Особенности судебной власти кнр

Обновлено: 28.03.2024

Председатель КНР (Глава III. Структура государства. Раздел II. Председатель КНР). Председатель и Заместитель председателя КНР избираются ВСНП. Кандидатом может быть любой гражданин КНР, имеющий активное и пассивное избирательное права, достигший возраста 45 лет. Срок полномочий Председателя и Вице-Председателя равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, государственных советников, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета, присуждает государственные награды и почётные звания; издаёт указы о помиловании; объявляет чрезвычайное положение и издаёт указы о мобилизации.

От имени КНР Председатель КНР принимает зарубежных дипломатических представителей и, исполняя решения ВСНП, назначает или отзывает полномочных представителей за границей, ратифицирует или расторгает договоры или важные соглашения, заключённые с иностранными государствами.

Заместитель председателя КНР помогает Председателю КНР в его работе. Вице-председатель КНР может, по поручению Председателя КНР, выполнять часть его функций и полномочий.

Госсовет (Глава III. Структура государства. Раздел III. Госсовет). Государственный совет — он же Центральное Народное Правительство КНР — является исполнительным органом высшего органа государственной власти (ВСНП), то есть высшим органом государственного управления.

Госсовет состоит из: премьера; вице-премьеров; членов Госсовета, министров, стоящих во главе министерств, министров, стоящих во главе комитетов, генерального ревизора, генерального секретаря и управляющего Государственным (Национальным) Банком. Всю ответственность за работу Госсовета несёт премьер. Всю ответственность за работу министерств и комитетов несут возглавляющие их министры. Госсовет состоит из 40 членов.

После проведённой в марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва реформы в Госсовет входят: секретариат, 22 министерства, 4 комитета, Народный Банк, ревизионный орган и несколько вспомогательных и рабочих учреждений.

Срок полномочий Госсовета соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета (государственные советники) могут занимать должность не более двух сроков подряд.

Премьер руководит работой Госсовета. Вице-премьеры и члены Госсовета помогают ему в работе. На заседаниях Госсовета присутствуют премьер, вице-премьеры, члены Госсовета (государственные советники) и генеральный секретарь Госсовета.

Госсовет осуществляет следующие функции и полномочия:

— принимает административные меры, разрабатывает административные предписания, принимает решения и издаёт указы, в соответствии с конституцией и законами;

— представляет предложения в ВСНП или его ПК;

— формулирует задачи и обязанности министерств и комитетов Госсовета, осуществляет общее руководство работой министерств и комитетов и руководит административной работой общенационального масштаба, находящейся вне компетенции министерств и комитетов;

— осуществляет общее руководство работой местных органов государственного управления разных уровней, проводит детальное разделение функций и полномочий между центральным правительством и органами государственного управления провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения;

— составляет и обеспечивает исполнение плана социально-экономического развития страны и государственного бюджета;

— управляет и руководит экономическими вопросами и развитием городов и сельских районов;

— управляет и руководит деятельностью в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и семейного планирования;

— управляет и руководит гражданскими делами, делами государственной безопасности, применением норм закона в судебном порядке и так далее;

— ведает внешней политикой и заключает договоры и соглашения с другими государствами;

— управляет и руководит деятельностью по обеспечению национальной обороны;

— управляет и руководит делами национальностей, гарантирует равные права национальных меньшинств и права районов национальной автономии;

— защищает законные права и интересы этнических китайцев, проживающих за рубежом, защищает законные права и интересы этнических китайцев, вернувшихся на родину, и членов семей этнических китайцев, проживающих за границей;

— изменяет или отменяет неверные указы, директивы и предписания, принятые министерствами или комитетами;

— изменяет или отменяет неверные решения и указы, принятые местными органами государственного управления разных уровней;

— утверждает географическое деление провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения и утверждает образование и географическое деление автономных префектур, уездов, автономных уездов и городов;

— принимает решения о введении чрезвычайного положения в части провинций, автономных районов и муниципальных образований центрального подчинения;

— рассматривает и решает вопросы о размерах административных органов и, согласно закону, назначает или снимает государственных чиновников, организует их переподготовку, оценивает их работу и награждает или наказывает их;

— осуществляет другие функции и полномочия, порученные ему ВСНП или ПК ВСНП.

Госсовет создаёт аудиторский орган для осуществления контроля за доходами и расходами всех подчинённых Госсовету департаментов и местных правительств разных уровней, доходов и расходов всех финансовых организаций, предприятий и учреждений в стране. Аудиторский орган, действуя под руководством премьера Госсовета, независимо осуществляет свои полномочия, без всякого вмешательства со стороны каких бы то ни было административных органов, общественных организаций или частных лиц.

Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП.

Кроме того, существует внутренний кабинет, состоящий из премьер-министра, четырёх вице-премьеров и 5 членов Госсовета. Членство в этом органе ограничено двумя сроками.

Судебными органами КНР являются Народные суды. В КНР действуют Верховный Народный Суд и местные народные суды разных уровней, военные суды и другие специальные народные суды.

Срок полномочий Председателя Верховного Народного Суда равен сроку полномочий ВСНП. Председатель может занимать свой пост не более двух сроков подряд.

За исключением особых обстоятельств, все дела в народном суде рассматриваются публично. Обвиняемый имеет право на защиту.

Народные суды осуществляют свои полномочия независимо, ни один административный орган, общественная организация или частное лицо не может вмешиваться в их деятельность.

Верховный Народный Суд является высшим судебным органом. Верховный Народный Суд контролирует исполнение правосудия местными народными судами разного уровня и специальными народными судами. Народные суды высшей ступени контролируют исполнение правосудия судами низшей ступени.

Верховный Народный Суд подотчётен ВСНП и его ПК. Местные народные суды разных уровней подотчётны создавшим их местным органам государственной власти.

Соблюдение закона контролируют народные прокуратуры. В Китае действуют Верховная Народная Прокуратура и местные народные прокуратуры разных уровней, военные прокуратуры и другие специальные народные прокуратуры. Срок полномочий Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры равен сроку полномочий ВСНП. Генеральный прокурор может занимать свой пост не более двух сроков подряд.

Органы народной прокуратуры исполняют свои функции независимо, ни один административный орган, общественная организация или частное лицо не может вмешиваться в их деятельность Верховная Народная Прокуратура контролирует работу местных органов народной прокуратуры разных уровней и специальных органов народной прокуратуры. Органы народной прокуратуры высшей ступени контролируют работу органов народной прокуратуры низшей ступени.

Верховная Народная Прокуратура подотчётна ВСНП и его ПК. Местные органы народной прокуратуры разных уровней подотчётны создавшим их местным органам государственной власти, а также органам народной прокуратуры высшего уровня.

В судебных слушаниях граждане всех национальностей имеют право использовать свой родной устный и письменный язык.

При рассмотрении уголовных дел народные суды, органы народной прокуратуры и органы общественной безопасности разделяют свои функции и координируют свои действия.

Социалистическая модель КНР отрицает принцип разделения властей и основана на марксистской концепции полновластия представительных органов (советов). Роль собраний народных представителей в механизме государственной власти определяющая: «все государственные административные, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей, ответственны перед ними и им подконтрольны». Согласно конституции КНР, вся власть в стране принадлежит народу, который осуществляет её через ВСНП и через местные Собрания народных представителей (СНП).

Будучи высшим органом государственной власти, ВСНП формирует важнейшие органы государственной власти:

— избирает Председателя КНР и его заместителя, а также отрешает их от должности;

— утверждает Премьера Госсовета по представлению Председателя КНР; вице-премьеров, членов Госсовета, ведомственных министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета по представлению Премьера; а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его членов по его представлению, а также отрешает их от должности;

— избирает Председателя Верховного Народного Суда, а также отрешает его от должности;

— избирает Генерального Прокурора Верховной народной Прокуратуры, а также отрешает его от должности.

Законотворчество является важнейшей, но далеко не единственной функцией ВСНП. Согласно п. 15 ст. 62 конституции КНР, перечень полномочий ВСНП открытый, то есть оно может решать и другие вопросы. Большая часть законов принимается Постоянным Комитетом (ПК) ВСНП. Правом законодательной инициативы помимо ВСНП обладают президиум ВСНП (избираемый накануне сессий, состоящий из 160 человек и формирующий постоянное бюро президиума, состоящее из 20 человек), ПК ВСНП, комиссии ВСНП, Госсовет, Центральный военный совет КНР, Верховный Народный Суд, Верховная народная прокуратура, а также группа не менее 30 депутатов.

ВСНП формирует ПК, то есть избирает и имеет право отозвать членов ПК. ПК ВСНП несёт ответственность перед ВСНП и отчитывается перед ним о своей деятельности. Ни один из членов ПК не может занимать какой-либо пост в государственных административных, судебных либо прокурорских органах. ПК избирается на тот же срок, что и ВСНП. Председатель ПК и его заместители могут занимать свои должности не более 2 сроков подряд.

ПК ВСНП контролирует деятельность Госсовета, Центрального военного совета, Верховного Народного Суда и Верховной Народной Прокуратуры. Он имеет полномочия отменять административные решения и предписания Госсовета, противоречащие конституции или другим законам.

Кроме того, ПК ВСНП:

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, утверждает Министров, Генерального Ревизора и Генерального Секретаря Госсовета по представлению Премьера Госсовета;

— в отсутствие проведения сессии ВСНП, по представлению Председателя Центральной военного совета утверждает других членов Совета;

— по предложению Председателя Верховного Народного Суда назначает либо отстраняет от должности Заместителей председателя и судей ВНС, членов Судебной Комиссии и Председателя Военного Суда;

— по рекомендации Генерального Прокурора Верховной Народной Прокуратуры назначает или отстраняет от должности Заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной Народной Прокуратуры, членов Прокурорской Комиссии и Главного прокурора Военной прокуратуры; утверждает назначение или отстранение от должности главных прокуроров Народных прокуратур провинций, автономных районов или муниципальных образований центрального подчинения.

ПК осуществляет законодательную власть наряду с ВСНП. Кроме того, ПК ВСНП вместе с Председателем КНР осуществляет функции коллегиального главы государства.

Срок полномочий Председателя и Заместителя председателя КНР равен сроку полномочий ВСНП, при этом они не могут занимать свои посты более двух сроков подряд.

Выполняя решения ВСНП и ПК ВСНП КНР, Председатель КНР обнародует законодательные акты, назначает или снимает Премьера, вице-премьеров, членов Госсовета, министров, генерального ревизора и генерального секретаря Госсовета.

Председатель и Заместитель председателя КНР выполняют свои функции до принятия должности новыми Председателем и Вице-председателем, избранными ВСНП следующего созыва.

В случае если должность Председателя КНР становится вакантной, она переходит к Заместителю председателя КНР. В случае если должность Вице-председателя КНР становится вакантной, ВСНП избирает нового Вице-председателя, В случае если должности Председателя и Вице-председателя КНР становятся вакантными одновременно, ВСНП избирает нового Председателя и нового Вице-председателя КНР. До проведения выборов функции Председателя КНР временно выполняет Председатель ПК ВСНП.

Срок полномочий Госсовета также соответствует сроку полномочий ВСНП. Премьер, вице-премьер и члены Госсовета могут занимать должность не более двух сроков подряд. Госсовет несёт ответственность и подотчётен ВСНП, а в период, когда сессии ВСНП не проводятся — перед ПК ВСНП. Госсовет в некоторой степени обладает законодательной инициативой. Так, Госсовет имеет право представлять предложения в ВСНП или ПК ВСНП КНР.

Центральный военный совет КНР (ЦВС) является уникальной структурой, осуществляющей руководство всеми вооружёнными силами страны, а также народным ополчением и вооружённой народной милицией.

ЦВС состоит из председателя, его заместителей и остальных членов. Председатель избирается ВСНП, кандидатуры других членов утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. ЦВС подотчётен и ответственен перед ВСНП и ПК ВСНП.

На практике персональный состав ЦВС КНР идентичен Военному совету ЦК КПК, назначаемому ЦК КПК. Возглавляется генсеком ЦК КПК.

В последние годы в Китае наблюдался процесс некоторой либерализации и децентрализации. Например, с 1993 года голосование в ВСНП стало тайным, не все решения принимаются единогласно. Кроме того, были предприняты необходимые меры для разграничения политической и государственной сфер ответственности с ограничением возможности постоянного вмешательства местных партийных комитетов в процесс принятия государственных решений. Однако несмотря на проводимые в Китае реформы, политическая система осталась и в обозримом будущем будет оставаться неизменной. Руководство страны ориентируется на сохранение основных институтов политической системы, включая ведущую роль КПК; можно ожидать лишь некоторые элементы демократизации.


Встатье рассмотрены особенности судебной власти в США, КНР и РФ. Проанализирована роль судебной системе в структуре государственной власти. Изучена структура и принципы построения судебной власти в США, КНР и РФ.

Ключевые слова: judicial system, Russian Federation, judicial authority, PRC, USA, world arena, structure, court.

The article discusses the features of the judiciary in the United States, China and the Russian Federation. The role of the judicial system in the structure of state power is analyzed. The structure and principles of building a judicial power in the USA, China and the Russian Federation have been studied.

Keywords: judicial system, Russian Federation, judicial authority, PRC, USA, world arena, structure, court.

Вопрос оптимального устройства системы судебной власти и ее органов занимает научное общество столько же сколько существует такая форма организации общества, как государство. Проблема государственного устройства близка к проблеме организации судебной системы.

Известный немецкий философ и государственный деятель Вильгельм фон Гумбольдт писал, что одной из основных обязанностей государства, как института власти, является обязанность по разрешению правовых споров граждан. Главной целью правового разрешения спора состоит в то, чтобы «с одной стороны, оградить от несправедливых требований, с другой — дать справедливым ту силу, которую они получили бы от действий самих граждан только таким образом, который не нарушил бы общественное спокойствие». [2] Данную обязанность государство выполняет посредством организации системы органов судебной власти. Для обеспечения данного вида правоприменительной деятельности необходимо обозначить конституционно-правовую основу деятельности самого аппарата судебной власти как части механизма власти государства.

Рассмотрим результаты влияния опыта зарубежных стран на организацию судебной системы в России, для этого обратимся к опыту Китая, как важного стратегического партнера и соседа РФ и опыту США, как бессменного конкурента на мировой арене. В настоящее время в России и Китае осуществляются глубокие политические, социальные, экономические и правовые преобразования в обществе. Необходимо отметить, что процесс такой трансформации за короткий срок вывел КНР в число лидеров на мировой арене, благодаря очевидным и ощутимым позитивным результатам, но в России результант преобразований менее позитивный. Анализ опыта развития судебной системы в КНР и США даст возможность определить векторы будущего совершенствования организации российской судебной системы.

Судебная система каждого государства обладает своими особенностями. Ее отличительные черты определяются историческим развитием государства, спецификой правовой системы, формой территориального устройства, политическим режимом и т. п. [3]

Рассматриваемые страны относятся к разным правовым системам, КНР и Российская Федерация к романо-германской системе права, а США к англосаксонской. Однако, правовой статус судебной власти этих стран закреплен в основном законе государства. В Конституции определены правовые основы судебной системы, принципы судебной деятельности и судебных органов.

Помимо Конституции деятельность судебной системы регулируется специальными законами, в которых закреплены организационные основы судебных органов, состав и полномочия судов. Такими правовыми актами в КНР являются Конституция КНР 1982 г. и Закон об организации народных судов 1979 г, в США Конституция 1787 г. и Закон о судоустройстве 1789 г. Отличительной чертой Российской Федерации является наличие большого количества законов, регулирующих судебную систему: Конституция РФ 1993 года, ФКЗ-№ 1 от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ-№ 3 от 05.02.2014 «О Верховном Суде Российской Федерации»; ФКЗ-№ 1 от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ФКЗ-№ 1 от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФЗ-№ 30 от 10.02.1999 «О финансировании судов Российской Федерации»; ФЗ-№ 30 от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»; ФЗ-№ 113 от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; ФЗ-№ 188 от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации»; закон № 3132–1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации». [2]

Для раскрытия темы данной статьи является необходимым рассмотреть вопрос значения суда в обществе. Например, в КНР структура судебных органов построена с в соответствии с выполняемыми функциями, и они играют важную роль в обеспечении деятельности всего государственного аппарата. Такое положение судебных органов является основой власти государства. С целью осуществления правосудия в КНР были созданы общие и специальные судебные органы. В структуру общих судебных органов включены Верховный народный суд и местные народные суды. В структуру специальных судебных органов входят военные суды. Специальные административные суды в КНР отсутствуют; их полномочия переданы действующим в общих судах палатам по административным делам. В полномочия таких палат входит принятие жалоб на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. [4]

Отличная от КНР сложилась ситуация в США. В процессе реализации принципа разделения властей, судебная система стала нести ответственность за принятие множества значимых решений по общественным вопросам, в связи с этим к судебной власти здесь относятся крайне уважительно. Не смотря на ограниченность границами презентантов федеральные суды США обладают огромным влиянием на американское общество и политику. Данная власть особенно сильно проявляется в процессе ведения дел о незаконных деяниях каких-либо ведомств или чиновников государственного аппарата управления США. [4]

Значимая отличительная особенность судебной системы США заключается в возможности выбора для судейского усмотрения это связано с тем, что США относится к странам прецедентного права.

В России на данный момент такое доверие к судебной власти, к сожалению, отсутствует. И на данный момент эта проблема является одним из основных препятствий демократического развития страны. Однако следует отметить, что в последнее время отмечается положительная динамика числа обращений российских граждан за судебной защитой. Эта тенденция говорит о росте доверия граждан к судебной власти.

Вопрос структуры судебной системы также является неоднозначным. До 2014 года в структуру судебной системы РФ входило два высших судебных органа — Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а также орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации. После реформы была образована единая судебная система и объединены Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации объединены, которую возглавляет созданный Верховный Суд Российской Федерации. В РФ, как и в КНР, судебная система опирается на принцип территориальности (мировые судьи по участкам (территориям), районные суды, суды субъектов Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации). [2] В США судебная система не является единой судебной структурой и включает в себя несколько независимых систем. Часто встречается ситуация, когда одно и тоже дело является подсудным для двух и более судебных органов. Главная особенность заключается в том, что параллельно существует федеральная система судов и самостоятельные судебные системы 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. [4]

Подводя итоги, следует отметить, что современные проблемы функционирования судебной власти и пути их решения в России являются предметом анализа многих ученых. Глобальные изменения, регулярно вносимые в российское законодательство и современные реформы законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти ставят перед учеными-юристами новые проблемы, которые требуют срочного решения. Остро стоит вопрос необходимости разработки теоретических, аналитических и законодательных основ такого правового государства, в котором важным элементом структуры, равным по значимости законодательной и исполнительной, станет судебная власть.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Клишас А. А.. Гребенников В. В.. Грудцына Л. Ю. Теория судебного права и организации судебных систем: учебник. — Москва: ИНФРА-М. 2018.-312 с
  3. Организация судебной деятельности: Учебник / Под ред. Ершова В. В. — М.:РГУП, 2016. — 390 с.
  4. Решетникова Е. В. Сравнительно-правовой анализ судоустройства России, США и Китая // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2015, № 1. — С. 56–59

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, судебная система, КНР, Российская Федерация, США, USA, Россия, PRC, орган, Верховный Суд.


Судебная система зарубежных стран — это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т. д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти — судебной. Каждому государству присуща своя судебная система. Она имеет дело с конкретным случаем нарушения права. Ее роль состоит в том, чтобы приводить в баланс законодательную и исполнительную власти, не давать им возможность выходить за пределы своих функций

Правосудие и судебная система определяют развитие конкретной страны. Разные судебные системы оказывают большое и абсолютно разное влияние на развитие и жизнь людей в тех или иных странах.

Во всём мире существует огромное количество различных судебных систем — ученые до сих пор не придумали универсальной классификации, под которую можно было бы подогнать все. Каждая система по-своему уникальна, так как на развитие страны, в том числе и её законы, влияет множество факторов, начиная с расположения и заканчивая темпами технического прогресса. Из-за этого в каждой системе существуют свои интересные особенности.

Система права в США

США — это то государство, в судебной системе которого большое влияние на процесс оказывает прецедент. Это значит, что судьями используются уже принятые решения своих коллег. «Очень важное правило: гражданин США выбирает себе и суд, и судью по делу, что представляется всем американцам важной гарантией защиты их прав и законных интересов».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства каждая из сторон подбирает тот судебный прецедент, который является наиболее подходящим и сравнимым с определённым судебным разбирательством. Судьи в США отличаются особой свободой в принятии решений. Особенно это заметно на низших уровнях. В некоторых случаях, даже в том, если действие, совершённое человеком, является противоправным, судья, зная об этом, может дать второй шанс человеку, если подсудимый убедит суд, что исправится. Однако, если человек уже неоднократно привлекался к ответственности, то суд не пойдет на уступки.

Достаточно значимым в судебной системе США является и суд присяжных. Присяжные участвуют в делах, стоимость иска которых превышает несколько долларов (т. е. почти во всех). Отмечают и то, что у юристов в США есть наука о том, как правильно подбирать наиболее подходящих присяжных

Система права в Англии

Английское право базируется на обычаях. Суды, как правило, рассматривают общий плац дел, не систематизируя право.

Из-за того, что в Англии основой правосудия являются исключительно традиции, в судебной системе данного государства наблюдаются необычные последствия: в судебном процессе стороны считаются равными даже в случае, если одна из них — это государство.

Особенностью является и тот факт, что судья не только выносит решение — он активно участвует в самом деле (самостоятельно допрашивает свидетелей и пр.).

Под влиянием обычаев, которые и составляют основу системы права в Англии, у английских юристов существуют определенные нормы поведения. Несоблюдение простых вещей (говорить стоя или обращаться к суду в особой форме) может привести к удалению говорящего из зала суда. Есть и особые требования к одежде: у судей и адвокатов есть разные мантии, ношение которых обязательно. В некоторых судах обязательно и ношение париков.

Система права во Франции

Французские правоведы разделяют право на системы, подразделяют на отрасли и вносят в кодексы. Обобщая: во французской правовой системе во главе ставится кодификация. Отступление от установленных норм права там крайне недопустимо. Отмечают также, что в системе французского права действуют стандарты, которые были приняты во время правительства Наполеона.

Незатронутых отраслей французской системы права достаточно мало. В случае, если судье затруднительно принять решение, он, как правило, обращается к рекомендациям Верховного суда.

В этой системе есть существенный недостаток — практически полное отсутствие новшеств (для подобной системы правосудия это большая редкость, так как судьи обычно поступают так, как привыкли).

Система мусульманского права

Значительное влияние на систему правосудия в мусульманских странах оказала религия. Законы здесь опираются на уже прописанные в религиозных писаниях догмы.

Становление мусульманского права обусловлено историческими событиями. Такое понятие как «судебный прецедент» не используется; в законах гораздо больший акцент ставится на прописывание запретов, нежели прав.

Подобная система оказывает значительное влияние на верующих мусульман, так как для них нарушение закона недопустимо не только на законодательном уровне, но и на духовном.

Немаловажную роль в конкретных областях играют не решения судов, а собрания старейшин — наиболее уважаемых людей. Однако они лишь дают рекомендации, а не «судят» других людей.

Уникальность судебных систем связана с рядом аспектов — историческим развитием и источниками, регулирующими их организацию и деятельность.

Предметом рассмотрения судебной власти являются конфликты между людьми, но не всякие, а только такие, которые носят правовой характер и выражаются в действиях (бездействии) конфликтующих сторон. Судебная власть является высшей формой защиты социальных интересов человека. Судебная власть, таким образом, является интегральной частью государственной власти, предназначенной от имени государства разрешать юридические конфликты.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная система, система, США, суд, судебная власть, судья, Англия, государство, значительное влияние, судебное разбирательство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: