Особенности отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в казахстане

Обновлено: 24.04.2024

Ахметова К.К., АО "Казахский гуманитарно-юридический университет", г. Астана, Республика Казахстан, соискатель ученой степени кандидата юридических наук.

Жизнь в постоянно меняющемся мире не стоит на месте, основные законы диалектики сосуществуют наравне порой с хаотичными законами рыночной экономики. С изменением жизни меняется и отношение ко многим проблемам. В современном обществе проблемы профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними правонарушителями, поставлены в разряд важных государственных задач.

Правонарушения несовершеннолетними совершались еще в античном мире. Правосудие в те времена карало несовершеннолетних безжалостно и без всяких скидок на возраст! Необходимо отметить, что в правовых актах тех времен не существовало никаких юридических правил по защите детей и подростков в судах, в местах отбывания наказания и в период освобождения от наказания. Можно сделать вывод, что в те времена юристы не рассматривали детей-правонарушителей как отдельную демографическую группу, поэтому суд был безжалостен по отношению к несовершеннолетним, которые в своем правовом положении, совершив противоправные поступки, получали аналогичные наказания, как и взрослые преступники. Страшно представить, какие последствия имели подобные наказания для несовершеннолетних.

С прошлого столетия общество любой страны в той или иной степени начинает решать вопросы гуманизации уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

В международной практике, в частности в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), термин "Juvenile Justice" (ювенальная юстиция) означает "правосудие по делам несовершеннолетних" . Но в более широком социальном плане система правосудия в отношении несовершеннолетних представляет собой систему защиты их прав, свобод и законных интересов, объединяющую вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные структуры в правоохранительных органах, учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, адвокатуру и правозащитные организации.

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

В Республике Казахстан уделяется большое значение проблемам несовершеннолетних.

Так, например, в марте 2003 г. в Республике был успешно запущен пилотный проект ОБСЕ "Ювенальная юстиция в Казахстане", целью которого являлось оказание несовершеннолетним, задержанным полицией, юридической и психологической помощи.

За первых полтора года действия данного проекта на территории Алматы и Алматинской области в отношении половины задержанных полицией несовершеннолетних было отказано в возбуждении уголовных дел.

И что очень важно - сокращение числа малолетних, подвергнутых лишению свободы, не повлекло роста рецидива преступности!

Реализация данного проекта в период с 2003 по 2006 г. позволила значительно усовершенствовать практику уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что за указанное время реализации проекта был достигнут ряд положительных результатов. К примеру, сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых, в отношении которых применялась мера пресечения в виде ареста. Круглосуточно предоставлялись услуги адвоката, специализирующегося по делам несовершеннолетних. Кроме того, с момента задержания несовершеннолетнего присутствовал социальный психолог, в соответствии с действующим законодательством РК. Вместе с тем в результате тщательного рассмотрения обстоятельств каждого отдельного уголовного дела увеличилось количество дел, по которым обвинения смягчены, а также увеличилось число несовершеннолетних, к которым применены виды наказаний, не связанные с лишением свободы.

Указ Президента Республики Казахстан от 19 августа 2008 г. N 646 "О Концепции развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы". ИС "ПАРАГРАФ", 2008.

Данный проект был признан успешным. 30 марта 2007 г. на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан было принято решение о необходимости создания системы ювенальной юстиции в Республике. Указом Президента Республики Казахстан в 2007 г. были образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних в городах Астане и Алматы, а также в 2008 г. Указом Президента утверждена Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009 - 2011 годы.

Кроме создания ювенальных судов на территории всей Республики Концепцией предусмотрены также ювенальная полиция, прокуратура, адвокатура, уголовно-исполнительные инспекции, региональные органы по защите прав детей, система социального сопровождения несовершеннолетних.

По мнению автора статьи, одним из способов решения проблем, связанных с преступлениями несовершеннолетних в Республике Казахстан, является создание Министерства ювенальной юстиции Республики Казахстан. Но почему именно в виде центрального исполнительного органа (министерство), а не ведомства министерства (комитет)?

Общепризнанным фактом является то, что во время развития несовершеннолетнего у него неустойчивая психика, наблюдается юношеский максимализм, неосознанное стремление походить на взрослых, на кумиров с экранов телевизоров, не всегда адекватная оценка своих действий в силу недополучения определенных знаний.

Воспитание подрастающего поколения, будущего любого государства, - процесс сложный, а исправление оступившегося несовершеннолетнего, совершившего преступление, его ресоциализация - задача сложная, требующая консолидации усилий всех государственных институтов.

Об успешном процессе ресоциализации несовершеннолетнего можно будет судить только по результатам кропотливой работы работников правоохранительных органов, психологов, социальных работников.

Одним из способов решения данной проблемы может стать создание в Республике института пробации, т.е. отсрочки наложения наказания. Необходимо отметить, что пробация успешно действует во многих странах.

Важным условием решения проблем несовершеннолетних правонарушителей является то, что орган, который будет заниматься правонарушениями несовершеннолетних, был бы независим по отношению к Министерству юстиции Республики Казахстан, а подотчетен Президенту Республики Казахстан.

Для успешного решения данных вопросов огромное значение играет создание в стране системы подготовки специализированных кадров.

Консолидация усилий всех государственных институтов позволит решить проблемы ювенальной юстиции в Республике Казахстан.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан имеет свои особенности ведения досудебного и судебного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц. Это обусловлено тем, что несовершеннолетние в силу своего возраста являются уязвимыми и не способны в полной мере самостоятельно защитить свои права и законные интересы.

Нормы, заложенные в УК и УПК РК, соответствуют положениям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), согласно которым система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, что любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей должны быть соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

При назначении наказания

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения уголовного правонарушения исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18. Если лицо совершило преступление в несовершеннолетнем возрасте, а на момент досудебного либо судебного расследования достигло совершеннолетия, на него распространяются действия раздела 6 УК РК «Уголовная ответственность несовершеннолетних», который имеет ряд особенностей при назначении наказания. Так, несовершеннолетним не назначаются наказания в виде ареста и смертной казни, дополнительные наказания в виде конфискации имущества и лишения специального воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград.

В соответствии с п. 20 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 25 июня 2015 года № 4 «О некоторых вопросах назначения уголовного наказания» в случае, если санкция статьи Особенной части УК предусматривает конфискацию имущества как обязательное дополнительное наказание, однако преступление совершено лицом в несовершеннолетнем возрасте либо имеет место условное осуждение, то с учетом положений Общей части УК дополнительное наказание в виде конфискации имущества не применяется.

Наказание в виде штрафа назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Из чего следует, что органы досудебного расследования в обязательном порядке должны выяснить, есть ли у несовершеннолетнего подозреваемого самостоятельный заработок либо имущество.

Размеры наказаний, назначаемых несовершеннолетним, меньше, чем размеры наказаний, назначаемых другим лицам. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним на срок до двух лет, а в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы - на весь срок оставшейся неотбытой части наказания. В соответствии со ст. 44 УК РК ограничение свободы как вид наказания состоит в установлении пробационного контроля над осужденным. Кроме того, установление пробационного контроля является одной из принудительных мер воспитательного воздействия, которая применяется по правилам ч. 2 ст. 44 УК при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.

Лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не больше десяти лет. Исключением являются случаи, когда несовершеннолетним совершено убийство при отягчающих обстоятельствах или акт терроризма. В таких случаях максимальный срок в виде лишения свободы не может превышать 12 лет.

УПК также предусматривает ряд особенностей в отношении несовершеннолетних, которые изложены в гл. 56 «Производство по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних». Однако в отличие от УК, п. 2 ч. 3 ст. 530 УПК гласит, что порядок производства по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних не применяется в случаях, когда: в одно производство объединены дела о нескольких уголовных правонарушениях данного лица, часть из которых совершена после достижения им 18 лет; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный к моменту судопроизводства достигли совершеннолетия.

Таким образом, несмотря на то, что лицо совершило правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, при достижении им совершеннолетия к моменту судопроизводства в отношении него применяются нормы процессуального кодекса как в отношении совершеннолетнего лица.

Не более двух часов

Необходимо также помнить, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого проводится в присутствии защитника, законного представителя, а при необходимости - психолога и педагога. Причем допрос несовершеннолетнего производится в дневное время суток и не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. В случаях явного утомления несовершеннолетнего допрос должен быть прерван.

Участие защитника в производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего лица обязательно.

В случае отсутствия законного представителя привлекается представитель органа, осуществляющего функции по опеке и попечительству, который выполняет функции законного представителя. Несовершеннолетний и его законный представитель сразу же информируются о причинах задержания, также органами досудебного расследования обязательно разъясняется право на примирение с потерпевшим, в том числе в порядке медиации.

Согласно нормам УК несовершеннолетний, совершивший уголовный проступок, преступление небольшой или средней тяжести, не связанное с причинением смерти, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим, заявителем, в том числе в порядке медиации, и загладил причиненный вред. Несовершеннолетний, впервые совершивший тяжкое преступление, не связанное с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью человека, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он примирился с потерпевшим, заявителем, в том числе в порядке медиации, и загладил причиненный вред.

Меры воспитательного воздействия

При этом в случае освобождения несовершеннолетнего, совершившего тяжкое преступление, от уголовной ответственности к нему применяются принудительные меры воспитательного воздействия в виде: предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего; помещения в организацию образования с особым режимом содержания; возложения обязательства принести извинения потерпевшему; установления пробационного контроля.

Уголовные дела в отношении несовершеннолетних лиц рассматриваются в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних, кроме тех случаев, когда дело подлежит рассмотрению военным судом либо специализированным межрайонным судом по уголовным делам. Разбирательство дела проводится в условиях ограничения гласности с участием законного представителя, обязательным участием защитника и в предусмотренных случаях с участием педагога и психолога.

По ходатайству законного представителя или защитника, а также по своей инициативе суд вправе с учетом мнения сторон своим постановлением удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. После возвращения председательствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме о содержании разбирательства.

Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими нормами права и не предусматривает процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства дел в отношении взрослых обвиняемых. Вместе с тем, учитывая психологические, возрастные особенности несовершеннолетнего законодатель установил особые правила, применяемые при производстве по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних. Эти правила создают дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направлены на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств правонарушения, выявления причин и условий, способствовавших их совершению, а также повышения воспитательного воздействия.

Согласно стандартным правилам ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинским правилам»), «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы, как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

Исходя из международных требований и национального законодательства, судопроизводство по делам несовершеннолетних должно способствовать предупреждению новых преступлений и нам необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о правонарушениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию.

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних проводится по общим правилам, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, с соблюдением некоторых особенностей. В частности уголовным законом предусмотрено ограничение гласности по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних. Ограничение гласности по делам данной категории также закреплено в международном праве. Так, в соответствии с п.8.1. Минимальных стандартных правил ООН, конфиденциальность отправления правосудия в отношении несовершеннолетнего направлено на избежание причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности и вероятности влияния уголовного процесса на репутацию несовершеннолетнего в будущем.

Участие защитника по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних обязательно. Отказ несовершеннолетнего подсудимого от защитника не может быть принят судом. Также обязательно участие в деле родителей или других законных представителей. Законными представителями могут быть как один, так и оба родителя несовершеннолетнего. При их отсутствии обязательно участие представителя органа опеки и попечительства.

Законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или направлены на воспрепятствование объективному рассмотрению дела. Также возможно отстранение законного представителя по его ходатайству.

По уголовным делам в отношении несовершеннолетних необходимо выяснять, имеются ли обстоятельства для прекращения дела по основаниям, предусмотренным в Уголовном Кодексе. В силу ч.2 ст. 68 УК, несовершеннолетние, впервые совершившие тяжкое преступление, не связанное с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью человека, могут быть освобождены от уголовной ответственности, если они примирились с потерпевшим.

Необходимо иметь ввиду, что допрос несовершеннолетнего подсудимого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, а также достигшего этого возраста, но имеющего признаки отставания в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

В ходе судебного разбирательства, по ходатайству защитника или законного представителя, а также по своей инициативе суд вправе с учетом мнения сторон, удалить несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное влияние. После возвращения в зал судебного заседания несовершеннолетнего подсудимого, председательствующий сообщает ему в необходимых объеме и форме содержание разбирательства, происходившего в его отсутствие, и предоставляет несовершеннолетнему возможность задавать вопросы лицам, допрошенным без его участия.

Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по делам рассматриваемой категории также имеет определенную специфику, поскольку ими часто выступают также несовершеннолетние.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего обязательно присутствуют его законные представители и педагог. Вызов педагога и законного представителя необходимо для установления психологического контакта с опрашиваемыми несовершеннолетними.

По ходатайству сторон или инициативе суда допрос несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему оглашаются показания несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, предоставляется возможность задать вопросы и дать свои показания в связи с их показаниями.

В судебной практике данная норма применяется часто, особенно по делам о половых преступлениях, так как несовершеннолетние потерпевшие и свидетели боятся давать показания в присутствии подсудимого.

Для правильного решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности и о назначении ему наказания существенное значение имеет установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Необходимо выяснять, кто занимался воспитанием подростка, их моральный облик, образовательный и культурный уровень, материальные и жилищные условия семьи.

Исследование этих вопросов в процессе судебного следствия путем допроса подсудимого, его законных представителей, свидетелей, а также ознакомление с различными документами, характеризующими личность несовершеннолетнего, способствуют суду выяснить условия жизни и воспитания подсудимого и обстоятельства, приведшие его к совершению преступления. Целью судебного процесса является оказание помощи несовершеннолетнему, нарушившему уголовный закон, в пресечении и предупреждении совершения в будущем аналогичных правонарушений, вынесении справедливого решения с учетом исключительных обстоятельств конкретного дела, а также защиты общества в целом от правонарушений.

При постановлении приговора несовершеннолетнему суд обязан обсудить вопрос об условном осуждении, назначении наказания, не связанного с лишением свободы, а также об освобождении от наказания в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом.

Если по делу об уголовном проступке или о преступлении небольшой и средней тяжести будет признано, что исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения к уголовной ответственности и применения мер уголовного наказания, суд вправе освободить его от уголовной ответственности, либо постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания применив к нему принудительные меры воспитательного воздействия.

Проблема защиты прав детей, формирования особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних совершивших противоправные действия не нова. Уже в Римском праве, более поздних правовых актах средневе­ковья и тем более законодательстве ряда Европейских стран XVIII-XIX веков предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жесто­кой кары за совершенное деяние.

В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность, как и взрослые, и в отношении них могли применяться практически все виды наказаний. Лишь в отдельных странах определённое внимание уделялось проблеме социальной защиты детей.
Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального учре­ждения для несовершеннолетних правонарушителей. В XI в Риме создан исправительный дом, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания. В целом же отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в на­чале и даже в середине XIX века.

В большинстве законов того времени устанавливалась равная для детей и взрос­лых уголовная ответственность и наказание, одинаковая для всех лиц, представших перед судом. Лишь к середине XIX века в ряде государств мира стали появляться законы, создаваться специальные учреждения, где стояла задача элементарной защиты детей и подростков на разных стадиях осуществления правосудия. И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в 1890 году в Австралии, затем указанные суды были образованы в 1894 году в Канаде и в 1899 году в США. Их примеру последовали и другие страны.

Во Франции ювенальный суд был инициирован в 1914 году.

Первый ювенальный суд в России проработал с января 1910 года до 1918 года. После событий революции и государственного переворота ювенальные идеи были несколько забыты.

В мировой практике суды по делам несовершеннолетних стали возникать после второй Мировой войны, и максимальное развитие получили во Франции, а также в Канаде.

В наше время ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира. Казахстан одним из первых среди стран СНГ начал внедрение специализированной системы для несовершеннолетних - ювенальной юстиции.

Основой отечественного нормотворчества в сфере прав детей выступила международная правовая база, представленная в виде: «Декларации прав ребенка» (1959 г.), «Конвенции ООН о правах ребенка» (1989 г.), «Минимальных стандартах ООН об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних», именуемых также «Пекинскими Правилами» (1995 г.), а также «Эр-Риядских руководящих принципах предупреждения преступности несовершеннолетних», принятых Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года и Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.).

Именно «Пекинскими правилами» введен в международную практику термин «Juvenile Justice», который означает «правосудие по делам несовершеннолетних».

С 2001 года в целях изменения методов работы с несовершеннолетними в системе уголовного правосудия в Республике Казахстан проводится работа по инициированию проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане», определены его цели, задачи и принципы.

На IV съезде судей Республики Казахстан 3 июня 2005 года впервые Главой государства поставлена задача создания в стране специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Так, 23 августа 2007 года подписан Указ № 385 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних». Пункт 1 Указа предусматривает образование в городах Астане и Алматы специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, уполномоченных рассматривать в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан уголовные дела, дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и гражданские дела, затрагивающие их интересы.

Для распространения положительного опыта деятельности специализированных (ювенальных) судов был проработан вопрос их создания на всей территории республики.

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 04 февраля 2012 года за № 266 «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан» в 2012 году были созданы 16 судов по делам несовершеннолетних. В соответствии с этим Указом Президента Республики Казахстан с 2012 года в Республике образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, а именно: в Алматинской области № 1 и № 2, Восточно-Казахстанской области № 1 и № 2, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.

К подсудности вновь образованных судов относятся категории дел, предусмотренных статьей 307 УПК, статьей 30 ГПК и статьей 684 Кодекса об административных правонарушений, в пределах территорий соответствующих областей.

Главная цель работы судов по делам несовершеннолетних – способствовать социальной реинтеграции подростков в общество. Наш суд именуется «Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 2 Восточно-Казахстанской области» и дислоцирован в городе Семей Восточно-Казахстанской области.

Территориальная подсудность дел суда определена в пределах административно-территориальных границ: Абайского, Аягузского, Бескарагайского, Бородулихинского, Жарминского, Кокпектинского, Урджарского районов, городов Курчатов и Семей.

На основании распоряжения Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 2 Восточно-Казахстанской области официально приступил к своей работе со 2 июля 2012 года.

Указом Президента Республики Казахстан от 12.03.2012 года за № 279 назначен председателем специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 2 Восточно-Казахстанской области был назначен Булгынбаев Даулетбек Бактиярович.

Указом Президента Республики Казахстан от 04.07.2013 года № 599 председателем специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 2 Восточно-Казахстанской области назначен Ақпар Ринат Мират улы, который имеет непрерывный стаж в судебной системе свыше 20 лет.

Специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних № 2 Восточно-Казахстанской области расположен по адресу: г.Семей, ул.Ленина, 26 а.

В здании суда расположены: фойе, три зала судебных заседаний канцелярия, кабинеты прокурора, адвоката, медиатора, психолога, конвойное и серверное помещения. В фойе суда имеется все необходимое для посетителей: информационные стенды, стенд с образцами заявлений. В доступном для каждого месте расположен моноблок с WEB-порталорм данного справочника. Залы судебных заседаний оснащены государственной символикой: флагом и гербом, специальной мебелью, оборудованы системой аудио-видео фиксации судебных заседаний. Сегодня, когда повсеместно внедряются новые информационные технологии, в суде действует автоматизированная система делопроизводства ЕАИАС СО РК (Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан), внедряются в практику новые и уже существующие технологии, применяется система видеоконференции с применением программы «Скайп», обращение в суд стало возможно посредством использования сети Интернет, успешно функционирует работа по принятию исковых заявлений, поступивших посредством портала «электронного правительства» е-gоv.

В суде установлена веб-камера для онлайн связи и интернет, имеются компьютеры, ксероксы, сканеры, принтеры, электронная почта, телефон с факсимильной и междугородней связью.

Для повышения качества отправления правосудия судьями и специалистами суда проводятся круглые столы, семинарские занятия, лекции с участием представителей центра адаптации несовершеннолетних и органа опеки и попечительства, органов внутренних дел, прокуратуры, судей других судов, профессионального медиатора, психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних. Суд активно работает со средставми массовой информации. Все работники суда на соответствующем уровне владеют электронной программой ЕАИАС. Делопроизводство в суде ведется на государственном языке.

Изменения, происходящие в политико-правовой системе современного Казахстана, обусловили необходимость переосмысления и переоценки целого ряда ранее воспринимаемых в качестве аксиоматичных установок. К числу подобного рода установок с полным на то основанием может быть отнесена проблема функциональности системы правосудия. В отличие от предшествовавшего периода, в рамках которого правосудие рассматривалось исключительно как средство защиты государственного интереса, в настоящий момент данная система воспринимается двояко. С одной стороны, деятельность по отправлению правосудия рассматривается в качестве обособленного вида государственной деятельности, а с другой - само правосудие представляет собой важнейший гарант юридического обеспечения правового статуса личности, в частности, несовершеннолетнего.

Значительную помощь в реализации прав и законных интересов несовершеннолетнего оказывают и общепризнанные основные международные нормы, ратифицированные Казахстаном. Основой формирования концепции гарантий правового статуса несовершеннолетнего являются: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990).

Основополагающим принципом гарантий правового статуса несовершеннолетнего является положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей, предпринимаемых государственными, частными учреждениями, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка .

Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ратифицированная РК 8 июня 1994 г. // Действующее международное право: В 3 т. М., 1996. Т. 2.

Международные правовые акты рекомендуют рассматривать некоторые из них как субъективные права осужденных, что представляется вполне обоснованным, в первую очередь с точки зрения ограничения усмотрения администрации исправительных учреждений в целях предупреждения коррупционных правонарушений.

Подобное законодательное решение повысило бы в глазах осужденных значимость существующих льготных мер за счет усиления их ответственности за свои судьбы. Позитивное влияние на этот процесс могло бы оказать предоставление осужденным права самостоятельно обращаться в суд с ходатайствами о применении к ним мер, наиболее кардинально меняющих их правовое положение (таких, как условно-досрочное освобождение и замена наказания более мягким видом наказания). В Казахстане до 70 процентов осужденных в несовершеннолетнем возрасте к лишению свободы вновь совершают преступления, чаще всего еще более тяжкие, чем ранее. Это объясняется негативным влиянием криминогенной психологии, существующей в исправительных учреждениях, где несовершеннолетние правонарушители приобретают криминальный опыт и попадают под влияние взрослых преступников.

Не подлежит сомнению тот факт, что пребывание в изоляции мало способствует развитию личности подростка. Широкое применение мер, альтернативных лишению свободы, - не дань моде, а насущная необходимость, соответствующая интересам общества и государства. Все большее применение находит "пробация" как уголовный надзор (уголовная опека). Опыт деятельности служб пробации скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций достаточно широко распространено, например Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, полезен для России и тем, что в этих странах фиксируется сравнительно невысокий уровень преступности. При этом данные страны уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и социальной защите детства.

См.: Воронова Е.Л. Создание службы пробации для несовершеннолетних в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 2.

В соответствии с Пекинскими правилами, принятыми Резолюцией Генеральной Ассамблеи в 1985 г., правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Для этого требуется постоянное совершенствование системы правосудия в отношении несовершеннолетних, и одновременно необходимо принимать меры для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних в целом, учитывать необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы .

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.

Пекинские правила предопределяют цель системы правосудия в отношении несовершеннолетних как обеспечение благополучия последнего (п. 5.1, 6.1, 10.3, подп. "d" п. 17.1), процессуальными гарантиями которой служат: презумпция невиновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей и опекуна, право на очную ставку со свидетелями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию (п. 7.1).

Столкновение карательных по своей природе идей "справедливого наказания", устрашения "общей и частной превенции", с одной стороны, и, с другой стороны, соображений воспитания несовершеннолетнего, обеспечения его благополучия составляет важнейшую практическую проблему ювенальной юстиции в мире. Решение вопросов эффективной организации воздействия на девиантное поведение несовершеннолетних должно быть одним из важных направлений проводимой государством ювенальной политики в стране. Ювенальная политика государства по отношению к такой категории детей должна сводиться к активизации мер для защиты от пагубного влияния на них преступной среды. Поэтому судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания (п. 14.2), конфиденциальности (п. 8.1, 21.1). В отличие от общих судов дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются на закрытых судебных заседаниях. При этом строго соблюдается весьма важный для репутации ребенка принцип гласности. К материалам дела не допускаются представители средств массовой информации. Им запрещается присутствовать на судебных слушаниях, имена подсудимых не подлежат разглашению. Устанавливается ответственность журналиста за разглашение данных о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Суд приобретает право рассматривать некоторые обстоятельства дела в отсутствие несовершеннолетнего подсудимого, в связи с чем его удаляют из зала заседания. Представляется, что основными задачами ювенальных судов, организуемых как самостоятельные либо структурные подразделения районных (городских) судов, должны быть: обеспечение правовой защиты прав и интересов несовершеннолетних; содействие предупреждению правонарушений несовершеннолетних; судебный контроль за деятельностью государственных органов, должностных лиц, ответственных за содержание и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними.

По делам несовершеннолетних нужна не столько специализация судей, сколько наделение их особым профессионализмом, сочетающим в себе новый, своеобразный взгляд на назначение судопроизводства, а также знания возрастной психологии, психиатрии, педагогики, навыки восстановительного правосудия и организации примирительных процедур. Поскольку личность юного правонарушителя занимает в деятельности судов центральное место, он становится объектом всестороннего изучения.

Тщательно исследуются условия его жизни, среда обитания, окружение, обстановка в семье, школе, т.е. все социальные факторы. Такой подход позволяет принимать решение, соответствующее обстоятельствам дела, с учетом возрастных особенностей, влияющих на поступки ребенка. В отличие от общих судов судебная процедура в системе ювенальной юстиции отличается большей простотой, ребенок не обременяется процедурными формальностями, свойственными общим судам. Диалог судьи с несовершеннолетним правонарушителем напоминает скорее дружескую беседу, чем допрос.

В соответствии с мировой практикой работа судьи в ювенальном суде опирается на деятельность социальных работников, кураторов, медиаторов между обвиняемым и потерпевшим, поручителей за надлежащее поведение находящегося на свободе обвиняемого подростка, вносителей залога, психологов, врачей и педагогов. Куратор посещает семью, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье (в приговоре указывается, как часто должны составляться подобные отчеты, например каждые две недели или раз в два месяца). Иногда судья поручает куратору осуществлять такой контроль до суда, на этапе следствия. Куратор может вызывать подростка для беседы в суд, вести переговоры с родственниками, чтобы совместно найти пути решения проблем. Медиатор - лицо, независимое от судебных или правоохранительных органов. На примирении присутствуют обе стороны - несовершеннолетний, совершивший противоправное действие, и потерпевший. Для осуществления примирения сторон подросток должен сам сделать шаг навстречу. Договор о примирении направляется в суд. Суд с ним соглашается (в этом случае дело прекращается) либо не соглашается (тогда судья предлагает свое решение).

В Пекинских правилах важным механизмом поддержания соответствия практики уровню научных достижений и условием развития и совершенствования системы правосудия в отношении этой категории лиц признается необходимость широкого использования результатов исследовательской работы как основы для рациональной политики в этой области. В условиях быстрых и часто радикальных изменений в стиле жизни молодежи, а также формах и масштабах преступности несовершеннолетних реакция общества и правосудия на правонарушения и преступность со стороны этой категории лиц быстро становится устаревшей и неадекватной. Точное определение целей и функций правосудия, размежевание их с целями других систем государственного механизма составляют необходимое условие нахождения надежных критериев оценки качества отправления правосудия. Слишком широко сформулированные цели правосудия не позволяют правильно определить его эффективность, поскольку в достижении этих целей участвует не только суд, но и другие государственные органы. Излишне узкое определение целей правосудия способно снять с суда часть "социальной нагрузки", которую обязано нести правосудие, и, следовательно, также таит опасность искаженного представления о степени его эффективности. Поэтому существует необходимость в постоянном усовершенствовании методов расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, тактики производства следственных действий с их участием и, как основополагающий фактор, в исследовании самого несовершеннолетнего правонарушителя со свойственными ему особенностями возрастного и психологического характера.

Ювенальная юстиция разработала различные судебные процедуры для несовершеннолетних с различными проблемами. Создание системы воспитательно-правовых мер должно обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Такая система должна объединить разнообразные социальные и правоохранительные службы, специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних, специальные правоприменительные службы органов юстиции, а также уже функционирующие учреждения, предназначенные для социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, их трудоустройства, организации отдыха и т.п. Правоприменительная практика убедительно доказывает, что успехи в профилактике преступлений наиболее значимыми могут быть лишь в том случае, если в основу этой деятельности положен принцип единства государственных органов.

Правовые возможности ювенальных судов лишь на первый взгляд могут показаться не соответствующими традиционным подходам в отправлении правосудия. Забота о благополучии несовершеннолетнего правонарушителя дополняется мерами, обеспечивающими осознание им ответственности и его участие в заглаживании причиненного вреда. Защиту и восстановление в нарушенных правах должна получить и жертва правонарушения , ведь общество нужно оградить от рецидивов девиантного поведения.

См.: Сборник международных договоров и законодательных актов Республики Казахстан в области прав человека: В 2 т. Алматы, 1997.

Основным стержнем проводимой в Казахстане судебно-правовой реформы должно быть утверждение правового влияния судебной власти как на развитие самого механизма государственной власти, так и на повышение эффективности судебной системы в особенности. Функционирование института судебной власти в государственном механизме должно быть способно защитить как общество, так и каждого гражданина от неправомерных действий органов государства, должностных лиц, общественных объединений и отдельных индивидов, ограничивать деятельность государства правовыми рамками.

Проблема правонарушаемости среди несовершеннолетних остро ставит вопрос о ликвидации данного негативного явления и изыскания путей выхода из нее, порождает дилемму: либо наказать несовершеннолетнего преступника по всей строгости существующего закона, либо искать другие наиболее оптимальные решения данной проблемы, способствующие сохранению подростка как полноценного субъекта общества. При всей сложности существующей проблемы наиболее действенной из мер, осуществляемых государством в этом аспекте, могло бы быть решение о создании в Казахстане органов ювенальной юстиции как системы органов, способных послужить объединяющим началом в деле защиты прав и свобод несовершеннолетних. Ювенальная юстиция окажется именно тем универсальным центром, способным добиться того, чтобы все службы, работающие с детьми, работали скоординированно и составили звенья единой системы помощи детям и защиты их прав.

Правовые гарантии несовершеннолетних - важнейшая область государственного регулирования и неотъемлемая часть правового обеспечения государственной ювенальной политики. Признание и обеспечение обществом прав детей не нарушает авторитета старшего поколения и не уменьшает обязанности несовершеннолетних по отношению к семье и обществу. Реалии действительности Казахстана влияют на социально-экономическое положение и социально-психологическое состояние детей и подростков в семье и школе, которые значительно ухудшились. Дети имеют самые малые возможности самозащиты своих прав и неприкосновенности. Если общество не видит повышенной потребности детей и подростков в юридической защите и не обеспечивает ее, то будущее социума подвергается опасности. В особо сложном положении оказываются несовершеннолетние, оставшиеся без родителей и попечителей. Сегодня назрела необходимость в более полном и объективном уведомлении общества о правах несовершеннолетних на правовую защиту.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: