Особенности возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности

Обновлено: 28.03.2024

Основаниями возникновения (приобретения) права собственности являются различные правопорождающие юридические факты, назы­ваемые также титулами собственности .

Титульное владение - это вла­дение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом, законном основании, или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта, - например, право собственности, основанное на договоре купли-про­дажи вещи или на переходе права на нее в порядке наследования.

Титульное владение - это владение, опирающееся на законное основание, т.е. титул. Понятие "титул" определяется в литературе как основание какого-либо права.

Титул может иметь как вещный характер (право собственности, ограниченное вещное право), так и обязательственный (например, на основе договора). При этом титул может существовать только в отношении индивидуально-определенной вещи .

Истец по вещно-правовому иску вправе опираться как на титул вещно-правового характера, так и на титул, порожденный в результате обязательственных правоотношений. Таким образом, истцом по вещному иску может быть только лицо, обладающее титулом на владение, т.е. законный владелец вещи. Кроме того, правовой титул, на основании которого истец обладал спорной вещью, является юридическим основанием вещных исков.

Титульным владельцем следует признавать субъекта, владеющего вещью на основании

  1. вещных прав (права собственности и иного ограниченного вещного права) или
  2. обязательственных прав.

Титульное владение противостоит беститульному. Различие между титульным и беститульным владельцем основывается на объективном признаке и не зависит от сознания самого владельца . Таким признаком является основание приобретения имущества.

Владение, которое получено при соблюдении требований правопорядка, называется законным: оно опирается на правовой титул. Незаконное владение - это фактическое обладание вещью, не основанное на праве.

Титулы собственности могут приобретаться различными спосо­бами, которые традиционно подразделяются на две группы:

  1. первона­чальные , т.е. не зависящие от прав предшествующего собственника на данную вещь (включая и случаи, когда такого собственника ранее во­обще не имелось);
  2. производные , при которых право собственности на вещь переходит к собственнику от его предшественника (по сделке или в поряд­ке правопреемства).

Первоначальные способы приобретения права собственности:

  1. на вещь, ранее не существовавшую:
    • создание (изготовление) новой вещи, на которую ранее не было и не могло быть установлено ничьего права собственности (ст. 219-220 ГК РФ);
    • переработка и сбор или добыча общедоступных для этих целей ве­щей (ст. 221 ГК РФ);
    • при определенных условиях — самовольная постройка (ст. 222 ГК РФ);
  2. приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право:
    • бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 225 ГК);
    • движимые вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК);
    • находка (ст. 227-229 ГК);
    • безнадзорные животные (ст. 230-232 ГК);
    • клад (ст. 233 ГК).
  3. приобретение права собственности добросовестным приобретателем недвижимой вещи:
    • в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ);
    • от ее неуправомоченного отчуждателя при отказе собственнику в удовлетворении иска о ее истребовании (при невозможности виндикации) (ст. 223 ГК РФ);
  4. специальные способы возникновения права собственности, допус­каемые законом лишь для определенных субъектов (кроме прива­тизации).

Производные способы приобретения права собственности:

  1. на основании договора или иной сделки об отчуждении вещи;
  2. в порядке правопреемства:
    • при наследовании после смерти гражданина;
    • в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица.

Практическое значение такого разграничения состоит в том, что при производных способах приобретения права собственности на вещь необходимо учитывать возможность наличия на эту же вещь прав других лиц — несобственников (например, залогодержателя, аренда­тора, субъекта ограниченного вещного права). Данные права обычно не утрачиваются при смене собственника вещи, переходящей к но­вому владельцу, как бы обременяя его имущество. В этом отношении действует прямо не выраженное, но подразумеваемое законом старое правило римского частного права:

  • никто не может передать другому больше прав на вещь, чем имеет сам.

Понятно, что на первоначального приобретателя вещи никакие ограничения подобного рода распространяться не могут. Таким об­разом, различие первоначальных и производных способов приобре­тения права собственности, по сути, сводится к отсутствию или нали­чию правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от одного ли­ца (праводателя, в данном случае — первоначального собственника вещи) к другому (правопреемнику, новому собственнику) в порядке производного правоприобретения. В свою очередь это обстоятельство делает возможным различие понятий «основания возникновения права собственности» (т.е. титулов собственности, или правопорождающих юридических фактов) и «способы приобретения права собствен­ности» (т.е. правоотношений, возникших на основе соответствующих юридических фактов).

Основания прекращения права собственности

Право собственности является не только наиболее широким по содержанию, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального иму­щественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не толь­ко основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти по­следние подлежат особо тщательной регламентации, с тем чтобы со­хранить и поддержать «прочность» права собственности в соответст­вии с провозглашенным в п. 1 ст. 1 ГК РФ принципом неприкосновенно­сти собственности.

Ст. 235 ГК РФ устанавливает следующие о снования прекращения права собственности:

  1. отчуждение собственником своего имущества другим лицам;
  2. отказ собственника от права собственности;
  3. гибель или уничтожение имущества;
  4. утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом ( в т.ч. при принудительном изъятии ).
    обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;

обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие группы оснований прекращения права собственности:

1) универсального характера (касающиеся всех собственников):

  • по воле самого собствен­ника (в добровольном порядке - отчуждение и отказ);
  • в связи с гибелью или уничтоже­нием вещи;
  • при обращении кредито­рами взыскания на имущество собственника по его обязательствам.

2) принудительное изъятие имущества у частного собственника:

Прекращение права собственности происходит лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Возникновение права собственности. Право собственности принадлежит к числу таких субъективных прав, которые могут возникнуть лишь при наличии определенного юридического факта, а иногда и их совокупности. Эти юридические факты называются основаниями возникновения права собственности.

Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские(прибыль, полученная муниципальными предприятиями и учреждениями; имущество, приобретённое по сделкам, в том числе поступления от сдачи муниципального имущества в аренду, и иные основания) и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества.

Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества.

В свою очередь, каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения права собственности (см. параграф 5 гл. 15 учебника).

Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации.

В период становления Советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства.

Статья 306 ГК определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом.

Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц 2 .

Реквизиция (ст. 242 ГК) является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества,можетбыть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Под конфискацией (ст. 243 ГК) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение. Конфискация – карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке (например, при нарушении таможенных правил – ст. 16.1 КоАП). Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ст. 30.1 КоАП).

Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или конфисковано, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск предъявляется к тому государственному органу, должностным лицом которого проведена незаконная конфискация или реквизиция.

Порядок возврата конфискованного имущества определяется Положением о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-х 1 ; Положением о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 926, ст. 135 УПК и другими нормативными актами.

К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся:

- выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);

- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК);

- приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).

Указанные случаи принудительного прекращения права собственности предполагают переход имущества не только в государственную (муниципальную), но и частную собственность посредством продажи с публичных торгов. Однако требование о принудительном выкупе указанных выше объектов может быть заявлено только государством.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности отчуждается в собственность граждан или юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законом о приватизации (п. 2 ст. 235 ГК).

Учитывая данные обстоятельства, принудительный выкуп указанных объектов следует отнести к специальным основаниям возникновения права собственности, присущим только государству.

Приобретение государством права собственности на имущество, находящееся на земельном участке, который изымается для государственных или муниципальных нужд ввиду его ненадлежащего использования, предусматривает соблюдение определенной процедуры изъятия земельного участка.

При изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд выносится решение о выкупе земельного участка, которое может быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Решение об изъятии (выкупе) земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющим регистрацию прав на земельный участок (п. 4 ст. 279 ГК). Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты, а также о предстоящем выкупе принадлежащего ему земельного участка не позднее чем за год до его изъятия.

Изъятие земельного участка в связи с ненадлежащим его использованием предполагает установление фактов использования земельного участка не по целевому назначению (ст. 284 ГК) либо использования с нарушением законодательства (ст. 285 ГК).

Возникновение права собственности на основании уплаты налогов и иных обязательных платежей характеризуется тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд.

Налоги служат важнейшим экономико-правовым средством государственного регулирования хозяйственной деятельности. Действенность этих средств зависит от множества факторов, в том числе и от размеров обязательных платежей (прежде всего налогов), позволяющих сдерживать либо, наоборот, стимулировать хозяйственную деятельность.

Согласно российскому законодательству выморочное имущество, у которого не оказалось наследников, переходит к государству как наследнику (в некоторых странах, например, во Франции, переход выморочного имущества осуществляется на основе права «оккупации», не исключающей приобретение права собственности на такое имущество другими субъектами гражданского права).

Согласно ст. 1151 ГК выморочным признается имущество, у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158).

Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации», переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования 1 .

Выморочное имущество, находящееся за рубежом, переходит по наследству к государству по правилам, установленным в договорах о правовой помощи, участником которых является Россия. По общему правилу, выморочное движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти является наследодатель, а выморочное недвижимое имущество переходит в собственность государства, на территории которого оно находится.

Государственная собственность прекращается также в результате такого специального способа прекращения права собственности, каким является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217 ГК). Это означает, что «в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего закона отношения приватизации выведены в основном из-под действия правил Кодекса» 1 .

- преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

- продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

- продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

- продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

По общему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических). В соответствии со ст. 6, 14 Закона решение о выборе способа приватизации государственного и муниципального имущества принимают соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества проводится в форме открытого аукциона. Согласно п. 1 ст. 18 Закона на аукционе продается имущество, если его покупатели не должны выполнять какие-либо условия в связи с приобретением ими объектов приватизации. Победителем на аукционе становится тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за выставленный на аукционе объект. В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с его победителем заключается договор купли-продажи.

Продажа акций открытых акционерных обществ проводится в форме межрегионального специализированного аукциона, используемого при продаже акций небольших предприятий, и всероссийского специализированного аукциона, используемого, как правило, при продаже крупных пакетов акций открытых акционерных обществ.

Покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. При поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе осуществляется в соответствии со ст. 20 Закона. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 % его уставного капитала, при условии, что в отношении объекта приватизации его покупатель обязан выполнить объявленные организаторами конкурса условия.

Конкурс является открытым по составу участников и закрытым по форме подачи предложений о цене имущества. Право приобрести в собственность выставленный на конкурс объект приватизации получает тот покупатель, который предложил наиболее высокую цену за этот объект, взяв на себя выполнение всех обязательств, предусмотренных условиями конкурса.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Объекты права государственной и муниципальной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

§ предприятия и другие имущественные комплексы;

§ здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

§ акции открытых акционерных обществ.

В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права государственной и муниципальной собственности, а также порядок учета государственного и муниципального имущества устанавливаются федеральными законами.

Имущество может поступать в государственную или муниципальную собственность, во-первых, общими, характерными для всех субъектов гражданского права, способами, во-вторых, специальными способами, не характерными для отношений частной собственности физических и юридических лиц.

В частности, такими специальными способами возникновения права государственной и муниципальной собственности являются: налоги, сборы, пошлины, а также реквизиция, конфискация и национализация.

В государственную казну (государственную казну Российской Федерации, государственную казну республики в составе Российской Федерации, государственную казну автономной области, автономного округа, края, области и иных субъектов Российской Федерации) поступают налоги, пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное Российской Федерацией, республикой в составе Российской Федерации или иным ее субъектом в соответствии с законом.

Под налогом в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором же понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государственная пошлина в соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц в случаях, если они обращаются за совершением определенных юридически значимых действий или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Реквизиция представляет собой изъятие государством имущества у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества.

По российскому законодательству может применяться при наличии государственной необходимости и по постановлению компетентного государственного органа. Необходимость может определятся такими чрезвычайными обстоятельствами, как стихийное бедствие, авария, эпидемия, эпизоотия, война и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер.

В постановлении о реквизиции должны быть указаны: район реквизиции, категории подлежащих реквизиции предметов, способы оплаты и др. Оплата производится органом, которому реквизированное имущество поступает, не позднее месячного срока со дня фактического изъятия имущества по стоимости, определяемой с учетом действующих цен.

Собственник может обжаловать действия реквизитора вышестоящему по отношению к нему органу или в суд, подав иск о возвращении неправильно изъятого имущества и возмещении убытков. Может быть оспорена в судебном порядке и оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества.

Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Конфискация представляет собой безвозмездное изъятие у собственника имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, которая возможна в случаях, предусмотренных законом.

При конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следствия или судебными органами мер по сохранению имущества и притом без согласия этих органов. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

В качестве санкции за административные правонарушения конфискуются, в частности, предметы контрабанды, незаконной ловли и др.

В качестве санкции за гражданские правонарушения изымается, например, имущество, которое было передано либо подлежало передаче по недействительной сделке (совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств и т.п.).

Национализация представляет собой общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства. Право государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, является бесспорной прерогативой суверенного государства.

Основанием возникновения права государственной собственности является и обращение имущества по решению суда в доход Российской Федерации, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы. В соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. № 302-ФЗ право государственной собственности на деньги, ценности, иное имущество и доходы от них, может возникнуть на основании решения суда, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения (подп. 9 п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Имущество у частных лиц отчуждается в собственность государства на основании специального законодательного акта с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 ГК РФ. В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Прекращение права государственной или муниципальной собственности также имеет специальные основания, не свойственные для прекращения права частной собственности, таковым особым способом является, в частности, приватизация государственного и муниципального имущества.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной собственности в частную собственность. Это есть отчуждение (переход) имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность физических или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством.

При этом объектами приватизации могут выступать: 1) предприятия и иные имущественные комплексы; 2) здания, сооружения, нежилые помещения; 3) объекты, не завершенные строительством; 4) земельные участки; 5) жилые помещения; 6) акции открытых акционерных обществ.

Литература и информационные ресурсы по лекции

Нормативные правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. - 2002. - 26 января. - № 16.

4. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3302.

Иные документы:

Материалы судебной практики:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1996. – № 9.

2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2010. – № 6.

3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2009. – № 9.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. – № 9.

Специальная литература:

2. Гражданское право. Общая и Особенная части: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / А.П. Фоков, Ю.Г. Попонов, И.Л. Черкашина, В.А. Черкашин; [отв. ред. А.П. Фоков]. - М.: Кнорус, 2008.

4. Гражданское право: учебник : [в 3 частях] Ч. 1 / [А. В. Барков и др.]; под ред. В. П. Камышанского [и др.]. - М.: Эксмо, 2009.

5. Гражданское право: учебник: [в 3 томах] Т.1 / [Е. Н. Абрамова и др.]; под ред. д.ю.н., проф. А. П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009.

6. Российское гражданское право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция": в 2 т. Т.1 / отв. ред. засл. деятель науки РФ, д.ю.н., проф. Е. А. Суханов; Моск. гос. ун-т, Юрид. фак. - М.: Статут, 2010.

1. Андреев В.К. Право государственной собственности в России: Учебное пособие. - М.: Дело, 2004.

2. Андреев В.К. Право собственности в России. - М., 1993.

3. Ахметьянова З.А. Вещное право: Учебник. / З.А. Ахметьянова. – М.: Статут, 2011. – 360 с.

4. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. - М.-Л., 1948.

5. Власова М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. - М.: МЗ-Пресс, 2002.

6. Грось Л. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско-правовые проблемы // Хозяйство и право. - 2001. - № 5.

7. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. - М.: Юриспруденция, 2001.

8. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. - М., 2001.

9. Крашенинников П. В. Современные проблемы права собственности и иных вещных прав. - М., 1997.

10. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. - М., 1999.

11. Рыбаков В.А. Общие положения о типах, формах и видах собственности в России: методологические аспекты права собственности (научный очерк). - М.: Издательская группа «Юрист», 2004.

12. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. - М., 2002.

13. Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. - М., 1991.

Информационные ресурсы:

6. http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html - Сайт "Федеральные органы исполнительной власти";

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой право публичной собственности?

2. Кто является субъектом права публичной собственности в Российской Федерации?

3. Какие объекты могут находиться в федеральной собственности?

4. Что представляет собой федеральная казна?

5. Какие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов Российской Федерации?

6. Что составляет казну субъекта Российской Федерации?

7. Какие объекты могут находиться в собственности муниципальных образований?

8. Что составляет казну муниципального образования?

9. Какие формы присвоения лежат в основании возникновения права публичной собственности?

10. Каковы основания возникновения права собственности Российской Федерации и ее субъектов?

11. Каковы основания возникновения права муниципальной собственности?

12. Назовите и охарактеризуйте основания прекращения права государственной или муниципальной собственности.

Лекция 19.

Право общей собственности

Аннотация: Данная лекция посвящена особенностям правовой природы права общей собственности. Раскрывается понятие права общей собственности, определяются ее субъекты, объекты, а также основания возникновения. Поскольку право общей собственности дифференцируется на два вида (право общей долевой и право общей совместной собственности), в лекции уделяется внимание понятию и специфике каждого вида.

Ключевые слова: общая долевая собственность, общая совместная собственность, право преимущественной покупки, супруги, крестьянское (фермерское хозяйство), раздел общей собственности, заключение брака, брачный контракт.

Вопросы к лекции:

1. Понятие права общей собственности. Субъекты и объекты правоотношений общей собственности.

2. Основания возникновения права общей собственности.

3. Виды права общей собственности.

4. Право общей долевой собственности.

5. Право общей совместной собственности


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Право частной собственности– это право собственности физических и юридических лиц, не относящихся к публично-правовым образованиям, которые используют принадлежащее им имущество для удовлетворения своих частных (непубличных) интересов.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

3. "Право частной собственности граждан" означает принадлежность имущества на праве собственности гражданину или группе граждан, не образующих юридического лица и предоставленные им возможности использовать это имущество для удовлетворения частных, индивидуальных интересов.

Субъекты права частной собственности граждан - все физические лица без исключения с момента рождения и до смерти (вне зависимости от возраста/статуса/дееспособности) – следует из ст. 18 ГК РФ.

·крестьянское (фермерское) хозяйство.

не обладают статусом юридического лица. Субъектами выступают не социальные общности, а граждане, которые непосредственно являются членами общности. То же можно сказать и в отношении индивидуальных предпринимателей.

Объекты частной собственности граждан:

В настоящее время отпали традиционные для прежнего советского правопорядка ограничения права собственности – количество или размер жилых помещений, автотранспортных средств и т.п. П. 1 ст. 213 ГК РФ гласит, что в собственности гражданина может быть любое имущество, за исключением имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. В соответствии с п. 2 данной статьи не подлежат ограничению количество, а также стоимость объектов права собственности граждан, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конкретные виды объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны в законе ( об этом гласит п. 2 ст. 129 ГК) и не могут устанавливаться подзаконными актами. Это же касается и объектов, которые могут находиться в собственности частных лиц только по специальному разрешению, т.е. ограниченных в обороте.

Особенности возникновения права частной собственности граждан:

1. Обычные общегражданские способы.

2. Специальные способы:

а) Участие в приватизации государственного и муниципального имущества (данный способ регулируется в первую очередь законом от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» N 1541-1.

б) Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива приобретает право собственности на квартиру, дачу, гараж или иное помещение, которое было предоставлено ему кооперативом, после полного внесения паевого взноса за указанное имущество (п.4 ст.218 ГК РФ)

в) Доходы от занятия индивидуально-предпринимательской деятельностью.

Особенности прекращения права частной собственности граждан:

1. Общегражданские способы.

2. Дополнительные к общегражданским способам основная прекращения права собственности граждан (только для граждан):

а) Деприватизация жилого помещения (обратный процесс по отношению к приватизации). Ст. 9.1 ФЗ "о приватизации) жилищного фонда РФ" от 4 июля 2001 года N 1541-1 - до 1 января 2010 года можно использовать этот способ. Помещение возвращается в государственную собственность, а гражданин проживает в ней как соц. наниматель (риск гибели тоже переходит на государство).

б) Договор пожизненного содержания с иждивением. (договор, по которому "получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц)" (ч. 1 ст. 601 ГК РФ))

3. Ограничение в использовании некоторых общегражданских способов прекращения права собственности. Н/п., дарение для малолетних и недееспособных.

Так же статья 446 ГПК РФ устанавливает ограничение на обращение взыскания по долгам гражданина. В соответствии с пунктом 1 данной статьи, взыскание не может быть обращено на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением; имущество,необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования и т.д.

Особенности осуществления права частной собственности граждан:

1. Граждане обладают общей правоспособностью - могут использовать свое имущество для достижения любых, не противоречащих закону целей, в том числе и для занятия предпринимательством (необходимо соблюдать условия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в налоговой службе. )

Законодателем установлены пределы осуществления права частной собственности в отношении определенных объектов. Например, запрет, на размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также нарушение прав и интересов соседей. ГК устанавливает ответственность за нарушение этих предписаний ( ст. 293 ГК РФ). При этом необходимо различать пределы осуществления права собственности, которые устанавливаются законом, с ограничением права собственности, которые основаны на воле собственника ( ипотека, аренда) или суда ( арест имущества).

2. Особенности осуществления правомочий распоряжения: Возраст и дееспособность оказывает влияние на возможность гражданина самостоятельно осуществлять правомочие распоряжения.

Существуют особые правила распоряжения в этом случае - статья 37 ГК РФ ( и вне главы 3 ГК РФ). Подопечный ребенок ( контроль органов опеки и попечительства) ребенок, живущий с родителями ( не регулир. фактически).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: