Особенности судебного доказывания по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим

Обновлено: 22.04.2024

Как следует из законодательства (ст. 45 ГК РФ), по общему правилу для объявления гражданина умершим требуется установление основных материально-правовых фактов: отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение срока, установленного законом (пять лет – для объявления гражданина умершим). В исключительных случаях, когда речь идет об обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, когда военнослужащий пропал без вести в связи с военными действиями, требуется установление названных обстоятельств и прохождение иного срока: соответственно в течение шести месяцев или по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Предмет доказывания по данной категории дел можно подразделить на общий, характерный для объявления гражданина умершим при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, когда эти исключительные обстоятельства присутствуют.

Общий предмет доказывания относится к делам, когда требуется установление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Этот предмет доказывания охватывает установление следующих обстоятельств:

1) установление последнего места жительства гражданина;

2) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. При этом пятилетний срок, установленный законом для объявления гражданина умершим, исчисляется так же, как и по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим;

3) факты активной и пассивной легитимации – наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим: прекращение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца и проч.

Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений. Например, если заявление подано с целью последующего прекращения брака, то устанавливаются брачные отношения;

4) принятие заявителем мер по розыску лица;

5) невозможность установления места нахождения данного лица;

6) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;

7) отсутствие спора о праве.

Как видно из сказанного выше, предмет доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеет много общего. По этой причине комментарий к обстоятельствам предмета доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим имеет значение и для дел об объявлении гражданина умершим, в силу этого нет смысла дважды его повторять.

Специальный предмет доказывания относится к двум случаям объявления гражданина умершим:

1) если в месте жительства гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, нет сведений о его месте пребывания в течение шести месяцев. Здесь помимо указанных выше обстоятельств в предмет доказывания включаются факты, подтверждающие наличие обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание предполагать гибель лица от определенного несчастного случая. Обстоятельства, угрожающие смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, могут носить характер общеизвестных (наводнение, землетрясение, террористический акт и проч.), и тогда они не подлежат доказыванию. Однако подобные обстоятельства могут не быть признаны общеизвестными, и тогда их следует установить в суде. К тому же для данного случая установлен сокращенный временной отрезок – отсутствие гражданина в течение шести месяцев;

2) военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. В этом случае дополнительно в предмет доказывания включается установление факта нахождения на воинской службе (для военнослужащего) или нахождения гражданина в районе военных действий. Законом установлен срок не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Факт военных действий и их окончания, как правило, является общеизвестным и поэтому не подлежит доказыванию. Однако если суд не признал этот факт общеизвестным, то он должен быть установлен в судебном разбирательстве.

• справка с места жительства гражданина;

• доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение пяти лет (свидетельские показания, показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.);

• доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим (ответы на запросы суда, справки из адресных столов и проч.);

• доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения);

• доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов;

• извещение отдела загса об отсутствии актовой записи гражданского состояния о смерти лица;

• доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим. Например, если заявление подает супруг, то целью может быть прекращение брака, следовательно, доказательством является свидетельство о браке.

При рассмотрении дел данной категории обязательно участие представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора, которые дают заключения по делу.

Во время подготовки дела к судебному разбирательству необходимо проверить невозможность установления места нахождения лица, для чего суд вправе обращаться с запросами в соответствующие организации, о чем говорилось выше при изложении особенностей доказывания по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Для принятия такого решения важна явка лица, в отношении которого было ранее вынесено решение о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, или обнаружение места пребывания этого гражданина. Соответственно новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина (при его признании безвестно отсутствующим) и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (при объявлении гражданина умершим).

Для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении умершим необходимо установить следующие факты:

• факт обнаружения места пребывания гражданина и (или) явка лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим;

• наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу судебного решения в отношении этого же гражданина о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Для возврата имущества гражданину, в отношении которого ранее было вынесено решение об объявлении его умершим, следует установить:

• факт наличия имущества (состав имущества) данного гражданина;

• основание перехода этого имущества к другим лицам (возмездная или безвозмездная сделка);

• знало ли лицо, приобретшее имущество, о том, что гражданин, чье имущество им приобретено, хотя и объявлен умершим, на самом деле жив.

В качестве доказательств могут быть использованы объяснения заявителя, свидетельские показания, письменные и вещественные доказательства. Заявителем по таким делам может выступать само лицо, признанное безвестно отсутствующим или объявленное умершим, а также иные лица.

Вопрос 65. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Порядок, условия, последствия

Вопрос 65. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Порядок, условия, последствия Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его

Глава 2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

Глава 2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим Обе категории гражданского дела имеют много общего как в предмете доказывания, так и в перечне необходимых доказательств, но в то же время они специфичны, поэтому будут рассмотрены

2.2. Объявление гражданина умершим

2.2. Объявление гражданина умершим Как следует из законодательства (ст. 45 ГК РФ), по общему правилу для объявления гражданина умершим требуется установление основных материально-правовых фактов: отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в

17.4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

17.4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим Правовые цели и последствия данного производства сходны с установлением фактов, которые имеют юридическое значение. Основное отличие состоит в степени достоверности судебных выводов.

Глава 30. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Глава 30. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об

47. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

47. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим Основанием для возбуждения особого производства является заявление, которое подается по местожительству или местонахождению заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.В заявлении о

§ 4 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

§ 4 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим Согласно ст. 42, 45 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте пребывания.

СТАТЬЯ 45. Объявление гражданина умершим

СТАТЬЯ 45. Объявление гражданина умершим 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание

Статья 45. Объявление гражданина умершим

Статья 45. Объявление гражданина умершим 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание

Статья 45. Объявление гражданина умершим

Статья 45. Объявление гражданина умершим 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать

СТАТЬЯ 45. Объявление гражданина умершим

СТАТЬЯ 45. Объявление гражданина умершим 1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание

4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим

4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим В условиях развития современного государства признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим является актуальной проблемой. В связи с увеличением

Глава 30. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

Глава 30. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ СТАТЬЯ 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об


В настоящее время ежегодное количество безвестно исчезнувших людей не уменьшается и тенденций к этому не выявлено. Как следствие такое исчезновение влечёт трудности по управлению имуществом этого лица, исполнение его обязательств и т. д. Поэтому для разрешения этих вопросов, которые не терпят бессрочного отлагательства и в целом для защиты законных интересов заинтересованных лиц, суды в начале признают человека безвестно отсутствующим, а впоследствии прибегают к презумпции, когда без фактических доказательств смерти человека (в частности отсутствию тела) заочно признают его умершим. Однако, поскольку возможны случаи, когда такие граждане дают о себе знать (в случае объявления безвестно отсутствующим) или объявляются живыми (в случае признания умершими), то необходимо соблюсти определённый порядок признания таковых фактов, чтобы достаточно убедиться в их высокой вероятности. Также такой порядок должен исключить случаи недобросовестных и изначально злоумышленных попыток заинтересованных лиц признать гражданина в данных состояниях. Поэтому, как и всегда вопросы процессуального порядка признания граждан безвестно отсутствующими и объявление их умершими остается актуальным и целью настоящего исследования является раскрытие его особенностей.

Согласно ст. 42 ГК РФ и 45 ГК РФ гражданин признается судом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания, а также признается умершим, по общему правилу, если по прошествии пяти лет таких сведений нет. Также по заявлениям от заинтересованных лиц такой гражданин может признаваться безвестно отсутствующим, в случае если он пропал при обстоятельствах, которые угрожали смертью или давали основание предполагать, что он погиб от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. Военнослужащий же либо иной гражданин, который пропал без вести в связи с военными действиями, судом может быть объявлен умершим по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке особого производства. Особое производство подразумевает, что в рассматриваемом деле отсутствует спор о праве и противоположные стороны с противоречащими интересами [1]. Согласно Главе 30 ГПК РФ, производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Однако данным заявителем может быть не любое лицо, а только, которое имеет заинтересованность (гражданско-правовую) в изменении правового статуса такого гражданина. Заявитель должен указывать по какой причине и для какой цели ему необходимо, чтобы гражданин был признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим. Также заявитель указывает обстоятельства, которые подтверждают безвестное отсутствие гражданина, либо которые угрожали его жизни. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях. В дальнейшем, после приятия заявления, судья может сделать предложение органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом этого гражданина. Данные дела рассматриваются обязательно с участием прокурора. Не смотря на довольно четкую регламентацию, все же существуют определённые проблемы в производстве о признании гражданина безвестно отсутствующим либо умершим [2, c. 25]. Одной из проблем является случаи недобросовестности заявителей. Мотивация таких заявителей обусловлена стремлением к присвоению имущества и иных благ в отсутствие гражданина. В науке гражданского процессуального права многие учёные правоведы указывают, что дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика). «Заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений» [3, с. 268–269]. Статья 227 ГПК РФ, которая закрепляет требования к заявлению, не содержит каких-либо четких и определённых требований по отношению к заинтересованным лицам, могущим подать в суд такое заявление. Обычно, помимо родственников, к заинтересованным лицам могут относиться и те лица, которые обладают теми или иными правами требования к пропавшему гражданину. В противном случае, возможно, могли быть нарушены имущественные права пропавшего гражданина, его наследников и прочих лиц. [4, c. 54]. Анализ судебной практики показывает, что большинство таких дел возбуждается для прекращения брака, назначения каких-либо социальных выплат или же получения материального содержания из состава имущества гражданина (безвестно отсутствующего). Другой проблемой является законодательное определение сроков, в течение которых заинтересованные лица могут обращаться в суд. В разных странах и в разное время сроки данного признания отличались между собой. Но в независимости от устанавливаемых сроков суть этого условия состояла всегда в том, чтобы оно являлось и признавалось доказательством безвестного отсутствия либо смерти гражданина, а именно истечение этого срока. При этом сами обстоятельства, в которых происходят исчезновения граждан, бывают совершенно разными. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Согласно положениям закона, признание гражданина умершим, как последствие, порождает разнообразные в своем содержании правоотношения, которые касаются как лица, объявленного умершим, так и некоторых его родственников. Многие правовые последствия такого признания невозможно восстановить во всей своей полноте, в случае если факт смерти гражданина впоследствии не подтвердится. Однако отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав, объявленного умершим де-юре, но живого де-факто. Следует упомянуть, что в рассматриваемой категории дел доказательства, как правило, образуются от непосредственного наблюдения судом за соответствующими событиями либо явлениями [5, с. 15]. Так, согласно ст. 280 ГПК РФ в случае обнаружения места, где пребывает гражданин, который признан безвестно отсутствующим либо объявлен умершим, суд принимает новое решение, отменяющее ранее принятое. Такая отмена принятого решения основано на непосредственном лицезрении судом явившегося гражданина. По различным объективным и субъективным обстоятельствам (ошибки в записях, утрата документов и т. д.) бывают ситуации, когда оказывается, что гражданин не обладает доказательствами, констатирующими его реальное существование. Данный случай не является единичным, и он порождает множество проблем, особенно тогда, когда гражданин встречается с реальными трудностями в реализации своих прав. В резолютивной части судебного решения приводят сведения о гражданине (о его личности), день начала его отсутствия или же день смерти. Решение суда, признающее гражданина безвестно отсутствующим, является основанием передачи его имущества лицу, орган опеки и попечительства с которым заключает договор доверительного управления имуществом. После того как решение суда об объявлении гражданина умершим вступило в законную силу, оно должно отсылаться в районный орган записи актов гражданского состояния, чтобы в нём была произведена регистрация смерти гражданина. Так же решение отправляется в нотариальную контору либо в орган, который осуществляет нотариальные действия в целях принятия мер охраны наследственного имущества.

Таким образом, проведённое исследование процессуальных особенностей рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении граждан умершими позволяет сделать следующие выводы:

  1. Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим решают в порядке особого производства. Дела особого производства создают благоприятные условия для необоснованного получения выгоды, чему способствует односторонность данного вида производства (то есть отсутствие ответчика).
  2. Производство по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим в суде возбуждается заявителем. Заявитель должен указать, по какой причине и для какой цели ему это необходимо.
  3. При подготовке дела к судебному разбирательству, судья запрашивает по последнему известному месту жительства гражданина соответствующие организации, по месту его работы, воинские части, органы внутренних дел, об имеющихся о нём сведениях.
  4. Определяемые законом сроки ставят препятствия для реализации прав других граждан, поскольку последние являются, в свою очередь, участниками гражданских отношений. Однако, отсутствие в законодательстве данных сроков, скорее всего, породит проблемы и противоречия, которые в дальнейшем найдут свое выражение в преждевременном объявлении пропавшего гражданина умершим, и, следовательно, в ограничении его прав.
  5. Так как Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации к юридически значимым фактам относит факт смерти в определенное время при определенных обстоятельствах и факт регистрации смерти, то необходимо различать по предмету доказывания эти категории дел. Суд при установлении факта регистрация смерти устанавливает данный факт, в случае если такая регистрации была ранее проведена, однако запись об этом не сохранилась, потеряна или по каким-либо причинам органы записи актов гражданского состояния отказываются выдавать повторно свидетельства о смерти. Следует отличать установление факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах от объявления гражданина умершим. Установление факта смерти не требует выжидания определенного отрезка времени отсутствия каких-либо сведений о месте последнего пребывания лица. Объявление гражданина умершим — это правовая презумпция, которая допускает свое опровержение. При рассмотрении дел об объявлении гражданина умершим в суд предоставляют доказательства (письменные или вещественные доказательства, показания свидетелей, аудио- или видеозаписи, заключения экспертов) позволяющие суду не сомневаться в его смерти.
  6. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим либо умершим, закрепленный в гражданском процессуальном законодательстве нуждается в дальнейшем совершенствовании. Возникающие при разрешении дела пробелы и коллизии требуют осмысления и совершенствования в дальнейшем нормативной базы.

Основные термины (генерируются автоматически): умерший, признание гражданина, гражданин, особое производство, отсутствующий, лицо, объявление гражданина, пропавший гражданин, РФ, суд.


Статья посвящена правовым особенностям судебных доказательств, необходимых для констатации юридической смерти (признания гражданина умершим) в гражданском судопроизводстве Российской Федерации

Ключевые слова: доказательства, особое производство, признание гражданина умершим

Современные государства, следуя положениям Устава ООН и иным межнациональным актам, призваны способствовать всеобщему признанию прав и свобод индивида в законодательной и правоприменительной практике, распространяя правовые положения государства на все категории лиц, которые находятся в пределах его юрисдикции. Исходя из положений Основного закона РФ [6], основанных на ведущих межнациональных источниках [1, 2, 3, 4, 5], Россия, как социальное государство, в положениях процессуального законодательства должно предоставить гражданину эффективный механизм защиты прав не только при наличии спора, но и в тех случаях, когда человек нуждается в помощи особого производства. Данный факт является значимым, поскольку в рамках данного вида гражданского судопроизводства, к категории которого относится процесс об объявлении лица умершим путем анализа доказательств осуществляется признание фактов, обладающих значительными юридическими последствиями.

К числу юридических специфик категорий дел данного вида производства необходимо отнести особенности действия основных начал — функциональных принципов гражданского процесса. В связи с тем, что в особом производстве интересы обратившегося и заинтересованных лиц иногда совпадают (не всегда противоречат друг другу), основное начало в отношении правил состязательности в подобных процессах обладает специфическим содержанием. Содержание данной фундаментальной основы в подобных процессах выражается, прежде всего, в сотрудничестве суда и заявителя (заинтересованных лиц) в отношении разработки процессуального материала. Законом в целях выяснения действительных правоотношений обратившегося и заинтересованных лиц суду предоставлено право осуществлять сбор доказательств по своей инициативе, и одновременно — установлена обязанность учитывать позицию каждого участника процесса.

В качестве объекта защиты в суде по делам о констатации юридической смерти, как и по иным видам дел особого производства, выступает исключительно охраняемый законом интерес участников процесса. По утверждению Р. Е. Гукасяна, «под охраняемыми законом интересами следует понимать такие особые потребности социального характера, которые законодатель берет под охрану. Подобная охрана (защита) со стороны государства осуществляется путем предоставления возможности прибегнуть к судебной, иным правовым формам защиты. Защита охраняемого законом интереса не может быть при этом осуществлена путем предоставления субъективных материальных прав».

Подчеркивая юридические особенности судопроизводства по делам о констатации юридической смерти, необходимо отметить, что к обстоятельствам, подлежащим доказыванию в суде о констатации юридической смерти, относится информация о фактах заинтересованности физического лица, обращающегося с соответствующим заявлением в судебные органы, а также — цели, ради которых заявителю необходимо признать факт отсутствия человека в живых Данный вопрос является достаточно важным, что подтверждается материалами судебной практики.

Так, в решении Конаковского городского суда Тверской области от 18 ноября 2016 г. по гражданскому делу № 1851/2016 указано, что целью признание индивида умершим выступает оформление наследственных прав. Конаковский городской суд Тверской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. В. Рыбкина о признании умершим В. В. Рыбкина, установил следующее. А. В. Рыбкин, обращаясь в суд, просит признать В. В. Рыбкина умершим. В соответствующем заявлении указано, что В. В. Рыбкин В. В. является отцом заявителя, уехал на работу (дата) и домой (адрес) не вернулся. После данного периода времени В. В. Рыбкина никто не видел, информация об индивиде отсутствует. В силу решения Конаковского городского суда (дата), В. В. Рыбкин был признан безвестно отсутствующим лицом [13].

Суд, исследовав материалы гражданского дела, учитывая мнение помощника прокурора, заслушав позицию заявителя, считает заявление об объявлении В. В. Рыбкина подлежащим удовлетворению. Суд обосновывает решение нормами материального права (ст.45 ГК РФ [7]), принимает во внимание факт родственных отношений заявителя А. А. Рыбкина и лица, которое необходимо признать умершим — В. В. Рыбкина. Данный факт подтверждается свидетельством о рождении (дата, серия), а также принимается во внимание решение Конаковского городского суда (номер, дата), в силу которого В. В. Рыбкин (дата рождения), уроженец (место рождения) был признан в качестве безвестно отсутствующего.

Судом исследованы материалы, представленные отделом адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России (дата, номер), в соответствии с которыми В. В. Рыбкин значится пропавшим без вести, регистрации (адрес) не имеет. На основании адресной справки ТП УФМС России (дата, номер), В. В. Рыбкин снят с регистрационного учета по месту жительства по решению Конаковского городского суда, как лицо безвестно отсутствующее. Не имеет место регистрация В. В. Рыбкина также в региональной базе данных системы индивидуального (персонифицированного) учета (справка ГУ-ОУПФР — дата, номер).

Суд, принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также тот факт, что с даты признания В. В. Рыбкина безвестно отсутствующим прошло более пяти лет, заявление А. В. Рыбкина об объявлении отца умершим подлежит удовлетворению. Суд, руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК РФ [8], принял решение признать В. В. Рыбкина умершим [13].

Отмечая специфику особого производства в отношении признания индивида умершим, необходимо также констатировать: суд при исследовании материалов дела выясняет наличие (отсутствие) мотивов исчезновения человека, поскольку, как демонстрирует практика, гражданин может скрываться, например, в связи с совершением преступления, уклонением от исполнения обязательств, избегая другого вида юридической ответственности. Наличие либо отсутствие данных обстоятельств оказывает значительное влияние на удовлетворение, либо отказ в удовлетворении сформированных требований о признании лица умершим. Как указал Тракторозаводский районный суд г. Челябинска, судом установлено, что гр. Б. во время предварительного расследования скрылся от органов следствия и 25 ноября 2009 г. объявлен в розыск. Производство следствия при наличии данных обстоятельств по уголовному делу приостановлено [12].

Непосредственное проявление «третьего интереса» в виде заинтересованности органов публичной власти в ситуациях, когда имеют место достоверные сведения об уклонении от уголовного преследования, не должно абсолютно «блокировать» реализацию права на обращение в суд о признании индивида умершим. Однако, приоритет того или иного интереса должен формироваться у суда путем всестороннего и полного исследования всех заслуживающих внимания доказательств по факту отсутствия лица в месте постоянного пребывания и в иных местах и установления всех фактических обстоятельств [11, с.244]. В связи с этим, при рассмотрении гражданских дел данной категории судам необходимо особое внимание уделять не только непосредственно предмету интереса заявителя, но и оценке совокупности доказательств о факте отсутствия гражданина.

И. М. Зайцев, проводя анализ правовых специфик института признания индивида в качестве умершего, утверждает, что «признание человека умершим основано на двух видах презумпций» [10, с.19]. По мнению ученого, во-первых, не может не иметь место предположение, что лицо находится в живых, и, во-вторых, имеются основания — предположения о его биологической смерти. Признание человека умершим, в силу закона основаны на доказанных в суде фактах отсутствия информации о человека определенное время. В подобных гражданских процессах факт отсутствия лица в месте постоянного проживания составляет основу презумпции смерти. В суде подлежат доказыванию отрицательные факты, поскольку именно «данные обстоятельства в подобной категории дел имеют значение, являясь значимыми, и соответственно решающими» [10, с.20]. И. А Зайцев отмечает, что отрицательные юридические факты представляют собой обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии ситуаций, отражающих отсутствие фактов реальной действительности, т. е. это, по общему правилу, бездействие, препятствующее развитию нормальных правоотношений [10, с.20].

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что впервые в истории гражданского процесса теорию об отрицательных фактах выдвинул французский правовед Бонье. Ученый, занимающийся исследованием актуальных вопросов и проблем юридической смерти, утверждал, что отрицательные факты в подобных судебных процессах не могут быть в полной мере доказанными не по причине присутствия отрицательных характеристик данного правового явления. Подобные обстоятельства констатируются сторонами в качестве неопределенных фактов» [10, с.21].

Таким образом, при вынесении решения о констатации юридической смерти законодателем подчеркивается специфика особого производства как «отсутствие спора о праве». Подобное решение приобретает исключительно правопреобразующий характер: в заседании подлежат установлению не только факты, подтверждающие вероятность смерти, но и достигается важная юридическая определенность в гражданских, семейных, трудовых, жилищных, иных правоотношениях, участником которых являлся гражданин. Большое значение имеет также тот факт, что суд по данной категории дел не является независимым арбитром, как в иных видах гражданского судопроизводства, а выступает в качестве основного участника, который находится внутри процесса позитивного правоприменения.

Обстоятельства отсутствия физического лица должны давать суду действительные основания для предположения о фактической (физической) смерти. Представляется, что безоговорочно допустимыми в подобных ситуациях необходимо признать случаи, при которых имеют место подлинные сведения, позволяющие предполагать факт гибели человека от конкретного случая. Суды в подобных ситуациях призваны применять законодательство, исходя из требований добросовестности, разумности, справедливости, подлинного интереса заявителя — добросовестного лица.

Суды, рассматривающие гражданские дела об объявлении лица умершим, должны трактовать право, как инструмент, используемый судом для учета всех без исключения интересов лиц процесса в делах, которые обусловлены обращением. Судам следует оценивать совокупность всех обстоятельств дела, доказательств, значимость интереса не только лица, обращающегося в суд, но и права и интересы отсутствующего человека, иных лиц, которые находятся в правоотношениях с данным лицом.

9. Гукасян Р. Е. Избранные труды по гражданскому процессу — М: Проспект, 2016. –477 с.

Основные термины (генерируются автоматически): суд, особое производство, юридическая смерть, Конаковский городской суд, умерший, факт, гражданское судопроизводство, дата, лицо, Россия.


Дела о признании лица безвестно отсутствующим и объявлении его умершим в последнее время встречаются в судебной практике довольно часто. Безвестное отсутствие гражданина затрагивает интересы его ближайших родственников и других заинтересованных лиц, как с имущественной, так и не с имущественной стороны. Для защиты интересов таких заинтересованных лиц, в том числе и самого пропавшего, ГПК РФ предусматривает специальную судебную процедуру по признанию лица безвестно отсутствующим в порядке особого производства. [1]

Т. В. Бащенко указывает, что большинство дел по указанной причине возбуждается с целью расторжения либо прекращения брака, назначения различных пенсий, а также получения материального содержания из имущества безвестно отсутствующего лица. [2]

Обстоятельства и причины безвестного исчезновения людей все время были и оставались предметом для тщательного изучения, а также привлекали особое внимание правоприменителей (и практиков, и теоретиков). Так, тщательно изученные материалы по каждому делу всегда являются основой для выдвижения первичных версий исчезновения, а также на основе данных материалов вырабатывается тактика по направлению розыска таких лиц. А обобщение и тщательный анализ всех сведений позволяют аналитикам лучше понимать сущность этого сложного социального явления, в частности выявлять его специфические черты и закономерности, в последующем, на основе полученных результатов, вырабатывать рекомендации в этом направлении. Кроме того, выявление общих причин исчезновения позволяет соответствующим уполномоченным субъектам применять меры общей и индивидуальной профилактики в данной сфере. Все эти исследования позволяют выявить наиболее общие основания подобных исчезновений, таких как: причины исчезновения лица; условия, которые способствовали такому исчезновению; индивидуальные качества пропавшего; оперативно и криминологически значимые личностные характеристики подозреваемых; иные факторы, которые могли поспособствовать пропаже, и т. д.

В рамках гражданского производства очень важно в делах подобных категорий не пересекать черту с уголовным производством. Даже в случаях, когда явно отсутствуют элементы уголовно-правовой характеристики, сам факт безвестного отсутствия лица представляет для правоохранительных органов интерес тем, что такое исчезновение может иметь основанием замаскированное преступление. [3]

Одной из актуальных проблем производства по делам, связанным с признанием гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, является противодействие возможной недобросовестности заявителей. В литературе указывается, что в делах особого производства создается благоприятная почва для необоснованного получения материальных благ и выгод, чему способствуют ряд факторов, главный из которых состоит в том, что рассматриваемому виду производства свойственна односторонность, заключающаяся в отсутствии ответчика; «заинтересованные лица не всегда могут оказать существенное влияние на ход процесса, что позволяет заявителю бесконтрольно утверждать свою правоту, не встречая с другой стороны серьезных возражений». Так, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. № 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» высшая судебная инстанция страны в период СССР специально ориентировала нижестоящие суды на то, чтобы «пресекать попытки отдельных лиц использовать судебный порядок установления фактов в целях последующего неправомерного получения льгот и иных имущественных выгод».

Следует отметить, что доказательства в данной категории дел зачастую образуются за счет непосредственного наблюдения суда за определенными событиями или явлениями. Так, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение (ст. 280 ГПК РФ). Очевидно, что отмена решения здесь основана на личном созерцании судом объявившегося гражданина.

Факт нахождения лица в живых, иными словами, факт физического бытия заявителя тоже вызывает теоретический и практический интерес. В силу различных субъективных и объективных обстоятельств (ошибочная запись о смерти лица, потеря документов и пр.) выясняется, что некое физическое лицо не имеет доказательств факта своего существования. Подобная нелепая, но не единичная ситуация порождает немало проблем юридического характера, особенно когда лицо встречается с реальными затруднениями в осуществлении своих прав.

Основанием для признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими считается факт длительного отсутствия граждан в местах их жительства, а также законодательно фиксированные сроки такого отсутствия. Некоторые авторы высказывают свое несогласие с установлением временных рамок для объявления гражданина умершим. В истории права разных стран сроки такого признания в разное время были различными. Однако независимо от установленного срока суть самого явления состоит в том, чтобы признать доказательством безвестного отсутствия или смерти человека истечение данного в законе срока, хотя сами ситуации и обстоятельства, при которых происходят сами исчезновения людей, могут быть совершенно разнообразными. [4]

Жизни человека самой природой определен срок, поэтому соотнося продолжительнейший в данное время срок жизни человека и возраст отсутствующего лица, можно предположить его умершим, как скоро его возраст продолжается далее крайнего предела человеческой жизни в данное время. Такое положение допускает германское право. Оно, например, определяет, что безвестно отсутствующий, который достиг 75-летнего возраста, автоматически считается умершим; для большей уверенности предположения его предварительно вызывают через газеты и только тогда, когда он не явится по вызову в установленный срок, гражданин объявляется умершим и, как продолжение, наступают гражданские последствия, вследствие смерти лица.

Другая позиция авторов связана с тем, что гражданин может длительное время отсутствовать по месту своего жительства и просто утратить связь с родственниками по причине нежелания сохранять эти самые родственные связи. Подобная регламентация данного института затягивает разрешение правоотношений, которые и без того находятся в неопределенном положении, а также ограничивает интересы и права иных лиц. Эта позиция особо нетерпима в наше бурное время, когда число граждан, пропавших без вести, весьма возросло, а число заинтересованных лиц в урегулировании последствий отсутствия таких граждан еще больше. В наше время, когда человек обладает такими средствами связи, как сотовый телефон, компьютер, когда развиваются транспортные связи не только между регионами, но и между странами, применение фиксированных сроков становится абсурдным.

В ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации среди перечня дел об установлении юридически значимых фактов закон говорит о таких как: факт регистрации смерти и факт смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах. Следует различать данные категории дел по предмету доказывания. Поскольку при установлении факта регистрации смерти суд устанавливает такой факт, если такая регистрации на основании установленных документов была ранее проведена, но актовая запись не сохранилась, утрачена или по иным причинам органы загс отказывают в выдаче повторного свидетельства о смерти.

Установление факта смерти лица при определенных обстоятельствах и в определенное время следует отличать от объявления гражданина умершим. Во-первых, при установлении факта смерти не требуется соблюдение временного отрезка отсутствия сведений о месте пребывания лица. Во-вторых, объявление гражданина умершим — это вероятностное суждение («презумпция смерти») о смерти лица, но не исключающее того, что это лицо может оказаться в живых. В-третьих, в суд нужно представить доказательства (показания свидетелей, письменные или вещественные доказательства, заключения экспертов, аудио- или видеозаписи), которые бы позволили суду не сомневаться в смерти этого лица. А также зачастую при рассмотрении таких дел за рамками судебного процесса остается выяснение наличия различного рода обязательств лица, о факте смерти которого слушается дело, о возможности привлечения его к ответственности или наказанию.

Как отмечалось ранее, в современном мире, достаточно часто правоохранительные органы встречаются с исчезновением людей, что по своему определению может дестабилизировать гражданский оборот, в связи с этим ГК РФ закреплены институт объявления гражданина умершим и институт о признании гражданина безвестно отсутствующим. Каждый из них имеет свои особенности и соответственный уровень важности.

Так, в судебном порядке гражданина можно признать безвестно отсутствующим, если в месте его жительства отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания на протяжении одного года, что закреплено в ст. 42 ГК РФ. Правовыми последствиями, наступающими после аргументированного решения суда на заявление заинтересованного лица, выступает передача имущества, по отношению к которому требуется постоянное управление, в рамках доверительного управления. Также из данного имущества выдается содержание тем лицам, которых гражданин, признанный безвестно отсутствующим, обязан содержать. Помимо этого, из имущества безвестно отсутствующего погашаются все задолженности по его обязательствам. В случае, когда после решения суда становится известно место нахождения гражданина, ранее признанного безвестно отсутствующим, или же он сам объявился, тогда по заявлению этого гражданина, либо иных заинтересованных лиц, суд выносит новое решение, которое отменяет прежнее.

Институт объявления гражданина умершим имеет в некоторых моментах сходный процесс с вышеописанным институтом, но также не сложно увидеть и существенные различия. Первое различие — сроки. В ст. 45 ГК РФ закреплено три случая, в которых гражданин по решению суда может быть признан умершим:

‒ на протяжении пяти лет в месте жительства лица отсутствуют какие-либо сведения о месте его пребывания;

‒ отсутствие сведений о лице на протяжении шести месяцев, если это лицо пропало при обстоятельствах, которые дают возможность предполагать гибель данного лица;

‒ отсутствие сведений на протяжении двух лет после окончания военных действий, если лицо пропало при обстоятельствах, связанных с этими действиями.

Вторым важным различием данных институтов, в соответствии со ст. 279 ГПК РФ, выступает регистрация гражданского статуса лица. Так, по решению суда, данные о смерти гражданина вносятся в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, а наряду с этим сведения о безвестно отсутствующем гражданине в аналогичную книгу не вносятся. Законодатель уделяет внимание обстоятельствам, возникающим после явки гражданина, которого признали умершим. Так, у этого гражданина есть право требования возврата по отношению к имуществу, которое было безвозмездно передано другим лицам, а также к лицам, получившим имущество по возмездным сделкам, если будет доказано, что данные лица располагали сведениями о нахождении гражданина, объявленного умершим, в живых.

Перспективы развития гражданского законодательства относительно институтов объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим, на взгляд Т. В. Грунтовской, заключаются в нескольких направлениях. [5]

Во-первых, отмечено увеличение срока отсутствия сведений в месте жительства о месте пребывания гражданина, которого по решению суда возможно объявить умершим, с трех до пяти лет. Безусловно, законодатель руководствовался исключительно целями, позволяющими обеспечить права и законные интересы граждан, опираясь на максимально возможное и оптимальное время, в течение которого гражданин либо появился бы сам, либо о нем появились бы сведения, указывающие на его место нахождения. Сейчас, в XXI век, в век всесторонне развитых технологий, гораздо проще определить место нахождения человека или хоть какие-то сведения о нем, чем, допустим, десять лет назад, да и любой здравомыслящий человек сможет найти способ сообщить своим родственникам хоть какие-либо данные о себе и о своем месте пребывания. Другое дело, когда человек скрывая о себе любого рода и вида данные пытается избежать уголовного преследования, а заинтересованные лица обращаются в суд с заявлением об объявлении его безвестно отсутствующим. В таком случае суд, рассмотрев заявление, требования не удовлетворит и откажет в объявлении гражданина умершим. Тогда зачем вводить в закон целых пять лет, когда и трех вполне будет достаточно, да и заинтересованным лицам будет проще реализовывать свои законные права и интересы.

В-третьих, судебная практика имеет ряд случаев, когда близкие родственники и родственники, из различных побуждений, не подавали заявление в суд об объявлении гражданина безвестно отсутствующим, совершенно законно ждали пять лет, и по их истечению обращались в суд уже с заявлением о признании гражданина умершим. А на протяжении всего времени, можно сказать, бесконтрольно пользовались, владели и распоряжались его имуществом, чем самым могли нарушить имущественные права и пропавшего гражданина, и его непосредственных наследников, и лиц, которые обладают правом требования по отношению к пропавшему гражданину. Исходя из таких случаев, законодатель в ст. 277 ГПК РФ определяет, что заявителем могут быть не только родственники, но и любые заинтересованные лица, даже юридические, которые разъяснят, чем мотивированно данное заявление и какие есть обстоятельства, позволяющие подтвердить безвестное отсутствие гражданина. Однако законодатель не определяет четких границ в понятии «заинтересованные лица», чем и объясняется различное толкование судом данного понятия, поэтому возникает необходимость более шире раскрыть критерии, которым должны соответствовать эти самые заинтересованные лица, в целях искоренения недопонимания в законодательстве. Понятное дело, что это те кредиторы, которые по отношению к пропавшему гражданину имеют право требования исполнения каких-либо обязательств, которые они рассчитывают удовлетворить путем назначения его доверительным управляющим имуществом гражданина. Но ведь помимо кредиторов, могут же быть заинтересованным лицом другие субъекты гражданско-правовых отношений, например сосед или работодатель, ввиду этого законодателю было бы актуально внести корректировки по отношению определения заинтересованного лица.

В связи с вышесказанным необходимо глубокое исследование института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим для разрешения вопроса о возможности понимания его как межотраслевого и комплексного общеправового. Подобный подход может быть положен в основу дальнейшей унификации гражданского и гражданского процессуального законодательства, что разрешит снять ряд проблем существующей правоприменительной практики в области признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим.

  1. Щукин А. И. Признание лица безвестно отсутствующим: вопрос международной подсудности в российском законодательстве и судебной практике // Закон. — 2011. — № 2. — С. 177–182
  2. Бащенко Т. В. Актуальные проблемы производства по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 22.-28.
  3. Исмаилов Ч. М. Отдельные проблемы розыска безвестно исчезнувшего лица в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. — 2014. — № 12. — С. 40–44.
  4. Небратенко О. О. Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: монография. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 26–27
  5. Грунтовская Т. В. Институт объявления гражданина умершим и признания гражданина безвестно отсутствующим: перспективы гражданско-правового регулирования / Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 2016. — С. 51–55

Основные термины (генерируются автоматически): лицо, умерший, отсутствующий, объявление гражданина, решение суда, РФ, гражданин, признание гражданина, суд, судебная практика.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: