Особенности прохождения государственной службы в аппарате арбитражных судов

Обновлено: 27.04.2024

Порядок поступления граждан на государственную службу в аппарат суда, квалификационные требования
Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в аппарат Второго арбитражного апелляционного суда основан на общих принципах законодательства о государственной гражданской службе. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен специальный перечень обстоятельств, по которым гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу. К таким обстоятельствам относятся:
- признание гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
- осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном законом порядке судимости;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
- наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
- непредставление установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
- признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
- непредставления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.
Поступление гражданина на государственную гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом.
Порядок проведения конкурсов определяется Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112, и Методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв Второго арбитражного апелляционного суда, утвержденной приказом председателя Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018 № 39 (в редакции приказа от 20.11.2020 № 49).
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Конкурс объявляется по решению председателя Второго арбитражного апелляционного суда.
Конкурс не проводится: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы (далее – должность гражданской службы) категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при заключении срочного служебного контракта; при назначении государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий) на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе; при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому приказом председателя Второго арбитражного апелляционного суда.
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Квалификационные требования


В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлениям подготовки, который необходим для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы»:
а) главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
б) ведущих, старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требования к стажу.
Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома - не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
При исчислении стажа работы по специальности, направлению подготовки в указанный стаж включаются периоды работы по этой специальности, направлению подготовки после получения документа об образовании и (или) о квалификации.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются с учетом задач и функций Второго арбитражного апелляционного суда и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

4. Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

5. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

6. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

8. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

8.1. Имеющие классные чины работники аппарата арбитражного суда обеспечиваются служебным обмундированием.

(п. 8.1 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата арбитражного суда, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(п. 8.2 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(п. 8.3 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 8.4 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

9. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам аппарата арбитражного суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

10. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

2. Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

3. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

4. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

(в ред. Федерального конституционного закона от 12.03.2014 N 5-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 12.03.2014 N 5-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

7. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

7.1. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.

(часть 7.1 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(часть 7.2 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

7.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(часть 7.4 введена Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством.

9. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоялось заседание Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Поволжского округа

21.06.2022

Судьи Арбитражного суда Саратовской области поздравили победителей конкурса детского рисунка «Правосудие глазами детей»

16.06.2022

Состоялось совещание Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. с делегатами X Всероссийского съезда судей

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппаратов арбитражных судов

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ управления и организации труда и делопроизводства, порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ); программных документов и приоритетов государственной политики в области ИКТ; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: руководства структурным подразделением; оперативного принятия и реализации управленческих решений; ведения деловых переговоров; публичного выступления; взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; нормотворческой деятельности; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений; стимулирования достижения результатов; учета мнения коллег и подчиненных; подбора и расстановки кадров; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; стратегического планирования и управления групповой деятельностью с учетом возможностей и особенностей применения современных ИКТ; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; систематического повышения профессиональных знаний; редактирования документации на высоком стилистическом уровне; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; норм делового общения; порядка прохождения государственной гражданской службы; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; ведения деловых переговоров; публичного выступления; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; планирования работы; контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений; стимулирования достижения результатов; учета мнения коллег и подчиненных; подбора и расстановки кадров; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции; редактирования документов на высоком стилистическом уровне; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: анализа и обобщения информации; оперативной реализации управленческих решений; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; эффективного планирования служебного времени; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной и секретной информацией; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения; работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; обеспечения выполнения поставленных руководством задач; эффективного планирования служебного времени; анализа и обобщения информации; анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере; использования опыта и мнения коллег; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, нормативных актов, а также служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; порядка прохождения государственной гражданской службы; норм делового общения; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности; порядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и пожарной безопасности.

Профессиональные навыки: работы с законами и иными нормативными правовыми актами и применения их на практике; обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности арбитражного суда; реализации управленческих решений; эффективного планирования служебного времени; исполнительской дисциплины; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; управления электронной почтой; работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе с сетью Интернет, в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; использования графических объектов в электронных документах; подготовки презентаций; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки деловой корреспонденции.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно- коммуникационных технологий, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими арбитражных судов Российской Федерации, курирующими вопросы внедрения информационно- коммуникационных технологий в деятельность арбитражных судов Российской Федерации, а также в чьи должностные обязанности входят создание, развитие и администрирование информационных систем

Профессиональные знания: систем взаимодействия с гражданами и организациями; учетных систем, обеспечивающих поддержку выполнения федеральными органами государственной власти основных задач и функций; систем межведомственного взаимодействия; систем управления государственными информационными ресурсами; информационно-аналитических систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и анализ данных; систем управления электронными архивами; систем информационной безопасности; систем управления эксплуатацией.

Профессиональные навыки: работы с системами взаимодействия с гражданами и организациями, с системами межведомственного взаимодействия, с системами управления государственными информационными ресурсами, с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и анализ данных, с системами управления электронными архивами, с системами информационной безопасности, с системами управления эксплуатацией.


В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества, а также отражены перспективы развития законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: государственная служба, Верховный Суд РФ, законопроект.

Как и любая профессиональная деятельность, имеющая публичный характер, эффективное осуществление государственной гражданской службы в судах Российской Федерации было бы немыслимо без четкой правовой регламентации. Знание системы правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с прохождением государственной службы в судах, позволяет государственным служащим ясно понимать стоящие перед ними задачи и находить правильные пути их решения. Кроме того, представление о правовых основах государственной гражданской службы в судах способствует профессиональному росту работников судов, а также глубокому осознанию ими своих прав и обязанностей как в сугубо профессиональном, так и в социальном аспекте.

Система законодательных и подзаконных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с осуществлением гражданами на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, профессиональной деятельности, направленной на обеспечение деятельности и функционирования судебной системы Российской Федерации [1, с. 24] представляет собой правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации.

Вершиной правовой основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации являются принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституция Российской Федерации в ч. 4 ст. 15 указывает, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации» являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, принципы и идеи Европейской Конвенции о защите прав человека и его основных свобод входят в правовую систему нашей страны и имеют приоритет перед национальным законодательством в случае расхождения норм, регламентирующих однородные общественные отношения.

Нормы Конституции Российской Федерации имеют приоритетный характер в национальной правовой системе. При рассмотрении вышеуказанной тематики особое внимание следует обратить на следующий ряд статей. Прежде всего, ст. 10, устанавливающая, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Иначе говоря — принцип разделения властей — является гарантией предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранения целостности государственного механизма и всего общества в целом.

Следующие положения Конституции позволительно объединить в одну группу и условно обозначить как «гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина», ст. 45–53. Среди них основополагающую роль, в контексте рассматриваемой тематики, приобретают положения о судебной защите прав и свобод человека и гражданина, получении им квалифицированной юридической помощи, недопущении лишении кого-либо права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, установлении принципа презумпции невиновности и др.

Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в судах Российской Федерации на уровне федерального законодательства является достаточно объемным и подробным. Прежде всего, это федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» [2] и его положения, касающиеся обеспечения деятельность судов, аппарате суда и особом органе при Верховном Суде — Судебном департаменте, закрепленные в ст. 30–32. И это также федеральный конституционный закон «О военных судах» [3], положения ст. 33 об аппарате военного суда.

Особое и ключевое значение в законодательном регулировании государственной гражданской службы в судах Российской Федерации имеют Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [4], определяющий правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации и имеющий еще большую значимость, федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] (далее — ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в частности, принципы, должности, правовой статус государственного гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу и ряд иных важнейших институтов государственной службы, непосредственно связанных, с рассматриваемой, в рамках данной курсовой работы, тематикой. ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в настоящее время является центральным нормативно-правовым актом в вопросах регулирования деятельности государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации.

Замыкающим в актах федерального законодательства, регулирующих государственную гражданскую службу в судах Российской Федерации, является Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде» [6]. Его анализ позволяет сделать ряд выводов о том, какие важные функции выполняет данный орган. Среди них, осуществление организационного, кадрового, материального обеспечения деятельности всех видов судов, в частности, определение потребности судов в кадрах, обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов, разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов, присвоение, в пределах своей компетенции, классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Судебного департамента и работникам органов и учреждений Судебного департамента, а также соответствующим работникам аппаратов судов. Судебному департаменту, также предоставлены полномочия, ходатайствовать о награждении указанных работников государственными наградами и присвоении им почетных званий и др.

Итак, рассмотрев законодательную регламентацию государственной гражданской службы в судах на федеральном уровне Российской Федерации, следует отметить, что регулирование служебной деятельности в судебной системе не осуществляется посредством особых, специфических для данной сферы, специальных нормативно-правовых актов, в целом, деятельность граждан, замещающих должности гражданской службы в судебных органах Российской Федерации регламентируется общими для всех гражданских служащих федеральными законами, актами подзаконного нормотворчества. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что законодательство в данной сфере с течением времени продолжает развиваться и совершенствоваться.

Рассуждая об особенностях государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, стоит сказать, что гражданская служба в конкретном суде это, как правило, осуществление гражданином Российской Федерации деятельности на соответствующей должности государственной гражданской службы в аппарате этого суда. Поскольку именно аппарат суда обеспечивает непрерывную и бесперебойную деятельность судей по отправлению правосудия, тем самым государственные служащие аппаратов судов участвуют в осуществлении судопроизводства, начиная от приема заявления и заканчивая выдачей исполнительного листа, а в некоторых случаях — осуществлением контроля исполнения решения суда. Профессиональная работа государственных служащих аппарата суда, создавая условия для своевременного рассмотрения и разрешения дел, в значительной мере способствует эффективности и качеству правосудия [7, c.33–35].

Каждый орган государственной власти имеет государственных служащих, специфика деятельности которых органически связана со статусом органа государственной власти. Применительно к органам судебной системы специфика государственной гражданской службы заключается, прежде всего, в том, что государственные служащие не осуществляют функции судебной власти, в частности, главную функцию — правосудие. Деятельность государственных гражданских служащих в судах Российской Федерации имеет своей целью обеспечить надлежащее обслуживание деятельности судей по осуществлению правосудия — финансовое, материально-техническое обеспечение, решение организационных вопросов, информационное, юридическое обслуживание. В целом — эта деятельность может быть охарактеризована как вспомогательная по отношению к функции правосудия. Вместе с тем, служба в судах, для большинства осуществляющих свою деятельность на соответствующих должностях, обуславливает необходимость высокой квалификации в сфере юриспруденции, как правило, наличие высшего юридического образования, а для отдельных младших должностей — средне-специального юридического образования. К сожалению, законодательство о государственной гражданской службе этой специфики не учитывает. Поскольку большую часть государственных гражданских служащих составляют лица, осуществляющие свою деятельность в органах исполнительной власти, законодатель отдает предпочтение регулированию специфики работы государственной гражданской службы именно в органах исполнительной власти. Это находит проявление как в формировании принципов, прав и обязанностей служащих, так и в решении вопросов о прохождении государственной гражданской службы.

Не менее важным является необходимость учета соотношение статуса судьи как должностного лица Российской Федерации и статуса государственного служащего, призванного обеспечивать реализацию судьей его полномочий по осуществлению правосудия и выполнять лишь вспомогательные функции при строгом соблюдении требовании невмешательства в осуществление правосудия и принципа независимости судей. Иначе говоря, законодатель должен учитывать различные аспекты распределения государственных гражданских служащих аппаратов судов по категориям и классам, имея в виду при этом, особое процессуальное положение, к примеру, секретарей судебных заседаний, а также положение помощников судей, консультантов, администраторов судов и иных работников аппарата, к которым должны предъявляться повышенные дополнительные требования и вместе с тем обеспечиваться надлежащее материальное содержание.

Анализ массива нормативно-правового материала, регламентирующего государственную гражданскую службу в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что ни законодательство на федеральном уровне, ни законодательство субъектов Российской Федерации не учитывает в полной мере особенностей работы государственных гражданских служащих в аппаратах судов и в целом, всей ветви судебной власти.

Интерес представляет краткое рассмотрение ряда вопросов государственной службы в судах Российской Федерации, которые регламентируются во внесенном законопроекте несколько иначе, чем в нынешнем законодательстве о государственной гражданской службе.

Так, в вышеуказанном акте дается достаточно точное и юридически обоснованное определение того, что собой будет являть государственная судебная служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях судебной службы в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, направленной на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Помимо этого, в проекте обращено внимание на принципы судебной службы, такие как законность организации и деятельности судебной службы; обеспечение доступа граждан к правосудию; ответственность судебных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; деполитизация судебной службы. Указанные принципы раскрываются в правах, обязанностях служащего судебной службы, особых требованиях и запретах, связанных с прохождением судебной службы. Например, законопроектом предусмотрено, что судебный служащий обязан не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб не только его репутации, но и авторитету судебной власти; служащему судебной службы запрещается заниматься предпринимательской, другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности и работы по совместительству в органе прохождения судебной службы.

Законопроектом вводятся специальные классные чины судебной службы, однако сохраняются классные чины юстиции для служащих, замещающих должности, квалификационным требованием к которым является юридическое образование.

Обосновывая создание государственной судебной службы, стоит отметить, что необходимость в этом диктуется существующей текучкой кадров в рядах помощников и секретарей судей, которая в отдельных регионах достигает 400 %. Краеугольным камнем такого положения вещей является низкий уровень оплаты труда государственных служащих. Учитывая это, также в связи с предъявляемыми повышенными требованиями к служащим судебной службы, рассматриваемым законопроектом предусмотрен ряд гарантий: увеличенные должностной оклад, а также, по сравнению с установленной Трудовым кодексом Российской Федерации, продолжительность отпуска, дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет; защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом; замещение иной должности судебной службы при сокращении должностей судебной службы или упразднении органа прохождения судебной службы. Стоит сказать также, что законопроект оговаривает и внешний вид формы судебных служащих. Их мундир будет иметь официальные символы в виде нашивок, указывающих на принадлежность к службе, а также погоны, соответствующие присвоенным чинам.

Законопроект «О государственной судебной службе», содержит в себе как плюсы и минусы. Так, среди плюсов, определенно, то, что заработная плата лиц, которые будут замещать государственные судебные должности, почти в три раза будет превышать нынешний оклад государственных гражданских служащих в судах. Также увеличится пенсионное обеспечение, которое будет выше, чем у государственных гражданских служащих. Это, разумеется, обусловлено спецификой деятельности, осуществляемой служащими в судебных органах.

Немаловажным достижением будет являться и то, что с принятием данного законопроекта будет урегулирован и систематизирован большой объем правоотношений, связанных с функционированием государственной службы в рамках одной из важнейших ветвей власти — судебной.

Тем не менее, не все вопросы решены. Так, например, остается проблемным аспектом профессиональная подготовка судебных служащих. Если провести аналогию с военнослужащими, которые проходят подготовку в специализированных учебных заведениях, то целесообразно обратить внимание и на вопросы качественной профессиональной подготовки служащих судебных органов в соответствующих учебных заведениях.

Стоит также отметить, что в феврале 2017 года правительственная комиссия по законопроектной деятельности предоставила отрицательный отзыв на рассматриваемый законопроект, обуславливая это тем, что отображенной в проекте специфики государственной службы в судебных органах недостаточно для выделения ее в отдельный вид государственной службы. Кроме того, по мнению Правительства, для реализации положений законопроекта потребуется внушительный объем финансирования.

  1. Организация работы аппаратов судов общей юрисдикции по обеспечению судебной деятельности: Научно-практическое пособие / Под общ. ред. В. В. Ершова. 2-е изд., доп. и испр. — М.: РАП. 2011;
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;

3. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О военных судах Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;

5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;

  1. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 08.01.1998 N 7-ФЗ // СПС КонсультантПлюс;
  2. Абрамов И. А. Роль аппарата федерального суда общей юрисдикции (на примере районного суда) // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 33–35;
  3. Проект Федерального закона N 102341–7 «О государственной судебной службе Российской.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная гражданская служба, судебная служба, государственная служба, служащий, суд, судебная власть, Верховный Суд, государственная власть, государственная судебная служба.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: