Особенности политических институтов в государствах с различными правовыми системами

Обновлено: 28.03.2024

Политическими институтами называют устойчивые исторически сложившиеся формы политической деятельности людей. К ним обычно относят государство, партии, общественные организации, общественно-политические движения, церковь.

Термин 'институт' происходит от латинского слова 'institutum', что означает 'установление' или 'учреждение'.

В этом смысле почти дословную интерпретацию институтам дает М. Вебер, отмечая, что государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Французские политологи (М. Прело, М. Дюверже) вслед за Э. Дюркгеймом выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: во-первых, идеальную модель самой системы отношений и, во-вторых, это собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической

Если попытаться объединить различные подходы, то Политический институт - это, во-первых, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.

Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.

М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.

Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

В связи с этим структура, внутренние элементы политических институтов выглядят следующим образом: а) статус людей в политической сфере деятельности и политических отношений; б) совокупность ролей, которые выполняют люди, ассоциированные в рамках данного института; в) политические нормы, как субъективные компоненты деятельности, которые функционируют в форме обычаев, традиций, законов, принципов. Думаю, что классификацию политических институтов необходимо дать по таким критериям как: а) степени организованности; б) вертикальной и горизонтальной дифференциации; в) видам деятельности. Важным является и функция политических институтов. Следует сосредоточить внимание на трех из них: регулятивной (регулирование деятельности и политических отношений); закрепление и воспроизводство политических отношений; включение людей в политическую деятельность и политические отношения при соблюдении преемственности и непрерывности. Главная функция всех институтов – регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.

Каждый институт как субъект политики реализует свою политическую активность через своих лидеров, руководителей и рядовых членов.

Какие же политические институты необходимо выделить? Прежде всего – это государство, парламент, институт президентства, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и др.

2)Парламент как институт законодательной власти: понятие, компетенции, структура.

Политические институты представляют собой систему учреждений, которые организовывают и обслуживают процесс осуществления политической власти. Политические институты обеспечивают установление политической власти, ее поддержание, обмен деятельностью между властью и различными другими сферами политической жизни, передачу политической информации обществу и другие важные для общества функции.

Традиционно, основными политическими институтами являются государство, общественные организации ( движения), а также политические партии.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним относятся:

  • консолидация социальных групп и общества в целом для реализации их интересов
  • выработка политических программ, которые выражают устремления социальных групп, а также организация их осуществления
  • регулирование и упорядочение действий общностей в соответствии с принятыми политическими программами
  • интеграция различных социальных групп
  • развитие и защита системы общественных ценностей и отношений, которые соответствуют интересам общества
  • обеспечение оптимальной направленности и динамичного развития политического процесса на реализацию преимуществ и приоритетов соответствующих общественных сил.

Основные особенности политических институтов

Формируются политические институты в основном на основе тех или иных неинституционализированных групп или общностей. Существенным отличием формальных политических институтов от предшествующих организаций можно назвать наличие оплачиваемого аппарата управления, действующего на постоянной основе. Как субъект политики, каждый политический институт реализует свою активность через деятельность руководителей различных уровней, лидеров, рядовых членов и т. д. Политические институты взаимодействуют с социальной средой с целью удовлетворения конкретных и, в то же время, непрерывно меняющихся групповых и индивидуальных социально-политических интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Безусловно, в своей совокупности политические институты играют наиболее весомую роль в политическом процессе, однако, первичным политическим субъектом всегда является личность, отдельно взятый индивид. Стоит отметить, что в отечественной практике независимая личность далеко не всегда признавалась свободным и самостоятельным субъектом политики. Очень долгое время роль субъектов политических действий отводилась народным массам, политическим объединениям и общностям. Каждая отдельно взятая личность могла принимать участие в политической жизни в основном в качестве члена официальных структур со строгой регламентацией политических функций.

На самом же деле, потребности каждого человека, его цели и ценностные ориентации являются «мерой политики», а также движущим началом социально-политической активности различных социальных групп, а также институтов и организаций, которые выражают их интересы.

Статус субъекта политики не может существовать, как изначально имманентный тому или иному индивиду или же социальной группе. Другими словами, политические качества врожденными не бывают. Каждый индивид – потенциальный субъект политики, однако, далеко не каждый таковым становится реально. Для того, чтобы произошло становление индивида как политического субъекта, ему следует обрести в свое существование и сущность в политике. Другими словами, человеку необходимо освоить свой политический опыт практически (осознав самого себя в роли субъекта политики), выработать собственную позицию в политическом процессе, а также сознательно определить свое отношение к миру политики и степень своего участия в ней.

Реализация индивидом своей политической сущности очень тесно взаимосвязана с его индивидуальными особенностями. Она преломляется через структуру его личности, в которой основными компонентами можно выделить психологическую, социальную, духовную и биологическую подструктуры.

Понятие и отличительные свойства института государства

Государство представляет собой в известном смысле абстракцию, поскольку не имеет материального, предметного воплощения. Говоря о действиях, функциях, политике государства, обычно имеют в виду конкретные его институты или совокупность таких институтов.

Под социальным институтом принято понимать форму организации совместной деятельности людей, с помощью которой реализуется какая-либо общественная функция.

В более узком значении институтом обозначают общественные учреждения либо организации. Так, социальными институтами являются семья, школа, трудовой коллектив, церковь, средства массовой информации и т. п. институциональную составляющую можно выделить и применительно к феномену государства.

Институт государства (или государственный институт) – форма организации государственно-властной деятельности, посредством которой достигаются поставленные перед государством цели и задачи.

Можно назвать следующие свойства институтов государства:

  • стабильность их существования, т. е. данные институты с теми или иными особенностями функционирует в большинстве государств, находящихся на одной ступени развития;
  • направленность на реализацию функций государства;
  • единство и дифференциация институтов (каждый из них имеет собственную сферу деятельности, однако совместные усилия институтов направлены на достижение общей цели);
  • историческая изменчивость (с изменением сущности и назначения государства претерпевают изменения и его институты).

Классификация институтов государства

Институты государства классифицируются в основном по сфере их деятельности (выполняемой функции государства).

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Правотворческие институты государства. Основная задача данных институтов – обеспечение народного представительства при формировании государством правовых норм в форме законодательства. Данные институты представлены парламентом, его комиссиями, референдумом.
  2. Исполнительные институты государства. Их цель – проведение в жизнь политики и законов государства в различных сфера жизни (экономика, здравоохранение, природопользование). К числу институтов исполнительной власти относятся министерства, ведомства, службы и агентства, комитеты. Специфическую группу составляют институты, связанные с управлением государственным имуществом, и пенитенциарные институты.
  3. Судебные и контрольно-надзорные институты государства. Данная группа институтов осуществляет разрешение правовых споров и контролирует соблюдение законов государства. Значимые институты – суд, прокуратура, органы финансового надзора.

Помимо данных традиционных институтов, нередко выделяются также армия (институт, обеспечивающий территориальную целостность и неприкосновенность государства) и церковь (в теократических и клерикальных государствах).

Роль институтов в механизме государства

Как известно, механизм государства включает в себя систему органов государства и их деятельность (в том числе принципы этой деятельности и обеспечивающие ее ресурсы).

Государственные институты, как правило, представляют собой крупные группы органов государственной власти. В отличие от последних, институты – более стабильная категория, в то время как конкретные образующие институт органы власти могут возникать и ликвидироваться.

Следовательно, институт государства соответствует значимым направлениям государственной деятельности безотносительно сферы такой деятельности. В рамках механизма государства категория института позволяет более абстрактно представить функционирование государственной власти.

Политические институты это система учреждений, они формируют и обслуживают процесс исполнения политической власти. Подобные институты выполняют установление власти политики, ее поддержание, обмен труда между властью и другими областями политического типа жизни, передачу политических данных социуму и иные нужные для социума функции.

По традиции, главными политическими институтами считаются государство, социальные организации (группы), а еще партии политической направленности.

Наиболее общие функции основных политических институтов

К ним причисляются:

  • консолидация общественных группировок и социума, в общем, для реализации их интересов;
  • разработка программ политического типа, которые отображают стремления социальных подгрупп;
  • а еще организация их осуществления, регулировка и упорядочивание действий сообществ в соответствии с одобренными программами, интеграция разных общественных групп;
  • прогресс и защита системы социальных ценностей и взаимоотношений, которые соответствуют интересам социума;
  • обеспечение оптимального направления и быстрого прогресса политического типа процесса на реализацию плюсов и приоритетов определенных социальных сил.

Основные особенности политических институтов

Создаются подобные институты на базе тех или иных неинституционализированных групп или сообществ. Основным отличием формального типа институтов от других организаций можно считать присутствие оплачиваемого устройства управления, работающего постоянно. Как субъект политики, каждый такой институт осуществляет свою активность через работу руководства разного уровня, лидеров, рядовых лиц и т. д. Политического типа институты действуют вместе с социальной средой для удовлетворения определенных и, в тот же момент, регулярно изменяющихся групповых и личных интересов.

Конечно, в общем плане подобные институты играют более важную роль в политике, но, главным политическим субъектом всегда считается личность, определенный человек. Необходимо выделить, что в практике в России независимая личность редко признавалась свободным и самостоятельным субъектом политической сферы. Довольно долго роль субъектов политических воздействий отводилась народным скоплениям, политическим группам и сообществам. Каждый человек мог принимать участие в политике, но чаще всего в качестве члена официальных сообществ с официальной регламентацией политических опций.

В действительности, потребности каждого субъекта, его задачи и ценностные ориентиры считаются «мерой политики», а еще основным началом общественной и политической активности разных групп, а также институтов и компаний, которые могут отображать их интересы.

Статус субъекта политической жизни не может существовать, как первично имманентный какому-либо индивиду или же социальному сообществу. Проще говоря, политического типа качества не могут стать врожденными. Каждая личность – потенциальный субъект политической жизни, но, далеко не каждый человек становится им. Для того, чтобы началось становление лица как политического субъекта, человеку нужно обрести свое существование и сущность в политической жизни. Иначе говоря, индивидууму надо усвоить свой политический опыт почти (приняв себя в роли субъекта политики), сформировать свою позицию в политике, а также осознанно установить свое отношение к миру политики и важность личного участия в этом деле.

Реализация субъектом личной политической сущности по-настоящему связана с его индивидуальными особенностями. Она проходит через структуру его личности, в которой главными частями можно выделить психологическую, общественную, высоко-духовную и биологическую структуры.

Институты государственной власти представляют собой социальные образования, осуществляющие власть и управление обществом.

В современном социуме государственная власть реализуется следующими институтами:

  • парламент – высший законотворческий и представительный властный орган;
  • правительство – главный орган исполнительной власти;
  • президент страны – единоличный государственный лидер, получивший свои полномочия посредством избрания народом;
  • судебная система.

Роль государственных институтов

Механизм страны состоит из системы государственных органов и их функционирования, включая принципы деятельности и ресурсы, обеспечивающие их работу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов. В отличие от этих органов власти, способных как появляться, так и ликвидироваться, институционные образования характеризуются большей стабильностью.

Это свойство определяет роль институтов в механизме государства. Рассматриваемые социальные образования соответствуют важным направлениям деятельности страны, не относясь при этом к сфере этой деятельности. Данная категория дает более абстрактное представление о функционировании государственной власти.

На чем основан конституционный строй

Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.

Понятие «конституционный строй» является гарантией служения государства социуму и каждому конкретному человеку, обеспечивает реализацию прав и свобод личности.

Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.

Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:

  • приоритет прав и свобод человека;
  • демократический режим (участие народа в политической жизни страны);
  • полная независимость Российской Федерации во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах;
  • правовое равенство субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство вне зависимости от оснований его получения;
  • экономическая свобода;
  • раздельная организация власти на ветви;
  • гарантии муниципального самоуправления;
  • многообразие идеологий;
  • принцип многопартийности (политический плюрализм);
  • приоритет закона;
  • преобладание общепризнанных международных нормативно-правовых документов над национальным правом;
  • закрепленные правила внесения поправок в Конституцию, которые касаются положений, составляющих основы конституционного строя.

В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.

Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.

Структура государственных институтов и основа разделения

Принцип разделения власти на ветви является важным компонентом существования демократического государства. Он исключает сосредоточение всех видов власти (законотворческой, исполнительной и судебной) в руках одного человека.

В основе разделения властей на ветви лежит теория, разработкой которой занимался ряд ученых и политических деятелей: Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и др.

В соответствии с этой теорией:

  1. Правотворческая, исполнительная и судебная власть должны выполняться разными людьми и органами, согласно Конституции.
  2. Утверждается равенство всех ветвей власти перед законом.
  3. Правомочия одной ветви не могут осуществляться представителями другой ветви.
  4. Суды не зависят от политического влияния, судьи независимы, они не сменяются, имеют неприкосновенность и исполняют лишь закон.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Каждый властный орган обладает автономностью.

Глава государства

Президент России является государственным лидером, не входящим в систему ни одной ветви власти. Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента РФ, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.

Правительство РФ – исполнительный орган власти

Правительство Российской Федерации включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.

К правомочиям Правительства относятся:

  1. Разработка и исполнение федерального бюджета, отчетность перед Госдумой.
  2. Реализация в России единой государственной экономической, культурной, научной, образовательной, социальной, экологической политики, а также политики здравоохранения.
  3. Управленческая деятельность над федеральной собственностью.
  4. Принятие оборонительных мер, мероприятий по обеспечению безопасности государства и осуществление внешней политики России.
  5. Деятельность в области соблюдения общественного порядка, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбы с неправомерными действиями преступников.
  6. Иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган

Федеральное собрание представляет собой парламент, состоящий из Совета Федераций (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Верхняя палата включает по два представителя (по одному от представительного и исполнительного властного органа) от каждого региона страны. Всего в составе Совета Федераций 178 человек. К полномочиям верхней палаты Федерального Собрания относятся:

  • закрепление корректировок относительно границ между регионами РФ;
  • признание президентского указа о вводе военного/чрезвычайного положения в стране;
  • решение вопроса о возможности применения вооруженных сил РФ;
  • назначение президентских выборов;
  • объявление импичмента главе государства;
  • должностное назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

В Госдуму входят 450 депутатов. Их избирают по смешанной избирательной системе. К ведению Государственной Думы относятся полномочия:

  1. Предоставление согласия главе страны на назначения Председателя Правительства России.
  2. Решение вопроса о доверии Правительству страны.
  3. Должностное назначение и отстранение от занимаемой должности Председателя Центрального банка РФ.
  4. Объявление амнистии.
  5. Предъявление обвинений президенту для отрешения его от должности.

Судебная власть в России осуществляется с помощью нескольких видов судопроизводств:

  • конституционного;
  • гражданского;
  • административного;
  • уголовного.
  • независимость от политического воздействия;
  • подчинение Конституции РФ и федеральным законам;
  • единство и неделимость судебной власти;
  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность судей;
  • бюджетное финансирование;
  • назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Советом Федерации по представлению президенту страны;
  • назначение судей иных федеральных судов главой государства в законодательной установленном порядке.

Конституционный Суд

В ведении данного органа:

  1. Рассмотрение федеральных законов и иных нормативно правовых актов, международных договоров и других документов на всех уровнях на предмет соответствия положениям Конституции.
  2. Трактовка основного закона Российской Федерации – Конституции.

Верховный Суд

Данный судебный орган стоит во главе судов общей юрисдикции субъектов государства (районные суды, мировые суды) и военных судов округов и флотов (гарнизонные военные суды).

Высший Арбитражный Суд

В компетенции этого органа находятся разногласия на экономической почве и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, которые возглавляются Высшим Арбитражным судом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: