Особенности сопровождения туристов на круизных судах

Обновлено: 19.04.2024

Цель работы – изучить современное состояние обслуживания туристов на круизных морских судах.
Объектом работы являются организованные круизные морские туры.
Субъект работы – обслуживание туристов на круизных морских судах.

Содержание работы

Введение
3
История развития морского круизного туризма
5
Современное состояние морского круизного туризма
7
Классификации круизных лайнеров и кают
14
Обслуживание туристов на круизных морских судах
17
Заключение
24
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Обслуживание туристов на круизных морских судах.docx

Следует отметить, что основными потребителями круизов являются американцы, причем наибольший объем круизов приходится на Карибский бассейн (55%), и значительно меньше Средиземноморский (10%). Отдельно выделяются экзотические круизы в район Аляски -- criuse in Alaska. Они устойчиво занимают 8,5% рынка круизов в Северной Америке. Компания Holland America Line осуществляет 88% всех круизных перевозок в районе Аляски и обслуживает до 350 тыс. туристов ежегодно. Обслуживание туристов осуществляют 12 круизных линий. Крупнейший порт Ванкувер принимает круизные суда в Канаде, там устроено два мощных терминала с глубоководными причалами для океанских круизных судов Canada Place и Ballantyne Pier.

Из крупных портовых центров, где развито круизное дело, следует указать Майами (США), Геную (Италия). В Индийском океане первенство держит Сингапур, но активно претендует на титул круизного центра ОАЭ, где активно строят новый порт с глубоководной гаванью. Если в 1993 г. в Дубай совершил заход один круизный лайнер, то в 2000 г. количество заходов составило 170 (25 тыс. пассажиров), а в график 2001 г. планировался прием 340 рейсов (75 тыс. пассажиров). Дубай включен в программу гранд-туров и становится популярным круизным центром.

В Канаде - популярный порт для круизных судов Ванкувер, в Тихом океане - Гавайские острова, а в России - Мурманск (основной порт атомного флота). Популярны круизы к берегам Антарктиды и на атомных ледоколах на Северный полюс.

У определенной части туристов пользуется популярностью тур icebreaking safari - круиз на ледокольном судне в Арктику или Антарктику за Полярный круг с проходом через льды. Известны и достаточно широко распространены круизы в Антарктику с высадкой туристов на Южный материк и близлежащие острова. Такие круизы организуются фирмой Exodus из южного Аргентинского порта Ushuaia к близлежащим районам Антарктиды с посещением ряда островов (Галапагосских, Фольклендских, Южной Георгии, островов Короля Георга, Ливингстона и других) и части ледового материка, находящегося севернее Южного Полярного круга. Это наиболее доступная часть морских пространств в антарктических водах. Для плавания используется российское научно-исследовательское судно ледового класса «Академик Иоффе» (6050 т водоизмещением, 53 чел. команда, 100 пассажиров). Судно специально дооборудовано для туристских целей, пассажирам предоставляются комфортабельные каюты. Туристы небольшими группами по 12-15 чел. на мощных надувных лодках с моторами совершают высадку на побережье островов, ледяной припай и айсберги. Стоимость антарктического круиза составляет от 2500 до 7000 фунтов стерлингов. Периоды проведения экспедиций с ноября по май ежегодно. Продолжительность круизов от 10 до 40 дней в зависимости от маршрута. Круиз сопровождают опытные полярники-ученые, проводники, фотограф, имеющие длительный опыт работы в Антарктиде и плавания в этом районе. Туристы могут увидеть живых пингвинов, морских львов, кашалотов и других экзотических морских животных в естественной среде обитания, огромные айсберги, красивые панорамы ледового континента. Бронирование мест на ледовые круизы производится почти за год и более.

Не менее популярны круизы в Арктику, в том числе и к Северному полюсу, что ближе для европейцев. В 1991 г. советский атомный ледокол совершил ледовый поход с научными целями к Северному полюсу и на нем, в атмосфере строжайшей секретности, проследовала туристская группа, состоящая из арабского шейха и сопровождающих лиц (и гарема) численностью почти сорок человек. Это был первый опыт использования атомных ледоколов в туристских целях, совершенный в ущерб научным программам, но позволивший решить вопросы финансирования экспедиционных работ нетрадиционным для постсоветской науки способом.

В настоящее время даже при строительстве атомных ледоколов заранее проектируется возможность перевозки на них туристских групп, строятся каюты повышенной комфортности и предусматриваются другие туристские услуги. Атомоход «Ямал» активно используется для туристских круизов на Северный полюс. На судне туристам предлагается 50 комфортабельных кают. Всего судно принимает не более 100 туристов, состав экипажа 150 чел. Маршрут проходит из Мурманска через Землю Франца Иосифа, на Северный полюс и далее возвращается с остановкой на северной и южной конечности островов Северная Земля - обратно в Мурманск. На Северном полюсе для туристов организуется дневная стоянка и широкий ассортимент развлечений, вплоть до моржевания в полынье. Такие круизы представляет на туристском рынке фирма «Посейдон». В среднем стоимость круиза на Северный полюс от 15000 USD и выше, спрос на туры исключительно высок, частично забронированы туры на три года вперед.40

Не менее экзотическими являются морские круизы в Исландию, районы Гренландии и приполярные районы Северной Канады. Эти круизы также совершаются фирмой Exodus на российском судне «Академик Иоффе», которое сообразно смене сезона покидает антарктические воды и совершает круизы в арктических водах. Судно принимает туристов в Эдинбурге в Великобритании, затем следует через Фарерские острова к берегам Исландии. Туристы посещают Рейкьявик и другие северные порты острова, а также Гренландию - порт Кангерлюссак. Отдельные маршруты предусматривают посещение Гудзонова залива. Туристы пробуют свои силы в каяшнге, наблюдают зарождение айсбергов, совершают высадку на острова.

В Финляндии на зимний туристский сезон предлагается оригинальный маршрут с посещением Рованиеми - родины Санта-Клауса и затем двухдневный круиз на ледокольном судне Sampo из порта Кеми на север Ботнического залива за Полярным кругом с выходом туристов на лед, погружением под лед для любителей подводного плавания. Тем, кто не хочет погрузиться под воду, предоставляется возможность поплавать в ледяной воде в специальном гидрокостюме. Эти туры организует финская компания Long Tour Ltd.

Морской пассажирский флот России находится в ведении: Азовского, Балтийского, Дальневосточного, Каспийского, Камчатского, Мурманского, Северного, Сахалинского и Черноморского пароходств, подчиненных Министерству морского флота России. Кроме судов названных пароходств, российские туристские фирмы и организации арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах, "ЧИП-БЛАСКО" (Одесса). Туристские перевозки организуются во всех бассейнах, в том числе:

    • Южном - Черное и Азовское моря, бассейн реки Дунай
    • Северном - Баренцево и Белое моря, а также прилегающие к территории России моря Северного Ледовитого океана;
    • Каспийском - Каспийское море
    • Дальневосточном - Чукотское, Берингово, Охотское, Японское моря и прилегающий к территории России район Тихого океана[6].

    Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются:

    Для круизных лайнеров также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тонн, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):

      • большие (свыше 60000 гросс тонн);
      • средние (до 60000 гросс тонн);
      • малые (до 25000 гросс тонн);

      В последнее время наметилась тенденция к строительству больших кораблей, не обошедшая стороной и круизную индустрию. Самым большим лайнером в мире на сегодня считается «Oasis of the Seas», владельцем которого стала компания «Royal Caribbean International». Его водоизмещение составляет 225282 тонн, а количество пассажиров 6360 человек. Уникальны и размеры судна: 361 м в длину, 66 м в ширину и 72 м в высоту.

      Особенностью этого морского лайнера является то, что впервые на борту корабля построены: ледовый каток, стена для скалолазания и настоящая улица — променад под стеклянным куполом высотой в четыре палубы. На корабле имеются: рестораны и бары, дискотеки, трехъярусный театр, ночные клубы, казино, библиотека, кинотеатр, множество бассейнов с джакузи, водные горки для детей и взрослых, сауна, уникальные спортивные сооружения (гольф-поле, роликодром, баскетбольная площадка, стена для скалолазания, беговая дорожка протяженностью 400 м вокруг всего корабля, фитнес-студия, ледовый каток с трибунами на 900 мест), естественный солярий, салон красоты, массажный кабинет, вертолетная площадка и т.д. Связь между палубами осуществляется с помощью четырнадцати стеклянных лифтов.

      Следует отметить, что в 2000 и 2001 гг. на воду были спущены еще два подобных мегалайнера «Explorer of the Seas» и «Adventure of the Seas». Создатели всех этих кораблей пытались сконструировать их таким образом, чтобы на каждой палубе пассажирам можно было максимально комфортно и каждый смог бы найти себе что-либо по душе.

      На всех современных круизных лайнерах установлены сложные навигационные и стабилизационные системы, гарантирующие туристам безопасное и комфортабельное путешествие при любой погоде. Добавим, что на современных лайнерах качка практически не ощущается.

      По продолжительности теплоходные круизы классифицируются:

        • на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);
        • среднесрочные (от 5 до 13 суток);
        • долгосрочные (до 2 месяцев);

        Каюты на круизных лайнерах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.

        Наиболее распространенная считается следующая классификация кают:

          • экономичные (каюты с искусственным освещением);
          • стандартные (с окнами);
          • премиум (с балконами);

          Однако в круизной компании «Royal Caribbean International» принята своя классификация кают:

          1) каюты класса «люкс» с видом за борт:

          - R - «апартаменты» (отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини бар, столовая);

          - A - «оунерс суит» (кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини бар);

          - АА - «роял фэмили суит» (две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты);

          - В - «гранд суит» (две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

          - С - «супериор суит» (две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник);

          - D - каюта «делюкс» (две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник);

          2) семейные каюты с видом за борт:

          - FF - каюты большого размера, рассчитанные на размещение 6 человек;

          3) каюты с видом за борт:

          - F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;

          4) внутренние каюты:

          - K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором и телефоном.

          Однако самым большим недостатком туров на лайнерах остается довольно высокая стоимость. В настоящее время существует следующая ценовая классификация теплоходных круизов:

            • экономичные (75-150 долларов на человека в сутки);
            • классические (100- 200 долларов на человека в сутки);
            • премиум (150- 400 долларов на человека в сутки);
            • люкс (700-1000 долларов на человека в сутки);
            • эксклюзивные (свыше 1000 долларов на человека в сутки);

            По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8 %[5].

            1. Обслуживание туристов на морских круизных судах

            В конце XX в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором турбизнеса. Как известно, под круизом понимается путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии на острова, осмотр достопримечательностей городов-портов, а также многообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

            Символом круизного флота стали комфорт и комплексность обслуживания туристов.

            Сегодня на судах уровень обеспечения туристов различными услугами может сравниться лишь с самыми дорогими курортами. Номенклатура мероприятий для достижения этого на борту отличается большим разнообразием: несколько ресторанов, индивидуальная отделка помещений и мебели, своя кухня, спортивные и оздоровительные мероприятия для различных возрастных групп, пляж во время стоянок, различные развлекательные программы, наличие казино, тематические лекции, выставки, программы для детей и подростков.

            Морской круизный лайнер - это целый плавучий город в миниатюре, который принимают на свой борт от двухсот до пятисот-шестисот туристов и примерно столько же человек обслуживающего персонала и команды. Гостям корабля предоставляется возможность разместиться в комфортабельных 2-комнатных люксах и полу люксах, а также в 1-местных и 2-местных номерах со всеми удобствами и в 3- и 4-местных семейных каютах. На теплоходах созданы все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот. Для путешественников работают многочисленные уютные рестораны и бары, магазины, кинозалы, музыкальные салоны и разнообразные службы сервиса. На 5-7 просторных пассажирских палубах обычно расположено несколько закрытых и открытых бассейнов, соляриев, спортзалов, саун. На все дни круиза предусмотрена разнообразная культурно-развлекательная программа. Она включает экскурсии в местах швартовки корабля, разнообразные увеселительные мероприятия, праздники и тематические дни на борту судна. В продолжение всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так плотно составляется график. Кроме того, некоторые турфирмы организовывают специальные круизы, посвященные какой-либо отдельной профессиональной, занимательной или любой другой тематике.

            Перевозки людей водным транспортом известны с глубокой древности. Наибольшего расцвета морские и речные путешествия достигли в Средние века. Основоположниками морских экспедиций в эпоху Средневековья были ирландские монахи. Признанным мореходом VI в. по традиции считается св. Брендан - покровитель Ирландии. О его странствиях сложены саги. Плавание св. Брендана было одним из первых, которое указало европейцам путь на запад через океан. Огромную роль в развитии морских путешествий сыграли жители Скандинавского полуострова и полуострова Ютландия. Во Франции их называли норманнами. У норманнов были прекрасные суда типа река море, но они не превышали 30 м в длину и 4 м в ширину. Дальнейшее развитие водных перевозок связано с морскими экспедициями в Новое время. Великие географические открытия, новые торговые морские пути - все эти факторы привели к появлению на карте мира крупных морских держав - Испании, Португалии, Голландии, чье могущество основывалось на водном транспорте. Изобретение парохода (американский изобретатель Роберт Фултон, 1807 г.) дало небывалый толчок развитию морского и речного водного транспорта.

            В конце ХХ в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии. Круизный туризм относится к специальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким, капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно оздоровительный, познавательный. Под круизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а также разнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

            12.1. Морские круизы

            Морской круиз - путешествие обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран.

            В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines, Celebrate Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines. С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как увеличивается число туристов, проявляющих интерес к круизам. В 1980 г. насчитывалось 1,5 млн туристов морских круизов, в 1993 г. - 4,5 млн, в 1996 г. - 6,5 млн, в 2003 г. - 9 млн, в 2006 г. эта цифра достигла 12 млн туристов. С начала 1980 х гг. растет и количество круизных судов. В 1985 г. насчитывалось 120 морских круизных судов, в 1994 г. - 175, в 2003 г. - 327, а в 2006 г. количество морских круизных судов составило 387. Происходит не только количественный, но и качественный рост морских круизных перевозок и судов. Круизные суда, как и гостиницы, оцениваются по целому ряду критериев, после чего им присваивается определенное количество звезд. Используются следующие критерии: судно и его оснащение, состояние кают, питание, обслуживание, развлекательные программы, ассортимент дополнительных услуг на борту.

            Морские круизные суда по качеству обслуживания и уровню комфорта классифицируются следующим образом:

            - стандарт (2* 4*);
            - премиум (5* 5*+);
            - люкс (6*).

            Для морских круизных судов также принята классификация по тоннажу (объем внутреннего пространства судна в гросс тоннах, 100 куб. футов составляет 1 гросс тонну):

            - большие (свыше 60 тыс. гросс тонн);
            - средние (до 60 тыс. гросс тонн);
            - малые (до 25 тыс. гросс тонн).

            В последнее время наметилась тенденция к строительству больших круизных судов. Самым большим круизным лайнером до последнего времени считался 17 палубный Voyager of the Sea, принадлежащий компании Royal Caribbean. Его водоизмещение составляет 142 тыс. т, количество пассажиров - 2200 туристов и 1180 членов экипажа. Уникальны размеры судна: 311 м в длину, 47 м в ширину, 70 м в высоту. Особенностью этого лайнера является то, что впервые на борту корабля построены ледовый каток и настоящая улица променад под стеклянным куполом. В январе 2003 г. в Саутгемптоне был спущен на воду новый крупнейший океанский лайнер Queen Mary 2. Его водоизмещение составляет 150 тыс. т, высота от ватерлинии 70 м. Новый лайнер принял на борт 2620 туристов.

            По продолжительности круизные маршруты классифицируются:

            - на краткосрочные (от нескольких часов до нескольких суток);
            - среднесрочные (от 5 до 13 суток);
            - долгосрочные (до 2 месяцев).

            Каюты на морских круизных судах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набору удобств, что, естественно, отражается на цене.

            Наиболее общая классификация кают:

            - экономичные (каюты с искусственным освещением);
            - стандартные (с окнами);
            - премиум (с балконами).

            В круизной компании Royal Caribbean принята своя классификация кают:

            1) каюты класса люкс с видом на океан:

            - R - королевские апартаменты: отдельная спальня с двуспальной кроватью, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном, рояль, холодильник, мини бар, столовая;
            - A - "оунерс суит": кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном, холодильник, мини бар;
            - АА - "роял фэмили суит": две спальни с кроватями, гостиная с диваном, индивидуальная веранда, холодильник, две ванные комнаты;
            - В - "гранд суит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.
            - С - "супериор суит": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;
            - D - каюта "делюкс": две кровати, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник;

            2) семейные каюты с видом на океан:

            - FF - каюты большого размера, расчитанные на размещение 6 человек;

            3) каюты с видом на океан:

            - F, H, I - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном;

            4) внутренние каюты:

            - K, L, M, N, O, P, Q - комфортабельные каюты, оборудованные двумя кроватями, с обычными удобствами, туалетом, телевизором, телефоном.

            Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

            - экономичные (75 150 долл. на человека в сутки);
            - классические (100- 200 долл. на человека в сутки);
            - премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);
            - люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);
            - эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).

            Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

            В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе "Капитан Хлебников" по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.

            В последнее время большую популярность приобрели круизы на паромах как разновидность морских круизов. В основном из за их краткосрочности и экономичности. Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли. На российском рынке большим спросом пользуются путешествия на комфортабельных паромах компаний Viking Line, Silja Line, DFDS Seaways, Fjord Line, Smyril Line, Color Line, Superfast series. Несомненными лидерами спроса являются комфортабельные паромные круизы, осуществляемые на Балтийском море компаниями Silja Line и Viking Line. Причин тому несколько. Во первых, географическое удобство порта отправления - Хельсинки. Сюда легко добраться из Москвы и Санкт Петербурга. Во вторых, "компактность" круиза - в наиболее коротком варианте он занимает две ночи на корабле и один день в Стокгольме. Существует возможность выезда в этот круиз даже на week end. В то же время круиз может быть расширен за счет более длительного пребывания в Стокгольме и Хельсинки. В третьих, на пароме можно проводить корпоративные мероприятия. В четвертых, на борту паромов туристам предлагается широкий спектр развлечений: магазины беспошлинной торговли, дискотеки, рестораны по системе "все включено", бассейны и сауны. В пятых, за короткий период туристы имеют возможность посетить столицы двух европейских государств. Продолжительность таких круизных маршрутов от 2 до 4 дней, включая посещение двух стран - Финляндии и Швеции. При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты различных категорий, рассчитанные на людей с разным доходом. Помимо Viking Line и Silja Line большим спросом пользуются круизы молодой компании "Суперфаст". В отличие от гигантских паромов Viking Line, Silja Line, вмещающих несколько тысяч туристов, суда компании "Суперфаст" берут на борт не более 600 пассажиров. При этом на любом из паромов работают магазины, несколько ресторанов, сауны, джакузи. Главное преимущество круизов "Суперфаст" - скорость. Паромы доставляют туристов из Финляндии в Германию за 21 час. Паромы компании "Суперфаст" идеально подходят для инсентив туров: здесь есть все необходимое не только для отдыха, но и для проведения семинаров.

            Перевозка туристов морским транспортом регулируется правовыми актами международного и национального законодательства. При международных перевозках действуют договоры и конвенции, среди которых следует выделить Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и багажа, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море, Международную конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, Международную конвенцию о поиске и спасении на море. При перевозке туристов в российских территориальных водах действует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.

            В последнее время стали популярны морские круизы на небольших парусных яхтах. Существует две формы проката яхт: без экипажа (бербоут чартер) и с экипажем (тайм чартер). Для путешествий на яхтах при заходе в любой иностранный порт не требуется виза. Яхту принимают на сутки по так называемому паспорту судна, оформленному на хозяина судна или шкипера.

            По статистике ВТО, ежегодный стабильный прирост туристов, использующих те или иные формы морских круизов, составляет 8 %.

            12.2. Речные круизы

            Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах (Франция, Германия, Румыния, Венгрия, Италия). Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Роне, Сене, Эльбе. Суда, применяемые на речных маршрутах в Европе, относятся к премиум классу. Голландская круизная компания Sea Cloud эксплуатирует два речных круизных судна класса "люкс". В России, как правило, эксплуатируются речные суда, построенные в 1980 е гг. Среди наиболее комфортабельных лайнеров следует выделить круизные суда, осуществляющие дальние перевозки, проектов 301 и 302. Теплоходы этих проектов, как правило, трех- или четырехпалубные и оборудованы комфортабельными каютами, предназначенными для одноместного, двухместного, трехместного и четырехместного размещения. Принята классификация кают по категориям в зависимости от уровня комфорта. Уровень комфорта - это критерий из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каюте, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно технических помещений, вид освещения. На борту теплоходов к услугам туристов рестораны, кафе, бары, кинозал, магазины.

            На речных круизных маршрутах в России также используются теплоходы проектов Q 040 ("Илья Репин", "Максим Горький"), Q 065 ("Сергей Есенин"), 92 016 ("Федор Шаляпин"), 305 ("Салават Юлаев"), 588 ("Михаил Кутузов"). Организаторами речных круизов выступают судовладельцы, пароходства, круизные туроператоры. Волжское речное пароходство осуществляет круизы по следующим маршрутам: Москва - Нижний Новгород - Москва (10 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Кострома, Плес, Муром), Москва - Плес - Москва (6 дней, с посещением городов Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома). Московское речное пароходство осуществляет круизные маршруты Москва - Астрахань - Москва (20 дней), Москва - Санкт Петербург - Москва (13 дней), Москва - Ярославль - Москва (5 дней), Москва - Углич - Москва (3 дня). Большую популярность приобрели долгосрочные круизы по рекам Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амур. Продолжительность этих круизов в среднем 18 дней. Как правило, такие круизы комбинируются с наземными маршрутами. Например, круиз по Енисею комбинируется с перелетом к Северному полюсу. Во время круиза по Лене туристы знакомятся с жизнью якутских деревень и имеют возможность поохотиться.

            Большой популярностью на российском рынке пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3- 5 дней). Эти круизные маршруты комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм эль Шейхе). Круизные суда, эксплуатируемые на маршрутах по Нилу, как правило категории "5*" или "люкс". Обслуживание на круизных судах осуществляется по системе "все включено", это распространяется на размещение, питание, экскурсионную программу.

            Перевозки туристов на речных круизах в России регулируются Водным кодексом РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. Положения этих правовых актов распространяются на все внутренние водные маршруты, порты и регулируют всю деятельность по организации речных круизов.

            Контрольные вопросы к главе 12

            1. Расскажите об основных этапах развития круизного туризма.
            2. Что такое круизный туризм, и почему его относят к специальным видам туризма?
            3. Каковы критерии классификации морских круизных судов?
            4. Дайте характеристику основных регионов морских круизов.
            5. Назовите основные круизные маршруты в Карибском бассейне.
            6. В чем заключаются особенности речного круизного туризма?
            7. Дайте характеристику основным регионам речного круизного туризма.
            8. Каковы критерии классификации кают речных круизных судов?
            9. Дайте характеристику основных речных круизных маршрутов в России.

            Литература к главе 12

            1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.
            2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.
            3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. - СПб., 2001.
            4. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
            5. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006.
            6. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.
            7. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.
            8. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. - М., 2002.
            9. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

            Среди дипломных исследований наибольший интерес представляют работы студентов, активно работающих в туристской индустрии, в которых они демонстрируют не только теоретические знания, полученные в процессе обучения в институте, и умение анализировать информацию, но и свои практические навыки, приобретенные в ходе работы по специальности. Именно таким является дипломное исследование О.А. Баикиной «Разработка рекомендаций по формированию индивидуальных комбинированных программ на базе круизных маршрутов на примере ЗАО «Ланта-тур Вояж», г. Москва» (руководитель - к.г.н., доцент Т.М. Валькова). При его выполнении она использовала собственные знания в области формирования турпродуктов круизного туризма, полученные во время работы в этой компании в должности менеджера, что в значительной степени повысило уровень квалификационной работы, выдержки из которой излагаются ниже.

            Морской круизный туризм - один из наиболее древних видов туризма, существующий уже несколько тысяч лет. В настоящее время он представляет собой международные, дальние и каботажные путешествия, обычно по замкнутому кругу с радиальными поездками из портов во внутренние районы стран. В мире насчитывается более 150 морских круизных компаний - греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских, эксплуатирующих от 1-2 до 15-40 пассажирских судов. К наиболее известным перевозчикам в сфере морских круизов относятся Carnival Cruise Lines (CCL), Celebrity Cruises, Royal Caribbean International, Princess Cruises, Costa Cruises, Norwegian Cruise Lines, а также британская Р&О Cruises Divison, многие из которых входят в 3 крупных круизных холдинга - Carnival Corporation, Royal Caribbean и Star Cruises. Большая часть операторов круизов объединена в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association (CLIA).

            С каждым годом число круизных компаний увеличивается, так как растет число туристов, проявляющих интерес к круизам. Показательны следующие данные - в 1970 г. в круизах приняло участие 500 тыс. чел., в 1980 г. 1,5 млн. туристов, в1993 г. 4,5 млн., в 1996 г. 6,5 млн., в 2003 г. 9 млн., в 2006 г. 12 млн., в 2007 г. 12,6 млн., а в 2008 г. эта цифра достигла 13,2 млн. Данные о количестве круизных туристов представлены на рисунке 1.

            Количество круизных туристов в мире (1970-2008 гг.)


            Рис. 1. Количество круизных туристов в мире (1970-2008 гг.) (млн. чел.)
            (Составлено Баикиной О.А. на основе CLIA Travel Agent Center, 2009)

            Круизная индустрия является самым быстрорастущим сегментом в индустрии туризма, особенно в Европе, Юго-Восточной и Восточной Азии - с 1990 г. среднегодовой прирост количества круизных пассажиров составляет в среднем 7,4%. Кроме того, круизный сегмент туристского рынка оказался наименее подвержен кризису в силу его сильной диверсифицированности - более всего пострадал средний ценовой сегмент, ранее бывший ведущим элементом продаж туроператоров. При этом эксперты полагают, что сегмент luxury туризма, как, впрочем, и сегмент эконом-отдыха, испытывали наименьшее падение спроса. Как это ни парадоксально, кризис дал новый толчок повышению качества предоставляемых услуг в туризме.

            До сих пор более 90% путешественников составляют американцы, англичане или немцы, при этом большая часть продаж круизов (77%) приходится на жителей США и Канады. Американцы покупают около 5 млн. круизов в год (для сравнения: в Испании ежегодно продается 200 тыс. круизов, а в России - порядка 20 тыс.) и считаются основателями круизной культуры. Растут и расходы на круизные путешествия (рис. 2).

            Структура спроса на круизы среди туристов в зависимости от региона их проживания


            Рис. 2. Структура спроса на круизы среди туристов в зависимости от региона их проживания (1990-2009 гг.)
            (Составлено Баикиной О.А. на основе CLIA Cruise Market Overview, 2009)

            Отечественному круизному рынку далеко до показателей Северной Америки - развитие круизного отдыха в России тормозится из-за необходимости получения нескольких виз, длительного перелета, однако спрос на морские и океанские путешествия среди наших соотечественников динамично растет. При этом если за рубежом нормальным темпом считается ежегодный 10% прирост, то Россия значительно опережает эти цифры: количество проданных пакетов увеличивается на 35-40% ежегодно. Увеличению продаж круизов способствовало то, что туроператоры сделали ставку на продукт, отвечающий потребностям российского туриста, - появились круизы по европейским странам с посадкой в Санкт-Петербурге, Сочи, а на борту европейских лайнеров начали работать русскоговорящие координаторы, кроме того, в структуре туристских компаний появились специализированные круизные департаменты.

            Морской круизный туризм имеет ряд особенностей, так как сочетает в себе несколько видов туризма - рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный и познавательный. Морские круизы не имеют альтернатив, так как это единственный вид туризма, позволяющий посетить несколько стран за одну поездку, а также получить удовольствие от пребывания на борту новейших лайнеров. Круизы отличаются самым высоким процентом возвратности туристов. К факторам развития круизного туризма относятся: природные, культурно-исторические, политические, социально-экономические, демографические, научно-технические факторы. При составлении маршрутов круизными компаниями учитываются природные и культурно-исторические особенности территорий (портов, городов, стран, регионов), что наряду с современным флотом круизных компаний является рекреационными ресурсами морского круизного туризма.

            Современный морской круизный туризм характеризуется обширной географией маршрутов и устойчивостью к сезонным колебаниям. Маршруты морских круизов охватывают все регионы мира, интересные с точки зрения туристов, - традиционно компании предлагают десятки вариантов морских путешествий: по Средиземному или Красному морям, вокруг Западной и Северной Европы, по Карибскому бассейну, Гавайским островам, вдоль побережья Южной или Северной Америки (вокруг Канады или Аляски), Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии, по Океании, в водах Индийского океана и Атлантики, другим направлениям. Более наглядно география морских круизов представлена на рисунке 3.

            Основные регионы мировых морских круизных маршрутов


            Рис. 3. Основные регионы мировых морских круизных маршрутов
            (Составлено Баикиной О.А. на основе данных CLIA)

            На сегодняшний день круизные компании охватили практически все возможные морские и океанские маршруты, поэтому принципиально новых направлений на туристическом рынке уже не появляется - маршруты лишь трансформируются, дорабатываются. В любое время года можно найти круиз, отвечающий самым разнообразным требованиям и вкусам. Широкое развитие получили комбинированные и «пакетные» авиаморские круизы с включением в стоимость путешествия всего комплекса обслуживания. При этом круизная компания организовывает чартерные авиарейсы как часть общего путешествия, обеспечивая туристу свой уровень обслуживания уже из аэропорта.

            За последние годы изменился имидж круиза как турпродукта. Благодаря проведению интенсивных рекламных кампаний привлекательность круизов возросла среди всех слоев населения. В настоящее время принято различать круизные путешествия в сегментах standart, premium и deluxe, при этом класс круизных лайнеров всегда выше, чем гостиниц с таким же количеством звезд, т. е. четыре звезды в море примерно соответствуют пяти звездам на земле, а количество вариантов проведения досуга - намного больше. Круиз в среднем обходится дешевле аналогичного наземного тура на 30%. При этом на цену круиза влияет ряд факторов. Прежде всего, это продолжительность путешествия и сезонность круиза, экзотичность и насыщенность маршрута, класс корабля и тип каюты, место швартовки лайнера.

            Главные минусы круиза состоят в том, что турист каждый день видит море или океан, но не может в нем купаться. Проблему отчасти решает наличие на лайнере бассейнов с морской водой. Поэтому, чтобы в полной мере насладиться отпуском, в турфирмах рекомендуют совмещать путешествие на лайнере с пляжным отдыхом в стране, т.е. формировать индивидуальную комбинированную программу. Комбинированная программа на базе круизного маршрута - отдых на лайнере, совмещенный с продуманной экскурсионной программой и остановкой в гостинице до или после круиза - оптимальное решение проблемы несовпадения желаний и интересов, возникающих при организации совместного отдыха. Каждый год в ассортименте туроператоров появляются новые разновидности комбинированных туров: идет расширение экскурсионных программ, и, соответственно, добавляются новые места отдыха. Популярные сегодня комбинированные туры в их классическом варианте представляют собой групповую экскурсионную программу с посещением разных городов одного государства и последующий отдых на побережье. Самыми популярными по-прежнему остаются недельные круизы, однако доля круизов продолжительностью более одной недели значительно увеличилась. Соотношение экскурсионной и пляжной составляющих может быть различным, но обычно каждой части отводится неделя. Существует и особая форма комбинированного тура: осмотр одного города и последующий отдых.

            Комбинированная программа на базе круизного маршрута - это комплексный туристский продукт, когда в обслуживании туристов по программе задействованы круизные компании, предприятия размещения, транспорта, развлечений и т.д., относящиеся к разным секторам туристской индустрии. Поставляемые ими услуги размещения, перевозки, питания и т.д. не могут быть объединены автоматически, поэтому специалисты, занимающиеся планированием комбинированных программ на базе круизных маршрутов должны обладать целостностью восприятия турпродукта и комплексным видением множества мелких проблем, возникающих при составлении подобных программ. Технология организации и проведения индивидуальной комбинированной программы на базе круизного маршрута заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ. Оптимальная индивидуальная комбинированная программа на базе круизного маршрута - это такая программа, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. Кроме того, при составлении дневной программы следует учитывать специфику самого туристского или курортного центра, маршрута путешествия.

            В связи с ограниченным количеством кают, а также особенностью увеличения тарифов необходимо бронировать круизы заблаговременно, например, за полгода, поэтому операторам круизного туризма важно формировать комбинированные программы на базе круизных маршрутов примерно за год. Так как круизные маршруты модифицируются каждый год, а выполняют их разные лайнеры, комбинированные программы на базе таких маршрутов каждый год будут разные. Данная особенность положительна, так как позволяет избежать стагнации и падения спроса. С другой стороны, это, а также изменения в маршрутной и тарифной сетке авиа компаний, изменения визовых взаимоотношений между странами сокращают возможность анализировать комбинированные программы для их последующего совершенствования в следующем году.

            Анализ тенденций и перспектив развития круизного туризма в России и мире показал, что в настоящее время ситуация на российском туристическом рынке в целом и круизном в частности достаточно нестабильна. Происходит перестановка сил - в кризис некоторые крупные российские игроки выездного круизного туризма не только не утратили амбиций, но, наоборот, увидели в нем возможность для расширения собственной доли рынка. В борьбе с многочисленными конкурентами и в стремлении удовлетворить возрастающие потребности туристов в новой услуге компании вынуждены разрабатывать все больше разнообразных туристских продуктов. Таким образом, предприятиям рекомендовано разрабатывать комбинированные программы на базе круизных маршрутов, так как данная мера позволит выводить на рынок комплексный турпродукт, удовлетворяющий потребности потребителей и отличающийся высокой долей профита.

            Что касается тенденций в развитии комбинированных программ, то можно отметить появление многочисленных групповых комбинированных программ на базе круизных маршрутов в Европе с русскими сопровождающими: регион Средиземного моря сегодня является самым популярным с точки зрения организации русскоговорящих групп. В развитии комбинированных программ заметно и расширение их ценового диапазона, а также расширение географии их организации. Так, в сезоне зима 2009-2010 гг. сразу несколькими операторами, в том числе компаниями «Ланта-тур Вояж» и «Атлантис Лайн», представлены программы на базе недельных круизных маршрутов из г. Дубаи. Увеличение спроса на круизы приведет к увеличению спроса на предложения комбинированных программ на базе круизных маршрутов.

            Компания «Ланта-тур Вояж» является генеральным представителем круизного холдинга Royal Caribbean Cruises Ltd в России. Анализ динамики бронирования за 2009 г. позволяет сделать вывод, что круизы являются одной из приоритетных областей продаж «Ланта-тур Вояж». Формирование индивидуальных комбинированных программ на базе круизных маршрутов в точном соответствии с требованиями покупателя является приоритетной задачей компании «Ланта-тур Вояж». По результатам анкетирования туристов «Ланта-тур Вояж», проведенного дипломником в ходе преддипломной практики, выявлено, что почти половина круизных пассажиров предпочитает приобретать все услуги, составляющие их путешествие, в одном месте. Следовательно, дополнение круизов такими услугами, как перелет, визовое сопровождение и страхование, а также дополнительными - такими, как экскурсии и размещение в гостинице до или после круиза, позволят диверсифицировать продажи и увеличить прибыль при реализации турпродукта. По результатам анкетирования также был выявлен доминирующий по пожеланиям регион организации индивидуальных комбинированных программ на базе круизных маршрутов - Юго-Восточная и Восточная Азия. В связи с этим актуально разрабатывать такие программы на базе круизных маршрутов именно в этом регионе. В дипломной работе была разработана комбинированная программа на базе маршрута лайнера Azamara Quest круизного холдинга Royal Caribbean Cruises Ltd для туристской компании ЗАО «Ланта-тур Вояж», обозначены дополнительные экскурсии, которыми она может быть дополнена в зависимости от потребностей туристов, а также дано экономическое обоснование данной программы, определены каналы сбыта и мероприятия по ее продвижению.

            Цель программы - посещение пяти стран Юго-Восточной Азии: Сингапур, Таиланд, Камбоджа, Вьетнам и Китай (Гонк-Конг), посещение экскурсий и отдых на лайнере Azamara Quest класса deluxe.

            Замысел программы - дать туристам возможность посетить основные достопримечательности, удовлетворить свои потребности в культурном познании и расширении кругозора. Круиз на лайнере такого высокого класса удовлетворяет также эгоистические мотивы путешественников, повышая статус поездки и престиж туристов.

            Целевая аудитория программы - индивидуальные туристы, путешествующие парами и семьями, в возрасте от 30 до 60 лет, с доходом выше среднего. В основном данные туристы имеют высшее образование, и ключевой целью их путешествий являются покой в сочетании с познанием, возможностью заниматься спортом, экскурсиями, посещением театров и концертов.

            Название программы - «Яркие краски Азии». Слоганом служит слоган компании «Ланта-тур Вояж»: «Когда путешествие - радость!»

            Круизный маршрут: Сингапур (2 дня стоянки) - 1 день в море - Бангкок, Тайланд (2 дня стоянки) - 1 день в море - Хо Ши Мин, Вьетнам (2 дня стоянки) - 1 день в море - Хюэ (порт Дананг), Вьетнам - Ханой (порт Халон Бэй), Вьетнам (2 дня стоянки) - 1 день в море - Гонг-Конг, Китай (2 дня стоянки). Схематично маршрут представлен на рисунке 4.

            Маршрут программы «Яркие краски Азии»


            Рис. 4. Маршрут программы «Яркие краски Азии»
            (Составлено Баикиной О.А.)

            Услуги, включенные в круизную программу:

            - проживание в каюте выбранной категории,
            - портовые сборы,
            - круглосуточное питание на борту лайнера в основном ресторане с обслуживанием по меню, в 24-часовом ресторане системы «шведский стол» и в других тематических ресторанах,
            - посещение всех развлекательных программ,
            - пользование бассейном и пляжным инвентарем, тренажерным залом, джакузи и саунами,
            - посещение детских клубов.

            В рамках программы можно предлагать туристам регулярный перелет Москва - Сингапур/Гонг-Конг - Москва авиакомпаниями Singapore Airlines, QatarAirways, Emirates и другими, в зависимости от предпочтений туристов. В рамках круизной программы (по пожеланию туристов) предлагается дополнительная экскурсионная программа во время стоянок лайнера в Сингапуре, Бангкоке (Таиланд), в Хо Ши Мине, Хюэ (порт Дананг) и Ханое (порт Халон Бэй) (Вьетнам), стоянки лайнера в Гонг-Конг (Китай). Продолжительность программы может быть более 14 ночей, т. е. увеличена по запросу туриста проживанием в гостинице до круиза в Сингапуре и/или в Гонг-Конге после.

            На основе разработанной программы был сформирован одноименный турпродукт «Яркие краски Азии» на группу из 2-х человек и проведены его калькулирование и экономическое обоснование. Общая стоимость турпродук-та «Яркие краски Азии» составит 11173 долл. США, в расчете на 1-го человека - 5585 долл. США.

            Программа продвижения турпродуктов на основе индивидуальной комбинированной программы и PR-акции. Продвижение данных турпродуктов на основе индивидуальной комбинированной программы будет осуществляться посредством:

            Каналы сбыта турпродукта на основе индивидуальной комбинированной программы реализуются департаментом круизов на основании индивидуальных и групповых заявок, офисами прямых продаж и представительствами компании в регионах и г. Киев. Прямые туристы будут иметь возможность оставлять заявку на сайте компании. Ввиду сложности программы, а также возможного наступления финансовой ответственности перед партнерами, бронирование услуг в режиме он-лайн доступно только агентствам, подключенным к системе бронирования.

            После расчета экономического эффекта от предложения новых туристских продуктов по разработанной комбинированной программе были получены следующие результаты:

            Прирост объемов реализации турпродуктов за сезон - 111 730 долл. США.

            Прирост прибыли компании за сезон - 22 346 долл. США.

            Таким образом, экономическое обоснование позволяет сделать вывод, что мероприятие экономически эффективно для данной компании. Разработанные рекомендации применимы на практике для всех туристских предприятий, находящихся в аналогичной экономической ситуации, что подчеркивает значимость дипломной работы и демонстрирует уровень профессиональной компетенции автора.

            В конце XX в. круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся сектором турбизнеса. Как известно, под круизом понимается путешествие на водных видах транспорта, включающее береговые экскурсии на острова, осмотр достопримечательностей городов-портов, а также многообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.

            В мире насчитывается достаточно большое количество круизных компаний (более 100) — греческих, итальянских, испанских, американских, датских, норвежских и др., часть из которых являются членами Международной ассоциации круизных компаний. К наиболее известным перевозчикам в сфере круизного бизнеса относятся «Carnival Cruise Lines», «Celebrate Cruises», «Royal Caribbean International», «Princess Cruises», «Costa Cruises», «Norwegian Cruise Lines».

            Круизные компании, а также их флот по уровню предоставляемых услуг, по аналогии с отелями, подразделяются на категории. Несмотря на то что большинство крупных круизных компаний ориентируется на массового потребителя, категория их сервиса находится на уровне «4—5 звезд». Наивысшую категорию («6 звезд») имеют лишь четыре судна, принадлежащие компаниям «Seaborn», «Radisson Seven Seas Cruises», «Cunard Line» и «Silversea Cruises». Суда этих компаний рассчитаны минимум на 200 — 250 пассажиров, которым предлагается эксклюзивный отдых в шикарных апартаментах с набором услуг, учитывающих индивидуальные привычки и пожелания путешественников. Клиентами таких компаний являются наиболее богатые респектабельные люди, способные позволить себе заплатить за каждый день, проведенный на борту круизного лайнера, до 1000 $ США и более.

            Морские круизные корабли, предназначенные для обслуживания массового туризма, представляют собой многопалубные гигантские суда,способные вместить от 1700 до 2600 пассажиров. Средний тоннаж современных судов составляет от 75 000 до 100 000 т. Особой комфортностью отличаются морские лайнеры компаний «Royal Caribbean International» и «Celebrate Cruises». Круиз-ный флот «Royal Caribbean» состоит из кораблей трех классов: Radiance, Vision и Voyager.

            Интерьер кораблей Radiance отличается атмосферой уюта, покоя и релаксации; большое количество окон обеспечивают прекрасный панорамный обзор; более половины кают имеют индивидуальные веранды. Все 6 кораблей класса Vision отличаются особой индивидуальностью, уникальным стилем и внешним видом Корабли класса Voyager по сравнению с другими круизными судами имеют гораздо большие размеры, поскольку они оснащены различными современными техническими новшествами, требующими значительных площадей.

            Самым большим (и дорогим) в мире круизным лайнером в настоящее время является 17-палубный гигант «Voyager of the Seas», принадлежащий компании «Royal Caribbean International» спущенный на воду в 1999 г. Его водоизмещение составляет 142 000 т, количество пассажиров — 2200 гостей и 1180 членов экипажа средняя скорость — 50 км/ч. Поражают воображение размеры корабля: 311 м в длину, 47 м в ширину, 70 м в высоту и почти 9 м в глубину.

            Особенностью этого морского лайнера является то, что впервые на борту корабля построены: ледовый каток, стена для скалолазания и настоящая улица — променад под стеклянным куполом высотой в четыре палубы. На корабле имеются: рестораны и бары, дискотеки, трехъярусный театр, ночные клубы, казино, библиотека, кинотеатр, множество бассейнов с джакузи, водные горки для детей и взрослых, сауна, уникальные спортивные сооружения (гольф-поле, роликодром, баскетбольная площадка, стена для скалолазания, беговая дорожка протяженностью 400 м вокруг всего корабля, фитнес-студия, ледовый каток с трибунами на 900 мест), естественный солярий, салон красоты, массажный кабинет, вертолетная площадка и т.д. Связь между палубами осуществляется с помощью четырнадцати стеклянных лифтов.

            Следует отметить, что в 2000 и 2001 гг. на воду были спущены еще два подобных мегалайнера «Explorer of the Seas» и «Adventure of the Seas». Создатели всех этих кораблей пытались сконструировать их таким образом, чтобы на каждой палубе пассажирам можно было максимально комфортно и каждый смог бы найти себе что-либо по душе.

            Каюты на морских круизных лайнерах отличаются большим разнообразием по площади, интерьеру, набором удобств (душ, ванная, джакузи), что, естественно, отражается на их цене. Цена каюты зависит от размера, количества спальных мест и их расположения (ярусное или друг напротив друга); высоты палубы (каюты на верхних палубах обычно дороже, чем на нижних); от места расположенияпо длине палубы (на корме, на носу, в средней части); от наличия или отсутствия балконов, окон, иллюминаторов и др.

            Дешевле ценятся каюты внутренние, в которых освещение достигается за счет искусственных источников — ламп, торшеров, бра. Классификация кают на круизных судах различна, однако в общем случае она выглядит следующим образом: каюты класса «люкс» с балконами, каюты с окнами, внутренние каюты. Приведем краткую характеристику кают на наиболее престижных судах, принадлежащих компании «Royal Caribbean International».

            Каюты класса «люкс» с видом на океан:

            R — Королевские апартаменты. Отдельная спальня с двуспальной кроватью большого размера, индивидуальная веранда, душ, обычные удобства, гостиная с диваном большого размера, рояль, холодильник, мини-бар, столовая и музыкальный центр.

            А — Оунерс Суит. Кровать большого размера, индивидуальная веранда, отдельная гостиная с диваном большого размера, холодильник, мини-бар.

            В — Гранд Суит. Две кровати, которые можно превратить в двуспальную кровать большого размера, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

            С — Супериор Суит. Две кровати, которые можно превратить в двуспальную кровать большого размера, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

            D — Каюта Делюкс. Две кровати, которые можно превратить в двуспальную кровать большого размера, индивидуальная веранда, кресла, диван, холодильник.

            Семейные каюты с видом на океан

            FF — Каюты большого размера, рассчитанные на то, чтобы в них разместились шесть человек. Каюты оборудованы двумя кроватями, которые можно превратить в двуспальную кровать большого размера, диваном и/или односпальными кроватями, креслами, обычными удобствами, туалетом, телевизором, радиоприемником, телефоном с прямым набором номера.

            Каюты с видом на океан

            F, Н, I— Комфортабельные каюты,оборудованные двумя кроватями, которые можно превратить в двуспальную кровать, обычными удобствами, туалетом, телевизором, радиоприемником, телефоном с прямым набором номера.

            Внутренние каюты

            К, L, M,N, О, Р, Q— Комфортабельные каюты,оборудованные двумя кроватями, которые можно превратить в двуспальную кровать, обычными удобствами, туалетом, телевизором, радиоприемником, телефоном с прямым набором номера.

            Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)

            TR — Уникальные внутренние каютыобеспечивают вид на променад через изогнутые иллюминаторы. Каюты оборудованы двумя кроватями, которые можно превратить в двуспальную кровать большого размера, обычными удобствами, туалетом, телевизором, радиоприемником, телефоном с прямым набором номера.

            Важным моментом обслуживания клиентов при реализации круизов является организация их развлечения.На круизных кораблях работают различные клубы (в том числе детские), проводятся выставки известных художников и скульпторов, приглашаются актеры и «звезды эстрады» для проведения разнообразных шоу, организуется доставка желающих на необитаемые острова.

            Круизные компании постоянно расширяют круг мероприятий по обслуживанию круизеров.Например, «Royal Caribbean International» предлагает организацию на своих лайнерах свадебной романтической церемонии для желающих провести «круизный медовый месяц», а также помощь в праздновании юбилеев, подразумевающую различные уровни, начиная от подачи праздничного торта к ужину и заканчивая торжественной церемонией, посвященной данному событию.

            На борту круизных кораблей имеется все необходимое для семейного отдыха,который предусматривает услуги няни для маленьких детей в группе или индивидуально, детские клубы и всевозможные программы развлекательного характера для детей различного возраста. Следует отметить, что для посещения некоторых мероприятий на лайнерах устанавливается возрастной ценз.

            Путешествие на борту любого круизного лайнера организуется по системе «все включено».Обслуживание «all inclusive» распространяется, как правило, на питание, пользование спортивным инвентарем, развлекательную программу и, конечно, проживание. Некоторые компании включают в этот перечень и все напитки на борту корабля, включая шампанское и марочные вина.

            Одним их достоинств многих круизов является их безвизовость.Как известно, в международном морском законодательстве существует понятие «капитанская виза», согласно которому пассажиры хранят свои паспорта у капитана и могут находиться на берегу в различных странах до 48 — 72 ч. При этом поведение пассажира гарантирует капитан корабля. Такая организация путешествия делает его более дешевым (единственная виза, которую надо оплатить — виза страны, из которой начинается круиз) и менее хлопотным.

            Самым большим минусом круизов считается их довольно высокая цена. Однако и здесь существует возможность подобрать для клиента условия обслуживания, соответствующие его материальному достатку. В настоящее время принята следующая ценовая классификация круизов:экономичные (75—150 $ США на человека в сутки), классические (100 — 200 $ США/сут.), премиум (150-400 $ США/сут.), люкс (700- 1000 $ США/сут.) и эксклюзивные (более 1000 $ США/сут.).

            При реализации экономичных круизов используются небольшие корабли старого образца со всеми удобствами, необходимыми для нормального жизнеобеспечения. Классические круизы осуществляются, как правило, на новых или переоборудованных судах, удовлетворяющих всем современным требованиям, предъявляемым к сервису, комфорту и дизайну круизных лайнеров. Эти морские путешествия рассчитаны на среднего массового потребителя. Премиум-, люкс- и эксклюзивные круизы ориентируются на богатых, состоятельных туристов, которым предоставляется индивидуальное обслуживание. Особенностями последних двух видов круизов являются высокой уровень профессиональной подготовки обслуживающего персонала, дорогой интерьер кают, привлечение к оформлению кают известных дизайнеров, учет индивидуальных привычек клиентов.

            Основными районами морских круизов является Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы здесь можно проводить круглогодично. Путешествуя по маршрутам Карибского бассейна пассажиры имеют возможность посетить несколько стран и ознакомился их достопримечательностями; отдохнуть на великолепном пляже увидеть знаменитые водопады и вулканы; принять участие в плавании с дельфинами в Голубой Лагуне на Багамских островах. Практически в каждом порту им предоставляется возможность заняться исследованием подводного мира на батискафе или просто с помощью ласт, маски или акваланга. Длительность круизных путешествий в этом районе колеблется от 3 дней до 2 недель-маршруты классифицируются по направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы, Карибы Восток-Запад, все Карибы.

            Круизы по Средиземному морю предлагают ознакомиться с богатой культурой и историей европейских стран (Испании, Франции, Италии, Греции) и стран Северной Африки (Марокко, Туниса, Египта и др.). Европейские маршруты круизов охватывают также водные пути вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Большой популярностью пользуются и другие направления морских круизных путешествий — побережье Индийского океана, острова Юго-Восточной Азии, Австралии, Западное побережье Северной Америки и Аляски. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия, длящиеся более 4 мес.

            На российском рынке работают всего лишь несколько фирм,
            которые профессионально предлагают круизный отдых. Наиболее
            известные из них — «Ланта-Тур-Вояж» — генеральный представитель «Royal Carribean International»; «Бриз лайн», имеющая контакты со многими иностранными фирмами; «СВО Конти», «Примэкспресс», «Метрополис-Тур». Эти компании стараются учитывать вкусы и возможности клиентов самого разного уровня. Например, «Метрополис-Тур» для тех, кто впервые отправляется в морской круиз, разработала программы с заходами в традиционные порты мира — Париж, Лондон, Рим. Тем, кто уже привык к морским путешествиям, предлагаются более оригинальные маршруты — с заходом в Таррагону (Испания), Ла-Рошель и Шербург(Франция), Агадир (Марокко). Рейсы осуществляются на девяти-палубном комфортабельном теплоходе «Асседо» (бывшем «Шота Руставели»). На борту этого теплохода имеются два бассейна (один из которых крытый), сауны, спортивный зал, массажный кабинет, кинозал, музыкальный салон, казино, зал игровых автоматов детский клуб, магазины, парикмахерская. Кроме того корабль оборудован площадками для игры в волейбол и минифутбол, несколькими барами. На протяжении всей поездки туристов развлекают известные артисты театра и кино.

            В последнее время популярностью стали пользоваться круизы организованные на архипелаги Северною Ледовитого океана, к Северному полюсу и к берегам Антарктиды. Активное участие в осуществлении нетрадиционных водных путешествий принимают отечественные ледоколы «Советский Союз», «Ямал», «Профессор Мультановский», «Буйницкий», «Молчанов», финский «Сампо» и др. Эти корабли совершают рейсы к берегам Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа, Антарктиды. Один из таких туров — «Арктическая кругосветка» — организуется американской фирмой «Quark Expedition» на российском ледоколе «Капитан Хлебников», который следует по маршруту: Шпицберген — западная часть Гренландии —Канада (Ризалт) — Чукотка (Мыс Провидения) — Шпицберген.

            Стойкий интерес к ледовым путешествиям проявляют туристы из Германии, США, а в последнее время на ледоколах появились граждане Японии, Австралии, Голландии, Швейцарии. Ледовые круизы могут осуществляться практически круглый год: зимой их основное направление — Антарктида, а летом — арктические моря. Стоимость таких туров довольно высокая — от 10 000 $ США и выше.

            Особенностью ледовых круизов является то, что зачастую их проведение требует дополнительного использования других транспортных средств. Например, при организации круизной программы на финском ледоколе «Сампо» туристов сначала доставляют на судно, стоящее во льдах, на мотосанях или собачьих упряжках. Во время тура путешественникам предлагается посетить деревню саамов — коренных жителей Лапландии, а также искупаться в ледяной воде в специальных теплых водонепроницаемых костюмах. Экскурсанты могут увидеть также (если повезет) обитателей северных морей — тюленей, моржей и др.

            Для удешевления ледовых круизов российскими операторами разработаны комбинированные туры, предполагающие сочетание ледокола, вертолета и самолета. Например, один из маршрутов на Северный полюс включает сначала перелет на самолете из Санкт-Петербурга до Диксона, далее на ледоколе на острова архипелага Северная Земля, где туристы отдыхают на полярной станции «Прима». Здесь их ждут вертолетные экскурсии на птичьи базары, к колониям тюленей, местам проведения полярных экспедиций. После этого ледокол отправляется к Северному полюсу, а оттуда вертолетом туристов доставляют обратно на Северную Землю и затем на материк.

            Международные круизы осуществляются в соответствии с положениями Афинской конвенции «О перевозках пассажиров и их багажа по морю» и правилами конкретного перевозчика. Согласно этим правилам в большинстве случаев для участия в круизах не допускаются лица моложе 21 года без сопровождения старших (родителей или опекуна старше 25 лет); не принимаются заявки на бронирование школьных групп; круизные компании имеют право отказать пассажиру в посадке на лайнер по медицинским показаниям. В связи с этим при заключении договора на круиз туристам необходимо внимательно ознакомиться с правилами и условиями его проведения.

            Разновидностью морских круизов являются круизы на паромах которые за последние годы приобрели большую популярность. В общем случае под паромом понимается плавучее сооружение (судно, плот и т.п.) для регулярной перевозки транспортных средств (автомобилей, автобусов, железнодорожных вагонов), грузов и пассажиров через водные преграды между определенными береговыми пунктами.

            Современные паромы, используемые в круизных целях, представляют собой многопалубные корабли, построенные по последнему слову науки и техники, похожие на настоящие города на воде. Самые комфортабельные в мире паромные круизы осуществляются на Балтийском море компаниями «Silja Line» и «Viking Line». На них в качестве услуг клиентам предлагается посетить дискотеки, рестораны, кафе, сауны, бассейны, магазины беспошлинной торговли и т. п.

            Продолжительность туристско-экскурсионных программ, включающих путешествие на этих паромах, составляет 4 — 8 дней. За это время туристы получают возможность ознакомиться с архитектурой старинных и современных городов Финляндии и Швеции и жизнью скандинавских деревень; посетить ряд музеев, аквапарк «Серена» и торговый центр «Итакескус» в Хельсинки. Для взрослых, путешествующих с детьми, предусмотрена специальная программа «Путешествие в страну сказок».

            При размещении на паромах туристам предоставляются комфортабельные каюты, рассчитанные на клиентов с различным достатком. Как правило, в каютах имеются: гардероб, кондиционер, душ, туалет, телевизор, фен, внутренний телефон, две нижние кровати. Имеются семейные каюты, а также каюты для инвалидов и аллергиков. Приведем описание кают парома «Silja Line».

            Описание каюты

            Светлый номер люкс на 11-й палубе, площадь - 75 м 2 . В гостиной комфортабельная мебель и помещение для переодевания. Собственная сауна с мини-бассейном. Телевизор, радио, бар. Персональное обслуживание. Комфортабельные «люксы» на 1-2 человека. Каюты расположены на 10-н 11-й палубах в носовой част корабля.

            Три специальных люкса для конференц-групп в количестве 6—10 человек. Расположены на 9-й палубе в носовой части корабля. Размер люксов — 53, 45 и 39 м 2 . Гостиная оборудована для проведения конференций. Один из «конференц-люксов» с собственной сауной и помещением для переодевания. Спальня без окна. Широкие кровати (раздвигаются на две кровати). Современные каюты на двоих, 14 м 2 . Расположены на 11-й палубе. С видом на променад (прогулочная улица внутри корабля) или на море. Двуспальная кровать (раздвигается на две кровати), телевизор, гладильное приспособление для брюк. Все каюты с видом на море имеют дополнительную кровать для ребенка.

            Современные каюты с видом на море на 2 — 4 человек (нижние кровати могут быть сдвинуты в двуспальную), 11 м 2 . Расположены на 5, 8, 9, 10 и 11-й палубах. Современные каюты с видом на променад на 2 — 4 человек (нижние кровати могут быть сдвинуты в двуспальную), 11 м 2 . Расположены на 8, 9, 10 и 11-й палубах. Каюты на 2 —4 человек без окон, 11 м 2 . Расположены на 5, 9, 10 и 11-й палубах.

            Во всех каютах: мебель высокого качества, шкаф, кондиционер, душ, туалет, фен, радио, автоматическая побудка и телефон, работающий с помощью кредитных карт (за исключение кают класса «Турист II»). В каютах не менее двух нижних кроватей, за исключением кают класса «Турист II».Следует отметить, что помимо организаций, предлагающих круизный отдых, существуют судоходные компании, специализирующиеся на обслуживании автобусных туров и фирм, организующих поездки за автомашинами, а также профессионалов-перегонщиков. В России среди таких паромных компаний наиболее известны «TT-Line» (работает в западной части Балтики между Германией и Швецией) и «Finnlines» (осуществляет связь между Финляндией и Германией).

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: