Особенности правового статуса адвоката иностранного государства

Обновлено: 19.04.2024

Верховный суд России в свежем обзоре судебной практики пояснил, когда можно привлекать к делу иностранного адвоката.

Чужеземный защитник может проконсультировать нашего человека только по правовым вопросам своего государства. Приглашать иностранца для помощи в рядовом уголовном деле, допустим, о краже в подмосковном супермаркете, бессмысленно и недопустимо.

Поводом для разъяснения стало дело из Воронежской области, где суд решал вопрос о выдаче Казахстану некоего гражданина С. Поскольку своих граждан Россия не выдает, нетрудно догадаться, что гражданин был иностранцем. Может быть, именно поэтому он решил доверить свою защиту не российским юристам, а приезжим. Его интересы в деле представлял адвокат из Астаны.

Суд первой инстанции не обратил на это особого внимания. А когда дело дошло до Верховного суда страны, там сочли, что участие "нелицензионного" адвоката нарушило право человека, чья судьба решалась, на защиту. Поэтому постановление суда первой инстанции было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

А вопрос специально включили в обзор судебной практики, чтобы еще раз напомнить о правилах для "юристов-легионеров". Если иностранный защитник намерен работать в России по полной программе, он должен получить статус адвоката у нас. Для этого есть своя процедура.

"Не вижу в обзоре судебной практики Верховного суда никакой юридической, а тем более политической сенсации, - сказал Валерий Зинченко. - Действительно, законом установлен соответствующий порядок участия иностранных адвокатов при оказании юридической помощи на территории России. Несмотря на то, что тема "закрытых" и "открытых" юридических рынков обсуждается уже не первый год и некоторыми представителями отечественного юридического сообщества высказываются порой крайне радикальные предложения по ограничению доступа на наш рынок иностранных специалистов, Верховный суд лишь подтвердил установленный порядок и подсказал еще несведущим иностранным адвокатам путь на российское юридическое поле. И в этом ничего радикального нет". Кстати, как уже писала "РГ", Федеральная палата адвокатов создала рабочую группу, которая подготовит предложения по совершенствованию в нашей стране рынка юридических услуг.

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Законопроектом, копия которого поступила в ФПА РФ, ст. 2 указанного закона дополняется п. 7 следующего содержания: «7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Как сообщалось ранее, готовящиеся поправки имеют целью наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Документ разрабатывается Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил Андрей Сучков.

Он также не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура выскажет свое мнение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России, если Правительство РФ привлечет ФПА РФ к обсуждению этой темы.

По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Государственную Думу ФС РФ внесен в декабре. Согласно паспорту разрабатываемого нормативного акта он должен вступить в силу в декабре 2017 г.

Теперь наличие статуса адвоката в недружественной стране является основанием для отказа в регистрации адвоката иностранного государства в соответствующем реестре ведомства и аннулирования уже действующей регистрации

Министерство юстиции РФ опубликовало Приказ № 85 от 30 мая 2022 г., которым внесло изменения в Административный регламент предоставления услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России. Согласно п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории России, регистрируются Минюстом в специальном реестре. Без такой регистрации им запрещается осуществлять адвокатскую деятельность. Теперь заявителям, которые имеют статус адвоката в иностранном государстве, включенном в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, российских юридических и физических лиц недружественные действия, будет отказано во включении в реестр. По этой же причине Минюстом будет аннулирована регистрация заявителей.

Ранее вице-президент ФПА РФ Вадим Клювгант отметил, что адвокаты всегда действуют в интересах своих доверителей и по этой причине часто оппонируют государству. «А Минюст России своей инициативой хочет сделать их заложниками “недружественной” политики тех государств, которым они оппонируют, защищая своих доверителей и их права», – полагает Вадим Клювгант. Тогда он добавил, что в России иностранный адвокат может оказывать юридическую помощь только по праву своей страны, а не по российскому праву, поэтому какого-то практического смысла в этой инициативе не просматривается.

Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян, в свою очередь высказала опасение, что инициатива Минюста может вызвать взаимность со стороны иностранных государств. «В результате наши граждане за рубежом могут остаться без правовой защиты. Местные адвокаты уже отказывают в защите россиянам, а если еще наши граждане будут лишены права защищать их по иностранному праву, то они останутся совсем беззащитны», – пояснила она.

Сопутствующие риски

Сопутствующие риски

Адвокат АП г. Москвы Антон Колосов в комментарии «АГ» обратил внимание, что перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении России, российских юридических и физических лиц недружественные действия, является временным и может изменяться правительством: одни страны будут включаться в него, другие – исключаться. «В то же время адвокатская деятельность оказывается на профессиональной основе в целях защиты прав, свобод и интересов доверителей, которые не подлежат временным ограничениям и конъюнктурному отрицанию», – заметил он.

По мнению адвоката, партнера АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнеры» Тимура Харди, данное решение может значительно усложнить судебные процессы, в которых задействованы в качестве истцов или ответчиков иностранные граждане или резиденты. Таких дел много, и большинство из них никакого отношения к политике не имеют: это могут быть бракоразводные процессы, по разделу имущества, определению места жительства детей, защите трудовых или корпоративных прав и т.д. «Получается, что стороны лишаются возможности привлекать адвокатов из своих государств, а коммуникация с российскими адвокатами может быть затруднена», – отметил он.


Адвокат иностранного государства

Адвокат иностранного государства — правовой статус в России.

В пункте 5 статьи 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ определено, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права этого иностранного государства.

Однако законодатель использовал не вполне определенный термин «адвокат иностранного государства». Представляется, что речь в данном случае идет о лице, которое является гражданином иностранного государства и которое наделено статусом адвоката в этом иностранном государстве или в иных государствах, исключая Российскую Федерацию.

На такого адвоката в полной мере распространяются положения Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Теоретически могут существовать и адвокаты, не имеющие гражданства. Они также вправе оказывать юридическую помощь в порядке, установленном пункте 5 статьи 2 Закона об адвокатской деятельности. В ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» прямо говорится, что понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Приказом Минюста России от 31 июля 2012 г. N 151 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.

Заявителями являются адвокаты иностранных государств, намеренные осуществлять адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, либо их представители, действующие на основании доверенности. Ведение реестра осуществляется центральным аппаратом Министерства юстиции РФ.

Для внесения в реестр адвокатом иностранного государства должны податься следующие документы:

1) заявление о регистрации;

3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

4) копия документа, подтверждающего статус адвоката иностранного государства;

5) копия документа, подтверждающего легальность пребывания адвоката на территории РФ;

6) две фотографии.

Представление недостоверных сведений или представление не всех указанных документов является основанием для отказа во внесении адвоката иностранного государства в реестр.

Решение об отказе в регистрации в реестре может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Министерство юстиции Российской Федерации аннулирует регистрацию адвоката иностранного государства в реестре в случае:

а) установления недостоверности представленных для регистрации документов и (или сведений);

б) выдворения адвоката за пределы Российской Федерации в установленном порядке;

в) вступления в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении преступления;

г) прекращение статуса адвоката в иностранном государстве.

Занесение адвокатов иностранных государств в специальный реестр не имеет разрешительного и тем более дискриминационного характера. Это производится с целью учета данных лиц и проверки правильности сообщаемых сведений.

Оказание юридической помощи на территории Российской Федерации адвокатами иностранного государства может иметь место в случаях, когда хотя бы одной стороной спора является юридическое или физическое лицо, находящееся (находившееся) в правоотношениях, которые регулируются (регулировались) нормами права иностранного государства.

Как правило, это может иметь место в случаях, когда международным договором или иным международно-правовым актом действие национального законодательства государства распространено на определенное или неопределенное число иных государств. Примером такого акта является Всемирная конвенция об авторском праве (подписана в Женеве 6 сентября 1952 г., для СССР вступила в силу 27 мая 1973 г.). В соответствии с ч. 1 ст. 2 Конвенции выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как и произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории. Договаривающееся Государство в силу ч. 3 ст. 3 Конвенции вправе требовать от лица, которое обращается в суд, соблюдения в целях судебного производства процессуальных правил, в том числе представительства истца адвокатом, допущенным к практике в данном Государстве. Представляется, что сам факт этого и подобных ему обращений должен служить достаточным основанием для регистрации адвоката иностранного государства в специальном реестре и предоставления ему возможности оказывать юридическую помощь в порядке, установленном пунктом 5 статьи 2 Закона об адвокатской деятельности.

Адвокат иностранного государства может принимать участие в получении доказательств в соответствии с Конвенцией от 18 марта 1970 г. «О получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам» (Россия присоединилась к Конвенции, см. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 11-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Данные правила в полной мере распространяют свое действие на адвокатов, которые являются гражданами иностранных государств.

Запрет иностранных адвокатов оказывать юридическую помощь по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации, гарантирует обеспечение безопасности страны. Требования охраны государственной тайны установлены Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».

Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации решением от 22 апреля 2004 г. (протокол N 5) разъяснил, что адвокат иностранного государства может осуществлять адвокатскую деятельность только по вопросам права государства, гражданином которого он является, с обязательной регистрацией в специальном реестре. Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: