Особенности правовой политики российского государства по отношению к сословиям

Обновлено: 27.03.2024

Отдельные группы подданных Российской империи в начале XVIII в. не были сословиями в прямом смысле, поскольку юридически не закрепились принципы наследственных сословных организаций и отсутствовали сословные представительства. Классовая система оформилась с 1785 г. после появления жалованных грамот дворянству и городам императрицы Екатерины II.

В начале XVIII века

В начале XVIII в. в России ясно проявились 3 основных сословия:

  • дворянство;
  • духовенство;
  • крестьянство.

Силу набирало купечество. Назвать их сословиями можно было условно – юридические права и привилегии отсутствовали.

Реформы Петра I изменили социальное устройство Российского государства, хотя не затронули феодальных устоев общества. Категории населения, как видел Пётр, должны были занимать своё место. Ведущее положение он определил основе державной власти – дворянству.

В XVII в. господствующий класс делился на категории:

  • боярин, представитель высшей родовой знати;
  • окольничий, второй по чину после боярина;
  • дворянин – нёс обязательную службу при царском дворе, по статусу ниже аристократии.

Пётр I такое деление упразднил. Все стали дворянами. Боярство потеряло главенствующие позиции. Происхождение и знатность в расчёт не принимались. Смысл петровских нововведений состоял в том, чтобы вынудить единообразное дворянское сословие служить государству и престолу.

Царь стремился привлекать к казённой службе представителей «подлого» сословия. Тех, кто потолковее, да пообразованней. Выходцы из низов за личные заслуги и усердие в службе становились потомственными дворянами.

Дворянство возвышалось в социальной иерархии не через пожалование «шубы с царского плеча», а за полезную деятельность и труд на благо Отечества. За четверть века Пётр I неимоверным напряжением сил создал сильную дворянскую империю.

Во времена Петра привилегированным сословием оставалось духовенство. Оно делилось на чёрное, монашествующее, и белое, занимающее низшие посты в церковных приходах. Высшие посты в иерархии – епископы, митрополиты принадлежали чёрному духовенству.

При Петре I монашествующее духовенство значительно уменьшилось в количестве. Постригом в монахи ведал исключительно Монастырский приказ. В 1724 г. часть насельников отправилась в полки.

Состояние в приходском духовенстве было наследственным. Сан священника по закону не мог принять человек, принадлежащий другому сословию. Выйти из сословия служителей религиозного культа было практически невозможно.

Многочисленной массой, кормящей Россию, было крестьянство. На плечи этого сословия легли основные затраты на строительство и военные походы.

Численность армии резко увеличилась. В её ряды набирали оторванный от сохи работоспособный и здоровый сельский люд. Деревня превратилась в источник рабочей силы для заводов и фабрик. Непомерные поборы и «государевы службы» разоряли крестьян.

Многие бежали на Яик, на Дон, в Башкирию, подальше от властей. Отток крестьян из центральной части России на юг пополнял вольное казацкое население.

К концу царствования Петра появляется новое сословие государственных крестьян. В этой категории состояли:

  • дворяне, впавшие в нужду;
  • черносошные крестьяне, бывшие в зависимости от государства;
  • служилые люди;
  • татары;
  • население Сибири.

Право распоряжаться ими имел только самодержец.

Царь заметил, что прирост населения не увеличил доходы в казну. В 1718 г. он вводит «подушную подать». Посадское, или городское торгово-ремесленное, население становится податным.

Пётр помогал и формировал промышленный средний класс, основу военной мощи страны.

Податное сословие разделилось:

  • на рождающуюся буржуазию:
  • заводчиков;
  • банкиров;
  • предпринимателей,
  • на посадскую массу, будущий рабочий класс:
  • чернорабочие;
  • ремесленники.

Государь не обделил вниманием и помощью купечество. Торговцы стали получать денежную поддержку, пользоваться льготами. Повсеместно возникали торгово-промышленные компании. Казённые заводы с различными производствами передавались купцам на выгодных условиях.

Царь с удовольствием советовался с людьми от коммерции. Наиболее умные и заметные из них находились под его покровительством.

После Петра I

После Петра I изменения в сословиях коснулись в основном дворянства.

Дочь Петра, Елизавета, к власти пришла путём дворцового переворота, устроенного гвардейцами-дворянами. С её правлением связано начало расцвета дворянского сословия.

Дворянство при Елизавете получило исключительное право на землю и крестьян. Дворяне получили привилегию владеть личностью крестьянина и его имуществом. Крестьянство всё более закрепощалось. Такое положение отделяло привилегированный класс от низших слоёв общества.

Елизавета продолжала возвышать дворянство. Она не допускала в это сословие выходцев из иных категорий населения. Так личные дворяне лишились права иметь за собой людей и деревни.

Постепенно родовитые дворяне отделялись от служилых дворян. Это заметно отличалось от политики Петра I, продвигавшего людей не знатных, но усердных и умных. В 1756 г. Сенат принял указ о дворянских списках – вносить в него возможно лицо, доказавшее своё происхождение.

Елизавета опиралась на высший класс общества, предоставив ему ключевые позиции. Дворянство становилось замкнутым сословием с наследственными привилегиями.

Елизавета Петровна скончалась, престол занял Пётр III. Его правление длилось всего 186 дней и поражает количеством принятых государственных актов. Важнейший из них – «Манифест о вольности дворянства» 1762 г. Данный документ с некоторыми оговорками освободил дворянство от обязательной службы.

Сословная политика Екатерины II

Организация сословного строя в России покоится на главных реформах Екатерины II – жалованных грамотах дворянству и городам. Императрица руководствовалась более учением Монтескье, чем реалиями русской жизни.

Сословное начало легло в основу судебной системы и местного управления. Сословия приобрели государственное значение.

Цели сословных реформ императрицы:

  • повышение лояльности дворянства к самодержавной власти;
  • укрепление властной вертикали;
  • стимулирование экономики;
  • законодательное закрепление статуса сословий – купечества и городских обывателей;
  • создание «казачьего сословия».

Нововведения носили продворянский характер, но и купечество не обошли вниманием. Дворянство становится самым привилегированным сословием Российской империи. Его правовой статус с каждым годом укреплялся. Царствование Екатерины стало «золотым веком» дворянства.

Комплекс мер, принятых при Екатерине — таблица

1764

Изъятие церковных земель.

Ослабление церкви. Повышение эффективности обработки земли.

Духовенство утратило самостоятельность. В финансовом плане стало зависимым от государства.

1767

Крестьянам запретили подавать жалобы на помещиков.

Усиление власти дворян над крестьянами.

Жалоба – это преступление. Наказание – каторга в Сибири.

1775

Усиление верховной власти и правящего класса. Внедрение местного самоуправления.

Выборные должности достались дворянству. Неограниченная власть генерал-губернаторов на вверенной территории.

1785

Закрепощение крестьянства. Обеспечение лояльности дворян.

Дворянство утвердилось как высшее сословие. Отмена налогов и военной службы.

1785

Законодательно оформился статус купцов и мещан.

Горожан разделили на 6 разрядов. Передали им некоторые административные функции.

Права и обязанности сословий

Сложившиеся сословное деление в XVIII в. просуществовало до начала XX в.

Права и обязанности сословий — таблица

Привилегии и права

Потомственное и личное (достоинство по наследству не передавалось).

  • Владение землями и крестьянами.
  • Освобождение от земских повинностей.
  • Освобождение от налогов.
  • Освобождение от обязательной службы.
  • Возможность сословного самоуправления.
  • Получение образования.
  • Поступление по желанию на государственную службу.

Особые обязательства отсутствовали.

Чёрное – монашествующее, белое – приходское.

  • Освобождение от рекрутской повинности.
  • Освобождение от телесных наказаний.
  • Право на образование.

Обязательство посвящения жизни церкви. Проповедование Слова Божьего.

1-я, 2-я, 3-я гильдия.

  • Право сословного самоуправления.
  • Право на образование.
  • 1-я гильдия вела крупную внутреннюю и внешнюю торговлю. Освобождение от многих налогов.
  • 2-я гильдия вела крупную внутреннюю торговлю.
  • В введении 3-ей гильдии городская и уездная торговля.

Обязательство 2-ой и 3-ей гильдий нести повинности:

  • Право владеть землёй. Освобождение от податей.

Обязанность нести воинскую службу с собственным снаряжением.

Ремесленники, рабочие, мелкие лавочники.

  • Право на заниматься городским ремеслом, уездной торговлей.
  • Возможность получить ограниченное образование.
  • Обязанность платить все подати.
  • Рекрутская повинность.
  • Запрет на владение землёй.

Государственные и крепостные.

  • Крепостные не имели никаких прав.
  • Государственные имели право общинного владения землёй.
  • Оброк.
  • Барщина.
  • Все повинности в пользу владельцев.
  • Рекрутская повинность.
  • Денежная государственная повинность.

Реформы Екатерины II создали 4 «главных рода людей»: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

Характер сословий

К концу XVIII в. в Российской империи сложился правовой статус сословий. В результате сложился новый порядок в обществе. Боярство, главенствуя в XVII в., исчезло в 1750 г. со смертью последнего боярина князя Трубецкого. Для крестьян крепостная зависимость увеличилась. Дворяне из служилого сословия превратились в благородный привилегированный класс.

Духовенство лишилось автономного существования и сильно уменьшилось в численности. Горожан разделили на разряды и гильдии.

Сословный характер общества укрепил государственную власть в стране. Опорой абсолютизма стало дворянство.

В продолжение изложения историко-правовых особенностей логично привести развернутую характеристику правового положения основных сословий Русского государства, которое сложилась в период сословно-представительной монархии. Самую активную роль в политических событиях XVII века играло служилое сословие бояр и дворян. Можно вспомнить, что еще в XVI веке служилый человек И.С. Пересветов в своих сочинениях отмечал, что роль дворянства, составляющего основные воинские силы государства, заметно возросла, и политические позиции дворянства значительно укрепились. С середины XVII века на государственную службу стали принимать только детей служилых людей, а с 1657 года только сыновей детей боярских. Следует отметить, что дети боярские в XVII веке были младшим служебным чином и привлекались для государевой службы по самым различным ведомствам. Дети боярские были ограждены законом от зачисления в холопы. Кроме детей боярских на службу верстались или призывались также татарские и мордовские мурзы, которые имели такие же права, как и дети боярские. Были на государственной службе и иностранцы, которых специально приглашали от имени царя или боярской думы для исполнения конкретных должностей. Служилые люди получали денежное жалование и поместья. Выход из разряда служилых людей был запрещен. В 1642 году специальным указом вернули на государственную службу ранее покинувших ее дворян. Служилые люди имели целый ряд важных привилегий: они были освобождены от платежа податей, они имели исключительное право для сыновей в поступлении на военную или чиновную службу, они могли владеть вотчинами и поместьями, имели право на усиленное охранение их чести в качестве государевых чинов; существовал для них ряд привилегий в уголовном праве, например, за непредумышленное убийство дети боярские наказывались тюремным заключением, но никак не телесными наказаниями. Все это в правовом смысле выделяло служилых людей из остального населения Русского государства.

По некоторым своим привилегиям к служилым людям примыкало православное духовенство, также освобожденное от платежа податей и несения различных повинностей. Духовенство состояло из черного (монашеского) и белого (приходского). Русская Православная церковь оставалась в XVII веке крупным землевладельцем. Духовенство было грамотным, как отмечал историк С.М. Соловьев, являлось «единственным обязательно просвещенным сословием», поэтому оно носило важную функцию учительного труда. Духовенство осуществляло религиозно-идеологическую функцию государства и было активным носителем государственной идеологии. Поэтому государство всегда поддерживало церковь не только материально, но и законодательно. Если Соборным уложением 1649 года была установлена подсудность духовенства по гражданским и уголовным делам светскому суду, то постановлением собора 1667 года духовенство было освобождено от юрисдикции светских учреждений даже по уголовным делам. Во главе Русской Православной церкви стоял патриарх Московский и всея Руси, которому подчинялись митрополиты, архиепископы и епископы, возглавлявшие церковные округа-епархии. По законодательству XVII века было запрещено выбирать священников из крестьян, переходить из одного прихода в другой без разрешения архиерея, что делало духовенство наследственным сословием.

Что касается городского населения, то в XVII веке с расширением ремесел и торговли значительно увеличивается число посадских жителей, которые прикрепляются к городу. Правовое положение горожан было закреплено в главе «О посадских людях» Соборного уложения 1649 года. Под угрозой наказаний посадским людям было запрещено выходить из посадов. Если до 1649 года в городах существовали так называемые белые слободы, население которых, преимущественно купечество (например, торговцы хлебом, рыбой, солью) и зажиточные ремесленники (например, государевы каменщики и кирпичники), было освобождено от государева тягла, то во второй половине XVII века такие слободы были ликвидированы, и все обитатели посада сравнялись в правовом положении. От ряда повинностей было освобождено богатое купечество, которое в городах с развитием торговли значительно улучшило свое экономическое положение и постепенно становилось влиятельным в русском обществе. Особые привилегии получили разбогатевшие купцы, которые вели широкую оптовую торговлю, в том числе за рубежом, например, им было дано право владеть вотчинами и поместьями, подлежали они только царскому суду. К таким богачам относились солепромышленники «именитые люди» Строгановы. Историки права говорят о существовании более 160 посадов к 1652 году с численностью в несколько сотен тысяч горожан.

В отношении крепостных крестьян вначале были удлинены, а затем Соборным уложением 1649 года отменены так называемые урочные годы (лета) или сроки сыска беглых крепостных от их владельцев. Занесенные в писцовые книги по определенному времени нахождения на той или иной земле так называемые старожильцы и члены их семей закрепощались. Помещики могли теперь неограниченно эксплуатировать труд своих крепостных, наказывать их по своему усмотрению, продавать и обменивать их другим помещикам, выдавать замуж или женить по своему произволу. Крестьяне потеряли право распоряжаться земельными участками, на которых они трудились ранее. В случаях неплатежа помещиками и вотчинниками установленные судом взыскания по искам было разрешено отныне взыскивать с их крепостных крестьян. Владельческие крестьяне и бобыли, то есть зависимые от феодала безземельные люди, в подавляющем большинстве были закрепощены в середине XVII века законодательно. Государственные или чернотягловые (черносошные) крестьяне проживали на царских землях и платили определенные подати. Так как цари постоянно раздавали эти земли за службу дворянам и детям боярским в поместья и вотчины, количество чернотягловых крестьян сокращалось.

В XVII веке в Русском государстве продолжала существовать и такая категория феодально-зависимых людей, как холопы. Беглые холопы, обнаруженные у других господ, по закону строго наказывались. Холопы, попавшие в неприятельский плен и бежавшие оттуда, освобождались со своей семьей из холопского состояния. Часть холопов к тому времени была посажена господами на землю и была обязана отправлять барщину. Таких холопов стали называть страдниками. Они полностью утрачивали связь с господским двором. Когда правительство приняло решение отказаться от сошного оклада и перейти к новой системе обложения, которую мы ранее рассматривали и определили как подворную, зависимую от количества дворов, оказалось, что на помещичьих пашенных землях находится огромное количество холопов, которые подобно крестьянам обладали дворами, но тягло не платили, так как числились холопами. В 1679 году вышел царский указ, по которому таких холопов зачислили в платящих тягло, и различие между крепостными крестьянами и холопами исчезло. К концу XVII века холопское правовое положение сохранялось только при господских дворах.

Население российского государства в данный период может быть условно разделено на четыре сословия: дворянство (шляхетство), духовенство, крестьянство, городское население.

Наибольшей привилегией, определявшей особое правовое положение дворян, было их исключительное право на приобретение земельной собственности. Только им позволялось владеть землей и эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Тем не менее, и в среде землевладельцев имелось расслоение определявшееся разделением правового статуса вотчины, в основном являвшейся привилегией старой родовой знати, крупных землевладельцев (бояр и потомков удельных князей), и поместья, дававшегося служилым людям (дворянам) за службу и на время службы.

Уже в Соборном уложении 1649 г. предпринимается попытка решения этой проблемы, однако окончательно права вотчинников и помещиков были уравнены Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось и формально-юридически: они стали именоваться «недвижимыми вещами». Дворяне получили право наследования поместий, однако земельная собственность могла передаваться только одному из сыновей, а остальные дети получали часть движимого имущества. Это не устраивало землевладельцев, поэтому в 1731 г. данное ограничение в праве распоряжения земельной собственностью было отменено.

В 1718 г. по указу о подушной переписи дворяне были определены в качестве неподатного сословия, т.е. в отличие от других групп населения они не платили подушную подать.

Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела и вышеупомянутая Табель о рангах, установившая строгую систему государственных чинов. Жесткие требования по прохождению службы вызывали у дворян недовольство, поэтому Анна Иоанновна, взойдя на престол, сделала несколько уступок дворянству. Она учредила Кадетский корпус для дворянских детей от 13 до 18 лет, после окончания которого им присваивались офицерские звания. Кроме того, установленное Петром требование обязательной и пожизненной службы дворян в 1736 году была заменено 25-летним сроком, который начинался с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.

В 1762 года был издан Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»: дворяне освобождались от обязательной 25-летней службы, могли выходить в отставку и беспрепятственно выезжать за границу, однако по требованию правительства обязаны были прибывать на службу в войска.

Наиболее важным актом, имевшим целью закрепление привилегий дворянского сословия, стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г., в котором Екатериной II подтверждены основные положения указа Петра III. Дворянам разрешалось «иметь фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат.

Православное духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (священнослужители и церковно-служители).

Черное духовенство не могло иметь собственности, не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, а вступающие в монашество лица высших сословий не могли пользоваться никакими сословными привилегиями.

Как часть процесса подчинения церкви государству, в 1722 г. лицам податных сословий был ограничен переход в духовенство: вступать в ряды духовенства можно было только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества. Из дворян в духовенство разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Дети священно-церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность. Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

В XVIII крестьянство в полной мере испытало на себе обратную сторону консолидации сословия феодалов (дворян) – усилившуюся крепостную зависимость. Они составляли основную массу населения и подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных). Петровскими переписями были учтены и безземельные люди (холопы, задворные, вольные люди).

Помещичьи крестьяне в пользу хозяина обязаны были нести такие повинности как барщина, оброк, а также бремя рекрутских наборов (ежегодное направление одного рекрута с каждых 20 дворов на пожизненную (вплоть до 1793 года, когда срок был сокращен) военную службу). В отношении своих крестьян помещики обладали широкими полномочиями, начиная от рассмотрения мелких уголовных дел, осуществления суда над ними и заканчивая распоряжением самими крестьянами и их имуществом как своей собственностью. Более того, по Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и ссылки на каторгу.

Государственные крестьяне также были феодально-зависимыми. Их экономическое положение было не менее тяжелым, чем положение помещичьих крестьян, однако в целом их статус был несколько лучшим. Как мы отмечали выше, из их среды избирали заседателей в нижние и верхние расправы. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян в рассматриваемый период постоянно сокращалось в основном за счет их раздачи вместе с землями дворянству в награду за службу.

В 1721 г. появилась особая группа крестьян, называемая посессионными, которых купцы имели право покупать вместе с имениями и приписывать к мануфактурам. Такие мануфактуры продавались вместе с приписанными к ним посессионными крестьянами.

В результате изъятия земель у церкви появилась особая категория крестьян – экономических, названных так по наименованию специально созданной Коллегии экономии, призванной управлять ими. После ее упразднения в 1786 г. они вошли в число государственных крестьян.

Была и отдельная категория крестьян, принадлежащих исключительно императорскому двору – Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне. По своему правовому положению они были близки к государственным крестьянам.

Необходимость регулирования правового статуса городского населения определялась ростом городов, усилившимся в XVIII веке. Первым в череде наиболее значимых документов, касающихся этого вопроса, следует назвать регламент Главного магистрата 1721 г.

Данным законом посадское городское население делилось на три категории:

- знатные, регулярные граждане состояли в двух гильдиях. В первую гильдию включались банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Ко второй гильдии относились мелкие торговцы и ремесленники;

- нерегулярные, «подлые» люди, «обретающиеся в наймах и в черных работах, которые нигде между знатными и регулярными гражданами не счисляются».

Гильдиям предписывалось иметь свои органы – гильдейские сходы, в которых выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали цехи во главе с альдерманами (старшинами).

B 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Население города («городовые обыватели») было разделено на шесть разрядов:

1) владельцы домов и земель в черте города;

2) купцы всех трёх гильдий;

3) цеховые ремесленники;

4) иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

5) «именитые граждане» - выборные должностные лица органов городского управления, ученые, художники, скульпторы, музыканты, капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. руб.), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы;

6) все остальное посадское население.

Основная тяжесть государственных повинностей ложилась на ремесленников и посадских: они являлись податными сословиями, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность, нести натуральные повинности. Купцы не платили податей, не несли рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий кроме того освобождались и от телесных наказаний. Привилегией горожан считались свои сословные суды (магистраты), а также органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума.

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества – дворянство.

На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права – недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.), окончательно устранившей последние остатки местничества (знатности рода и прошлой службе предков) и для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса в военной и морской службе.

Служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами. Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний. Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены, и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества. Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий, и усиление административного контроля над крестьянами. Наиболее важные из них – Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ – Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти. Затем, с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами. В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник – обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору. После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви, которой обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен. Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны, а ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года. Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Мещанство– основное городское податное сословие в Российской империи – берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы. Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие – с разрешения властей. Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся. Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии. Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников

Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли. Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных, посессионных и удельных (принадлежащих царской фамилии).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Сословно-представительная монархия – это форма государственного управления, в основе которого лежит принцип сословного представительства, осуществляющее правление наряду с царём. Представительство выражалось в форме Земских соборов.

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-opredelenie

Экономические и политические предпосылки возникновения

В начале правления Ивана IV, к середине XVI века, появились первые экономические предпосылки за счёт появления первых мануфактур и наращиванию темпов торговли со странами Запада. Этот процесс обусловил экономический рост в России, который требовал увеличения бюрократического аппарата.

Это повлекло за собой значительные финансовые расходы на содержание органов власти и военного аппарата.

Выход был найден в представительстве в Земском соборе торговых людей. За счёт этого купечество обеспечивало государству финансовую поддержку и выделяло средства на военные нужды.

Политические предпосылки делятся на внутренние и внешние.

Внутренние предпосылки возникли в результате восстания 1549 г. В Москве. Был созван Земский собор, задача которого была в успокоении граждан за счёт созыва в него широкого круга представителей. Земский собор включал в себя царя, Боярскую думу, представителей духовенства, дворянства и купечества;

Внешние предпосылки основывались на возросших потребностях в пополнении казны на военные нужды и расширение торговых отношений с Западом. Привлечение в Земский собор представителей купечества давало такую возможность. Боярская дума уже не имела большого веса при принятии решений.

Характерные черты сословно-представительной монархии в России

soslovno-predstavitelnaya-monarhiya-v-rossii

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Земский собор 1549 г.

В 1549 году впервые был созван Земский собор по инициативе царя Ивана IV, его ещё называют «Собор Примирения». Он являлся сословно-представительным центральным органом, обладающим законосовещательными функциями.

Характерные особенности Земских соборов:

Вплоть до середины XVII века использовались как инструмент принятия важнейших государственных решений;

Нерегулярный характер созыва. Земские соборы собирались по единоличной инициативе царя;

Отсутствие законодательной инициативы;

Земские соборы не ограничивали самодержавие.

На первом созыве в 1549 году состав Земского собора был следующим:

  • Царь;
  • Боярская дума;
  • Представители духовенства;
  • Помещики.

Государственные решения, принятые на первом Земском соборе 1549 года:

  • Необходимость проведения судебной реформы;
  • Решение о формировании местного самоуправления;
  • Подготовка к военным действиям с Казанским ханством.

Проблемы сословно-представительной монархии в Росcии

В 1547 году Иван IV венчается на царствование, что означало значительное укрепление царской власти и особое положение церкви в государстве, в том числе и политическую независимость.

В этой связи, роль Земским соборам отводилась незначительная. В этом состояла основная проблема сословно-представительной монархии в России.

Постоянно укрепляющаяся власть государя выражалась в его решениях о войне и мире, о военных походах и строительстве городов-крепостей и так далее. В частности, это выражалось в принятии следующих законов:

  • 1550 г. – неполная отмена местного самоуправления;
  • 1555–1556 гг. – неполная отмена уложения о службе и кормления.

После прихода к власти династии Романовых в 1613 году, самодержавная власть значительно усилилась. Установился порядок наследия царского престола по принципу старшего ребёнка мужского пола. Царь единолично владел всей полнотой высшей государственной и военной власти, суда, верховного управления, усиливалась власть над духовенством.

Потеря значения, переход к абсолютной монархии

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Первый созыв Земского собора Иваном IV. «Собор Примерения».

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итоги

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: