Особенности швартовки двухвинтовых судов

Обновлено: 24.04.2024

С точки зрения управляемости двухвинтовое судно с рулем, установ-ленным в диаметральной плоскости, имеет один недостаток — слабое влияние струи винтовой отработки на перо руля. Поэтому на малых ско-ростях судна, когда эффективность руля низкая, основным способом управления является маневр машинами.
Разворачивающий момент двухвинтового судна создается как за счет плеч упоров винтов F (рис. 1), так и за счет взаимодействия винта с корпусом. Взаимодействие винта с корпусом состоит в том, что работающий со стороны одного борта на передний ход винт ускоряет поток, обтекающий кормовые обводы, и давление на раковину падает. Возникшая за счет разницы давлений сила Р’ уклоняет корму в сторону работающего винта. При работе винта на задний ход корма будет уклоняться в противоположную сторону под влиянием натекающего на раковину всасываемого винтом потока (сила Р»). Если винты работают враздрай, то на кормовые обводы будет действовать суммарная сила Р=Р’+Р». Таким образом, разворачивающий момент, действующий на судно, составит:
, (1)
или
. (2)
Действие сил при развороте судна на месте: судно не имеет поступа-тельного движения вперед. Частота вращения винтов, работающих враздрай, подобрана так, чтобы упоры винтов были одинаковы (F1=F2). Примерное равенство упоров имеет место, когда машине, работающей впе-ред, дают ход на одну ступень меньше, чем машине, работающей назад. С учетом равенства упоров разворачивающий момент M=Fl1+Pl2. Действие момента Fl1 не изменится, если пару сил +F и —F развернуть на 90о (рис. 2). Тогда поворот судна можно считать происходящим под влиянием равнодействующей Q сил +F, —F, Р.
Равнодействующая Q равна силе Р, а точка ее приложения зависит от со-отношения сил +F и Р. Соотношение сил нам неизвестно. Однако точка приложения равнодействующей находится в районе кормовой оконечности судна. Таким образом, разворот судна при работе винтов враздрай аналогичен развороту с помощью подруливающего устройства, расположенного в корме, а центр вращения (см. рис. 2) находится впереди мидель-шпангоута на расстоянии 0,12—0,18L от него. Если теперь увеличить или уменьшить частоту вращения одного из винтов, то судно получит дополнительное поступательное движение и начнет описывать циркуляцию с малым радиусом и полюсом поворота, примерно совпадающим с центром вращения (рис. 3). При развороте на месте с помощью работы машины враздрай руль должен оставаться в диаметральной плоскости, чтобы исключить влияние всасываемой струи (сила В), которая в данном случае противодействует повороту.

Рис . 2 Действие сил и положение точки вращения при развороте двухвинтового судна на месте.

Рис. 3 Положение точки вращения двухвинтового судна, имеющего поступательное движение при работе винтов враздрай.

Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции - ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.
Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме - второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.

Из опыта швартовки на бочки

Военные корабли стоят на бочках

Военные корабли стоят на бочках


С необходимостью швартовать крупнотоннажные торговые суда на бочки в морской практике сталкиваются не часто. В связи с этим, видимо, в учебной литературе этот вопрос не получил широкого освещения. Развитие в последние годы торговли с Индией, Бирмой, Малазией участило заходы наших торговых судов в.

Состав швартовного устройства

Швартовной устройство на корме судна

Швартовной устройство на корме судна


Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.
В состав швартовного устройства входят: швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них).

Эксплуатация судовых швартовных устройств

Швартовная лебедка на баке судна

Швартовная лебедка на баке судна


1. Швартовное устройство обеспечивает надежную стоянку судна у пирса или около плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Оно должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию.
2. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы.

Техника безопасности при выполнении швартовных операций

Работа экипажа во время швартовки судна

Работа экипажа во время швартовки судна


1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и сам руководить маневрами судна.
2. Перед швартовкой к причалу иллюминаторы со стороны борта швартовки должны быть закрыты.

Принципы выполнения швартовных операций

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk

Швартовка контейнеровоза Glasgow Maersk


Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие:
швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях);
швартовка/отшвартовка судна к другому судну.

Самостоятельная швартовка судна

Заход судна в порт

Заход судна в порт


Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции:
1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход.
2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу.

Швартовка судна левым бортом без отдачи якоря

Суда у причала левым бортом

Суда у причала левым бортом


Для выполнения маневра необходимо следующее:
идти по инерции к причалу под углом 20 − 40° (подход к причалу под острым углом считается наиболее безопасным, так как в случае навала судно получит только скользящий удар.

Подход к причалу левым бортом между стоящими судами

Подход к причалу морского судна левым бортом

Подход к причалу морского судна левым бортом


Для выполнения этого маневра необходимо следующее:
идти к причалу под углом 30 − 40° малым ходом или по инерции;
отдать якорь со стороны «морского» борта, не доходя до причала 75 − 100 м,продолжая идти к нему по инерции и потравливая якорную цепь.

Подход к причалу кормой

Подход кормой к причалу итальянского парома

Подход кормой к причалу итальянского парома


Швартовку кормой производят с отдачей одного или двух якорей тогда, когда невозможна или ненадежна стоянка на рейде, или отсутствует достаточная длина причала.
При выполнении швартовки с отдачей двух якорей необходимо следующее.

Швартовка при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре

Швартовка сухогруза при прижимном ветре


Швартовка при прижимном ветре допустима только для небольших судов и при малой силе ветра.Если свободный дрейф судна с расстояния 1 − 1,5 его длины не вызывает опасения поломки причала или повреждения корпуса и имеется свободное место для маневрирования.

Швартовка при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре

Швартовка морского судна к причалу при отжимном ветре


Швартовка при отжимном ветре относительно безопасна.
Наиболее трудной частью маневрирования является прижимание кормы к причалу.
Способы маневрирования левым и правым бортом не имеют принципиального различия.

Швартовка судна при ветре направленном вдоль причала

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре

Швартовка сухогруза Geneve M при ветре


Схема швартовки такая же как и без ветра, но необходимо учитывать следующие особенности:
тормозной путь уменьшается (особенно если судно в балласте);
скорость бокового сближения с причалом больше;.

Швартовка судна бортом к причалу на течении

Швартовка пассажирского судна Восход

Швартовка пассажирского судна Восход


Наиболее безопасной является швартовка носом против течения.
В таком случае нет необходимости давать задний ход продолжительное время, и поэтому работа винта не создает сильного отклоняющего воздействия.
Для выполнения этого маневра необходимо: .

Особенности швартовки двухвинтовых судов

Однопалубный двухвинтовой танкер

Однопалубный двухвинтовой танкер


П ри выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее.
1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового.

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров

Швартовка судна с помощью буксиров


Существуют следующие способы использования буксиров:
буксировка с помощью буксирных тросов;
буксировка лагом;
буксировка способом «пуш-пул» (push-pull).

Однопалубный двухвинтовой танкер

При выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее.

1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового.

2. Разворот судна у причала следует производить при помощи машин, так как действие руля при уменьшенной скорости на переднем и заднем ходу незначительно.

3. Требуется осторожность при работе внутренней машиной, так как лопасти винтов выступают за вертикальную плоскость наружного борта.

4. При швартовке к причалу, имеющему сплошную стенку, необходимо работать внешней машиной, так как в противном случае струя воды от работы внутреннего винта, ударяясь о стенку причала, отбросит от него корму.

5. Подходить к причалу нужно под углом 15 − 25° с небольшой скоростью, удерживая нос судна в то место на причале, где будет расположена середина второго трюма.

6. Для погашения инерции и разворота судна от причала следует дать задний ход внешней машиной, для замедления разворота - задний ход внутренней машиной, для увеличения разворота к причалу - застопорить внешнюю машину или дать ей передний ход.

7. При развороте на шпринге сначала дать передний ход внешней машиной, а для уменьшения напряжения на шпринг - малый ход назад внутренней машиной.

При этом струя воды, ударяясь о стенку причала, помогает отбрасывать корму.

Когда корма судна развернется на нужный угол, внешней машине следует дать задний ход и, ослабив, отдать шпринг и увеличить задний ход обеих машин до полного.

Швартовка двухвинтового судна:

а) – на заднем ходу; б) – на переднем ходу

Швартовка двухвинтового судна

8. При отходе от причала при отданном якоре после того, как корма судна отведена на необходимый угол, судно, выбирая якорь-цепь, продолжает работать внешней машиной малый ход вперед, а внутренней - малый ход назад, при этом все судно параллельно отходит от причала.

Когда судно займет положение, параллельное причалу, и будет Находиться на незначительном расстоянии от него, подают на при­чал швартовные тросы с помощью бросательных концов (положение IV). Обычно стремятся подавать в первую очередь швартовы с носа — шпринг и продольный. Шпринг не позволяет судну дви­гаться вперед и дает возможность поджимать его к причалу с помощью машины; продольный не дает возможности судну про­двигаться назад.

Очень быстро надо подать хотя бы один швар­товный трос с кормы для ее подтягивания. При подаче на причал кормовых тросов следует учитывать возможность попадания швар­това под винт.

Затем подают с носа и кормы все остальные необходимые швартовные тросы.

В портах с приливо-отливными течениями для исключения по­ломок релингов при опускании судна ниже причала все швартов­ные тросы надо пропустить через специальные рымы (у киповой планки).

Процесс подачи, выбирания и крепления швартовного троса осуществляется следующим образом. По команде с мостика о по­даче того или иного троса матрос подает бросательный конец на причал. Береговые швартовщики выбирают швартовный трос, огон которого крепят за тумбу (пушку, кольца). В зависимости от дви­жения судна, расстояния до причала и назначения (вида) троса (шпринг, продольный) его или берут на барабан брашпиля, или кладут сразу на кнехт (обычно на кнехт кладут носовой шпринг, который по мере движения судна вперед потравливают).

В большинстве случаев поданный на берег швартовный трос берут на барабан брашпиля или швартовной лебедки. Когда судно будет подтянуто вплотную к причалу и станет на свое место, брашпилем подбирают слабину троса и затем на трос накладывают цепной стопор так, чтобы он находился на линии натяжения троса или составлял с ним небольшой угол.

Наложив и обтянув стопор, постепенно потравливают, а затем снимают шлаги троса с барабанов швартовных механизмов и кре­пят на кнехт пятью-шестью шлагами (на два последних шлага ре­комендуется накладывать схватку). После снимают цепной сто­пор. Аналогично кладут на кнехты все другие тросы.

При подходе судна к причалу для амортизации возможных уда­ров корпуса о причал необходимо спускать за борт мягкие кранцы в местах соприкосновения корпуса с причалом, причем концы кранцев надо не крепить, а держать в руках во избежание обрыва.

В случае швартовки судна с правым шагом винта правым бор­том необходимо подходить к причалу под острым углом или па­раллельно ему с самой минимальной скоростью, держась как мож­но ближе к причалу. С помощью руля стремятся прижать корму ближе к причалу с таким расчетом, чтобы в дальнейшем при ра­боте машины задним ходом корма под влиянием работы винта не особенно далеко отходила от причала.

Когда судно близко подошло к причалу, струя воды от работы винта на задний ход отжимает корму. Это обстоятельство часто является причиной навалов носовой части судна на береговые сооружения, что особенно опасно, если судно с бульбообразным форштевнем.

При швартовке к борту стоящего у причала судна подходят под более острым углом, чем при швартовке к причалу. В некото­рых случаях (когда стоящее судно по размерам меньше подходя­щего к нему) рекомендуется подходить почти параллельно диа­метральной плоскости с обязательным использованием якоря.

Для груженого судна метод швартовки к причалу даже в све­жую погоду почти не отличается от метода швартовки лагом в благоприятных условиях, так как на судно, имеющее небольшую парусность и значительную осадку, ветер оказывает слабое влия­ние. Выполнение маневра швартовки лагом значительно усложня­ется при свежем прижимном или отжимном ветре и если судно в балласте и с бульбовым форштевнем. Швартовку в таких усло­виях необходимо выполнять с отдачей якоря (якорей) и с ис­пользованием буксирных катеров (в случае отсутствия кате­ров швартовку следует отложить до более благоприятной по­годы).

Швартовные операции на двухвинтовом судне упрощаются в связи с лучшей его маневренностью по сравнению с одновинто­вым.


Перетяжка судна вдоль причала и разворот у причала

Перемещение судна вдоль причала — довольно частая операция, вызываемая необходимостью создать лучшие условия для приема или сдачи груза либо для освобождения части причала для швартовки другого судна. Перетяжку можно производить при спокойной безветренной погоде или при умеренном прижимном ветре. В этих условиях не потребуется работа машины и помощь буксирных судов. Самостоятельное перемещение обычно производят на небольшое расстояние, составляющее не более длины корпуса судна. На перетяжку…

Обеспечеваине безопасности стоянки судна на швартовках у причала

Швартовка судна с помощью буксиров

Существуют следующие способы использования буксиров: • буксировка лагом; • буксировка способом «пуш-пул» (push – pull) – буксиры швартуются к борту таким образом, что могут изменять свое положение относительно буксируемого судна, тем самым изменяя направление тяги; • буксировка способом на укол. Руководство буксирными судами при швартовных операциях осуществляет капитан швартующегося судна или лоцман. Лоцман только советчик капитана; его присутствие на мостике не снимает с капитана ответственности…

Особенности швартовки двухвинтовых судов

При выполнении маневров на двухвинтовом судне необходимо учитывать следующее. 1. Погашение инерции двухвинтового судна при неработающей машине происходит за счет торможения винтов быстрее, чем у одновинтового. 2. Разворот судна у причала следует производить при помощи машин, так как действие руля при уменьшенной скорости на переднем и заднем ходу незначительно. 3. Требуется осторожность при работе внутренней машиной, так как лопасти винтов выступают за вертикальную плоскость наружного…

Выбор места якорной стоянки

На внутренних рейдах постановка на якорь производится в месте по указанию лоцмана или оператора СУДС (система управления движением судов) данного района. На внешних рейдах районы якорных стоянок обычно указаны на навигационных картах. При выборе места якорной стоянки следует учитывать следующие факторы: • глубины, рельеф дна и характер грунта; • защищенность от ветра и волнения; • размеры места, наличие ориентиров для подхода и контроля места судна; • наличие и характеристики…

Техника безопасности при якорных работах

При постановке и съемке с якоря необходимо выполнять следующие правила техники безопасности: • запрещается оставлять без надзора работающий брашпиль; • перед отдачей якоря или его подъемом следует убедиться в отсутствии людей в цепном ящике и на линии натяжения якорной цепи; • перед отдачей якоря необходимо проверить отсутствие под носовым подзором судна катеров, барж и других плавсредств; • при отдаче или подъеме якоря боцман должен одеть защитные очки…

Самостоятельная швартовка судна

Процесс швартовки включает в себя три последовательных операции: 1. Судно разворачивают с основного курса для захода в порт и с целью погашения инерции уменьшают ход. 2. Производят вторичное изменение курса по направлению к причалу, удерживая нос судна на то место причала, где после швартовки будет находиться середина второго трюма. На этом курсе дается машине задний ход, гасится инерция, и судно идет к причалу ходом, при…

Правила технической эксплуатации якорного устройства

Якорное устройство следует содержать в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к эксплуатации. Во время эксплуатации необходимо, чтобы: • регулярно проводились окраска и маркировка якорной цепи; • регулярно проверять состояние якорной цепи и деталей ее крепления к корпусу судна; • устройство для экстренной отдачи коренного конца должно содержаться в исправности, быть разработанным и смазанным; • брашпиль (шпиль) следует проверять на холостом ходу каждый раз перед его использованием.…

Общие принципы выполнения швартовых операций

Швартовные операции судна можно классифицировать на следующие: • швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельная, с буксирами, в различных условиях); • швартовка / отшвартовка судна к другому судну (на ходу, к судну, стоящему на якоре, к судну, лежащему в дрейфе); • швартовка/отшвартовка судна к специализированным буям и бочкам. В зависимости от преобладающих сил и факторов выбирается способ маневрирования судна при подходе к причалу и у причала. Характер…

Техника безопасности при выполнении швартовых операций

1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и сам руководить маневрами судна. 2. Перед швартовкой к причалу иллюминаторы со стороны борта швартовки должны быть закрыты. 3. Перед началом швартовных операций убедитесь, что швартовные механизмы и вьюшки находятся в исправном состоянии и работают нормально. 4. Пуск в действие швартовных механизмов производите только по команде лица, руководящего операциями. 5. Для швартовных операций применяйте…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: