Особенности судебной власти бразилии

Обновлено: 28.03.2024

При изучении данной темы студентам следует исходить из следующих установок. Конституция устанавливает детализированный порядок назначения судей в федеральные суды и трибуналы, гарантирует статус судей и судебной власти в целом. Высшим органом судебной власти является Федеральный верховный суд, осуществляющий функции конституционного контроля, рассматривает споры о компетенции высших судебных органов, возглавляющих самостоятельные ветви судебной системы, рассматривает дела об ответственности высших должностных лиц республики. Трибуналы правосудия состоят из Высшего трибунала правосудия, федеральных областных трибуналов и федеральных судей. трудовая юстиция: Высший трибунал по трудовым делам, областные трибуналы по трудовым делам, советы по примирению и разрешению споров. Избирательная юстиция: Высший трибунал по избирательным делам, областные трибуналы по избирательным делам, суды по избирательным делам, советы по избирательным делам. Кроме того, функционируют военные трибуналы (высший уровень – Высший военный трибунал) и Счётный трибунал.

Судебные системы штатов включают трибунал правосудия штата, трибуналы первой инстанции, трибуналы присяжных, мировую и специальную юстицию.

При изучении этой темы студентам рекомендуется проконтролировать свои знания, ответив на следующие вопросы и выполнив предлагаемые задания:

1. Какой порядок назначения судей в федеральных трибуналах предусматривает Конституция Бразилии?

2. Какие ограничения накладывает Конституция Бразилии на лица, осуществляющие правосудие?

3. Перечислите основные функции высшего органа судебной власти в Бразилии.

4. Сколько судей входит в Федеральный верховный суд Бразилии? Какой порядок их назначения?

5. Назовите требования, которым должен соответствовать кандидат на должность судьи в Федеральном верховном суде Бразилии.

6. Какие категории дел Федеральный верховный суд Бразилии рассматривает в качестве суда первой инстанции? Назовите категории дел, по которым Федеральный верховный суд выносит решения в общем и чрезвычайном апелляционном порядке.

7. Какие процедурные правила предусматривает Конституция Бразилии для дел, рассматриваемых Федеральным верховным судом в порядке конституционного контроля?

8. Охарактеризуйте компетенцию, структуру и состав Высшего трибунала правосудия Бразилии.

9. Каков состав и юрисдикция областных федеральных судов в Бразилии?

10. Назовите основные категории дел, которые входят в юрисдикцию федеральных судей.

11. Охарактеризуйте состав и компетенцию Счётного трибунала Бразилии. Является ли на Ваш взгляд Счётный трибунал Бразилии юрисдикционным органом? Обоснуйте своё мнение.

12. Какова структура органов трудовой юстиции в Бразилии?

13. Какие органы входят в юрисдикцию по избирательным делам в Бразилии? Какова их компетенция?

14. Функционирует ли в Бразилии военная юстиция?

15. Охарактеризуйте специфику организации судебной власти в штатах, Федеральном округе и территориях в Бразилии.

Законодательная ветвь власти осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената. Палата депутатов избирается по пропорциональной системе на четыре года в округах, границы которых совпадают с границами штатов, территорий и федерального округа. Общее число депутатов, так же как представительство штатов и федерального округа, устанавливается специальным законом пропорционально численности населения региона (в настоящее время 513 депутатов). От каждой территории избираются по два депутата. Федеральный сенат включает представителей штатов и федерального округа, избираемых по мажоритарной системе. От каждого штата и федерального округа избираются три сенатора сроком на восемь лет (всего 81 сенатор). Представительство каждого штата и федерального округа обновляется каждые четыре года (попеременно на 1/3 и на 2/3).

К исключительной компетенции Национального конгресса относится, в частности: вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам; предоставление полномочий президенту объявлять войну, заключать мир; прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы делегированной законодательной власти; осуществление надзора и контроля за актами исполнительной власти и др. (ст. 48).

К исключительной компетенции Палаты депутатов относится, в частности: назначение процедуры импичмента в отношении президента или вице-президента и государственных министров, если такое решение поддержано 2/3 голосов членов палаты (ст. 51).

К исключительной компетенции Федерального сената относится, в частности: проведение судебного процесса над президентом или вице-президентом в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью, и государственными министрами — за совершение ими преступлений такого же характера; проведение судебного процесса над судьями Федерального Верховного суда и другими высшими чиновниками государства и др. (ст. 52).

Природопользование Севера России
В настоящей работе на фоне изучения особенностей природопользования на Севере .

Ископаемые слоны
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1924 года .

Из истории изучения природы Средней Азии
Научная работа, выполненная советскими учёными по изучению природных условий, .

2022. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы и вызовы, с которыми сталкиваются современные государства.

Оценка качества размещённой на Сайте информации, её актуальности, полноты и применимости — в Вашем ведении и компетенции. Сайт не является средством массовой информации. Аудитория — 16+.

Органами судебной власти являются: Федеральный Верховный суд; Высший суд юстиции; федеральные региональные суды и федеральные судьи; суды и судьи по трудовым делам; суды и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; суды и судьи штатов, федерального округа и территорий.

Федеральный Верховный суд и Высший суд юстиции находятся в федеральной столице, их юрисдикция распространяется на всю национальную территорию. Судьям гарантируется пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предоставляется только после двух лет нахождения в должности.

Федеральный Верховный суд состоит из одиннадцати судей, назначаемых из числа граждан старше 35 и моложе 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерального Верховного суда назначаются президентом после одобрения абсолютным большинством членов Федерального сената. Основным полномочием Федерального Верховного суда является контроль за соблюдением конституции.

Высший суд юстиции имеет полномочия: рассматривать дела и выносить решения в качестве суда первой инстанции в отношении: а) общеуголовных преступлений, совершенных губернаторами штатов и федерального округа; этих же преступлений и преступлений, квалифицируемых как злоупотребление властью, совершенных судьями, членами счетных палат штатов и федерального округа; б) дел, которые предполагают доступ к личной информации высших должностных лиц; в) дел, предполагающих арест или задержание высших должностных лиц; г) разногласий между органами власти за исключением случаев, подпадающих под юрисдикцию Федерального Верховного суда или органов военной или другой специальной юстиции. Высший суд юстиции также рассматривает апелляции и кассации на решения нижестоящих судов.

В компетенцию региональных федеральных судов входит рассмотрение дел и вынесение решений в качестве суда первой инстанции в отношении: а) федеральных судей в пределах их судебного округа, включая судей военной юстиции и юстиции по трудовым делам, а также сотрудников федеральной прокуратуры, за исключением вопросов, входящих в компетенцию юстиции по избирательным делам; б) дел, предполагающих арест или задержание федеральных судей, проживающих в их округе; в) споров о компетенции между федеральными судьями, входящими в состав трибунала.

В компетенцию судов по трудовым делам входит примирение и рассмотрение индивидуальных и коллективных споров между трудящимися и предпринимателями, в том числе по искам международных организаций и государства, муниципалитетов, федерального округа, штатов, а также других споров, вытекающих из трудовых отношений.

Прокуратура является постоянно действующим институтом, она призвана защищать правовой порядок и демократический режим.

Судебная система Бразилии достаточно независима от других ветвей власти, но эксперты отмечают высокий уровень её коррумпированности. Более того, судебная ветвь власти из-за принципа несменяемости судей является наиболее консервативным институтом в Бразилии, который зачастую препятствует проведению реформ по модернизации экономики и введению новых социальных программ как противоречащих конституции с формальной точки зрения.

Конституция Бразилии официально закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые обладают сопоставимым объёмом полномочий (ст. 2). Президент и исполнительная власть в целом доминируют в политическом процессе страны. Круг компетенций президента охватывает также законодательную и судебную сферы. При разработке конституции 1988 года была предпринята попытка ограничить исполнительную ветвь власти путём расширения полномочий двух других ветвей.

Глава государства — президент — избирается путём всеобщих равных и тайных выборов. Наряду с ним избирается также вице-президент. Президент формирует кабинет министров и возглавляет его. Кабинет министров не подотчётен Национальному конгрессу, а президент не имеет право распустить Национальный конгресс. Таким образом, в Бразилии реализуется президентская модель разделения властей.

Законодательная инициатива принадлежит депутатам обеих палат Национального конгресса, президенту, Верховному суду, генеральному прокурору, а также группам граждан страны (ст. 61). Президент имеет исключительное право инициировать законопроекты, целью которых является бюджетная политика и реформирование органов исполнительной власти и государственной службы. Хотя президент может наложить вето на законопроект или его часть, Национальный конгресс в силах его преодолеть простым большинством голосов депутатов на совместном заседании палат (ст. 66). Национальный конгресс может делегировать президенту право принимать нормативные акты, имеющие силу закона.

Глава государства может быть смещён Национальным конгрессом в случае, если он нарушил закон или превысил свои полномочия (ст. 86). Процедура импичмента инициируется Палатой депутатов (2/3 голосов). Решение принимает Федеральный Верховный суд (в случае совершения им преступления) или Федеральный сенат (в случае злоупотребления президентом своими полномочиями).

Федеральный Верховный суд (ст. 102) может объявить закон неконституционным. Обратиться в суд с требованием рассмотреть конституционность закона, законопроекта, указа или решения может широкий круг высших должностных лиц федерального уровня: президент, генеральный прокурор, председатели обеих палат Национального конгресса, а также губернаторы штатов, представители партий, представленных в Национальном конгрессе, и профсоюзы (ст. 103). Также Федеральный Верховный суд призван решать споры между другими органами власти.

Судебную власть составляют следующие судебные органы: Федеральный верховный трибунал, Высший трибунал правосудия, федеральные областные суды и федеральные судьи, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий.

Глава VIII раздела Конституции, посвященного организации власти, представляет собой своего рода судебный мини-кодекс. Учредители сочли необходимым включить в эту главу нормы не только о судебной системе в собственном ее значении, но и о прокуратуре, публичной адвокатуре, обычной адвокатуре и Публичной защите.

Судебные органы независимы, они подчиняются только закону. Конституция 1988 г. усилила эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, органам судебной власти разрешено составлять проект своего собственного бюджета. Трибуналы вырабатывают свои бюджетные предложения при соблюдении ограничений, установленных одинаково для всех ветвей власти законом о бюджетных директивах.

Статус судей. Независимое положение судебной власти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса магистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициативе Федерального верховного трибунала.

Гарантии для судей — это, в частности:

  • пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахождения в должности; об утрате должности в течение этого периода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончательному приговору суда;
  • несменяемость, за исключением увольнения по основаниям, имеющим публичный интерес; решение о таком увольнении с направлением в резерв или в отставку имеет основанием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего трибунала при обеспечении всесторонней защиты;
  • несокращаемостъ денежного содержания, за некоторыми исключениями, — еще один элемент статуса бразильских судей.

В то же время на судей налагаются некоторые ограничения, связанные опять-таки с обеспечением их профессиональной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением преподавания; получать по любому основанию или под любым предлогом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно-политической деятельности.

Конституция самым подробным образом устанавливает численность и порядок назначения судей в верхних эшелонах судебной иерархии, даже включая три ветви специальной юстиции — трудовую, избирательную и военную.

федеральных областных трибуналах, в трибуналах штатов, федерального округа и территорий 1/5 мест отводится членам прокуратуры, имеющим стаж более 10 лет, и адвокатам, известным своими юридическими познаниями, обладающим незапятнанной репутацией, более 10 лет эффективно работающим по профессии, указанным в списке, число кандидатов в котором шестикратно превышает число мест и который формируется органами представительства соответствующих категорий. Трибунал составляет из них список, втрое превышающий число мест, и направляет его в орган исполнительной власти, который в течение последующих 20 дней производит выбор и назначение.

На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный трибунал из 11 судей, именуемых министрами (os Ministros), подбираемых из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерального верховного трибунала назначаются Президентом республики, после того как их отбор был одобрен абсолютным большинством членов Федерального сената.

Согласно ст. 102 Конституции (с учетом Конституционной поправки № 23 1999 г.) ведению Федерального верховного трибунала подлежит прежде всего охрана Конституции.

По первой инстанции он рассматривает и разрешает в числе прочих:

  • прямые иски о неконституционности законов или иных нормативных актов публичной власти Союза или штатов и деклараторные иски о конституционности (т. е. содержащие ходатайства о подтверждении конституционности) федеральных законов или иных нормативных актов, предъявляемые Президентом, бюро палат Конгресса или Генеральным прокурором республики;
  • дела об общеуголовных деяниях Президента республики, Вице-президента, членов Национального конгресса, своих собственных судей и Генерального прокурора республики, а также об общеуголовных деяниях и должностных преступлениях государственных министров и командующих Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными силами (кроме дел, рассматриваемых Федеральным сенатом), членов высших трибуналов, членов Счетного трибунала Союза и руководителей постоянных дипломатических представительств;
  • дела хабеас корпус, где потерпевшими являются вышеперечисленные лица, а также о выдаче ордера о безопасности или приказа хабеас дата в отношении актов Президента республики, бюро обеих палат Национального конгресса, Счетного трибунала Союза, Генерального прокурора республики и самого Федерального верховного трибунала;
  • споры между иностранным государством или международной организацией и Союзом, штатом, федеральным округом или территорией;
  • дела и конфликты между Союзом и штатами, Союзом и федеральным округом либо между штатами или штатом и федеральным округом, включая соответствующие организации косвенной администрации;
  • дела об экстрадиции, о которой ходатайствует иностранное государство.

Кроме того, в компетенцию Федерального верховного трибунала входит рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции. В этой обширной сфере можно упомянуть пересмотр решений по уголовным делам, вступивших в законную силу; рассмотрение исков о соблюдении своей компетенции и обязательной силы вынесенных решений; рассмотрение судебных дел, в которых все члены Трибунала были прямо или косвенно заинтересованы, и дел, в которых более половины членов Трибунала, первоначально рассматривавшего дело, были прямо или косвенно в этом деле заинтересованы или у них были препятствия к его рассмотрению; разрешение споров о компетенции между Высшим трибуналом правосудия и каким-либо другим трибуналом, между высшими трибунала-ми или между последними и каким-либо иным трибуналом.

По обычным жалобам Федеральный верховный трибунал рассматривает дела об отказе высших трибуналов по единственной инстанции выдать судебные приказы, а также о политических преступлениях. По чрезвычайным жалобам он разрешает дела, рассмотренные в единственной или последней инстанции, если вынесенные решения противоречат положениям Конституции, объявляют неконституционными федеральный закон или договор, объявляют действительными закон или акт местного правительства, конституционность которого оспаривалась.

Окончательные решения Федерального верховного трибунала по деклараторным искам о конституционности действуют в отношении всех и обязывают прочие органы судебной власти и исполнительную власть.

Примечательная особенность компетенции этого Трибунала заключается в том, что он может инициировать прямые иски о неконституционности, предлагая Президенту республики, бюро палаты Национального конгресса либо законодательного собрания, губернатору штата, Генеральному прокурору республики, Федеральному совету Ордена адвокатов Бразилии, политической партии, представленной в Национальном конгрессе, профсоюзной конфедерации, экономической или профессиональной корпорации национального масштаба предъявить их.

Конституция регулирует также некоторые процессуальные стороны конституционного контроля, осуществляемого Трибуналом. В частности, предварительно заслушивается Генеральный прокурор республики, а если речь идет о признании в целом неконституционности нормы или акта, в их защиту предварительно выступает Генеральный адвокат Союза.

Конституция 1988 г. учредила Высший трибунал правосудия, передав ему часть полномочий, которые ранее осуществлял Федеральный верховный трибунал. Члены этого Трибунала, к которым предъявляются такие же требования, как и к членам Федерального верховного трибунала, назначаются Президентом республики после того, как предлагаемые кандидатуры получили одобрение Сената.

Из 33 членов ("министров") Трибунала треть — это судьи федеральных областных трибуналов, другая треть — высококвалифицированные судьи трибуналов правосудия, третья треть — в равных долях адвокаты и члены прокуратуры поочередно федеральной, штатов, федерального округа и территорий.

Высший трибунал правосудия имеет весьма многочисленные полномочия. Он рассматривает дела и выносит решения по первой инстанции в отношении:

— общеуголовных преступлений, совершенных губернаторами штатов и федерального округа, этих же и должностных преступлений, совершенных судьями трибуналов штатов и федерального округа, федеральных областных трибуналов, членами счетных советов или счетных трибуналов муниципий и членами прокуратуры Союза, которые состоят при этих трибуналах;

— выдачи ордеров о безопасности и приказов хабеас дата в отношении актов государственных министров, командующих Военно-морскими, Сухопутными и Военно-воздушными силами или самого Трибунала;

— выдачи приказов хабеас корпус, когда принуждающей или потерпевшей стороной является губернатор или какое-либо из должностных лиц судебной власти, указанных выше, или когда принуждающей стороной является трибунал, подчиненный юрисдикции данного Трибунала, государственный министр или командующий Военно-морскими, Сухопутными или Военно-воздушными силами, за исключением дел, входящих в компетенцию избирательных трибуналов (данная редакция подпункта "с" п. I ст. 105 установлена Конституционными поправками № 22 и 23 1999 г.);

— ряда споров о компетенции между несколькими трибуналами, а также между трибуналами и судьями, входящими в их состав, и между судьями, состоящими в разных трибуналах;

— пересмотра собственных решений по уголовным делам и искам о расторжении контрактов,

К ведению этого органа также отнесен ряд других категорий дел, в том числе споры о полномочиях между административными и судебными органами власти Союза, или между судебными органами одного штата и административными органами другого штата, федерального округа, или между ними и административными органами Союза.

Трибунал разрешает дела по обычным жалобам в отношении:

  • отказов в выдаче приказа хабеас корпус, когда решение было вынесено в единственной или последней инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории;
  • отказов в выдаче ордера о безопасности, когда решение было вынесено в единственной инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории;
  • дел, в которых одной из сторон является иностранное государство или международная организация, а другой — муниципия или лицо, пребывающее или проживающее в Бразилии.

Наконец, Трибунал разрешает специальные жалобы на решения, вынесенные в единственной и последней инстанции федеральными областными трибуналами, трибуналами штатов, федерального округа и территорий, если их решение:

  • противоречит какому-либо международному договору или федеральному закону или отрицает их применимость;
  • признает действительным какой-либо закон или акт местного управления, опротестованный по причине несоответствия федеральному закону;
  • интерпретирует федеральный закон иначе, чем он был истолкован другим трибуналом.

Конституция 1988 г. реформировала промежуточное звено судебной власти. Она упразднила Федеральный апелляционный трибунал, судьи которого были переведены во вновь учрежденный Высший трибунал правосудия, и учредила такие судебные органы, как федеральные областные трибуналы, и федеральных судей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: