Особенности пенсионного обеспечения государственных служащих курсовая

Обновлено: 27.03.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Введение В настоящее время тема о пенсиях за выслугу лет федеральным государственным служащим очень актуальная.

Несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые по вопросам реформы государственной службы, остается пока без должного внимания важнейшая проблема государственных социальных гарантий для государственных служащих, в том числе пенсионного обеспечения государственных служащих и их семей, решение которой в условиях оформившегося законодательно принципа единства системы государственной службы требуют переосмысления. Добиться этого невозможно без обстоятельного научного обоснования. Весомый вклад здесь может и должна внести как юридическая наука в целом, так и ее отраслевые науки, и прежде всего, учитывая характер данной государственной гарантии, наука трудового права и права социального обеспечения.

Выбор темы курсовой работы обусловлен необходимостью обобщения и дальнейшего развития правового регулирования пенсионных правоотношений государственных служащих, решения проблем применения законодательства и выбора путей его совершенствования.

Целью исследования является изучение (на примере гражданских служащих) проблем правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной службы в качестве одной из основных государственных гарантий. §1. Пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим .1 Общие положения о пенсиях за выслугу лет федеральным государственным служащим Согласно Закону от 27.07.04 № 79-ФЗ гражданским служащим должны предоставляться пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

Следует отметить, что впервые право на пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, было провозглашено Федеральным законом от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон от 31.07.95 № 119-ФЗ; подп. 7 п. 1 ст. 15) .

Пенсией за выслугу лет называется пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

Пенсией за выслугу лет называется пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего длительного специального трудового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

1.1 Понятие пенсии за выслугу лет

1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет

2. СПЕЦИФИКА НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика

2.2 Условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет

2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Тема данной работы, посвященной рассмотрению порядка начисления пенсий за выслугу лет, представляется достаточно актуальной, т. к. социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста.

Так, в статье 7 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является социальным государством. В части 2 данной статьи говорится о праве граждан на социальное и пенсионное обеспечение. Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (ред. от 28.11.2015 с изм. от 23.05.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливаются правовые основания пенсионного обеспечения. В Федеральном законе Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. №312-Ф3. О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отражены новые положения о государственном пенсионном обеспечении, в частности порядка и условий назначения и выплаты пенсии за выслугу лет. Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет. Условия и порядок назначения данного вида пенсии во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.

Целью данной дипломной работы является именно рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет на современном этапе. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • ¾дать понятие пенсии за выслугу лет;
  • определить круг лиц, обеспечиваемых данным видом пенсий;
  • определить условия назначения и размеры пенсии за выслугу лет.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.1 Понятие пенсии за выслугу лет

Применительно к пенсии за выслугу лет такой стаж именуется «выслугой». Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия). Пенсия за выслугу лет всегда зависит от стажа, как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. Пенсии за выслугу лет введены не для всех работников, а лишь для отдельных категорий.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Теоретически, введение этого вида пенсий объясняется главным образом спецификой определенной деятельности. После длительного выполнения определённого вида работы дальнейшее ее выполнение по различным причинам не всегда возможно и целесообразно. Например, в связи с некоторыми возрастными изменениями или с накопившейся за многие годы психологической и эмоциональной перегрузкой. Цель пенсии за выслугу лет — освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, в значительной степени компенсировать им утраченный заработок в связи с переходом на другую, как правило, нижеоплачиваемую работу либо с полным прекращением трудовой деятельности.

Списки профессий и должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждены Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В России пенсия за выслугу лет для ряда категорий работников является основным видом пенсионного обеспечения, вместо пенсии по старости. Размеры таких пенсий выше, чем пенсий по старости. Для других граждан установление пенсии за выслугу лет не исключает в дальнейшем их переход на пенсию по старости, размер которой выше.

Таким образом, пенсия за выслугу лет является одним из базисных институтов социального обеспечения. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет

Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет строится на десятках разноуровневых нормативных актов. Ключевой из них, как отмечалось, — Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Выстроим иерархию источников, направленных на регулирования порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет: во-первых, международные акты, во-вторых, федеральные законодательные акты, в — третьих, подзаконные нормативные акты.

В российскую правовую систему согласно ч. 4 ст. 15 Конституции входят также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Действующее пенсионное законодательство закрепляет приоритет международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. В случае противоречия норм трудового законодательства нормам международных договоров надлежит применять правила соответствующего международного договора Российской Федерации.

К международным договорам Российской Федерации в области пенсионного обеспечения следует отнести ратифицированные Российской Федерацией Конвенции МОТ, например (Москва, 25 ноября 1998 г.). Существует и судебная практика применения международных положений. Приведем пример:

По делу 01-1/5-99 требовалось истолковать применение части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территории государств — участников СНГ, и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, что законодательство какого государства — места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик, а также возможности применения при этом законодательства государства — участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР в период действия которого проходил службу военнослужащий.

Экономический Суд, изучив действующее законодательство государств участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему, его служба в другом государстве — участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, то Экономический Суд посчитал, что она должна применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

Можно выделить и иные международные соглашения, например, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное Россией 13 марта 1992 г. с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении, подписанное 29 июня 1999 г. и ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 16.04.01 №43-ФЗ, и др.

Следующая группа актов — федеральные законодательные акты. Наряду с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно выделить:

Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).

Наряду с законодательными актами необходимо выделить и подзаконные нормативные акты: акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что данная группа актов может приниматься только во исполнение федерального законодательства, а значит не должно ему противоречить.

Среди Указов Президента Российской Федерации можно выделить:

¾Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2001 г. №374 «О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР»; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. №1864 «Об особенностях применения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы» при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности помощника члена Совета Федерации и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.); Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.). Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ.

В качестве примера акцентируем внимание на отдельных актах Правительства Российской Федерации:

¾Постановление Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» (с изменениями от 31 марта 1994 г., 20 февраля, 14 марта, 26 июня, 20 ноября 1995 г., 3, 15 апреля, 1 мая, 31 октября 1996 г., 5 апреля, 31 октября 1999 г., 6 января, 22 февраля, 14 июля, 26 августа, 4, 15 сентября, 12 октября 2000 г., 31 июля 2001 г., 26 февраля, 18 апреля, 7 июня, 1 октября, 21 ноября 2002 г., 8 августа, 12 ноября 2003 г.); Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103) (с изменениями от 5 января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая 2003 г.); Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г . №247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан». На практике с периодичностью возникают споры о признании отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на регулирования назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими федеральному законодательству.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным (недействующим) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов «на остальной территории края — с 1 января 1985 года», установила:

Р. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями считая, что установленный Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст.ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Совета Министров

В 2020 году планируется проводить индексацию, учитывая официальный курс инфляции. Хотя ее фактический уровень значительно меньше, чем реальный. Из-за этого доход сотрудников увеличится на 4%. Хотя не стоит ожидать, что индексация начнется с 1 января. Такую операцию запланировано проводить не ранее 1 октября 2020 года. Средства на это будут брать из государственного бюджета, и на следующий год в нем уже предусмотрена такая статья расходов.

Правительство страны приняло решение не ограничиваться индексацией и гарантирует постепенное, поэтапное увеличение обеспечения государственных сотрудников денежными средствами. Часть будет выделяться на то, чтобы повышать заработную плату и премиальные за эффективную работу. Остальные средства будут переводиться чиновникам по отдельности в качестве благодарности. Но получить их могут только те сотрудники, которых отметили при выполнении «майских указов» президента.

Вместе с тем остальные бонусы и привилегии, которые ранее получали государственные служащие, не убираются. Это касается полного социального пакета, страхования и прочих материальных выплат, которые были до этого. Кстати самой престижной работой по-прежнему считается в администрации президента либо в аппарате правительства, на что указывает средний уровень зарплат и размеры премий у сотрудников.

Благодаря таким кардинальным мерам получится высвободить часть бюджета и реализовать запланированную программу с нововведениями. Кроме того, будут проводиться аттестации по плану, а также предусматривается ужесточение требований к уровню профессионализма сотрудников. Также условия найма работников будут пересмотрены и станут более строгими.

Сейчас осуществляется работа с созданием нормативной и правовой базы, чтобы государственные службы постоянно и полноценно развивались. Разработана новая методика для проведения аттестаций. Чтобы определить сотрудников с высоким уровнем профессионализма, перед тем как будет происходить сокращение штата государственного аппарата, запланировано проведение мониторинга качества выполнения своих обязанностей всеми работниками. Те чиновники, которые не смогут пройти аттестацию, перестанут занимать свои должности и будут уволены.

До 1 января 2021 года правительство начнет проводить мероприятия, которые направлены на то, чтобы улучшать методику оценки профессионализма государственных служащих. Также реформа предполагает введение изменений в структуру денежных выплат работников государственного аппарата: доля премий будет уменьшаться, а оклад, наоборот, начнет расти. Чтобы оптимизировать работу, запланировано создание отдельного ресурса для развития государственной службы. Но на данный момент пока не установлено, какой орган будет заниматься этим.

Согласно обзорам, в России примерно 20% работодателей уже применяют накопительные схемы, призванные поддержать бывших сотрудников. В корпоративных пенсионных программах участвуют около 9 млн. человек. В основном это сотрудники крупных компаний, которые дополнительно застрахованы работодателем. При этом многие организации применяют пенсионные программы только для высшего руководства.

Ввиду низкой эффективности управления пенсионными накоплениями федеральных государственных гражданских служащих, как со стороны Пенсионного фонда России, так и со стороны негосударственных пенсионных фондов, а также не достаточной реализации права федеральных государственных гражданских служащих РФ на эффективное управление их пенсионными накоплениями, считаем целесообразным:

  1. Законодательно закрепить отсутствие обязательной необходимости в обеспечении постоянной положительной доходности при инвестировании средств пенсионных накоплений и внести в статью 24 Федерального закона от 07.05.1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», следующие изменения: в пункте 2 слово «доходности» исключить;
  2. Внести в статью 12 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» следующие изменения: в пункте 3 слово «доходности» исключить;
  3. Внести в статью 3 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» следующие изменения: в подпункте 4.2 слова «включающего средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда» исключить;
  4. Законодательно закрепить обязанность пенсионного фонда России перераспределять средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или негосударственного пенсионного фонда, между управляющими компаниями с которыми у ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, исходя из сформированного Центральным банком рейтинга наиболее эффективных УК за последние 3 года [32].

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и федеральных государственных гражданских служащих, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

  1. требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
  2. необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат (рис. 1).

Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами [32, с. 83].

Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные.

Исходя из всех этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав федеральных государственных гражданских служащих и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты.

Предложенная система пенсионных накоплений давно с успехом реализуется в США. Россия также способна аккумулировать гигантские средства за счет использования грамотной инвестиционной политики, тем самым не только финансируя собственное развитие, но и внося крупный вклад в национальную экономику, даже в текущих условиях постоянного оттока иностранного капитала.

Вместе с тем Стратегия развития пенсионной системы [5], в рамках которой происходит нынешняя трансформация пенсионной системы, предлагает именно краткосрочные меры финансирования дефицита ПФР (снижение накопительной части пенсии или вовсе выбор только страховой пенсии). Выбор такой системы – это огромный шаг назад обратно к распределительной системе, неминуемо приводящей к дефициту ПФР, финансирование которого крайне негативно скажется на экономике страны. Но возможно, последствия будут через несколько лет, когда пенсионеры начнут получать выплаты по новой формуле

Подведем итог: несмотря на то, что по многим экономическим причинам (рост дефицита пенсионного фонда, увеличение нагрузки на работающее население и др.)повышение пенсионного возраста представляется необходимой мерой, данная реформа имеет серьезные демографические риски(ухудшение здоровья населения старших возрастов, рост численности получателей пенсий по инвалидности и др.), которые могут перекрыть положительный финансовый эффект. На текущий момент не очевидно, насколько продуманна реформа: отсутствует программа, которая бы в полной мере могла описать все возможные экономические и социальные последствия, в равной степени оценить положительные/отрицательные изменения и предоставить результаты анализа широкой общественности. Говоря о повышении пенсионного возраста до уровня западных стран, нужно также учитывать принципиально отличающиеся от нашей страны экономические и социальные условия, в которых функционируют пенсионные системы стран Запада, требуется провести сравнительный анализ по основным демографическим, социальным и финансовым показателям. На текущий момент деятельность российских пенсионеров на рынке труда можно охарактеризовать как саморегулируемую: руководствуясь определенными мотивами (экономическими или неэкономическими), часть населения пенсионного возраста продолжает работать, тогда как оставшаяся часть выбывает из состава рабочей силы по естественным причинам (чаще всего из-за неудовлетворительного состояния здоровья). Государство и работодатели не имеют строгих обязательств перед пожилыми людьми в плане обеспечения их рабочими местами, а конкретный документ, косвенно регулирующий сферу занятости населения пенсионного возраста, был разработан только в 2015 году («Стратегия действий в интересах федеральных государственных гражданских служащих пожилого возраста до 2025 года»).

В ближайшие годы, ввиду прогнозируемого сокращения доли трудоспособного населения, рынок труда будет испытывать недостаток предложения, и основным ресурсом для его удовлетворения станет «удерживание» федеральных государственных гражданских служащих в зоне экономической активности. Однако всеобщее вовлечение в экономическую деятельность федеральных государственных гражданских служащих (часто с не очень хорошим здоровьем) путем повышения пенсионного возраста может стать тормозом развития экономики, привести к росту безработицы за счет тех же пожилых, которые не смогут найти соответствующее своим возможностям рабочее место, увеличить расходы в сфере здравоохранения, социальной защиты, а также привести к уходу части населения пенсионного возраста в «теневой»сектор экономики. Во избежание негативных последствий необходимо стимулировать занятость пенсионеров при текущем пенсионном возрасте. Для этого требуется формирование нормативно-правовых актов, которые будут направлены на регулирование сферы занятости населения пенсионного возраста.

Для полного раскрытия потенциала федеральных государственных гражданских служащих власти должны менять сложившуюся практику на рынке труда, которая ориентирована исключительно на молодое, активное поколение [6; 16]. Важно стимулировать работодателей на создание адаптированных рабочих мест для представителей старшего поколения и рассмотреть возможности использования практики гибкой занятости и работы с удаленным доступом. Необходимо пересмотреть условия формирования пенсионных накоплений для федеральных государственных гражданских служащих, откладывающих выход на пенсию (в частности, увеличения размеров повышающих коэффициентов). Важнейшим фактором формирования условий для повышения пенсионного возраста является продвижение среди населения идей здоровье сберегающего (самосохранительного) поведения, которые в перспективе могут оказать положительное влияние на продолжительность трудовой деятельности в старших возрастах. Все перечисленные меры помогут подготовить экономико-демографический «фундамент» неизбежной реформы повышения пенсионного возраста в России, который на текущий момент в нашей стране еще не сформирован.

Внедряя корпоративную пенсионную программу, компания повышает свою конкурентоспособность на рынке труда и приобретает имидж социально ориентированной организации, что, помимо решения внутренних вопросов, способствует привлечению инвесторов и развитию бизнеса. Вкладчик по своему усмотрению выбирает различные варианты пенсионных схем. Корпоративная пенсионная программа представляет собой совокупность мероприятий и нормативных положений, определяющих порядок взаимодействия администрации, трудового коллектива предприятия и негосударственного пенсионного фонда с целью построения сбалансированной системы формирования и выплаты негосударственных пенсий. [2]

Путем внедрения корпоративной пенсионной программы работодатель решает важные стратегические задачи. Во-первых, мотивирует и удерживает работников организации, повышает производительность труда и снижает «текучесть» кадров, привлекает высококвалифицированных сотрудников.

Во-вторых, данная модель мотивации сотрудников является менее затратной по сравнению с традиционными методами, такими как увеличение фонда оплаты труда, при этом сопровождается также и оптимизацией налогообложения. Сопутствующим механизмом может стать привлечение средств работников при долевом финансировании пенсионной программы.

Важным аспектом применения корпоративных пенсионных программ является создание положительного имиджа корпорации и, как следствие, достижение высокой лояльности работников.

Формирования корпоративных пенсионных программ организации достигают высокой социальной ответственности не только перед государственными федеральными гражданскими служащими , но и перед обществом. Зачастую предприятия, создающие пенсионные программы, являются основными работодателями в регионах. При этом материальное обеспечение старости и планирование размера пенсий работников предпенсионного возраста для данных корпораций является инструментами укрепления социальной стабильности в конкретном регионе.

При всем многообразии положительных эффектов для работодателей современная практика отмечает невысокую популярность корпоративных пенсионных программ.

Во-первых, как отмечают специалисты, это связано с отсутствием методического обеспечения, необходимого для нормального функционирования пенсионных схем, и несовершенством налогового законодательства. В частности, многие руководители недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения. Они придерживаются мнения, что пенсионное обеспечение, реализуемое в рамках пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий, кроме того, для последних оно обходится крайне дорого. Однако на самом деле, предприятию экономически выгоднее делать хотя бы небольшие пенсионные взносы за своих работников в негосударственные пенсионные фонды, чем на ту же сумму увеличивать сотруднику зарплату.

Во-вторых, работники, в свою очередь, тоже не понимают выгод формирования дополнительных источников пенсии, таких как негосударственная пенсия. Им это кажется неправильным и несправедливым. К тому же в России принято считать, что хранить накопления небезопасно и лучше получить наличные сейчас, чем иметь возможность дохода в будущем.С целью преодоления вышеуказанных трудностей следует, во-первых, повысить качество законодательной базы, регулирующей функционирование корпоративных проектов, путем некоторых трансформаций налогового законодательства, которые могли мотивировать корпорации к осуществлению пенсионных проектов.

Во-вторых, раскрыть новые направления реинвестирования капитала, собранного в процессе осуществлении корпоративных пенсионных проектов, в экономику корпорации;

В-третьих, наращивать степень пенсионной культуры федеральных государственных гражданских служащих, ориентированных исключительно на государственное материальное обеспечение старости. Недоверие федеральных государственных гражданских служащих пенсионного возраста к современным финансовым моделям обуславливает низкую популярность добровольного пенсионного накопления и др. современных финансовых моделей. Работодатель, предлагающий корпоративный пенсионный проект, обязан быть устойчивой и стабильной компанией. Для современных корпораций формирование корпоративного пенсионного проекта представляет собой не только актуальную модель управления персоналом, но и элемент построения корпоративного стиля надежного и социально ориентированного работодателя.

На курсовую работу по МДК 01.01 Право и организация социального обеспечения.

Студентке группы ПОСО-18 з\о курса 2 специальности 40.02.01

Тема: Пенсии по выслуге лет, порядок и условия назначения

Содержание курсовой работы:

Глава 1. Понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет. 5

Глава 2. Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по выслуге лет 8

2.1. Право на пенсию по выслуге лет. 8

2.2. Право на одновременное получение двух пенсий. 11

2.3. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет 14

Библиографический список. 29

ОБЪЕМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Пояснительная записка: 30 листов А4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»

Тема: Пенсии по выслуге лет, порядок и условия назначения

КР. МДК.01.01 40.02.01

Курсовую работу разработал(а) _________ ____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Руководитель курсовой работы _________ ____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Итоговая оценка ____________ (____________________)

(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)

(подпись) (фамилия и инициалы)

Г. Керчь 2020 г.

ГРАФИК ВЫПОЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

МЕСЯЦ И ДАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

Дата выдачи задания «__» _________ 20

Дата окончания работы «__» _________ 20

ПЦК __________ _________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Руководитель курсовой работы ____________ _____________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Задание получил __________________ _____________________________

(подпись студента) (фамилия, инициалы студента)

Содержание

Глава 1. Понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет. 5

Глава 2. Категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение по выслуге лет 8

2.1. Право на пенсию по выслуге лет. 8

2.2. Право на одновременное получение двух пенсий. 11

2.3. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет 14

Библиографический список. 29

Введение

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения. Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции РФ, согласно которой:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источников средств, к существованию при наступлении социальных рисков. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что социальное обеспечение является одним и из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определённого возраста. В целях обеспечения справедливого распределения материальных благ между гражданами, вышедшими на пенсию, государство установило пенсию за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет предназначена не для всех граждан Российской Федерации. Данную разновидность пособия могут получать только те люди, которые имеют рабочий стаж в некоторых профессиональных сферах. Как правило, рассматриваемое обеспечение получают сотрудники, работающие в условиях, которые приводят к преждевременной утрате трудоспособности, на протяжении долгих лет. Повышенная сложность работы (службы) должна подразумевать повышенную компенсацию государством лицам, занимавшихся ею.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение выплаты за выслугу лет в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо поставить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет

2. Проанализировать, какие категории лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение за выслугу лет

3. Изучить нормативно правовое регулирование пенсионного обеспечения за выслугу лет.

Глава 1. Понятие и содержание пенсионного обеспечения за выслугу лет

Как бы там ни было, но общество не обходится без социального обеспечения. Основным нормативно-правовым источником, указывающим на порядок начисления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». По государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами приведенного закона назначаются федеральным государственным служащим и военнослужащим. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Как правило, это пенсия, которая устанавливается за наличие на протяжении определенного времени специального трудового стажа. В юридической литературе его часто называют «выслугой», «стажем творческой работы» и т. п. Таким образом, пенсия за выслугу лет всегда «стажевая», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Однако иногда пенсией за выслугу лет именуется и та пенсия, которая устанавливается при наличии соответствующего специального стажа (выслуги) и достижении определенного возраста. В то же время пенсией по старости называется в отдельных случаях пенсия, для установления которой требуется длительный специальный трудовой. Пенсии, которые в дальнейшем получили название «выслуга» были введены еще в советское время для многих категорий граждан: военнослужащих, правоохранительных органов, работников здравоохранения, образовательных учреждений и т. п. Сохранились такие пенсии и в российском пенсионном законодательстве, причем в последние годы сфера их применения существенно расширилась. Главная причина - стремление властных структур таким путем компенсировать явную деградацию в последние годы общей системы пенсионного обеспечения, а также создать для определенных категорий служащих привилегированные пенсионные системы.

Конституции РФ 1993 г. как и у её предшественниц не содержится оснований для установления пенсии за выслугу лет. Изначально пенсия за выслугу лет была введена в связи со спецификой определенной деятельности, службы. Многие авторы высказывают такое предположение, что возрастные ограничения, предусмотренные при выслуге лет, установлены не зря. После того, как человек в определенной сфере прослужит несколько лет, очень сильно меняется его мировоззрение, психологические качества, которые могут препятствовать осуществлению дальнейшей службы. У человека накапливается усталость, начинается перегрузка организма.

Таким образом, пенсия по выслуге лет ограждает человека от психологического напряжения, так как человек, как правило, отстраняется от дальнейшего осуществления своих обязанностей и оправляется на пенсию. Пенсии за выслугу лет устанавливаются военнослужащим и федеральным государственным служащим. Ранее пенсия за выслугу лет назначалась летно-подъемного состава авиации и воздухоплавания, некоторым работникам транспорта. Как правило, пенсия за выслугу лет назначается при выслуге всего времени, и по размерам больше, нежели простая пенсия по старости. Таким образом, если гражданин не выслужил определенное количество лет, он не имеет право претендовать на пенсию по выслуге лет.

Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.

Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а также профессий. Суммирование различных видов специального стажа не допускается. Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже (исключение установлено для работников гражданской авиации в случаях оставления летной работы по состоянию здоровья). В некоторых случаях дополнительными условиями для назначения пенсии за выслугу лет может быть достижение определенного возраста, а также наличие общего трудового стажа. В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаются четко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются, как правило, при условии оставления работы (службы), с выполнением которой она установлена. При выполнении работы другого характера пенсия за выслугу лет выплачивается на общих основаниях. К пенсиям за выслугу лет, назначаемым по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г., не начисляются никакие виды надбавок, кроме надбавки участникам Великой Отечественной войны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: