Особенности взглядов гуманистов на государство и право

Обновлено: 25.04.2024

Сегодня слово «гуманизм» употребляется в значении «абстрактное добро и милосердие». Предполагается, что гуманист — это очень хороший человек, который помогает голодающим детям Африки и решительно выступает против стран-агрессоров и недемократических режимов.

Однако, человек с развитым историческим мышлением без труда обнаружит за гуманистической риторикой очевидную сектантскую логику. Все люди, называющие себя гуманистами, как будто противопоставляют себя некоему «негуманизму», с которым необходимо бороться, и который, пожалуй, представляет собою естественное «догуманное» состояние человека. Т. е. в основе гуманизма (как и в основе христианства, впрочем, но об этом чуть позже) лежит какая-то сектантская идеология, которая вышла за рамки своей секты и пошла гулять по миру.

Так оно и есть. «Идея гуманизма» — это наследие предпротестантских еретиков и смутьянов, которые начали расти, как грибы после дождя приблизительно в середине XV века. «Дождем» в этом смысле нужно считать: а) падение Византийской империи в 1453 году, благодаря чему на Запад попали ценные греческие рукописи; б) изобретение Гутенбергом матрицы , т. е. книгопечатного станка, что случилось тогда же, в 1450-х гг.

В этой небольшой статье мы расскажем о том, как идеология гуманизма зародилась, как она эволюционировала и как она пришла к нынешнему печальному состоянию, сделавшись всего лишь составной частью ультралиберального тоталитаризма, ныне победившего в западных странах.

Проще говоря, гуманизм — это квазирелигиозное направление. Мы уже несколько раз употребляли этот термин, когда говорили о масонстве или коммунизме . Что это значит? Квазирелигия — это характерный для Нового времени тип построения интеллектуальных систем. Люди берут привычные религиозные постулаты, но выбрасывают из них слова «Бог» и «церковь». Эти понятия заменяются какими-нибудь другими, очень похожими: «общечеловеческие идеалы», «нравственный закон», «единство всех прогрессивных людей» и т. д. Кроме того, меняется знак, политический заряд, вектор. Обычно такая идеология направлена против чего-то. Гуманизм изначально был направлен против Римско-католической церкви, а в более поздние времена гуманистическая риторика была использована коммунистами и либералами в их борьбе с правыми движениями, зародившимися как раз на традиционной католической почве (самый известный пример — фашизм).

Но давайте по порядку, с самого начала.

Гуманисты и гуманитарии

Любой образованный человек (даже школьник) также обратит внимание на странное созвучие «гуманизма» и «гуманитарных наук»: истории, филологии, культурологии и проч. И будет прав! Это действительно однокоренные явления. Объясним, почему.

В XII—XIII вв западнохристианский мир трясла борьба с катарами — провансальскими манихеями. Манихеи были мистиками и были достаточно популярны среди неграмотных крестьян и ремесленников, которые в феодальном мире считались людьми второго сорта по сравнению с рыцарями, католическими монахами и парижскими студентами (т. е. «элитой» тех времен). Соответственно, в качестве альтернативы этим мистическому манихейскому учению был выдвинут рационализм, точнее, томизм (от имени Фомы Аквинского).

Когда мы говорим «борьба с катарами», мы имеем в виду, прежде всего, непосредственную войну с ними на юге Франции, которая началась в 1209 году, а закончилась 16 марта 1244 года. Именно в этот день крестоносцы захватили катарский замок Монсегюр в Лангедоке. В этом замке, по преданию, хранилась какая-то манихейская реликвия. Многие, начитавшись про Аненербе и насмотревшись голливудских фильмов про Индиану Джонса, ошибочно полагают, что там был Грааль. (О нет, там была штука помощнее! К сожалению, мы не можем сейчас раскрывать всех секретов, простите, наши уста связаны ужасной клятвой. )

Если хотите посмотреть одним глазком, то вот: "О чём на самом деле роман "Мастер и Маргарита" . Но чур, мы вам ничего не советовали.

Так вот. А Фома Аквинский воевал с катарами, как мы сказали бы сейчас, «на информационном фронте». Аквинат прославился среди всего прочего тем, что однажды на высокосветском приеме у французского короля спокойно-тихо сидел в углу на каком-то диване или стульчике, никто его не замечал: подумаешь, мол, пришел какой-то поп, ну пришел и пришел, пусть сидит и перебирает свои четки. Фома, действительно, перебирал четки и думал о чем-то своем. А потом вдруг ка-ак вдарит кулаком по столу и заорет: «А все-таки мы расправимся с манихеями!».

Мы можем сказать точно, о чем думал Фома Аквинский. Фома думал об Аристотеле. Взяв за основу аристотелевское учение о Перводвигателе как причине всего сущего, Аквинат соорудил пять доказательств бытия Божьего, которые, как мы знаем из романа Булгакова , были впоследствии разгромлены Кантом, но и Канта Воланд высмеял за завтраком. Тем не менее, католики всего мира (а это 1,3 млрд человек) до сих пор верят в эти якобы логичные доказательства (они и в самом деле ложны, ибо подменяют естественную системную упорядоченность звездного или животного мира, «исторически сложившуюся» за 13,8 млрд лет, неким «архитектурным» замыслом, согласно которому эта упорядоченность сложилась: отсюда и любовь католиков к строительству готических соборов, как бы символизирующих построение Вселенной Господом). А философ Аристотель в католицизме до сих пор считается «божественным», хотя он жил задолго до Христа.

Соответственно, первые гуманисты появились как альтернатива томизму – то есть победившему в XIII веке учению Фомы Аквинского.

Гуманисты совершенно справедливо предположили, что на обожествленном Римско-католической церковью Аристотеле свет клином не сошелся и что существует огромное число древних книг, которые можно читать и находить в них какие-нибудь полезные знания. Например, Платон. Или Пифагор. Или Птолемей. Короче, в пику «божественной» науке — богословию (которое изучало только Библию и Аристотеля, тем самым существенно ограничивая свои возможности), в XV веке возникла «человеческая», т. е. гуманитарная наука, которая начала изучать все неканонические тексты. Эту науку мы теперь называем филологией , но в Средние века говорили просто: studia humanitatis , т. е. что-то такое низкое, вульгарное, «человеческое» что нужно отличать от высоких занятий богословием — studia theologica .

Это порочное классовое деление сохранилось и по сей день и хорошо заметно по снобизму, которые отличает разных философов, физиков и математиков от ничтожных, по их мнению, «гуманитариев», которые ни черта не понимают в колбасных обрезках (этот снобизм хорошо спародирован в знаменитом телесериале про Шелдона Купера).

Секта для умников

Первым филологом в этом смысле нужно считать гуманиста Лоренцо Валлу (1407—57), который доказал подложность «Константинова дара» — документа, на котором держалась вся власть римских пап. Валла проанализировал язык сего документа и обнаружил, что он написан не на классической латыни, на которой должен был бы, по идее, писать император Константин, живший в IV веке, а на гораздо более позднем изводе, характерном для VIII—IX вв. Следовательно, сделал вывод Валла, этот документ — фейк, подлог, сделанный по той же схеме, по которой впоследствии будут созданы «Завещание Петра Великого», «Протоколы сионских мудрецов» или «Велесова книга».

Т. е. гуманисты были не просто «первыми филологами», они были еще и первыми «частными следователями», которые начали нападать на господствующий в Европе католический режим. А нападать было на что! Римские папы в XV веке менее всего были похожи на смиренных пастырей стада Христова. Это были типичные позднесредневековые феодалы, которые жили в роскоши во дворцах, открыто содержали любовниц, а своих незаконных детей делали кардиналами. Причем все это видели, но молчали.

А гуманисты как бы начали роптать. При этом они, как и все предпротестантские деятели, не выступали против самой идеи церкви, а только рассуждали в том духе, что нужны реформы, решительные перемены, борьба с коррупцией и непотизмом, которые привели католическую церковь на край исторической пропасти. Но если непосредственные предпротестанты и протестанты говорили, что вся проблема-то как раз в неправильной организации, нужно поменять церковные институты, то гуманисты считали, что нужно идти путем самосовершенствования, развивать благородное в самом человеке, читать умные книжки, общаться с такими же образованными людьми и проч. В общем, это была идеология для интеллектуалов и таких вот «гуманитариев», для тех, кто умел читать и был относительно богат, чтобы позволить себе иметь, вообще, два-три десятка книг, что в Средневековье было очень, очень дорого!

Вот с чего всё началось. Причина появления гуманизма и гуманитарных наук (в современном понимании этого слова) в XV столетии исключительно в том, что Римско-католическая церковь, что называется, «оборзела» и перестала отвечать на элементарные духовные запросы, тревожащие душу простого итальянца или немца. Люди по-прежнему ходили в церковь, конечно же, но только для того чтобы соблюсти приличия, — а потом они шли домой, вынимали из книжного шкафа книжку Платона или даже Tabula Smaragdina – «Изумрудную скрижаль», якобы написанную Гермесом Триждывеличайшим (это такой известный оккультный текст, о котором мы еще поговорим), — и начинали эти сомнительные по ватиканским понятиям книжки читать. Вот на этом странном стыке между формальным католицизмом и просвещенным неоязычеством и возник-то гуманизм, который совмещал любовь к античным текстам (ко всем, а не только к Аристотелю!) с привычной католической доктриной.

"Каштановый праздник" – масштабнейшая развратная оргия, устроенная незаконнорождённым сыном римского папы Александра VI Чезаре Борджиа в 1501 году. Извините, что не видно подробностей

"Каштановый праздник" – масштабнейшая развратная оргия, устроенная незаконнорождённым сыном римского папы Александра VI Чезаре Борджиа в 1501 году. Извините, что не видно подробностей

Нужно понимать, что всё это происходило на совершенно кошмарном историческом фоне. XV век явно не был лучшим временем в истории Западной Европы, которую сотрясали войны. Достаточно вспомнить, что именно в это время французы на смерть зарубались с англичанами под Азенкуром и Орлеаном, причем мужчин в какой-то момент стало не хватать, и в атаку пошли переодевшиеся семнадцатилетние девчонки ! Столетняя война сменилась еще более ужасными Бургундскими войнами. В Праге чешские националисты выбрасывали из окна немцев. Далеко на востоке православные русины воевали с католиками-литвинами. Поляки насмерть сшибались под Танненбергом с немецкими рыцарями. Итальянские города воевали между собой. Все воевали с турками. По Европе из одного угла в другой бегали отряды наемников, кондотьеров и ландскнехтов. Было время, когда на папский престол претендовали аж три кандидата, и все три воевали между собой. В общем, время было чудесное.

Вот, почитайте об этой войне в нашей коротенькой заметке "Кто такая безумная Грета?"

Те, кому эта перманентная война не нравилась как фон, и стали сбиваться в кружки любителей высокой поэзии, риторики и магии. Они стали читать книжки и называть себя пацифистами и гуманистами, вот и всё, очень простой и понятный даже современному человеку генезис.

Подобное выделение особо умных гуманитариев на общем фоне нищеты, беспросветности, войны и бардака хорошо известно и по историям других стран, отчего у историков часто возникает соблазн называть гуманистами всех, кто идет по такому вот уютному книжному пути. В частности, в очень похожих условиях «войны царств» в древнем Китае зародилось учение Конфуция, ставшее основополагающим для всей китайской культуры.

Китайцы издревле славились своим гуманизмом. Вот и сейчас: все страны заняты какой-то ерундой, и только в Шанхае добросовестно борются с пандемией!

Китайцы издревле славились своим гуманизмом. Вот и сейчас: все страны заняты какой-то ерундой, и только в Шанхае добросовестно борются с пандемией!

Но на самом деле в узости таких «интеллектуальных сект» и их главный порок: они слишком далеки от полуграмотного народа, который идет за советом, разумеется, не к барину-гуманисту, а к катарам или даосам, т. е. к мистикам, народным целителям и «старцам». Рано или поздно такие низовые движения все равно поднимают голову и сносят «элитные коттеджи» высокообразованных гуманистов и снобов приблизительно как русские крестьяне в 1917 году пустили «красного петуха» в помещичьи усадьбы или как «желтые повязки» во II веке н. э. разломали ставшую совершенно коррумпированной и слабой империю Хань; сама идея-то и была в том, что «голубое небо несправедливости сменится желтым небом справедливости», идея была даосская и возникла как раз как альтернатива конфуцианской просвещенности и учености. Словом, массы всегда побеждают. Так устроена история. А гуманисты потом пишут какие-нибудь красивые тексты про великую погибшую империю, которую мы потеряли.

Кстати, этого мудрого китайского дедушку с о всяких смешных демотиваторов зовут Морихей Уэсиба, и он не китайский, а японский, и не философ, а изобретатель айкидо

Кстати, этого мудрого китайского дедушку с о всяких смешных демотиваторов зовут Морихей Уэсиба, и он не китайский, а японский, и не философ, а изобретатель айкидо

Магия, империя и утопия

Нельзя не заметить, что гуманизм бывает разный. Национальные особенности всегда четко отделяют одних гуманистов от других, точно так же, как английские масоны, например, не были похожи на французских (мы писали об этом).

И точно так же в истории классического ренессансного гуманизма отчетливо выделяются две ветви: итальянская и немецкая. Объясним, в чем разница.

Итальянский гуманизм в принципе построен на обожании античной культуры, страстном желании ее творчески переработать и что-нибудь такое римское возродить. Отсюда и термин Возрождение, который, правда, историки придумали гораздо позже.

Здесь, опять же, нужно помнить про исторический фон. Итальянец конца XV-го – начала XVI столетия — это человек, который живет в раздробленной стране, где существует пять (!) крупных государств: Миланское герцогство, Венецианская республика, Папская теократия, Неаполитанское королевство и еще Флоренция, в которой постоянно шла грызня между несколькими партиями. И это не считая мелких государств, городов и феодов! Вдобавок ко всему, в эту прекрасную пятичленную Италию с 1494 года начали вторгаться французы, немцы, испанцы, а потом еще и швейцарцы. Т. е. страна была залита кровью. И на этом фоне Микеланджело ваял «Давида», а Боттичелли рисовал свих «Венеру» и «Весну».

1. Салютати (к.14 в.): подлинное общество возникает тогда, когда каждый человек действует в интересах общего блага; общество должно основываться на справедливости и истинных законах; лучшая форма – монархия.

2. Аретино (15 в.): свобода не совместима с монархическими формами правленя и возможна лишь в условиях республики; понимал республику как гос-во, в которм во всех делах господствует народ и свобода ( выборы, равенство всех граждан, предстваительская система, верховенство закона, непререкаемость авторитета суда, отношения к свободе как конечной цели существования гос-ва.

Особенности взглядов немецких гуманистов:

1. Гуттен (16 в.): признавал империю лучшей формой гос. управления для Германии; империей должен управлять могущественный, энергичный монарх (является носителем справедливости; избирается для ведения войны, должен охранять общественную свободу; должен использовать власть для общей пользы.

2. Роттердамкий (16 в.): идеальным гос-вом является монархия; цель монарха – благо гос-ва; смысл правления монарха – согласование интересов всех членов общества; правление должно опираться на закон; закон должен основываться на нравственности; гуманного общества можно достичь лишь под руководством просвещенного правителя; создал пацифистскую концепцию внешнеполитической деятельности гос-ва (отрицание войны; поиск путей мирного разрешения конфликта; отказ от использования войны для разрешения внутренних проблем.

3. Учение Томаса Мора о гос-ве и праве (16в.): (критикует современное ему гос-во; создает образ идеального гос-ва (основано на выборности всех должностных лиц; высшие должностные лица избираются на конкурсной основе на пожизненный срок; сенат состоит из старых опытных граждан и избирается ежегодно); основная задача гос-ва – организация производства и распределение продуктов (уничтожается частная собственность, устанавливается всеобщее рвенство, жизнь граждан жестко регламентируется); высказывает ряд новаторских идей ( смертельная казнь д/б заменена принудительными работами; наказание должно перевоспитывать, а не угрожать; наказание д/б соразмерно проступку).

Влияние раздробленности немецких земель на распространение идей Возрождения в Германии. Как известно, родиной Возрождения была Италия, представлявшая собой в ХIV–ХVI вв. конгломерат разных по своему политическому устройству государств. Нахождение здесь всемирного католического центра – Рима – способствовало не только сохранению многих древних рукописей и текстов и высокому уровню знания латыни, но и созданию наиболее благоприятных условий для критики устоев Средневековья, которую развернули высокообразованные итальянские гуманисты.

Степень раздробленности Германии была более чем на порядок выше, чем в Италии, и это также создавало благоприятные условия для распространения идей Возрождения. Хотя отсутствие сильной центральной власти помогало Католической церкви держать Германию в духовном подчинении, этот фактор способствовал более свободному проникновению гуманистических взглядов на земли Центральной Европы.

Большое централизованное государство римской Папской курии было контролировать намного легче, чем конгломерат мелких феодальных владений. При сильном короле достаточно было постоянно держать папского представителя, который подсказывал монарху, как подобает вести себя «христианнейшему» правителю. Если же король объединённого государства игнорировал советы нунция или примаса своей страны, папа мог объявить монарха отлучённым от церкви и санкционировать создание коалиции враждебных правителей соседних государств.

Значительно труднее было навести порядок в раздробленной стране, где помимо независимых владений светских феодалов и архиепископов существовали ещё и вольные города. Отсутствие сильной центральной власти в Германии заставляло папскую курию держать здесь огромную «армию» священнослужителей, что не могло не вызывать раздражения местного населения, особенно представителей появившейся буржуазии.

Фактический суверенитет немецких князей позволял некоторым из них привечать у себя гуманистов. Те же, кто мечтал о возрождении в Германии сильной императорской власти, находили поддержку своих идей в сочинениях итальянских гуманистов, писавших о необходимости объединения их родины в единое государство.

Ульрих фон Гуттен о политическом будущем Германии. О сумме взглядов на государство и право, типичных для немецкого гуманизма, можно с достаточной достоверностью судить по политическому кругозору Ульриха фон Гуттена (1483–1523) – одного из наиболее ярких гуманистов Германии.

Всё его творчество пронизано патриотической идеей освобождения родной страны из-под гнетущей и разорительной власти римско-католической церкви. «Решительно покончим с папской тиранией», – неустанно увещевает он своих соотечественников.

«…Я готов смириться со смертью, – говорит У. фон Гуттен, – но не с жалким рабством. И с рабством Германии я тоже не смирюсь»». Во имя завоевания свободы родины он призывает немецкую нацию к мечу, считая нелепыми расчёты на получение подлинного суверенитета из рук пап.

Германия, которой удастся сбросить с себя чужеземное ярмо, в плане государственного устройства должна по-прежнему оставаться империей. Но империей единой, преодолевшей княжеский партикуляризм, междоусобицу курфюрстов и её тяжкие последствия: нарушения мира и права. Во главе суверенной империи надлежит находиться могущественному энергичному монарху.

Ему (как и всякому светскому правителю) «следует подчиняться по примеру Христа и учения апостольского». Верно служить своему государю и заботиться о благе отечества – это, по У. фон Гуттену, одно и то же. С императора, являющегося блюстителем свободы всего государства, отцом отечества, в персоне которого воплощается вся страна в целом

соответственно и самый большой спрос. Германия избирает его для того, чтобы он был руководителем войны (если таковая случается) и защитником государства.

Долг императора – не допускать разрушения общественной свободы. Как высшему носителю справедливости ему вменяется в обязанность предотвращать попрание законности, ибо там, где преступают законы, идёт всё прахом.

Представления У. фон Гуттена о справедливом обществе. Полнота власти, которой обладает император, должна употребляться им в видах «общей пользы» и «справедливости». Под «справедливостью» У. фон Гуттен понимает здесь выполнение каждым из сословий своей функции и принесение пользы обществу.

Первым сословием немецкой нации, её ведущей и интегрирующей силой гуманист считал дворянство, рыцарство, возглавляемое самим императором. Страдания и беды Германии проистекают, по убеждению У. фон Гуттена, из факта несоответствия реального положения рыцарского сословия, всё более оттесняемого на периферию общественной жизни, истинному призванию рыцарей.

Порядок в стране восстановится, справедливость придёт, благоденствие наступит тогда, когда за дворянами закрепится монопольное право на политическое руководство государством. В своей приверженности этому сословию У. фон Гуттен доходит до того, что соглашается на ограничение полномочий любой власти (даже императорской!), если они будут задевать и ущемлять указанное право дворянства.

Апология феодального рыцарства (чем бы она субъективно ни побуждалась) – исторически обречённого социального строя, игравшего реакционную роль в жизни Германии ХVI в., – несомненно слабое звено в идейно-политической платформе У. фон Гуттена. Аналогичного свойства были и его боязнь использовать радикальные меры для решения коренных внутренних проблем страны и страх перед народными массами.

Тем не менее главным в содержании этой платформы была острая критика притязаний папского престола (в частности, на власть в Священной Римской империи германской наций), которая усиливалась беспощадным разоблачением порочной жизни, паразитизма и лицемерия иерархов католической церкви. И именно это делало данное учение незаурядным явлением Возрождения, высоким образцом немецкого гуманизма.

С осуществлением своих политических планов У. фон Гуттен связывал решение не одних только собственно государственно-правовых проблем. Он надеялся также на то, что вместе с решением этих проблем в стране начнётся подъём просвещения, быстрее станут распространяться знания, произойдёт расцвет искусств и наук, появится простор для развития человеческих талантов.

Общая характеристика политико-правовых взглядов Эразма Роттердамского. Виднейший гуманист западноевропейского Возрождения Эразм Роттердамский (1469–1536) не оставил сколько-нибудь цельной и логически упорядоченной доктрины государства и права. Он вообще испытывал неприязнь к окончательно завершённым (и потому замкнутым) теоретическим построениям.

К тому же фактически во всех его размышлениях исходным пунктом выступают не те или иные общности (политические, конфессиональные, семейные, этнические и пр.), а ин-дивид, отдельный человек, озабоченный своим личностным (на христианско-религиозный манер) спасением. Политико-правовые идеи «вкраплены» во многие произведения гуманиста, имеющие по преимуществу моралистическую окраску.

Тем не менее есть две работы, в которых Эразм Роттердамский уделил больше внимания политико-правовым вопросам, чем в других своих сочинениях. Это «Кинжал христианского воина» (1501) и в особенности «Воспитание христианского государя» (1516).

В общей сумме идей, направлений и школ, оказавших влияние на представления Эразма о политике, государстве и праве, можно выделить несколько наиболее важных. Во-первых, это «философия Христа», т.е. переработанная гуманистом в соответствии с ренессансными мировоззренческими и социальными принципами этика раннего, незапятнанного католической церковью и схоластикой, христианства. Во-вторых, – взгляды древних греков и римлян, явившиеся, по мнению Эразма, базой самой христианской культуры. В-третьих, идеи итальянского Возрождения, создавшие в Западной Европе духовную почву для формирования человека нового, антифеодального типа.

Высказываясь по вопросам государства и права (и прежде всего, вынося суждения о конкретных институтах и процессах политической жизни), Эразм, конечно, сообразовывался с хорошо известными ему данными о государственно-правовых порядках в тогдашнем европейском обществе.

Высказывания Эразма Роттердамского о государстве и праве затрагивают значительный круг проблем, занимавших философскую и социальную мысль его эпохи. Много внимания он уделяет общему пониманию государства, происхождению и целям государственности; в поле его научных интересов находятся взаимоотношения государства и церкви, различные формы государства.

В числе рассматриваемых им политико-правовых сюжетов: легитимация и границы публичной власти, характер связи права и государства, право на сопротивление. В эразмовских трудах получило развитие своеобразное учение о государстве, его облике и призвании, задачах, принципах правления. В них имеется чётко выраженная пацифистская концепция внешнеполитической деятельности государства.

Ключевой идеей всех затрагиваемых Эразмом вопросов выступает положение, согласно которому политическое бытие общества должно являться воплощением высших социально-этических норм и ценностей. Это долженствование проистекает, по Эразму, из того, что люди, в совокупности составляющие государственный организм, – существа свободные и обладающие самостоятельной волей. Уважение человеческого достоинства имеет, считает гуманист, решающее значение как для правильного поведения каждого индивида, так и для управления, которое требуется от государства.

Идеальное государство по Эразму. По мнению Эразма, государство есть некое тело (corpus), образуемое множеством разных входящих в него частей, и одна из них – государь. Настоящий государь – христианин. От природы он равен остальным своим согражданам (поскольку все они особи человеческого рода), он мудрый и безупречно нравственный человек.

Но прежде всего он – слуга общества, призванный блюсти закон и справедливость. Нет повиновения закону со стороны граждан там, где государь бесцеремонно обращается с ним. Напрасно надеяться на неподкупность чиновников в той стране, где сам государь торгует должностями.

Управляя согражданами, добрый государь всегда считается с двумя фундаментальными вещами. Во-первых, с тем, что он правит свободными людьми и властвует над ними с их согласия. По Эразму, вообще лишь согласие людей (consensus) создаёт государя. А во-вторых, с тем, что его (государя) главная цель – общественная польза, общее благо, общегосударственный интерес.

«Не обращай в свою пользу общественное, – говорит Эразм государям, – а отдавай на общее благо и то, что принадлежит тебе, и всего себя. Многим народ обязан тебе, ты же народу обязан всем». Понятия «общее благо», «общегосударственный интерес» у Эразма очень специфичны и несут характерную для позиции гуманиста социально-этическую нагрузку. Предполагается, что смысл деятельности государства – обеспечение мира, и что люди сознательно служат такому государству (отечеству), представляющему их как политическое целое.

Общая польза достигается путём умножения высоких личных качеств государя как мудрого, справедливого и нравственного человека на добрую волю граждан, исполняющих законы и активно стремящихся к совершенству. К этим двум факторам добавляется третий: учёт объективной обстановки плюс использование подобающих форм, средств и методов управления. В связи с этим встаёт вопрос о том, какая их форм правления казалась Эразму предпочтительной.

Общепринято писать о тяготении гуманиста к монархии. Однако этот монархизм - вынужденный. Государственный порядок, вызывающий у Эразма наибольшие симпатии, – это строй вольных имперских городов или самоуправление общин в Нидерландах.

Эразм и окружающая его действительность. Эразм учит, что основными методами воздействия на свободную волю человека, наставления индивида на путь служения общему благу должны стать воспитание и убеждение. Издаваемые государством предписания, законы должны сознательно приниматься людьми, обладающими свободной волей. Их нельзя навязывать силой или угрозой принуждения.

Гуманист наблюдает в окружающей действительности социальную дисгармонию, праздные элементы (осуждаемые им как источник грязных дел в обществе), различные злоупотребления, преступления и т.д. Потому он считает нужным в соответствующих случаях (смотря по ситуации) применять силу закона. Но в основном законодательство, по его разумению, должно быть не проводником репрессивной политики, орудием насилия, а инструментом постепенного сглаживания и ослабления имущественных, правовых, моральных, культурных контрастов в обществе.

Эразм ясно понимает, насколько много в окружающей его жизни феодального произвола, угнетения и унижения личности, бесправия людей, сословных привилегий, религиозного фанатизма, бескультурья. Однако он категорически против борьбы с варварством феодального мира варварскими же средствами. Правда, при этом он не предлагает своей определённой программы социальных реформ, превративших бы его политико-юридические воззрения в общественную явь.

Он придаёт слишком много значения морализаторству, апелляции к одному лишь здравому смыслу. Вот почему в данном конкретном случае можно пожалеть о дефиците реализма (а точнее даже, практицизма) у Эразма.

Эразм обнажает подоплёку тех феодальных войн, которые затеваются тиранами для того, чтобы под предлогом наступления чрезвычайных обстоятельств (состояния войны) беспрепятственнее разобщать, подавлять и грабить свои собственные народы. Эразм желал установления отношений между всеми государствами на тех же самых нравственных началах, на которых должны строиться взаимоотношения мудрого, справедливого государя со своими гражданами – людьми лично свободными, равными друг другу и руководствующимися собственной волей.

Значение западноевропейского гуманизма для прогресса политико-юридической мысли. Постановка во главу угла проблемы человека в значительной мере обусловила повышенный интерес гуманистов к политической и правовой педагогике, т.е. к вопросам воспитания в духе гражданственности государя, магистратов, отдельных индивидов, всего населения страны в целом. Это – один из показателей стремления не оставаться в рассуждениях о политике, государстве, праве только на уровне абстракций, а придать таким рассуждениям качество, делающее реальным их непосредственное применение на практике.

В сочинениях гуманистов политика, государство и право в принципе ещё не осознаны как объекты, составляющие особую и относительно самостоятельную область социальной жизни. Они трактуются как явления этические, части человеческой культуры вообще. Для гуманизма человек и человеческое органически связаны с природой. Причём эта связь обусловлена не одними их физическими свойствами, но и тем, что они управляются одними и теми же законами, господствующими во Вселенной.

Отсюда черты «натурфилософского» понимания политических институтов, юридических установлений в качестве необходимых звеньев космической законосообразности и регулярности. При этом используются термины, аргументы, словарь христианства.

Влияние политических идей гуманистов на общественную мысль Нового времени. В гуманистическом движении содержатся определённые духовные предпосылки для возникновения идей, оказавших очень большое влияние на развитие политико-юридической мысли Нового времени. Речь идёт о социалистическом учении, а применительно к ХVI–ХVII вв. – об утопическом социализме.

Родоначальники утопического социализма Т. Мор и Т. Кампанелла во многом разделяли позиции ренессансного гуманизма. Они были согласны с его критикой пороков феодализма, господства одних людей над другими, обскурантизма и т. д. Они восприняли попытку гуманистов понять мир как нечто гармонически разумное в своих первоосновах.

Утопическому социализму было близко гуманистическое представление о достоинстве личности. В особенности усвоил он высокую оценку гуманистами социальности, общежития как главного условия существования людей. Т. Мор и Т. Кампанелла взяли на вооружение и тезис гуманистов о необходимости доверять управление государством только наиболее образованным и доблестным членам общества, обладающим наибольшими достоинствами.

Фиксируя определённую идейную связь ренессансного гуманизма и утопического социализма, нельзя забывать о тех качественных различиях (в социально-классовом и мировоззренческом плане, исторических продолжениях и др.), которые имеются между этими течениями и которые, естественно, проявляют себя в различиях их политико-юридических концепций.

Гуманизм - что значит это понятие? В чем основные идеи и суть гуманизма? Кто такой гуманист? Гуманизм эпохи Возрождения. Примеры гуманистов XV-XVI веков. Что такое светский гуманизм. Жан-Поль Сартр и его «Экзистенциализм - это гуманизм». Принцип гуманизма в российском праве.

Фото Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Гуманизм - это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. Главные принципы гуманизма - забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

Гуманист в широком смысле - это тот, кто признает высшими ценностями жизнь, свободу и счастье человека. Для гуманистов благо человека - главный критерий оценки любых действий. Все, что несет людям благо - это добро, а все, что вредит человеку - зло. Частичный синоним слова «гуманист» - филантроп.

Слово гуманизм происходит от латинского homo - человек. Ударение ставится на последний слог: гуман и́ зм. Термин введен в научный оборот немецким философом Фридрихом Нитхаммером в 1808 году.

Классический гуманизм или ренессансный гуманизм - это направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения, провозгласившее человека мерой всех вещей. В отличие от схоластов, рассуждавших о божественном, гуманисты обратились к изучению человека во всех его проявлениях - внутренних и внешних.


Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: « Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! » (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: « Яркий представитель гуманистической философии ».

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения (XV-XVI века) возник в Италии, а затем проник в Германию, Голландию, Францию и Англию. Гуманизм как культ разума, науки, свободной личности сложился в противостоянии со средневековой религиозной философией - схоластикой. В поисках вдохновения гуманисты обращались к античной культуре: искусству и философии Древней Греции и Рима.

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистами эпохи Ренессанса считаются Данте, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор. Выдающиеся деятели культуры эпохи классического гуманизма - Микеланджело, Рафаэль, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Всем им так или иначе свойственен антропоцентризм - представление, что человек является центром мироздания.


Некоторые гуманисты стояли на позициях утопического социализма - выступали за ликвидацию частной собственности и всеобщее равенство. Например, автор «Утопии» Томас Мор и создатель «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

«Экзистенциализм - это гуманизм». Развитие идей гуманизма

В XVIII веке гуманизм получил развитие в идеологии Просвещения - у Вольтера, Жан-Жака Руссо, других мыслителей. В XIX веке значительный вклад в гуманистическое направление внесли немецкие романтики - философы Фридрих Шеллинг и Фридрих Шлейермахер, литераторы Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Иоганн Гете. Иммануил Кант утверждал, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством.

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Так, Жан-Поль Сартр отстаивал идею «обреченности человека на свободу». Действия и решения человека определяют его судьбу, писал Сартр. «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать», - объяснял философ в работе «Экзистенциализм - это гуманизм». Ответственность - это страшно, но такой подход дает повод для оптимизма, делает человека хозяином своей жизни.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм - это гуманизм»


Что такое светский гуманизм

Светский гуманизм он же секулярный гуманизм - это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

Отделение церкви от государства. Свобода совести

Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

Моральное образование. Нравственное воспитание детей

Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

Разум. Рациональные методы исследования, логика

Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма - идеи божественного творения

Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Что такое трансгуманизм и кто такие трансгуманисты

Трансгуманизм - это движение, считающее, что наука и техника призваны улучшать физические и умственные способности людей. Сторонников философии трансгуманизма называют трансгуманистами. Трансгуманисты мечтают с помощью новых технологий избавить людей от болезней и страданий, продлить жизнь, а когда-нибудь и вовсе избавить человечество от старения и неизбежной смерти.

К трансгуманизму примыкает постгуманизм - представление о том, что эволюция человека не завершена, одна должна продолжаться.


Гуманизм в российском праве

Гуманизм - один из принципов права в демократическом государстве. Принцип гуманизма закреплен во второй статье Конституции РФ: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью ».

В уголовном праве принцип гуманизма означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не должны причинять человеку физические страдания или унижения. Приципу гуманизма посвящена статья 7 Уголовного кодекса РФ.

УК РФ Статья 7. Принцип гуманизма

1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Когда мы рассматриваем либеральную идеологию, то часто отмечали основные принципы либерализма: свобода есть высшая ценность, верховенство права и закона, гуманизм, иные принципы. Сегодня я бы хотел затронуть тему именно гуманизма, его происхождения, идеологов, историю формирования, виды, основные принципы. В ходе рассмотрения гуманизма я иногда буду обращаться к христианским религиозным текстам, предупрежу заранее. Так же, будет затрагиваться юриспруденция и понимание государства.

Средневековье считается одновременно самым романтичным и самым мрачным периодом в человеческой истории. С одной стороны, можно видеть, что средневековье часто описывают как нечто красивое: роскошные замки, прекрасные принцессы, рыцарство, да и прочее, что вы наверняка видели в сказках. Однако средневековье не имеет почти ничего общего с красивой картинкой из фильмов и книг.

Помимо рыцарей и замков почти весь период средневековья существовали такие вещи как рабство, инквизиция, войны, набеги, цензура и гонения. Условия жизни обычного человека были просто чудовищными. Многие люди, жившие в то время, с упоением вспоминали античность, в какой-то степени идеализируя ее. Так же, из-за сильного распространения христианства и нередкого произвола со стороны церкви многие теологи и философы размышляли о сути взаимоотношений между человеком и Богом, роли Бога в этом мире, важности человеческой жизни. В средневековье главенствующей была схоластическая религиозная философия, которая полностью концентрировалась на божественном мире, забыв про людской мир, даже часто считая человека существом грязным и порочным.

Тоска по античной эпохе, упадок науки, противоречия между действиями священников и библейскими текстами вызывали у мыслителей желание приблизиться к чему-то более человеческому, а не к божественному, как желали схоластики. Одним из таких мыслителей был итальянский поэт Франческо Петрарка. Франческо был основателем гуманизма, он одним из первых говорил, что человек должен жить не столько для Бога, сколько для себя и близких, подобную идею можно увидеть в заповедях христовых – «Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Поэт считал, что далеко не все желания и мечты человека порочны, поскольку Господь сотворил человечество по образу и подобию своему, следовательно, человек это существо разумное и доброе, как сам Бог, хоть и имеющее ряд слабостей (грехи) – «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею…» Подъем культуры после Темного века он связывал с углубленным изу­чением античной литературы и философии, с духовной свободой и нравственным совершенствование­м личности через приобщение к историческому опыту человечества. Франческо Петрарка был своеобразной предтечей Нового времени и эпохи Просвещения, его труды положили фундамент для постройки нового миропорядка.

Как преемником новой религиозной философии стал Эразм Роттердамский. Эразм был крупнейшим философом эпохи Возрождения, который неразрывно связал учение Христа и гуманизм, во многом продолжая идеи Петрарка. Он стал самым крупным теоретиком христианского гуманизма во всей Европе. Эразм смотрел на Библию через призму филологического и исторического подхода, он был противником схоластической философии, считал, что она искажает учение Христа. Мыслителю была близка позиция, что Библию не стоит воспринимать буквально, поскольку Бог общается с человеком при помощи понятных людям притч, из-за ограниченности человеческого разума перед божественным. Эразм был в какой-то степени либералом, ведь он предполагал, что любой человек был изначально сотворен Богом свободным, имеет свободу воли, так же подобную мысль излагал преподобный Ефрем Сирин – «Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростью и положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно; если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться». Роттердамский писал, что для христианина человек должен быть не менее важен чем сам Господь, ведь человек это воплощение Бога на земле. Философ, как и Петрарка, часто в своих работах обращался к античным теологам и философам. Эразм категорически отвергал суеверия и антинаучность, предполагая, что время волшебства и чудес давно прошло. Эразм постепенно начал формировать свою философскую концепцию, основанную на изначальных мыслях христианской веры, он назвал ее «Философия Христа». По своим идеям Эразм Роттердамский был просветителем, поскольку предполагал, что наука и философия должна быть в жизни не только ученых и знати, но и в жизни простого народа.

Труды ранних христианских гуманистов несли в себе несколько посылов:

1) Человек с рождения свободен.

2) Человеческий разум автономен, существует свобода воли.

3) Не все потребности и мечты человека порочны, каждый имеет право на счастье.

Данные посылы поддерживались многими последующими христианскими философами, постепенно становясь предпосылками и фундаментом для философии эпохи Просвещения.

Если человек обладает свободой разума и рождается свободным, то, следовательно, должны быть законы, по которым он может, воспользовавшись своей свободой, реализовывать себя в земном мире, исходя из права на счастье. Примерно по такой логике стала формироваться естественно-правовая доктрина. Одним из первых людей, заговоривших о естественных правах человека, стал юрист и философ Гуго Гроций. Гроций рассматривал право, во-первых, как природное явление, происходящее из естественной природы человека, а во-вторых, как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной. Юридическая концепция естественного права предполагает, что человек с самого рождения обладает правами, которые никто не можешь отнять у него, государственные законы не должны противоречить естественным правам людей. Данный философ по своим убеждениям был христианским гуманистом, рассматривая природные и божественные начала прав, поддерживая идею о религиозном христианском воспитании, что будет добавлять государству стабильности, а людям доброты и благоразумия. Так же, Гроций стал одним из основоположников договорной теории происхождения государства. Мысль о договорном государстве предполагала, что государство является результатом кооперации и содружества людей, участии их в общественном договоре, государство создается людьми и для людей, следовательно, оно не должно действовать во вред людей. Теория общественного договора была главным противовесом теологической теории происхождения государства, поскольку теологическая предполагала, что правитель является посланником Бога на земле, а общественно-договорная, что все люди равны и могут договариваться между собой. С точки зрения христианского гуманизма равенство людей можно объяснить, прибегая к библейским текстам, а именно к «Деяниям апостолов» – «В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».

Теорию общественного договора и естественных прав впоследствии развивал английский философ Джон Локк, являющийся основателем классического либерализма. Локк, как и предыдущие философы, являлся христианским гуманистом. Он рассматривал государство, законы и правовые нормы как необходимые регуляции человеческих отношений, позднее данный взгляд сформируется в либертарно-юридическую теорию. До создания людьми государства существовало, как писал Локк, анархическое «естественное состояние». Естественное состояние это устройство безгосударственного общества, регулируемое только естественными правами, которые людям даровал Господь, это были права на жизнь, свободу и собственность. Создание людьми государства Локк обусловил нестабильностью гарантий естественных прав, поскольку Бог сотворил человека со свободой воли, человек может склоняться как к добру, так и к злу, соответственно, необходимо минимальное вмешательство государства для обеспечения соблюдения естественных прав человека. Человек, по философии Джона Локка, хоть и может иногда творить грех, но зачастую он склонен к кооперации, содружеству и любви, унаследовав доброту и милосердие от Бога. Собственно, без союзничества и взаимопонимания народы не смогли бы образовать государства. Общественный договор, как и Гроций, Локк видел в том, что люди при помощи общественного «контракта» создают государство, передавая ему малую часть своих свобод, взамен государство охраняет права и свободы граждан при помощи законов, но закон не должен идти против естественных прав или действовать во вред народу. Государство теперь является охранником наших прав: право на жизнь, свободу, право на частную собственность. И избежание войны всех против всех — общая осознанность нации и власти. Но, что не мало важно, если государство забирает слишком много, то человек имеет полное право поднять восстание, это исходя из его естественного права на свою свободу.

Вслед за Локком было еще несколько христианско-гуманистических либеральных философов, самый яркий пример это Шарль де Монтескье с его гуманистическими концепциями закона и права, однако гуманизм со временем становился все более светского характера. На установление светского гуманизма повлиял французский либеральный философ Жан Жак Руссо. Философские гуманистические учения Руссо были куда меньше привязаны к христианским догматам, чем труды его предшественников Гроция, Локка, а уж тем более Роттердамского и Петрарка. Руссо очень часто критиковал христианство за оторванность от мирской жизни, за вмешательство в политику и жизнь людей, да и религию в целом, со своих светско-просветительских позиций. Богом Руссо считал не столько сверхъестественное и всемогущее существо, сколько природу. По мнению Руссо, частичка божественного есть практически во всем обитающем в живой природе. Данная позиция во многом обусловлена тем, что философ желал возвращения к аскетизму, единения человека и природы, видел в развитии городов и цивилизаций фактор, порабощающий человека, а как главную проблему современного общества Руссо видел в социальном неравенстве. Руссо утверждал, что жили люди раньше как дикие животные, у них не было ни государства, ни частной собственности, так же, по мнению мыслителя, они были абсолютно равны и свободны. Естественные права, по мнению Жана Жака Руссо, в первую очередь идут не от Бога, как предполагали его предшественники, а от биологической и природной сути человека. Переход от деспотии в свободу Руссо видел в заключении общественного договора, когда человек отказывается от малой части своих свобод во имя защиты остальных свобод, передавая часть полномочий государству. В результате заключения общественного договора устанавливается государство, построенное равными и свободными людьми, зарождается республика. Основным принципом такой республики Жан Жак Руссо выдвигал идею о законодательном участии народа в государственном управлении, излагая общую волю.

Для европейской гуманистической философии вклад Руссо стал толчком к становлению светского гуманизма, заменяя христианский гуманизм. Постепенно позиции светского гуманизма все сильнее укреплялись, а после Великой французской революции светский гуманизм окончательно взял верх над христианским гуманизмом в Западной Европе. Однако в России христианский гуманизм все еще оставался главным философским гуманистическим направлением.

Ярчайшим представителем русского христианского гуманизма является основатель либерального славянофильства Алексей Степанович Хомяков. Пока большинство западных гуманистов переходили из классических гуманистических понятий в откровенный нигилизм и евро-левые учения, то русский гуманизм все еще сохранял свои изначальные европейские христианско-либертарные корни, при том наполняясь в российских реалиях русскими традициями: благочестие, скромность, милосердие, соборность, свободолюбие. И лучше всего разницу между светским гуманизмом Западной Европы и Российским христианским гуманизмом можно увидеть как раз в философии Хомякова. Философ рассматривал православие и христианский гуманизм как путь к русскому национальному самосознанию. Философия либерального славянофильства представляла православие как единственную конфессию, что сохранила изначальные идеалы христианского гуманизма, а католицизм и протестантизм давно отклонились от изначальных идей. Универсализм в христианском гуманизме предполагает отсутствие двойных стандартов, что люди разные, но к ним должны относиться на равных, люди равны при всем своем неравенстве, а главное их равенство — все раны перед Богом. Таким образом, христианский гуманизм есть ценностное отношение к человеку при признании абсолютной разности людей.

Основные принципы христианского гуманизма в России и Европе:

1) Универсализм, все равны перед Богом и друг другом.

2) Бог изначально создал всех свободными.

3) Человек, как и Бог, добр и разумен.

4) Человек с рождения обладает естественными правами, которые даровал ему Бог.

Как я уже писал выше, постепенно светский гуманизм заменил христианский гуманизм. Светский гуманизм является и по сей день самым популярным гуманистическим течением. Светский гуманизм, в отличие от религиозного, не ставит существование божественных замыслов как одну из основ ценности человека, он представляет, грубо говоря, самоценностный абсолютизм.

На данный момент сформировалось множество гуманистических идеологий: христианский гуманизм, светский гуманизм, постгуманизм, марксистский гуманизм, трансгуманизм, множество других ветвей гуманизма.

Конечно, светский гуманизм сейчас является самым популярным из всех течений гуманизма, но более всего на европейский мир (в который входит и Россия) повлиял именно христианский гуманизм. Христианский гуманизм основал первое понимание равенства людей, являлся предтечей либеральной идеологии, которая больше всего влияла на европейские умы, стал базой для концепции прав человека, стал одним из основ либертарно-юридического правопонимания, играл большую роль в мировой философии и искусстве.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: