Особенности судебно медицинской экспертизы несовершеннолетних

Обновлено: 18.04.2024

Судмедэкспертиза несовершеннолетних является одной из самых сложных судебно-медицинских экспертиз, что, прежде всего, связано с возрастными и психологическими особенностями несовершеннолетних. Особое отношение к судмедэкспертизе данной категории лиц связано, в первую очередь, с предоставлением несовершеннолетним дополнительных гарантий защиты прав и интересов в уголовном процессе и экспертном исследовании.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: порядок проведения

Какие особенности проведения судмедэкспертизы несовершеннолетних?

Несовершеннолетние лица в силу своего психического, физического и умственного развития не могут в полной мере использовать и защищать свои права и интересы в процессе судебного производства и экспертизы. Вследствие этого все этапы судмедэкспертизы несовершеннолетнего построены с учетом вышеприведенных факторов. Экспертное исследование подростка состоит из следующих обязательных стадий:

  1. Ознакомление экспертом с материалами уголовного (гражданского) производства.
  2. Выбор метода исследования и составления плана проведения экспертного исследования.
  3. Ознакомление экспертом с социальными, бытовыми, семейными, учебными и другими аспектами жизни несовершеннолетнего. Эксперт может предварительно проводить беседы с воспитателями, друзьями, родственниками подэкспертного для получения информации о его характере, темпераменте и поведении.
  4. Беседа с подэкспертным. На данной стадии эксперт в дружелюбной и спокойной форме задает вопросы несовершеннолетнему по поводу обстоятельств дела, последствий совершенного деяния и др. Эксперту запрещено во время беседы с несовершеннолетним использовать угрозы, обман, психологическое давление и другие незаконные методы.
  5. Проведение экспертного исследования. На данном этапе эксперт проводит осмотр несовершеннолетнего в соответствии с поставленными задачами и целями уголовного (гражданского) производства.
  6. Составление заключения экспертизы. На данной стадии эксперт должен объективно проанализировать и оценить всю полученную в ходе экспертного исследования информацию, а также дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Основные аспекты и нюансы судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетнего

Судмедэкспертиза несовершеннолетнего может проводиться не только в отношении подростков, но и в отношении детей школьного и дошкольного возраста. Исходя из этого, в проведении такой процедуры могут принимать участие не только судебно-медицинские эксперты и эксперты-психиатры, но и педагоги, детские врачи. Экспертное исследование несовершеннолетних базируется на специально созданных методах, которые выбираются в зависимости от возраста и психического здоровья досматриваемого.

Эксперт в процессе экспертного исследования должен учитывать, что в юношеском возрасте происходит социализация личности, адаптация к общественному порядку, развиваются познавательные процессы. Поэтому в данный период несовершеннолетние склонны к неправильному, ложному восприятию и оценке явлений окружающего мира.

Во время обследования несовершеннолетнего эксперт также анализирует поведение и характер подростка: агрессивность, склонность к фантазированию и внушаемости, лидерские качества, инфантильность, закрытость, апатичность, нервозность, повышенная возбудимость и др.

Существуют случаи, когда в уголовном производстве жертвой преступлений против жизни и здоровья человека, его половой неприкосновенности и свободы являются несовершеннолетние лица. В таком случае судебно-медицинскому эксперту нужно обнажить и исследовать определенные части тела подростка, что на практике вызывает определенные трудности. Эксперт, проводящий обнажение несовершеннолетнего, должен быть с ним одного пола. Педагог, участвующий в экспертном исследовании такого вида, должен понятно и доступно объяснить подростку о цели и безопасности процедуры.

Судебно-медицинская экспертиза несовершеннолетнего – это комплекс сложных организационных, правовых, психологических и медицинских методов, направленных на решение задач судебного процесса. В ходе проведения экспертного исследования подростка нужно максимально учитывать физиологические и психологические особенности несовершеннолетних, их социальную неадаптированность.

Судмедэкспертиза является процедурой, проводимой в рамках гражданского или уголовного дела. Она назначается при необходимости получить сведения от узкого специалиста о состоянии здоровья участника производства. Рассмотрим далее особенности процедуры.

судмедэкспертиза несовершеннолетних

Классификация

В соответствии с законом обязательной является судмедэкспертиза побоев . Она назначается в рамках уголовного производства и необходима для определения степени, характера, причин возникновения телесных повреждений. Судмедэкспертиза побоев проводится, как правило, одним врачом. По окончании обследования составляется заключение. Обязательной является также экспертиза трупа. В ходе исследования выясняются причины смерти, время ее наступления. Токсикологическая и химическая экспертизы направлены на обнаружение определенных соединений в органах и жидкостях человека. Гистологическое исследование позволяет определить патологические отклонения на микроскопическом уровне. Биологическая судмедэкспертиза живых лиц необходима для установления родства, выявления антигенов и пр. В рамках производств по делам различной категории может возникнуть необходимость исследовать документацию учреждений здравоохранения.

Судмедэкспертиза несовершеннолетних: общие сведения

Этот вид исследования считается самым сложным в практике. Обусловливается это в первую очередь психологическими и возрастными особенностями обследуемых граждан. Законодательство предусматривает дополнительные гарантии защиты интересов и прав субъектов, подвергающихся таким исследованиям.

судмедэкспертиза побоев

Этапы

Судмедэкспертиза несовершеннолетних включает в себя несколько стадий:

  1. Выбор метода обследования и формулирование плана процедуры.
  2. Ознакомление специалиста с семейными, бытовыми, социальными и прочими аспектами жизни подростка. Предварительно эксперт может побеседовать с родственниками, друзьями, учителями обследуемого несовершеннолетнего. В ходе таких разговоров специалист получает информацию об особенностях поведения, характера, темперамента подростка.
  3. Беседа с несовершеннолетним. На этом этапе специалист задает вопросы подростку в спокойной и дружелюбной форме. Задачей эксперта является выяснение обстоятельств дела, последствий происшествия, отношения несовершеннолетнего к ним. Запрещается использовать угрозы, психологическое давление, обман и прочие неправомерные методы.
  4. Осмотр. На этом этапе специалист обследует подростка в соответствии с задачами производства по делу.
  5. Формулирование заключения. Объективно оценив полученные сведения, специалист их систематизирует и делает выводы. В заключении должны присутствовать ответы на вопросы, поставленные перед ним судом.

судмедэкспертиза живых лиц

Нюансы

Судмедэкспертиза несовершеннолетних может назначаться в отношении детей не только школьного, но и дошкольного возраста. Законодательство, обеспечивая дополнительную защиту интересов лиц, не достигших 18 лет, допускает привлечение к процедуре психологов, педагогов. Судмедэкспертиза несовершеннолетних основывается на использовании специальных методов. Они выбираются в соответствии с возрастом и психическим состоянием обследуемого субъекта.

Личностные аспекты

В рамках исследования специалисту необходимо учитывать, что в подростковом возрасте активно происходит социализация индивида. Несовершеннолетний адаптируется к установленному в обществе порядку. При этом интенсивно идет развитие познавательных процессов. Соответственно, зачастую в таком возрасте для детей свойственно неправильное, ложное восприятие и оценка происходящего вокруг. В рамках исследования изучается характер, темперамент подростка: уровень агрессивности, лидерские качества, склонность к внушаемости, фантазированию, апатичность, закрытость, инфантильность, повышенная возбудимость и пр.

сколько стоит судмедэкспертиза

Сложности

В уголовной практике, к сожалению, встречаются случаи, когда посягательства совершаются на половую неприкосновенность граждан, не достигших 18 лет. В таких ситуациях судмедэкспертиза является обязательной процедурой. Однако ее проведение может быть затруднено. Дело в том, что специалисту для обследования нужно обнажить определенные части тела субъекта. В нормах установлено несколько правил проведения таких исследований. В первую очередь эксперт должен быть того же пола, что и обследуемый. Кроме этого, педагог или психолог, участвующий в исследовании, должен доступно и понятно объяснить подростку цель исследования, убедить его в том, что оно будет безопасно.

Заключение

Судмедэкспертиза – комплекс мероприятий организационного, правового, медицинского, психологического характера. При ее проведении необходимо учитывать индивидуальные особенности обследуемого субъекта. Особенно это важно в случае, когда исследование выполняется в отношении подростка. На практике часто возникает вопрос, сколько стоит судмедэкспертиза. Следует сказать, что цена зависит от разных факторов. Некоторые исследования выполняются бесплатно, за счет бюджетных средств. Негосударственные организации, имеющие лицензию на выполнение процедуры, устанавливают свою цену. Она может достигать 12 тыс. р.

Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

Ведение дел о преступлениях несовершеннолетних имеет ряд особенностей, большая часть из которых должна защищать ребенка или подростка от некорректного обвинения, несправедливого решения суда, а также обеспечивать правильность наказания в отношении него, с обязательным учетом всех его характерологических и личностных свойств.

В уголовно-процессуальном законе РФ указан список условий, которые необходимо выполнить при ведение дела о преступлении несовершеннолетнего. В первую очередь нужно установить все особенности личности и уровень психологического, интеллектуального развития ребенка. Если по полученным результатам у ребенка наблюдается отставание в психическом развитие, следующим действием является выявление уровня осознания опасности совершаемых или не совершаемых несовершеннолетним действий, возможности управлять ими.

Чтобы привлечь несовершеннолетнего к уголовной ответственности, нужно узнать соответствует ли умственное развитие его возрасту. Если у ребенка существует отставание в развитии, и он не мог полностью понимать всю опасность своих действий и управлять ими – уголовное преследование по такому делу должно быть прекращено.

  1. Когда необходимо определить способность несовершеннолетнего полностью осознавать опасность своих действий и управлять ими, если ребенок имеет отставание, которое не связано с психическими расстройствами.
  2. Для того, чтобы установить способность несовершеннолетних участников преступления (свидетелей или потерпевших) корректно воспринимать ситуации, которые важны для дела, и давать о них верную информацию.
  3. По делам, связанным с сексуальными домогательствами, экспертиза назначается, чтобы установить, способен ли ребенок понимать, какое значение имеют действия, произведенные в отношении них и может ли ребенок оказать сопротивление.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних рекомендуется поводить на первых этапах дела, потому что от ее результата во многом зависит последующий ход судебно-следственных действий. Основной задачей психолога является установление психологического контакта у следователя с подростком, которое нередко затрудняется страхами перед наказанием, психологическими особенностями ребенка. Психологи считают, что при проведении экспертизы возможно выявление всего спектра позитивных и негативных черт личности ребенка, например, высокая возбужденность, заторможенность, напряженность, нарциссизм, эгоцентризм и так далее. Все это важно при анализе возникших обстоятельств, так как определенные черты ведут к определенному поведению. Не менее важной является анализ невербального поведения подростка – его мимики и жестов, так как их проявление несовершеннолетними контролироваться практически не может. Иногда жесты закрытости свидетельствуют о том, что в отношении ребенка было произведено насилие.

На данный момент выделяется три виды судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних:

  1. Экспертиза несовершеннолетнего, который нарушил чьи-то права.
  2. Экспертиза несовершеннолетнего, права которого были нарушены, который пострадал от чьих-либо действий.
  3. Экспертиза несовершеннолетних свидетелей определенных преступлений, с целью получения верных показаний.

В первом случае оцениваются как особенности ребенка, так и производится оценка рисков того, что преступление может быть совершен вновь, с целью выбора правильного наказания для нарушителя.

Во втором случае экспертиза является особенно важной и востребованной, если у ребенка наблюдаются проявления психологической или физической травмы, после совершенных с ним действий. Как правило экспертиза назначается по делам о половой неприкосновенности детей, так как действия сексуального характера могут оставить серьезные след на психике ребенка. В случаях, если было совершено преступление против здоровья ребенка или его жизни – экспертиза назначается реже.

В тех случаях, когда несовершеннолетние являются свидетелями каких-либо преступных деяний и их показания не являются полными, они путаются, противоречат друг другу или показаниям других свидетелей, но их показания являются крайне важными для ведения дела – так же назначается экспертиза.

В итоге, главные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних формируются потому что:

Во-первых, несовершеннолетние имеют особый правовой статус от чего их защита в процессуальных подходах имеет свои особенности.

Во-вторых, ведется разработка универсальных методов экспертной оценки состояния детей. Эти методы отличаются от других из-за психологических и физиологических особенностей детей.

В-третьих, для психологов-экспертов, которые исследуют несовершеннолетних, необходима особая программа подготовки.

В заключении можно сказать, что основные особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних возникают из-за особенностей ее главного объекта – несовершеннолетних, проведение экспертизы с которыми должно отличаться от экспертизы со взрослыми, из-за возрастных и культурологических особенностей. Усилия эксперта так же должны быть направлены не только на поиск истины, но и на защиту прав и психологического состояния детей, потому что они являются уязвимыми и не могут самостоятельно оградить себя и защищать свои права. В основном, экспертиза назначается в тех делах, когда нужно установить способности обвиняемого судом несовершеннолетнего, его психологический возраст. В случаях, когда ребенок пострадал от сексуальных домогательств, и тогда, когда необходимо проверить свидетельские показания, данные ребенком.

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?


Какие особенности проведения судмедэкспертизы несовершеннолетних?

Судмедэкспертиза несовершеннолетних является одной из самых сложных судебно-медицинских экспертиз, что, прежде всего, связано с возрастными и психологическими особенностями несовершеннолетних. Особое отношение к судмедэкспертизе данной категории лиц связано, в первую очередь, с предоставлением несовершеннолетним дополнительных гарантий защиты прав и интересов в уголовном процессе и экспертном исследовании.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних: порядок проведения

Несовершеннолетние лица в силу своего психического, физического и умственного развития не могут в полной мере использовать и защищать свои права и интересы в процессе судебного производства и экспертизы. Вследствие этого все этапы судмедэкспертизы несовершеннолетнего построены с учетом вышеприведенных факторов. Экспертное исследование подростка состоит из следующих обязательных стадий:

  1. Ознакомление экспертом с материалами уголовного (гражданского) производства.
  2. Выбор метода исследования и составления плана проведения экспертного исследования.
  3. Ознакомление экспертом с социальными, бытовыми, семейными, учебными и другими аспектами жизни несовершеннолетнего. Эксперт может предварительно проводить беседы с воспитателями, друзьями, родственниками подэкспертного для получения информации о его характере, темпераменте и поведении.
  4. Беседа с подэкспертным. На данной стадии эксперт в дружелюбной и спокойной форме задает вопросы несовершеннолетнему по поводу обстоятельств дела, последствий совершенного деяния и др. Эксперту запрещено во время беседы с несовершеннолетним использовать угрозы, обман, психологическое давление и другие незаконные методы.
  5. Проведение экспертного исследования. На данном этапе эксперт проводит осмотр несовершеннолетнего в соответствии с поставленными задачами и целями уголовного (гражданского) производства.
  6. Составление заключения экспертизы. На данной стадии эксперт должен объективно проанализировать и оценить всю полученную в ходе экспертного исследования информацию, а также дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.

Основные аспекты и нюансы судебно-медицинской экспертизы несовершеннолетнего

Судмедэкспертиза несовершеннолетнего может проводиться не только в отношении подростков, но и в отношении детей школьного и дошкольного возраста. Исходя из этого, в проведении такой процедуры могут принимать участие не только судебно-медицинские эксперты и эксперты-психиатры, но и педагоги, детские врачи. Экспертное исследование несовершеннолетних базируется на специально созданных методах, которые выбираются в зависимости от возраста и психического здоровья досматриваемого.

Эксперт в процессе экспертного исследования должен учитывать, что в юношеском возрасте происходит социализация личности, адаптация к общественному порядку, развиваются познавательные процессы. Поэтому в данный период несовершеннолетние склонны к неправильному, ложному восприятию и оценке явлений окружающего мира.

Во время обследования несовершеннолетнего эксперт также анализирует поведение и характер подростка: агрессивность, склонность к фантазированию и внушаемости, лидерские качества, инфантильность, закрытость, апатичность, нервозность, повышенная возбудимость и др.

Существуют случаи, когда в уголовном производстве жертвой преступлений против жизни и здоровья человека, его половой неприкосновенности и свободы являются несовершеннолетние лица. В таком случае судебно-медицинскому эксперту нужно обнажить и исследовать определенные части тела подростка, что на практике вызывает определенные трудности. Эксперт, проводящий обнажение несовершеннолетнего, должен быть с ним одного пола. Педагог, участвующий в экспертном исследовании такого вида, должен понятно и доступно объяснить подростку о цели и безопасности процедуры.

Судебно-медицинская экспертиза несовершеннолетнего – это комплекс сложных организационных, правовых, психологических и медицинских методов, направленных на решение задач судебного процесса. В ходе проведения экспертного исследования подростка нужно максимально учитывать физиологические и психологические особенности несовершеннолетних, их социальную неадаптированность.


Продолжаем рассказывать о судебных медицинских экспертизах. В этом материале о КСППЭ и судебно-наркологической экспертизе.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ)

Её назначают, когда необходимо одновременно совместить психологические и психиатрические знания в отношении лиц с различными психическими аномалиями: психопатиями, психопатоподобными состояниями различной природы, неврозами, легкими степенями олигофрении, инфантилизмом, при крайних вариантах нормы.

Проведение амбулаторной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы требует от экспертов профессионализма и опыта работы, способности выносить решение в условиях определенного дефицита времени и информации.

Границы компетенции комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы определяются кругом вопросов, которые решает эксперт-психолог.

КСППЭ позволяет установить у лиц с психическими аномалиями (согласно разработкам И.А. Кудрявцева (1988) и с учетом УК РФ):

  • вид и глубину эмоциональных реакций в интересующий следователя и суд момент;
  • индивидуально-психологическиеособенностиличности и их влияние на поведение в интересующий следователя и суд момент;
  • способность малолетних, несовершеннолетних и взрослых потерпевших (по делам о сексуальных правонарушениях) правильно понимать характер и значениедействий виновного и оказывать сопротивление;
  • способность обвиняемых, свидетелей и потерпевших правильновоспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
  • наличиепсихическогосостояния, которое возможно привело к самоубийству (если предполагается, что лицо покончило самоубийством), и возможные причины возникновения этого состояния.

В тех случаях, когда основанием иска является ст. 177 ГК РФ («Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими»), экспертной оценке подлежит: наличие или отсутствие каких-либо психических расстройств, степень их выраженности, а также состояние лица в момент заключения сделки.

Это подразумевает анализ не только клинических, но и психологических, соматогенных и социальных факторов, оказавших влияние на поведение лица в период совершения им юридически значимого акта.

Анализ входит в компетенцию как экспертов-психиатров, так и экспертов-психологов в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.

Экспертиза эмоционального состояния. Состояние аффекта.

Одним из распространенных видов КСППЭ в отношении обвиняемых с психическими аномалиями является экспертиза эмоциональных состояний.

Главная задача подобной экспертизы:

  • диагностика физиологического аффекта;
  • ответ на вопрос судебно-следственных органов о том, находился ли обвиняемый в период правонарушения в состоянии физиологического аффекта или ином эмоциональном состоянии, которое оказало существенное влияние на его поведение в ситуации правонарушения.

Условием возникновения аффекта является наличие конфликтной ситуации, которая сопровождается субъективным ощущением безвыходности, необходимости немедленных ответных действий. Наибольшую «аффектогенность» имеют необычные, непривычные для личности ситуации, которые субъект не может разрешить в силу отсутствия жизненного опыта.

Предпосылка для развития состояния аффекта ‒ комплекс индивидуально-психологических характеристик, либо заострение имеющихся особенностей личности в результате длительного конфликта. В ряде случаев длительные конфликтные отношения приводят к перестройке личности, расширению неотреагированных аффективных комплексов, росту эмоциональной напряженности. В такой ситуации любое психотравмирующее воздействие может сыграть роль «последней капли» и вызвать аффективный взрыв.

В настоящее время в экспертной практике накоплены данные об аффективных деликтах, протекающих по неполной «классической» схеме.

Эта схема включает три стадии:

  1. подготовительную,
  2. стадию аффективного взрыва,
  3. стадию последующего истощения с глубокой психической и физической слабостью.

Физиологический аффект возможно установить и у лица, которое в момент совершения общественно опасных действий находилось в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Аффективный деликт - правонарушение, совершенное в состоянии аффекта.

Данные состояния хотя и не исключают полностью, но ограничивают меру осознания и свободу волеизъявления личности при совершении преступления.

Законодательством предусмотрен учет упомянутых условий и других факторов, расценивая их как смягчающие вину обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся разнообразные состояния выраженного эмоционального напряжения (возбуждения).

Высокая эмоциональная напряженность, состояние фрустрации изменяют не только структуру сознания (например, избирательность восприятия), но и его содержание, характер познавательных процессов. Подобные эмоциональные реакции проявляются в разнообразных эмоциональных расстройствах и нарушениях поведения, которые требуют психологической интерпретации.

Эксперт фокусирует внимание на выяснении влияния таких эмоциональных реакций на подэкспертного в момент криминальной ситуации. Экспертный вывод может констатировать наличие выраженного эмоционального возбуждения (напряжения), которое не носило глубины и характера физиологического аффекта, однако оказало существенное влияние на сознание и поведение подэкспертного.

Индивидуально-психологические особенности и их влияние на совершение противоправных действий.

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых заключается в исследовании вопросов:

  • каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого с психическими аномалиями,
  • какое влияние они оказали на его поведение в ситуации правонарушения.

Для выработки ответа требуется решить две задачи:

  1. диагностика черт личности и характера;
  2. оценка влияния личностного фактора на поведение и своеобразие психической деятельности исследуемого в интересующей судебно-следственные органы ситуации.

Знание содержания и взаимоотношений главных ценностей личности обвиняемого может служить научной основой для определения следователем и судом:

  • степени произвольности и осознанности совершенного преступления;
  • предпосылкой установления конкретных мотивов правонарушения.

Наибольший интерес для права представляет экспертное определение таких личностных черт, как агрессивность, внушаемость, повышенная склонность к фантазированию, а отчасти также лидерство, доминантность или пассивная подчиняемость.

В широком понимании индивидуально-психологические особенности личности включают также и психологическое (личностное) проявление психических аномалий вменяемого субъекта.

Целесообразно исследовать влияние психических аномалий и индивидуально-психологических особенностей, так как они могут являться одними из обстоятельств, смягчающих ответственность. Именно эти аномалии или особенности могут помешать лицу в конкретной ситуации выбрать вариант поведения, соответствующего социальным (правовым) требованиям.

Эксперт устанавливает, были или нет существенные затруднения произвольно-волевого поведения в конкретной ситуации из-за влияния индивидуально-психологических особенностей субъекта с психическими аномалиями.

Воздействие черт личности, которые вызвали противоправное поведение, может быть определено через анализ их декомпенсирующего, дезорганизующего влияния с нарушением психологической структуры деятельности. Влияние той или иной особенности функционирования личности можно считать существенным тогда, когда его установленное качество является доминирующим в структуре и функциональной организации личности, определяющим весь психологический строй индивида. Существенно влияющими на поведение можно считать такие психологические особенности, которые личность не способна контролировать.

Особенности КСППЭ потерпевших по сексуальным правонарушениям.

Переходя к характеристике КСППЭ потерпевших с психическими аномалиями по сексуальным правонарушениям, отметим, что теоретически считается предпочтительным:

  • проведение психически здоровым лицам судебно-психологической экспертизы;
  • а лицам с психическими расстройствами – судебно-психиатрической.

Однако на практике трудно оценить психическое состояние потерпевшего лица, так как расстройства психической деятельности в ситуации правонарушения могут иметь различную выраженность.

Задачей психологического исследования является оценка особенностей психической деятельности или психологических особенностей потерпевшей, которые в ситуации правонарушения ограничивали способность понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление.

Вопросы для психологической экспертной оценки в данном случае могут формулироваться следующим образом:

  • Могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий и оказывать сопротивление?
  • Каковы возрастные и индивидуально-психологические особенности потерпевшей и как они повлияли на ее поведение в исследуемой ситуации?

Категория понимания характера противоправных действий подразумевает понимание содержания этих действий. Это понимание основано на информированности в сексуальных вопросах.

Категория понимания значения совершаемых действий включает в себя:

  • осознание отношения своих мотивов и целей в криминальной ситуации к мотивам и целям действий преступника;
  • осознание отношения последствий, совершаемых с нею (с ним) действий к ее (его) будущему;
  • осознание отношения совершаемых действий к морально-нравственным и правовым нормам.

Факторы, которые не позволяют понимать характер и значение совершенных по отношению к ним действий и оказывать сопротивление:

  • Малолетний возраст психически здоровых потерпевших является одним из основных факторов, который не позволяет понимать характер и значение совершенных по отношению к ним действий и оказывать сопротивление. Практика показывает, что отсутствие способности понимать характер и значение противоправных действий сексуального характера у лиц моложе 10 лет почти никогда не вызывает сомнений. Но уже в отношении потерпевших 10-12 лет вопрос о наличии или отсутствии этой способности приходится выяснять специально.
  • Способность потерпевшего оказывать сопротивление виновному в ситуации правонарушения является итоговым выводом. Этот вывод - результат анализа как психологических факторов (таких, как определенная осведомленность в вопросах половых взаимоотношений, осмысление действий виновного, эмоциональная устойчивость в стрессовых ситуациях), так и клинических показателей в отношении психического состояния жертвы.
  • Эмоциональное состояние потерпевшего в криминальной ситуации. Важно исследовать эмоциональное состояние в предшествующий преступлению период и типичные формы реагирования на сильные стрессовые раздражители. Сочетаясь с возрастными и личностными особенностями, в момент нападения могут быть констатированы различные варианты аффекта страха с различным спектром его проявления: от резкой заторможенности, внешней пассивности до беспорядочной активности оборонительного характера.

Особенности КСППЭ свидетелей

Основной задачей при КСППЭ свидетелей с психическими аномалиями является:

  • установление возможности или невозможности подэкспертного правильно воспринимать и в последующем правильно воспроизводить определенные конкретные обстоятельства правонарушения (с учетом его психического и личностного развития);
  • определение индивидуально-психологических особенностей, влияющих на процессы восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации.

В психологическом заключении указываются особенности личности свидетеля. Наиболее важными из них являются те, которые потенциально повышают (снижают) надежность его показаний. Чтобы оценить способность дать надежные показания выясняются следующие параметры:

  • особенности внимания, восприятия, мышления, памяти, речи;
  • уровень развития мышления и речи;
  • возрастные особенности;
  • особенности образования и воспитания;
  • индивидуально-психологические особенности, такие, как повышенная внушаемость, групповая зависимость и подчиняемость, склонность к фантазированию;
  • эмоциональное состояние свидетеля в момент правонарушения;
  • отсроченное время показания от момента события.

Считается, что практически все дети без выраженной психической патологии могут правильно воспринимать внешнюю, фактическую сторону обстоятельств правонарушения. Однако до 10 лет, как правило, не могут понимать их внутреннего содержания.

Если исследуемая способность не нарушена, то заключение целесообразно формулировать в негативной форме, т.е. отмечать отсутствие таких особенностей (психического и личностного развития, повышенной внушаемости и проч.), которые препятствовали способности свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

Определение способности свидетеля правильно понимать события

При оценке исследуемой способности, особенно при условии аномального психического развития и состояния свидетеля, целесообразно разделять внешнюю (фактическую) и внутреннюю (содержательную) сторону событий.

Под внутренней стороной подразумевается понимание объективного значения событий, т.е. осознание того, что это именно криминальные действия, которые осуждаются обществом. И человек, совершивший их, должен нести ответственность. Среди факторов, ограничивающих исследуемую способность, отмечаются:

  • уровень возрастного развития;
  • особенности аномального психического развития;
  • условия криминальной и посткриминальной ситуации.

Посмертная КСППЭ (при самоубийствах)

Посмертная КСППЭ особенностей личности при самоубийствах является одним из трудоемких и сложных видов экспертизы. Эксперты ориентируются на решение двух основных вопросов:

  1. Имелось ли у лица, покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психическое состояние, предрасполагавшее к самоубийству?
  2. Каковы причины развития этого состояния?

Экспертное исследование проводится только по материалам уголовного дела. В связи с этим, к составлению «психологического портрета» лица, покончившего с собой, и анализу предшествовавшей этому событию ситуации предъявляются определенные требования.

  • сведения о личностном развитии лица;
  • особенностях его характера и поведения в различных ситуациях;
  • преобладающую мотивационную направленность;
  • сферу основных интересов.

Особое внимание уделяется наличию или отсутствию нарушений поведения, а также возможным конфликтным ситуациям с типичными формами реагирования.

При отсутствии достаточных данных об особенностях поведения самоубийцы накануне самоубийства, в резюмирующей части обобщаются его основные личностные особенности и обосновывается невозможность решения экспертных вопросов.

Экспертиза несовершеннолетних КСППЭН

Психолог принимает участие в обосновании вопроса о неполной мере осознания подростком фактического характера и общественной опасности своих действий либо руководства ими в рамках вменяемости (согласно ст. 22 УК РФ). Свой вывод психолог обосновывает применительно к конкретному противоправному акту.

Установление возрастного периода умственного и личностного развития подэкспертного подростка не имеет самостоятельного экспертного значения. Он является одним из выражений полноты его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих противоправных действий и руководить ими.

Как указывает О.Д. Ситковская (1992), принятая в настоящее время нижняя граница уголовной ответственности (14 лет) не противоречит характеристике периодов возрастного развития, известной в психологии. Подростковый возраст (начиная с 12-14 лет), несмотря на существенные проявления возрастной незрелости, характеризуется как способный к разумному поведению, развитию самоконтроля, осознанию основных правил социального поведения.

Если установлено, что психическое развитие подростка соответствует нормам возрастного периода, то это свидетельствует лишь о возможности к осознанно-волевому поведению подростка. Осознанно-волевое поведение в ситуации правонарушения может проявляться как в полной, так и в ограниченной мере.

В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом:

  • Имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии и если да, то в чем они проявляются?
  • Мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими?

Задачи экспертизы несовершеннолетних.

На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет. Это необходимо для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Не менее важна и другая задача КСППЭН. Она заключается в необходимости определения: мог ли несовершеннолетний «полностью осознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими».

Цель установления этих обстоятельств: индивидуализация ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер.

Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок.

Одна из основных предпосылок для такого вывода – выделение клинических характеристик нарушений развития. Эти нарушения не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: