Особенности пенсионного обеспечения судей курсовая

Обновлено: 24.04.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Социология общая

Оглавление

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИИ 6

1.1. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект, содержание 6

1.2. Общая характеристика законодательства пенсионного обеспечения судей 9

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕЙ В РОССИИ 14

2.1 О статусе судей 14

2.2 Основания и условия назначения пожизненного содержания судей 16

2.3 Определение стажа работы и размера ежемесячного пожизненного содержания судей 18

2.4 Прекращение выплаты пожизненного содержания 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Выдержка из текста

Пенсионное обеспечение – одна из важнейших государственных гарантий, которое непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан и все трудоспособное население. Устойчиво функционирующая пенсионная система является одним из залогов социальной стабильности в обществе.Пенсионная система является одной из важнейших составляющих финансово – кредитной системы государства – ежегодно через нее распределяется существенная доля валового внутреннего продукта страны.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная российская пенсионная система требует реформирования. Необходимость повышения эффективности пенсионной системы обусловлена серьезными экономическими проблемами.

Объектом работы является система современного пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом можно отметить, что временными рамками, в которые заключен процесс развития пенсионного обеспечения России является постреволюционный период, обозначивший зарождение пенсионной системы и до настоящего времени, так как процесс её реформирования до сих пор не завершен.

Hормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Kонституция РФ, ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие.

Каждая страна решает эти вопросы по-своему, выстраивая свою собственную систему пенсионного обеспечения.Пенсионная система России представляет собой совокупность юридических норм, специально созданных государственных, а также частных структур, призванных обеспечивать регулярность периодических выплат гражданам, достигшим пенсионного возраста.

Однако, такую неэффективная система выявила себе во время кризиса. Тогда, когда Пенсионному фонду России необходимо было дополнительно финансировать данное за счет средств федерального бюджета, с целью выполнения своих обязательств перед гражданами пенсионного возраста.

Анализ взглядов различных ученых на классификацию этапов в правовом регулировании деятельности НПФ свидетельствует об отсутствии сложившегося единого мнения. Так, Алехин М.И. и Якушев Е.Л.[3]

выделяют два этапа: первый этап связан с периодом действия Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 (в ред. от

1. апреля 1999 г. N 456) «О негосударственных пенсионных фондах», второй же — с моментом вступления в силу Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Афанасьев М.А. и Волков И.А. же выделяют четыре этапа [4].

Авторы в целом разделяет научную позицию о том, что для наиболее полной характеристики генезиса института негосударственного пенсионного страхования следует выделять именно четыре этапа. Однако при этом считает, что данные этапы целесообразнее выделять, не принимая во внимание Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», увязав дифференциацию названных этапов с хронологией принятия изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании

1. декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – № 237.

2. июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от

2. июля 1994 г. – N 13 – Ст. 1447.

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета». – 29.07.1992. – N 170.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N

5. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям» // Собрание законодательства РФ. 1994. N

17. Ст. 2000.

6. «Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям» (утв. Верховным Судом РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 03.07.2003) // Вестник ВАС РФ. 2004. N 11.

Материалы судебной практики

7. Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2001 N 243-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Павлова Алексея Ефимовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи

1. Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации». // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.

1. Закона Российской Федерации от

2. июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от

2. июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан — судей и судей в отставке». // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 3.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 492-О «По запросу Советского районного суда города Рязани о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи

6. пункта 1 статьи

7. абзаца четвертого пункта 1 статьи 11 и пункта 2 статьи

1. Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007., N 2.

12. Баранков В.Л. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 82-88.

13. Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. Проблемы правового регулирования // СПС КонсультантПлюс. 2012.

14. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2010. С. 3.

15. Наймушин С. В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов: Екатеринбург, 2002. С. 72.

16. Петров А.Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 232 с.

17. Проблемы правового регулирования социальной защиты государственных служащих // Чиновник. 2001. № 1. С. 141.

18. Проблемы социальной защиты сотрудников правоохранительных органов и членов их семей // Эволюция административного устройства и управления в России: историческая ретроспектива и современность: матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения». Екатеринбург, 2001. С. 52.

19. Разъяснения Совета судей РФ // Российская юстиция. 2003. N 8.

20. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N

21. Шинкарев А. И. Социальный контроль в системе обеспечения правопорядка органами внутренних

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.

В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях.

Защищённость судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешённые вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и деятельность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований.

Поэтому исследование проблем эффективности представляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой темы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.

Целью данной работы является исследование пенсионного обеспечения судей.

Задачами курсовой работы является:

характеристика пенсионного обеспечения судей;

исследование основных факторов, определяющие право на назначение ежемесячного пенсионного обеспечение;

рассмотрение порядка выплаты ежемесячного содержания судей.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают при пенсионном обеспечении судей.

Предметом курсовой работы являются правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие при пенсионном обеспечении судей.

Методологическую основу работы образуют общенаучные методы познания: предметно-логический, методы синтеза, анализа, а также формально-правовой анализ использованных нормативных правовых актов.

Правовую основу настоящего исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-"О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации",", Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

При выполнении работы были использованы труды таких авторов как В.А. Агафонов, А.С.Васильева, В.А.Власов, Е.Ю. Говорухина, И.В Григорьев, Е.А Истомина, Д.Е. Кожевников, Саликова Н. М., А.С. Кузеванов, А.В. Медведев, Е.Г.Назаров,К.Н. Гусов, М.Л. Захаров, , Е.Е. Мачульская, В.И. Попов, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, В.Ш. Шайхатдинов.

Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное обеспечение судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Пенсионное обеспечение судей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 2 "Денежное довольствие сотрудников" Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона N 309-ФЗ, в связи с чем, в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, соответственно истцу необоснованно не выплачивалась пенсия в должном размере."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 2 "Денежное довольствие военнослужащих" Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" "Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена часть 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров части 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), суд апелляционной инстанции указал, что в спорном случае в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 01 января 2012 года размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал."


В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта. Предлагается восполнить пробелы в праве путем принятия нового законопроекта «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации» и внесения изменений в ранее принятые нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, судебная система, судья, правовой статус, отставка, стаж.

Интерес исследования темы обусловлен тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране служит одним из многих видов социального обеспечения. А непосредственно право на его реализацию относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и другими нормативно правовыми актами. В условиях реформирования пенсионной системы РФ напрямую происходит нарушение данного права граждан, носит это явление гипермассовый характер, что вынуждает не только обычных граждан, но и такую категорию лиц, как судьи Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ), использовать все способы защиты для его восстановления [14].

Государственная защита признается самостоятельным и генерирующим правом, рассматриваемым в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», которое призвано создать условия для реализации конституционного права судьи, включая и его право на пенсию [4, с. 49].

Одной из гарантий независимости судьи, в соответствие со ст. 9 Федерального Закона от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О статусе судей в Российской Федерации", является заслуженный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение по возрасту [1, ст. 19].

С одной стороны, существует довольно много законов, затрагивающих вопросы социального обеспечения судей, но все же, думается, этого недостаточно для полного регулирования данного аспекта. Так как частые нарушения, допускаемые в процессе реализации прав судей ВС РФ на пенсионное обеспечение, обусловливаются совершенно различными факторами.

Стоит отметить правовой статус судей, связанный напрямую с осуществлением ими властно-публичной деятельности — отправлением правосудия, и это является решающим моментом в возникновении правоотношений по социальному обеспечению. Правовое закрепление элементов статуса судей — носителей судебной власти нашло себя в Конституции РФ [3, с. 152]. Большое значение в вопросах пенсионного обеспечения судей уделяется основаниям прекращения полномочий судьи, а также соблюдению требований, предъявляемых Законом о статусе судей к судьям, пребывающим в отставке.

Цель настоящего исследования заключается в анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации, а также обосновании необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Для реализации данной цели, на наш взгляд, требуется: анализ и выявление основных элементов, составляющих правовой статус судьи как субъекта права социального обеспечения; установление правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судьи и определение места ежемесячного пожизненного содержания судьи в системе иных пенсионных выплат и возникающих в связи с его назначением правоотношений, гарантируемых российским законодательством; установление связи между обладанием статусом судьи в отставке и исследование оснований, по которым судьи выходят на пенсию; подтверждение необходимости поправок и изменений в правовые акты РФ, регулирующие основы социально-правового статуса судьи, основания и порядок пенсионного обеспечения в целом, так и ежемесячного пожизненного содержания судей, в частности; необходимость принятия Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации», в целях улучшения и облегчения регулирования данного спорного аспекта [13, с. 5].

Федеральное законодательство устанавливает право на пенсионное обеспечение таким категориям судей ВС РФ как судье, отставка которого прекращена, и судье, пребывающему в отставке.

ФЗ «О статусе судей» закрепляет, что тому судье, который пребывает в отставке, выплачивается пенсия на общих основаниях. А вот, пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи [7, п. 5 ст. 15]. Что касается судей, у которых отставка прекращена, то они имеют право лишь на пенсионное обеспечение в рамках, определенных законодательством Российской Федерации [1, ст. 15].

Из-за данной ссылки возникает еще одна проблема.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" устанавливает, что в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и другие выплаты, которые получают федеральные и мировые судьи — не включаются [6, ст. 9].

Из этого явствует следующее, что не подлежит включению в стаж судебной работы, в общий страховой стаж на общих основаниях весь период работы гражданина судьей, тем самым нарушая положения Конституции РФ [7, с. 19].

Наряду с этим отметим, получается, по меньшей мере, путаница, разве "судьи, отставка которых прекращена", — не являются носителями судебной власти РФ? Ответ на этот вопрос оказался на поверхности, если у судьи прекращена отставка в связи с повторным избранием на должность, то он будет являться полноправным носителем статуса судьи ВС РФ, а вот если произошло прекращение отставки по таким основаниям как: невыполнение требований, предъявляемых к отставному судье (например, он избран депутатом в какой-либо законодательный орган, либо занимается предпринимательской деятельность и др., либо совершил дисциплинарный проступок, умаляющий авторитет судебной власти РФ), то нет. Прекращение отставки по этим и другим основаниям осуществляется решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, а также Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — 2015 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан [8]. В годичном эквиваленте количество удаленных или ушедших в отставку судей разделяются следующим образом: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; 2011 г. — 1352 судьи; 2012 г. — 1113; 2013 г. — 1028; 2014 г. — 1132; 2015 г. — 1279. Если сравнивать с общей штатной численностью судейского корпуса РФ, которая не превышает 30 тыс. судейских должностей, число судей в отставке в 12,5 тыс. человек остается достаточно объемным.

Отметим и правовой статус судьи в отставке. Судьи ВС РФ, которые продолжают свою деятельность, должны быть в полной мере уверены, что их гражданские права обеспечены государством, это, в некоторой степени, означает само отношение к осуществлению правосудия судьями, ведь независимым может быть по праву только тот судья, который уверен в своем будущем. Как отмечают В. А. Макарова и С. А. Самсонов, «…нужно обеспечить согласованность нормативных правовых актов… необходимо создать гарантии со стороны государства, которые позволят этим актам эффективно работать и обяжут всех субъектов подчиняться им» [12, с. 92].

Это относится не только к такому социальному слою общества как судейский корпус, это касается и всех граждан нашей страны, и, вследствие чего, вопрос отставки судьи, как значимый фактор для общества, переходит из разряда казусных в разряд предельно значимых, требующих особого внимания и правового регулирования.

Следует отметить, и еще один важный аспект проблемы статуса судьи в отставке — в последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых, выступают судьи в отставке, либо бывшие судьями в отставке, отставка которых прекращена [15, с. 9]. Предметом прений, как правило, являются разногласия по поводу обеспечения их гражданских и трудовых прав. Парадокс заключается лишь в одном, это явление судебного разбирательства, в котором бывший судья судится с государством, носителем, чьей власти он был.

К сожалению, глубокое исследование правового статуса гражданина, который носит звание судьи в отставке, не проводилось правоведами, ни нашло отражения в редких публикациях, в которых лишь слегка затрагивается тема правового положения судьи в отставке [9, с. 12].

Но на некоторые вопросы попытался ответить Ермошин Г. Т. — профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия, говоря о том что, «законодательство Российской Федерации, предусматривает различное пенсионное обеспечение типичных категорий граждан, а также должностных лиц различных государственных структур, например органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей», но вопросы пенсионного обеспечения судей остаются и по сегодняшний день не урегулированными [10, с. 68].

С. В. Кобылинская, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Куб ГАУ, подчеркивает, «что, право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами пробелов в праве» [11, с. 29].

Отдельные вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников рассматривались Бубновой М. О., Горбань Ж. А., Гусейновым К. Н., Кондратьевой З. А., Мирельской Е. Е., Тальковой Э. Г., Шайхатдиновым В. Ш. и многими другими исследователями юридических наук, а также проводились некоторые философские и экономические исследования в данной области, которые были в дальнейшем опубликованы в виде статей, монографий, диссертаций, учебников и пособий.

По нашему мнению, залог социальной стабильности в обществе — это устойчиво функционирующая пенсионная система, если она функционирует неудовлетворительно, то это порождает опасную социальную напряжённость в российском обществе.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке проекта Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации». Действующий в настоящее время Федеральный закон «О статусе судей» является комплексным нормативным правовым актом, в рамках которого не находят отражения все те вопросы, законодательное регулирование которых необходимо для полноценной реализации права на пенсионное обеспечение судей. Принимаемые в порядке ведомственного нормотворчества инструкции и иные акты не могут содержать ответы на вопросы, касающиеся установления пенсионных прав, поскольку, в силу положений Конституции Российской Федерации, должен быть единственный закон, а не множество законодательных актов [7, п. 2 ст. 39]. Следует отметить, что необходима выработка единых требований к существующей дифференциации в государственном пенсионном обеспечении с обязательным включением вопросов, посвященных пенсионному обеспечению судей.

Далее, думается, необходимо исключить некоторые положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей», например, о том, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях [1]. Либо, следует внести небольшое дополнение в п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей» о том, что при назначении судье пенсии на общих основаниях, период работы в качестве судьи включается в период страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости на общих основаниях. Также, предлагается упразднить Комиссии по установлению стажа судебной работы и назначению ежемесячного пожизненного содержания судьи, и учредить единую комиссию, действующую на территории субъекта РФ.

С учетом всех изложенных предложений по совершенствованию действующего законодательства, требуется внесение изменений в нормативные положения Закона о статусе судей, Закона об органах судейского сообщества, а также возникает необходимость в принятии самостоятельного Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации».

По нашему мнению, данные формулировки нормативных актов будут способствовать увеличению социальной справедливости при решении вопроса о предоставлении льготного пенсионного обеспечения судьям, а также являться стимулом для работы в должности судьи. А возможность назначения ежемесячного пожизненного содержания лицам, не проработавшим в должности судьи требуемого количества лет, будет исключена.

Безусловно, проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения судей должны быть решены путем планомерной законотворческой работы, в том числе, путем издания унифицированного нормативного правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности. К сожалению, предпосылок для принятия такого закона в настоящее время пока недостаточно, единый концептуальный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения указанных субъектов права социального обеспечения отсутствует. Однако, высокая общественная значимость деятельности, осуществляемой публичными субъектами, высокий статус, которому лица, занимающие государственные должности, в том числе судьи Российской Федерации, должны соответствовать, соблюдение обширного перечня требований, условий и ограничений, — требуют адекватного перечисленным условиям их деятельности социального, в том числе, пенсионного обеспечения.

  1. Федеральный Закон «О статусе судей в Российской Федерации»: текст от 26.06.1992 г. № 3132–1 (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1992. — № 170.
  2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: текст от 15.12.2001 г. — № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 48.
  3. Петрухина И. Л. Судебная власть. — М. — 2003. — С. 152.
  4. Васильева А. С.О некоторых вопросах пенсионного обеспечения судей в Российской Федерации // Судебный вестник. — Екатеринбург. — 2004. — № 2. С. 49.
  5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: текст от 15.12.2001 г. — № 167 ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001.–№ 51. — Ст. 48.
  6. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации»: текст от 24.07.2009 ?. — № 212-ФЗ. — Ст. 9.
  7. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993 ?. — № 237.
  8. Отчеты Высшей квалификационной коллегии судей РФ за период 2003–2015 гг. // Вестник ВККС РФ. — 2010. — № 2; — 2011. — № 2;
  9. Большова А. Г. Дискриминация судей в отставке прописана в Законе о статусе судей // Российская газета. — 2008. — С. 12.
  10. Ермошин Г. Т. Право судьи на пенсионное обеспечение // Российская юстиция. — 2011. — № 8. С. — 68.
  11. Кобылинская С. В. Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения. // Трудовое и социальное право Ежеквартальный научно-практический журнал. — 2014. — №2. — С. 29.
  12. Макарова В. А., Самсонов С. А. К вопросу о совершенствовании российского трудовогозаконодательства // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». — СПб, Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего». — 2015. — С. 91–97.
  13. Марченко К. О. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ». — 2000. — С. 5.
  14. Сапфирова А. А. Способы защиты трудовых прав, свобод и правовых интересов в сфере труда внесудебными органами государства // Трудовое право. — 2008. — № 8. — С. 80–88. 15. Сидоренко Е. Н. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. — 2003. — С. 9.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, пенсионного обеспечения судей, судей Российской, Российской Федерации», судей Российской Федерации», содержании судей Российской, пенсионное обеспечение, статусе судей, пожизненном содержании судей, социального обеспечения, ВС РФ, Суда Российской Федерации, должности судьи, пожизненного содержания судьи, ежемесячного пожизненного содержания, «О ежемесячном пожизненном, «О статусе судей», Верховного Суда Российской, статуса судьи, ежемесячном пожизненном содержании.


Ключевые слова: социальное обеспечение, материальное обеспечение, статус судей, внесение изменений.

Повышения уровня денежно-имущественной незаинтересованности судей, есть гарантия их независимости. В связи с этим вопрос о предоставлении судьям на ряду с установленными нормами социального и материального обеспечения дополнительных, является широко осаждающимся.

Законодатель, обращая внимание на данную проблему, принимает законопроект № 548878–7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [1.].

Данный законопроект призван обеспечить нуждающихся в жилых помещениях судей, по средствам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо вместо нее на основании заявления судьи жилое помещение в собственность.

Разработчики законопроекта в пояснительной записке по праву замечают, что Конституционный суд в своем постановлении от 31 января 2008 г. № 2-П [2.], писал, о том, что законодателю необходимо надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целях определения критериев нуждаемости, порядка и сроков предоставление данного материального обеспечения.

Вводимые изменения не являются принципиально новыми, подобный порядок был ранее введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ [3.] в отношении работников прокуратуры. Данный порядок почти идентичен тому, который в настоящее время вводится для судей.

В связи с данными изменениями, совместно был принят законопроект № 548880–7 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [4.], в которой нуждающиеся судьи, получившие сумму единовременной социальной выплате, освобождаются от налогообложения на данный единовременный доход.

Данные изменения видятся актуальными вследствие реформ, коснувшихся судоустройства в стране, а именно формирования новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Данные суды не связываются пределами административно-территориального деления, и с целью стимуляции переезда в места образовавшихся судов опытных и компетентных специалистов, предоставления единовременной выплаты будет рассматриваться позитивно.

Большой интерес вызывает законопроект N 534181–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан» [5.], который призван, предоставить социальные гарантии при наступлении инвалидности у судьи, в случаях, не связанных с исполнением им служебной деятельности, и препятствующей в дальнейшем занимать должность судьи.

Рассматриваемый законопроект N 534181–7, был разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда от 19 февраля 2018 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска» [6.], которым было признано, что ч. 5 ст. 2 ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» не соответствуют Конституции РФ. Поскольку в настоящее время не существует правового механизма гарантии судьям, ставших инвалидами, по причинам не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, социальные выплаты в размере, который соотносился бы с утраченным доходом в виде ежемесячного денежного вознаграждения.

В целях устранения данного пробела, законодатель предлагает ввести ежемесячное денежное содержание по инвалидности, размер которого устанавливается в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения и в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности суди.

Таким образом, в настоящее время законодатель устраняет противоречия в действующем законодательстве, по средствам внесения изменений. Такие действие должны оказать позитивное влияние на осуществление правосудия в стране, и укрепить действующие принципы судопроизводства в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, статус судей, внесение изменений, материальное обеспечение, пенсионное обеспечение, единовременная социальная выплата, ежемесячное денежное вознаграждение, жилое помещение судей, Конституционный Суд, служебная деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: