Особенности рассмотрения споров в международном коммерческом арбитражном суде при тпп рф

Обновлено: 18.04.2024

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) .

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ , Регламентом МКАС РФ 1994 г.

МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы.

Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ ). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП) относится к числу наиболее известных и авторитетных арбитражных органов во всем мире. По своему субъектному составу споры, подведомственные МКАС, делятся на две категории: 1)споры из договорных и иных гражданско-правовых отноше­ний, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находит­ся за границей; 2)споры предприятий с иностранными инвестициями и между­народных объединений и организаций, созданных на терри­тории РФ, между собой; споры между их участниками; их споры с другими субъектами права РФ. Споры, не относящиеся к указанным группам (например, споры между субъектами российского права, не имеющими иностранного участия), не могут рассматриваться МКАС, даже если участники спора договорились о юрисдикции данного суда.

81.Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Вынесение решения по конкретному спору, т.е. достижение определенного правового результата, часто бывает недостаточным для сторон. Целью судебного разбирательства является упорядочение общественных отношений, реальная защита прав физических и юридических лиц. Поэтому лицо, обратившееся в суд, надеется на восстановление своего нарушенного права, что в первую очередь означает фактическое выполнение ответчиком указанных в решении действий. Получение документа, в котором закреплено право истца (или, наоборот, ответчика), еще не является гарантией того, что это право он сможет реализовать.

Исполнение национальных, не говоря уже об исполнении иностранных судебных решений, бывает сопряжено со многими трудностями, например, отсутствием денег у должника, обязанного уплатить причитающуюся истцу сумму; неустановлением места жительства ответчика.

Что касается решений иностранных судов, то помимо объективных причин, затрудняющих их исполнение, существует еще и ряд дополнительных. Основной проблемой является то обстоятельство, что решения суда одного государства не имеют юридической силы на территории другого государства. В случае, например, когда суд Алжира выносит решение по какому-либо гражданско-правовому спору, то для того, чтобы это решение было исполнено на территории Российской Федерации, необходимо добровольное признание Российской Федерацией юридической силы данного решения.

Подобная ситуация имеет место в любом иностранном государстве: для взыскания алиментов по решению суда Латвии с гражданина Российской Федерации, обязанного выплачивать алименты, необходимо согласие России на признание юридической силы решения латвийского суда. И наоборот: решение российского суда не будет иметь юридическую силу в Латвии до тех пор, пока Латвия не признает российское судебное постановление и не примет решение о его исполнении на своей территории.

Согласие на исполнение иностранного судебного решения чаще всего закрепляется в международных договорах об оказании правовой помощи. Международный договор выступает в качестве своеобразного «спасательного круга»: в нем не только закрепляется процедура исполнения иностранных решений (хотя и этот вопрос является, несомненно, важным), но и содержится норма, обязывающая государство — участника договора исполнять решения судов других государств участников.

В Российской Федерации правовой основой для исполнения решений иностранных судов является наличие международного договора.

Именно такое императивное правило, не позволяющее двусмысленно его толковать, закреплено в пункте 1 ст. 409 ГПК РФ и пункте 1 ст. 241 АПК РФ. Правда, между этими статьями имеются редакционные отличия, позволяющие утверждать, что признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в российских арбитражных судах более демократично и не требует наличия международного договора. Такое обоснование вытекает из формулировки нормы о том, что решения судов иностранных государств признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором России и федеральным законом.

В отличие от Арбитражного процессуального, в Гражданском процессуальном кодексе признание и исполнение иностранных судебных решений ставится в зависимость только от имеющегося международного договора. Ничего о наличии федеральных законов в статье 409 не говорится. Может ли на практике эта ситуация измениться, если будет принят соответствующий федеральный закон, позволяющий признавать и исполнять решения иностранных судов, покажет будущее. Во всяком случае, на сегодняшний день никаких федеральных законов, допускающих исполнение иностранных судебных решений российскими арбитражными судами, также не имеется.

По вопросам признания и исполнения иностранных судебных решений не существует универсальных конвенций. Эти вопросы стали предметом регулирования региональных международных соглашений.

Среди них — Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Согласно статье 7 Киевского соглашения государства-участники обязаны признавать и исполнять вступившие в законную силу решения судов государств-участников. Ходатайство о приведении в исполнение решения предусмотрено в статье 8 Киевского соглашения и по своему назначению соответствует заявлению о возбуждении исполнительного производства.

В 1998 г. в рамках СНГ было дополнительно заключено Московское соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств — участников Содружества. В этом Соглашении подробно определен орган, которому взыскатель должен отправлять документы для приведения в исполнение судебного решения.

Следует заметить, что процедура признания и исполнения судебных решений в рамках государств СНГ представляет собой упрощенный механизм по сравнению с порядком признания иностранных судебных решений, вынесенных судебными учреждениями других государств. Основанием для исполнения судебных решений на территории государства — члена СНГ является непосредственный исполнительный документ, выданный другим государством — участником Московского соглашения.

Принципиальное значение в вопросе признания и исполнения иностранных судебных решений имеют правовые основания для отказа в принудительном исполнении. Российский законодатель подробным образом излагает основания для отказа в принудительном исполнении решения иностранного суда. В Гражданском процессуальном кодексе соответствующие основания изложены в статье 412, которая содержит исчерпывающий перечень следующих оснований:

решение не вступило в законную силу;

ответчик не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела;

дело могло быть рассмотрено в силу исключительной подсудности только в суде России;

имеется вступившее в законную силу решение суда РФ по данному спору;

исполнение решения может нанести ущерб Российской Федерации или противоречит публичному порядку России;

истек 3-годичный срок предъявления решения к принудительному исполнению.

Основания для отказа в принудительном исполнении иностранных судебных решений, ходатайство об исполнении которых заявляется в арбитражном суде, примерно совпадают с перечисленными. Между тем следует обратить внимание на отличия, имеющиеся в указанных кодексах по данному вопросу.

В Арбитражном процессуальном кодексе сформулированы одинаковые основания для отказа как в признании иностранного судебного решения, так и в его принудительном исполнении; это подтверждается названием статьи 244 «Основания отказа в признании и приведении в исполнение решений иностранного суда и иностранного арбитражного решения». В Гражданском процессуальном кодексе отказ в принудительном исполнении и отказ в признании решений иностранных судов рассматриваются в двух самостоятельных статьях. В отличие от принудительного исполнения судебных решений, для признания решений иностранных судов никакого производства не требуется, если не поступит со стороны заинтересованного лица возражения относительно этого (ст. 413 ГПК РФ).

Помимо национального законодательства, основания отказа в признании иностранных судебных решений и принудительном исполнении закрепляются в международных договорах, что, опятьтаки, в силу приоритета применения последних будет иметь преимущественное значение для правоприменителя. Из этого следует, что для подготовки соответствующей правовой позиции задачей первостепенной важности является выяснение надлежащих правовых норм, регулирующих вопрос признания и исполнения.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации разрешает споры между участниками международных и внешнеэкономических отношений и сделок. МКАС является одним из наиболее авторитетных мест альтернативного, вне государственного способа разрешения споров.

МКАС при ТПП рассматривает споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, при наличии в договорах (контрактах) так называемого «арбитражного соглашения», указания на разрешение споров с участием не государственного арбитражного суда — арбитража.

Наличие арбитражного соглашения о передаче спора на рассмотрение МКАС при ТПП предполагает использование специальных нормативных актов при рассмотрении дела, подаче документов в суд и процедуре рассмотрения. Также является иным и порядок оплаты сборов за рассмотрение спора, в отличие от государственных арбитражных судов. Размер сборов за обращение в международный коммерческий арбитражный суд можно рассчитать в онлайн-калькуляторе .

Порядок рассмотрения спора в МКАС при ТПП отличается от порядка, регламентированного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в государственных арбитражных судах.

Особенности рассмотрениям дел в МКАС при ТПП:

  • Конфиденциальность. Рассматриваемые споры в МКАС при ТПП не публикуются в общедоступных картотеках, в отличие от решений государственных арбитражных судов, публикуемых в Картотеке арбитражных дел
  • Исполнение решений. Предполагается добровольное исполнение решения МКАС проигравшей стороной, но если этого не производит, то за выдачей исполнительного листа для принудительного исполнения придется обратиться в государственный арбитражный суд в соответствии со ст. 236 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
  • Стоимость. Стоимость обращения в МКАС значительно выше размера государственной пошлины при обращении в государственный арбитражный суд. При этом, загруженность МКАС гораздо ниже и качество рассматриваемых споров, как правило выше, что обусловлено, в том числе и возможностью для сторон выбора арбитров (судей) для рассмотрения спора.
  • Длительность рассмотрения. В МКАС споры рассматриваются гораздо быстрее чем в государственных арбитражных судах, в которых срок рассмотрения может составлять до 1-3 лет только в суде первой инстанции, не вступив в законную силу. Решения МКАС подлежат немедленному исполнению и являются окончательными для сторон, хотя могут быть оспорены в государственный арбитражный суд по основаниям, предусмотренным ст. 233 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
  • Гибкость и нейтральность. При рассмотрении спора в МКАС стороны могут участвовать в выборе и назначении арбитров, определении способов раскрытия доказательств и применимого при рассмотрении права.

Адвокат Денис Шашкин имеет большой опыт (более 16 лет) результативного разрешения споров в государственны арбитражных судах, третейских судах и арбитражах. Оставьте заявку на представление интересов в МКАС при ТПП в форме или сразу звоните по номерам телефонов, указанным ниже, и мы вам обязательно поможем.

В соответствии с п. 1 и п. 2 § 17 Регламента МКАС, при отсутствии соглашения сторон об ином, арбитраж формируется в составе трех арбитров, если с учетом сложности дела, цены иска (как правило, не превышающей 25 000 долларов США) и других обстоятельств Президиум МКАС не решит по своему усмотрению, что дело подлежит разрешению единоличным арбитром.

При формировании арбитража в составе трех арбитров двое из них избираются сторонами, а председатель состава арбитров назначается Президиумом МКАС из списка арбитров. Арбитр может быть назначен Президиумом МКАС - по просьбе стороны или в случае несоблюдения установленных Регламентом сроков формирования состава арбитража. Во всех случаях Президиум МКАС осуществляет назначение из списка арбитров.

И истец, и ответчик обязаны избрать запасных арбитров. В соответствующих случаях запасного арбитра назначает Президиум МКАС.

Согласно п. 9 § 17 Регламента МКАС, если дело рассматривается единоличным арбитром, то единоличный арбитр и запасной единоличный арбитр назначаются Президиумом МКАС из списка арбитров.

Разбирательство дела

Для изложений сторонами своих позиций на основе представляемых доказательств и для проведения устных прений осуществляется устное слушание дела. Слушание проводится при закрытых дверях. С разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.

Стороны могут вести свои дела в МКАС непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, в том числе из иностранных граждан и организаций.

По просьбе любой из сторон состав арбитража может распорядиться о принятии таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он сочтет необходимыми.

Стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений. Состав арбитража может потребовать представления сторонами и иных доказательств. Он вправе также по своему усмотрению назначить проведение экспертизы и испрашивать представление доказательств третьими лицами, а также вызывать и заслушивать свидетелей.

Проверка доказательств производится способом, устанавливаемым составом арбитража.

Вступление в арбитражное разбирательство третьего лица допускается только с согласия спорящих сторон. Для привлечения к разбирательству третьего лица, помимо согласия сторон, требуется также и согласие привлекаемого лица в письменной форме. Заявление ходатайства о привлечении третьего лица допускается только до истечения срока представления отзыва на исковое заявление.

О слушании дела составляется протокол. Стороны вправе ознакомиться с содержанием протокола.

Применимое право

При рассмотрении спора, возникшего из договорных отношений, МКАС обращается прежде всего к условиям договора (контракта, соглашения), который закрепляет согласованные сторонами взаимные права и обязанности. Это, однако, не избавляет от необходимости обращаться к применимым нормам права. Характерной особенностью обязательств по внешнеэкономическим сделкам является закрепленная Законом возможность для сторон избрать применимые к таким сделкам нормы права.

В соответствии с § 26 Регламента МКАС спор разрешается в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При этом любое указание на право или систему права какого-либо государства толкуется как непосредственно отсылающее к материальному праву данного государства, а не к его коллизионным нормам.

Если стороны не сделали соответствующий выбор, то вопрос о материальном праве, применимом к существу спора, решается арбитрами в соответствии с коллизионными нормами, которые они сочтут применимыми.

Язык слушания дела

Слушание дела ведется на русском языке. С согласия сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика.

Прекращение разбирательства

Арбитражное разбирательство прекращается вынесением окончательного решения либо вынесением постановления о прекращении разбирательства.

  • наименование МКАС;
  • номер дела;
  • место арбитража;
  • дата вынесения решения;
  • имена и фамилии арбитров;
  • наименование спорящих сторон и других лиц, участвующих в арбитражном разбирательстве;
  • предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела;
  • мотивы, на которых основано решение;
  • вывод об удовлетворении или отклонении исковых требований;
  • суммы арбитражных сборов и расходов по делу, их распределение между сторонами;
  • подписи арбитров.

Если по делу не принимается окончательное решение, арбитражное разбирательство прекращается постановлением о прекращении разбирательства.

  • в случае отказа истца от своего требования, если только ответчик в срок не позднее пятнадцати дней после получения уведомления об этом не выдвинет возражений против прекращения разбирательства и состав арбитража не признает законный интерес ответчика в окончательном урегулировании спора;
  • в случае наличия договоренности сторон о прекращении арбитражного разбирательства;
  • когда состав арбитража находит, что продолжение разбирательства стало по каким-либо причинам ненужным или невозможным, в частности, при отсутствии предпосылок, необходимых для рассмотрения и разрешения дела по существу, в том числе если из-за бездействия истца дело остается без движения более шести месяцев.

Содействие арбитражу «ad hoc»

Арбитраж ad hoc (для данного случая – лат) в отношениях в сфере предпринимательской деятельности представляет собой разновидность коммерческого (негосударственного) арбитража, специально создаваемого для разрешения каждого конкретного спора, в отличие от постоянно действующего арбитражного органа, например, МКАС.

Правовой основой разрешения арбитражами ad hoc споров, как и постоянно действующими, в России является Закон 1993 года «О международном коммерческом арбитраже». Вместе с тем, арбитраж ad hoc, как правило, не располагает теми организационными возможностями, которые имеет институционный арбитраж.

Получила довольно широкое распространение практика содействия арбитражам ad hoc со стороны постоянно действующих арбитражных центров, которые при намерении хозяйствующих субъектов передать свои разногласия на рассмотрение арбитража ad hoc, могут оказывать помощь в назначении и отводе арбитров, организации слушания дела, включая предоставление для этой цели помещений, вспомогательного персонала и т.п.

В целях активизации роли МКАС в оказании содействия арбитражам ad hoc, были подготовлены Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Правила утверждены 9 декабря 1999 года Президентом ТПП РФ и вступили в силу с 1 января 2000 года.

Основная цель Правил заключается в создании надлежащей правовой базы для оказания содействия МКАС арбитражным разбирательствам ad hoc, в особенности на основе Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ.

Соответствующая типовая арбитражная оговорка, рекомендуемая для включения в договор (контракт, соглашение), звучит следующим образом:

“Любой спор, разногласие или требование, возникающее из данного договора или касающиеся его, либо из его нарушения, прекращения или недействительности подлежит разрешению в арбитраже в соответствии с действующим в настоящее время Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Компетентным органом будет являться Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации”.

Стороны могут пожелать добавить к этому: число арбитров – 1 или 3; место арбитража – город или страна; язык (языки) арбитражного разбирательства.

Согласительная процедура

В целях расширения возможностей сторон по альтернативному урегулированию международных коммерческих споров 1 июня 2001 г. ТПП РФ утвержден Согласительный регламент МКАС при ТПП РФ

Согласительная процедура или посредничество – это мирное урегулирование спора сторонами при содействии нейтрального лица (посредника). Посредник не уполномочен принимать решение за стороны. Он помогает найти приемлемый для них вариант урегулирования спора путем ознакомления с представленными сторонами письменными материалами, заслушивания сторон, выдвижения предложений по возможному разрешению разногласий и т.п. Таким образом, решение, если оно будет достигнуто, принимают сами стороны, но при содействии посредника.

Другая отличительная черта примирительной процедуры – добровольность участия каждой из сторон во всех ее стадиях. В арбитражном разбирательстве уклонение ответчика от участия в разбирательстве само по себе не препятствует продолжению процесса.

Посредничество как альтернативный способ преодоления разногласий вызывает растущий интерес в мире. Под эгидой Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) в 2002 г. завершена разработка Типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре, который был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН и рекомендован государствам для принятия на его основе национальных законов.

Рядом зарубежных организаций разработаны и предложены для применения правила по осуществлению посредничества. Можно, в частности, назвать Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ, рекомендованный в 1980 г. Генеральной Ассамблеей ООН к использованию сторонам для мирного урегулирования внешнеэкономических споров. Данный документ учитывался при подготовке Согласительного регламента МКАС. Принимались во внимание и известные характерные черты разрешения споров в МКАС.

Типовая оговорка о применении процедуры по Согласительному регламенту МКАС при ТПП РФ, рекомендуемая для включения в текст договора (контракта, соглашения), сформулирована следующим образом:

“Все возможные споры, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, стороны попытаются урегулировать мирным путем посредством согласительной процедуры, осуществляемой в соответствии с действующим Согласительным регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации” .

Основными органами рассмотрения международных коммерческих споров в Российской Федерации являются Международный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) .

Деятельность Международного коммерческого арбитражного суда регулируется Законом о МКА РФ 1993 г., Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ , Регламентом МКАС РФ 1994 г.

МКАС компетентен рассматривать споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей при условии, что коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также между сторонами, одной из которых является предприятие с иностранными инвестициями или международная организация, созданная на территории России. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключение: МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена международным договором Российской Федерации. Признаются все три вида арбитражных соглашений. Закреплена обязательность их письменной формы.

Наличие арбитражного соглашения исключает юрисдикцию государственных судов — и общей юрисдикции, и арбитражных (хозяйственных). Соглашение сторон о третейском разбирательстве спора обязывает государственные суды прекратить производство по делу (ст. 134, 135 ГПК РФ и ст. 148 АПК РФ ). В законе установлены случаи, предусматривающие исключения из этого правила.

Компетенция МАК имеет специальный характер и включает в себя споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений, связанных с торговым мореплаванием (споры, связанные с перевозкой грузов и фрахтованием судов и др.), независимо от того, являются ли сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.

Закон 1993 г. закрепляет несколько императивных положений, направленных на беспристрастное и справедливое разрешение спора. Это принципы арбитражного разбирательства: требования, которым обязательно должны отвечать арбитры; императивные нормы об обеспечении равноправия сторон в процессе; обязанности арбитража по отношению к сторонам и т.д.

МКА обладает полномочием выносить постановление о своей компетенции. В Законе содержатся правила, касающиеся заявления сторон об отсутствии компетенции, варианты такого заявления и правила, касающиеся постановления арбитража о своей компетенции.

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2008 г., 29 декабря 2015 г., 25 декабря 2018 г., 30 декабря 2021 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ преамбула изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

исходит из признания важности арбитража (третейского разбирательства) как широко применяемого метода разрешения споров, в том числе возникающих в сфере международной торговли, и необходимости комплексного единообразного урегулирования в законодательном порядке вопросов арбитража;

учитывает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в Типовом законе "О международном торговом арбитраже", принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ, с изменениями, принятыми в 2006 году.

ГАРАНТ:

См. Конвенцию о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Москва, 26 мая 1972 г.)

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

7 июля 1993 года

Закон определяет порядок разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли, посредством их передачи на рассмотрение международного коммерческого арбитража.

Закон применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории РФ. Однако отдельные положения Закона применяются и в тех случаях, когда место арбитража находится за границей.

В Международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

Законом определен порядок оформления соглашения сторон о передаче споров в арбитраж, формирования состава третейского суда, определения его компетенции, ведения арбитражного разбирательства, оспаривания арбитражного решения, признания и приведения в исполнение арбитражных решений.

Отдельные функции содействия и контроля в отношении арбитража выполняет Президент Торгово-промышленной палаты РФ, Верховные Суды республики в составе РФ, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и суды автономного округа по месту арбитража.

Установлены Положения о постоянно действующих арбитражных учреждениях - Международном коммерческом арбитражном суде и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 14 августа 1993 г., в Ведомостях съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32. ст. 1240

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: