Особенности тушения пожаров на судах

Обновлено: 24.04.2024

Особенности тушения пожаров на различных судах

Характер развития пожаров на различных судах и й различных частях одного и того же судна неодинаков.

Судно разделено переборками и палубами, выполненными из стальных листов, способных быстро нагреваться и проводить теплоту из одного помещения в другое. Поэтому при пожарах на судах высокая температура влечет за собой загорание в соседних помещениях, если не будут приняты меры защиты.

Пожары в сухогрузных трюмах сопровождаются сильным задымлением и быстрым ростом температуры. Распространение пожара в трюме в основном зависит от вида и укладки груза, состояния люков и характера огнезащиты смежных переборок грузовых палуб. В трюмах создаются благоприятные условия для аккумуляции тепла: здесь сравнительно небольшие объемы, хорошая теплопроводность металлических переборок, затрудненный выход раскаленных газов и значительные площади поглощения теплоты грузом. Изза недостатка воздуха в трюме горение развивается медленно, так как трюмы обычно загружаются на 85—90%, а трюмные люки большую часть времени бывают закрытыми. При закрытых люках и отключенной вентиляции пожары в трюмах могут длиться сутками, а нередко и неделями. Но абсолютной герметичности трюмов достигнуть очень трудно. В практике имели место случаи, рогда тлеющие материалы горели в течение нескольких суток даже при заполнении трюма углекислотой, паром или дымовыми газами. В результате недостатка кислорода горение в трюмах происходит с большим недожогом и, следовательно, со значительным выделением дыма.

Большую роль в ограничении развития пожара имеет отключение вентиляции и задраивание вентиляционных раструбов чехлами. Если своевременно не отключить вентиляцию, горение будет развиваться и по воздухопроводам может перейти в другие помещения.

Наиболее вероятные пути распространения пожара: из трюма в надстройки, в другие трюмы и помещения, в различные грузовые, пассажирские и вентиляционные шахты, пустоты в конструкциях. Кроме того, пожар может распространиться благодаря теплопроводности переборок и палуб.

В рефрижераторных трюмах горение может распространяться по термоизоляционному слою под отделкой переборок. Доступ к очагу и тушение такого пожара очень сложны, так как требуют вскрытия переборок и обшивки.

Как показала практика, при загорании в надстройке судна последняя может быть охвачена огнем в течение 15—25 мин, если за это время не введено достаточное количество средств тушения пожара. При открытом горении наружной поверхности надстройки большое влияние оказывает положение места загорания по отношению к ветру. Если мес!о загорания находится с наветренной стороны, то надстройка может быть охвачена пламенем в течение 10— 15 мин. Это необходимо учитывать, особенно при тушении пожара на рейде, в рейсе или при отводе судна в безопасное место.

На наливных судах наибольшая опасность пожара и взрыва существует при сливе груза, так как именно в это время вследствие подсоса воздуха или выхода паров из горловин имеется наибольшая вероятность образования взрывоопасных концентраций. В начальный период пожар в грузовых отсеках может быть в виде факельного горения паров, выходящих из люков, поврежденной палубы, трубопроводов, корпуса или в виде взрыва паровоздушной смеси в одном или нескольких грузовых отсеках. При подсосе воздуха через неплотности в переборках факельное горение может перейти во взрыв, поэтому такие очаги горения нужно ликвидировать как можно быстрее. Взрывы в грузовых отсеках могут происходить и во время пожара в результате слабого охлаждения палубы, переборок или образования трещин и выхода паров или жидкостей в зону горения. При взрывах палуба или вспучивается, с образованием трещин, или частично погружается в нефтепродукты; часто ее разворачивает в стороны, иногда срывает, отбрасывая на десятки метров. В большинстве случаев при взрывах стационарные противопожарные системы выходят из строя. При сильных взрывах повреждается и корпус в надводной части судна.

Серьезную пожарную опасность на танкере представляет газоотводная система, если вовремя не отключить аварийные участки.

Котельные и машинные отделения судов представляют собой трюмы, выполненные из металла. Основным горючим материалом в этих помещениях является жидкое топливо. Чаще всего пожа ры из машиннокотельного отделения быстро переходят в надстройку. Происходит это потому, что выходы из шахты отделения ведут в надстройку, а вентиляционная система его также имеет связь с помещениями надстройки. Поэтому во всех случаях при пожарах в машиннокотельных отделениях необходимо сразу обеспечить защиту надстройки.

При тушении пожаров на различных судах особое внимание необходимо уделять предотвращению перехода огня в надстройку, на верхнюю палубу и в помещения, жизненно важные для сохранения плавучести судна. Кроме того, необходимо защитить различные вертикальные и горизонтальные шахты, каналы, трубопроводы.

При тушении развившихся пожаров на судне, когда огонь перешел из трюмов или танков в надстройку, необходимо в первую очередь ликвидировать горение в надстройке.

Всему экипажу следует знать основные правила тушения пожаров сложных условиях.

При сильном ветре пожар распространяется в основном по направлению ветра. Пожар в этом случае следует тушить мощными струями воды, подавая их в первую очередь на горйщие конструкции против ветра и с боковых сторон. Для тушения горящих жидкостей пеной струю следует направлять с наветренной стороны.

Во время сильных морозов, когда возможно замерзание воды в рукавах и магистрали, нельзя прекращать подачу воды к стволам. При переходе на другую позицию не следует перекрывать полностью ствол, нужно только уменьшить расход воды.4 Нельзя обливать водой людей и открытые палубы, последние могут обледенеть, что затруднит передвижение.

После окончания тушения пожара нужно быстро разобрать рукавную линию, не допуская замерзания в ней воды. Если рукава все же обледенели, их нужно церенести в теплое помещение для просушки.

Во время качки тушить пеной жидкое топливо очень трудно изза того, что горящее топливо будет перемещаться и разрушать пену. В этом случае следует подавать пены в два раза больше, чем в обычных условиях.

В помещениях без освещения нужно пользоваться аварийными фонарями. В таких помещениях, как правило, должны действовать члены экипажа, хорошо знакомые с расположением механизмов, оборудования, люков и дверей.

При возникновении пожара на судне у причала необходимо быстро эвакуировать посторонних лиц и членов семей экипажа с судна. Грузовые операции должны быть прекращены и трюмы закрыты. Все бортовые иллюминаторы во избежание поступления воды при крене должны быть закрыты, а также должны быть плотно закрыты все двери переборок и кают.

Капитану в процессе тушения водой следует постоянно следить за остойчивостью судна и принимать меры к удалению воды из наиболее отдаленных от центра тяжести судна зон. Если при пожаре вода, подаваемая на тушение, особенно на верхних закрытых палубах, скапливается и угрожает остойчивости судна и нет возможности ее откачать, то необходимо поставить судно на ровный киль. При этом нужно учитывать/ что судно не опрокинется в том случае, если глубина под килем будет меньше одной девятой ширины судна. Если условий для притопления судна нет, его надо отвести от входных ворот порта и фарватера, чтобы в случае затопления не закрыть проходы в порт. Если судну угрожает опрокидывание, нужно прекратить тушение пожара до тех пор, пока оно не будет отведено в безопасное место.

Судно можно притопить и у причала, если возле него имеется ровное дно. Необходимо помнить, что любое затопление судна, даже частичное, не обходится без крена, а крен приводит к перераспределению действующих на судно сил, и может случиться так, что судно перевернется даже на мелководье.

Полное затопление судна является крайней мерой, к которой прибегают в исключительных случаях, когда ликвидировать развившийся пожар не представляется возможным. Решение о затоплении судна принимает капитан; выполняется оно только после того, как с судна будут эвакуированы все люди и изъята необходимая документация.

Судно от береговых сооружений обычно отводят в тех случаях, когда оно нагружено взрывчаткой, горючими газами, легковоспламеняющимися или горючими жидкостями и имеется угроза переброски огня на эти сооружения или опасность их разрушения.

Отвод наливных судов от береговых сооружений как лучшее средство безопасности рекомендуется Правилами перевозки легковоспламеняющихся жидкостей. Однако практика показывает, что это не всегда целесообразно, так как во многих случаях пожары на этих судах были успешно ликвидированы у причалов.

Суда, груженные прочими грузами, отводят от береговых сооружений и соседних судов обычно только в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на эти сооружения или соседние суда и нет достаточного количества сил и средств для их защиты. Если горящее судно может вызвать пожар на других судах, целесообразно отвести суда, соседние с аварийным. Отводить от причала суда с невзрывоопасными и трудновоспламеняющимися грузами следует лишь для перевода их на другое место для обеспечен кия лучших условий тушения пожара.

Отвод от причала пассажирских судов чаще всего нецелесообразен, но если он необходим, то отводить судно нельзя до тех пор, пока не будут сняты с него все пассажиры. Не следует отводить суда от причалов и береговых сооружений, если на тушении пожара занято значительное количество береговых пожарных подразделений. Особенно опасен отвод судна при пожаре надстройки, так как скорость распространения пожара при этом очень быстро увеличивается.

Во всех случаях отвод судна от причалов и береговых сооружений должен осуществляться под прикрытием струй, подаваемых с пожарных или других судов с соблюдением правил техники безопасности.

Для буксировки судна необходимо использовать портовые буксиры или другие суда и только в крайних случаях пожарные; при этом тушение с пожарных судов не должно прекращаться.

Для быстрого подавления открытых дожаров в надстройке пожарные суда должны максимально использовать стационарные и переносные лафетные стволы. При использовании .мощных стволов необходимо предусматривать и откачку воды с палуб и из трюмов аварийного судна, так как водоотливная и осушительная системы обычно не могут откачать всю поступающую воду.

При любых пожарах судно необходимо развернуть по отношению к ветру так, чтобы дым и пламя сносило не вдоль судна, а за борт. Пожарные и спасательные суда, прибывшие к аварийному, находящемуся в открытом море или на рейде, в первую очередь должны обеспечить безопасность путей эвакуации пассажиров. Пассажиров спасают на судовых шлюпках. На борт пожарного судна пассажиры принимаются как исключение, в ограниченном количестве, в первую очередь дети и нуждающиеся в медицинской помощи.

Пожарное судно должно подходить к аварийному с наветренной стороны, а при сильном волнении — изпод ветра к той части, куда можно высадить десант.

Если аварийное судно, находящееся в открытом море, не потеряло ход, оно должно двигаться в сторону ближайшего порта под конвоем пожарного, в противном случае пожарное судно должно буксировать аварийное, а также тушить пожар до тех пор, пока не подойдут другие суда. При подходе других судов пожарное судно отдает буксир и продолжает тушение. Главные двигатели всех судов, подошедших к горящему, не должны заглушаться на случай немедленного отхода.

Причинами пожаров на судне являются небрежное обращение с открытым огнем, курение в трюмах, подшкиперских, машинном отделении; неисправность электрооборудования; искры при сварочных работах; самовоспламенение грузов, неправильно уложенных в трюмах, угля и др.

Для предотвращения пожара и борьбы с ним применяют предупредительные меры; средства сигнализации, предупреждающие о возникновении пожара; средства для Локализации возникшего пожара; средства для тушения пожаров.

К предупредительным мероприятиям относят специальные помещения с соответствующей вентиляцией для перевозки самовоспламеняющихся грузов (угольные ямы, нефтяные и другие цистерны для жидкого горючего, крюйт-камеры на промысловых судах).

Для отделки и оборудования помещений судна применяют негорючие и невоспламеняющився материалы и краски.

Судовые источники тепла располагают в удалении от грузов и предметов оборудования, которые могут легко воспламениться. На судах имеются две группы средств сигнализации: электрическая и дымовая. В обеих системах в качестве сигнализаторов используется звук или свет. Электрические сигнальные аппараты состоят из термостатических приборов, включенных параллельно сопротивлению в цепь, находящуюся под напряжением батареи. При дымовой сигнализации в сигнальный шкаф, установленный в штурманской рубке, из различных судовых помещений проводятся трубки диаметром 20 мм. Они снабжаются колпаками — дымоуловителями. В шкафу вентиляторами поддерживается некоторый вакуум. Пожар обнаруживается по дыму в соответствующей трубке.

При постройке судна предусматривают меры локализации пожара конструктивного порядка: отделяют огнестойкими переборками и дверями отдельные отсеки судна; устанавливают в коридорах крупных пассажирских судов водораспылители, создающие водяные зонты или экраны из водяной «пыли».

Огнетушительные средства подразделяются на четыре основные группы:

разбавления (водяной пар, углекислота и другие инертные газы);

изоляции (химическая и воздушно-механическая пены, кошма, песок);

охлаждающие (вода и растворы с преимущественным содержанием воды);

химического торможения (химические жидкостные бромэтиловые составы).

При возникновении пожара в трюме стремятся сделать его местным. Для этого грузы поливают по границам горения и одновременно часть груза убирают в сторону от очага или по возможности вообще удаляют из грузового помещения.

Средства тушения пожара водой основаны на охлаждении горящих предметов. Водой не рекомендуется тушить пожары нефти и продуктов ее перегонки, если на шлангах не имеется специальных насадок. Пар наиболее эффективен при тушении пожаров в закрытых помещениях (не исключая пожаров нефти и продуктов ее перегонки).

Тушение пожара инертным газом (углекислотой) основано на растворении кислорода, содержащегося в воздухе в количестве от 21 до 15%, при котором горение прекращается. Инертные газы по сравнению с другими противопожарными средствами наиболее эффективны и безвредны три тушении пожаров в грузовых помещениях.

При горении любых предметов в открытых или закрытых помещениях эффективен метод тушения пожара пеной. Обильная пена, покрывающая горящую поверхность и оттесняющая кислород воздуха, образуется при химической реакции между специальными кислотным и щелочным растворами. Различают систему с местным пенообразованием, при которой смешение растворов происходит на месте потребления пены и генератора ценообразования, где пена подается по магистралям к месту пожара (под плиты машинного отделения, в мазутный танк и т. д.).


Важное

Ходовые испытания подлодки "Алроса" продолжились

Важное

На "Севмаше" внедряют еще один метод для ускорения производства подлодок

Важное

Источник рассказал о возможном увеличении количества атомных подлодок нового поколения

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.

Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

  • быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;
  • нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;
  • ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;
  • задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.

Разведкой пожара на корабле определяются:

  • наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);
  • возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;
  • наличие и состояние электроустановок;
  • состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения;
  • возможность взрывов и отравлений.

Основными приемами тушения пожаров на кораблях являются:

  • подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);
  • герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.
  • Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:
  • вода (пар);
  • воздушно-механическая и химическая пена;
  • углекислый и другие инертные газы;
  • жидкостные огнегасительные составы;
  • порошковые составы.

Для предупреждения распространения огня на рядом стоящие корабли и береговые объекты необходимо:

  • отводить горящий корабль от других кораблей и береговых объектов или отводить соседние корабли от горящего, особенно когда есть опасность возникновения взрыва;
  • защищать водяными струями соседние корабли и береговые сооружения;
  • ограждать и тушить топливо, разлитое на воде.

При тушении пожаров на кораблях необходимо вести постоянный контроль за количеством принятой в корпус горящего корабля воды, не допуская скопления ее в больших количествах, особенно в помещениях, расположенных выше ватерлинии. Для сохранения устойчивости и плавучести горящего корабля необходимо периодически удалять воду из отсеков.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В НАДСТРОЙКАХ, ЖИЛЫХ И СЛУЖЕБНЫХ ОТСЕКАХ КОРАБЛЕЙ

Пожары в надстройках, жилых и служебных отсеках кораблей отличаются следующими особенностями:

  • быстрым повышением температуры из-за небольшого объема помещений;
  • быстрым распространением огня и дыма в другие помещения через перегородки, палубы, двери, коридоры и шахты;
  • затруднением проникновения в горящие и задымленные помещения из-за узких проходов и высокой температуры;
  • наличием электроустановок под напряжением.

Тушение пожаров в надстройках, жилых и служебных отсеках корабля производится водой или воздушно-механической пеной.

Для подачи водяных стволов используются дверные проемы, иллюминаторы, входные и световые люки верхних и нижних палуб. Тушение открытого огня и охлаждение нагретых конструкций надстроек, бортов и палуб производится водяными струями.

Для тушения пожаров внутри надстроек и отсеков применяется воздушно-механическая пена или распыленная вода.

Рукавные линии прокладываются наиболее удобным и кратчайшим путем. Рукава, поднятые на вышерасположенные палубы или надстройки, закрепляются рукавными задержками, шланговыми захватами или штертами (концами веревки) к леерным ограждениям или другим конструкциям корабля. Во избежание заломов и повреждений рукавов при прокладке их через комингсы (пороги) или выступающие корабельные конструкции применяются ограждения в виде лотков или других подсобных предметов.

Каждый работающий в отсеке должен иметь изолирующий противогаз и страхующий тросик, обеспечивающий связь со страховщиком, находящимся у входа в помещение (отсек).

При возможности герметизации отсеков тушение пожаров в них производится инертными газами и жидкостями, подаваемыми через вентиляционные раструбы, переборочные сальники и другие отверстия.

Одновременно водой охлаждаются палубы, борта и переборки горящих отсеков.

При вскрытии (разгерметизации) отсеков после прекращения горения на случай повторного загорания необходимо иметь наготове водяные или пенные стволы.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ БОЕПРИПАСОВ

Погреба корабельных боеприпасов имеют системы орошения и затопления.

При угрозе пожара или возникновении его в погребе с боеприпасами личным составом корабля производится орошение боеприпасов или затопление погреба путем включения системы.

При отсутствии экипажа на корабле и возникновении опасности взрыва во время пожара погреб с боеприпасами затапливается по приказанию командира спасательного отряда.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ В МАШИННО-КОТЕЛЬНЫХ И МОТОРНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ КОРАБЛЕЙ

Пожары в машинно-котельных и моторных отделениях отличаются следующими особенностями:

  • горением топлива и масла, что вызывает быстрый нагрев переборок и других корабельных конструкций;
  • возможностью образования взрывоопасных концентраций паров топлива;
  • горением изоляции электропроводки и электроустановок.

Тушение пожаров в машинно-котельных и моторных отделениях производится водой, пеной, паром или инертными газами и жидкостными огнегасительными составами.

При тушении пожара необходимо:

  • выключить приточную вентиляцию;
  • обесточить электроустановки;
  • перекрыть топливные и масляные трубопроводы;
  • остановить работающие двигатели, механизмы и котлы;
  • спустить воздух из баллонов, находящихся под давлением;
  • принять меры к герметизации входов, световых люков, вентиляционных раструбов и других отверстий;
  • охлаждать водяными струями борта, палубы и переборки.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ

Вследствие конструктивных особенностей подводных лодок тушение пожаров на них затруднено:

  • из-за небольших размеров входных люков;
  • из-за наличия в отсеках средств регенерации воздуха, боеприпасов и большого количества электрооборудования;
  • из-за быстрого повышения температуры и скопления дыма;
  • из-за возможности образования взрывоопасной концентрации водорода с воздухом в аккумуляторных отсеках и системах вентиляции;
  • из-за ограниченности стационарных и переносных установок пожаротушения.

Тушение пожаров на подводных лодках, как правило, производится путем заполнения помещений (отсеков) воздушно-механической пеной, а при герметизации отсеков - инертными газами или жидкостными огнетушащими составами.

Работа личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ по тушению пожара внутри отсеков производится только во взаимодействии с личным составом подводной лодки и при обязательном выполнении мер техники безопасности.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА СУХОГРУЗНЫХ СУДАХ

Пожары на сухогрузных судах чаще всего возникают в трюмах и характеризуются:

  • сложностью обнаружения очага пожара;
  • трудностью проникновения к очагу пожара из-за наличия груза;
  • возможностью выделения ядовитых газов при горении различных грузов.

Тушение пожаров на сухогрузных судах производится водой, воздушно-механической пеной, инертными газами и жидкостными огнетушащими составами.

При достаточно свободной укладке груза в трюмах тушение пожара производится водяными струями, подаваемыми непосредственно в очаг пожара через люки.

При невозможности проникнуть к очагу пожара через люки вырезаются отверстия в переборках, палубах или бортах.

Места для вырезания отверстий определяются по изменению цвета окраски или нагреву конструкций судна.

При невозможности потушить пожар водяными струями тушение производится путем заполнения трюма высокократной воздушно-механической пеной, инертными газами или жидкостными огнетушащими средствами при условии герметизации трюма (отсека).

Наибольшую опасность представляют пожары в трюмах со взрывчатыми веществами и боеприпасами: эффективность тушения зависит от быстроты подачи мощных компактных водяных струй.

При угрозе взрыва или быстрого распространения пожара трюм затапливается водой.

ОСОБЕННОСТИ ТУШЕНИЯ НАЛИВНЫХ СУДОВ

Пожары на танкерах и нефтеналивных баржах характеризуются:

  • быстрым распространением огня и интенсивным горением;
  • возможностью образования взрывоопасных концентраций паровоздушных смесей в горящем танке и в танках, смежных с горящим;
  • возможностью вскипания и выброса темных нефтепродуктов из горящего танка.

Способы тушения пожаров в танках выбираются в зависимости от вида легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, температуры окружающей среды, уровня жидкости, объема и площади горения.

Основными огнетушащими средствами являются воздушно-механическая пена, а также распыленная вода.

При факельном горении нефтепродуктов пламя сбивается водяными струями.

Открытые люки, щели и различные отверстия закрываются крышками и брезентом, который обильно смачивается водой.

До начала пенной атаки и в ходе ее подаются водяные струи для охлаждения смежных с горящим танков, бортов, надстроек и переходных мостиков.

Тушение пожара в танках производится подачей расчетного количества пены.

При откачке нефтепродуктов из негорящих танков в них подаются углекислый или другие инертные газы.

Тушение пожаров в машинно-котельных и моторных отделениях, в жилых и служебных помещениях нефтеналивных судов производится так же, как и на кораблях, но принимаются следующие дополнительные меры:

  • герметизируются танки, закрываются двери, люки, иллюминаторы помещений;
  • в танки, смежные с горящим помещением, подаются углекислый или другие инертные газы;
  • интенсивно охлаждаются палубы и борта.

ТУШЕНИЕ ГОРЯЩЕГО ТОПЛИВА, РАЗЛИВШЕГОСЯ НА ВОДЕ

Горящее топливо, разлившееся на воде, следует тушить в тех случаях, когда имеется угроза распространения огня на корабли или здания и сооружения, расположенные на берегу.

Для предотвращения растекания по воде горящей жидкости устанавливаются боны.

Тушение горящего топлива на воде производится в зависимости от площади и направления горения следующим образом:

  • при небольшой площади горения противопожарные катера и суда располагаются у края горящего топлива и передвигаются челночным способом с наветренной стороны, а ствольщики береговых команд по берегу;
  • тушение производится мощными водяными струями путем перемешивания топлива с водой; при тушении небольших участков горящего топлива у берега могут применяться воздушно-механическая пена и распыленная вода;
  • при большой площади горения спасательные суда с включенной водозащитой, подавая мощные водяные струи впереди себя, проходят на большой скорости и расчленяют площадь горения на мелкие участки с последующим их тушением; при наличии ветра и течения для ограничения растекания топлива по воде спасательные суда водяными струями от лафетных стволов сужают площадь горения, а затем расчленяют ее на отдельные участки.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА КОРАБЛЯХ И СУДАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОКАХ

Тушение пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, характеризуется:

  • наличием около корабля и на нем большого количества различных сгораемых материалов (лесов, ремонтных материалов и т.п.);
  • неудобствами подхода, прокладки рукавных линий и подачи технических средств пожаротушения (вход на корабль имеется только с одной стороны по трапу, установленному с верхнего края стены дока);
  • большой высотой стен дока и самого корабля;
  • наличием на корабле открытых проемов, люков, дверей, иллюминаторов и различных систем;
  • отключением корабельных (судовых) установок пожаротушения.

Способы, приемы и технические средства тушения пожаров на кораблях и судах, находящихся в доках, определяются в зависимости от типа корабля.

При тушении пожара в первую очередь используется стационарная система водоснабжения дока с одновременным развертыванием сил и средств спасательного отряда и пожарных команд.

При наличии сгораемых кильблоков и бортовых упоров, применяемых для крепления корабля, принимаются меры к их защите.

При тушении пожара на открытых палубах и надстройках рекомендуется предпринять следующие действия:

— уменьшить ход судна и развернуть его (если позволяет обстановка) к ветру таким образом, чтобы пламя относило в сторону от конструкций, оборудования и устройств, способствующих развитию пожара;

· ограничить распространение пожара, охлаждая корпусные конструкции, палубное оборудование и т.д.;

· охлаждать водой находящиеся вблизи от очага пожара горючие конструкции, грузы и материалы;

· вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями судна.

Для тушения пожара на открытых палубах и надстройках рекомендуется использовать сплошные водяные струи, сосредоточив максимально возможное их количество у очага пожара (провести водяную атаку) и подавая их с наветренной стороны.

При пожаре разлившихся на открытой палубе нефтепродуктов следует немедленно прекратить их погрузку (перекачку) и использовать для тушения имеющиеся на судне огнетушащие средства. Если ликвидировать пожар с применением имеющихся в распоряжении огнегасительных средств не представляется возможным, не­обходимо использовать струи воды для смыва горящих нефтепродуктов за борт.

Тушение пожара за бортом судна.

При горении топлива за бортом судна, стоящего на рейде, рекомендуется: (а) отгонять горящее топливо от бортов водой из пожарных стволов; (б) вывести судно из опасного района в направлении против ветра — своим ходом или буксиром.

Борьбу с пожаром, связанным с горением топлива или других веществ на поверхности воды (льда) за бортом судна, стоящего у пирса, следует вести совместно с пожарными подразделениями (отрядами, группами, партиями) портов и/или стоящих рядом судов. При этом необходимо предпринимать следующие действия:

· заполнять поверхность воды (льда) между бортом судна и другим находящимся рядом объектом (пирсом, бортом соседнего судна) воздушно-механической пеной;

· охлаждать борта судна, за бортом которого пожар, водой из пожарных стволов.

Порядок и объем рекомендуемых действий определяют в соответствии с состоянием окружающей обстановки;

Тушение пожара на судах типа "ро-ро" и лихтеровозах.

При возникновении пожара в доковой камере (на барже или другом плавсредстве), в грузовом трюме (твиндеке) и/или транспортных средствах рекомендуется предпринять следующие действия:

· вывести из района аварии лиц, не задействованных в борьбе с пожаром, и обеспечить их безопасность;

· обесточить щиты питания лихтеров и технических средств;

·
выключить вентиляцию доковой камеры (прекратить подачу воздуха в грузовой трюм);

· ввести в действие систему водораспыления и систему удаления воды (водоотвода) из доковой камеры (грузового трюма).

При усилении пожара следует отключить систему водораспыления и ввести в действие систему пенотушения или объемного пожаротушения. При возникновении угрозы взрыва технических средств необходимо принять меры по удалению этих средств из грузового трюма.

Тушение пожаров угля в трюмах.

Для тушения горящего угля в трюмах необходимо: (а) определить точные места горения угля; (б) подавать в очаг пожара воду через пожарные шланги (с отсоеди­ненными стволами). При нагревании переборок следует охлаждать их водой со стороны соседних помещений.

Лица, принимающие участие в тушении пожара угля в трюмах, должны работать в дыхательных аппаратах и иметь предохранительные тросы (а при необходимости — одеть термостойкие костюмы). При тушении таких пожаров по поверхности горящего угля необходимо укладывать настилы — чтобы избежать его обвала при горении.

При тушении горящего угля в трюмах не рекомендуется применять углекислый газ и пар.

РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

ТЕМА 4.1. Анатомия человека и функции организма.

Организм человека состоит из огромного количества сложных систем, каждая из которых жизненно важна для его нормального функционирования. Функциональность каждой системы обеспечивают различные органы, задачи у каждого из органов свои, но только взаимосвязь систем между собой позволят человеку жить и развиваться.

Пожар на танкере в открытом море

В мировой практике пожары подразделяются на 4 класса (в зависи­мости от вида горящего вещества) - А, В, С, D - и имеют свои предпочтительные методы тушения.

Класс А - пожары, вызванные горением воспламеняющихся твердых углеродистых веществ (дерево, бумага, ткани, пластмасса, резина).

Наиболее эффективно такие пожары тушатся водой, но возможно применение пены и порошка. Углеродистые материалы, сгорая, сохраняют свой жар, который может повторно воспламениться. После тушения необходимо обязательно наблюдать, во избежание повторного воспламене­ния из-за тления.

Класс В - пожары, вызванные горением воспламеняющейся жидкости (бензин, дизтопливо, пищевое масло).Наиболее эффективны мелко­распыленная вода, порошки, углекислый газ СО,. Большинство горючих жидкостей плавают на поверхности воды, поэтому при их тушении надо быть осторожными, во избежание разбрызгивания и переполнения емкости с горящей жидкостью.

Предпочтительные методы - вытеснение кислорода одним из способов:

- газ, вытесняющий Оу Применение стационарных газовых установок;

- пена (мыльная вода) - пена, плавая, образовывает покрывало.

Класс С - пожары, вызванные горением горючих газов под давлением, необходимо тушить только после перекрытия крана. Если же это из-за повреждения крана невозможно, то надо использовать большое количество разбрызганной воды (в виде брызг) для охлаждения газовых баллонов и окружающих предметов, пока газ не потухнет. Вода может быть применена как для защиты персонала, так и для изменения направления пламени до 90 градусов.

Класс D - пожары, вызванные горением горючих металлов (натрия, калия, магния, титана, алюминия и др.). Наиболее эффективным средством тушения таких пожаров являются теплогасящие порошки специального назначения.

Класс Е - пожары, вызванные неисправностями электрооборудования (короткое замыкание, дуга, перегрузки) и нарушениями правил тех­нической эксплуатации электроустановок. При тушении необходимо (по возможности) обесточить питающую цепь. Но независимо от того, обесточена цепь или нет, при тушении пожара нужно использовать только вещества, не проводящие электрический ток, такие как огнетушащий порошок, углекислота, хладон. При этом нужно помнить, что после применения огнетушащего порошка электроустановку тяжело привести в рабочее состояние.

Важным обстоятельством для руководителя является полная и обстоятельная информация о пожаре - где и что горит.

Применение большого количества огнегасящего вещества (например, воды) может ухудшить ситуацию до критической (крен судна). Часто бывает необходимо только перекрыть доступ воздуха или поступление горючего вещества и ситуация становится подконтрольной.

Схема пожаров и способы их устранения

Схема пожаров и способы их устранения

В противопожарном деле мелочей нет. Здесь могут стать роковыми любые недооценки, просчеты и незнания того, что мы должны знать и выполнять в повседневной работе.

Все это достигается путем регулярных тренировок на своем судне и прохождения практического обучения на УТС и БЦ каждым моряком.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: