Особенности судебной системы израиля

Обновлено: 18.04.2024

Выборы в Кнессет, состоящий из 120 депутатов, проводятся по пропорциональной избирательной системе по партийным спискам. Кнессет избирается сроком на четыре года. Во время выборов вся страна является единым национальным избирательным округом. Все граждане, достигшие 18 лет, независимо от пола и этнической принадлежности, имеют право голосовать в один и тот же день по всей стране, а лица, достигшие 21 года, обладают пассивным избирательным правом — быть избранными. Поэтому характерной чертой избирательной системы Израиля является отсутствие деления страны на избирательные округа. В связи с этим избирательную систему Израиля называют «полной пропорциональной системой».

Голосуя, израильские избиратели призваны выбирать кандидатов из различных списков. Списки составляются, как правило, штабами политических партий или лицом, уполномоченным на это. При этом избиратели не принимают участия в процессе составления списков, им ничего не остаётся, как голосовать за выбор, который сделан не ими. Фактически в действие вступает «железный закон олигархии», сформулированный Р. Михельсом, когда в ходе развития демократической партии практически неизбежно формируется в её структуре узкая группа лиц, узурпирующих власть (олигархия), стремящихся сохранить своё положение в партийной иерархии, уйти из-под контроля рядовых членов партии. Исследования показали, что от выборов к выборам обновляется только 10–15 % депутатского корпуса. И только введение в Израиле по американскому образцу системы первичных выборов в партиях («праймериз») дало реальную возможность рядовым избирателям, являющимся членами этих партий, участвовать в процессе составления списков. В результате лидеры крупнейших партий — «Кадима», «Ликуд», «Авода», — заботясь о демократической легитимности, стали в официальном порядке прислушиваться к мнению своих рядовых членов. Первичные выборы заставляют кандидатов в депутаты быть активнее, «выходить из тени» и не надеяться на то, что автоматически окажутся в избирательном списке. Проведение праймериз в значительной мере изменило политическую жизнь Израиля, снизив влияние штабов партий на формирование избирательных списков, что позволило существенно обновить политический класс, прежде всего в Кнессете.

Однако введение праймериз не изменило саму процедуру голосования, когда избиратель находится перед выбором одного из списков в 120 фамилий. Причём он не может изменить порядок кандидатов в списке, голосовать за отдельных кандидатов в нем, вычёркивать, вписывать в список кандидатов из других списков. У избирателя есть только один выбор: голосовать или не голосовать, поскольку в Израиле участие в голосовании не является обязательным.

С учётом того, что не всякий партийный список сможет преодолеть 2 % избирательный порог, установленный в 2006 году (в 1991–2006 годах он составлял 1,5 %, а в 1949–1991 годах — 1 %), и тем самым получить места в Кнессете, предусмотрена система распределения оставшихся свободных депутатских мандатов по так называемой квоте наибольшего среднего между списками, которые прошли через избирательный порог. В то же время избирательный порог в 2 % голосов является очень низким, что даёт возможность попасть в Кнессет членам самых разнообразных списков. С одной стороны, это способствует повышению уровня политической представленности общественных интересов самых различных политических, религиозных, этнических и других направлений. Получается своеобразная фотография электорального пространства, причём избиратель при голосовании может руководствоваться не только политическими мотивами, но и своим выбором заявить о социальной и этнической принадлежности. С другой стороны, подобное положение дел приводит к появлению в парламенте представителей множества партий. Поэтому в Кнессете часто заседают фракции, состоящие из одного, двух или трёх депутатов, в то время как крупные объединения имеют по 30–40 мест. В результате функционирования такой системы ни одной из крупных израильских партий не удаётся до сих пор получить абсолютное большинство мест в Кнессете (то есть 61), что заставляет их искать партнёров для создания парламентской коалиции.

Журнал «Природа». № 2 за 1932 год
«Природа» — ежемесячный естественнонаучный журнал Российской Академии наук. .


Первосвященник Гиркан, сын Шимона, последнего из братьев Маккавеев, он же административный глава независимого Израильского государства времен Маккавеев, воспользовавшись беспорядками в Сирии, начал широкую компанию по расширению Израиля.

Гиркан завоевал Газу, большие территории в Заиорданье, захватил Самарию, разрушив при этом, храм на горе Гризим, на юге он захватил Эдом, насильно обратил эдомонян в иудейскую веру [1] , и таким образом довел границы государства до размеров Соломонова царства.

Постоянное состояние войны вызвало недовольство среди населения. Образовалось два направления в понимании и толковании законов Торы, саддукеев и фарисеев («отделившихся»).

Первых, теперь бы мы их назвали консерваторами или ортодоксами, так как они полностью поддерживали все мероприятия Гиркана, который в религиозном отношении отличался неукоснительным и точным следованием букве Торы.

А вот фарисеи, теперь бы мы их назвали — либералами, считали, что кроме Торы в иудаизме существует еще и устные предания, передающиеся из уст в уста от поколения к поколению со времен Моше, то есть кроме письменной существует еще и Устная Тора.

Устная Тора учит, что, строго признавая Заповеди, и письменную Тору вполне допустимо более гибкое их толкование, используя Закон для пользы большинства народа.

Дебаты между обоими направлениями в иудаизме сосредотачивались в Великом Синедрионе.

Великий Синедрион (II век до н.э.- I век н.э.) состоял из 71 самых мудрых ученых мужей страны, он осуществлял религиозную и судебную власть в стране. Синедрион толковал применение Закона при разных обстоятельствах и выпускал собственные постановления. Кроме Великого синедриона по всей стране существовали местные синедрионы в составе 23 человек.

Управляли Великим синедрионом два человека: «наси», т.е. глава, князь и «отец» – председатель суда. Решения принимались большинством голосов, причем если разбиралось дело, грозившее смертной казней, то судьи в этот день не должны были до судебного заседания есть и пить вино. Судьями не могли быть старики и больные люди, т.к. считалось, что они будут принимать слишком строгие решения.

Перед принятием решения назначалось две группы судей, одна искала доказательства виновности, другая невиновности обвиняемого. Первыми выступали вновь назначенные молодые судьи, с тем, чтобы на их мнение не влиял авторитет более умудренных и авторитетных коллег. Если смертный приговор принимался единогласно, то его не приводили в исполнение. Само единогласие свидетельствовало о том, что исследование обстоятельств проводилось поверхностно, а судьи не искали оправдательных доводов.

Судьи синедриона должны были отвечать очень высоким требованиям: досконально знать Тору и толкования, владеть несколькими языками для того, чтобы говорить с обвиняемым на его языке без переводчика, знать математику и другие науки — вплоть до колдовства. Хотя колдовство преследовалось Законом, но для принятия правильного решения по делам о колдовстве судьям полагалось нужным иметь понятие об этом ремесле.

Самой известной парой из руководителей Синедриона были в середине первого века Шаммай (саддукей) и Гиллель (фарисей). Оба они были выдающимися учеными, но придерживались разных взглядов и принадлежали к разным общественным классам. Шаммай – сторонник строгого и буквального исполнения законов Торы — консерватор из высшего класса, и Гиллель – приверженец Устной Торы и гибкого подхода к исполнению Закона, выходец из низов.

К этому времени на Иудею усилилось Римское давление. Еврейское общество разделилось на два лагеря не только в религиозном, но и в политическом отношении. Шаммай и его сторонники призывали к восстанию против Рима, как в свое время священник Хасмоней с сыновьями против греческо-сирийского давления. Гиллель же призывал народ бороться с римским влиянием мирными средствами. Он понимал, что международная ситуация в тот момент не оставляла евреям никаких надежд на успех вооруженного восстания. Рим был на вершине своего могущества. «Восстание может привести лишь к полной потере автономии, огромным жертвам и разграблению Иерусалима», — убеждали фарисеи. К сожалению, действительность оказалась значительно суровее. Столь разное понимание религиозных основ, конечно же, привело к созданию по существу двух иудейских конфессий.

Поражение в Иудейской войне полностью дискредитировало ультраортодоксальное направление саддукеев в иудаизме, оно прекратило свое существование. Последователь раби Гиллеля — великий учитель Йохан бен Заккая сумел, после разгрома Иерусалима и разрушения Второго храма, основать в г. Явна иешиву по изучению Торы и Устного Закона. В дальнейшем его последователи записали и кодифицировали Устную Тору, назвав ее — Мишна, которая и явилась основой Талмуда и современного иудаизма в целом.

[1] Насильственное обращение произошло в первый и в последний раз в еврейской истории.

________________________________________________________________________________
Неправда ли интересные принципы исповедовали эти древние судьи. Жаль что эта мудрость утрачена.

Координаты: 31°46′51″ с. ш. 35°12′13″ в. д.  /  31.780833° с. ш. 35.203611° в. д. (G) (O) 31.780833 , 35.203611 Верховный суд Израиля (ивр. בית המשפט העליון ‎, Beit HaMishpat HaElyon, араб. المحكمة العليا ‎‎) — орган, стоящий на вершине иерархии судебной власти и является высшей судебной инстанцией в государстве Израиль; также выступает в роли Высшего Суда Справедливости (ивр. בית משפט גבוה לצדק ‎, Beit Mishpat Gavoah LeTzedek (БАГАЦ). Верховный суд Израиля расположен в Иерусалиме.



Эта статья из цикла статей:
Политика и правительство Израиля

Юрисдикция Верховного суда распространяется на всю территорию государства. Решения принятые Верховным судом являются обязательными для всех нижестоящих судов (см. cудебный прецедент).

Судьи Верховного суда, как и судьи низших судебных инстанций, назначаются президентом Израиля по представлению Комиссии по избранию судей, состоящей из девяти членов. В состав комиссии входят трое судей Верховного суда, включая Председателя Верховного суда; двое министров, включая министра юстиции; двое депутатов Кнессета; двое членов Коллегии адвокатов. Для принятия решения о назначении судьи, как правило, требуется большинство, состоящее из семи или более членов Комиссии. Поэтому каждые её три члена (например, все судьи) могут накладывать вето на то или иное назначение.

В Верховном суде судьи назначаются на постоянную должность и пребывают в своих полномочиях до достижения возраста 70 лет, после которого уходят у отставку. Во главе суда стоит Председатель Верховного суда, в настоящее время в состав суда входят 15 судей [1] . В некоторых случаях, в Верховный суд может назначаться небольшое количество судей на временную должность.

Содержание

Полномочия Верховного суда

Верховный суд Израиля выполняет четыре основных функции:

  • он является Высшим судом Справедливости (БаГаЦ, ивр. בג"צ ‎), то есть судом, который рассматривает иски против государства, общественных организаций, а также любое дело, которое, согласно мнению суда, является нарушением справедливости.
  • он является органом обжалования постановлений окружных судов.
  • он также может подвергнуть повторному рассмотрению свои собственные постановления, если сочтет их достаточно важными, в более широком судейском составе.
  • он может назначить повторный суд по уголовному делу, если было обнаружено, что доказательства по этому делу были ложными или поддельными, или были обнаружены новые доказательства, или есть серьёзные основания полагать, что предыдущее решение было несправедливым. Повторный суд может быть назначен как в Верховном, так и в окружном суде.

Полномочия в качестве Конституционного суда

  • Верховный суд Израиля лишен права предварительного конституционного контроля.
  • Суд не наделен функцией «абстрактного контроля», которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях.
  • Верховный суд подчиняется принципу «связанной инициативы» – он не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе.
  • Верховный суд обладает исключительно правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. [2]

Председатели Верховного Суда

Председатель Верховного Суда назначается Комиссией по избранию судей, которая руководствуется законом и неписаным правилом, называемым «сеньорити». В прошлом пребывание на посту Председателя продолжалось от полутора (судья Кахан) до двенадцати (судья Шамгар) лет.

Пост Председателя Верховного Суда занимали [3] :

    (с 14 сентября 1948)
  • Ицхак Ольшан (с 1 августа 1954) (с 18 марта1965)
  • Йоэль Зусман (с 8 сентября 1976) (с 5 марта 1980) (с 30 апреля 1982) (с 27 ноября 1983) (с 13 августа 1995) (с 14 сентября 2006) (с 28 февраля 2012)

Примечания

  1. ↑ См. статью Список судей Верховного суда Израиля
  2. ↑Зачем Израилю конституционный суд? Д-р Алек Д.Эпштейн, «Вести» , 26 марта 2002 г.
  3. ↑ Председатели Верховного суда (ивр.) // Орех Ха-Дин. — Коллегия адвокатов Израиля, 2012. — № 14. — С. 9.

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

  • Верховный суд Израиля
  • Суды по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Верховный суд Израиля" в других словарях:

Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Правовая система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Государственное устройство Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

История спецслужб Израиля — Структура спецслужб Израиля История спецслужб Израиля берёт своё начало в 30 е годы XX века, в период Британского мандата в Палестине, за много лет до провозглашения независимого еврейского государства. Конфликт с арабски … Википедия

Хронология истории Израиля — В этом списке представлены события в истории Государства Израиль, имевшие общественно политическое значение. Об истории территории Израиля до возникновения Государства Израиль см.: История Палестины. См. также: История Израиля и Хронология… … Википедия

Хронология исторических событий Израиля — В этом списке представлены события в истории Государства Израиль, имевшие общественно политическое значение. Об истории территории Израиля до возникновения Государства Израиль см.: История Палестины. См. также статьи: История Израиля, Хронология… … Википедия

Спецслужбы Израиля — Спецслужбы Израиля организации государства Израиль, которые занимаются разведывательной и контрразведывательной деятельностью, а также борьбой с терроризмом, обеспечивают правительство информацией о внутренних и внешних угрозах и ведут иную … Википедия

Суд — (Бет Дин) Термином суд (бет дин) пользуется Талмуд: 1) для гражданского С, существовавшего с древнейших времен; 2) для обозначения института, имевшего как судебные, так и законодательные прерогативы; 3) этот термин с добавлением степени… … Энциклопедия иудаизма

Основные законы Израиля — Основные законы Израиля метод, выбранный кнессетом для постепенного создания конституции государства Израиль. Такое решение было принято, поскольку в кнессете первого созыва существовали разногласия по поводу создания конституции.… … Википедия

Конституция Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

Особое место в политической системе Израиля занимает Верховный суд. Верховный суд действует в целом по двум направлениям: с одной стороны, он осуществляет классический контроль за конституционностью законов, а с другой — контролирует парламентскую деятельность. И если функция Верховного суда, касающаяся конституционности в условиях существующих до сих пор острых юридических и политических споров по поводу статуса основных законов, и продолжает оставаться актуальной, то основная сфера его деятельности заключается в контроле за законодателем, то есть за действующим «политическим большинством» в обществе.

За более чем 50-летнюю историю своего существования Верховный суд занял видное место в израильской политической системе, приобрёл высокий авторитет среди граждан. Для расширения сферы полномочий и усиления своего контроля он воспользовался как нечёткостью относящихся к нему законов, так и правом толкования законов, принадлежащих судебной власти по определению. В этом плане израильский Верховный суд действует как и большинство подобных органов в других странах. В то же время отсутствие единой писаной конституции и Декларации о правах в значительной степени оправдывает ту роль, которую он за собой закрепил. Израильское общественное мнение в основе своей все больше начинает склоняться к тому, что в нынешних политико-правовых условиях именно Верховный суд может и должен защищать основополагающие демократические ценности и, в частности, обеспечивать нормальное функционирование государственного механизма власти. Эта роль подтверждается в той мере, в какой Верховный суд должен будет оценивать конституционность законов на основании «принципов, содержащихся в Декларации независимости», которые с 1994 года имеют новый правовой статус.

Одной из особенностей деятельности Верховного суда является то, что на начальном этапе существования Государства Израиль его функция первоначально сводилась к рассмотрению исключительно конституционных жалоб граждан по поводу нарушения их прав и свобод. Впоследствии Верховный суд стал разбирать иски о соответствии принятых Кнессетом решений основным законам, также им разработанным. Таким образом, в Израиле к настоящему времени сформировался такой порядок, когда решения высших органов государственной власти и управления фактически контролируются Верховным судом. Одно из важнейших направлений его деятельности — контроль над административными актами, в том числе Кнессета и правительства, и недопущение ущемления прав граждан государственными структурами. Такой акцент в деятельности Верховного суда в сочетании с его доступностью для всех граждан играет важную роль в обеспечении легитимности власти в глазах израильского общества.

Верховный суд является также Высшим судом справедливости. Эта функция уникальна в израильской системе судопроизводства, поскольку в качестве Высшего суда справедливости Верховный суд действует как первая и последняя судебная инстанция. Высший суд справедливости осуществляет юридический надзор над любыми действиями правительственных органов и учреждений и рассматривает «дела, требующие официального вмешательства с целью восстановления справедливости в интересах правосудия и не подлежащие юрисдикции никакого иного суда или трибунала».

Верховный суд наблюдает за действиями всех видов судов и трибуналов, гарантируя тем самым связь каждого из них с общей системой судопроизводства. Надзор осуществляется посредством апелляций или жалоб в Высший суд справедливости.

Действуя в качестве Высшего суда справедливости и рассматривая ежегодно порядка 10 тысяч исков граждан против решений органов государственной и муниципальной власти, Верховный суд Израиля вносит огромный вклад в утверждение либеральных свобод и прав личности в стране. Такие важные права, как право на свободу печати, право на свободу совести, право на свободу митингов и демонстраций, до сих пор не зафиксированы ни в одном из израильских законов. Эти права защищены именно вердиктами Верховного суда, что позволяет оценивать высшую судебную инстанцию страны как основной гарант обеспечения прав и свобод граждан.

Во многих странах система личных обращений действует в следующем порядке: право обращения в Конституционный суд гражданин приобретает лишь в том случае, когда другие внутригосударственные возможности исчерпаны. В Израиле же никакого подобного правового регулирования не существует, и каждый гражданин может обратиться в Верховный суд как в орган конституционного надзора практически по любому вопросу. С одной стороны, подобная открытость максимально способствует возможности каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои права и свободы, с другой — приводит к фактическому параличу всех ветвей власти, которые принимают все свои сколько-нибудь значимые решения с оглядкой на их (почти наверняка) будущее обсуждение Верховным судом, в результате чего обсуждения надолго затягиваются, и многие решения принимаются с большой задержкой либо не принимаются вообще. Тем не менее доступность Верховного суда, куда может обратиться каждый гражданин Израиля и житель контролируемой израильскими войсками территории, также является важнейшим позитивным фактором, которым невозможно пренебречь.

Высший судебный орган израильского государства установил некоторые процессуальные принципы, направленные на обеспечение прав защиты сначала для лиц, которым угрожала высылка с оккупированных территорий, а затем для лиц, чьи дома подлежали сносу по приказу военных властей в качестве карательных мер. В обоих случаях лица, в отношении которых принимались эти меры, должны были иметь возможность обжаловать юридическую силу этих решений до их исполнения. Таким образом, постепенно сфера контроля Верховного суда распространилась на оккупированные территории, которые изначально в его полномочия не входили.

Сам факт судебного контроля над военными оккупационными властями представляет собой важное правовое нововведение, несмотря на то что случаи «цензуры» решений, принятых военной администрацией, были относительно редки. Причём поначалу Верховный суд старался ограничивать свою деятельность «частью оккупированных территорий», как бы останавливаясь на так называемой «зелёной линии», то есть линии перемирия после первой арабо-израильской войны 1948–1949 годах. Однако вскоре многие израильские юристы и политологи поняли, что слово «оккупированные» не отвечает политическим взглядам и платформам многих партий. Постепенно в стране стали употреблять термин «управляемые территории», поскольку невозможно было более точно, на их взгляд, определить статус палестинских территорий.

В отношении этих территорий Израиль, используя в том числе механизмы Верховного суда, старается распространить на них свою юрисдикцию. А престиж и авторитет Верховного суда Израиля держится на должном уровне, главным образом, в силу того, что он в качестве высшей инстанции занимается пересмотром судебных дел. В своей практике Суд пересматривал множество крупных дел и своими решениями не раз накладывал ограничения на действия властей на оккупированных территориях. В этой связи многие израильские политики правого толка, а также представители военного истеблишмента зачастую выражали своё негативное отношение к деятельности Верховного суда, видя в ней прямую угрозу подрыва эффективности установленных на палестинских территориях мер безопасности и контроля военными за местным населением. В то же время желание оккупационных властей контролировать палестинские территории было продиктовано не только соображениями безопасности и поддержания правопорядка. Многие специалисты утверждают, что во многих случаях речь шла и об экономическом аспекте проблемы.

Основные принципы многопартийности и политического плюрализма сформировались в еврейском обществе ещё в период британского мандата на Палестину.

Партии в Израиле, как правило, очень многочисленны. Крупнейшие партии «Кадима», «Авода» и «Ликуд» насчитывают сотни тысяч членов. Израильтяне отличаются достаточно высокой политической активностью. Около 20 % граждан, имеющих право голоса, состоят в той или иной партии, активно участвуют в её деятельности. Число голосующих на выборах в целом колеблется от 70 до 80 %.

В Израиле традиционное деление на правых, для которых характерна поддержка частного предпринимательства и свободного рынка, и левых, требующих значительного вмешательства государства в экономику с целью сокращения социально-экономического неравенства в обществе, в некоторой степени утратило своё значение. Единственным критерием деления партий сейчас является отношение к арабо-израильскому конфликту: те, кого можно назвать «голубями», считаются левыми, тогда как «ястребов» относят к правым.

Правые: «Ликуд», «Херут», «Моледет», «Ткума»; религиозные сионистские: МАФДАЛ (Национальная религиозная партия), Маймад; харедимные (религиозные несионистские): ШАС, «Агудат ха-Тора», «Дегелха-Тора».

Центристские: «Кадима», «Шинуй», Национальное единство, «Исраэль ба-Алия», «Гешер».

Левые: «Авода» (Партиятруда), МЕРЕЦ, «Ам-эхад».

Ультралевые (проарабские): МАКИ — Компартия, Объединённый арабский список, Арабский список «Балад», ХАДАШ.

Частые смены правительств (за 60 лет сменился 31 кабинет министров) обусловлены не принципиальными расхождениями между двумя основными политическими силами — центристской Партией труда («Авода») и правосионистским лагерем во главе с «Ликудом» и отпочковавшейся от него партией «Кадима», а просчётами отдельных политиков, жёсткой конкуренцией за депутатские мандаты и министерские портфели, частыми разоблачениями в злоупотреблении полномочиями и тому подобному.

Последние парламентские выборы в 2006 году показали заметные изменения в соотношении сил политических партий в Израиле по сравнению с 2003 годом, когда состоялись выборы в Кнессет 16-го созыва. Созданная А. Шароном после выхода из состава партии «Ликуд» новая центристская партия «Кадима» быстро завоевала поддержку избирателей и получила относительное большинство мест в Кнессете (29 мест). Его политические оппоненты, как из лагеря правых, так и левых, получили меньшую поддержку. При этом следует отметить усиление позиций партии «Наш дом — Израиль», которую активно поддерживают выходцы из России и других стран бывшего СССР.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: