категории, как
Несудоходные реки, протекающие по территории некоторых государств, называются
Новейшей (нетрадиционной) категорией субъектов международного права являются
О приеме в гражданство Российской Федерации может ходатайствовать любое лицо, достигшее возраста ________ лет (года)
Обеспечение выполнения на территории государства норм международного права - это
Обеспечение защиты осуществления государством его внутренней функции в соответствии с международным правом, - это содержание принципа
Общеприемлемые для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений отражает ___________ функция международного права
Объект международного права – это
Объектом правопреемства государств не может быть
Определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов, - это содержание принципа
Определенный церемониал при обмене визитами глав государств – это пример международного
Организацию Объединенных Наций (ООН) создали в _____ г.
Основных формы признания существует
Основой Европейского законодательства стала концепция справедливости, разработанная в
Основы буржуазного международного права в Европе были заложены в _____ в.
Основы буржуазного международного права в Европе были заложены в _____ веке (ответ дайте арабскими цифрами)
Ответственность в международном частном праве является
Отношения, составляющие предмет международного права, являются по своей природе
Отрасль международного права, призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов и средств ведения военных действий и защиты жертв войны, – это международное _______ право
Отрасль права, регулирующая гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер, называется международным ______________ правом
Охранительная функция международного права из перечисленного проявляется в
Памятником международного права Древнего мира, достаточно подробно урегулировавшим вопросы посольского права, можно считать
Первая Конвенция о трудящихся-мигрантах была принята Международной организацией труда в ______ г.
Первой международной организацией, которой были предоставлены права, присущие субъектам международного права, стала
По срокам действия правопреемство может быть
Политика морского нейтралитета была впервые провозглашена Россией при
Права государства, присущие внешней стороне суверенитета, включают в себя
Права третьего поколения иногда называют правами
Права человека появляются у людей в (по)
Права, которые гарантируют духовное развитие человека, помогают ему стать полезным участником экономического, социального и культурного прогресса общества своей страны, называются
Права, которые обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, называются
Права, которые обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества, - это ____________ права
Правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного, - это
Право гражданина на дипломатическую защиту может возникнуть при условии, что
Право на собственность включает в себя такие категории, как
Правопреемство по объему прав и обязанностей может быть
Предоставление иностранным лицам каких-либо прав и наделение их обязанностями при соблюдении требования, что собственные граждане и организации данного государства будут обеспечены аналогичными правами в иностранном государстве, - это
Принципов приобретения гражданства при рождении существует
Принятие государством норм внутреннего права (принятие новых норм, изменение действующих либо отмена уже существующих), способствующих исполнению предписаний международного права, - это
Приобретение гражданства по рождению называется
Приоритет норм международного права над нормами внутригосударственного права установлен ст. _____________ Конституции РФ
Проксенией в Древней Греции назывался
Процесс создания юридических норм, который объективируется в виде основных и вспомогательных источников международного права, оформляющих добровольное волеизъявление субъектов этой правовой системы, называется
Развитая система норм, определяющая статус морских пространств, их дна и ресурсов, порядок пользования ими – это
Реки, разделяющие территории государств, называются
Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. в ________ г.
С внешними границами территориальных вод совпадают границы
Самый значительный из кодексов прав Средневековья – это
Система коллизионных и унифицированных материальных частноправовых норм государства, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, - это
Система прецедентов имеет решающее значение в таких странах, как
Система юридических норм и принципов, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств, обусловленную действием закономерностей международных отношений на определенном этапе развития цивилизации, - это __________ право
Систематизация международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права, приведение их в единую систему действующих международно-правовых норм, более точная их формулировка – это их
Сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер, – это международно-правовой (ое)
Совершение определенных действий с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, - это
Совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства, – это
Совокупность норм, определяющих статус космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующих деятельность государств по использованию космоса, – это право
Совокупность принципов и норм, регулирующих взаимодействие государств в области обеспечения всеобщего мира и безопасности, включая превентивную деятельность, - это право
Совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, - это _______________ международного права
Соглашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей - это
Социальные, экономические и культурные права человека окончательно встали в один ряд с правами гражданскими и политическими к концу _________ в.
Союз государств, объединенных под короной одного монарха, называется
Субъектами международного частного права являются
Субъекты международного права подразделяются на
Судоходные реки, протекающие по территории некоторых государств, - это реки
Теории примата внутригосударственного права во второй половине XIX – начале XX вв. получили распространение, главным образом, в
Теория, которая считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует, называется
Теория, согласно которой признание только констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает возникновение контактов, называется
Территория государства включает
Типичными примерами совпадения объекта регулирования международного и внутригосударственного права являются
Условия жизни международного сообщества – это _________ источники международного права
Утверждающий кардинальный способ реализации государствами своих интересов в международной области и во многом также во внутригосударственном масштабе, в отсутствие которого деятельность государства не может быть эффективной, - это принцип
Федеративными государствами в настоящее время являются
Чаще всего проводятся по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам (рекам, горам) границы
Члены Комиссии международного права ООН избираются на срок, составляющий _____ лет (года)
Штаб-квартира Ассоциации международного права находится в
Штаб-квартира Института международного права находится в

Как уже было сказано, для обозначения процесса исполнения норм международных договоров внутри страны при помощи норм национального права используются различные термины: «осуществление» («реализация»); «имплементация», «применение», «выполнение».

В общетеоретической литературе принято различать следующие формы реализации норм международного права: исполнение, соблюдение, использование и применение правовых норм. Применение при этом выделяют в более узком значении, как осуществление правовых норм органами, имеющими властные полномочия.

Что касается международно-правовой практики, то, например, из анализа Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года следует, что термины "соблюдение", "применение", "выполнение" употребляются как равнозначные. В официальных документах ООН и преимущественно в западной литературе весьма часто употребляется термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).Проблема имплементации норм международных договоров не раз затрагивалась в научных трудах исследователей, в частности, А.С.Гавердовским, уделившим данной проблеме немало внимания [1, с.15].

В международно-правовой литературе часто упоминается об имплементации норм международных договоров во внутригосударственной сфере. Термин "имплементация", хотя и означаетбуквально "осуществление", иногда некоторыми авторами из стран СНГ толкуется более широко.

А.С.Гавердовский понимает под имплементацией целенаправленную организационно-правовую деятельность государств, предпринимаемую индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций в целях своевременной, всесторонней и полной реализации принятых ими в соответствии с международным правом обязательств [1, с. 16].

Согласно данному определению имплементация есть подготовительная стадия реализации, необходимая для обеспечения своевременной, всесторонней и полной реализации норм, т.е. она, по существу, отождествляется с обеспечением реализации. В международноправовой литературе встречается также термин "национально-правовая имплементация норм международного права". Эти термины не равнозначны.

По мнению Р.А. Мюллерсона, имплементация (исполнение, осуществление) - понятие более широкое, чем национально-правовая имплементация норм международного права. Принятие норм национального права, необходимых для исполнения норм международного права, еще не означает фактического исполнения международно-правовых обязательств. Международная практика показывает, что иногда государство, издав необходимые для имплементации международного договора нормы национального права, тем не менее, не только не исполняет своих обязательств по договору, но и нарушает нормы своего национального права, принятые для имплементации такого договора [2, с.123].

Поэтому следует отметить, что имплементация норм международных договоров не заключается лишь в правотворческой деятельности государства-участника того или иного договора. Имплементация предполагает проведение широкого комплекса мероприятий организационного характера, направленного на непосредственную реализацию международно-правовых норм.

Следовательно, об имплементации международно-правовых норм можно говорить только в том случае, если государство не только издает соответствующие законодательные акты (изменяет или отменяет уже существующие) для осуществления норм международного права, но и проводит в жизнь эти акты. По сути, в данном смысле имплементация становится синонимом понятия «реализация». Поэтому национальноправовая имплементация норм международных договоров - это только этап в процессе их имплементации (осуществления), она создает лишь юридические предпосылки для их исполнения. Имплементация норм международных договоров - результат также фактических действий.

В практике государств используется два основных способа национально-правовой имплементации: первый - это издание новых, изменение или отмена существующих норм национального права с целью выполнения международных обязательств. Второй - отсылканационального права к международному, в силу которой положения норм международных договоров могут иметь прямое действие внутри страны в сфере национального права.

Международно-правовой механизм имплементации представляет собой совокупность международных средств, обеспечивающих осуществление норм международного права. Его образуют:

  • система международных конференций, организаций и органов, а также иных структур, на которые возложено осуществление международных норм. Например, в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН вправе принимать меры по обеспечению международного мира и безопасности;
  • совокупность норм международного права, содействующих осуществлению других международных соглашений. Например, Венская Конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. целиком посвящена вопросам международных договоров с момента их разработки до фактической реализации.

Роль международно-правового механизма при обеспечении действия норм международных договоров ясна. Однако «международное право может действовать гораздо эффективнее при содействии внутригосударственного права. Национально-правовая имплементация (осуществление) норм международного права является одним из существенных каналов его функционирования» [3, с.54].

Национально-правовой механизм имплементации составляет совокупность внутригосударственных средств, обеспечивающих реализацию норм международного права, а именно:

  • система органов государства, участвующих в имплементации международно-правовых норм;
  • совокупность норм национального права, обеспечивающих осуществление внутри страны международно-правовых норм.

В процессе создания норм международных договоров государства, несомненно, принимают на себя определенный объем обязательств. Такие обязательства до осуществления процесса национально-правовой имплементации сторонами соглашения носят в какой-то степени номинальный характер. Процесс национально-правовой имплементации в Республике Казахстан начинается с действия Закона «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года, который регламентирует порядок возложения обязательств на конкретный государственный орган и определения вида внутригосударственных процедур. Возьмем Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об обмене правовой информацией. Для обеспечения действия его положений на территории Республики Казахстан согласно упомянутому Закону Соглашение подлежит процедуре утверждения. В свою очередь, положения, содержащиеся в соглашениях, могут быть различными как по сфере действия, так и по политической и юридической значимости. В Законе дляразличных видов международных договоров предусмотрены различные виды внутригосударственных процедур. Казахстанское законодательство предусматривает такие виды внутригосударственных процедур, как подписание, утверждение, принятие, ратификация и присоединение. Согласно дефиниции Закона о международных договорах подписание, ратификация, утверждение, принятие и присоединение – это способы выражения Республикой Казахстан согласия на обязательность для нее международного договора.

Внутригосударственные процедуры, как правило, подразумевают под собой нормотворческую деятельность государства с тем, чтобы на уровне национального права обеспечить реализацию положений Соглашения. Подобные выводы делает Р.А. Мюллерсон, утверждая, что "если международное право налагает обязательство на государство в целом, то национальное право конкретизирует это обязательство, определяя органы государства, ответственные за выполнение норм международного права" [4, с.124]. Такое конкретизирование, в общем, исходит из регулятивной функции государства, когда оно в лице Правительства, стремясь обеспечить выполнение или соблюдение норм международного права, "распределяет" и возлагает эти обязательства на государственные органы, учитывая их компетенцию. Качество выполнения и соблюдения правил, установленных международными документами, в конечном итоге, зависит от принятых Правительством мер по применению норм международных договоров внутри государства. При исполнении норм международных договоров ответственными за соблюдение рассматриваются не конкретные государственные органы, а сами государства. Таким образом, на международном уровне лишь государства несут полную ответственность за выполнение ранее принятых на себя обязательств,поскольку государство не может сослаться на необязательность и безответственность отдельных своих органов, в случаях возникновения международно-правовой ответственности [5, с.188].Во исполнение норм международных договоров национальное право может носить в себе отсылочные нормы, благодаря которым нормы международного права действуют внутри государства непосредственно. Так, при разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан учитывается также и норма о том, что в случаях, если международными договорами Республики Казахстан установлены иные правила, чем предусмотренные в нормативном акте, то применяются нормы международных договоров. Как видно, законодатель, предусматривая такую отсылку, таким образом, провозглашает примат международного права над национальным. Однако в тех или иных конкретных случаях недостаточно включения в национальное право отсылочной нормы. Тогда и применяется способ принятия норм национального права либо приведения их в соответствие с нормами международного права посредством внесения изменений или их отмены. Как правило, это такиемеждународные договоры, из которых следует, что для их применения требуется издание закона [5, с.24].

В теории международного права осуществлены исследования проблем внутригосударственной реализации норм международного права, в том числе состояния и тенденций развития национально-правового механизма такой реализации. Можно классифицировать формы реализации по трем вариантам непосредственного применения:

  1. Самостоятельное применение норм международных договоров - без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия;
  2. Совместное применение норм международных договоров и родственных норм национального права, что связано с функционированием обозначенных выше правоприменительных комплексов;
  3. Приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их взаимном несоответствии, т.е. в коллизионных ситуациях[7, с.125].

Таким образом, наиболее распространенное определение реализации (имплементации) гласит, что это воплощение норм международных договоров в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. Процесс реализации норм международных договоров на территории Республики Казахстан осуществляется в различных формах. Выделяют три основные формы: соблюдение, исполнение, использование.

Как правило, в форме соблюдения реализуются нормы-запреты. Субъекты в силу принятых на себя международных обязательств воздерживаются от совершения действий, запрещенных международным правом. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются [8, с.443].

Исполнение предполагает активную деятельность государства по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пакта о правах человека 1966 года. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязует уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте. "[9, с.42].

Использование. В этом случае имеется ввиду осуществление Республикой Казахстан предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются государством самостоятельно. В данной формереализуются так называемые управомачивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения. Так, в статье 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море"[10, с.115]. То есть данная норма международного права предоставляет возможность Республике Казахстан на равных условиях использовать потенциал мирового океана в собственных интересах, невзирая на то, что Казахстан является «сухопутным» государством и не имеет выхода в открытое море. Данная норма международного права носит позитивный характер, поскольку является справедливой. Именно справедливый характер международного права отчасти является стимулом для его реализации, что дает возможность рассматривать справедливость как один из факторов, способствующих реализации норм международного права.

Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, реализация всегда предполагает осуществление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям - норм договора, института, отрасли и права в целом. Реализация норм международных договоров представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с их положениями.

Как правило, реализация норм международных договоров на территории Республики Казахстан требует принятия определенных правовых и организационных мер в целях своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права.

Процесс реализации международного права в Республике Казахстан в целом с учетом специфики реализации отдельных договоров и норм включает два вида деятельности:

  1. Непосредственную фактическую деятельность по достижению социально значимого результата (например, демонтаж пусковых установок, уничтожение ядерного оружия и т.п.). В результате такой деятельности государства достигают определенного состояния, приобретения, сохранения или уничтожения предмета;
  2. Правовое и организационное обеспечение фактической деятельности. Оно представляет собой деятельность определенных органов с целью создания правовой базы для осуществления фактической деятельности, соответствующей нормам международного права.

В заключение хотелось бы отметить одну особенность международного права. В принципе, не имеет значения конкретная форма реализации нормы, важно лишь достижение конкретного результата, ради которого и была сформулирована данная норма международного права.

15 января 2020 года Владимир Путин в послании Президента Федеральному Собранию вынес на обсуждение ряд конституционных изменений. Первое среди них – изменение, гарантирующее приоритет Конституции над требованиями международных договоров и решениями международных органов.

Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.

Что есть сейчас

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.

Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:

Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.

Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.

Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.

Президент Путин, внеся предложение, сказал следующее:

Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.

То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.

Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?

Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.

Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].

В соответствии со статьей 79 Конституции

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.

Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].

Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.

Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.

КС пишет об этой позиции:

…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…

Воплощение норм международного права в деятельности органов государственной власти и общественных объединений имеет очень большое значение. Реализация нормативных предписаний, содержащихся в международных договорах и соглашениях, позволяет добиться безопасности и стабильности в мире, а также обеспечивает соблюдение прав человека.

Для обозначения данной деятельности в официальных документах Организации объединенных наций По данной теме мы уже выполнили реферат Организация объединенных наций подробнее используется термин «Имплементация» (от английского implementation) – проведение в жизнь, осуществление.

Процесс реализации международно-правовых норм

Механизм реализации международного права – это совокупность нормативных и организационно-правовых средств, используемых с целью соблюдения и исполнения предписаний, содержащихся в международных документах.

Вопрос о реализации норм данной отрасли права имеет не только юридическое, но политическое значение. Социально-экономическое состояние общества, особенности государственного строя и отношений с соседними странами – все это оказывает влияние на эффективность использования тех или иных международных соглашений.

В юридической науке выделяют следующие формы реализации правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование.

Соблюдение – это способ реализации запрещающих норм. Например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года ограничивает государства в гонке вооружений.

Исполнение предполагает активную деятельность субъектов международного права. Так, статья 2 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года обязывает страны принимать соответствующие меры для борьбы с данным видом противоправной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Использование – это осуществление возможностей, содержащихся в нормах международного права.

При реализации норм международного права должны соблюдаться следующие принципы:

  1. суверенное равенство всех государств;
  2. невмешательство во внутренние дела другой страны;
  3. мирное урегулирование возникающих разногласий;
  4. добросовестное выполнение взятых на себя обязательств;
  5. сотрудничество государств во имя мира.

Особое значение при осуществлении данной деятельности имеет принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств. Он распространяется на все нормы международного права, независимо от их функций и назначения.

Каждое государство обязано следовать всем вышеназванным принципам.

Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы реализации международно-правовых норм в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Международные механизмы реализации

Для реализации норм международного права на наднациональном уровне используются два взаимосвязанных механизма: конвенционный и институционный.

Конвенционный механизм включает в себя следующие компоненты:

  1. правообеспечительное нормотворчество;
  2. толкование;
  3. международный контроль;
  4. правоприменение.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных компонентов более подробно.

  1. Правообеспечительное нормотворчество выступает в форме конкретизации международных договоров и соглашений. Высокая степень обобщенности этих декларативных документов может затруднить реализацию их положений, что делает необходимым принятие дополнительных актов, гарантирующих соблюдение международно-правовых норм. Например, статья 2 Устава ООН перечисляет принципы, которыми должны руководствоваться национальные правительства. Конкретное их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основные принципы международного права: нормативное закрепление и содержание. подробнее , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года.
  2. Толкование, как средство реализации международного права, может использоваться и в процессе нормотворчества, и в правоприменительной практике. Неверное толкование тех или иных положений договоров, заключенных странами, способно привести к возникновению конфликтов.
  3. Международный контроль призван давать оценку соответствия деятельности субъектов данной отрасли права установленным нормам и требованиям. Отдельные документы содержат специальные нормы о контроле соблюдения их положений и требований.
  4. Правоприменение представляет собой деятельность, направленную на принятие государствами или соответствующими организациями юридически обязательных индивидуальных нормативных актов, основанных на нормах международного права.

Институционный механизм реализации норм международного права предполагает осуществление следующих мер:

  1. переговоры;
  2. консультации;
  3. встречи;
  4. конференции;
  5. рассмотрение различных вопросов в согласительных комиссиях;
  6. судебные разбирательства.

В рамках институционного механизма государства и другие субъекты данной отрасли права (комиссии, комитеты, судебные органы) обсуждают реализацию действующих норм международного права и стратегию совместного реагирования на выявленные нарушения.

Внутригосударственные механизмы реализации

Деятельность органов государственной власти и иных организаций, осуществляемая в соответствии с нормами и требованиями международного права, является реализацией его положений на национальном уровне.

Основным внутригосударственным механизмом осуществления данной деятельности выступает совокупность правовых актов, обеспечивающих выполнение требований и положений международных договоров и соглашений.

Такие правовые акты либо носят общий характер, либо принимаются для реализации конкретного договора.

Акты общего характера применимы ко всем международно-правовым нормам. Они содержат:

  1. основополагающие правила, относящиеся к реализации международного права;
  2. подтверждение непосредственного действия норм международного права;
  3. условие, что в случае противоречия с положениями национального законодательства по какому-либо вопросу должны применяться правила международного договора;
  4. требование к органам государственной власти о принятии мер, необходимых для выполнения норм международного права;
  5. положение о необходимости контролировать исполнение международных обязательств.

Правовые акты, принимаемые для реализации конкретных договоров, обычно конкретизируют и расшифровывают содержащиеся в них нормы. Еще одним внутригосударственным механизмом реализации международного права является система институтов, осуществляющих организационную и правовую деятельность в целях обеспечения нормативных предписаний, содержащихся в международных документах. В эту систему входят высшие органы власти в стране:

  • Президент и Правительство России По данной теме мы уже выполнили реферат Правительство РФ подробнее ,
  • Федеральное Собрание РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральное Собрание РФ подробнее ,
  • Министерство иностранных дел По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Управление в сфере иностранных дел подробнее ,
  • другие ведомства.

Органы государственной власти и должностные лица принимают решения о заключении или ратификации международно-правовых договоров, обеспечивают их неукоснительное соблюдение на территории всей страны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: