Особенности правового регулирования государственно служебных отношений

Обновлено: 19.04.2024

Отношения государственной службы подвергаются регулированию со стороны каждого из существующих источников права: закона, подзаконных актов госорганов, локальных актов.

ФЗ России № 79-ФЗ (от 27 .07.2004 года) в статье «Законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ» определил перечень всех источников правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.

Источники регулирования отношений гражданского характера в РФ

Регулирование отношений, напрямую связанных со службой гражданского характера, производится с помощью:

  1. Конституции Российской Федерации.
  2. ФЗ «О системе государственной службы РФ».
  3. Данным ФЗ.
  4. Прочими федеральными законами, в частности, ФЗ, занимающимися регулированием особенностей прохождения госслужбы.
  5. Непосредственными указами Президента России.
  6. Постановлениями от Правительства России.
  7. Нормативными правовыми актами органов исполнительной власти (федеральных).
  8. Конституциями (либо уставами), а также законами и прочими правовыми актами (нормативными) субъектов Российской Федерации.
  9. Нормативными правовыми актами госорганов.

Законодательство касательно госслужбы сформировано еще не до конца, и из-за этого оно регламентируется, в первую очередь, когда это касается прочих ветвей власти, чем власть исполнительная, в большей мере именно локальными правовыми актами. Е.В. Охотский провел анализ локальных актов палат Федерального Собрания, а также документов об аппаратах палат данного Собрания, положений касательно их структурных подразделений, изданных председателями палат данного Собрания, а также руководителями их аппаратов. Правовая природа данных локальных актов совершенно не изучена, и даже рецензенты книги Е.В. Охотского не способны в некоторых случаях узнать, какова именно природа актов об аппаратах объединений депутатов. Они считают, что, если разобраться, они даже не считаются локальными правовыми актами, так как согласовываются с руководством объединения депутатов, а утверждаются при этом руководителем аппарата Государственной Думы.

Получается, что законодательство в значительной мере расширяет, притом без должного на то обоснования, круг субъектов правотворчества, актами которых госслужба и регулируется. В этом случае теряется весь смысл их единого государственного происхождения.

Самым первым законом касательно государственной службы в России стал ФЗ № 119-ФЗ «Об основах госслужбы РФ» (от 31.07.1995 года), на данный момент не имеющий силы, но, при этом, учитываемый как самый первый закон, заложивший базовые принципиальные черты госслужбы на территории постсоветской России. Четвертая статья данного Закона определяла то, что российское законодательство о госслужбе состоит из актуальной Конституции РФ, данного ФЗ, федеральных законов и прочих нормативных правовых актов РФ и, помимо этого, из уставов, конституций, законов и прочих нормативных правовых актов субъектов РФ. Одиннадцатая статья ТК РФ, который был принят ФЗ № 197-ФЗ (30.12.2001 года), говорит о том, что данный Кодекс, законы и прочие нормативные правовые акты, которые содержат нормы трудового права, действуют на абсолютно всех работников, которые заключили официальный трудовой договор со своим работодателем.

Специфика правового регулирования труда некоторых категорий работников (таких, как руководители различных организаций, индивиды, работающие по совместительству, женщины, индивиды с семейными обязанностями, молодежь, госслужащие и проч.) устанавливается данным Кодексом, а также прочими ФЗ.

Вместе с административной реформой Путина-Фрадкова 2002-2004 гг. были приняты в рамках данной реформы госслужбы и действующие на сегодняшнее время:

Есть еще несколько подзаконных актов, среди которых Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и прочих служащих, который был утвержден постановлением Министерства труда России от 21.08.1998 под номером 37.

На способ ведения трудовых книжек персонала (служащих и рабочих) на предприятиях, в организациях и учреждениях по-прежнему распространяется постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656, датированного 6.09.1973 года.

Источником правового регулирования госслужбы также считаются: административный прецедент во Франции, а также административный договор. Социалистическая правовая система официально не признает правовое значение как судебного, так и административного прецедента.

Правила международного договора

Стоит уделить внимание месту международных правовых актов в некоторых источниках правового регулирования госслужбы в РФ. ФЗ № 79-ФЗ, датированный 27.07.2004 года, во втором пункте статьи пятой «Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ» закрепил то, что если договором международного характера РФ установлены другие правила, нежели те, которые предусматриваются данным ФЗ, то будут применяться правила именно международного договора.

Но по факту для исполнения подобных законодательных формулировок нет подходящих условий, и их не создает и не планирует создавать в дальнейшем именно властвующая группа. Получается, что международное законодательство в рамках ООН (и только данной организации, хотя их множество) публикуется в издании под название «UN. Treaty Series», и оно признается настоящим дефицитом даже для специалистов-международников, и практически недоступно рядовым госслужащим.

Особенности международного права

Никакими другими факторами, кроме как желанием сдать российские интересы, невозможно объяснить настолько преувеличенную оценку международного права касательно организации внутренней службы в суверенном государстве. В истории бывали ситуации недвусмысленной оценки нескольких международно-правовых документов как совершенно не обязательных в том числе для государств, подписавших их. Э. Сатоу утверждал, что далеко не все соглашения международного характера должны обладать «обязательной силой».

Никаких обязательств юридического характера не исходило из Атлантической хартии, которая была подписана 14.08.1941 года. В данной хартии американский президент (на тот момент Рузвельт), а также представитель правительства британской королевы (на тот момент Черчилль) совместно заявили, что во время принятия 10.12.1948 года Ген. Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека было подчеркнуто то, что на страны, которые проголосовали за данную декларацию, не возлагается совершенно никаких обязательств юридического характера. Брать на себя большее число обязательств, нежели предполагается международным правом – это абсолютно неоправленный риск, иногда свойственный «демократам» в РФ. И если корсар Барбаросса сумел превратить небольшое турецкое княжество в Оттоманскую империю, вызывавшую уважение, благодаря своим личным качествам, то Ельцин, из-за своей нетрезвой дикости, сумел, наоборот, привести к развалу великой державы, послужив толчком к образованию разрозненных и враждующих «постсоветских республик».

В системе мер, которые предусматривались Президентом РФ в Указе, датированном 03.04.1997 года, № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию «Порядок во власти – порядок в стране. (Касательно положения в стране и базовых направлений политики РФ)», уже предусматривалось разработать до 1.11.1997 года свод неких этических правил госслужащего и концепцию кодекса госслужбы. Этические правила как источник конкретно правового регулирования госслужбы вызывают двоякую оценку. По мнению А.В. Оболонского, возрождению этического кодекса поведения чиновника (можно называть по-разному – кодекс чести, моральный кодекс) необходимо уделить значительное внимание наряду с прочими мерами.

Получается, что этика – это некий свод правил морального происхождения, которые присущи индивидуальностям либо негосударственным организациям.

Но, при этом, мораль господствующего в экономическом смысле класса, возводится в закон, и это уже право. Этика в качестве правила поведения в государстве – это право, закрепленное законодательно. Основное различие морали (либо этики) и права состоит в том, что нарушение моральных правил приводит к общественному порицанию нарушителя, а нарушение правовой государственной нормы обеспечивается репрессиями, государственным принуждением. Не стоит разыскивать в морали спасение от того, что не исполняются правовые нормы. Возможно испортить даже моральные нормы. А приводить в порядок государство получится исключительно на основе права. Поголовный цинизм и вседозволенность нынешнего госаппарата РФ, по словам А.В. Оболонского, появились не на фоне советского этического кодекса, а из-за преступного характера деятельности «приватизаторов государства», а также власти. Данное определение реформам Ельцина дал Е.Т. Гайдар.

Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.

Принципы государственной службы:

верховенства Конституции Республики Беларусь;

служения народу Республики Беларусь;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

гуманизма и социальной справедливости;

единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

профессионализма и компетентности государственных служащих;

подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

добровольности поступления граждан на государственную службу;

равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Понятие и виды государственных служащих.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих. Для госслужащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим. Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией госслужащего, стажем работы на госслужбе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса.

Можно выделить несколько видов государственной службы:

В органах ветвей власти:

службы в органах законодательной власти;

службы в органах исполнительной власти;

службы в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:

служба в органах внутренних дел;

служба в прокуратуре;

служба в таможенных органах;

служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государственных органов:

служба в республиканских органах;

служба в местных органах.

Видовая структура государственной службы по органам в которых она осуществляется может быть представлена следующим образом:

- общеадминистративная (президентская, парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах;

государственной безопасности и др.

- военизированная (службы в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.)

- войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.)

Порядок прохождения государственной службы

Прохождение государственной службы – совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений.

Элементами прохождения государственной службы являются:

поступление на государственную службу;

аттестация государственных служащих;

перемещение по службе;

льготы и стимулирование служебной деятельности;

ответственность государственных служащих;

прекращение государственной службы.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.009)

Отношения государственной службы регулируются всем комплексом источников права: законом, подзаконными актами государственных органов, локальными актами.

Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в статье о "Законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ" перечислил все источники правового регулирования государственной службы в РФ.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией РФ;

2) Федеральным законом "О системе государственной службы

3) настоящим федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения государственной службы;

5) указами Президента РФ;

6) постановлениями Правительства РФ;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

9) нормативными правовыми актами государственных органов. Законодательство о государственной службе сформировано пока еще недостаточно, поэтому регламентируется, особенно когда это касается иных ветвей власти, нежели исполнительная, в значительной мере локальными правовыми актами.

Служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Служебный контракт содержит обязательные, существенные и дополнительные условия.

Обязательные условия служебного контракта:

1) права и обязанности его сторон;

2) фамилия, имя, отчество гражданина либо гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенные условия служебного контракта:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права, обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

2) неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной и иной), если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами РФ.

По сроку действия служебный контракт может быть заключенным на неопределенный срок и срочным.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов за пределами Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия по соглашению сторон служебного контракта;

7) замещения должности гражданской службы, по которой ч. 13 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, установленных ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.013)

ГС РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Правовое регулирование государственной службы является моноотраслевым. Оно включает в себя нормы государственного (конституционного) права, но в основном состоит из норм административного права. Рассматриваемый институт связан с рядом финансово-правовых правил, с главой УК «Должностные преступления», а особенно тесно – с трудовым правом. Вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права. А институт государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государственных служащих.

Основными принципами построения и функционирования системы ГС являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

43. Система гс рф. Виды гс:

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

44. Понятие, особенности, правовое регулирование гос.Гражданской, военной, правоохранительной служб, федеральной гс и гс субъекта рф:

гос. служба - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномо­чий РФ, федеральных гос. органов; СРФ; органов гос. власти СРФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые К. РФ, ФЗ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые К., уставами, законами СРФ.

Гос. гражданская служба - вид гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед. гос. органов, гос. органов СРФ, лиц, замещающих гос. должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности СРФ. Федеральная гос. гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях фед. гос. гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий фед. гос. органов и лиц, замещающих гос. должности РФ. Гос. гражданская служба СРФ - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гос. гражданской службы СРФ по обеспечению исполнения полномочий СРФ, а также полномочий гос. органов СРФ и лиц, замещающих гос. должности СРФ. Военная служба - вид фед. гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правоохранительная служба - вид федеральной гос. службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в гос. органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на двух уровнях федеральном и субъектном. Согласно ФЗ №79 Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

Конституция РФ (содержит положения о том, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. Содержит положения о Президенте, Председателе Правительства и т.д., которые наделены полномочиями управления)

Конституции (уставы) субъектов РФ, законодательство субъектов.

ФКЗ и ФЗ (О системе государственной службы РФ, О государственной гражданской службе РФ, О полиции, О прокуратуре РФ, О статусе военнослужащих, О порядке рассмотрения обращений граждан РФ, О прокуратуре РФ, О Правительстве РФ и т.д.

Указы и распоряжения Президента (Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих, О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим, О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти);

НПА Правительства (Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации Постановление Правительства);

НПА федеральных органов исполнительной власти РФ (в основном касается служебного распорядка деятельности)

52. Понятие и признаки государственной службы.

Государственная служба– профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и её субъектов РФ. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственными служащими своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах или иных организациях с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения). Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное образование, имеющее специальные цели и задачи и наделенное специальной компетенцией. Для возникновения государственно-служебных отношений необходимо взаимодействие двух субъектов: 1) гражданина РФ, 2) представителя нанимателя (руководитель или заместитель руководителя органа).

Признаки государственной службы: 1) это разновидность служебной деятельности в обществе; 2) является видом публичной службы, т. е. службы в органах публичной власти; 3) профессиональная деятельность (осуществляется специалистами, имеющими соответствующее профессиональное образование, опыт работы, знания законодательства, навыки и т. д.); 4) является именно государственной, которая осуществляется в органах государственной власти (а не в органах местного самоуправления) и в некоторых организациях (службах, формированиях, учреждениях), реализующих функции государственных органов (в Вооруженных силах РФ, правоохранительных учреждениях и т. п.); 5) носит обеспечивающий характер (это деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности); 6) осуществляется гражданами РФ; 7) связана с замещением определенных должностей — должностей государственной службы, исчерпывающий перечень которых содержится в соответствующем реестре; 8) опосредуется правом (все вопросы, связанные со службой, ее формированием, прохождением, определением статуса служащих и т. п., должны быть четко урегулированы в соответствующих нормативных правовых актах; совокупность правовых норм, регламентирующих различные аспекты государственной службы, составляют институт (подотрасль) государственной службы в рамках административного права); 9) возмездная деятельность (государственный служащий получает за нее денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: