Особенности современной правовой и судебной системы сша

Обновлено: 17.04.2024

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат: сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами; палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером. Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие: первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета; регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами; осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства. Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент: имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом; направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу; разрабатывает проект бюджета; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со-глащения - без согласия и одобрения парламента); принимает решение о начале фактических военных действий; руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения; назначает на высшие должности; имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т.д.

47. Великая Французская буржуазная революция. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституции 1791 и 1793 гт

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Франц-кая рев-ция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституц-го порядка и новых демократ-их принципов организации гос-ной власти. Франц-ая рев-ция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полит-го строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Рев-ция 1789 - 1794 гг. - результат кризиса изжившей себя и ставшей помехой развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм: перестал выражать общенациональные интересы; защищал средневековые сословные привилегии; защищал исключительные права дворянства на землю; поддерживал цеховой строй; установил торговые монополии и др. В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод, привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались кресть-ие волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г. 17 июня 1789 года собрание депутатов 3его сословия провозгласило себя Нацио-ным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка корол-го двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля. Ход Франц-ой рев-ции 1789 - 1794 гг.делится на этапы: создание конституц-ной монархии (14 июля 1789 года -10 августа 1792 года); установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года); утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года). Началом 1го этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда народ штурмом взял тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели рев-ция распространилась по всей стране. Народ смещал корол-ую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в к-рые вошли наиболее авторитетные представители 3его сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруж-е силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, к-рое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. 1ый этап рев-ции стал периодом господства крупной буржуазии. Их идеалом являлась конституц-ная монархия, в основе полит.деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок. 26 авг 1789 г Учредит-ным собранием была принятаДекларация прав человека и гражданина. Декларация провозглашала принципы демократического гос-но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, провозглашались: свобода (личности, совести, вероисповедания, слова и печати); собственность; безопасность; сопротивление угнетению. Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. 1временно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции. Окончательный текст конст-ции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших констит-ный хар-р и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д. Конст-ией утверждались принципы, определяющие статус высшего органа законод-ной власти, короля, прав-ва, суда, избирательной системы. Конст-ция устанавливала гос-ный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конст-ции.

48. Гражданский кодекс Франции 1804 г. Уголовный кодекс 1810г

ГК Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражд-го права признает только физ.лиц. При определении объема прав кодекс исходит из принципа юр-го равенства. На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революц-ое законод-во и Рим.право. ГК не дает определения права собственности, а перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. Провозглашается абсолютный хар-р собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на: индивидуальную (частную); гос-ную (общественное обладание); общинно-коммунальную. В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвиж-го имущества между наследниками, залог земли и т. п. К.Наполеона знает: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание. К.Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ. В соответствии с К.Наполеона "договор есть соглашение, посредством к-рого 1о или несколько лиц обязываются перед др.лицом или перед несколькими др.лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо". Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы дог-ных отношений: принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон понимается согласие воль (внутреннего психического акта); принцип незыблемости договора: Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу к-рых закон разрешает отмену. В кодексе рассматриваются различные виды дог-ов: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон. Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда. Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения к-рого необходимо было выполнить ряд условий: взаимное согласие супругов; достижение брачного возраста (м- 18 лет, ж- 15лет); не состоять в др.браке; согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год). Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства. Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды 1го из супругов в отношении другого; присуждение 1го из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись. Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу". Следствием власти мужа яв-ся ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юр.действия, как судебные, так и внесудебные. Имущ-ые отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - освобождения из-под власти. Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения. В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. восстановленКодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. При 1ом ребенке можно было распоряжаться по завещанию 1/2 имущества, при 2х детях – 1/4 имущества. Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Уголовный кодекс Франции 1810г. состоит из Общей и Особенной частей. Общ.часть кодекса образуют первые 2 книги, посвященные общим ?ам наказаний, их видам, уг.ответ-сти. Особенную часть составляют 3ья и 4тая книги - в них содержится перечень преступных деяний. 1ая книга кодекса посвящена наказаниям уг-ным (мучительным и позорящим - смерть, каторжные работы, депортация, смирительный дом, выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, лишение избират-х прав и запрещение занимать гос-ные должности) и исправительным. (тюремное заключение в исправительном заведении, временное лишение политических, гражд-х и семейных прав, штраф). 2ая книга кодекса устанавливает основания ответственности и основания освобождения от ответственности. К последним относятся безумие и принуждение к совершению преступлений силой. Подробно описываются различные формы соучастия: подстрекательство, пособничество. Кодекс не устанавливал мин-го возраста уг.ответственности. Но к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания. Многие ?ы уг-го права еще не были разработаны: не определялись формы вины, не говорилось о совокупности преступлений, о давности. 3ья книга кодекса посвящена преступлениям и проступкам, разделяемым на 2 вида: публичные правонар-я, к к-рым отнесены действия, направленные против безопасности гос-ва, против имперской конст-ции, против общественного спокойствия; частные правонар-я. Более половины статей посвящено охране собственности. 4ая книга кодекса посвящена полицейским нарушениям и наказаниям, налагаемым за незначительные правонарушения не судебным, а судебно-полицейским порядком.

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит парламенту - Конгрессу, который состоит из двух палат: сената - избирается на шесть лет, каждые два года обновляется на треть. Председатель этой палаты является вице-президентом страны. В настоящее время выборы в сенат производятся в прямом порядке, первоначально избирался законодательными собраниями штатов - легислатурами; палаты представителей - избирается на два года. Председатель этой палаты именуется спикером. Полномочия обеих палат считаются равными, однако сенат имеет исключительное право ратифицировать международные договоры и утверждать назначения президента на должности. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат. К основным функциям Конгресса относятся следующие: первоочередная - принятие законов и утверждение бюджета; регулирование торговли с иностранными государствами и между штатами; осуществление внешней и внутренней политики - он имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и т. д. Исполнительная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит президенту, который наделен правомочиями главы государства и главы правительства. Первоначально президент избирался косвенным путем - коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением штатов. В настоящее время выборы президента из косвенных превратились в прямые. Как глава государства и правительства президент: имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых парламентом; направляет послания Конгрессу, в которых предлагает законодательную программу; разрабатывает проект бюджета; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; заключает международные договоры и исполнительные соглашения (со-глащения - без согласия и одобрения парламента); принимает решение о начале фактических военных действий; руководит текущим управлением страной с помощью подчиненного ему государственного аппарата, издавая административные распоряжения; назначает на высшие должности; имеет право помилования и отсрочки исполнения приговоров и т. д. Судебная власть в Соединенных Штатах Америки принадлежит Верховному суду. Судебная система включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. Систему федеральных судов, возглавляемую Верховным судом, составляют районные и окружные (апелляционные) суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом с согласия и одобрения сената. По наиболее важным делам введен суд присяжных. Верховный суд США является судом высшей инстанции по некоторым важным делам, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, а также исполняет функции конституционного надзора. В федеральной системе существуют также специальные суды - таможенный, налоговый, военный, по претензиям к правительству и т.д.

Правовая система США формулировалась под воздействием английских правовых традиций. Исторически она является производной от английской правовой системы. В процессе эволюции американской системы в заимствованных из Англии правовых институтах происходили изменения, появлялись новые правовые институты, отличающие американское право от английского. Здесь сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательным. Для американского юриста, как и для английского, право – это прежде всего право судебной практики. Нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

Специфика американской правовой системы обусловлена федеральным устройством государства, наличием писаной Конституции США и конституций штатов, особенностями политического и социально-экономического развития США.

Отличие американского права от английского состоит в наличии судов 50 штатов и федеральной системы судов. В каждом штате – свое законодательство плюс федеральное законодательство.

Американская правовая система коренится в английской системе общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами. Его основополагающим принципом является принцип следования судебному прецеденту – при разбирательстве дела суд должен следовать ранее установленным судебным решениям по аналогичным делам. Однако в США принцип следования прецеденту не считается судами абсолютным и судебная практика идет по пути гибкого его применения: на каждом историческом этапе развития страны она приспосабливается к политическим и социально-экономическим потребностям США. Свод норм, создаваемых судебными прецедентами, дополняется и развивается законодательством. Конгресс и законодательные органы штатов принимают нормативные акты по самому широкому кругу социально-экономических и политических вопросов. Правовые нормы, устанавливаемые законодательными органами (собраниями), образуют статутное право. Оно является очень весомым компонентом американского права. Тем не менее толкование законов и правил их применения определяется нормами общего права, т. е. прецедентного.

Большую и постоянно возрастающую роль в американском праве играет административное нормотворчество органов исполнительной власти. Оно осуществляется на основе полномочий, делегируемых им законодательными органами. Административные акты – приказы, правила, директивы, инструкции, цель которых конкретизировать, детализировать законы, часто подменяют их, поскольку фактически имеют равную юридическую силу.

Обычай сыграл большую роль в становлении и развитии правовой системы США. Его влияние особенно заметно в сфере функционирования институтов государственной власти. Многие из них созданы и действуют не на основе норм общего или статутного права, а в силу сложившейся политической практики. Такие важные государственно-политические институты, как кабинет министров, постоянные комитеты палат конгресса, политические партии, не предусмотрены конституцией и не созданы законодательным путем.

Немаловажное место в американской правовой системе занимают некоторые институты права справедливости. Оно появилось в Англии как дополнение к общему праву: когда для разрешения спора не находилось необходимой нормы, можно было обращаться в особые «суды справедливости», облекшие свои решения в форму приказов. В США такие суды существовали в отдельных штатах. По мере развития правовых систем штатов право справедливости утратило самостоятельное значение. Судебные же приказы, запрещающие или предписывающие какое-либо действие, сохранились и являются одной из важных форм реализации властных полномочий суда, судебного нормотворчества.

Таким образом, основными источниками американского права являются судебный прецедент, законодательство, административные нормы, обычай и право справедливости.

Несмотря на общность источников права, общенациональной правовой системы в США нет: существуют 50 правовых систем штатов и отдельно – федеральная правовая система.

Вместе с тем Конституция США содержит положения, позволяющие до некоторой степени унифицировать законодательство и судебную практику штатов. В ст. IV указывается, что в каждом штате должны оказывать «полное доверие и уважение» нормативным актам и судебным решениям всякого другого штата. Тем самым закреплен принцип взаимности в применении нормативных актов одного штата государственными органами другого. Причем этот принцип действует и «по вертикали»: федеральные суды также обязаны оказывать доверие и уважение нормативным актам и судебным решениям, принятым в штатах.

В принципе, конгресс США располагает широкими возможностями унификации правовых систем штатов. В направлении унификации права действуют и другие организации – Американский институт права, Институт организации правосудия, Американская ассоциация юристов. Однако многие предполагаемые реформы в деле выработки единообразных норм для всех штатов наталкиваются на сопротивление местных и региональных политических группировок, пытающихся оградить свои политические и экономические интересы. В результате в стране в целом наблюдается местнический подход к правоприменению и охране правопорядка.

Соотношение федерального права и правовых норм штата определяется ст. VI конституции, установившей принцип верховенства федерального права (конституции, федеральных законов и международных договоров США) по отношению к нормативным актам штатов. Этот принцип предлагает, что все правовые установления штатов не должны противоречить федеральным нормам. В случае противоречия закона или конституции штата законам или Конституции США судьи в штатах обязаны руководствоваться последними. Тем самым Конституция США установила равнение правовых норм штатов на нормативные акты федерации.

Споры по поводу соответствия правовых норм штатов федеральным законам и Конституции США разрешаются в судебном порядке и соответствующие решения обжалуются вплоть до Верховного суда США как высшего органа конституционного надзора. Сами толкования законов и Конституции США в решениях Верховного суда являются частью федерального права и имеют обязательную силу для всех судов и иных государственных учреждений страны.

В нескольких штатах США действуют гражданские кодексы, в 25 штатах – гражданско-процессуальные, во всех штатах – уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные. Но в этих кодексах воспроизводятся нормы, созданные судебной практикой, т. е. судебные прецеденты.

Таким образом, источниками права в американской правовой системе являются судебный прецедент, законодательство, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, обычай и право справедливости.

Судебная система — это совокупность судов различных видов, действующих в государстве, функционирование которых предусмотрено законодательством страны. Каждый из судов наделен конкретными полномочиями, позволяющими разрешать определенные конфликтные ситуации.

Становление американской судебной системы относится к колониальному периоду. Оно осуществлялось под влиянием институтов общего права и права справедливости, уже сформировавшихся в Англии. В судах общего права виновное лицо должно было возместить и компенсировать причиненный ущерб. Суды права справедливости уполномочены на вынесение судебного приказа, который обязывал к совершению конкретных действий, или фиксировал необходимость воздержаться от этих действий.

Институты общего права указывали на необходимость того, чтобы при разрешении дел судьи руководствовались принятыми ранее судебными решениями по подобным делам, которые рассматривались равной или вышестоящей инстанцией. Если общее право не позволяло вынести решение для разрешения спора, то применялось право справедливости, основу которого составляло вынесение судом судебного приказа.

Если пострадавшее лицо хотело получить судебный приказ и денежную компенсацию, то оно должно было в первую очередь обратиться в суд права справедливости, и только после — в суд общего права.

В начале XIX века в США система общего права и система права справедливости воссоединились.

С принятием Декларации независимости в каждом отдельном штате нормы общего права применялись по-разному. Это право не имело общефедерального характера. В североамериканских штатах была предпринята попытка кодификации норм общего права и норм права справедливости, для чего были созданы сборники судебных решений, которые могли иметь широкое толкование.

Готовые работы на аналогичную тему

Во втор. половине XIX века число сборников судебных решений судов штатов и федеральных судов составило 4 тыс. томов, что стало одним из факторов становления современного прецедентного права. Становление правовой системы продолжилось после принятия федеральной Конституции в 1787 году.

Особенности судебной системы США

В Соединенных Штатах существует две параллельные, не пересекающиеся судебные системы — федеральная судебная система и судебная система отдельных штатов. Основной характерной особенностью судов и американского правосудия является наличие в стране единой общенациональной судебной системы.

К окружным федеральным судам относятся суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела в первой инстанции. Их основу представляет федеральное законодательство. Отправление правосудия окружными федеральными судами в сфере гражданских правоотношений распространяется практически на все категории дел, которые отнесены к ведению федеральных судов (исключение составляют дела, прямо подсудные Верховному суду или претензионным судам).

Федеральная судебная система со штатами никакими формальными отношениями не связана и не может осуществлять административного контроля над судами штатов.

Структура федеральной судебной системы определяется Сводом законов США титулом 28 «Судебная власть и судебный процесс».

Федеральная судебная система состоит из следующих инстанций:

  • 94 окружных суда, каждый из которых в своем составе имеет 1 окружного судью (рассматривает и разрешает дело), присяжных (принимают решение по делу); мировых судей (помогают окружному судье подготовить дело к суду, проводят процессы по делам о проступках);
  • 13 апелляционных судов, в их числе 11 окружных апелляционных судов (каждый из них состоит из трех судей, рассматривающих жалобы на решения окружных судов, специализированных судов, апелляции на решения федеральных административных органов), 1 федеральный окружной апелляционный суд и 1 апелляционный суд Колумбии;
  • Верховный суд — высшая инстанция, состоящая из 9 судей.

Федеральная судебная система содержит специализированные суды, рассматривающие отдельные категории дел, отнесенные к их компетенции (суд по внешней торговле, суд по налогам и др.).

Каждый штат имеет собственную структуру судебной власти. Судебная системам штата включает высший судебный орган штата, суды первой инстанции, апелляционные суды.

Судебные прецеденты

Судебные решения федеральной судебной системы и судов штата по определенному делу могут иметь характер судебного прецедента, если эти решения берут за основу при рассмотрении подобных дел в будущем.

Судебные прецеденты занимают важнейшее место в законодательстве и системе источников права, что определяется рядом факторов:

  • Верховный суд является интерпретатором текста федеральной Конституции, ему принадлежит право конституционного надзора;
  • Конституция включает положения общего и неопределенного характера, которые требуют конкретизации и проводят в виде толкования их смысл в связи с возникающими казусами;
  • при регулировании общественных отношений законодатель испытывает определенные затруднения, так как эти отношения «обозначены» расплывчато.

Прецедентное право в Соединенных Штатах имеет свои особенности, в частности, приспособление к изменению социально-экономических и политических условий на всех этапах становления государства.

В США судебные прецеденты применяются согласно концепции stare dicisis, включающей определенные правила применения прецедентов:

  • судебные прецеденты, рассмотренные Верховным судом, являются обязательными для всех нижестоящих судов;
  • судебные прецеденты, принимаемые судами одного штата, не являются обязательными для применения судами иного штата, принимаемые решения являются разумно обоснованными, убедительными;
  • судебные прецеденты, рассматриваемые судами федеральной судебной системы, не обязательны для применения судами штатов, и наоборот (исключение составляют случаи совпадающей юрисдикции).

Судебные прецеденты, рассмотренные каким-либо одним федеральным апелляционным судом, не являются обязательными для другого федерального суда, они несут убеждающую силу. Прецеденты судов первой инстанции не носят обязательный характер. В правовой системе существуют судебные прецеденты толкования, то есть такие судебные решения, которые направлены на толкование правовых норм.

Общая характеристика и структура судебной системы Соединенных Штатов Америки

Одной из сущностных черт любого современного суверенного государства выступает наличие собственной системы юрисдикционных органов, особое место среди которых занимает судебная система. Не является исключением из обозначенного правила и судебная система Соединенных Штатов Америки, многие особенности формирования и деятельности которой обуславливаются федеративным устройством страны.

При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что для целей проведения исследования свойств и особенностей американского судопроизводства, определение судебной системы США может быть сформулировано следующим образом:

Судебная система США – это совокупность взаимосвязанных юрисдикционных и административных органов государственной власти, призванных отправлять правосудие на территории Соединенных Штатов Америки, а также осуществлять непосредственное руководство нижестоящими судебными органами.

В качестве одной из особенностей организации и деятельности американской судебной системы принято называть ее дуализм, выраженный в том, что она состоит из различных органов на федеральном уровне, уровне штата и местном уровне, каждый из которых обладает достаточно широким перечнем юрисдикционных прав и полномочий.

Кроме того, наряду с относительно самостоятельными звеньями федеральных судов и судов штатов, в американской судебной системе принято выделять так называемые регуляторные агентства:

Регуляторные агентства – самостоятельное звено системы американских юрисдикционных органов, к сфере компетенции которых отнесено принятие обязательных для исполнения решения в разнообразных сферах и обеспечение их исполнения.

При этом соответствующие агентства могут быть образованы как на федеральном уровне, например, комиссия по ценным бумагам, так и на местном уровне, например, городские агентства, к сфере компетенции которых отнесено регулирование деятельности и правоприменение в сфере строительства.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и признаки Федеральных судов США

Как было отмечено выше, одним из признаков судебной системы США, вытекающим из его федеративного устройства, выступает наличие нескольких звеньев юрисдикционных органов, высшими из которых выступают Федеральные суды США По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная система США подробнее :

Федеральный суд США – это относительно самостоятельное звено судебной системы США на уровне федерации, к компетенции которых отнесено рассмотрение и разрешение широкого круга споров, основанных на положениях американской конституции и положениях федерального законодательства.

При этом следует обратить внимание на то, что в отличие от судебной системы многих иностранных государств, структура которой не предполагает внутреннюю вертикальную дифференциацию юрисдикционных органов в рамках судов одного звена, для американской судебной системы только на уровне Федеральных судов По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Федера подробнее характерно выделение трех внутренних звеньев:

  • Верховный суд США По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Верховный суд США подробнее – высшая судебная инстанция, к компетенции которой, как правило, относится апелляционное рассмотрение дел. Однако, по строго определенному кругу оснований, предусмотренных Конституцией США По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция США подробнее , Верховный суд По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее также вправе рассматривать споры по первой инстанции;
  • Федеральные апелляционные суды, рассматривающие апелляции на решения нижестоящих судов; Федеральные районные и специализированные суды По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральные суды и суды субъектов РФ подробнее .

Важной особенностью, отличающей судебную систему США, от, например, российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее системы судов, выступает наличие достаточно широкого перечня специализированных судебных органов, в числе которых могут быть выделены:

  • Налоговый суд США, сферу профессиональной компетенции которого составляет рассмотрение споров, связанных с уплатой федерального подоходного налога. Причем в отличие от иных судебных органов, лицо, чье право в рассматриваемой сфере предположительно нарушено, может обратиться в налоговых суд и до уплаты спорного налога;
  • Претензионный суд США, рассматривающих исключительно споры имущественного содержания, ответчиком по которым выступает федеральное американское правительство;
  • Суды по делам о несостоятельности, специализирующиеся на рассмотрении дел о банкротствах;
  • Федеральный суд по вопросам международной торговли По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Деятельность международных коммерческих арбитражей подробнее и т.д.

Суды штатов как элемент американской судебной системы

Продолжая характеристику элементов и особенностей судебной системы Соединенных Штатов Америки, следует отметить, что в силу обозначенного принципа федерализма, использованного, в том числе, в процессе формирования соответствующей системы судебных органов, следующим звеном после Федеральных, в США выступают Суда штатов.

Сравнивая специфику организации судебных органов на региональном уровне в США и в Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , представляется целесообразным сделать вывод о том, что в США законодателю штатов предоставлена большая свобода действия в сфере установления основ судопроизводства на уровне штата, что, в то же время, приводит к меньшему единообразию правоприменительной деятельности, особенно с учетом господствующей в США англо-саксонской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности англо-саксонской правовой системы. подробнее (прецедентной) юрисдикционной традиции.

Тем не менее, именно к компетенции судов штатов в Америке относится рассмотрение подавляющего большинства дел, притом, что по общему правилу, судам рассматриваемого звена принадлежит право рассмотрение дел, вытекающих из отношений, урегулированных именно местным законодательством, а не любым нормативными актами в целом.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в силу обозначенной выше особенности, суды штатов в Америке могут создаваться в самых разнообразных формах, в порядке и на условиях, предусматриваемых действующим законодательством штата.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 28.06.2018

Людмила Сергеевна Андреева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: