Особенности российской модели судебного конституционного контроля курсовая

Обновлено: 18.04.2024

Введение
Глава 1. Общая характеристика конституционного контроля
1.1. Понятие конституционного контроля
1.2. Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля
Глава 2. Характеристика моделей конституционного контроля
2.1. Виды судебного конституционного контроля
2.2. Модели судебного конституционного контроля
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Современная цивилизация признала в качестве высшей политико-правовой ценности демократический режим, в основе которого лежат идеи конституционализма, ибо основной закон служит базой системы законодательства правового государства, обеспечивающего примат интересов человека и гражданина. Вместе с тем, сама конституция в отдельных случаях нуждается в эффективной защите от различного рода посягательств и, соответственно, в наличии механизмов, способных им противостоять.

Конституционный контроль в современном мире является важным фактором стабильности и гарантией прогресса в развитии общества и государства. Благодаря ему острые политические проблемы в новых демократиях могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе права, конституции и закона. Особенно сказанное актуально в условиях укрепления Российского государства, формирования правового государства и гражданского общества.

Значение формирования, совершенствования и эффективного функционирования модели судебного конституционного контроля в Российской Федерации трудно переоценить. Однако возникающие в связи с этим проблемы эффективнее решаются с учетом мирового опыта судебного конституционного контроля. Вышеизложенное свидетельствует об актуальности данного исследования.

Специализированный орган конституционного контроля (суд или конституционный суд), является высшим хранителем конституционности государства и, следовательно, не только контролирует соблюдение конституции, но и выступает как интерпретатор наиболее фундаментальных прав независимо от их выражения в тексте конституции и в этом смысле — как творец живого конституционного права.

Целью настоящей работы является определение понятие, сущности и моделей конституционного контроля.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие конституционного контроля;
— рассмотреть судебный конституционный контроль;
— выделить виды конституционного контроля;
— дать характеристику моделям конституционного контроля.

Объектом исследования в курсовой работы является судебный конституционный контроль.
Предметом исследования являются модели судебного конституционного контроля.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Понятие и модели конституционного контроля. История формирования, стадии конституционного судопроизводства в России. Сущность, функции, роль, принципы деятельности, полномочия Председателя, компетенция Конституционного суда Российской Федерации.

Рубрика Государство и право
Предмет Конституционное право Российской Федерации
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Ахмед
Дата добавления 06.05.2013
Размер файла 41,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Закон о статусе судей. Полномочия и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

курсовая работа [66,9 K], добавлен 11.01.2012

Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля, история его создания, полномочия и законодательная база деятельности. Состав и порядок образования Конституционного Суда, срок полномочий, принципы и гарантии деятельности.

дипломная работа [64,3 K], добавлен 04.06.2009

Образование Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок назначения судей, состав Конституционного Суда. Принципы конституционного судопроизводства, его организационные формы и структура. Статус и полномочия судей. Стадии производства по делам.

курсовая работа [75,4 K], добавлен 26.10.2015

Понятие и значение конституционного контроля. Образование Конституционного Суда РФ: история и современность, функциональное назначение и направления деятельности, права и полномочия. Принципы и нормативно-правовое обоснование вынесения его решений.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 30.06.2015

Понятие, полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации. Организация деятельности и структура Конституционного Суда. Обращение, разбирательство и принятие решений в Конституционном Суде Российской Федерации.

Понятие и значение конституционного контроля, история его становления и развития, известные модели. Становление института конституционного контроля в России. Конституционный суд РФ как судебный орган конституционного контроля, анализ его практики.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.02.2011
Размер файла 54,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По общему порядку с 1 сентября 1983 г., если работник увольнялся по собственному желанию без уважительных причин, непрерывный трудовой стаж за ним сохранялся только в течение трех недель (п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 №252).

Именно так и получилось в ситуации с заявителем - Корниловым В.П. Однако, по его мнению, существующий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа нарушал его конституционные права. Поэтому Корнилов и обратился в Конституционный Суд РФ оспорить указанные нормы.

Во-вторых, страховое обеспечение, необходимое для возмещения работнику временно утраченного заработка, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе. А это приводит к тому, что обязательное соцстрахование выполняет не свойственные ему функции, то есть снижает объем выплат. Сотрудники с одинаковым средним заработком и трудовым (страховым) стажем могут получать разную сумму выплат по больничному листу: тому, у кого стаж прерывается, выплатят меньше, чем работающему без перерывов.

В-третьих, установление размера страхового обеспечения, который зависит от непрерывности и продолжительности стажа, неизбежно приводит к тому, что у начинающих трудовую деятельность работников выплаты будут объективно ниже, чем у тех, кто работает постоянно более восьми лет. Хотя степень и характер заболевания у молодых сотрудников может быть не менее тяжелыми и длительными. Судьи обратили внимание на то, что этим нарушается равенство прав и свобод чело - века и гражданина (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).

Суд отметил, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируемое каждому социальное обеспечение в случае болезни осуществляется на условиях, установленных в федеральном законе. В нормативном акте законодатели должны определить размер и порядок социальных выплат гражданам. Подобное положение содержит и Трудовой кодекс. В соответствии со ст. 183 при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает сотруднику пособие в соответствии с федеральным законом.

Однако, отметил Конституционный Суд РФ, подобный закон не был принят. Поэтому оспариваемые нормы (принятые ещё в Советском Союзе) действуют до сих пор (на 1.03.2006 г.), хотя и нарушают конституционные права граждан. Более того, по мнению Суда, их применение не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности и ограничивает права лиц на соцобеспечение, гарантированное Основным законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Несмотря на то, что подзаконные акты противоречили на тот момент Конституции РФ, Суд отменил их только с 1 января 2007 г. А до указанного времени он предписал урегулировать порядок и условия предоставления социального обеспечения. Этот срок был необходим по двум причинам. Во-первых, если бы старые нормы были бы отменены, а новые ещё не приняты, возник бы пробел в законодательстве. Во-вторых, расходная часть бюджета ФСС РФ на 2006 г. уже была определена, и её неисполнение могло привести к массовому нарушению социальных прав работающих граждан.

Результат действенности Определения КС - с 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 г. N255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Он внёс коррективы и в расчёт оплаты больничных листов и в определение стажа для расчёта пособий. Немаловажным является и то, что теперь при работе у нескольких работодателей оплата больничного производится по каждому месту работы.

И сейчас, уже в Санкт-Петербурге Конституционный суд РФ продолжает плодотворно работать. На заседании 6 февраля 2009 года он вынес постановление по делу о проверке конституционной части 1 статьи 5 Федерального закона РФ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию».

Суд признал норму законной, но при этом обязал федерального законодателя усовершенствовать механизм выплат. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Автозаводского районного суда Тольятти по делу инженера «АВТОВАЗа» М. Ермолова. Он оформил больничный по уходу за здоровым годовалым сыном на время, пока его жена находилась в больнице. Однако предъявленный им на работе лист нетрудоспособности не был оплачен, несмотря на справку из больницы о госпитализации матери ребенка. После этого М. Ермолов обратился в мировой суд с иском о взыскании с «АВТОВАЗа» пособия в размере 8 тысяч 321 рубля. Суд ему отказал. Тогда он обжаловал дело в вышестоящей судебной инстанции - Автозаводской районный суд, который и запросил мнение КС РФ,

«Конституционный Суд счёл, что в настоящее время порядок предоставления отцу или другому члену семьи права на отпуск и на пособие по уходу за ребенком в случае болезни матери не обеспечивает в полной мере защиту интересов семьи и ребенка. Несмотря на то, что действующее законодательство не препятствует отцу ребенка получить пособие по уходу за ним, процедура реализации этих социальных прав довольна затруднительна.

Конституционный суд в своём постановлении подчеркнул, что законодателю необходимо устранить недостатки действующего правового регулирования и раз - работать простой механизм, позволяющий отцу оформить больничный лист по уходу за ребенком и получать пособие, если мать ребенка больна. Судья КС РФ Сергей Маврин пояснил, что смысл постановления в том, чтобы максимально упростить процедуру предоставления отпуска и получения пособия по уходу за ребенком отцу или другому члену семьи в случае невозможности матери ухаживать за ребенком. Вместе с тем судья заметил, что «суд рассматривал конкретный случай, но именно с точки зрения обращения заявителя - Автозаводского районного суда», а что касается, М. Ермолова, то он хотел оформить пособие по временной нетрудоспособности, на которое не имел права, а должен был оформлять пособие по уходу за ребенком на время болезни матери.

Федеральным Конституционным Законом от 05.02.2007 г. №2-ФКЗ внесены изменения в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии с внесенными изменениями, местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург. В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, постоянной связи Конституционного Суда Российской Федерации с иными органа - ми государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации в г. Москве, содействия в осуществлении Конституционным Судом Российской Федерации своих полномочий создается представительство Конституционного Суда Российской Федерации в г. Москве.

Заключение

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль служит стимулом к постоянному совершенствованию системы государственной власти и гармонизации непрестанно меняющихся общественных отношений. Он формирует вкус к государственному мышлению и необходимое качество общественного сознания.

Данную работу хотелось бы завершить высказываниями Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина. «Живая Конституция - это не только текст и не только решения КС по толкованию тех или иных норм Основного закона. Живая Конституция - это еще и законы, и вся правоприменительная практика, которая показывает, в каком направлении двигается наше право. Ядром этой практики является, конечно, конституционное правосудие. То есть важен не только сам текст Конституции, но и его реальное воплощение в жизнь. Важен не столько перечень прав и свобод, сколько то, как они реализуются. КС - участник этого большого процесса, он играет важнейшую роль хранителя живой Конституции. Наши решения дополняют живую Конституцию, но не создают новый текст.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Ось-93», 2004.

2. Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Cуде Российской федерации» (в ред. от 05.02.2007 г.).

3. Федеральный Конституционный Закон от 05.02.2007 г. №2-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

4. Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М., 2007, -189 с.

5. Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебн. пособ. - М.: Эксмо, 2006, - 608 с.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, - 320 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002, - 800 с.

Харитонова Наталья Николаевна - соискатель института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, преподаватель Брянского филиала Орловской региональной академии государственной службы.

Значение формирования, совершенствования и эффективного функционирования модели судебного конституционного контроля в Российской Федерации трудно переоценить. Однако возникающие в связи с этим проблемы эффективнее решаются с учетом мирового опыта судебного конституционного контроля.

Несмотря на многообразие сочетания механизмов конституционного контроля в государственно-правовых системах различных стран, принято выделять две исторически сформировавшиеся модели судебного конституционного контроля, условно называемые американской и европейской . Однако в функциональном аспекте в литературе данные модели справедливо называют диффузной и концентрированной <**>.

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран под ред. Б.А. Страшун. М., 1996. С. 89; Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1996. С. 80; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 654; Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1995. С. 31 - 32.
<**>См.: Шевчук С. Основи конституцiйной юриспруденцii. Харькiв, 2002. С. 260 - 284.

Исторически диффузная модель судебного конституционного контроля сложилась в странах англосаксонской правовой семьи. Вместе с тем анализ современного зарубежного законодательства показывает, что география ее применения существенно расширилась. На протяжении долгого времени в истории мирового конституционализма диффузная модель оставалась единственной и с теми или иными модификациями утвердилась в целом ряде стран, в том числе не англосаксонской правовой семьи (Бразилия, Португалия).

Главная институциональная особенность данной модели конституционного контроля состоит в том, что конституционный контроль не выделяется из системы общего правосудия и осуществляется судами общей юрисдикции в процессе конкретного спора о праве. Для данной системы характерен преимущественно последующий и конкретный контроль. При рассмотрении судом конкретного уголовного или гражданского дела любая сторона в процессе может заявить о неконституционности закона. В этом случае обычный процесс прерывается и начинается разбирательство другого дела о конституционности закона. Решение этого вопроса ведет либо к прекращению дела, либо к его возобновлению.

Процедура рассмотрения может определяться гражданским законодательством или проходить по правилам специального судопроизводства. Это в свою очередь, по мнению многих исследователей , обусловливает и такие черты данной модели конституционного контроля, как универсальность (т.е. в качестве своего объекта он охватывает акты и действия на всех уровнях осуществления власти); казуальность (т.е. конституционный контроль осуществляется только при рассмотрении конкретного дела); относительность (т.е. судебное решение является обязательным только для сторон процесса, но при этом решение высшей судебной инстанции обладает непререкаемым авторитетом для всех).

См.: Шмавонян Г.А. Конституционное правосудие в системе разделения властей. М., 2001. С. 40; Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 81; Боботов С.В. Указ. соч. С. 31 - 32.

Следует согласиться с мнением , что в рамках диффузной модели судебного конституционного контроля возможны две системы контроля. Первую можно условно назвать децентрализованной, когда контроль осуществляет вся судебная система. Это такие страны, как США, Сингапур, Аргентина. Если дело доходит до Верховного суда, он признает его неконституционным, то это решение становится общеобязательным для всех судов.

См.: Шмавонян Г.А. Указ. соч. С. 40; Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 81; Витрук В. Конституционное правосудие в России (1991 - 2001). М., 2001. С. 72.

Вторую систему можно назвать централизованной, когда контроль осуществляется только высшими органами государственной власти (Бразилия, Япония, Индия). В этих государствах конституционность закона может проверять только Верховный суд, после того как дело поступит к нему. Формально закон, признанный Верховным судом неконституционным, продолжает действовать. Но действие его блокировано судом: ни один суд не имеет права его применить. Неконституционный закон, таким образом, лишается судебной защиты, фактически утрачивает силу.

Как представляется, описанную модель судебного конституционного контроля лучше называть диффузной, нежели американской, так как, во-первых, она характерна не только для стран англосаксонской правовой системы, но и для других государств (например, Португалии). А во-вторых, поскольку отличительной особенностью данной системы конституционного контроля является осуществление конституционного контроля всей системой судов общей юрисдикции при рассмотрении конкретного спора, а не единым органом как при концентрированной модели. В этой связи название "диффузная модель" больше отражает ее сущностную характеристику.

Вторая модель судебного конституционного контроля именуется концентрированной или европейской. Данная модель получила практическое распространение лишь в начале 20-хх в. Указанная модель получила свое теоретическое обоснование в русле позитивистского типа правопонимания, который стоит на позициях отождествления права и закона, сведения права к любым властным установлениям. Ранним идеологом европейской модели считается аббат Сийес, который сформулировал идею специального судебного контроля за соблюдением конституции государственными органами. Сиейс выдвинул требование защиты конституции специальным конституционным судом. Развернутое теоретическое обоснование института специального конституционного контроля в русле уже неопозитивистского правопонимания дал Г. Кельзен в своем "Чистом учении о праве". По Кельзену, право - это нормативный порядок, система норм, регулирующих человеческое поведение и представляющие собой схемы истолкования фактичности (того или иного акта или действия); причем оно представляет собой иерархическую структуру выше- и нижестоящих норм. Принадлежность к определенному нормативному порядку и действительность такой нормы обусловлены чисто формальным соответствием норме более высокого ранга. А вся система восходит в целом к гипотетической основной норме. Но для того, чтобы обеспечить наибольшую стабильность правопорядка, добиться действенности низших норм, необходим специальный институт контроля, который во властной, обязательной форме определит, признать или нет норму как действительную. Таким образом, целесообразность специализированного конституционного контроля порождается необходимостью надлежащего обеспечения конституционных норм, но не исчерпывается им. Эта система утвердилась в Австрии, Италии и иных, прежде всего европейских государств.

В отличие от диффузной модели концентрированная модель конституционного контроля характеризуется организационной и юрисдикционной самостоятельностью. При этом предполагается, что орган конституционного правосудия должен быть управомочен рассматривать исключительно конституционно-правовые дела. С другой стороны, концентрированная модель конституционной юстиции позволяет решать конституционно-правовые вопросы безотносительно к обстоятельствам конкретного дела, использовать различные процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения, решения выносятся квалифицированными судьями. Рассматриваемая модель может быть названа концентрированной, так как для осуществления конституционного контроля создается специализированный орган конституционного контроля, единственный уполномоченный осуществлять конституционный контроль как основную функцию; данные органы создаются не только в европейских странах, но и в других странах, в частности в Сирии. Вот почему название "европейская модель" не вполне отражает географию ее распространения.

Каждая из рассматриваемых моделей судебного конституционного контроля имеет свои достоинства и недостатки. В качестве недостатков диффузной модели в различных источниках отмечаются такие обстоятельства, как:

  • инцидентный порядок решения конституционных вопросов;
  • возбуждение процедуры конституционного производства только по инициативе частных лиц;
  • длительность судопроизводства;
  • обязательность решения только для сторон и сложность придания решению общеобязательной силы;
  • возможность противоречивого толкования конституции различными судами;
  • невозможность предварительного конституционного контроля;
  • судьи не являются специалистами в области конституционного права.

В свою очередь главными преимуществами диффузной модели выступают: ее более целостный характер; участие всей судебной власти, всего судейского корпуса в решении конституционно-правовых вопросов, а также рассмотрение большего количества дел.

В качестве существенного недостатка концентрированной системы судебного конституционного контроля можно выделить отсутствие процедуры обжалования. Однако эта модель имеет и целый ряд достоинств, в частности позволяет решать конституционно-правовые вопросы безотносительно к конкретному делу, использовать различные процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения, решения выносятся квалифицированными судьями.

Вместе с тем на современном этапе, как показывает сравнительный анализ законодательства различных государств, необходимо констатировать, что происходит сближение американской и европейской модели конституционного контроля. Все большее развитие получают смешанные модели, вбирающие в себя элементы двух основных моделей. Смешанные модели конституционного контроля существуют сегодня в различных государствах (например, в Греции).

Анализ правовой системы нашей страны показывает, что Россия пошла по пути создания концентрированной системы конституционного контроля, отличительной чертой которой, как указано выше, является создание специализированного конституционного контроля в виде Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, так как его основная функция - осуществление конституционного контроля и в отличие от иных органов конституционного контроля, он наделен рядом специфических признаков: это судебный орган (ст. 118, 125 Конституции); вершит правосудие (ст. 118 Конституции); имеет особую, не присущую ни одному органу компетенцию (ст. 125 Конституции); осуществляет судебную власть посредством коллегиального рассмотрения дел (ст. 5 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"); разрешает дела посредством принятия актов, обязательных для исполнения (ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"); выносит окончательное решение и обязательное для исполнения (ст. 75, 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Конституционная юстиция в России наряду с Конституционным Судом Российской Федерации включает в себя конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. В настоящее время Конституционные Суды учреждены более чем в 10 субъектах Федерации, в том числе в республиках Татарстан, Тыва, Саха, Дагестан, Коми, Карелия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Бурятия, Башкортостан и т.д., Конституции Чувашии и Северной Осетии предусматривают создание комитетов конституционного надзора, а Конституция Адыгеи - конституционной палаты.

Конституционные (уставные) суды отнесены к судам субъекта Российской Федерации. Они согласно ст. 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 года) "О судебной системе Российской Федерации": "создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации". То есть вопрос о создании данного органа находится на усмотрении субъекта Федерации, который решает вопрос о необходимости учреждения данного органа.

См.: СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4825; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274.

Ключевую роль в установлении правовых основ правового статуса уставных судов играют конституции, уставы субъектов. В них по общему правилу фиксируются полномочия, состав, порядок формирования конституционных судов и иных органов конституционного контроля.

Анализ имеющихся научных классификаций органов конституционного контроля субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что существует главным образом три вида органов конституционного контроля субъектов.

См.: Конституционные и уставные суды субъектов РФ: сравнительное исследование законодательства и судебной практики / Ред. М.А. Митюков. М., 1999. С. 44; Овсепян Ж.И. Становление конституционных (уставных) судов в субъектах РФ (1990 - 2000). М., 2001. С. 58 - 75; Митюков М.А., Барнашов А.М. Очерки конституционного правосудия. Томск, 1999. С. 282 - 286.

Во-первых, наиболее воспринятой оказалась идея создания специальных конституционных судов в республиках в составе Российской Федерации, т.е. использована, как и на федеральном уровне, европейская, или концентрированная, модель судебного конституционного контроля. Об учреждении конституционного суда республики в составе Российской Федерации сказано в Конституциях республик Адыгея (ст. 97.3); Алтай (ст. 145); Башкортостан (ст. 132); Бурятия (ст. 100, 101); Дагестан (ст. 112); Карелия (ст. 86, 87); Коми (ст. 95, 100); Марий Эл (ст. 95); Саха (Якутия) (ст. 99); Северная Осетия - Алания (ст. 101); Татарстан (ст. 136, 139 - 141); Тыва (ст. 85, 86, 92); Удмуртия (ч. 1 ст. 10); Хакасия (ст. 119 - 126). Статус Конституционного суда Кабардино-Балкарской Республики регулируется в ст. 115, 122 Конституции Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. Однако Конституционный суд в данной республике был учрежден еще ранее действовавшей ее Конституцией (ст. 141, 145).

Другая модель организации специализированного механизма охраны конституций, созданная практикой не только республик в составе Российской Федерации, но и других субъектов Российской Федерации, представляет собой учреждения квазисудебного, консультативно-надзорного характера (комитеты конституционного надзора, палаты уставного контроля, судебная палата области). Прообразом этой модели органа, осуществляющего правовую охрану Конституции, был Комитет конституционного надзора в СССР (1988 - 1991 гг.). Комитеты конституционного надзора в республиках РФ, которые были созданы как органы конституционной охраны, в основном оказались непродолжительными во времени. Во многом это объясняется только недостатками модели. Такой вид органов был создан в Татарстане в 1990 году (в соответствии с Законом о Конституционном надзоре Республики Татарстан от 13 декабря 1990 года), но в дальнейшем преобразован в Конституционный Суд в соответствии с Конституцией 1992 года. Аналогично в Республике Северная Осетия - Алания и Республике Коми эти органы существовали до 2001 года и 1994 года соответственно и были преобразованы в Конституционные Суды.

Третья модель организации механизма правовой защиты конституций (уставов) субъектов Российской Федерации была сформирована прежде всего практикой Ингушской Республики. Суть ее заключается в наделении Верховного суда республики конституционно-контрольными полномочиями, т.е. использована американская версия совмещения конституционного контроля с общими судами, а точнее - японская модель, поскольку функцией конституционного контроля наделяется только высшее звено общей судебной системы. Так, согласно ст. 83 Конституции Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 г. Верховный суд Республики Ингушетия является высшим судебным органом республики в сфере осуществления не только гражданского, уголовного и административного судопроизводства, но и конституционного судопроизводства. А в соответствии с п. 3 ст. 84 Конституции Ингушетии от 27 февраля 1994 г., Верховный суд Республики Ингушетия "разрешает дела о конституционности" законов, иных нормативных актов, договоров республики; рассматривает дела о конституционности партий, правоприменительной практики, дает заключения, т.е. вправе осуществлять полномочия, которые в других республиках в составе Российской Федерации адекватны функциям специализированных органов конституционного контроля. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О судебной системе" функция конституционного контроля за судами общей юрисдикции не признается.

Однако о третьей модели организации механизма правовой защиты конституции (устава) субъекта РФ (связанной с наделением судов общей юрисдикции функцией конституционного контроля) можно сказать, что она вытесняется специализированным судебным механизмом осуществления конституционного правосудия. Подтверждением этому является, в частности тот факт, что в начале 2001 г. в Республике Ингушетия разработан проект новой Конституции, которая должна сменить Конституцию (Основной закон) Ингушетии от 27 февраля 1994 г. Однако новая конституция не была принята, а были внесены изменения, согласно которым предполагается учреждение Конституционного Суда.

Таким образом, в России на федеральном уровне сложилась концентрированная система судебного конституционного контроля, что выразилось прежде всего в создании специализированного конституционного контроля - Конституционного Суда Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации используется как концентрированная система, так и модели, сходные с моделями, использованными в СССР (Комитет конституционного надзора) и зарубежных стран (Япония). Данный процесс развивается в русле общемировых тенденций сочетания элементов концентрированной и диффузной моделей. И все же концентрированная модель является преобладающей в отечественной практике, что позволяет решать конституционно-правовые вопросы безотносительно к конкретному делу, использовать различные процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения, выносимые квалифицированными судьями.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Цель работы – Основная цель исследования – изучить особенности конституционного контроля
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Определить понятие судебной системы;
Перечислить составляющие судебной системы РФ;
Рассмотреть особенности российской модели конституционного контроля

Содержание

Введение
Глава 1. Конституционно-правовые основы организации судебной власти
Глава 2. Общее понятие судебной системы РФ
Глава 3. Конституционно-правовое закрепление контрольной деятельности судебной власти и сферы его реализации
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

конст правосудие.doc

Судебное обжалование решений, действий (бездействия) органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, исходя из публично-правового характера таких жалоб, следует вывести их рассмотрение из сферы уголовного судопроизводства судов общей юрисдикции и отнести к рассмотрению в порядке административно судопроизводства к подсудности административных судов, создание которых признается необходимым.

Исходя из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, в силу публично-правового характера общественных отношений на досудебных стадиях производства по уголовным делам перечень действий (бездействия) органов дознания и следствия, которые могут быть предметом обжалования в судебном порядке, должен оставаться открытым и судебная защита общедоступной.

Заключение

Судебный контроль является одним из способов осуществления судебной защиты и организационно-правовой формой осуществления контрольной функции государства и реализации судебной власти в сфере публично-правовых отношений. Предметом его воздействия являются индивидуальное и нормативное правотворчество органов государственной власти и местного самоуправления. В таком качестве судебный контроль на отечественном уровне существует непродолжительный период, после конституционного закрепления задачи судебной власти обеспечивать права и свободы человека и гражданина.

Функциональная особенность судебного контроля обусловлена тем, что он осуществляется в сфере публично-правовых отношений, специфика которых заключается в наличии субъекта, обладающего государственно-властными полномочиями, и юридическом неравенстве сторон. Сфера осуществления судебного контроля вызывает необходимость установления для него особых форм судопроизводства, призванных обеспечить его эффективность. Публично-правовые отношения как предмет судебной оценки ставят вопросы выработки принципов судопроизводства и определения роли суда в нем. В отличие от состязательного процесса, при рассмотрении дел в порядке контроля эта роль должна быть активной, способствующей всестороннему и полному установлению всех обстоятельств. Деятельность суда при осуществлении контроля и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере публично-правовых отношений имеет направленность на установление объективной истины. Задача суда принятие всех допустимых законодательством мер для обеспечения режима законности в государственном и местном управлении, охране Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в отличие от осуществления правосудия при разрешении споров о праве и уголовной юрисдикции.

Список литературы

1 Миронов А.Н., Павинский Н.М. Правоохранительные органы: учебное пособие. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: ФОРУМ, 2008. – с. 26.

2 Конституция Российской Федерации. С изменениями, внесёнными Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст и справочные материалы. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.

3 Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ).

4 Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации» от 21.07.1994. № 1-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ).

5 Малиновская В.М. Конституционное право России в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 205-206.

6 Кобзарев Ф.М., Кобзарева В.Ф. Правоохранительные органы. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - с. 23-24.

7 Малиновская В.М. Конституционное право России в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – с. 212

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: