Особенности управления судами при буксировке

Обновлено: 19.04.2024

Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка, остановка движения.

Начало движения:

• разгоняться постепенно с небольшим ускорением, т. к. при движении с большим ускорением могут возникнуть в буксирной линии чрезмерные усилия;
• после того, как буксирный трос начнет обтягиваться – застопорить машину, а потом постепенно увеличивать скорость до скорости буксировки;
• расчетную длину буксирной линии установить после выхода на достаточную глубину;
• после набора расчетной скорости буксировки осмотреть буксирное устройство. Если буксировка осуществляется на нескольких тросах, необходимо выровнять их натяжения.
• у места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство. Может быть предусмотрено перенесение нагрузки на страховочный трос в случае обрыва основного буксирного троса. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства.

Основной и страховочный буксирные тросы

Основной и страховочный буксирные тросы

Буксировка:

• не располагать курс по волне или против волны, так как в этом случае возникают максимальные усилия в буксирной линии;
• длину буксирной линии необходимо иметь такую, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее;
• длину буксирной линии необходимо иметь такой, чтобы рыскание буксируемого судна было минимальным, при этом:
⇒ чем больше скорость буксировки, тем больше рыскание буксируемого судна;
⇒ чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание;
⇒ чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание не порывистое, что позволяет рулевому удерживать судно на курсе;
• увеличение расхождения судов может достигаться уменьшением скорости буксировки, однако при этом следует помнить, что уменьшение скорости буксировки приводит к ухудшению управляемости обоих судов;
• изменять курс относительно фронта волны следует с уменьшением скорости, чтобы не привести к увеличению бортовой качки;
• курс буксируемого судна располагать по кильватерной струе, при изменении курса – держаться ее наружной кромки;
• не проводить резких и больших изменений курса;
• уменьшать длину буксирной линии при плавании на мелководье.

Остановка движения:

• при экстренной остановке буксировщика следить за тем, чтобы не произошло навала на него;
• при временной остановке на большой глубине необходимо иметь в виду, что могут сблизиться друг с другом под действием веса буксирной линии;
• при подходе к месту отдачи буксирного троса (к месту окончания буксировки) необходимо постепенно снизить скорость;
• отдачу буксирного троса производить там, где глубина позволяет ему лечь на грунт;
• отдачу буксирного троса на большой глубине производить на ходу и осуществлять ее на буксировщике;
• отдачу буксирной линии производить тогда, когда масса ее оставшейся части будет такой, что подъемные устройства на буксируемом судне будут способны выбрать ее из воды.

Особые случаи буксировки

Буксировка лагом:

• в закрытых акваториях;
• на тихой воде;
• при перегрузке груза в открытом море;
• наличие хорошей кранцевой защиты;
• как можно туже обтянуть швартовы (шпринги и прижимные).
Буксировка толканием:

• практически отсутствует сопротивление буксировщика, поскольку он располагается в попутном потоке буксируемого судна;
• отсутствует буксирная линия;
• сопротивление буксируемого судна уменьшается из-за отсутствия набрасываемой струи;
• возрастает устойчивость на курсе;
• увеличивается скорость буксировки;
• обеспечивается безопасное плавание на взволнованном море
• Применение: в основном ББС (лес, навалочные, насыпные, контейнеры, нефтепродукты).

Буксировка морских лихтеров:

• морские лихтера имеют буксирное устройство, рассчитанное на буксировку их морем;

• буксировка без экипажа предусматривает особое крепление буксирной линии, уменьшающее рыскливость (как можно
дальше вперед от ЦТ судна);
• создание дифферента на корму;
• обеспечить огни согласно МППСС-72.

Буксировка плавучих сооружений:

• подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
• буксирная линия составная;
• применение нескольких буксиров;
• применение буксирных волокуш, уменьшающих рыскание, или вспомогательных буксиров;
• уменьшение буксирной линии при прохождении узкостей и при входе в порт.

Буксировка плотов-сигар:

• применяется очень редко;
• особенность – небольшое возвышение над водой;
• небольшая скорость буксировки;
• малая продольная прочность плота;
• сложности с буксировкой в штормовую погоду.

Буксировка аварийных судов:

• аварийное судно без экипажа – затруднена подача буксирного троса;
• в зависимости от повреждения – особенности буксировки (кормой, рыскливость – при повреждении рулевого комплекса);
• винт застопорить, что способствует устойчивости судна на буксире.

Буксируемое судно

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения.

Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента:

разгоняться постепенно с небольшим ускорением, т. к. при движении с большим ускорением могут возникнуть в буксирной линии чрезмерные усилия;после того, как буксирный трос начнет обтягиваться – застопорить машину, а потом постепенно увеличивать скорость до скорости буксировки;

расчетную длину буксирной линии установить после выхода на достаточную глубину;

после набора расчетной скорости буксировки осмотреть буксирное устройство.

Если буксировка осуществляется на нескольких тросах, необходимо выровнять их натяжения.

у места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство. Может быть предусмотрено перенесение нагрузки на страховочный трос в случае обрыва основного буксирного троса. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства.

Основной и страховочный буксирные тросы

Основной и страховочный буксирные тросы

не располагать курс по волне или против волны, так как в этом случае возникают максимальные усилия в буксирной линии;

длину буксирной линии необходимо иметь такую, чтобы оба судна одновременно всходили на волну и спускались с нее;

длину буксирной линии необходимо иметь такой, чтобы рыскание буксируемого судна было минимальным, при этом:

чем больше скорость буксировки, тем больше рыскание буксируемого судна;

чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание;

чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание не порывистое, что позволяет рулевому удерживать судно на курсе;

увеличение расхождения судов может достигаться уменьшением скорости буксировки, однако при этом следует помнить, что уменьшение скорости буксировки приводит к ухудшению управляемости обоих судов;

изменять курс относительно фронта волны следует с уменьшением скорости,чтобы не привести к увеличению бортовой качки;

курс буксируемого судна располагать по кильватерной струе, при изменении курса – держаться ее наружной кромки;

не проводить резких и больших изменений курса;

уменьшать длину буксирной линии при плавании на мелководье.

при экстренной остановке буксировщика следить за тем, чтобы не произошло навала на него;

при временной остановке на большой глубине необходимо иметь в виду, что суда могут сблизиться друг с другом под действием веса буксирной линии;

при подходе к месту отдачи буксирного троса (к месту окончания буксировки) необходимо постепенно снизить скорость;

отдачу буксирного троса производить там, где глубина позволяет ему лечь на грунт;

отдачу буксирного троса на большой глубине производить на ходу и осуществлять ее на буксировщике;

окончательную отдачу буксирной линии следует производить только тогда, когда масса ее оставшейся части будет такой, что подъемные устройства на буксируемом судне будут способны выбрать ее из воды.

и других плавучих объектов - вид деятельности, осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных судов (специализированных судов-буксировщиков, ледоколов, грузовых судов), по принятой технологии буксировки, с целью доставки несамоходных или потерявших ход судов и иных плавучих объектов из порта (пункта) отправления в порт (пункт) назначения, а также для выполнения маневровых работ в портах и на подходах к ним. "

Буксирное устройство на буксире

Состав буксирного устройства

Буксирное устройство на буксире


Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому.

Буксирное устройство

Эксплуатация буксирного устройства

Буксирное устройство


1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и.

Буксировка несамоходного объекта

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Буксировка несамоходного объекта


Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи.

Работа буксира при швартовке судна

Подача буксира на буксируемый объект

Работа буксира при швартовке судна


Эта операция может производиться несколькими способами.
В том случае,когда буксируемым объектом является судно,то операция может осуществляться двумя способами :если суда могут стать лагом.

Крепление буксирного кната

Крепление буксирного каната

Крепление буксирного кната


На транспортных судах выбор способа крепления буксирных тросов определяется в зависимости от размеров и особенностей устройства судов, наличия средств для крепления буксирных тросов, а при вынужденных.

Буксир Плутон

Подготовка процедур аварийной буксировки

Буксир Плутон


Назначение данного Руководства - оказание помощи капитанам судов в подготовке процедур для конкретного судна в принятии самых безопасных и эффективных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Буксир

Общие положения буксировки

Буксир


Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта.

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1

Виды морских буксировок

Буксировка т/х Капитан Гриненко буксиром Александрия-1


Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов.

Буксир буксирует балкер

Типы буксирных линий

Буксир буксирует балкер


Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной (буксирный трос) и комбинированной (синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь.

Буксируемое судно

Управление судами при буксировке

Буксируемое судно


Управление судами при буксировке следует рассматривать с момента начала их движения. Особенности управления судами при буксировке необходимо делить на три момента: начало движения, непосредственно буксировка.

Буксировка платформы МЛСП Приразломная

Особые случаи буксировки

Буксировка платформы МЛСП Приразломная


Буксировка плавучих сооружений:
подготовка к буксировке по заранее составленному плану;
буксирная линия составная.

Буксировка МЛСП Приразломная

Теоретические основы морской буксировки

Буксировка МЛСП Приразломная


При плавании на тихой воде горизонтальная составляющая буксирного троса равна тому сопротивлению, которое вызывает буксируемое судно при данной скорости плавания. Это сопротивление и собственно сопротивление.

Буксировка несамоходного объекта

Буксировка несамоходного объекта

Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна.

До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписаны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции.

Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции.

Для этого необходимо:

укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);

снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;

подкрепить буксирные устройства;

обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;

обеспечить аварийно-спасательным имуществом;

осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;

произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;

рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;

рассчитать остойчивость обоих судов;

принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;

подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;

произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;

предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.

Если буксирный караван представляет непосредственную опасность мореплаванию, морским сооружениям или побережью при разрыве буксирного каната, или по какой-либо другой причине, капитан буксирующего судна обязан передать информацию об этом всеми имеющимся в его распоряжении средствами ближайшим судам, а также компетентным властям в первом пункте на побережье, с которым он может установить связь.

Во всех случаях меры по возобновлению буксировки буксирного каравана, если он оторвался, должны проводиться в соответствии с хорошей морской практикой, учитывая сезонные погодные условия и район операции.

Для сокращения риска загрязнения количество нефтепродуктов на буксируемом объекте должно быть ограничено требованиями безопасности буксируемого объекта и/или буксирующего судна и их нормальной эксплуатации при условии,что удаление нефтепродуктов с буксируемого объекта не создает риска для окружающей среды.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 16 мая 2022 года N 179

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2018, N 1, ст.44) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г.и действует до 1 сентября 2028 г.

в Министерстве юстиции

31 мая 2022 года,

регистрационный N 68645

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 16 мая 2022 года N 179

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления буксировки судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние (морская буксировка) либо для выполнения маневров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка).

Статья 225 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207).

Требования настоящих Правил являются обязательными при планировании и осуществлении буксировки независимо от того, выполняется ли буксировка на основании договора буксировки, либо для собственных нужд без заключения договора буксировки.

2. Пункты 5-9 настоящих Правил содержат требования к морской буксировке и не распространяются на портовую буксировку.

3. Портовая буксировка осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта.

Стороны договора портовой буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна.

Если иное не предусмотрено договором портовой буксировки, портовая буксировка начинается в момент закрепления буксирной линии на буксирующем судне или в момент подхода буксирующего судна (буксирующих судов) к борту буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания) и завершается в момент отдачи буксирной линии с буксирующего судна или отхода буксирующего судна (буксирующих судов) от борта буксируемого судна или иного плавучего объекта (при работе буксирующих судов методом толкания).


Минимальное количество и мощность буксиров, необходимых для обеспечения безопасности швартовых операций в морском порту, устанавливаются в обязательных постановлениях по каждому морскому порту.


Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5557; 2018, N 53, ст.8451).

В акватории морского порта и на подходах к нему не допускается буксировка:

1) лагом судов, груженных нефтью и нефтепродуктами наливом;

2) одним буксиром одновременно нескольких судов, груженных нефтью или нефтепродуктами наливом, за исключением случаев, когда они являются частью одного толкаемого жестко сочлененного состава, состоящего из двух несамоходных судов и одного буксира-толкача;

4. Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки. Если буксирующее судно и буксируемое судно или иной плавучий объект принадлежат одному и тому же владельцу (эксплуатируются одним и тем же судовладельцем), владелец (судовладелец) обязан привести свое судно (свои суда) или иной плавучий объект (иные плавучие объекты) в состояние, годное для буксировки.

5. Морская буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна. В случае, если буксировка осуществляется несколькими буксирующими судами, судовладелец (судовладельцы) буксирующих судов назначает (назначают) основное буксирующее судно, под управлением капитана которого осуществляется морская буксировка.


Стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.


Пункт 2 статьи 229 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

6. Во время осуществления морской буксировки на буксируемом судне могут находиться члены экипажа этого судна, занятые обеспечением безопасности морской буксировки.

7. Если иное не предусмотрено договором морской буксировки, судовладелец буксируемого судна (судовладельцы буксируемых судов) или владелец иного плавучего объекта (владельцы иных плавучих объектов) должен (должны) разработать и передать капитану буксирующего судна, управляющему морской буксировкой:

перечень мероприятий по безопасной морской буксировке судна (судов) или иного плавучего объекта (иных плавучих объектов);


информацию об остойчивости буксируемого судна (буксируемых судов) и конструктивных особенностях буксируемого судна (буксируемых судов);


Подпункт "а" пункта 131 технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст.4475).

схему и расчет буксирной линии (при наличии).

8. Капитан буксирующего судна, управляющий морской буксировкой, перед выходом в море должен обеспечить проверку на буксируемом судне:

1) прочности закрытия отверстий в корпусе, надстройках и рубке, герметизации подводной и надводной части корпуса;

2) крепления груза, оборудования, механизмов (проверяется в случае выполнения морской буксировки без нахождения членов экипажа на буксируемом судне (буксируемых судах);

3) закрытия и стопорения донно-бортовой арматуры (при наличии);

4) наличия оборудования для восстановления буксирной линии в случае ее повреждения при буксировке;

5) наличия доступа на буксируемое судно или иной плавучий объект со шлюпки;

9. Если иное не предусмотрено договором морской буксировки, морская буксировка начинается в момент закрепления буксирной линии на буксирующем судне и завершается в момент отдачи буксирной линии с буксирующего судна или окончания выборки буксирной линии буксирующим судном после постановки буксируемого судна или плавучего объекта на якорь, его швартовки к причалу, передачи другому буксирующему судну.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: