Особенности развития феодального государства и права в китае

Обновлено: 24.04.2024

1. В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господству­ющими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодаль­ная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное зем­левладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях В социальной структуре Китая выделялись три сословно-классовые группы: 1) благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. 2) добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мел­кие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

3/ дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права. При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановни­ки. Совет возглавляли два канцлера - левый (старший) и пра­вый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, кото­рые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даосским монастырям).Договор купли-продажи Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, тре­бовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем пал­ками. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продавае­мый человек с рождения был лично свободен.Семейное право в Китае (а также гражданское и другие отрасли частного права) базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за про­ ступки перед родителями и старшими в роде.Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появле­ние мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предус­матривавшее согласие отца. Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайс­кий брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог тре­бовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочте­ния к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.Наследование. Отдельно наследо­вались чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и иму­щество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужскойлинии. Отец не имел права лишить сына наследства, а также увеличить долю одного сына за счет другого. В области средневекового уголовного права, что все должны быть равны перед законом: конфуцианцы утверждали, что наследственная аристократия и администрация должны стоять над законом.Классификация преступлений в зависимости от их общественной опас­ности основывалась на концепции "десяти зол": первой, второй и третьей формами зла считались преступные посягатёльства против императора - заговор о мятеже против государя, непо­корство и измена; четвертой - преступления против близких родственников, пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. шестой - преступления, связанные с нарушением особо значимых зап­ретов, седьмая, восьмая, девятая и десятая формы зла были связаны с защи­той нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве осно­вы социального порядка.Судебный процесс носил инквизиционный характер.Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпев­шего в уездный суд, составленной по определенной форме. До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа. Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи ис­ходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные став­ки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троек­ратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвини­телю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть при­знано сомнительным .Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.

Сословно-классовая структура.Японское феодальное общество делилось на 4 сословия «си-но-ко-се»: самураи(си), крестьяне(но), ремесленники (ко), торговцы(се).

Основные черты права Японии.

Уголовное право состоял из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др. В Японии выделялись «8 злодеяний» (в Китае — «10 злодеяний»), в число которых входили прежде всего преступления против императорской вла­сти.

Пятичленная система наказаний включала в себя: 1) смерт­ную казнь через повешение или обезглавливание; 2) ссылку с каторжными работами и без таковых; 3) каторгу; 4) битье пал­ками (от 60 до 100 ударов); 5) сечение розгами (от 10 до 50 уда­ров). Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились. От наказания можно было откупиться.

Регулирование имущественных отношений. Три формы собственности: казенная, общественная и большесемейная.существовал резервный государственный фонд земель из которых выдавались «наградные участки» за услуги перед государством.

Брачно-семейные отношения. Оно связано с религией. Браки заключались семьями, согласие родителей и близких родственников которых обязательно. Требовался статус жениха и невесты, непорочность добрачных отношений. Развод решался при определенных обстоятельствах, например убийства, избиение родителей и других родственников мужа или жены. На развод должны дать согласие родители, должны подписать бумагу «разводную бумагу».

Суд.Судебное дело начиналось с следствия. Практиковались доносы, тайные и публичные. Следователи не должны высказываться о виновности и невиновности подсудимого.

Государственные суды не были отделены от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту приписки ист­ца, например в уездном управлении или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении. Под­судность дела определялась как по месту совершения преступ­ления, так и по степени его важности, тяжести возможного на­казания. В ведении ведомства наказания было два управления: управ­ление взысканий, проводящее конфискацию имущества и взы­скивающее штрафы в пользу казны, и тюремное управление, осуществляющее надзор за подследственными, за принудитель­ными работами заключенных, за исполнением приговоров. В обязательном порядке в ведомство юстиции передавались де­ла, сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением чиновников с исключением их из списков. Неко­торые дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законо­ведов-следователей дополнительное расследование и прекра­щать их.

Эта административно-судебная система почти полностью была ликвидирована, как указывалось выше, после установле­ния в Японии порядков бакуфу.

37) Город и городское право периода феодализма. Борьба городов с сеньорами. История средневековых городов — это борьба городского населения как за личную свободу и иные вольности и привиле­гии, так и за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба особенно характерна для XI—XIII вв., т. е. того периода, когда еще не получил силу про­цесс политической централизации и повсеместного усиления королевской власти. Политическая автономия городов в фео­дальном мире достигалась разными средствами: от вооружен­ной борьбы до простой покупки права самоуправления. Поли­тико-правовой статус городов в разных странах в зависимости от конкретных исторических условий, от силы королевской власти отличался многообразием форм и видов. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, т. е. полного самоуправления. Отдельным городам, особенно при слабости центральной государственной власти, например в Италии, удалось приобрести статус самостоятельного города-государства. В таких городах-государствах устанавливалась обычно форма городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и т. д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные размеры и сравнительно несложную систему управления, суда и т. д., занимали важное место в международной торговле и тем самым приобретали все больший политический вес на европей­ской арене. Даже в тех случаях, когда городские советы в этих карликовых республиках оказывались в руках местной олигар­хии, аристократии, плутократии и т. д., города, будучи провод­никами античных демократических традиций, уже самим своим существованием подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственно-пра­вовой жизни.

Несмотря на характерную, особенно для определенных пе­риодов западноевропейского Средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что коро­левская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздроблен­ности, являлась единственным общепризнанным представите­лем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осу­ществляло общесоциальные функции (поддержание мира, тра­диционного правового порядка и т. д.). В Средние века в стра­нах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европей­ской культуры и цивилизации.

Воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов: 1) податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю; 2) податные второго разряда — все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадминистративных; надзорно-контрольных; судебных; военно-командных. Состав системы государственного управления средневекового Китая: 1)император; 2)Государственный совет; 3)канцлеры - левый (старший) и правый (младший); 1) - 6 ведомств (министерств): чинов (назначений); обрядов; налогов (доходов); военное; судебное (наказаний); общественных работ. Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ. Возглавлявший этот аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую законодательную и судебную власть. Трон переходил по наследству старшему сыну императора, другие сыновья получали княжества - уделы, земли которых считались их собственностью. Императорский двор, включавший большое число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государственном управлении. Одновременно развивался и усложнялся специальный иерархически организованный центральный аппарат чиновников, на вершине которого находились, как и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных министерств, а также цензората, высшего надзорно-контрольного органа, и пяти комиссариатов, высших военно-командных органов. Местное управление Империя Тан включала десять провинций (дао) - области (чжоу) - уезды (сянь). Все адм. единицы различались по размерам сумм уплачиваемых налогов и соответственно делились на категории, что отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, назначаемых из центра и контролировавшихся им. В провинции действовала триада управленческих органов: адм., военных и надзорно-контрольных, во главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких рангов. Суд в средневековом Китае В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах адм-х, выполняющих судебные функции. Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию, где действовали особые судебно-правительственные органы: 1)"управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел; 2)"управа по военным делам", где расследовались дела военных; 3)"управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения. Армия средневекового государства в Китае В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью. С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена. В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти. Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство. Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом.

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image








Не жди, чтобы другой проявил к тебе любовь, но сам стремись к нему и начни первый, так как тогда ты приобретешь награду и за его любовь. © Иоанн Златоуст ==> читать все изречения.

Китайское феодальное государство прошло в своем развитии и периоды централизации, и периоды раздробленности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, сохраняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.

Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладельческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти императора наследник престола был малолетним, устанавливалось регентство.

Личность императора обожествлялась, он по-прежнему считался "Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в истории феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок.

Центральные органы власти и управления строились следующим образом.

Первоначально все нити государственного управления были сосредоточены в руках одного лица-цзайсяна. Но в период Тан (618906 гг.) на первое место выдвигаются, превращаясь в высшие правительственные органы, три палаты (шэн). Главы трех этих палат сообща управляли делами государства. Причем особая роль принадлежала главе Палаты государственных дел. Он ведал всеми чиновниками, руководил работой государственного аппарата. В его распоряжении находилось два помощника. При монголах (династия Юань XIII в.) центральным административным органом империи становится Великий императорский секретариат. Однако с утверждением Минской династии (13681644гг.) была проведена определенная реорганизация. Власть сосредоточивается в руках императора, и все назначения на должности исходят отныне только от него. Укреплению центральной власти способствовало также учреждение Государственного совета (нэйгэ), который добивается расширения своих прав. Маньчжуры строили свой государственный аппарат по такому же образцу. Все важные военные и государственные дела проходили через Государственный совет, в состав которого входили высшие сановники и ученые члены столичной императорской академии Ханьлинь. Этот орган готовил императорские указы, пересматривал законы, вел государственную хронику. Рядом с Государственным советом появляется еще одно учреждение собственная канцелярия императора, которая ведает назначением и смещением чиновников. Ее работой руководил сам император.

В центральный государственный аппарат включались, кроме того, шесть ведомств: чинов, финансов, ритуалов, военное ведомство, ведомство наказаний и ведомство общественных работ. Во времена Мин к каждому из шести ведомств был приставлен особый чиновник, докладывавший императору о делах ведомства и контролировавший его работу. Создавались специальные управления: дворцовых дел, полицейской службы и т. д. Большим влиянием пользовались наставники, советники императора и наследника престола.

Особое внимание уделялось контрольным органам. Вначале существовала палата цензоров. Подчиненная непосредственно императору, она следила за соблюдением дворцового порядка, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. В 1382 году она была преобразована в императорскую инспекцию. В ее составе было множество чиновников, цензоров, инспекторов.

В раннефеодальный период местное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно территориального деления: область, уезд, волость и селение

Разложение надельной системы землепользования вызвало ослабление централизации. В это время расширяются полномочия областных правителей, создаются обширные пограничные наместничества. Вначале такие наместники, на должность которых обычно назначались чиновники высшего ранга, были облечены лишь военной властью. В подведомственных им округах и уездах сохранялась гражданская администрация, назначенная императорским двором. Однако влияние военных наместников быстро росло. Они самостоятельно хозяйничали в подвластных им землях, сами назначали чиновников, взимали налоги и подати, вступали в столкновения друг с другом, заключали союзы. Власть их, как правило, передавалась по наследству. По мере усиления своего могущества военные наместники начинают противиться мероприятиям центрального правительства и даже восставать против него.

В связи с этим императоры вынуждены принимать меры к укреплению централизации. В Х веке было проведено разделение военной и гражданской власти, что привело к ослаблению военных наместников. Следующим шагом в этом направлении явилась ликвидация должности военного наместника. Все местные чиновники назначались и смещались теперь только центральным правительством. Особые должностные лица осуществляли контроль за деятельностью местной администрации и сообщали о результатах в столицу. Без их санкции распоряжения местных чиновников не подлежали исполнению.

Монголы не внесли никаких принципиальных изменений в структуру местного управления. Однако аппарат управления был в значительной мере изъят из рук китайцев, все военные должности монголы оставили за собой. В административном отношении страна была поделена на 10 обширных областей ("дорог"), во главе которых стояли монголы. Минская династия упразднила должности начальников областей. Отныне в область (провинцию) назначаются подчиненные непосредственно двору три уполномоченных: правительственный уполномоченный, ведавший гражданской администрацией и финансами, судебный уполномоченный и военный.

Это же административное деление сохранилось и во времена Цинской династии. Империя делилась на провинции, округа, уезды, волости.

Низовая администрация феодального Китая строилась на основе общинной организации, сохранявшей свои органы самоуправления. В V веке создаются объединения из 5 (соседство) и 125 (деревня) крестьянских дворов. Старосты, стоявшие во главе этих объединений, выполняли определенные административные функции, отвечали за обработку земли, направляли крестьян на отбывание трудовой повинности, ловили преступников.

Особое внимание было уделено общинной администрации во времена монгольского правления. Все сельское население было разделено на соседские общины по 50 дворов в каждой. Во главе такой общины находился выборный староста. В его обязанности входило руководство сельскохозяйственными работами, сбор налогов, поддержание порядка в общине. Подобная система сохранялась и в дальнейшем: деревня во главе со старостой делилась на десятидворки, члены которых были связаны круговой порукой.

Китайские империи включали в свой состав окраинные территории с многочисленным иноплеменным населением. На насильственно присоединенных к Китаю территориях создавались особые наместничества.

Разветвленный государственный аппарат китайских монархий нуждался в огромной массе разнообразных чиновников. Все они подразделялись на два разряда: гражданских и военных. Кроме того, в 220 году была введена система "чинов девяти рангов", воспринятая всеми последующими династиями. Чиновники были разделены на 9 рангов, каждый из которых подразделялся еще на классы. Деление чиновничества на ранги и классы находило проявление и в повседневной жизни. Рангу должны были соответствовать дома, посуда, одежда и т. д. Нарушители этой регламентации подлежали суровому наказанию.

Специфической чертой феодального Китая была экзаменационная система отбора на государственные должности, введение которой относится еще к рабовладельческому периоду. Расцвет ее падает на ХXIII вв. Экзамены для желающих стать чиновниками проводились один раз в три года в провинции и в столице. Особое значение придавалось экзамену, который принимал лично император. Претенденты, успешно сдавшие экзамен, получали ученые степени.

Благодаря системе государственных экзаменов в руках императоров и центральных органов было сосредоточено право аттестации и выдвижения чиновников, что привело к появлению особого сословия шеньши, формируемого из лиц, успешно выдержавших экзамены.

Система комплектования китайской армии была различной на отдельных этапах феодального развития.

С введением государственной надельной системы в основу военной организации была положена воинская повинность крестьянства, получавшего за службу земельные наделы. Вся территория подразделялась на военные округа, каждый из которых выставлял определенное количество воинов. Набор в войска проводился среди местного населения. Воинов освобождали от земельного налога и промысловой подати. Воинскую повинность отбывали мужчины в возрасте от 20 до 60 лет. В мирное время солдаты трудились в своих полях и одновременно проходили военную подготовку. Каждый год они в порядке очередности прибывали в столицу для несения гарнизонной службы, а в случае войны по приказу командующего, назначаемого императором, выступали в поход. С окончанием военных действий командующий возвращался в столицу, а солдаты в свои деревни. Имелись в это время и другие воинские формирования: создается дворцовая гвардия, появляется наемная тюркская конница.

С разрушением надельной системы землепользования и вступлением Китая в период развитого феодализма система воинской повинности уступает место наемной армии. Ядром армии становятся гвардейские части. Они располагались в столице. Местные войска состояли из гарнизонов, размещенных в округах, в пограничные части вербовались представители покоренных племен.

При основателе Минской династии военная система Китая подверглась очередной реорганизации. Основной частью армии были столичные войска. Вся страна делилась на 5 военных округов. Начальник округа ведал солдатами военных поселений, каждый из которых получал земельный надел. Общее командование войсками, назначение главнокомандующего было сосредоточено в руках императора.

При маньчжурской династии Цин (XVII в.) вооруженные силы состояли из крупных военных соединений регулярной армии, так называемых "восьми знамен". "Восьмизнаменные войска" были сформированы главным образом из маньчжуров. Служба в них была наследственной. Эти войска были поставлены в привилегированное положение по сравнению с войсками "зеленого знамени", которые состояли из навербованных в провинциях китайцев.

В феодальном Китае не было четкого отделения суда от администрации, хотя и имелись чисто судебные должности и учреждения.

Например, при правлении Сун (126 г.) существовало уже довольно четкое деление судебных инстанций: уездный суд, окружной, провинциальный, затем столичный и, наконец, сам император. Причем с целью централизации судебной власти местным чиновникам запрещалось рассматривать дела о серьезных преступлениях. Это право принадлежало центру или же императору.

Минская и Цинская династии располагали довольно значительным судебным аппаратом. К числу центральных учреждений относились: ведомство наказаний, уголовная палата, кассационная палата. Высшая судебная власть принадлежала императору. Судебными функциями располагали также Государственный совет, центральные ведомства и т. д. На местах имелись судебные чиновники провинций, областные, окружные, уездные судьи. В деревнях земельные споры, дела о браках, обидах рассматривали староста и старейшины. В то же время наместники, начальники областей, округов и т. д. были одновременно и судьями, из центра часто посылались с судебными функциями различные инспектора. Характерно, что во времена Юань дела о преступлениях монголов рассматривались особыми судами. В XVII веке ведению специальных судебных учреждений подлежали все дела маньчжуров.

История феодального государства Китая, центральные органы власти и управления империей. Факторы, повлиявшие на формирование и применение китайского права. Анализ влияния феодальных отношений на формирование права в Китае, особенности феодального права.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.11.2014
Размер файла 48,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, Китайское феодальное право, несмотря на то, что страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности, отличалось особой устойчивостью. Его основные нормы сохранялись в течение веков. Важным фактором, влияющим на формирование феодального права Китая, явилось учение Конфуция, которое стало официальным мировоззрением китайского народа.

Список использованной литературы

1. История Востока. Т 2: Восток в средние века. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 716с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 744 с.

3. Борисевич М.М., Бельчук О.А., Евтушенко С.Г. История государства и права зарубежных стран: Краткий учебный курс/ Под ред. к.ю.н. доцента М.М. Борисевича. - М.: Юриспруденция, 2003. - 353 с.

4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 592 с.

5. Косарев А.Н. Всеобщая история государства и права: учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007. - 504 с.

6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов» 2-е изд. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - 624 с.

7. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран. - М.: Норма, 2009. - 496 с.

8. История государства, права и судопроизводства зарубежных стран: учебн. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030500 «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.

9. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.- 240с.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. проф. З.М. Черниловского - М. Фирма Гардарика, 1996.- 413с.

11. Общая теория права: Учеб. пособ. для юридич. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 1994.- 396с.

12. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособ. для вузов. 4.1. - Ростов на/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1994.-272с.

13. История Китая с древнейших времен до наших дней. Издательство «Наука», 1974 - 532 с.

14. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII- XIII вв.). М., 1986, 416 с.

15. Кычанов Е.И. История тангутского государства. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 767 с.

16. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. - М.: Издательская фирма «восточная литература» РАН, 1998. - 319 с.

17. Гончаров С.Н. О Китае средневековом и современном: Записки разных лет. - Новосибирск: Наука, 2006. - 383 с.

Подобные документы

Сущность и характеристика, отличительные особенности и этапы становления феодального права. Порядок вызова в суд в зависимости от сословного положения обвиняемого. Каноническое право и его свойства. Феодальное государство Франции, развитие его права.

контрольная работа [47,8 K], добавлен 25.03.2011

Основы зарождения государства и права. Развитие феодального государства и права. Государство франков, Византия, Франция, Германия, Англия. Основы феодального права стран Западной Европы. Салическая правда, вещное право, брачно-семейные отношения.

дипломная работа [84,4 K], добавлен 28.01.2010

Общая характеристика источников феодального права государств Западной Европы. Реципированное римское право. Особенности назначения и исполнения наказаний в Средневековье. Этапы судебного процесса. Специфика судоустройства и судопроизводства в Англии.

реферат [30,5 K], добавлен 04.06.2014

Обычай как основной источник права в раннефеодальный период. Источники чешского феодального права и их характеристика. Формы феодальной собственности. Субъекты гражданско-правовых отношений. Институт наследования, брачно-семейное и уголовное право.

курсовая работа [47,2 K], добавлен 07.05.2013

Особенности феодального государства и права, общая характеристика прав человека. Пути решения проблемы человека в эпоху Средневековья. Человек и его права в трудах мыслителей эпохи феодализма. Права человека в законодательстве феодальных государств.

Развитие феодальных отношений началось в Китае еще до новой эры. Процесс этот был несколько заторможен существованием так называемой надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй половине III в., вся земля была объявлена государственной. Крестьянскому двору предоставлялось два надела: один обрабатывался им для себя, другой -- для государства.

Пахотная земля, переданная в надел, была изъята из оборота, т. е. не могла продаваться и покупаться. Она возвращалась государству, когда обрабатывавший ее крестьянин терял трудоспособность и по достижении им 70-летнего возраста. За надел крестьянин уплачивал государству налог зерном и домашней промысловой продукцией, привлекался к трудовой и воинской повинностям. Переход крестьян был очень стеснен.

Сохраняя верховную собственность на землю, государство передавало определенную совокупность крестьянских наделов во владение феодальным фамилиям и верхам чиновничества. Некоторые такие наделы могли переходить по наследству, хотя государство сохраняло по отношению к ним право изъятия.

Надельная система требовала строгого учета крестьянских доходов. С этой целью крестьянское население страны было поделено на особые административные единицы: пять дворов -- двадцать пять дворов -- сто двадцать пять дворов. Во главе каждого подразделения стоял старшина. Он распределял наделы, собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных и пр. Низшее звено подчинялось высшему. Система эта с течением времени менялась в своих подробностях, но суть ее -- неусыпный надзор и пресечение всего, что не разрешено, -- оставалась.

Существование надельной системы сдерживало, но не могло остановить развития частного феодального землевладения. Так как закон не удавалось отменить, его обходили. К VIII в. число крестьян, плативших налоги государству, уменьшилось в пять раз. Настолько же возросло число крестьян, обязанных повинностями частным лицам. В конце концов правительство оказалось не в состоянии сдерживать напор частного землевладения. Законами 763 и 780 гг. надельная система была отменена. Земельные приобретения феодалов были фактически легализованы. Открылись широкие возможности дальнейшего роста помещичьих хозяйств. Типичной формой ренты становится испольщина ( когда половина урожая принадлежала помещику).

В городах феодальное развитие нашло свое выражение в образовании ремесленных цехов и купеческих гильдий.

Сложившиеся отношения легли в основу формирования государственного устройства и правовых отношений в Китае в период феодализма.

По форме государственного правления феодальный Китай являлся монархией, где высшая государственная власть осуществлялась одним лицом - императором (богдыханом), и передавалась по наследству. Государство было поделено на провинции, которые возглавляли наместники императора.

В 1628 г. в Китае разгорелось пламя крестьянской войны. Восставшие захватывали помещичьи земли, предавали смерти угнетателей. В 1644 г. восставшие взяли столицу страны Пекин. Последний император династии Мин повесился, династия пала. В страхе перед восставшими китайские феодалы заключили союз с маньчжурами. Под ударами маньчжурских армий крестьяне потерпели поражение. Овладев страной, маньчжуры установили над ней свое господство.

Маньчжуры произвели перераспределение земельного фонда Китая. Новыми собственниками китайской земли сделались глава государства -- император (богдыхан), его родственники, князья. Солдаты и офицеры маньчжурской армии получили наделы соответственно своему положению.

Оставив в общем нетронутым государственный строй китайской монархии, маньчжуры сделали замещение всех важных должностей привилегией одних завоевателей. Чиновничество, как и прежде, было поделено на девять рангов, связанных строгим чинопочитанием и субординацией. Для каждого из этих разрядов была установлена особая одежда, особый образ жизни.

Вышеуказанная система просуществовала до зарождения буржуазных отношений в Китае.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: