Особенности ведения протокола судебного заседания презентация

Обновлено: 24.04.2024

Организация документооборота и делопроизводства в суде Подготовила: Блохина Валентина Александровна студент ФНО, группа ПСА – 33а Научный руководитель: Герасенко Елена Владимировна, заместитель декана факультета повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента (Факультет повышения квалификации судей и государственных служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента), преподаватель кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности

Судебное делопроизводство является особым видом профессиональной юридической деятельности, призванной обеспечить условия для полного и независимого осуществления правосудия. Имея ведомственный характер, оно обеспечивает судопроизводство и вместе с тем органично входит в общероссийскую систему документирования. Делопроизводство — деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов (пункт 3.1 Государственного стандарта 7.0.8.—2013 «Система стандартов по информации, библиотечному делу и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»). Судебное делопроизводство — это регулируемая правовыми нормами деятельность аппарата федерального суда, направленная на регистрацию, учёт, движение судебных дел и других материалов, справочно-информационный поиск и контроль исполнения документов, подготовку материалов к последующему хранению и использованию в целях документационного обеспечения деятельности суда.

Судебное делопроизводство осуществляется по следующим направлениям: «Классические (традиционные)» «Новейшие» приём и выдача документов; удостоверение копий судебных документов; производство вручения документов, уведомлений и вызовов; контроль уплаты пошлин и сборов; осуществление организационно-правовых подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию; помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия; обеспечение ведения протоколов судебных заседаний; ведение учёта движения дел и сроков их прохождения в суде; обеспечение обращения к исполнению судебных решений; осуществление хранения дел и документов; участие в обобщении судебной практики; ведение судебной статистики; ведение информационно-справочной работы по законодательству Российской Федерации; осуществление приёма граждан. обеспечение открытости и гласности правосудия посредством наполнения официальных сайтов судов в сети Интернет; ведение аудио- и видео-протоколирования, обеспечение видеоконференцсвязи; организация СМС-информирования участников судопроизводства; обеспечение функционирования приёмных судов — самостоятельное консультирование работниками аппаратов судов граждан по вопросам информационно-справочного характера; организация участков сканирования судебных документов, перевод документов с бумажных на электронные носители для реализации целей текущего судопроизводства; создание электронных архивов судебных дел (материалов) и документов общего делопроизводства; деятельность по обмену данными между судами, органами и учреждениями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в рамках единого информационного пространства, формируемого в Государственной автоматизированной системе «Правосудие»; организация электронного взаимодействия с иными органами государственной власти; обеспечение модернизированного способа отправки служебной корреспонденции с помощью системы штрих-кодирования и организация электронного документооборота с ФГУП «Почта России». статья 39 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 № 238 «Об утверждении положения об аппарате суда общей юрисдикции» Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов» статья 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ

В современных условиях традиционные направления судебного делопроизводства получили новое наполнение с учётом развития документационного обеспечения. Пример: коренные преобразования произошли в организации ведения судебной статистики на основе применения единой Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» с усовершенствованием содержания форм шаблонов и учётно-статистических карточек. Рациональная организация судебного делопроизводства является важным условием эффективной деятельности судов, поскольку обеспечивает быстрый поиск необходимой информации и высокий уровень исполнительской дисциплины. Судебное делопроизводство подразделяется на виды в зависимости от направлений профессиональной деятельности работников аппаратов судов, с учетом их предназначения для обеспечения правосудия.

Виды судебного делопроизводства в зависимости от направлений деятельности работников аппарата суда: Организационное обеспечение судопроизводства по всем категориям рассматриваемых дел (материалов) пополнение учётных данных по находящимся в производстве с момента принятия документов и осуществления в ГАС «Правосудие». Сопровождение документирования при обеспечение ведения протоколов судебного заседания (в т. ч. обжаловании участниками судопроизводства судебных актов аудио- и видео-протоколирование), внесение и оперативное в определённом процессуальным законодательством порядке. Обеспечение делопроизводства в апелляционной и кассационной инстанции компетентных судов: приём из судов первой инстанции обеспечение регистрации, учёта и размещения на сайте жалоб, протестов, да в сети Интернет внепроцессуальных обращений. Обеспечение делопроизводства в президиуме верховных судов республик, краевых, областных судов , судов городов федерального значения базу данных ГАС «Правосудие», судов автономных округов: формирование установленных нарядов, требовании дел, занесение информации в автоматизированную направление дел в суды, из которых они были истребованы. Организация общего делопроизводства в суде как система управления , включая формирование номенклатуры дел суда; хранение заявлений и жалоб на работу суда. Организация и ведение архивного делопроизводства , а также осуществление хранения дел и иных материалов: документов, судебных дел и иных материалов. Организация и ведение информационно-справочной работы по законодательству , контролю изменений, обобщению данных судебной практики, обеспечение. Ведение работы по информационно-правовому обеспечению деятельности суда : организация библиотеки суда; обеспечение применения изданий; подбор и приобретение печатных изданий, организация подписки на периодические издания. Организация и ведение работы по информационному обеспечению судебного делопроизводства, внедрение и применение информационных и телекоммуникационных технологий и систем (техническое сопровождение аудио-видео-про- видеоконференцсвязи), ведение, пополнение, обеспечение электронных баз данных ГАС «Правосудие». Обеспечение режима секретности при рассмотрении дел (материалов) и ведение секретного делопроизводства. Ведение первичного статистического учёта и формирование форм отчётности , подготовка аналитических справок и материалов по запросам вышестоящих судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Осуществление приёма граждан по вопросам справочно-консультативного характера в соответствии с имеющимися полномочиями. Обеспечение приёма/отправки судебных и несудебных (служебных) документов. Организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации.

Судебное делопроизводство в зависимости от содержания информации подразделяется на секретное делопроизводство, несекретное делопроизводство и архивное делопроизводство. В зависимости от звена судебной системы выделяется: делопроизводство в районных судах; делопроизводство в верховном суде республики, краевом и областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и автономного округа; делопроизводство в гарнизонном, окружном (флотском) военном суде; делопроизводство Верховном Суде Российской Федерации. С учетом процессуальной функции, осуществляемой судом, выделяют: делопроизводство в суде первой инстанции; делопроизводство в суде апелляционной и кассационной инстанции; делопроизводство в судебных коллегиях; делопроизводство в президиуме суда.

Организация и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации устанавливается Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде . Правила организации делопроизводства в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов определяются Инструкцией по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов . Основные и единые правила несекретного делопроизводства в окружных (флотских) и гарнизонных военных судах, порядок организации хранения, комплектования, учёта и использования архивов определены Инструкцией по делопроизводству в военных судах .

Инструкции устанавливают порядок учёта и ведения документооборота суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов структурных подразделений суда, порядок хранения судебных дел, документации и передачи в архив. Положения указанных Инструкций распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами с использованием специализированных автоматизированных информационных систем ведения судебного делопроизводства (специальные программные средства Государственной автоматизированной системы «Правосудие», обеспечивающие ведение автоматизированного судебного делопроизводства.

Государственная автоматизированная система «Правосудие», одной из подсистем которой является «Делопроизводство и статистика. Судимость» , позволяет существенно упростить систему регистрации, архивирования и поиска судебных документов. Ее введение предоставляет возможность избежать ведения в судах многочисленных картотек и журналов. Правила подготовки и оформления документов к последующему хранению, порядок учёта, использования и хранения документов в архиве суда, методика отбора дел (нарядов) для постоянного хранения и выделения их к уничтожению, а также правила передачи дел (нарядов) в государственные архивы регламентируется Инструкцией «О порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования» .

Основным учётным документом в судебном делопроизводстве является номенклатура нарядов. Номенклатура нарядов суда — систематизированный перечень наименований дел, создаваемых в суде, с указанием сроков их хранения. Номенклатура основных нарядов, которые ведутся в суде, формируется в соответствии с Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения, утверждённым приказом Судебного департамента от 9 июня 2011 г. № 112 «Об утверждении перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков хранения» . В некоторых случаях к сроку хранения добавляется отметка «ЭПК». Это означает, что вопрос об оставлении данного дела на постоянное хранение или на срок, установленный в номенклатуре, решается экспертно-проверочной комиссией.

Номенклатура нарядов необходима для организации информационно-поисковой системы. Она облегчает отбор документов на постоянное хранение. Номенклатура нарядов разрабатывается на основе состава и содержания документации, которая образуется в деятельности судов при их документировании. При составлении номенклатуры нарядов суда документы располагаются в строгой последовательности по степени их важности. В номенклатуру дел не включается категория документов с грифом «Для служебного использования» . Работа с этими документами определяется специальными инструкциями и другими нормативными документами. Номенклатура нарядов утверждается председателем суда ежегодно с одновременным согласованием с руководителем архивной службой субъекта Российской Федерации. При текущих изменениях структуры и состава дел в номенклатуры вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые также подлежат согласованию.

Организация документооборота в суде Документооборот – движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Документооборот суда включает: организационно-распорядительные документы; судебные дела (материалы) и формируемые в них документы, в том числе и временно поступающие в вышестоящие судебные инстанции компетентных судов; наряды и журналы общего делопроизводства, перечень которых устанавливается в соответствии с номенклатурой дел судов; электронные образы документов и данные учётно-регистрационных автоматизированных программ (идентичные (сканированные) электронные копии, деперсонифицированные и сокращённые текстовые варианты судебных и несудебных документов, тексты СМС-извещений в адрес участников судопроизводства и отчёты об их доставке, программные продукты Государственной автоматизированной системы «Правосудие» в судах общей юрисдикции).

Одной из отличительных особенностей современного документооборота является активное участие в документообороте судов информационных технологий. Программный комплекс ГАС «Правосудие» позволяет существенно упростить систему регистрации, архивирования и поиска судебных документов. Ее применение позволяет автоматизировать ведение судебного делопроизводства, обеспечить оперативный поиск любых судебных документов, внесённых когда-либо в данную систему, предоставляет возможность совершенствовать традиционный порядок ведения в судах многочисленных картотек и журналов. Ряд нормативных документов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации регулируют отношения по формированию документооборота судов с участием программного комплекса ГАС «Правосудие». Правила подготовки и оформления документов к последующему хранению, порядок учёта, использования и хранения документов в архиве суда, методика отбора дел (нарядов) для постоянного хранения и выделения их к уничтожению, а также правила передачи дел (нарядов) в государственные архивы регламентируется Инструкцией «О порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования» , а также Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения.

Действия работников аппарата суда по обеспечению документооборота суда: первичная проверка документа (проверка целостности, комплектности, распределение) предварительное рассмотрение документа на предмет определения компетентного должностного лица регистрация данных о документе в учётной базе и оперативное обновление сведений оперативное хранение, формирование и текущая обработка индивидуальных делопроизводств (судебных и несудебных) исполнение документов (отправка по назначению, передача в архив, текущее (временное) хранение в ответственных структурных подразделениях) Различают три основных потока документооборота суда: документы, поступающие от граждан и других организаций (входящие) ; документы, отправляемые гражданам и в другие организации (исходящие) ; документы, создаваемые в управленческом процессе (внутренние) .

К управленческим документам относятся приказы, распоряжения, а также иные служебные документы, призванные обеспечивать служебную деятельность суда (личные дела судей, государственных гражданских служащих и технических специалистов, штатное расписание, положения, правила, протоколы, планы, отчёты, служебные и объяснительные записки). Председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, утверждает должностные инструкции работников аппарата суда, схемы прохождения документов в суде, осуществляет иные полномочия по организации работы судов (статья 6.2. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации») .

Непосредственно обеспечивает организацию делопроизводства в суде начальник отдела делопроизводства, который назначается и освобождается от должности председателем соответствующего суда. Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными регламентами, утверждёнными председателем суда. Документооборот суда отражается в соответствующих журналах, формы которых размещены в приложениях к Инструкциям по судебному делопроизводству, а также иных нормативных документах, регулирующих специальные вопросы обеспечения судопроизводства. Пример : ведение журнала учёта внепроцессуальных обращений предусмотрено приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 11 декабря 2013 г. № 241 «Об утверждении порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях». В судах общей юрисдикции ведение журналов и нарядов разрешено как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае ведения журналов на электронном носителе в конце рабочего дня делается распечатка в форме реестров по поступившим на рассмотрение материалам, осуществляется нумерация и подшивается в журнал. Процессуальное законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты устанавливают сроки обработки (изготовления, прохождения) документов в суде.

В целях удостоверения подлинности копий судебных актов, исполнительных листов (дубликатов исполнительных листов), соответствия копий документов их подлинникам, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в документообороте суда применяются печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Порядок применения Гербовых печатей в суде на документах внутреннего характера (кадровых, финансовых, доверенностях) устанавливается председателем суда в организационно-распорядительном порядке.

Список используемой литературы: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде». Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. № 161 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов». Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28.12.2005 г. № 157 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учёта и использования». Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 09.06.2011 г. № 112 «Об утверждении Перечня документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения». Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 09.10.2014 г. № 219 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в военных судах». Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции (районные (городские) и гарнизонные военные суды) по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие. М.: РАП, 2009. С. 263.

«Судебное разбирательство » Презентационный материал к лекции по

1. Сущность и значение стадии подготовки к судебному разбирательству. Предварительное слушание. 2. Общие условия судебного разбирательства.

Слайд 4: Сущность и значение стадии подготовки к судебному разбирательству. Предварительное слушание

Стадия подготовки к судебному разбирательству - самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в проверке судьей материалов уголовного дела, поступившего в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом и разрешении вопросов, связанных с подготовкой к судебному заседанию.

Сущность и значение стадии подготовки к судебному разбирательству. Предварительное слушание

Слайд 5: По поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых ряд вопросов, предусмотренных в ст. 228 УПК РФ:

6) имеются ли основания проведения предварительного слушания. По поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых ряд вопросов, предусмотренных в ст. 228 УПК РФ: 1) подсудно ли уголовное дело данному суду; 2) вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта; 3) подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения; 4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы; 5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;

По поступившему уголовному делу судья должен выяснить в отношении каждого из обвиняемых ряд вопросов, предусмотренных в ст. 228 УПК РФ:

Слайд 6

По результатам выяснения этих вопросов в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд, а если обвиняемый содержится под стражей - не позднее 14 суток, судья может принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 227 УПК РФ: 1) о направлении уголовного дела по подсудности; 2) о назначении предварительного слушания; 3) о назначении судебного заседания.

Слайд 7: Значение стадии подготовки к судебному разбирательству

Значение стадии подготовки к судебному разбирательству состоит в том, что она обеспечивает рассмотрение в судебном заседании только таких дел, которые готовы к этому, что сводит к минимуму такие ситуации, которые приводят к срыву и затягиванию судебного разбирательства, принятию неправильных решений. Эта стадия является также необходимым условием надлежащей подготовки и успешного проведения судебного заседания.

Значение стадии подготовки к судебному разбирательству

Слайд 8: Признав возможным назначение судебного заседания, судья Обязан разрешить и отразить в постановлении следующие вопросы (ч. 2 ст. 231 УПК РФ):

1 ) о месте, дате и времени судебного заседания. В зависимости от обстоятельств дела и личности обвиняемого судебное заседание может быть проведено как в самом суде, так и в другом месте (по месту работы или жительства подсудимого, в следственном изоляторе и т.д.). 2 ) о рассмотрении уголовного дела судьей единолично или судом коллегиально; 3) о назначении защитника в случаях, когда его участие обязательно; 4) о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами; 5) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных законом; 6) о мере пресечения, за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.

Признав возможным назначение судебного заседания, судья Обязан разрешить и отразить в постановлении следующие вопросы (ч. 2 ст. 231 УПК РФ):

Слайд 9: По ходатайству стороны или по собственной инициативе судья может принять решение о проведении предварительного слушания

Основания проведения предварительного слушания предусмотрены ч.2 ст. 229 УПК РФ :

По ходатайству стороны или по собственной инициативе судья может принять решение о проведении предварительного слушания.

Слайд 10: Порядок проведения предварительного слушания предусмотрен в главе 34, ст.ст. 234 – 239 УПК РФ

По результатам предварительного слушания судья принимает одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 236 УПК РФ: 1) о направлении уголовного дела по подсудности, если в ходе предварительного слушания прокурор изменил обвинение, а это, в свою очередь, повлекло изменение подсудности; 2) о возвращении уголовного дела прокурору, если обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением закона или копия этих документов не была вручена обвиняемому; 3) о приостановлении производства по уголовному делу при наличии следующих оснований: а) обвиняемый скрылся; б) тяжело заболел; в) отсутствует реальная возможность участия обвиняемого в судебном разбирательстве; г) судом направлен запрос в Конституционный Суд о соответствии примененного или подлежащего применению в данном уголовном деле закона Конституции Российской Федерации; д ) Конституционным Судом принята к рассмотрению жалоба заинтересованной стороны; 4) о прекращении уголовного дела при наличии оснований, предусмотренных п.п. 3-6 ч. 1 и ч. 2 ст. 24, п.п. 3-6 ч. 1 ст. 27, ст. 25, 28 УПК РФ, а также в случае отказа прокурора от обвинения. Наличие таких оснований, как: отсутствие события или состава преступления, непричастность обвиняемого к совершению преступления должно быть доказано в ходе судебного разбирательства, в результате которого может быть постановлен оправдательный приговор; 5) о назначении судебного заседания.

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Первый слайд презентации: Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Тарасова Снежана Ю 301-01

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 2

Требования к оформлению и содержанию протокола установлены в ст. 155 АПК РФ. В отличие от АПК РФ 1995 г. (ст. 123) АПК РФ 2002 г. содержит более развернутый перечень сведений, подлежащих внесению в протокол, хотя назвать этот перечень исчерпывающим сложно, поскольку ход судебного заседания может создать необходимость внести в протокол и какие-то другие сведения (например, об удалении из зала заседания представителя той или другой стороны; расписку лиц, участвующих в деле, об ознакомлении с объявленным судьей временем и местом нового судебного заседания при отложении разбирательства и т.д.)

Слайд 3

АПК РФ Статья 155. Протокол 1. В ходе каждого судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания ведется протоколирование с использованием средств аудиозаписи и составляется протокол в письменной форме (далее также - протокол). 2. Протокол является дополнительным средством фиксирования следующих данных о ходе судебного заседания: год, месяц, число и место проведения судебного заседания; время начала и окончания судебного заседания; наименование арбитражного суда, рассматривающего дело, состав суда; наименование и номер дела; сведения о предупреждении об уголовной ответственности переводчика за заведомо неправильный перевод, свидетелей за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний, эксперта за дачу заведомо ложного заключения; устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, консультации специалистов; соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и заявленным требованиям и возражениям; определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания; отметка об использовании средств аудиозаписи, систем видеоконференц-связи и (или) иных технических средств в ходе судебного заседания; дата составления протокола.

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 4

3. В протоколе о совершении отдельного процессуального действия указываются также сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия. 4. Секретарь судебного заседания или помощник судьи составляет протокол и обеспечивает использование средств аудиозаписи и (или) иных технических средств в ходе судебного заседания. 5. Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании, секретарем судебного заседания или помощником судьи, который составлял протокол судебного заседания, не позднее следующего дня после дня окончания судебного заседания, а протокол о совершении отдельного процессуального действия - непосредственно после совершения отдельного процессуального действия. 6. Протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Материальный носитель аудиозаписи приобщается к протоколу. В случае, если арбитражным судом проводится стенографическая запись, а также видеозапись судебного заседания, в протоколе, составленном в письменной форме, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. Материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу.

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 5

7. Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с аудиозаписью судебного заседания, протоколами судебного заседания и протоколами о совершении отдельных процессуальных действий и представлять замечания относительно полноты и правильности их составления в трехдневный срок после подписания соответствующего протокола. К замечаниям могут быть приложены материальные носители проведенной лицом, участвующим в деле, аудио- и (или) видеозаписи судебного заседания. Замечания на протокол, представленные в арбитражный суд по истечении трехдневного срока, судом не рассматриваются и возвращаются лицу, представившему эти замечания. 8. О принятии или об отклонении замечаний на протокол арбитражный суд выносит определение не позднее следующего дня после дня поступления этих замечаний в суд. Замечания на протокол и определение суда приобщаются к протоколу. 9. По изложенному в письменной форме ходатайству лица, участвующего в деле, и за его счет могут быть изготовлены копия протокола и (или) копия аудиозаписи судебного заседания. © КонсультантПлюс, 1992-2015

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 6

Вместе с тем указанный в статье перечень является достаточно полным, он отражает одну из тенденций арбитражного процесса, сближающего его с классическими видами процесса (гражданским и уголовным): необходимость и обязательность отражения в письменном виде событий, происшедших в ходе заседания, в целях обеспечения прав участников дела на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство.

Слайд 7

В частности, в протоколе указываются: год, месяц, число и место судебного заседания; время начала и окончания судебного заседания; наименование суда, рассматривающего дело, состав суда; наименование и номер дела; сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, о документах, удостоверяющих личность и полномочия участников и их представителей; сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса их процессуальных прав и обязанностей;

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 8

сведения о предупреждении об уголовной ответственности переводчиков (за заведомо неправильный перевод), свидетелей (за дачу ложных показаний и отказ от дачи показаний), эксперта (за дачу заведомо ложного заключения). Указанные сведения скрепляются подписью в протоколе перечисленных лиц;

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Слайд 9

устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, определения, вынесенные судом без удаления из зала заседания (например, об объявлении перерыва в судебном разбирательстве); показания свидетелей, устные разъяснения экспертами своих заключений, объяснения лиц, участвующих в деле. В последнем случае в протокол вносится не стенограмма судебных прений, а объяснения участников процесса по фактическим обстоятельствам;

Слайд 10

соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и заявленным требованиям и возражениям - вносится дословное изложение соглашения и удостоверяется подписями участников или их представителей; результаты проведенных в судебном заседании осмотров и других действий (прослушивание или просмотр фотографий, аудио- и видеозаписей, компьютерных файлов) по исследованию доказательств.

Слайд 11

В случае, если суд проводит осмотр доказательств вне судебного заседания, в месте нахождения доказательств (например, недвижимого имущества), оформляется отдельный протокол, который должен содержать сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия (к примеру, описание состояния строения).

Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

Последний слайд презентации: Презентация на тему «Требования к оформлению и содержанию протокола»

С ведения, перечисленные в ст. 155 АПК РФ, должны вноситься в протокол в последовательности, установленной названной статьей, иные записи должны быть сделаны в той последовательности, в какой совершались процессуальные действия с начала судебного разбирательства до принятия решения.

Протоколы документируют деятельность постоянно
действующих коллегиальных органов, таких, как
коллегии комитетов и министерств, муниципальных
органов управления, а также ученых, технических,
методических советов
Обязательному протоколированию подлежат собрания
акционеров, заседания советов директоров
Протоколы представляются в органы государственной
власти для регистрации (например, при регистрации
коммерческих банков, торгово-промышленных палат и
др.). Протоколы составляют и для документирования
деятельности временных коллегиальных органов
(конференций, собраний, совещаний, семинаров и
т.д.).
Протокол оформляется на основе записей, которые
велись на заседании секретарем вручную или с
использованием диктофона.

5. Краткий протокол

фиксирует обсуждавшиеся на заседании
вопросы, фамилии докладчиков и принятые
решения
рекомендуется вести только в тех случаях,
когда заседание стенографируется, доклады и
тексты выступлений будут представлены
секретарю или когда заседание носит
оперативный характер.

6. Пример краткого протокола

7. Полный протокол

фиксирует не только обсуждавшиеся вопросы,
принятые решения и фамилии выступавших,
но и достаточно подробные записи,
передающие содержание докладов и
выступлений участников заседания, все
высказанные мнения, прозвучавшие вопросы и
реплики, замечания, позиции.
позволяет документировать подробную
картину заседания

8. Пример полного протокола

9. Стенографический протокол

составляется на основе стенографического
отчета о заседании (стенограммы) и дословно
передает процесс обсуждения каждого вопроса
и выработку решения по нему.

Все виды протоколов оформляются на общем
бланке, который включает реквизиты:
наименование учреждения (организации,
предприятия),
вид документа (протокол),
место для проставления даты, индекса
документа,
место составления протокола,
место для заголовка к тексту.

Датой протокола является дата
заседания(протоколы, как правило,
оформляются после заседания). Если оно
продолжалось несколько дней, то дата
протокола включает даты начала и окончания.
Например: 21-24.01.2015

Номером (индексом) протокола является
порядковый номер заседания. Нумерация
протоколов ведется в пределах календарного года или
срока полномочий коллегиального органа.
Заголовок к тексту протокола, как правило, отражает
вид заседания или коллегиальной деятельности и
согласуется с названием вида документа.
Например: Протокол(чего?) заседания коллегии;
(чего?)собрания трудового коллектива; (чего?)
совещания начальников структурных подразделений.

14. Вводная часть

После заголовка приводятся фамилии и инициалы
председателя и секретаря заседания
С новой строки после слова «Присутствовали»
перечисляют фамилии, инициалы постоянных членов
коллегиального органа (в алфавитном порядке),
фамилии, инициалы и должности приглашенных на
заседание.
При оформлении протокола расширенного
заседания фамилии участников не перечисляются, а
указывается цифрой их общее количество.

15. Вводная часть

Включается повестка дня. В ней перечислены
обсуждаемые на заседании вопросы с
фамилиями выступающих (докладчиков) и
закреплена последовательность их обсуждения.
Повестка дня заседания, как правило, составляется
заранее и должна включать оптимальное
количество вопросов, которые можно рассмотреть
и обсудить на заседании.

16. Основная часть

«СЛУШАЛИ»
«ВЫСТУПИЛИ»
«ПОСТАНОВИЛИ»
В
части
«СЛУШАЛИ»
излагается
текст
выступления. Каждую фамилию и инициалы
выступающего печатают с новой строки. Текст
выступления излагается от третьего лица
единственного числа и отделяется от фамилии
знаком тире.
Например: К.А. Михайлова – доложила основные
показатели работы школы в 2008/09 уч. г

17. Основная часть

В части
«ВЫСТУПИЛИ» фиксируются вопросы,
которые задавались докладчику в ходе выступления.
Они оформляются в протоколе с указанием фамилии,
содержания вопроса и ответа на него.
В части «ПОСТАНОВИЛИ» отражают принятое
решение по обсуждаемому вопросу. Если решение
содержит несколько аспектов, каждый из них излагается
отдельным пунктом. Если один из пунктов содержит
решение об утверждении обсуждавшегося на заседании
документа, этот документ становится приложением к
протоколу и на нем оформляется ссылка на номер и дату
протокола

18. Выписка из протокола

Представляет собой точную копию части текста
подлинного протокола, относящегося к тому
вопросу повестки дня, по которому готовят выписку
При этом воспроизводят все реквизиты бланка,
вводную часть текста, вопрос повестки дня, по
которому готовится выписка, и текст, отражающий
обсуждение вопроса и принятое решение.
Подписывает только секретарь, он же составляет
заверительную надпись. Она состоит из слова
«Верно», указания должности лица, заверяющего
копию (выписку), личной подписи, фамилии,
инициалов и даты.

2. Процессуальные акты и их виды в уголовном процессе. Протоколы, виды, требования

1.
Процессуальный акт
2.
Признаки процессуального акта
3.
Группы процессуальных актов
4.
Протокол – уголовно-процессуальный акт
5.
Протоколы следственных и судебных действий
6.
Протоколы следственных действий
7.
Составление протокола
8.
Требования к оформлению протокола
9.
Протокол судебного заседания
10. Отличия протокола судебного заседания от протокола следственных действий
2

3. Процессуальный акт

Процессуальный акт - процессуальный документ, составление которого является
обязательным юридическим условием для осуществления, предварительного расследования, судебного
разбирательства и всех остальных процессуальных процедур. В них находит отражение вся деятельность
субъектов уголовной юрисдикции по проведению процессуальных мероприятий, принятию
процессуальных решений и выполнению других предписаний закона.
3

4. Признаки процессуального акта

Уголовно-процессуальный документ должен быть прямо предусмотрен УПК. Такой порядок может
включать процедуру и сроки составления документа, обязанность ознакомления заинтересованных лиц с его
содержанием, направления копий документа по адресам и т.п., например, протокол задержания подозреваемого
должен быть составлен в трехчасовой срок с момента доставления лица в соответствующий орган и о задержании
уведомляются в письменном виде прокурор, близкие родственники, а при необходимости — иные
заинтересованные лица (ст. 92 УПК РФ).
Возможностью составления уголовно-процессуального документа обладают только участники
уголовного судопроизводства. При этом законодатель четко определяет, какие именно участники и в каких именно
случаях имеют право составлять те или иные процессуальные документы. Например, правом составления
обвинительного акта наделен только дознаватель, окончивший предварительное расследование в форме дознания.
Уголовно-процессуальные документы могут составляться исключительно в процессе производства по
конкретному уголовному делу. При этом не будут являться уголовно-процессуальными те документы, которые
были составлены в ходе расследования или судебного разбирательства других уголовных дел. Например,
приобщенная к материалам дела в отношении ранее судимого лица копия прежнего приговора является не
уголовно-процессуальным, а иным документом (ст. 84 УПК РФ).
4

5. Классификация уголовно-процессуальных документов

По значимости юридической силы уголовно-процессуальные документы правоведы подразделяют на две
группы:
• уголовно-процессуальные акты, т.е. документы, обладающие наибольшей юридической силой
и связанные с исполнением органами дознания, следователем, прокурором или судом своих
государственно-властных полномочий;
• другие уголовно-процессуальные документы, которые характеризуются значительно меньшей
степенью юридической силы, не являются государственно-властным волеизъявлением и потому могут
составляться не только должностными лицами органов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры и суда, но и иными участниками уголовного судопроизводства.
5

6. Группы процессуальных актов

Уголовно-процессуальный акт – акт
применения норм права, порождающий,
изменяющий или прекращающий уголовно-процессуальные отношения, а также подтверждающий
наличие
или
устанавливающий
отсутствие
материально-правовых
отношений
и
характеризующийся осуществлением определённой деятельности, которая реализуется в
установленной законом форме посредством соответствующих решений и действий, отражаемых в
процессуальных документах.
• протоколы следственных и судебных действий, в которых удостоверяется факт производства,
содержание и результаты следственных и судебных действий;
• решения - правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие
при производстве по делу, и властные предписания о правовых действиях. Решения могут быть
выражены в форме постановления, определения, вердикта, приговора. Они различаются по
органам, лицам, их принимающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку их принятия и
форме изложения.
6

7. Протокол – уголовно-процессуальный акт

Протокол — это документ о проведении следственных и судебных действий, об их содержании
и результатах (п. 20 ст. 32 УПК РФ). Протоколы используются как в досудебном, так и в судебном
производстве. Однако в процессе предварительного расследования каждое действие фиксируется
самостоятельным протоколом, а все мероприятия, осуществляемые в ходе судебного
разбирательства, — общим.
7

8. Протоколы следственных и судебных действий

В соответствии со ст. 83 УПК РФ протоколы следственных и
судебных действий, в которых подтверждаются обстоятельства и факты,
имеющие значение для разрешения дела, составленные и оформленные
в предусмотренном уголовно-процессуальным законом порядке,
являются источником доказательств.
Общие требования к составлению протокола следственного
действия представлены в статье 166 УПК РФ. Протокол — это
документ о проведении следственных и судебных действий, об их
содержании и результатах (п. 20 ст. 32 УПК РФ).
В процессе предварительного расследования каждое действие
фиксируется самостоятельным протоколом, а все мероприятия,
осуществляемые в ходе судебного разбирательства, — общим. УПК
предусматривает множество различных протоколов.
8

9. Протоколы следственных действий

Все
протоколы
следственных
действий
условно
можно разделить на три вида:
1. Протоколы как вид доказательства
по делу.
2. Протоколы допросов.
3.
Протоколы,
фиксирующие
результаты
принятых
по
делу
промежуточных
процессуальных
решений.
9

10. Протоколы следственных действий

Самостоятельное доказательственное значение имеют протоколы следующих следственных
действий по собиранию доказательств: осмотра (в том числе осмотра трупа и эксгумации),
освидетельствования, выемки, обыска, предъявления для опознания, следственного эксперимента и
проверки показаний на месте.
От этих протоколов следует отличать другие протоколы, которые также составляются в ходе
расследования и судебного рассмотрения дела, однако самостоятельными источниками доказательств не
являются (например, протокол допроса, очной ставки). В этих случаях доказательственную силу имеют
показания допрошенных лиц (свидетелей, обвиняемых и т.д.), а не протокол, который выступает лишь
техническим средством фиксации показаний и самостоятельного значения источника доказательств не
имеет.
Протоколы других следственных действий доказательств не фиксируют, а отражают лишь
выполнение следователем определенных требований закона (например, протокол ознакомления
обвиняемого с материалами уголовного дела), и поэтому они не имеют доказательственного значения.
10

11. Проверка и оценка протокола

Одним из главнейших свойств процесса доказывания являются проверка и оценка
доказательств, которыми также обладает протокол следственных действий. Доказательство не
имеет заранее установленной силы, поэтому протоколы, как и любой другой источник, подлежат
проверке и оценке со стороны властных органов судопроизводства. Оценка характеризуется
установлением связи между фактическими данными, отражёнными в протоколе, и реальными
обстоятельствами, случившимися на самом деле. Особое внимание при проведении проверки
уделяется свойствам допустимости и достоверности.
Допустимость – возможность приобщения доказательства к уголовному делу. Данное свойство
предполагает отсутствие незаконных действий при получении того или иного источника
доказательств.
Достоверность – соответствие отражённых сведений реальным обстоятельствам.
11

12. Составление протокола

К протоколам следственных и судебных действий предъявляются высокие требования в
части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих их содержание и форму. Общие
требования к составлению протокола следственного действия представлены в статье 166 УПК РФ.
Комментируемая статья регламентирует общие правила составления протокола, которые
допускаются в качестве доказательства (ст. 83 УПК РФ) и могут быть оглашены в судебном
заседании (ст. 285 УПК РФ), если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие
значение для уголовного дела.
Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие,
количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра
определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или
конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем
алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как
одного из основных видов распорядительных документов.
12

Протоколы используются как в досудебном, так и в судебном производстве. Однако в
процессе предварительного расследования каждое действие фиксируется самостоятельным
протоколом, а все мероприятия, осуществляемые в ходе судебного разбирательства, — общим.
Форма протоколов предусматривается соответствующими бланками, установленными
главой 57 УПК ( данная глава утратила силу).Они могут быть выполнены типографским,
электронным или иным способом, а также написаны от руки. При использовании бланка допускается
частичное его изменение, если этого требует содержание следственного действия и, если это не
противоречит требованиям настоящего УПК. При отсутствии требуемого процессуального документа
в перечне бланков процессуальных документов, указанный документ составляется с соблюдением
структуры аналогичного бланка и требований УПК.
Содержание протокола должно охватывать все юридически значимые моменты
следственного действия. При составлении протокола дается первоначальная оценка относимости
сведений, которые заносятся в протокол при предположении о том, что они имеют значение для дела.
13

14. Требования к оформлению протокола

Должно быть указано: время и дата производства следственного действия, время начала и
окончания, должность, звание и фамилия лица, составившего протокол, ФИО каждого лица,
участвовавшего в следственном действии, адрес, порядок производства следственного действия, его
содержание, подробно выявленные факты, обстоятельства и все материалы, имеющие значение для
уголовного дела.
• Если при производстве следственного действия применялись фотографирование, киносъемка,
звукозапись либо были изготовлены слепки и оттиски следов, то в протоколе должны быть указаны
технические средства, примененные при производстве следственного действия. В протоколе должно
быть также отмечено, что перед применением технических средств об этом были уведомлены все
участники следственного действия.
• Протокол прочитывается всем лицам, участвовавшим в следственном действии, после чего ими
подписывается. Если кто-либо из участвовавших в следственном действии откажется от подписи
протокола, то в нем делается отметка о причине отказа, заверяемая подписью лица, производившего
следственные действия. Если участвовавшее в следственном действии лицо лишено возможности
подписать протокол, об этом делается отметка в протоколе, заверяемая подписью указанного выше лица
и понятых.
14

15. Протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания — это процессуальный письменный документ,
удостоверяющий совершение (несовершение) участниками процесса всех процессуальных
действий, имевших место в ходе судебного разбирательства. Он составляется о каждом судебном
заседании суда первой инстанции, а также о каждом отдельном процессуальном действии,
совершенном вне заседания (ст. 228 ГПК РФ).
Поскольку протокол судебного заседания является одним из основных процессуальных
документов, он должен быть изложен полно, четко с точки зрения его прочтения, в той
последовательности, в которой проводится судебное разбирательство.
Протокол имеет важное доказательственное значение, поэтому его содержание и порядок
составления, форма должны точно соответствовать требованиям закона.
Этот документ составляется в письменной форме и должен отражать все существенные сведения о
разбирательстве дела или совершении отдельного процессуального действия.
Общие правила составления протокола указаны в статье 259 УПК РФ.
15

16. Протокол судебного заседания

Значение протокола судебного заседания состоит в следующем:
• он является письменным свидетельством непосредственности процесса;
• протокол отражает основные действия суда и сторон в той последовательности, в которой они
проходили в судебном заседании;
• на основании протокола судебного заседания вышестоящие судебные инстанции проверяют
законность процессуального порядка проведенного разбирательства и обоснованность вынесенного
судебного решения;
• протокол судебного заседания свидетельствует о соблюдении прав участников процесса, в
особенности о соблюдении прав подсудимого;
• протокол судебного заседания является доказательством (ст. 83 УПК);
• протокол судебного заседания является индикатором добросовестности и честности судьи.
16

17. Отличия протокола судебного заседания от протокола следственных действий

Протокол следственных действий
Протокол судебного заседания
• закрепляется
информации;
доказательственной
• фиксируется в основном исследование уже собранных
доказательств (п. 10-12 ст. 259 УПК);
• В процессе предварительного расследования каждое
действие фиксируется самостоятельным протоколом;
• Мероприятия, осуществляемые в ходе судебного
разбирательства, фиксируются общим протоколом.
собирание
• В отличие от протокола судебного заседания протокол
следственных действий подписывается на каждой
странице и весь протокол в целом.
17

Уголовно-процессуальные акты - это действия и решения должностных лиц,
осуществляющих уголовное судопроизводство, зафиксированные в процессуальном документе.
Перечень бланков и образцы процессуальных документов следственных и судебных действий ранее
содержались в главе 57 «Перечень бланков процессуальных документов» (Утратила силу. - Федеральный
закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ). Сегодня единственное техническое требование к бланкам касается способа
их изготовления. В силу ч. 2 ст. 474 УПК РФ они могут выполняться практически как угодно: в
электронном виде, типографским способом или от руки. главенствующая роль в процессе доказывания
отводится фактическому установлению доказательств по уголовному делу. Процессуальному
оформлению документов уголовного судопроизводства, отражающих доказательственную информацию,
отведена на сегодняшний день второстепенная роль.
18

19. Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
(действующая редакция от 21.07.2014 г.)
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с
10.01.2016) // «СЗ РФ» - 17 июня 1996 г. - № 25, – ст. 2954. (с изм. и доп., вступ. в силу с
10.08.2017) // «СЗ РФ» - 17 июня 1996 г. - № 25, – ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2017) // «СЗ РФ» - 24 декабря 2001 г. - № 52, - ст. 4921.
4. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. - М.:
Зерцало, 2016. 335 с.
5. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект, 2016. 274 с.
6. Петрухин И.Л, Михайловская И.Б. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник. - М. Юрайт,
2016. 640 с.
7. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. - М.:
Зерцало, 2015. 335 с.
19

20. СПИСОК БЛАНКОВ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ (ПРОТОКОЛЫ)

• 1. Протокол принятия устного заявления о преступлении.
• 13. Протокол очной ставки.
• 2. Протокол явки с повинной.
• 14. Протокол предъявления лица для опознания.
• 3. Протокол осмотра места происшествия.
• 15. Протокол предъявления лица для опознания в условиях,
исключающих визуальное наблюдение им опознающего.
• 4. Протокол осмотра трупа.
• 5. Протокол задержания подозреваемого.
• 6. Протокол личного обыска.
• 7. Протокол допроса подозреваемого.
• 8. Протокол эксгумации и осмотра трупа.
• 9. Протокол осмотра предметов (документов).
• 10. Протокол допроса потерпевшего.
• 16. Протокол предъявления для опознания по фотографии.
• 17. Протокол предъявления трупа для опознания.
• 18. Протокол предъявления предмета для опознания.
• 19. Протокол освидетельствования.
• 20. Протокол наложения ареста на имущество.
• 21. Протокол наложения ареста на ценные бумаги.
• 22. Протокол наложения ареста на денежные средства и иные
ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в
• 12. Протокол допроса свидетеля (потерпевшего) с участием банках и иных кредитных организациях.
переводчика.
• 23. Протокол обыска (выемки).
• 11. Протокол допроса свидетеля.
20

• 24. Протокол осмотра местности, жилища, иного помещения.
• 25. Протокол осмотра и прослушивания фонограммы.
• 26. Протокол допроса обвиняемого.
• 28. Протокол дополнительного допроса обвиняемого.
• 36. Протокол
исследования.
получения
образцов
для
сравнительного
• 37. Протокол ознакомления (потерпевшего и (или) его
представителя) с постановлением о назначении судебной
экспертизы.
• 38. Протокол ознакомления (обвиняемого, подозреваемого,
защитника) с постановлением о назначении судебной
30. Протокол о нарушении участниками уголовного экспертизы.
судопроизводства процессуальных обязанностей и (или)
• 39. Протокол ознакомления (кого именно) с заключением
невыполнении обязательств, связанных с внесенным залогом.
эксперта.
31. Протокол следственного эксперимента.
• 40. Протокол допроса эксперта.
32. Протокол проверки показаний на месте.
• 41. Протокол предъявления для ознакомления защитнику
33. Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого.
материалов уголовного дела в ходе предварительного
расследования.
34. Протокол допроса несовершеннолетнего обвиняемого.
• 29. Протокол о принятии залога.
• 35. Протокол допроса несовершеннолетнего потерпевшего
(свидетеля).
21

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: