Особенности участия адвоката в производстве по административным делам об оспаривании нормативных

Обновлено: 28.03.2024

Далеко не всегда с точки зрения содержания действующие нормативно-правовые акты соответствуют интересам определенного субъекта, группы граждан Российской Федерации или иных лиц, организаций. При наличии достаточных оснований данные категории лиц имеют право на инициирование процедуры оспаривания нормативных правовых актов. При этом обязательным условием для успешного достижения поставленной цели является ознакомление с регламентом и особенностями права на внесение изменений или полное аннулирования действий определенного документа, принадлежащего к правовым актам. До начала 2007-го года, четкого определения понятия нормативного правового акта не существовало. Однако Постановление Пленума номер 48 стало основанием для уточнения перечня признаков рассматриваемых нормативных правовых актов. С точки зрения данных признаков эти положения представляют собой продукт, направленный на обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Применение нормативных правовых актов осуществляется с учетом разновидности государственной структуры.

Одним из главных факторов классификации и определения категории того или иного нормативного правового акта является его сила. На сегодняшний день нормативные положения делятся на следующие разновидности:

  • Закон – наделяется наибольшей юридической силой и воспринимается соответствующими государственными органами, уполномоченными на совершение тех или иных действий. Законы делятся на две основные группы и могут быть обыкновенными или конституционными. С точки зрения продолжительности периода действия законы бывают постоянными, временными или могут носить чрезвычайный характер.
  • Подзаконный акт – возникает на основании уже существующего закона. Данная разновидность документов направлена на уточнение определенных трактовок и перечня допустимых исключений из формируемого законом правила.

Оспаривание определенного нормативного документа в виде правовых актов осуществляется в соответствии с Кодексом административного судопроизводства. Данный кодекс был принят сравнительно недавно, в начале 2015-го года. На сегодняшний день он представляет собой точное определение возможностей признания того или иного документа государственного значения недействительным, а также содержит в себе перечень признаков нарушения определенных прав физических и юридических лиц. Данные правила закреплены в четвертом разделе главы номер 21 Федерального закона. Учитывая сложность установленных на сегодняшний день норм, добиться положительного решения при оспаривании государственных документов самостоятельно практически невозможно. Наиболее рациональным решением в данном случае является обращение к квалифицированным адвокатам соответствующего профиля.

Признаки нарушений в содержании или принятии нормативно-правового акта

Первостепенной задачей суда в условиях рассмотрения дела об обжаловании государственных документов является выявление фактических нарушений в них. Для достижения поставленной цели необходимо проведение широкого перечня специальных процедур, целью которых является сравнение положений конкретного закона или подзаконного документа с иными нормами действующего законодательства Российской Федерации. По умолчанию данные нормы должны наделяться большей юридической силой и причисляться к перечню законов первого порядка.

Юридическая практика показывает, что к списку оснований для обжалования нормативного документа могут причисляться следующие условия:

  1. 1. Нарушение действующих законодательных норм. Важно обратить внимание на то, что юридически рассматриваемый документ не должен иметь силу выше той, которой обладает действующий на текущий момент закон.
  2. 2. Несоответствие содержания требованиям международного права. Если документ провоцирует ущемление прав отдельной категории российских граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, или организаций, данный правовой акт подлежит обжалованию.
  3. 3. Существенные нарушения в регламенте, возникшие в процессе принятия рассматриваемого документа. В большинстве случаев это происходит на локальном уровне, на территории городского совета или поселковой администрации. В подобных условиях каждый субъект Российской Федерации, в отношении которого применяются нормы правового акта, имеет право на обжалование.

Наиболее сложной задачей в подобных условиях является определение фактического нарушения и части, содержащей его. Для достижения поставленных целей применяются актуальные судебные полномочия, наделяющие судебные органы правом осуществления необходимых процессуальных действий. При работе с нормативными правовыми актами в рамках выявления нарушений в данных актах возможно привлечение экспертов и сторонних специалистов, которые смогут объективно проанализировать документ. Аналогичным образом могут создаваться уполномоченные комиссии или применяться альтернативные методы выявления нарушений в актах или удостоверения их законности.

Когда можно оспорить нормативный правовой акт?

Начать разбирательство об оспаривании можно в любой период времени до тех пор, пока документ сохраняет законную силу. В случае отмены данного документа с параллельным нанесением морального и материального ущерба заявителю в период действия данного правового акта, дела рассматриваемой категории не имеют срока исковой давности.

Кто может оспорить нормативный правовой акт?

Действующее законодательство Российской Федерации определяет четкий перечень физических лиц, а также общественных и государственных предприятий или организаций, которые наделены правом обжалования любого действующего документа. Ключевым условием в данном случае является влияние содержания данного документа в виде правовых актов на профессиональную деятельность потенциального заявителя. Также при оспаривании учитывается факт ущемления определенных прав и свобод потенциального заявителя. Ознакомиться с полным списком субъектов Российской Федерации и их правами в отношении инициирования процедуры обжалования можно в разделе четвертом Федерального закона номер 21, в статье номер 208.

Возможностью подачи административного искового заявления обладают следующие категории физических лиц, организаций, управляющих компаний и правительственных структур:

  • Субъекты Российской Федерации, при условии, что действия потенциально незаконного нормативного правового акта оказывают непосредственное влияние на них, их права и свободы.
  • Прокурор, Президент или Правительство Российской Федерации. В первом случае необходимо наличие достаточных полномочий у прокурора.
  • Общественные организации, при условии, что акт частично или полностью нарушает собой законные права и интересы физических лиц, принадлежащих к отдельной категории граждан. Статус организации в данном случае не имеет значения.
  • Центральная избирательная комиссия, при условии, что суть документа оказывает непосредственное воздействие на процедуру организации и осуществления выборов, а также свободу волеизъявления граждан Российской Федерации.

При опровержении наличия нарушений в содержании или порядке исполнения документа на этапе предварительной проверки обращение в суд не представляется возможным. Исключением являются случаи, когда потенциальный заявитель располагает вескими доказательствами незаконности исследования или экспертизы. Однако практика показывает, что подобные ситуации случаются достаточно редко, так как проверки осуществляются с учетом действующих на сегодняшний день норм.

Порядок и особенности оспаривания нормативных правовых актов

При оспаривании для инициирования процедуры требуется выполнение всех перечисленных выше условий. На этапе консультации с юристом специалист определяет фактическое наличие права на обращение в суд у конкретного лица посредством подтверждения факта незаконного ограничения его интересов или деятельности рассматриваемым документом. После этого адвокат определяет подсудность дела, осуществляет помощь в подготовке и сборе необходимых документов, составлении доказательной базы.

Особенности процедуры рассмотрения данных дел:

  • В соответствии со статьей номер 213 рассмотрение искового заявления и дела осуществляется в срок до двух месяцев.
  • В соответствии со статьей номер 211 суд наделяется правом приостановления действия акта на период рассмотрения дела.
  • В соответствии со статьей номер 212 несколько дел могут объединяться в одно при условии их схожести с точки зрения содержания норм.

Инициирование разбирательства начинается с составления искового заявления, в котором определяется личность заявителя, приводится аргументированный текст претензии и перечень определенных частей закона, с которыми не согласен заявитель. Дополнительно истцом прилагаются безоговорочные доказательства того, что правовой акт является неправомочным.

Перечисленные ранее особенности процедуры необходимо принимать во внимание как в период судебного разбирательства, так и до его начала. Таким образом, перед потенциальным заявителем открывается возможность использования в суде дополнительных доказательств в виде заявлений и выписок или свидетельских показаний при условии соответствия их формы требованиям, закрепленным главой номер 6 в соответствующем федеральном законе.

Определение подсудности дела

Важным этапом подготовки к судебному разбирательству и подачи искового заявления в суд, помимо составления доказательной базы и определения списка превенций, является правильное определение подсудности потенциального судебного разбирательства. Выбор подсудности осуществляется с учетом главы номер два федерального закона №21. Обратите внимание на то, что допущение ошибок при определении подсудности (места рассмотрения) дела, связанного с нормативными правовыми актами и нарушениями, содержащимися в данных актах, является основанием для законного отклонения искового заявления.

На сегодняшний день полномочием изменения действий того или иного нормативного документа наделены следующие судебные органы на территории Российской Федерации:

  • Верховный суд Российской Федерации или судебный орган общей юрисдикции, а также мировой судья. В компетенции данных уполномоченных органов или должностных лиц находится рассмотрение любых административных дел, за исключением обсуждаемых в рамках Конституционного суда. Данное условие определяется статьей номер 17.
  • Военный суд. В соответствии со статьей номер 18, данный суд наделен полномочием установления правомерности при оспаривании нормативных правовых документов, которые относятся к деятельности военных учреждений и подведомственных организаций.
  • Районный суд. Согласно статье номер 19, районный суд получает полномочие к обсуждению рассматриваемой категории дел в исключительных случаях.
  • Локальные суды республик, областей и так далее. Статья номер 20 наделяет рассматриваемые судебные инстанции правом принятия к рассмотрению исковых заявлений при условии территориального ограничения акта.

Что касается арбитражного суда, то процедура по оспариванию нормативной документации в данной инстанции возможна только при отсутствии связи конкретного дела с перечисленными выше судебными органами. Обратите внимание на то, что для каждой из описанных подсудностей предусмотрена индивидуальная форма иска.

Участники судебного разбирательства по обжалованию нормативного правового акта

Как уже говорилось ранее, при работе с нормативными правовыми актами и нарушениями, содержащимися в данных актах, распространена практика привлечения внешних специалистов и представителей организации. Обратиться к данным лицам может как ответчик, так и истец, а также непосредственно суд. Данная мера используется в целях уточнения подробностей и обстоятельств принятия акта, а также правильной трактовки его содержания. Рассматриваемая категория показаний причисляется к группе свидетельских. Таким образом, при отсутствии информации о лице или организации в доказательной базе на этапе судебного заседания, сторона должна подать ходатайство о привлечении выбранного свидетеля к процессу.

В целях выявления полного перечня обстоятельств по фактическим правовым актам и их принятию, а также для получения профессиональной консультации к судебному разбирательству могут привлекаться:

  • Руководители или председатель собрания, при условии, что данные лица принимали непосредственное участие в принятии документа.
  • Уполномоченные должностные лица, при условии, что данные лица обнародовали документ или дали согласие на его вступление в законную силу.
  • Эксперты – сюда относятся как независимые специалисты, так и штатные эксперты.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет ответственность за уклонение от дачи свидетельских показаний в отношении государственных служащих. Данная ответственность выражается в штрафных санкциях или административных мерах наказания в соответствии со статьей номер 336 Гражданско-процессуального кодекса.

Отказ от рассмотрения иска по неправомочности нормативного правового акта

В рамках работы с нормативными правовыми актами и нарушениями, содержащимися в данных актах, суд наделяется правом отказать в рассмотрении искового заявления как до начала судебного заседания, так и во время него. К списку веских оснований для отказа относятся нарушения, допущенные при оформлении и подаче документов, нарушения регламента ведения дела, а также иные обстоятельства. Приготовьтесь к возможному отказу заранее и заручитесь поддержкой опытного юриста, чтобы существенно повысить шансы на успешное рассмотрение иска.

Наиболее распространенными причинами для получения отказа при оспаривании являются следующие:

  • Отсутствие объективных признаков ущемления прав и свобод заявителя действием рассматриваемого акта. Например, если исковое заявление подает физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, а обжалуемый им документ касается только представителей коммерческой сферы в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
  • Представительство истцом прав и интересов третьих лиц, организаций и категорий граждан. Исключением являются случаи, в рамках которых такая возможность предусматривается Федеральным законодательством Российской Федерации.
  • Отсутствие признаков отнесения рассматриваемого документа к фактическому перечню, представленному нормативными правовыми актами. В данном случае речь идет о нарушениях в актах, которые еще не были приняты или остались отклоненными.
  • Утрата законной силы актов. Данное основание также относится не только к общему содержанию, но и к отдельным частям документов. Отказ в данном случае может обуславливаться отсутствием информации у заявителя о последних изменениях в действующем законодательстве Российской Федерации.
  • Подтверждение законности рассматриваемых актов.

При отсутствии перечисленных выше признаков и оснований при оспаривании документа суд не имеет права отказать в рассмотрении дела в установленные законом сроки. После того как соответствующее решение было вынесено судом в официальном порядке, содержание документа подлежит изменению или полному приостановлению.

Подтверждение положительного решения и последствия оспаривания

Наиболее распространенными на сегодняшний день являются случаи, когда суд принимает решение в рамках оспаривания по нормативным правовым документам о частичном удовлетворении искового заявления и требований, перечисленных в нем. Данное решение указывается и подтверждается итоговым судебным актом. Также в нем указывается определенный перечень действий, которые обязательны для частичного удовлетворения исковых требований заявителя.

Как правило, по решению суда при оспаривании нормативного документа, осуществляется:

  • Признание того, что рассматриваемый документ недействителен, начиная с момента вынесения официального решения.
  • Аннулирование законности на основании оспаривания по нормативным правовым документам от даты принятия, при условии, что документ содержит в себе прямые противоречия закону, наделенному большей юридической силой.
  • Аннулирование действия по решению, принятому при оспаривании нормативных правовых документов, начиная с момента публикации.

В случае если нормативный документ был признан истцом корректным в процессе судебного разбирательства и заявитель отказался от претензий, судопроизводство по делу не прекращается. Действующим законодательством Российской Федерации предусматриваются обязательные действия с учетом регламента, в том числе в отношении судебного решения. Исключением являются случаи, в рамках которых нормативный документ в виде данного решения подлежит обжалованию в вышестоящей юридической инстанции.

Цены на дистанционные консультации

Услуги для граждан и организаций

Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката с изучением документов, представленных доверителем от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста с изучением документов, представленных доверителем от 4 800 руб.
Изучение адвокатом-специалистом материалов дела, представленных клиентом, судебной практики по делу, выработка правовой позиции защиты (с использованием профессиональных правовых ресурсов), вне рамок устной консультации от 1 200 руб.
Выезд дежурного адвоката к доверителю от 3 000 руб.
Подготовка первичного письменного юридического документа (заявление, жалоба, ходатайство, правовое заключение) от 7 000 руб.
Устная (очная) юридическая консультация отраслевого адвоката-специалиста без изучения документов от 2 400 руб.
Устная (очная) юридическая консультация дежурного адвоката без изучения документов от 1 200 руб.
Почасовая оплата труда адвоката-специалиста при комплексной защите прав доверителя от 2 500 руб.

Ведущие адвокаты коллегии


Руководитель отдела коллегии, ведущий адвокат-специалист, ревизор коллегии.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов урегулировано главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Частью 5 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

К особенностям производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с КАС РФ, в отличие от ранее предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом РФ порядка, относится возможность применения судом меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта, заключающейся в установлении запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается (статья 211 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются:

-документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя (пункт 4);

-доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем (пункт 5).

Срок рассмотрения судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта не должен превышать двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации трех месяцев со дня его подачи.

Также КАС РФ предусмотрена возможность оспаривания нормативных правовых актов в упрощенном порядке.

В таком порядке рассматриваются административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, воспроизводящих содержание нормативных правовых актов большей юридической силы, основанных на нем, или вытекающих из него, в случае, если нормативный правовой акт большей юридической силы уже признан судом недействующим (статья 216 КАС РФ).

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.

Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса.

Статья 246 КАС. Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы.

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.

2. Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:

1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом;

6) документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином.

3. К административному исковому заявлению могут быть приобщены иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

4. При несоблюдении положений частей 1 и 2 настоящей статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.

5. В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не были устранены, судья на основании статьи 129 настоящего Кодекса выносит определение о возвращении административного искового заявления со всеми приложенными к нему документами.

Статья 247 КАС. Рассмотрение административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принимается к производству суда и рассматривается в порядке и сроки, установленные статьей 141 настоящего Кодекса.

2. Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте судебного заседания. К участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

3. Суд вправе рассмотреть вопрос о привлечении к участию в административном деле иных лиц, чьи права могут быть затронуты принятым решением.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

5. Стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

6. Суд по ходатайству сторон в случае, если они по объективным причинам лишены возможности представить доказательства, либо по своей инициативе в целях правильного разрешения административного дела вправе вынести определение об истребовании доказательств в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

Статья 248 КАС. Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

1. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

2. Если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 настоящей статьи, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 настоящего Кодекса.

Статья 249 КАС. Решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

1. Решение суда принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.

3. В резолютивной части решения суда должно содержаться также указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости.

4. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им после изготовления решения.

5. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - на решения соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов.

6. Определение суда, вынесенное по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.

7. Частная жалоба, представление на определение, указанное в части 6 настоящей статьи, рассматриваются апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

КАС РФ Статья 213. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

2. В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный частью 1 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

4. Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

5. Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

6. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

9. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

10. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

11. Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

12. Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

1. Кодекс административного судопроизводства: предмет регулирования, задачи. Административная процессуальная правосубъектность.

2. Применение адвокатом правил о подведомственности и подсудности административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

3. Административный истец, административный ответчик: понятие, права и обязанности. Процессуальное соучастие. Представительство в суде по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций: полномочия, оформление полномочий адвоката.

4. Применение адвокатом общих правил производства в суде первой инстанции по делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций. Упрощенное (письменное) производство.

5. Особенности участия адвоката в производстве по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

6. Участие адвоката в производстве по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

7. Особенности участия адвоката в производстве по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

8. Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи доверителю в производстве по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

9. Деятельность адвоката по обжалованию решения суда первой инстанции в суд апелляционной инстанции по административным делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

10. Обжалование адвокатом судебных актов, вступивших в законную силу, в суд кассационной инстанции по административным делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

11. Обжалование адвокатом судебных актов, вступивших в законную силу, в суде надзорной инстанции по административным делам, связанным с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций.

12. Деятельность адвоката на стадии исполнения судебного акта по правилам Кодекса об административном судопроизводстве РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: