Особенности управления государственной и муниципальной собственностью в германии

Обновлено: 27.03.2024

Герма́ния (нем. Deutschland , официальное название Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (ФРГ) (нем. Bundesrepublik Deutschland (BRD)) — государство в Центральной Европе. Граничит Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Русское название происходит от лат. Germania.

Работа состоит из 1 файл

Опыт зарубежного управления.doc

Германия не имеет выборных органов самоуправления округами, переводя эти органы на более низкий уровень.

Подлинное значение общин, обусловливающее их государственную целесообразность, проявляется в необходимости максимально приближенного к гражданам государственного управления. Наделение собственной ответственностью исполнительных органов местной власти задает режим перераспределения полномочий между территориальными звеньями государственной власти. При этом само самоуправление находится под строгим контролем государства, поскольку именно такая форма организации жизни на территории позволяет уравнять жизненный уровень граждан, проживающих на территории общин Германии. Федерация и земли, передавая на местный уровень некоторые задачи общегосударственного значения, учреждают особую сферу управления по поручению, содержание которой составляют полицейские функции и задачи по общему поддержанию общественного порядка. Более 70% коммун в Германии входят в разного рода «содружества», что делает данную форму организации местной вла­сти в этой стране в значительной мере защищенной.

Как и всякое муниципальное образование, общины имеют право иметь свое имущество и осуществлять коммерческую деятельность, используя самостоятельную кредитно-бюджетную политику. Законы земель предоставляют право общинам взимать собственные платежи: налоги, пошлины, взносы, штрафы, доходы от имущества. Из налоговых поступлений значительную часть общины получают от подоходного налога. Этот налог пропорционально разделен между районами, землями и общинами по заранее строго оговоренным квотам. Сумма, получаемая таким образом от вышестоящих уровней государственного управления, не является дотацией, а основана на конституционно признанных полномочиях местной территориальной единицы. В целом налоговую си­стему Германии в разрезе уровней государственной и муниципальной власти можно представить следующим образом.

Среди федеральных налогов наиболее распространенными являются налоги на нефтепродукты, табак, производство крепких алкогольных напитков, кофе, страховые сборы и пр. В перечень земельных налогов входят налоги на состояние, наследство, транспортные средства, на покупку земельных участков, пиво и пр. Основу местных налогов составляют промысловый, поземельный и группа местных налогов.

Основным звеном в режиме регионального управления ФРГ является стратегия выравнивания в экономическом развитии территории страны. Особенно актуальной эта задача выглядит в свете объединения восточных и западных земель. Система финансового выравнивания между федеративным и региональным уровнями предполагает выде­ление вертикального и горизонтального подхода к данной операции. Вертикальное выравнивание, составляя исходный этап этого процесса, осуществляется федеральными органами власти через предоставление дополнительных субсидий и целевых трансфертов, а также распределение налогов в соответствии с федеральным законодательством. Горизонтальное выравнивание проводится правительствами земель с целью равномерного и пропорционального развития входящих в их состав общин за счет перераспределения частей подоходного, корпорационного налогов и налога на добавленную стоимость

В качестве зарубежного опыта управления государственной собственностью (далее зарубежная собственность), находящейся за пределами страны, представлен опыт Федеративной Республики Германия, в которой находится большое количество объектов зарубежной собственности Российской Федерации.

Зарубежная собственность Федеративной Республики Германия насчитывает около 1100 объектов недвижимости, среди них более 20 резиденций, около 50 канцелярий, более 1000 служебных квартир, 15 детских садов и школ и 7 объектов для отдыха. В ходе объединения Германии за рубежом оказалось 206 объектов недвижимости бывшей ГДР: 122 объекта, не отвечающие потребностям ФРГ, исходя из интересов страны, были отнесены к общему недвижимому имуществу с целью его отчуждения, 88 из этих объектов недвижимости к настоящему времени продано. Практика такова, что объекты, не подлежащие отчуждению, обычно передаются в ведение Министерства иностранных дел ФРГ. Управлением зарубежным имуществом ФРГ занимается Отдел № 4 (Реферат № 4) Федерального Министерства финансов, который в некоторых случаях поручает управление конкретными объектами Министерству иностранных дел ФРГ. При управлении и распоряжении объектами недвижимости ФРГ за рубежом Реферат № 4 Министерства финансов ФРГ и Министерство иностранных дел ФРГ руководствуются следующими правовыми документами: Гражданским уложением, Основным законом ФРГ, Договором об объединении Германии, Положением о Федеральном бюджете и Законом об основных положениях бюджета, а также законодательством государства местонахождения недвижимого имущества. Таким образом в ФРГ не существует какого-либо специального закона об управлении зарубежным имуществом, Реферат является ответственным за все федеральные строительные объекты за рубежом. Сюда относится проектный менеджмент строительных мероприятий, эксплуатация и обслуживание коммуникаций зданий немецких посольств, представительств в международных организациях, резиденций, служебных жилых домов и прилегающих скверов, а также различных культурных и политических сооружений Германии за рубежом, включая художественное оформление зданий и недвижимости.

К таким строительным объектам относятся здания Гете-института, здания для международных встреч (Биннате павильон в Венеции, немецкая академия Вилла Массимо в Риме и Вилла Вигоне в Менаджио), немецкие школы и студенческие общежития за границей, а также здания различных всемирных выставок Немецкого исторического института, Немецкого археологического института и Немецкой академической службы обмена. Для важных строительных объектов проводятся архитектурные конкурсы с участием архитекторов из страны местонахождения объекта, из Германии или европейских стран. Под руководством иностранного отдела реализуются проекты с именитыми архитекторами. В качестве примера можно назвать: посольство в Бразилии Ганса Шароуна, канцелярию посольства в Вашингтоне Эгона Айермана, посольство при папском престоле в Риме Александра Фр. фон Бранка, посольство в Хельсинки Юха Леивискэ, посольство в Пекине Камерера и Бельца, резиденцию посла в Вашингтоне О.М. Унгерса, немецкий павильон на всемирной выставке в Монреале Фрай Отто и Рольфа Гутброда. Оценка зарубежной собственности производится с помощью информации, полученной Министерством иностранных дел на местах. Министерство назначает трех сотрудников, имеющих высокие должности, которые, выезжая на места, изучают условия рынка. Сотрудники учитывают также информацию, получаемую от местных маклеров по недвижимости. Далее, при оценке стоимости федеральное ведомство Министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства опирается на опыт своих региональных строительных бюро, которые оно содержит для реализации федеральных строительных проектов за рубежом. В принятии решений о продаже недвижимости принимают участие три федеральных министерства (Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства), а также подчиненные им ведомства. В 1994 - 2004 гг. Министерством финансов из общего недвижимого (земельного) имущества было продано 165 объектов зарубежной недвижимости. Стоимость реализованного имущества составила 161 млн.

евро. По оценке Министерства финансов ежегодно должно реализовываться 8 - 10 объектов зарубежной собственности на сумму около 1 млн. евро. Принцип ФРГ, касающийся вопросов управления и использования зарубежного имущества, заключается в том, что все неиспользуемое недвижимое имущество ФРГ за рубежом должно быть реализовано. По представлению Федеральной Счетной палаты нерешенными остаются вопросы по трем объектам: в Буенос-Айресе, в Мехико и Сантьяго де Чили. Сложность ситуации по продаже двух этажей административного высотного здания в городском центре Сантьяго де Чили заключается в следующем: этажи использовались посольством до января 2004 г. в качестве административных помещений. С согласия Министерства финансов ФРГ Министерство иностранных дел поручило маклеру произвести продажу этой недвижимости. В силу того, что рынок в Сантьяго де Чили характеризуется избытком предложения, необходимо было найти иное решение данного вопроса. Следует отметить, что общая стоимость двух этажей была оценена в 1999 г. в 1,2 млн. евро. Решение свелось к продаже этажей по отдельности. В апреле 2004 г. было сделано предложение о покупке одного из этажей, но с ограниченным сроком в 4 дня. В силу того, что к этому времени не была произведена оценка рыночной стоимости каждого этажа, а также расходов по разделу этажей заинтересованный покупатель отказался продлить срок своего предложения. Несмотря на то, что посольство советовало принять предложение (оно указывало на падение цен на рынке и на отсутствие спроса на рынке недвижимости), длинная цепочка согласования и принятия конкретных решений не позволила осуществить сделку. Оба этажа до сих пор не проданы. По мнению Федеральной Счетной палаты, недвижимый объект в Сантьяго наносит финансовый ущерб, который возникает вследствие долгой реализации недвижимости бывшей ГДР. Еще в 2000 г. проверки экономичности показали, что продажа недвижимости и строительство нового здания посольской канцелярии на другом месте было более экономичным решением.

Федеральная Счетная палата, в ходе проверки действий Министерства финансов ФРГ, посчитала затраты по определению стоимости подлежащих продаже зарубежных объектов недвижимости завышенными, так как получение информации федеральным ведомством на местах от Министерства иностранных дел, региональных строительных бюро, а также маклеров, хорошо знающих местные условия, возможно без задействования трех сотрудников, имеющих высокие должности в федеральном ведомстве, которые непременно должны выезжать к каждому объекту. Федеральной Счетной палатой Министерству финансов ФРГ, Министерству иностранных дел ФРГ и Министерству строительства ФРГ было поручено активизировать свои действия по управлению недвижимостью с целью упорядочения процесса и сокращения затрат по продаже зарубежной недвижимости, а также созданию

менеджмента по недвижимости на базе информационных технологий. Новый процесс должен гарантировать своевременное принятие решения в соответствии с установленным порядком и с учетом экономичности. Таким образом, по мнению автора, несмотря на то, что ФРГ владеет точными цифрами своей зарубежной собственности, процесс принятия решений и осуществления действий по ее продаже представляется слишком длительным и тем самым недостаточно организованным для принятия оперативных решений. Нецелесообразная и медленная обработка дел в Министерствах, а также сложности, связанные с согласованием решений между всеми участвующими министерствами и ведомствами являются причинами результатов с низкой экономической эффективностью. Опыт ФРГ, по мнению автора, мог бы быть использован в Российской Федерации с точки зрения оптимальной организационной структуры управления и четкого учета зарубежного имущества. Еще одной отличительной чертой процесса использования имущества ФРГ, находящегося за границей, которая может быть использована Российской Федерацией, является сам подход к решению проблемы: все неиспользуемое по назначению, не отвечающее потребностям страны имущество должно быть реализовано. Учитывая тот факт, что Российская Федерация обладает значительными объемами государственной собственности за рубежом, которая используется не эффективно, необходимо решить вопрос о применении подхода ФРГ к такой собственности. В случае реализации данного подхода Россия может рассчитывать на получение выгоды за счет сокращения средств на содержание собственности за рубежом и пополнения федерального бюджета за счет его продажи.


Государственная собственность — это такая форма собственности, при котором имущества, принадлежат полностью или частично, в виде долевой собственности.

Муниципальная собственность — это имущественный состав муниципального образования, куда входит недвижимость, движимость и земельные участки [1].

Споры по поводу определения и подходов к определению собственности возникали еще со времен Аристотеля, Смитта, Маркса, Кейнса, которые не утихает и по сей день.

В своем простейшем определении собственность означает принадлежность вещей, духовных, материальных ценностей определенным лицам. Однако в мире редко существует одна форма собственности в чистом виде, существуют лишь смешанные формы в пределах одного объекта и субъекта. Таким образом, собственность представляет достаточно иерархическую структуру. Поэтому и управление такой системой представляет собой сложный процесс. Для того, чтобы отразить роль собственности в современном мире, следует изучить опыт других передовых зарубежных стран.

Современная структура представляет сочетание 2 категорий собственности: государственной и частной, поэтому ведется постоянная борьба, ведь государственный и частный бизнес является непримиримыми соперниками. И не всегда передача государственного имущества в частный сектор будет являться эффективной, но и иногда будет опасной для благополучия граждан страны.

Зарубежная практика

Процессы управления государственной собственностью, протекающие во многих передовых странах являются схожими. Поэтому целесообразно будет выделить 3 модели: англо-американскую, японскую и немецкую.

Самой эффективной является модель США. Государственное имущество США включает: здания (55,3 % от общей суммы), сооружения, оборудование (36,7 %) и земля (8 %). Передача государственных предприятий в оперативное управление и эксплуатацию частным корпорациям является особенностью американской модели управления госсектором [2].


Рис. 1. Гос. имущество США

Государственные капиталовложения являются главными объектами научных исследований (рис. 2).


Рис. 2. Виды гос. собственности в США.

Управление государственной собственностью в стране восходящего солнца похожа на американскую и германскую. Структура же частной собственности имеет свои специфические особенности. Экономическая структура Японии была представлена несущественным числом финансово-промышленных конгломератов, собственность которых была в руках отдельных семейных кланов [3].


Рис. 3. Структура гос. сектора Японии

Что же касается управления собственностью в Германии, то основная доля активов также, как и в описанных выше моделях приходится на корпоративную собственность, однако корпорации Германии, я считаю, во многом отличаются от традиционных. Общеизвестный факт, что три универсальных немецких банка играют в корпорациях основную роль, а в некоторых областях страны государственные банки являются ключевыми акционерами [4].

Средняя Азия является зоной стратегических интересов Великобритании, Турции, США. Но не просто так объявлено, а именно значительная часть специальных служб, и таможня, и наркоконтроль, и пограничная служба, и полицейские службы финансируются Госдепом США. Здесь видно, что там где американцы объявляют свои интересы и начинают платить, как только режим перестает выполнять необходимость реализации каких-то целей патроном, там сразу происходит переворот, не зря видно, что в Киргизии произошло три, мягко скажем, государственных переворотов. На основе большинство исследований, что частные компании показывают более высокую производительность, чем государственные компании. Иностранная собственность имеет положительное влияние на компании [5].

Отечественная практика

Для решения проблемы управления активами в Российской Федерации необходимо с учетом зарубежного опыта разработать методологию управления собственностью, включающую различные приемы и методы, учитывающие многообразие и особенности видов и типов этой собственности, а также ее исторического развития в нашей стране.


Рис. 4. Структура собственности в России

Предложения и рекомендации

Обобщая опыт стран, проводящих реформы, необходимо разработать научно-методические основы управления, включающие:

1. Четкую выработку национальной политики и законодательное закрепление в сфере управления имуществом. У внутренней политики государства ни в коем случае не должна быть прозрачность управления имуществом.

2. Ясное осознание стоимости владения и пользования недвижимым имуществом. Государство должно ориентироваться в ценовой политике.

3. Информационная система управления имуществом, должна содержать точные сведения, быть обще и легкодоступными народу и постоянно обновляться. С помощью открытости будет видна работа государства в целом.

4. Внедрение системы ясной бухгалтерской и финансовой отчетности. Она не должна содержать каких-либо спорных, неточных моментов.

5. Правильный баланс между ролью лидерства и собственника. Необходимо отделить собственность на имущество от управления им. Собственник четко должен представлять, каким имуществом и как он владеет.

6. Привлечение в управление объектами собственности и работников компаний, увеличение заинтересованности в воспроизводстве отношений собственности. За счет этого, на мой взгляд, гораздо повысится эффективность управления объектами.

7. Обеспечение сочетания 3 уровней интересов: собственников, менеджмента и персонала, в специальном органе управления, как это делается в Германии, что как мы знаем приносим свои плоды.

8. Нуждается в дальнейшем совершенствовании и традиционные методы управления, такие как аренда или продажа. Необходимо их развитие по примеру стран ближнего зарубежья, где эти методы очень развиты.

1. Кошкин, В. И., Шупыро, В. М. Управление государственной собственностью: учеб. для вузов — М.: Инфра-М. 2003. — 566с.

2. Taylor & Francis Group Europa World Year, Том 1

3. Mr. Op Rady THE GENERAL INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS RESEARCH From January 15 to May 16, 2002

4. Laura Anne German Center for International Forestry Research (CIFOR) «Hybrid institutions»: applications of common property theory beyond discrete property regimes Home > Vol 4, No 1 (2010) >German

5. Ермоленко Дарья Владимировна, к.э.н., Научный журнал КубГАУ, № 49(05), 2009 года, «Анализ зарубежной практики управления собственностью».

Основные термины (генерируются автоматически): государственная собственность, собственность, США, имущество, форма собственности.

Похожие статьи

Неопределенность правового статуса госкорпораций в России

Под данным видом собственности понимается переданное в собственность государственных корпораций имущество Российской Федерации.

Однако государственная форма собственности также не подходит для определения собственности корпораций, потому что.

Понятие «корпорация» в зарубежной и российской теории и практике

− коллективная собственность.

государственная корпорация, корпорация, Российская Федерация, гражданское законодательство, имущество, государственный контроль, лицо

Самой распространенной в США организационно-правовой формой социальных.

К вопросу о понятии приватизации государственного.

. приватизации, происходящей в США в те годы (заключение контрактов на обслуживание, где государство сохраняло контроль над собственностью).

собственности на имущество от государства к частным лицам, как форму отчуждения государственной собственности, как.

Охрана института собственности на Западе | Статья в журнале.

В последнее время в экономически развитых странах снижается доля различных форм частной собственности в экономике: падает значение индивидуальной (частной), собственности и, напротив, возрастает роль государственной собственности.

Совместная собственность на капитал | Статья в сборнике.

Смешанной российской собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности российскому юридическому лицу и основанное на объединении имущества различных форм российской собственности.

О насущном вопросе: определение понятий «собственность».

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть

собственность, отношения, владение, пользование, распоряжение, право собственности.

что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале.

Последняя прямо названная в законодательстве форма собственности — муниципальная собственность — означает имущество, принадлежащее на

муниципальная собственность, Российская Федерация, местное самоуправление, государственная собственность.

Ипотека: история и современность | Статья в сборнике.

При данной форме залога к кредитору переходило только владение заложенной вещью, а не право собственности на нее.

Порядок обращения взыскания на заложенное имущество в США законодательно устанавливается не на

Основная форма государственной поддержки.

Внешние. 5. Форма собственности на инвестиционные ресурсы.

Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных

‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].


Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.

Принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов местного самоуправления в различных странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченного избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

В зарубежных странах существует несколько типов организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них принято выделять: англо-саксонскую муниципальную систему, континентальную (французскую) модель местного управления, местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которых применяются различные формы и разновидности.

издаваемыми коммунами в рамках их правотворческой автономии актами, при этом речь идет не только об уставах (как в России), но и о положениях. Наряду с “доведением до сведения” органа правового надзора весьма распространены такие формы надзора, как “представление” и “утверждение” акта местного самоуправления.

Эффективность использования международного опыта в России зависит от того, насколько этот опыт удастся правильно понять. Сложности перевода с иностранных языков приводят к неправомерному отождествлению форм регулирования и контроля за действиями местных администраций со стороны вышестоящих государственных органов с государственным регулированием и контролем местного самоуправления. Поэтому происходит неправомерное отождествление местного управления и местного самоуправления. Во многих странах для организации управления территориями применяют сложные механизмы, сочетающие органы государственной администрации местного уровня (местные администрации) и органы, избираемые населением, т.е. собственно органы местного самоуправления. Неправильно поняв все это иногда не удается избежать привычных российских стереотипов.

ФЗ №131 от 6 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации [Текст] : учебник для студ. / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М. : Юристь, 1997. - 428 с.

Основы государственного (конституционного) права Германии [Text] // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - 1998. - Т. 3, гл. 5. - 342-417 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Россия, местное управление, орган, Германий, государственная власть, коммунальное самоуправление, местный уровень, организационная модель, отраслевой контроль.

Похожие статьи

Проблемы местного самоуправления и местных бюджетов.

местное самоуправление, Россия, орган, местное управление, Германий, коммунальное самоуправление, государственная власть, организационная модель, отраслевой контроль, местный уровень.

Взаимодействие государственных органов власти и органов.

От взаимоотношений местного самоуправления и системы государственной власти зависит эффективность управления государственными и общественными делами [2]. В становлении и развитии местного самоуправления большую роль играют органы государственной власти.

Место и роль муниципальных органов управления в новой.

местное самоуправление, муниципальная власть, муниципальное управление, муниципальное образование, кадровый потенциал, Российская федерация, муниципальная служба, местное значение, орган, муниципальная. Понятие, задачи и функции.

Местное самоуправление как основа конституционного строя

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

Рубрика: 4. Муниципальное право

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым в системе местного самоуправления.

Местное самоуправление в системе народовластия

Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя России, называет единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно.

Основные принципы местного самоуправления в рамках.

местное самоуправление, орган, государственная власть, полномочие, муниципальная собственность, Конституция РФ, местный бюджет, муниципальное образование, местное значение, Российская Федерация.

Взаимодействие населения и местной власти: современное.

местное самоуправление, информация, муниципальная власть, орган власти, Российская Федерация, орган, государственная власть, гражданин, гражданское общество, муниципальное управление.

Теоретические концепции сущности и содержания местного.

Местное самоуправление, государство, государственное управление, местное общество, местный орган власти, дело, теория, орган, самоуправление, государственная власть.


В статье рассматривается категория собственности в странах романо-германской правовой системы, критерии правопонимания, история формирования института собственности и особенности распространения данной правовой традиции. Анализируется характеристика права собственности в ее внутренней структуре.

Ключевые слова: романо-германская правовая семья, собственник, собственность, институт права, владение, пользование, распоряжение, право собственности.

В настоящее время в мире насчитывается множество правовых семей: романо-германская правовая семья, страны общего или англосаксонского права, мусульманское право, а также социалистическая правовая семья. Каждый разграничивается специфическим взглядом на проблему прав собственности, а также на процедуру их установления. Наиболее древней и действующей в мире является континентальная или романо-германская традиция, берущая свое начало в римском праве. Рассматриваемая правовая семья окончательно завершила свое формирование в результате усилий западноевропейских университетов, которые, начиная с XII века, на базе кодекса императора Юстиниана, сформировали и развили юридическую науку, ставшую общей для всех Западноевропейских стран, приспособив ее к современным условиям. Романо-германская правовая традиция подразделяется на три правовые семьи: романская, германская и скандинавская как своеобразный симбиоз элементов континентальной системы права и общего права.

Во Франции начала XIX века, преследуя цели кодификации гражданского законодательства, издается Гражданский Кодекс Наполеона 1807 года, основой которого является рецепция римского права. Впоследствии он нашел отражение в гражданском законодательстве ряда стран Западной Европы, а также Латинской Америки. На протяжении огромных промежутков времени классическая западная юриспруденция рассматривала право собственности как наиболее полное господство над вещью. Подобное понимание собственности было взято из римского частного права, далее использовалась в странах романо-германской правовой системы. Общеизвестная 544-я статья Французского гражданского кодекса 1804 г. рассматривает собственность, как «право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом…».Аналогичное понимание собственности защищает и Германское гражданское уложение, согласно которому «собственник вещи может распоряжаться вещью по своему усмотрению и устранять других лиц от всякого на нее воздействия» (№ 903 ГГУ). Схожая формулировка содержится и в Швейцарском гражданском уложении 1907 г. Идея защиты права собственности сформировавшаяся и получившая свое развитие, как в римском праве, так и в законодательстве стран романо-германской правовой системы, весьма актуальна и по сей день.

Право собственности является самым древним из всей системы общественных институтов, наравне с институтом семьи и государства. Для того, чтобы определить сущность института права собственности стоит исходить из условий, в которых он формировался, при этом учитывая объективные социальные и экономические потребности человека. В странах романо-германской правовой системы были восприняты публично-правовые и частно-правовые традиции охраны права собственности. Главное качество права собственности — это соединение полноправного господства лица над вещью с правом распорядиться ею как он захочет, т. е. правом определить ее судьбу.

Методология определения прав собственности берет начало в трудах Г. В. Ф. Гегеля, который утверждал: «Поскольку в собственности моя воля как личная воля, тем самым как воля единичного, становится для меня объективной, то собственность получает характер частной собственности, а общая собственность, которая по своей природе может быть в единичном владении, получает определение расторжимой в себе общности, оставлять в которой мою долю само по себе дело произвола. Обладание собственностью является средством по отношению к потребности, когда ее делают первым; истинное же положение состоит в том, что с точки зрения свободы собственность как ее первое наличное бытие есть существенная цель для себя». Определенные черты права собственности подразумевают закрепление за каждым из правомочий четко установленного собственника, а не установление абсолютного и единого собственника ресурса. Иначе говоря, право собственности целиком специфицировано: на каждое из правомочий существует свой исключительный собственник, тогда как доступ к нему иных объектов ограничен. При всем многообразии форм обязательно наличия смыслового ядра, вокруг которого они сформированы. Право защиты собственности рассматривалось как наиболее полноправное господство лица над вещью, как абсолютное и неограниченное право. Именно защита прав собственности должна быть важнейшим элементом государственной и общественной жизни. Без защиты и неприкосновенности собственности невозможно развитие и становление гражданского общества.

В научной юридической и экономической литературе, а также в рамках различных правовых систем подход к трактовке права собственности неоднозначен. В романо-германской системе право собственности рассматривается в узком смысле как разновидность вещного права. Собственность трактуется как вещь и устанавливается формальная неделимость имущественных прав. Из этого следует, что собственник какого-либо ресурса одновременно обладает правом владения, правом пользования и правом распоряжения. Однако данная триада состоит из не совсем однородных понятий. Владение и пользование скорее являются экономическими категориями, в то время как распоряжение — категорией правовой. Распоряжение присуще не только собственности, но в той или иной степени владению и пользованию. Поэтому в странах романо-германской правовой системы основные правомочия определяются по-разному. Во Франции они сводятся к пользованию и распоряжению, в Республике Беларусь и Российской Федерации закреплена триада правомочий собственника. Широкий подход к отношениям собственности используется экономистами и представителями англосаксонской правовой системы.

В романо-германской правовой системе вещному праву посвящено достаточно большое число норм. Вещному праву посвящены специальные разделы в Гражданских кодексах либо специальные законы. В Германии нормы вещного права систематизированы в третьей книге Германского гражданского уложения. Кроме того, приняты специальные законы, регулирующие вещные права, в том числе: Закон о праве собственности на жилье 1951 г.; Положение о наследственном праве застройки 1919 г. и др. [С. 161–227].

Основным источником регулирования вещных прав в Испании является Гражданский кодекс 1889 г. Право собственности и другие вещные права регулируются нормами книги второй Гражданского кодекса «Об имуществе, собственности и ее видоизменениях». В Польше основу правовой регламентации вещных прав составляет Гражданский кодекс 1964 г. Вторая книга кодекса посвящена праву собственности и другим вещным правам.

Правовое регулирование вещных прав в Болгарии осуществляется Законом о собственности от 16 ноября 1951 г., Законом о собственности и пользовании землями сельскохозяйственного назначения от 1 марта 1991 г., Законом о трудовой земельной собственности от 9 апреля 1946 г.

В теории называют общие признаки вещного права: замкнутость их перечня в законе; устанавливаются на индивидуально-определенные вещи; имеют абсолютный характер, право следования и преимущества. Кроме того, юристы отмечают тесную связь гражданского и публично-правового подхода к собственности как к единому объекту, а также то, что вещное право определяет статику имущественных отношений, содержание вещных прав определено законом и оно является императивным, а не диспозитивным.

Объектом вещного права является имущество. В классической концепции объектом права собственности могут быть материальные объекты, вещи, само понятие имущества приравнивается как адекватное к понятию вещи (концепция вещественной собственности). Как правило, материальные объекты вещных прав характеризуются как индивидуально-определенные, телесные, движимые и недвижимые вещи. К недвижимым вещам в большинстве стран относят вещи, имеющие прочную и непосредственную связь с землей, а также неотделимые от нее вещи — здания, сооружения, растения на корню и т. д. Главной особенностью континентального вещного права является наличие деления вещных прав на свои вещи, к числу которых относится право собственности и на чужие вещи. Их конкретный перечень и название в различных странах не совпадают. Между тем можно определить некоторые общие тенденции развития классификации ограниченных вещных прав. Большинство правовых систем сохранило традиции римского права, и содержат нормы о сервитутах (вещных и личных (узуфрукте), праве личного пользования в т. ч. и эмфитевзис, праве застройки (суперфиции), залоге, преимущественной покупки. Например, в книге третьей Германского гражданского уложения «Вещное право» содержаться такие права на чужие вещи как наследственное право застройки, сервитуты, узуфрукт, право преимущественной покупки, вещные обременения, ипотека.

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32.
  3. Венкштерн М. Основы вещного права / Проблемы гражданского и предпринимательского права Германии. М., 2001. С. 161–227
  4. Кружалова Л. В. Римское частное право. 2-е изд. СПб., 2009. С. 124.
  5. Чичеров, Е. А. Традиции охраны права собственности в странах романо-германской правовой системы / Е. А. Чичеров, С. Б. Котляров, Н. Е. Рыбакова. — Текст: непосредственный, электронный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 12–17.
  6. Лазар Я. Собственность в буржуазной правовой теории: пер. с нем. М.: Юрид. лит., 1985. С. 17–18.
  7. Гусарова Л. Динамика развития социально-экономической системы: институциональный аспект. Саратов, 2003. С. 18.
  8. Закон о праве собственности на жилье 1951 г.; Положение о наследственном праве застройки 1919 г.
  9. Германское право. Часть I. Гражданское уложение. Пер. с нем. / Серия: Современное зарубежное и международное частное право. М., 1996.. Германское право исходит из принципа закрытого перечня ограниченных вещных прав.
  10. Алексеев С. С. Собственность и право: Актуальные проблемы // Цивилистические записки. Выпуск 2. -М.: Статут. 2002. С. 60–72.

Основные термины (генерируются автоматически): собственность, вещь, правовая система, Германское гражданское уложение, Гражданский кодекс, полноправное господство лица, пользование, правовая семья, правовая традиция, преимущественная покупка.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: