Особенности развития государства и права в новейшее время китай

Обновлено: 24.04.2024

58. Развитие государства и права Китая новейшего времени.

Согласно конституции 1982 года Китай является социолистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом (через коммунистическую партию Китая) и основанным на союзе рабочих и крестьян. в стране установлен социалистический строй. Вся власть принадлежит народу, который осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и Местные собрания народных представителей (СНП) различных ступеней, которые ответственны перед народом и находятся под его контролем. Они создаются в провинциях, автономных районах, уездах, городах и волостях.

Часть полномочий главы государства наряду с постоянным комитетом ВСНП выполняет Председатель КНР (гражданин Китая, достигший 45 лет, имеющий право избирать и быть избранным; он может занимать свою должность не более двух сроков). В настоящий момент Представителем КНР является Ян Шанкунь

Высший исполнительный орган власти - Госсовет КНР, он формируется ВСНП и ему подотчетен, состоит из премьера, заместителей и комиссий. Все члены Госсовета могут также занимать свою должность не более двух сроков. В настоящее время пост премьера занимает Ли Пен.

Наиболее крупными партиями, в КНР, являются: * Революционный комитет Гоминдана Китая (РКГК), созданный в 1948 году его членами становятся лица, имеющие исторические связи с Гоминданом. Главное направление деятельности - содействие ускорению завершения великого дела обединения родины, возвращение Тайвани КНР, усиление связей с деятелями Гоминдана на Тайвани, в Сянчане (Гонконге) и Аомыне (Макао).

* Демократическая Лига Китая (ДЛК), содзана в 1941 году. Это самая крупная демократическая партия страны. Большинство членов составляют представители творческой интеллигенции, а одна из основных целей ДЛК активное участие в создание в Китае социальной, материальной и духовной культуры.

* Ассоциация демократического национального строительства в Китае (1945 год). В нее входят деятели промышленности и торговли. В своей работе ассоциация делает уопр на организацию консультаций по вопросам экономического совершенствования управления народного хозяйства, подготовку специалистов в этой области. Ассоциация действует совместно со Всекитайской Ассоциацией промышленников и торговцев.

* Китайская Ассоциация содействия развития демократии (1945 год).

Члены ее - деятели культуры и просвещения, издательские работники. Ассоциация ставит задачу активно помогать налаживанию иформационной службы в пограничных районах страны.

* Китайская партия справдливости (1925 год). Это партия проживающих за пределами страны китайцев. Ныне большинство ее членов - репотреанты и родственники китайцев, проживающих за рубежом. Основные направления работы : налаживание связи с эмигрантами, содействие государственным организациям, ведающими делами китайцев за рубежом, работа с репотреантами и многое другое.

* Общество третьего Сентября (1944 год). Современное название партия получила в 1945 году в честь победы над Японией. Члены общества - ученые и специалисты в области естественных и технических наук.

· Лига демократического самоуправления Тайвани. Создана в 1947 году. Главное направлени работы - установка и развитие контактов с соотечественниками, содействие воссоединения Тайваня с Китаем.

59. Развитие государства и права в странах бывших колоний.

Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные колонии, где преобладало "цветное" население, политической автономией не обладали и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских колоний).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

Империя Цин (по имени правящей с 1644 г. маньчжурской династии) была условно-единым, многонациональным государством. Отношения государственного феодализма в нем переплетались со сложной иерархией государственно-клановых связей между маньчжурами и древними (оформившимися еще в период Средневековья) сословиями. На протяжении XIX в. империю потрясали крупные народные возмущения, которые стали внутренним фактором ослабления государственности. Неудачная для маньчжурского правительства опиумная война с Англией (1839–1842 гг.) открыла страну для активного продвижения западного торгового и финансового капитала, а следом – для установления неравноправных отношений полуколониального типа с западными державами, США и усилившейся на Дальнем Востоке Японией.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

I этап – буржуазно-демократический. Лидером являлась Гоминдан.

1946 г. лето– 1949 гг. сентябрь – гражданская война

II этап – народно-демократический (социалистический). Лидер – КПК.

22.1.1 Революция 1911 г. В Китае и провозглашение республики.

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

Распадается феодальная хозяйственная система, но сохраняется феодальная абсолютная монархия

со священным характером власти.

Китай превращается в полуколонию

Династия Цин отказывается от проведения буржуазных реформ

Капиталистический уклад в Китае пробивал себе дорогу в исключительно трудных условиях господства феодальных отношений в сельском хозяйстве, произвола и ограничений со стороны властей, конкуренции иностранного капитала, причем ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики.

ГЛАВНЫМИ ДВИЖУЩИМИ СИЛАМИ РЕВОЛЮЦИИ

Разночинная интеллигенция, национальная буржуазия, тайные крестьянские общества

ОСОБЕННОСТИ:

Падение монархии привело к практическому разрушению единства страны. Китай распадается на север (менее развит в про­мышленном отношении) и на южные провинции.

Гоминьдан (Националь­ная партия) – образован в 1912 г. (возглавил Сунь Ятсен).

Армия, военные губернаторы (милитаристы) северных провинций (первоначально поддержали Юань Шикая)

Ком­мунистическая партия Китая образована в 1921 г. В 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (воз­рожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. В 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. (После смерти Сунь Ятсе­на фактический лидером Гоминьдана Чан Кайши совершил антикоммунистический переворот).

ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ:

1911/1912-1916 гг. –начало революции, провозглашение республики и военная диктатура президента Юань Шикая

1917-1923 гг. - время государственно-политического хаоса в Китае.

1923 гг. - 1928 г. – Восстановление республики, период борьбы за единство страны

ХОД РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ:

1 января 1912 г. состоялось официальное провозглашение Китайской республики, а 12 февраля 1912 г. династия Цинь отреклась от власти. По китайскому календарю события пришлись на начало года «синьхай», поэтому получили название Синьхайской революции.

В марте 1912 г. Нанкинское собрание разработало и одобрило первую конституцию страны, провозгласившую создание демократической республики.

Однако в силу она не вступила (установлена военная диктатура)

Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов - генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов.

В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу - в южных провинциях - сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном.

В январе 1924 г. на I съезде Гоминьдана было оформлено вступление Коммунистической партии Китая в партию Сунь Ятсена (воз­рожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Одновременно обновлена программа Гоминдан в духе «трех начал».

Таким образом, Гоминьдан стал организационной формой единого нацио­нального антиимпериалистического фронта.

В 1923 г. южные провинции (с центром в Гуанчжоу) вновь провозгласили республику. Сунь Ятсен был снова избран ее президентом.

Однако, Центральное правительство в Пекине находилось под контролем военных т. н. Чжилийской и Фынтяньской группировок (из соответствующих северных и центральных провинций) Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил новую конституцию Китая.

1 июля 1925 г. правительство в Гуанчжоу объявило себя единственно законным национальным правительством и начало борьбу за объединение страны

В 1926 году начался поход революционных сил Юга про­тив северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина (в конце 1928 г.). Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Чан Кайши, ставший после смерти Сунь Ятсе­на фактически лидером Гоминдан, совершил в апреле 1927 г. антикоммунистический переворот. Комму­нисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами.

КОНСТИТУЦИЯ 1912 г. (предложена Сунь Ятсеном, принята Национальным собранием) провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности лично­сти, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны пе­реписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т.д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе ниж­ней палаты и сената.

Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом.

КОНСТИТУЦИЯ 10 октября 1923 г полностью повторяла организацию власти, установленную Конституцией 1912 г. Новшество:факически узаконила развитую автономию провинций (по сути Китай превращался в федерацию). Принята центральным правительством в Пекине (военными милитаристами), утверждена парламентом .

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ГОМИНЬДАНА, принятая I съездом в 1924 г.

в основу были положены "три народных принципа" Сунь Ятсена:

"принцип национализма"(стал вы­ражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны).

"принцип народовластия" (содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего наро­да, а не только меньшинства").

"принцип народного благо­состояния" (кроме уравнивания прав на землю были вклю­чены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала).

"ОБЩАЯ ПРО­ГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА" - апрель 1924 г. Сунь Ятсен (изложил свои конституционные взгляды - идеи о "трех периодах" и "пяти властях")

идея о «трех периодах»:

военное правление: все государственные учре­ждения должны контролироваться военной администраци­ей, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны.

политическая опека: на­селение под руководством правительства организует само­управление.

конституционное правление: наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

Поборник принципа разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная )

идея о «пяти властях»:

До­бавил экзаменационную и контрольную власти. Их введение он связывал с китайской тра­дицией, кроме этого считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойствен­ные избирательной системе" для отбора наиболее достой­ных кандидатов на государственные посты.

Таким образом, программные документы на данном этапе носят выраженный буржуазно-демократический характер.

ИТОГИ И ЗНАЧЕНИЕ:

Была свергнута маньчжурская династия и введена республиканская форма правления в Китае.

Китай становиться на буржуазный путь развития.

Однако не была ликвидирована феодальная система землевладения, хотя в отдельных программах революционных преобразований существовали положения о необходимости освобождения земельных участков от феодальных податей.

К началу XX в. Китай сохранил практически неизменным сложившийся в XVII– начале XVIII в., после маньчжурского завоевания, государственный и социально-правовой строй. Империя Цин (по имени правящей с 1644 г. маньчжурской династии) была условно-единым, многонациональным государством. Отношение государственного феодализма в нем переплетались со сложной иерархией государственно-клановых связей между маньчжурами и древними (оформившимися еще в период Средневековья) сословиями. На протяжении XX в. империю потрясали крупные народные возмущения, которые стали фактором ослабления государственности.

В июне 1850 г. началась крестьянская война, получившая название «Тайпинское восстание», или Великая крестьянская война (тайпины – китайские крестьяне). Восставшие вскоре захватили значительную часть страны.

Власть тайпинов продержалась до июля 1864 г., когда Нанкин был штурмом взят цинскими войсками.

После поражения тайпинов правящие круги империи Цин вынуждены были пойти на ряд реформ. В 1862 г. была провозглашена политика «самоусиления», которая означала установление контактов с иностранцами, восприятие лучших зарубежных достижений. Китайская армия была реорганизована, развернулась строительство заводов, верфей и арсеналов. В то же время эта политика содействовала широкому проникновению в Китай иностранных государств.

Этот период (1898 г.) вошел в историю Китая под названием «Сто дней реформ». Однако реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, который совершила императрица Цы Си, сосредоточившая в своих руках верховную власть в Китае с 1861 по 1908 гг. К этому времени экономика страны окончательно пришла в упадок.

В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. Хотя в 1906 г. правительство издало указ о подготовке конституции и создало бюро законодательных реформ, Цинскую династию уже невозможно было спасти. В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в единую партию – Китайский революционный союз (Лигу), президентом который был избран Сунь Ятсен. Сунь Ятсен провозгласил три ключевых принципа деятельности партии: национализм, демократия и народное благоденствие.

10 октября 1911 г. в г. Учане восстал саперный батальон, руководимый активистами Лиги. 25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран временным президентом Китая, и вскоре была принята первая в Китае временная конституция 1912 г. Она декларировала равные права всех граждан,избирательноеправо женщин, свободу слова и печати, собраний и организаций, вероисповедания, выбора места жительства, провозглашала создание ответственного перед парламентом правительства. В соответствии с конституцией в Китае устанавливалась республиканская форма правления, главой которой являлся президент. Законодательную власть получал парламент, состоявший из двух палат: Сената и Палаты представителей. Главнокомандующий контрреволюционными силами лидер правого крыла буржуазии Юань Шикай занял пост президента, сместив Сунь Ятсена, и увеличил срок президентских полномочий до 10 лет. Либеральная буржуазия стремилась к скорейшему завершению революции и поэтому пошла на союз с Юань Шикаем. Сунь Ятсен в ответ организовал новую партию – Гоминьдан (Единая национальная партия).

Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков. Гоминьдан не смог противостоять нападению агрессора, и Япония заняла значительную часть Восточного Китая. Остальная часть территории страны контролировалась объединенными революционными силами, и 7 ноября 1930 г. здесь открылся I съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов. Съезд избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном – руководителем образованной еще в 1920 Коммунистической партии Китая (КПК). .

Вся политика правовая история Китая, начиная с 1921 и по 1949 гг. пронизана противостоянием Гоминьдана и КПК в борьбе за создание единого национального государства Китая. Несмотря на то, что они ориентировались на разные модели государства (буржуазное и социалистическое). Однако объективно их интересы их совпадали в одном – в борьбе против экспансии японского и западного империализма. Гоминьдан контролировал только ряд провинции Южного Китая. Северные провинции были под властью военных. В соответствии с доктриной Сунь Ятсена необходимо было объединить Китай и установить военное правление. Однако 12 марта 1925 г. на переговорах о национальном примирении с КПК Сунь Ятсен умер. Но с согласия западных держав Чан Кайши организовал 12 апреля 1927 г. контрреволюционный переворот в городах Нанкин, Шанхай и Кантон. В июле 1927 г. КПК объявлена вне закона.




Чан Кайши фактически стал диктатором. Принятые в 1931 г. новые законы об организации центральных правительственных учреждений отдавали всю полноту власти Председателю национального правительства, то есть Чан Кайши.

В 1932 г. японские захватчики создали на севере-востоке Китая «независимое» марионеточное государство Маньчжоу- го объявил войну Японии . Чан Кайши был вынужден заключить соглашение с КПК о перемирии и сотрудничестве.

В 1937 г. окончилась гражданская война, был создан единый антияпонский фронт. В 1945 г. Квантунская армия была разгромлена Советской Армией, а Народная армия Китая развернула наступательные операции по окончательному освобождению страны. Соперничество же Гоминьдана и Компартии привело к новой гражданской войне, которая длилась три года (1946 – 1949 гг.).

1 октября 1949 г. Народная политическая консультативная конференция торжественно провозгласила создание Китайской Народной Республики. Высшим органом государственной власти в стране был объявлен Центральный народный правительственный Совет. Он сформировал другие центральные государственные органы: Государственный административный совет, Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Эти органы составили центральное народное правительство КНР. Председателем ЦНПС стал Мао Цзэдун.

15 сентября 1954 г. была принята Конституция КНР, которая, подобно Конституции СССР 1936 г., юридически закрепила главные положения генеральной линии Коммунистической партии Китая.

Конституция 1954 г. ставила задачу построения социалистического общества.

В мае 1958 г. на VIII съезде КПК было принято о новой генеральной линии партии – «большом скачке». Мао выдвинул лозунг: «Десять лет упорного труда – десять тысяч лет счастья». Однако «большой скачок» провалился, и Мао был отстранен от власти, которая перешла к технократам во главе с Председателем КНР Лю Шаоци. В 1966 г. Мао, оперевшись на революционную молодежь и армию, вернул себе власть.

С 1966 по 1976 гг. проходила наиболее деструктивная кампания - «пролетарская культурная революция», которая должна была изменить моральный облик всего общества. Ее цель – установить контроль над пролетариатом в таких важных сферах, как образование, культура, искусство, печать. Одновременно культурная революция – революция политическая, укрепляющая диктатуру пролетариата посредством восстановления подлинно революционной партии, очищения от руководителей, «вступивших на капиталистический путь». Законодательное закрепление политики культурной революции произошло в Конституции 1975 г.

После смерти Мао Цзэдуна в 1977 г. начинается реализация новой политики – политики модернизации тоталитарно-бюрократического общества в Китае, во главе с Дэн Сяопином. Реформы должны были интегрировать элементы рыночной экономики в социалистическое государство, при сохранении руководящей роли КПК.

В соответствии с последней, ныне действующей Конституцией КНР 1982 г., политическая сущность государства определяется как «демократическая диктатура народа». Подчеркивается, что по существу диктатура народа является диктатурой пролетариата. В Конституции предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан.

Китайское право, правосознание китайского гражданина уникально. Особой спецификой обладает правовая система современного ки­тайского государства. В основе формирования и развития китайского права, включая современную правовую систему КНР, лежат глубокие исторические традиции, обычаи и нравственные категории, знание которых по­зволяет зарубежным исследователям понимать внутренние меха­низмы, составляющие основу правотворческого процесса китай­ского государства, отношение простого китайца к Праву и Закону.

Особое значение для Китая имела конфуцианская этика, которая лежала в основе права, а иногда и заменяла его. Как противоположность нравственному учению Конфуция, возникший лигизм установил жесткую систему ответственности за совершаемые нарушения правовых предписаний. Современная правовая система Китая также включает в себя характерные черты пра­ва стран социалистической системы, нормы традиционного (древ­некитайского) права и некоторые принципы, нормы международ­ного права. Кроме того, уникальность правовой системы определяется тем, что на территории одного из районов государства действуют англосаксонское право (Гонконг), и право Цинской империи, а также гонконгское законодательства и законодательные акты КНР. Характерной самоидентичностью обладают правовые системы Макао (португальское право) и Тайваня, (традиционное китайское право, романо-германское с элементами англосаксонского права)

Правовая система современного китайского го­сударства всвоем развитии прошла несколько эта­пов, каждому из которых присущи отличительные черты и системообразующие акты правотворче­ства. На первом этапе (1949-1966) был заложен фун­дамент китайской государственности, и, как след­ствие, правовой системы нового Китая. КНР была образована 01.10.1949 в результате победы ком­мунистической партии над противоборствующей стороной в длительной гражданской войне - пар­тией Гоминьдан (Национальная партия).

Первая китайская Конституция, пер­вые законы КНР - всё разрабатывалось и принималось при непо­средственном участии советских специалистов. Не только законо­дательство, но сам фундамент юридической науки КНР был зало­жен советскими специалистами

Несмотря на активизацию правотворческого процесса после при­нятия первой китайской Конституции 1954 г., в стране таки не было принято ни единого кодифицированного акта правотворчества. Даже принятый для опытного применения в 1957 г. Уголовный кодекс нигде не публиковался и был лишь закрытой инструкцией для су­дебных и прокурорских работников. Поэтому не существовало и сколько-нибудь целостной системы права, а сам процесс создания правовых основ государства был далек от своего завершения. Усугубила ситуацию в правовой системе КНР «великая культурная революция» (1966 – 1976 гг.)

После смерти Мао Цзэдуна начался процесс восстановления правовой системы страны.

Принятие основополагаю­щих правовых документов, семьдесят процентов которых было направлено на регулирование экономической сферы, позволило сделать успешным реформирование государства.

Китай не спешит с принятием некоторых важных для правовой системы государ­ства кодифицированных актов правотворчества. В то же время оперативное принятие законодательных актов для закрепления решений руководства страны является характерной чертой правовой системой КНР.

В правосознании китайского гражданина берет верх стремление «сохранить лицо», не подвергнуться осуждению со стороны родственни­ков и знакомых, желание соответствовать общепринятым нормам морали. Китаец старается «стоять на почтительном рас­стоянии» от права, в своем поведении руководствуется, как пра­вило, не юридическими нормами. Обращение в суд, в случае каких- то споров, китаец считает самым последним делом. Поэтому существующая судебная система в основном видит свое назначение в достижении компромисса между сторонами спора.

Все это сви­детельствует о невысокой роли Права и Закона в истории ки­тайской государственности.

Китайское законодательство достаточно жестко реагирует на любого рода нарушения правовых норм. Широким применени­ем наказания власти китайского государства стараются сдер­живать полутора миллиардное население в рамках существу­ющих правовых предписаний. Концепция наказательного ха­рактера китайского права является доминирующей в китай­ском обществе и в среде китайских юристов. Не случайно, что в китайском обществе практически нет дискуссий о целесоо­бразности применения высшей меры наказания к особо опас­ным преступникам, активно применяется институт уголовной ответственности юридических лиц, ведется жесткая борьба с коррупцией. В общем плане законы Китая не определяют сфе­ру свободы личности, а в основном дополняют жесткими ре­прессивными санкциями традиционные принципы повинове­ния власти, осуществляя регулирование общественных отно­шений не «горизонтально», а «вертикально».

[1] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 1999; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. Н. А. Крашенинникова. — М.: Зерцало, 2000.

[2] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / сост. В. А. Томсинов. — М.: Зерцало, 1999; Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / сост. Н. А. Крашенинникова. — М.: Зерцало, 2000.

В результате Синьхайской революции была свергнута маньчжурская династия и введена республиканская форма правления в Китае. Однако не была ликвидирована феодальная система землевладения, хотя в отдельных программах революционных преобразований существовали положения о необходимости освобождения земельных участков от феодальных податей.

В течение последующего десятилетия - - с 1917 по 1924 гг. - - в стране создается и набирает политический вес коммунистическая партия, противостоявшая популярному в те годы гоминьдану (Единой национальной партии Китая). В ходе революции 1925- -1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление - - под эгидой компартии в Китае организуются первые советские районы. Хотя революция с помощью иностранных держав была жестоко подавлена, опыт советского строительства в Китае продолжился в течение 1931- -1935 гг., когда на Китай напала Япония. Именно тогда создается проект Конституционной программы Китайской советской республики, не воплощенный в жизнь из-за трудностей военного времени.

К 1934 г. под контролем коммунистов находились уже шесть крупных районов Китая, организованных по советскому принципу. Лидер компартии Мао Цзэдун, возглавлявший ЦК КПК, провозгласил курс на оказание эффективного сопротивления японской агрессии, который принес коммунистам немалые политические дивиденды - - в противовес гоминьдану, по существу превратившемуся в те годы в однопартийную диктатуру (табл. 23).

К середине 40-х гг. на территории Китая сложился дуализм государственного строя: официальное гоминьдановское правительство контролировало территорию, где проживало около 70% населения, но в то же время коммунистическая партия взяла под свой контроль в лице «народных правительств» остальные 30% . Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, которая закончилась провозглашением Китайской Народной Республики (КНР) в сентябре 1949 г.

В провозглашенной республике почти сразу же была издана Директива об отмене гоминьдановской «Полной книги шести законов», поскольку Мао Цзэдун заявил: «Если есть программы или законы - - следует руководствоваться ими, а если нет - - то надо руководствоваться политическими установками новой демократии». В этот период принимаются: Закон о земельной реформе, на основе которого была осуществлена конфискация земель помещиков, а также скота и инвентаря, причем все это распределялось между «нуждающимися» крестьянами. Закон о браке признавал свободу вступления в брак и принцип единобрачия. Был также принят Закон о судах и прокуратуре - - они строились по образцу Советского Союза.

Таблица 23. Китай после второй мировой войны был фактически разделен на две части:

Северо-Восточный Китай под контролем коммунистов;

остальная часть - - под контролем гоминьдана (национальной народной партии).

1946- -1949 гг. - - гражданская война. Победа КПК над Гоминьданом Образование

Китайской народной республики (КНР) - - 1 октября 1949 г.

1. Аграрная реформа (ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение земли).

2. Кооперирование сельского хозяйства.

3. Тотальная индустриализация КОНСТИТУЦИЯ 1954г.

Китай - - унитарное государство с ограниченной автономией национальных окраин.

Политическая власть принадлежит КПК во главе с Мао Цзэдуном.

Высшим органом власти до принятия новой конституции являлся Центральный народный правительственный Совет. Высший исполнительный орган в то время - - Административный совет КНР.

Параллельно с разработкой новой Конституции в Китае по инициативе правящей партии коммунистов развернулась борьба против «3-х зол» в партии (коррупция; расточительство; бюрократизм) и «5-ти зол» в среде буржуазии (подкуп работников госаппарата; уклонение от уплаты налогов; хищение государственной собственности; махинации с госзаказами; хищение экономической информации и использование её в спекулятивных целях). В итоге кампании физически было уничтожено около 4,5 % сотрудников госаппарата, а в рамках борьбы с контрреволюцией пострадало около 800 тысяч человек.

Судебная система в то время изобиловала «чрезвычайными судами» - -военными и народными трибуналами, причем народные суды, как и в СССР, находились в «двойном подчинении» - - подчинялись вышестоящему суду и народному правительству (табл. 24).

В сентябре 1954 г. принимается Конституция КНР, согласно которой высшая власть была предоставлена Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП), а исполнительным органом стал Государственный совет КНР. Конституция была юридически полноценным документом, содержавшим 106 статей, среди которых были главы о правах и свободах граждан, об организации политической системы.

Таблица 24. Новая генеральная линия (1958 г.)

Ускорение экономического развития, осуществление "большого скачка" и построение коммунистического общества.

В сельском хозяйстве ? создание "народных коммун" (полное обобществление, уравнительный принцип распределения, жесткая регламентация жизни).

В промышленности ? ускорение индустриализации путем строительства мелких предприятий с полукустарной технологией.

Во внешней политике ? необходимость «ускорения хода мировой революции». Крах "большого скачка"

- падение производства сельскохозяйственной продукции, сокращение промышленного производства, голод в стране.

оппозиции ? "Культурная революция"

1965 г. - - Мао Цзэдун призвал молодежь к революционному насилию для борьбы с оппозицией. "Красные охранники" и "бунтари" громили партийные комитеты и министерства; захватывали предприятия и вузы, сжигали книги, преследовали интеллигенцию. Массовое насилие, всеобщий хаос. 1967 г. - - по распоряжению Мао Цзэдуна ситуацию под свой контроль взяла армия.

1975 г. - - Конституция КНР, по существу политическое завещание Мао Цзэдуна.

1976 г. - - смерть Мао Цзэдуна.

1978 г. - - Конституция КНР, носившая характер политико-правового компромисса.

Однако сразу же в реальной жизни Китая наметился отход от цивилизованной правовой политики, поскольку на неопределенное время было отложено принятие столь необходимых республике кодексов. Взамен принимаются неправовые акты вроде «Постановления о трудовом воспитании», начинаются массированные репрессии и кампании, среди которых - - кампания «большого скачка», когда взамен привычных китайцам кооперативов насильственно создаются коммуны, в которых форсированно обобществлялась собственность.

В течение 1966-1976 гг. в КНР проводилась так называемая «культурная революция», в процессе которой родились лозунги «Бунт - - дело правое» или «Винтовка рождает власть», напрочь исключившие саму возможность решения проблем общества правовыми методами. В августе 1966 г. было принято беспрецедентное по беззаконию и цинизму решение-«индульгенция», которое освободило «революционных учащихся» - - хунвэйбинов - - от любых административных и уголовных наказаний за правонарушения и преступления (рис. 7).

За десятилетие «культурной революции» КНР пережила четыре чистки госаппарата, т.к., по мнению Мао Цзэдуна, следовало расширять классовую борьбу с лицами, стоящими у власти, но идущими по капиталистическому пути. Общее число пострадавших за годы «культурной революции» - - 100 миллионов человек. Дальнейший ход событий показан в табл. 25.

Только с середины 70-х гг. XX в. в стране начинается постепенное возвращение к канонам древнекитайской школы легистов, когда закон провозглашался высшей нормой государственной жизни.

Таблица 25. "Прагматики" у власти (с 1978 г.)

1. Отказ от неоправданных «больших скачков» по направлению к коммунизму.

2. Сосредоточение усилий на практической работе по вхождению Китая в число передовых стран.

Лидер "прагматиков" - - Дэн Сяопин (инициатор курса проведения реформ и строительства "социализма с китайской спецификой"). Внутренняя политика "прагматиков"

1. Критика "культурной революции" и частично идей Мао Цзедуна.

2. Реабилитация репрессированных.

3. Восстановление работы государственных и общественных организаций. Внешняя политика "прагматиков"

? Укрепление и расширение связей со странами Запада.

? Прямой военный конфликт с Вьетнамом из-за Кампучии.

? СССР рассматривался Китаем как главный источник международной напряженности (советская интервенция в Афганистане и т.д.).

? Солидарность с жестким антисоветским курсом Р. Рейгана. 1985 г. - - Условия для нейтрализации отношений с СССР: вывод советских войск из Афганистана, вьетнамских - из Кампучии. Ослабление военного потенциала СССР на границе с Китаем.

1989 г. - - Визит М.С. Горбачева в КНР. Нормализация советско-китайских отношений.

Продолжение табл. 25. Движение за демократию

1989 г. - - события на площади Тяньаньмынь в Пекине (студенческие требования последовательной демократизации, расширения прав и свобод). Демонстрации в поддержку студенческих волнений. Жестокое подавление выступления. ? Ужесточение режима

в 90-х гг. не привело к свертыванию экономических реформ. Сохранение тоталитарного политического строя и ведущей роли государственного сектора в экономике Китая имеют место, но при этом - - развитие рыночных отношений, сохранение внешнеэкономической открытости страны.

В 1975 г. принимается маоистская Конституция, более напоминавшая политическое декларативное завещание, чем нормативный акт. В конституции содержалось около 30 статей, пропагандировавших правила неустанного ведения классовой и производственной борьбы.

Через несколько лет после смерти бессменного лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна, в 1978 г. была принята еще одна Конституция КНР, в которой были восстановлены судебные органы и органы прокуратуры, а также был достаточно чётко определен статус органов государственной власти и управления. Конституция носила явно компромиссный характер, но вскоре после ее принятия (в 1979 г.) вступили в силу Уголовный, Уголовно-процессуальный и Лесной кодексы КНР.

Закон о браке 1980 г. установил преимущества для семей с одним ребенком, а также нормативно закрепил планирование деторождения в Китае.

Ныне действующая Конституция КНР вступила в силу в 1982 г., и именно она в наибольшей степени способствовала преодолению правового нигилизма в стране. В Конституции был предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан Китайской народной республики. Под руководством высшего должностного лица государства - - Председателя КНР - - работает Государственный совет. Высшим представительным органом по-прежнему является ВСНП.

Вторая половина 90-х гг. была ознаменована принятием Трудового кодекса КНР (1995 г.); новой редакции УК (1997 г.), а также новой редакцией УПК (1996 г.).

В результате Синьхайской революции была свергнута маньчжурская династия и введена республиканская форма правления в Китае. Однако не была ликвидирована феодальная система землевладения, хотя в отдельных программах революционных преобразований существовали положения о необходимости освобождения земельных участков от феодальных податей.

В течение последующего десятилетия - - с 1917 по 1924 гг. - - в стране создается и набирает политический вес коммунистическая партия, противостоявшая популярному в те годы гоминьдану (Единой национальной партии Китая). В ходе революции 1925- -1927 гг., которая проходила под лозунгами о необходимости урегулировать арендные и налоговые отношения в деревне; организовать крестьянское самоуправление - - под эгидой компартии в Китае организуются первые советские районы. Хотя революция с помощью иностранных держав была жестоко подавлена, опыт советского строительства в Китае продолжился в течение 1931- -1935 гг., когда на Китай напала Япония. Именно тогда создается проект Конституционной программы Китайской советской республики, не воплощенный в жизнь из-за трудностей военного времени.

К 1934 г. под контролем коммунистов находились уже шесть крупных районов Китая, организованных по советскому принципу. Лидер компартии Мао Цзэдун, возглавлявший ЦК КПК, провозгласил курс на оказание эффективного сопротивления японской агрессии, который принес коммунистам немалые политические дивиденды - - в противовес гоминьдану, по существу превратившемуся в те годы в однопартийную диктатуру (табл. 23).

К середине 40-х гг. на территории Китая сложился дуализм государственного строя: официальное гоминьдановское правительство контролировало территорию, где проживало около 70% населения, но в то же время коммунистическая партия взяла под свой контроль в лице «народных правительств» остальные 30% . Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, которая закончилась провозглашением Китайской Народной Республики (КНР) в сентябре 1949 г.

В провозглашенной республике почти сразу же была издана Директива об отмене гоминьдановской «Полной книги шести законов», поскольку Мао Цзэдун заявил: «Если есть программы или законы - - следует руководствоваться ими, а если нет - - то надо руководствоваться политическими установками новой демократии». В этот период принимаются: Закон о земельной реформе, на основе которого была осуществлена конфискация земель помещиков, а также скота и инвентаря, причем все это распределялось между «нуждающимися» крестьянами. Закон о браке признавал свободу вступления в брак и принцип единобрачия. Был также принят Закон о судах и прокуратуре - - они строились по образцу Советского Союза.

Таблица 23. Китай после второй мировой войны был фактически разделен на две части:

Северо-Восточный Китай под контролем коммунистов;

остальная часть - - под контролем гоминьдана (национальной народной партии).

1946- -1949 гг. - - гражданская война. Победа КПК над Гоминьданом Образование

Китайской народной республики (КНР) - - 1 октября 1949 г.

1. Аграрная реформа (ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение земли).

2. Кооперирование сельского хозяйства.

3. Тотальная индустриализация КОНСТИТУЦИЯ 1954г.

Китай - - унитарное государство с ограниченной автономией национальных окраин.

Политическая власть принадлежит КПК во главе с Мао Цзэдуном.

Высшим органом власти до принятия новой конституции являлся Центральный народный правительственный Совет. Высший исполнительный орган в то время - - Административный совет КНР.

Параллельно с разработкой новой Конституции в Китае по инициативе правящей партии коммунистов развернулась борьба против «3-х зол» в партии (коррупция; расточительство; бюрократизм) и «5-ти зол» в среде буржуазии (подкуп работников госаппарата; уклонение от уплаты налогов; хищение государственной собственности; махинации с госзаказами; хищение экономической информации и использование её в спекулятивных целях). В итоге кампании физически было уничтожено около 4,5 % сотрудников госаппарата, а в рамках борьбы с контрреволюцией пострадало около 800 тысяч человек.

Судебная система в то время изобиловала «чрезвычайными судами» - -военными и народными трибуналами, причем народные суды, как и в СССР, находились в «двойном подчинении» - - подчинялись вышестоящему суду и народному правительству (табл. 24).

В сентябре 1954 г. принимается Конституция КНР, согласно которой высшая власть была предоставлена Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП), а исполнительным органом стал Государственный совет КНР. Конституция была юридически полноценным документом, содержавшим 106 статей, среди которых были главы о правах и свободах граждан, об организации политической системы.

Таблица 24. Новая генеральная линия (1958 г.)

Ускорение экономического развития, осуществление "большого скачка" и построение коммунистического общества.

В сельском хозяйстве ? создание "народных коммун" (полное обобществление, уравнительный принцип распределения, жесткая регламентация жизни).

В промышленности ? ускорение индустриализации путем строительства мелких предприятий с полукустарной технологией.

Во внешней политике ? необходимость «ускорения хода мировой революции». Крах "большого скачка"

- падение производства сельскохозяйственной продукции, сокращение промышленного производства, голод в стране.

оппозиции ? "Культурная революция"

1965 г. - - Мао Цзэдун призвал молодежь к революционному насилию для борьбы с оппозицией. "Красные охранники" и "бунтари" громили партийные комитеты и министерства; захватывали предприятия и вузы, сжигали книги, преследовали интеллигенцию. Массовое насилие, всеобщий хаос. 1967 г. - - по распоряжению Мао Цзэдуна ситуацию под свой контроль взяла армия.

1975 г. - - Конституция КНР, по существу политическое завещание Мао Цзэдуна.

1976 г. - - смерть Мао Цзэдуна.

1978 г. - - Конституция КНР, носившая характер политико-правового компромисса.

Однако сразу же в реальной жизни Китая наметился отход от цивилизованной правовой политики, поскольку на неопределенное время было отложено принятие столь необходимых республике кодексов. Взамен принимаются неправовые акты вроде «Постановления о трудовом воспитании», начинаются массированные репрессии и кампании, среди которых - - кампания «большого скачка», когда взамен привычных китайцам кооперативов насильственно создаются коммуны, в которых форсированно обобществлялась собственность.

В течение 1966-1976 гг. в КНР проводилась так называемая «культурная революция», в процессе которой родились лозунги «Бунт - - дело правое» или «Винтовка рождает власть», напрочь исключившие саму возможность решения проблем общества правовыми методами. В августе 1966 г. было принято беспрецедентное по беззаконию и цинизму решение-«индульгенция», которое освободило «революционных учащихся» - - хунвэйбинов - - от любых административных и уголовных наказаний за правонарушения и преступления (рис. 7).

За десятилетие «культурной революции» КНР пережила четыре чистки госаппарата, т.к., по мнению Мао Цзэдуна, следовало расширять классовую борьбу с лицами, стоящими у власти, но идущими по капиталистическому пути. Общее число пострадавших за годы «культурной революции» - - 100 миллионов человек. Дальнейший ход событий показан в табл. 25.

Только с середины 70-х гг. XX в. в стране начинается постепенное возвращение к канонам древнекитайской школы легистов, когда закон провозглашался высшей нормой государственной жизни.

Таблица 25. "Прагматики" у власти (с 1978 г.)

1. Отказ от неоправданных «больших скачков» по направлению к коммунизму.

2. Сосредоточение усилий на практической работе по вхождению Китая в число передовых стран.

Лидер "прагматиков" - - Дэн Сяопин (инициатор курса проведения реформ и строительства "социализма с китайской спецификой"). Внутренняя политика "прагматиков"

1. Критика "культурной революции" и частично идей Мао Цзедуна.

2. Реабилитация репрессированных.

3. Восстановление работы государственных и общественных организаций. Внешняя политика "прагматиков"

? Укрепление и расширение связей со странами Запада.

? Прямой военный конфликт с Вьетнамом из-за Кампучии.

? СССР рассматривался Китаем как главный источник международной напряженности (советская интервенция в Афганистане и т.д.).

? Солидарность с жестким антисоветским курсом Р. Рейгана. 1985 г. - - Условия для нейтрализации отношений с СССР: вывод советских войск из Афганистана, вьетнамских - из Кампучии. Ослабление военного потенциала СССР на границе с Китаем.

1989 г. - - Визит М.С. Горбачева в КНР. Нормализация советско-китайских отношений.

Продолжение табл. 25. Движение за демократию

1989 г. - - события на площади Тяньаньмынь в Пекине (студенческие требования последовательной демократизации, расширения прав и свобод). Демонстрации в поддержку студенческих волнений. Жестокое подавление выступления. ? Ужесточение режима

в 90-х гг. не привело к свертыванию экономических реформ. Сохранение тоталитарного политического строя и ведущей роли государственного сектора в экономике Китая имеют место, но при этом - - развитие рыночных отношений, сохранение внешнеэкономической открытости страны.

В 1975 г. принимается маоистская Конституция, более напоминавшая политическое декларативное завещание, чем нормативный акт. В конституции содержалось около 30 статей, пропагандировавших правила неустанного ведения классовой и производственной борьбы.

Через несколько лет после смерти бессменного лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна, в 1978 г. была принята еще одна Конституция КНР, в которой были восстановлены судебные органы и органы прокуратуры, а также был достаточно чётко определен статус органов государственной власти и управления. Конституция носила явно компромиссный характер, но вскоре после ее принятия (в 1979 г.) вступили в силу Уголовный, Уголовно-процессуальный и Лесной кодексы КНР.

Закон о браке 1980 г. установил преимущества для семей с одним ребенком, а также нормативно закрепил планирование деторождения в Китае.

Ныне действующая Конституция КНР вступила в силу в 1982 г., и именно она в наибольшей степени способствовала преодолению правового нигилизма в стране. В Конституции был предусмотрен широкий спектр прав и обязанностей граждан Китайской народной республики. Под руководством высшего должностного лица государства - - Председателя КНР - - работает Государственный совет. Высшим представительным органом по-прежнему является ВСНП.

Вторая половина 90-х гг. была ознаменована принятием Трудового кодекса КНР (1995 г.); новой редакции УК (1997 г.), а также новой редакцией УПК (1996 г.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: