Особенности правового государства в рф

Обновлено: 19.04.2024

Правовое государство – это особый тип государства, власть в котором основывается на правовых предписаниях, реализуется и ограничивается через него.

К основным элементам правового государства относятся права и свободы человека и гражданина. В отношении человека создаются такие условия, которые позволяют гражданину свободно изъявлять свою волю. Данные положения противопоставлены принципам тоталитарного государства. Существенная разница заключена в придании свободы человеку и ее отрицание.

Социально-правовые категории личности выражаются в понятии «права человека», которые являются основополагающими и обеспечивают достойное существование человека. В настоящее время проблемы прав человека вышли на международный уровень, что подтверждает их приоритет над государственными проблемами.

Сама суть правового государства состоит в правовом ограничении государства. То есть право защищает от произвола от органов государственной власти. Правовые ограничения необходимы в связи с тем, что недопустимо установление тоталитарного государства.

Таким образом, правовое государство это организация власти, которая создает условия для обеспечения и реализации свобод и прав человека и гражданина и недопущения злоупотреблением властью посредством права.

Реализация правового государства в Российской Федерации

Исходя из предложенного определения правового государства следует выделить следующие принципы правового государства:

  • Обеспечение свобод и прав человека и гражданина,
  • Создание правового ограничения.

Первый принцип находит отражение в статье 2 Верховного закона страны: человек и его права являются высшей ценностью. Назначение правового государства состоит в предоставлении человеку возможность всесторонне развиваться. И права человека будут являться первичными и основополагающими.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй принцип воплощается благодаря следующим способам:

  • Особое место принадлежит конституционализму. Он является стабилизатором, который позволяет предсказывать результаты политики государства. Исходным является признание приоритетности правовых принципов. Закон выступает обязательным условием для нормальной жизнедеятельности общества.
  • Реальное осуществление первого принципа, то есть ограничение власти государства путем реализации прав и свобод человека и гражданина. Государство само себя не может ограничить, следовательно, благодаря праву и происходит указанное ограничение.
  • Правовое государство обязательно базируется на разделении властей, что выражено в правовой, политической и социальной сферах.

Система сдержек и противовесов является совокупностью ограничений государственной власти (судебной, исполнительной и законодательной).

Правовое государство в современной России

Конституция РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее закрепляет, что Россия является правовым государством. Однако, несмотря на данное положение, по факту на сегодняшний день это лишь цель, к которой стремится наше государство.

Подлинное правовое государство подразумевает, что граждане государства являются настоящими участниками управления делами государства и общества. Правовое государство является самой совершенной формой отношений между гражданами и властью.

Становление правового государства является длительным процессом, он завершится лишь с формированием гражданского общества. Практика в РФ сложилась такая, что многие граждане будут соблюдать положения закона, только если их будут соблюдать органы государственной власти.

Для формирования правосознания граждан и повышения культуры необходимо принять множество мер. Например, сокращение разрыва между бедными и богатыми, устранение преступности. Важно укрепить государственность и разрешить проблемы национальных отношений и федерализма, демократизировать отношения с гражданами государства.

Правовое государство – это государство, чья деятельность основана на праве и ее основное направление сконцентрировано на соблюдение, защите, обеспечении прав и свобод человека. Данное государство признает институт разделения властей, верховенство закона и независимость суда. Впервые идея возникла в Др. Греции в 17-18 вв. эта идея получила наибольшее развитие. Представители: Локк, Монтескье, Кант, в России – Сперанский. Признаки: верховенство закона, разделение властей, признание и соблюдение обеспечение и защита прав и свобод человека, суверенитет государства, высокий авторитет суда, единство прав и обязанностей граждан, контроль общества за властью через регулярные свободные и демократические выборы, недопущение монополизации в политике и экономике, соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права, наличие гражданского общества. ГО – совокупность семейных нравственных национальных религиозных социальных экономических отношений и институтов, с помощью которого удовлетворяется интересы личности и их групп. Признаки: свобода, открытость, плюрализм, правовой характер- общество живет в рамках закона, самоуправление и саморазвитие выражается в том что индивиды, классы, соц.группы самостоятельно устанавливают и регулируют взаимоотношения между собой, как правило не прибегая к услугам государства. Структура: основа общества – семья, общ.объединения и организации, пол.партии и движения, церковь, негосударственные СМИ, негосударственное образование и система воспитания.

В наст время в России созданы все условия для построения пр гос-ва. Нынешнее Российское государство функционирует на основе Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции Россия - РФ является демократическим, республиканским, федеративным, правовым (ст. 1) и социальным государством (ст. 7), строится на принципе разделения властей (ст. 10). По форме правления Россия - президентская республика с элементами парламентской республики. Конституция РФ наделяет Президента РФ значительными полномочиями, прописанными в гл. 4. Элементы парламентской республики видятся в праве Государственной Думы выразить Правительству недоверие. Высшим представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Общепризнано, что в отношениях этих органов сложился дисбаланс в пользу усиления президентской власти. По форме государственного устройства Россия - федерация договорно-конституционная, асимметричная, построенная по национальному (республики) и территориальному (края и области) признакам. Политический режим в России согласно Конституции - демократический. Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод граждан, предусматривает институты представительской и непосредственной демократии, систему органов местного самоуправления, демократического правосудия и т. д. В формировании правового государства в России сделаны значительные шаги, но в полной мере оно правовым еще не является. Для этого требуются дальнейшие преобразования в экономической, социальной, политической, правовой и идеологической сферах. В экономической сфере предстоит создание развитой рыночной экономики. Здесь сделаны значительные шаги: признано равенство разных форм собственности; большая часть государственной собственности приватизирована; сформировалась система субъектов рыночной экономики. Однако это не привело к экономическому росту. В социальной сфере для правового государства необходимо преобладание среднего класса, достаточно материально обеспеченного, заинтересованного в стабильности общества (интеллигенция, квалифицированный рабочий класс, мелкие и средние предприниматели, фермеры и др.). Однако в действительности произошло размывание среднего класса. Общество распалось на очень богатых и бедных. В политической сфере необходимо дальнейшее развитие демократических, федеративных начал, местного самоуправления, создание оптимального баланса ветвей власти, формирование подлинного политического плюрализма, повышение уровня участия народа в политических процессах и т. д. В правовой сфере сделаны определенные шаги в формировании правового государства. В значительной мере обновлено законодательство. В основном создана правовая база рыночной экономики, приняты многие законы, связанные с совершенствованием политической системы, судебной системы, с охраной прав и свобод граждан и т. д. Однако формирование правовой системы далеко не закончено. В идеологической сфере непременным условием для правового государства являются повышение уровня политической и правовой культуры, искоренение правового нигилизма, прежде всего в государственном аппарате, оздоровление нравственного климата в государстве. Отметим в заключение, что Российское государство - это государство переходного периода, посттоталитарное, несущее на себе как признаки прошлого, так и признаки, обусловленные становлением рыночной экономики, первоначальным накоплением капитала, формированием класса буржуазии, в значительной части бюрократизированной, номенклатурной, мафиозной. Это государство пока полудемократическое, полуправовое, полусоциальное.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для обеспечения прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые механизмы для их дальнейшей реализации.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

· главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

· равенство всех перед законом;

· разделение властей на три ветви;

· реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

· признание прав и свобод человека высшей ценностью;

· взаимная ответственность личности и государства;

· политический и идеологический плюрализм;

· стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

· признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

· взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

· разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

· разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

· контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

В ст. 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15–П говорится о том, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства (статьи 1, 2, 17, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации).Правовым государство является в том случае, если его деятельность основана на праве, а целью его деятельности служит обеспечение, защита прав и свобод человека. Если исходить из этого положения, то в основе деятельности России как любого другого правового государства лежат следующие принципы:

1) верховенство закона, господство права над государством;2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) ответственность государства перед своими гражданами;4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.

Необходимо сказать, что на настоящий момент Россия только начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны – цель, но пока еще не реальность.

В условиях построения правового государства имеет большое значение правовая активность граждан (правовое воспитание, правосознание и правовая культура), как фактор его возникновения и развития.

Правовое государство особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Основные признаки:

· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

· Законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

· Внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

· Сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

· Высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

· Недопущение монополизма в политике и экономике;

· Единство прав и обязанностей граждан;

· Взаимная ответственность человека и государства;

· Наличие развитого гражданского общества.

Принципы– это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права.

· Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

· Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью;

· Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

· Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Формирование правового государства в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь экономической, политической и правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Трансформация идеи правового государства в Российской Федерации должна учитывать современные реалии: невысокий уровень культуры, как самого населения, так и государственных органов, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и т.д.

Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной конкретной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию, претворению в жизнь его принципов.

Для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:

1. Устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой. Привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами Российской Федерации).

2. Преодолеть правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе уважение к закону.

3. Усилить контроль за исполнением уже принятых законов.

4. Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерацией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

5. Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.

6. Выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами.

7. Наличие в стране гражданского общества, поскольку последнее рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства в современных условиях.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

Зарождение идеи о российском государстве как о правовом имеет практически тысячелетнюю историю. Но ее становление начинается только в XIX- XXвв. Весь путь развития данной идеологии был довольно сложен и тернист.

Первым шагом вступления на путь развития правового государства в начале XIX века стал переход к конституционной монархии. К сожалению, процесс продлился не долго.

Победа в октябрьской революции 1917 года положила конец развитию правового и начало создания советского государства. Идея правового государства больше не была востребована, ведь «страна советов» стремилась к власти в основе которой лежит понятие диктатуры.

После прихода к власти Сталина, в стране начинается активный рост бюрократизма, а также сосредоточение всей власти в руках одного человека. Таким образом, политический строй поменялся на административно-командную систему партийно-государственного руководства страной, а сама концепция развития правового государства канула в лету.

Для страны наступил тяжелый период. Из-за отсутствия политических и правовых институтов, балом правит беззаконие и произвол, растет число репрессий, учащаются случаи самосуда над инакомыслящими.

После полувековой анархии Россия наконец возвращается к идее организации правового государства. Одним из основных этапов стала корректировка Конституции РСФСР в начале 90х гг. Данный процесс привел к колоссальным изменениям государственных институтов, а также к должному формированию социально-экономических и политико-правовых отношений.

Помимо изменения уже имеющихся органов власти, были созданы новые. Для выполнения конституционного контроля был создан Конституционный Суд РФ, а также произошло разделение форм собственностей на государственные, частные и муниципальные. В процессе происходящих изменений были разделены и полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектами. Реорганизация также предполагала под собой избрание высшего должностного лица для управления государством. Таким образом, было проведено первое народное голосования для избрания Президента Российской Федерации.

Принципы правового государства

С получением нового правового положения в обновленную Конституцию РФ были вписаны и основные принципы правового государства. С этого момента Конституция Российской Федерации начала обладать высшей юридической силой на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), вместе с чем было закреплено верховенство закона.

Российское государство приобрело статус демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, о чем говориться в 1ст. Конституции РФ.

Одной из основных обязанностей государства является соблюдение прав и свобод гражданина, а также их защита. В Конституции этому посвящена целая глава, в которой прописаны и механизмы такой защиты.

Не обходят стороной и экономическую деятельность, провозглашая ее свободу и единство, а также разделяя формы собственности на государственную, частную и муниципальную.

Государственная власть также подверглась разделению на три самостоятельные ветви – исполнительную, законодательную и судебную.Разделение коснулось, в том числе полномочий и ведения органов государственной власти субъектов РФ.

Помимо этого в Конституции прописаны и другие принципы правового государства, а именно политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Российская Федерация, как правовое государство

Но, к сожалению закрепления принципов в Конституции не достаточного для того, чтобы считать цель достигнутой. Существуют весомые различия между теорией правового государства и ее реальностью. В теории идеология правового государства говорит об общественном идеале в праве, тогда как на практике современная Россия этому не соответствует. Понятие идеала очень размыто и путь к нему довольно сложен. С этой стороны идеи правового государства можно рассмотреть как мотивацию к движению вперед, они толкают отношения государства и личности к улучшению и созданию необходимого правового порядка и законности.

Для того, чтобы создать правовое государство, необходимо реформирование всей структуры государственной власти. А точнее довести до ума законодательство, чтобы получить качественное и эффективное право и искоренить неуважение к нему. Необходимо раскрыть социальную ценность права в жизни общества, а также повысить значение суда.

На пути к образованию правового государства необходимо преодолеть ряд трудностей, одной из которых является правовой нигилизм. Ведь суть демократического государства состоит не только в высоком уровне развития политической и правовой культуры, но и в соблюдении Конституции РФ, а также законов всеми членами общества, в том числе и должностными лицами государственной власти.

Формирование правового государства в России, как и в любой другой стране также зависит от развития экономики. В этом случае весь упор идет на средний класс. Владея частной собственностью и высоким уровнем материального достатка, он заинтересован в сохранении существующего порядка, гораздо больше, чем пролетарий, которому в принципе нечего терять. Таким образом, преобладание среднего класса ведет к уверенному сохранению принципов правового государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: