Особенности права государственной и муниципальной собственности

Обновлено: 28.03.2024

Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям - Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

- числится в составе казны публично-правового образования;

- закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;

- закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.

Данное правило в полной мере распространяется на имущество:

1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);

2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;

3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;

4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):

- с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);

- с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.

Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).

Собственники имущества государственных (муниципальных) учреждений (публично-правовые образования) реализуют свои права с учетом ряда специальных положений, предусмотренных, в частности, ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. ст. 2 - 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).

Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность см. постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Право муниципальной собственности

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
    Субъекты права публичной собственности:
      1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
      2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
      3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

      Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица — учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

      Объекты права публичной собственности

      В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

        • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
        • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
        • предметы бытового, потребительского характера;
        • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

        Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

        Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

        Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

        Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

          1. участки недр,
          2. водные объекты (кроме обособленных — прудов и т.п.),
          3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
          4. земли особо охраняемых природных территорий.

        Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

        В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

        Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

        В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

        Имущество, находящееся в собственности субъектов РФ или му­ниципальных образований и не отвечающее названным требованиям, подлежит либо перепрофилированию (изменению целевого назначе­ния), либо передаче другим субъектам публичной собственности, либо отчуждению (приватизации). Тем самым установлен принцип целево­го характера публичного имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности . Он направлен на дальнейшее ограничение непосредственного участия публично-пра­вовых образований в экономической деятельности.

        Признание права собственности одним из естественных прав человека и наиболее абсолютным вещным правом является тем событием, которое, без сомнения, следует причислить к достижениям юриспруденции. Однако при этом необходимо признать, что дискуссии о содержании этого понятия, о его возможных видах и формах не прекращены до настоящего времени.

        Формы собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяются правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает собственник [18, с. 25].

        В Конституции РФ закреплены следующие положения о собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8); «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч. 2 ст. 9) [1].

        Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) в п. 1 ст. 212 также воспроизводит положения Конституции РФ и предусматривает, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [2].

        Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ).

        Следует различать понятие государственной собственности как экономической категории и понятие права государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория представляет собой общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим Российской Федерации и ее субъектам.

        Право государственной собственности следует рассматривать в двух смыслах - в объективном и субъективном [15, с. 396].

        Право государственной собственности в объективном смысле представляет со­бой совокупность юридических норм, закрепляющих принадлежность материаль­ных благ Российской Федерации и субъектам РФ, а также регулирующие отно­шения по владению, пользованию и распоряжению материальными благами ли­цами, уполномоченными на то государственными органами.

        Право государственной собственности как институт российского права носит межотраслевой характер и содержит в себе не только нормы гражданского права, но и других - государственного, административного, земельного и др. Однако нормы гражданского права занимают в нем доминирующее положение. Они оп­ределяют правовой статус субъектов и объекты права государственной собствен­ности, правовой режим имущества унитарных предприятий и учреждений, в хозяйственном ведении и оперативном управлении которых они находятся, а также иные вопросы.

        Право государственной собственности в субъективном смысле представляет собой юридически обеспеченную возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться определенным имуществом в пределах, установленных законом.

        Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом государство осуществляет непосредственно как единый субъект, а также через государственные юридические лица.

        Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом составляют содержание права государственной собственности. Гражданский кодекс в ст. 2 закрепил равенство всех участников гражданских правоотно­шений, в том числе государство. В условиях перехода к новым рыночным отно­шениям Российская Федерация и ее субъекты выступают в гражданских правоот­ношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражда­нами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК).

        Поэтому государство как собственник совершает в отношении своего имуще­ства любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав и охра­няемых законом интересов других лиц, а также не противоречащие законам об охране природы, окружающей среды, использовании природных ресурсов и т.д. [15, с. 396].

        Право государственной собственности, или, иными словами, право публичной собственности представляет собой «особое, видоизмененное право собственности по сравнению с правом частной собственности. Подобное видоизменение, происходит вследствие внедрения в частноправовую конструкцию права собственности, закрепленной гражданским законодательством, категории публичных интересов и идеи «общего блага», которые получают детальное развитие применительно к государственному и муниципальному имуществу в рамках публичного и прежде всего административного законодательства» [12, с. 50].

        Необходимо отметить, что наличие особенностей правового статуса публичных субъектов, равно как и особенностей право­вого режима публичной собственности, бы­ли традиционно присущи отечественному законодательству.

        Так, еще в Своде законов Российской Империи, в ст. 421 ч. 1 т. X законодатель, регламен­тируя отношения государственной собст­венности в гражданском законе, признавал наличие такого собственника, как государ­ство, а значит, и такого субъекта граждан­ского права [14, с. 94 - 102].

        Кроме того, в п. 1 «Положения о казенных подрядах и поставках» было определено, что казна в производстве договоров подряда и поставки поступает единообразно на ос­новании общих правил, кроме особых случаев.

        Соответственно дореволюционное законодательство признавало наличие особенностей граждан­ско-правового статуса государства при его выступлении в гражданских правоотноше­ниях.

        Русские цивилисты указывали на то, что в фигуре государства как частноправо­вого субъекта самым тесным образом пере­плетаются публичные и частные элементы. То есть государство признавалось частноправовым субъектом, причем такой субъект имел определен­ные особенности своего статуса.

        Таким образом, русская дореволюционная цивилистическая доктрина признавала государство при его участии в гражданско-правовых отношени­ях юридическим лицом и называла его в этом качестве «казной». Но государство бы­ло особым юридическим лицом - «публич­ным».

        В советский период государственная собствен­ность обладала целым рядом особен­ностей, которые позволяли отличать ее от част­ной собственности граждан и юридических лиц по «степени обобществления» и «осо­бенностям обобществляемого имущества» и говорить, таким образом, о существо­вании государственной собственности как формы собственности [14, с. 94 - 102].

        Закрепление в законодательстве со­ветского периода понятия «форма собственности» приводило к созданию в стране привилегированных условий для социали­стической, прежде всего государственной, формы собственности. Так, на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконно­го владения колхозов и иных кооператив­ных и общественных организаций или гра­ждан не распространялась исковая давность (ст. 17 Основ гражданского законодательст­ва Союза ССР и союзных республик). Со­ветское законодательство не знало институ­та приобретательской давности: все задав­ленное имущество находилось в собствен­ности государства. Для государственного имущества было предусмотрено правило неограниченной реституции, то есть государст­венное имущество, неправомерно отчуж­денное каким бы то ни было способом, мог­ло быть истребовано от всякого приобретателя, в том числе и добросовестного (ст. 28 Основ). На имущество, принадлежащее государственным организациям, не могло быть обращено взыскание по долгам госу­дарственных организаций, оно также не могло быть предметом залога (ст. 22 Ос­нов). Государственное имущество безвоз­мездно передавалось от одной государст­венной организации к другой вплоть до 1987 г. (ст. 22 Основ). Исключалась воз­можность существования общей собствен­ности граждан и государства (ст. 26 Основ).

        При этом, вне всякого сомнения, пуб­личные собственники, в отличие от субъек­тов права частной собственности, имеют целью не только эффективное использова­ние принадлежащей им собственности в имущественном обороте в своем интересе. Государству (и муниципалитетам) прихо­дится решать судьбу публичного имущества исходя из потребностей экономического развития в целом, с учетом ряда общесоци­альных факторов, что определяется необходимостью детально и по-особому регулиро­вать в том числе процессы управления государственной собственностью [14, с. 94 - 102].

        Однако происходить это должно не в рамках выделения норм, составляющих институт права пуб­личной собственности в составе конституционно-правового регулирования, а в рам­ках закрепления особенностей правового регулирования отношений публичной соб­ственности в нормах гражданского права и другого отраслевого законодательства в соответствии с положениями п. 2 ст. 124 ГК РФ.

        Те или иные особенности правового режима публичной собственности могут устанавливаться как нормами непосредственно гражданского законодательства, так и нормами законода­тельства, имеющего иную отраслевую при­надлежность.

        Итак, необходимо отметить, что действующее гражданское законодательство оперирует двумя терминами:

        - «государственная собственность», под которой понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Феде­рации или ее субъектам (в настоящее время для имущества, принадлежащего Российской Федерации, все чаще применяется тер­мин «федеральная собственность»);

        - «муниципальная собственность»,которая представляет собой имущество, принадлежащее муниципальным образованиям [10, с. 21].

        При этом имущество, находящееся в публичной собственности (государственной или муниципальной), закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями. Имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета составляют казну РФ, ее субъ­екта либо муниципального образования.

        Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований [16, с. 276 - 277].

        Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства [16, с. 276 - 277].

        В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.

        Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК РФ), конфискация (ст. 243 ГК РФ), приватизация (ст. 217 ГК РФ), обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ).

        В собственности публично-правовых образований может находиться более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются законом.

        Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение государственной и муниципальной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

        Судебная практика: Разграничение государственной и муниципальной собственности

        Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
        Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" "По смыслу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования."

        Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
        Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" "Отклоняя возражения администрации района, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1, статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), абзаца 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок под автодорогой, которая относится к муниципальной собственности, при разграничении государственной собственности на землю также должен был быть отнесен к муниципальной собственности в силу закона."

        Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разграничение государственной и муниципальной собственности

        Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
        Статья: Содержание и сущность публичной собственности: практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
        (Кононов В.С.)
        ("Администратор суда", 2022, N 1) При формировании собственности публичных образований в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 были выделены функциональные признаки имущества, на основании которых был составлен перечень объектов права, передаваемых в собственность публичных образований. В сфере публичного имущества на данном историческом этапе развития общества действует принцип: не может находиться в собственности местного самоуправления имущество, которое не предназначено для решения вопросов местного значения или содержание которого для органов местного самоуправления является нецелесообразным . Ко всем публичным образованиям применяется принцип: разграничение государственной и муниципальной собственности регламентируется "на основе распределения публично-властных полномочий" . Разграничение полномочий сопровождается передачей публичного имущества, и должен учитываться принцип соразмерного распределения ресурсов предоставленным полномочиям . В приведенных правовых позициях КС РФ отражена взаимосвязь между собственностью и правосубъектностью, которая с философских позиций раскрывается в положении, что собственность формирует субъект права. КС РФ выделяет в этом один экономический аспект: предназначение права собственности как субъективного права состоит в обеспечении его обладателям определенной степени свободы в экономической сфере .

        Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
        "Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
        (постатейный)
        (Майборода В.А.)
        (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Указанный вывод подтвержден и практической реализацией приведенных законоположений. Суды приходят к выводу, что с момента введения в действие нормы п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности; при этом по смыслу данной нормы закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 19 июля 2011 г. N 2178/11 по делу N А55-39695/2009; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 мая 2013 г. по делу N А45-26676/2012; Определение ВАС РФ от 19 августа 2013 г. N ВАС-10761/13; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 4 июня 2013 г. N Ф03-1615/2013 по делу N А24-3158/2012 и т.д.).

        Нормативные акты: Разграничение государственной и муниципальной собственности

        Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
        (ред. от 26.03.2022)
        "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
        (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2022) Статья 62.1. Ипотека земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена

        Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54
        "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" Необходимо также учитывать, что споры между Российской Федерацией и городом федерального значения Москвой о правах на недвижимое имущество, которое при разграничении государственной собственности передавалось городу Москве в муниципальную собственность, подлежат рассмотрению арбитражным судом в соответствии с подсудностью, установленной частью 1 статьи 38 АПК РФ. Данные споры, являясь по существу спорами по поводу объектов муниципальной собственности, не могут быть отнесены к категории дел, указанных в пункте 3 части 2 статьи 34 АПК РФ. Аналогичным образом определяется подсудность указанных споров с участием Российской Федерации и города федерального значения Санкт-Петербурга.

        Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Общее определение права собственности как субъектив-ного права полностью приложимо к праву государственной и муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственникосуществляетпосвоемуусмотрению и в своем интересе. Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающий на определенной территории, входящей в состав Российской Федерации, если речь идет о собственности субъектов федерации либо о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны, он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит, – в состав российского народа, народа республики – субъекта Российской Федерации, населения края, области, муниципального образования и т. д. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъектного состава правоотношений государственной и муниципальной собственности.

        В условиях административно-командной системы при раскрытии содержания государственной собственности, субъектом которой признавалось в то время только государство, и притом в единственном числе, нередко подчеркивался ее властный характер. Это качество, хотя и в меньшей степени, чем раньше, присуще государственной собственности и сейчас, оно выражается главным образом в способах ее осуществления. Присуще оно и муниципальной собственности. В то же время в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и Российская Федерация, и ее субъекты, и муниципальные образования, которым как раз принадлежит право государственной и муниципальной собственности, выступают на равных началах с другими участниками этих отношений. Таким образом, властное начало, действительно присущее государственной и муниципальной собственности, никак не должно сказываться на отношениях по реализации указанных форм собственности в гражданских правоотношениях, независимо от того, идет ли речь об имуществе казны или об имуществе, закрепленном за предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Этот вывод подкрепляется тем, что в Российской Федерации допускаемые законом формы собственности признаются и защищаются равным образом (см. п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 4 ст. 212 ГК). Сказанное, разумеется, не означает, что правовой режим всех форм собственности во всех случаях одинаков. Так, если широкий круг имуществ, принадлежащих гражданам, забронирован от взысканий со стороны кредиторов, то взыскание может быть обращено на все имущество государственных и муниципальных предприятий.

        Давая общую характеристику права собственности, мы подчеркивали, что собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает также из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Если бы дело обстояло иначе, то говорить о праве собственности как мере поведения было бы нельзя. Распространяется ли эта характеристика на право государственной собственности, принадлежащее Российской Федерации, которая как суверен соединяет в своих руках всю полноту государственной власти со всеми правомочиями собственника и сама определяет правовой режим принадлежащих ей имуществ? Да, распространяется. Государство (в данном случае – Российская Федерация) – суверен, однако оно действует (во всяком случае должно действовать!) в пределах, установленных им самим, и подчиняет свою деятельность им же установленному праву. Поэтому правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы, о неограниченности этих правомочий говорить не приходится.

        Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в законах и иных правовых актах самой различной отраслевой принадлежности – Конституции РФ, Гражданском кодексе, законах об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов и множестве других. Это дало основания утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование. В противовес этой точке зрения были выдвинуты две другие, причем диаметрально противоположные. Одна из них, наиболее обстоятельно изложенная Н.Д. Егоровым, сводится к тому, что нормы о праве собственности по своей юридической природе являются гражданско-правовыми, а потому целиком входят в состав гражданского права как отрасли права. Другие ученые отстаивают государственно-правовую природу, по крайней мере тех норм, которые составляют институт права государственной собственности. Именно вокруг этого института и развернулась главным образом полемика относительно отраслевой принадлежности норм о праве собственности. К числу сторонников государственно-правовой природы норм о праве государственной собственности относятся, в частности, В. С. Якушев и М. И. Брагинский.

        Решая этот вопрос, нельзя сбрасывать со счетов, что важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ. Именно в этих нормах закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности (в первую очередь государственной собственности). Оно и понятно. Отношения собственности во всяком обществе являются основополагающими. Между тем государственное право и призвано как раз к тому, чтобы закреплять и регулировать отношения, составляющие основу государственного и общественного строя. Ссылка на то, что указанные нормы Конституции по своей отраслевой принадлежности являются гражданско-правовыми, неубедительна. Если следовать этой аргументации, то пришлось бы значительную часть норм Конституции растащить по отраслевым квартирам и от нее мало что осталось бы как от целостного и к тому же фундаментального акта всей системы российского права. С другой стороны, и в актах гражданского законодательства мы находим прямые указания на то, что отношения собственности составляют предмет гражданско-правового регулирования (см., например, п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 ГК). Напомним также, что раздел II ГК называется «Право собственности и другие вещные права». В этом разделе развиты и конкретизированы многие конституционные установления о праве собственности. Дело, однако, не только в этом. Право государственной и муниципальной собственности реализуется в правоотношениях самой различной отраслевой принадлежности, а не только гражданско-правовых. Ясно, например, что, когда Правительство Российской Федерации принимает решение о передаче какого-либо предприятия, здания, сооружения или иного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта федерации или в муниципальную собственность, то реализация права федеральной собственности происходит в рамках государственно-правового отношения. Когда же принимается решение о преобразовании государственного предприятия в казенное, реализация права федеральной собственности протекает в рамках административно-правового отношения. Вследствие указанных обстоятельств есть достаточные основания, чтобы совокупность норм, составляющих право собственности в объективном смысле, отнести к комплексным правовым образованиям, включающим нормы самой различной отраслевой принадлежности. Как мы в дальнейшем увидим, такой подход применительно к праву государственной и муниципальной собственности особенно оправдан.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        Приватизация земли, распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности

        Приватизация земли, распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности В связи с тем, что на момент предъявления требования о продаже с/х земли закон субъекта РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не вступил в

        Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

        Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:доходы, получаемые в виде арендной

        Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

        Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной

        Статья 291. Содержание заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

        Статья 291. Содержание заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 1. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной,

        Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для

        Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

        Статья 38. 2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства

        Статья 38. 2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (введена Федеральным

        Тема 4 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

        Тема 4 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1. Цели и этапы приватизации Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем

        Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ж

        Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

        Статья 38.2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства

        Статья 38.2. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства 1. Аукцион по продаже

        28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности

        28. Право собственности: понятие, формы, виды. Содержание права собственности. Способы приобретения. Прекращение права собственности В объективном смысле право собственности — система норм права, закрепляющих и охраняющих отношения в обществе по присвоению продуктов

        30. Право государственной и муниципальной собственности

        30. Право государственной и муниципальной собственности Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской

        Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жи

        Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

        Статья 38.2 Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства

        Статья 38.2 Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства Комментируемая статья

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: