Особенности организационно технического обеспечения деятельности судей учебник

Обновлено: 24.04.2024

Организационное обеспечение деятельности судов - одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

11) организация и ведение судебной статистики;

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Организационное обеспечение деятельности судов не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей.

Суть данной функции состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация не означает диктат в сфере правосудия. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом. Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить после повторного рассмотрения дела и признания вновь подсудимого виновным в совершении преступления. Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться.

Обязанность осуществления мер по обеспечению деятельности органов судебной власти прежде всего возложена на Правительство РФ. В этой связи из федерального бюджета производится финансирование судов и обеспечивается возможность полного и независимого осуществления правосудия; а также обеспечивается исполнение судебных решений (ст. ст. 19, 42 Федерального конституционного закона «О правительстве Российской Федерации»). Такое финансирование должно проводиться в порядке и объеме, гарантирующих надлежащие экономические условия осуществления судебной власти на основе принципов и положений Конституции РФ .

Помимо Правительства РФ организационным обеспечением деятельности судов занимаются: —

Аппарат Конституционного Суда РФ (ст. 111 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); —

Аппарат Верховного Суда РФ; —

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); —

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ (ст. 1 Федерального закона «О Судебных приставах»).

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности является одной из основных задач органов судейского сообщества.

13.2 Невмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия как основное условие организационного обеспечения его деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Запрет какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность признается гарантией независимости судей.

Вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия в соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 294 УК уголовно наказуемо. Более того, судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ч. 1 ст. 9, ст. 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»; ч. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Это правило распространяется не только на учреждения (подразделения), правомочные осуществлять организационное обеспечение деятельности судов, но и на любые иные несудебные органы (должностных лиц), реализующих в нашем государстве контрольные и надзорные функции.

Таким образом, вмешательство в деятельность суда при отправлении правосудия запрещено.

Однако не вся деятельность суда есть правосудие. Поэтому закономерно существование в государстве учреждений, которые осуществляют проверку некоторых, не затрагивающих существа принимаемых судами решений и видов деятельности. Так, на налоговые органы возложен контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов, а значит и государственной пошлины, которой оплачиваются подаваемые в суды исковые заявления и жалобы (подп. «о» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Государственные налоговые инспекции республик в составе Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу в судах проверяют правильность исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях предупреждения ошибок по указанным вопросам. Данные проверки не должны рассматриваться как вмешательство в судебную деятельность. Однако и в это случае изучение должностными лицами налоговых органов необходимых документов


Учебное пособие отвечает содержанию профессионального модуля «Судебная статистика» (ПМ. 04) Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.03. «Право и судебное администрирование».

Учебное пособие имеет практико-ориентированный характер, цель которого с первых этапов подготовки юристов привить статистическое мышление, умение системно мыслить, анализировать законодательство, выделять и учитывать существенные изменения, необходимые для статистического учета, анализировать статистические показатели, отражающие судебную практику.

Рекомендуется обучающимся по программе среднего профессионального образования.

Математика: Учебное пособие / Под ред. М.М. Чернецова. 3-е изд., испр. и доп.


Содержание учебного пособия соответствует Примерной программе изучения общеобразовательной дисциплины «Математика» в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В пособии содержится значительное число упражнений и кратко изложенный соответствующий теоретический материал по всем разделам, изучаемым в данной дисциплине: числовые множества, степени, корни, логарифмы, тригонометрия, начала математического анализа, прямые и плоскости, многогранники и фигуры вращения, векторы и координаты, элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся на базе основного общего среднего образования по всем специальностям. Оно может быть использовано учащимися старших классов общеобразовательных школ и преподавателями математики.

Основы безопасности жизнедеятельности: Курс лекций для СПО / Авт.- сост. Архипенко С.Н., Кабыткина И.Б., Киреев Е.В.; под ред. Е.В. Киреева


Курс лекций подготовлен в соответствии с программой учебной дисциплины, изучаемой в учреждениях среднего профессионального образования. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Рассматриваются основы здорового образа жизни, первой помощи при травмах и повреждениях, обеспечения личной безопасности в повседневной жизни и в условиях ЧС. Особое внимание уделено государственной системе обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Предназначен для обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО), может представлять интерес для преподавателей при подготовке к занятиям, а также быть полезным студентам при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Таратута Г.А. Математика: Сборник заданий


Сборник заданий составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 40.02.01 «Право и судебное администрирование».

Выполнение заданий помогает овладевать методами количественного и качественного анализа, теоретического и экспериментального исследования, навыками моделирования физических, социально- экономических и юридически значимых процессов.

Рекомендуется обучающимся по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование», может быть полезен преподавателям при проведении практических занятий.

Карбачинская Н.Б., Лебедева Е.С., Харитонова Е.Е. Математика: Практикум для СПО


Практикум предназначен для самостоятельной подготовки обучающихся к внутрисеместровым аттестациям, зачетным и экзаменационным работам.

Учитывает требования к изучению математики, установленные ФГОС среднего профессионального образования.

Предназначен для обучающихся по программам среднего профессионального образования (40.02.03 Право и судебное администрирование), может быть полезен учащимся 10–11 классов общеобразовательной школы, учителям средних школ, преподавателям колледжей и методистам.

Парфирьев Д.Н. Правовые основы организации деятельности судебных приставов: курс лекций для СПО / 2-е изд., испр. и доп.


В Курсе лекций рассматриваются вопросы истории возникновения и развития института судебных приставов; источники правового регулирования, задачи, принципы деятельности судебных приставов; структура и полномочия Федеральной службы судебных приставов и некоторые другие.

Рекомендуется обучающимся по программам среднего профессионального образования, может быть полезен обучающимся по программам бакалавриата.

Яшина А.А. Организация службы судебной статистики в судах: Учебное пособие для СПО


Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 40.02.03 «Право и судебное администрирование».

Рассматриваются организация службы судебной статистики в судах и Судебном департаменте РФ, цель и задачи ведения судебной статистики, полномочия должностных лиц аппарата суда и судебного департамента по организации ведения судебной статистики. Приводятся примеры из судебной деятельности, анализируются нормативные правовые акты, методические документы.

Адресуется обучающимся по специальности среднего профессионального образования, может быть полезным преподавателям юридических вузов.

Латышева Н.А. Судебное делопроизводство: курс лекций и практикум


В Учебном пособии анализируется содержание судебного делопроизводства как юридической деятельности специального характера, направленной на документационное и иное обеспечение судопроизводства. Используются таблицы и схемы. Практикум позволяет осуществить промежуточный и итоговый контроль полученных знаний.

Адресуется обучающимся по программе среднего профессионального образования («Право и судебное администрирование»), может быть полезным студентам, магистрантам, аспирантам и преподавателям юридических факультетов и вузов.

Основы криминалистики для кадетских классов: учебное пособие / Н.П. Майлис, С.М. Колотушкин, О.В. Кузовлева и др., под ред. Т.Ф. Моисеевой


В учебном пособии рассматриваются научные основы современной криминалистики, показано значение криминалистики для расследования преступлений, рассмотрены теоретические и практические аспекты осмотра места происшествия, допроса и предварительного исследования объектов. Особое внимание уделено криминалистическому исследованию документов. Представлены современные технические средства осмотра места происшествия и предварительного исследования объектов. Приводится информация о выдающихся криминалистах и их вкладе в становление и развитие криминалистики.

Предназначено для участников образовательного проекта «Кадетский класс в московской школе» (профили: Министерство внутренних дел России, Министерство юстиции России), может быть полезным для обучающихся по программам СПО юридического профиля.

Правоохранительные и судебные органы России: Учебник для СПО / Под ред. Е.В. Бурдиной


Учебник подготовлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 40.02.03 «Право и судебное администрирование».

Рассматривается современная система правоохранительных и судебных органов Российской Федерации, их задачи, структура, состав и полномочия. Приводятся примеры из судебной практики, анализируются нормативные правовые акты.

Адресуется обучающимся по специальности среднего профессионального образо-вания, может быть полезным преподавателям юридических вузов.

Организационное обеспечение судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ) а также органов судейского сообщества возлагается на Судебный департамент.

Одним из ведущих направлений такого обеспечения является организационное, правовое и практическое обеспечение общего характера, которое условно можно назвать общим направлением.

Основные полномочия по реализации указанного направления в масштабах всей страны осуществляет ряд подразделений Судебного департамента: Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, Управление обеспечения деятельности органов судейского сообщества, а применительно к военным судам — также Главное управление обеспечения деятельности военных судов.

Наиболее важными задачами названных подразделений в сфере общего направления организационного обеспечения деятельности судов, а также органов судейского сообщества являются следующие. 187

осуществление организационно-правового обеспечения деятельности судов, мировых судей и органов судейского сообщества и разработка предложений по его совершенствованию;

проведение комплексного анализа, прогнозирование развития и планирование работы в области организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

разработка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

координация работы подразделений Судебного департамента по решению задач организационно-правового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

взаимодействие с судами, органами судейского сообщества, федеральными органами государственной власти и иными организациями по вопросам организационно-правового обеспечения деятельности судов;

организационно-методическое руководство и обеспечение деятельности соответствующих подразделений управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, администраторов и аппаратов судов;

организационно-правовое и методическое совершенствование процедуры делопроизводства в судах.

На уровне субъектов РФ общее направление организационного обеспечения деятельности судов осуществляют соответствующие подразделения управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, а непосредственно на местах — в судах — администраторы и аппараты судов.

Их задачи по реализации данного вида организационного обеспечения деятельности судов в целом соответствуют приведенным положениям. 188

Достижение названных задач осуществляется путем проведения в различных формах и методах значительного количества мероприятий.

С учетом изложенного далее целесообразно остановиться на характеристике основных мероприятий рассматриваемого направления обеспечения деятельности судов:

1) организационно-практические мероприятия:

а) по осуществлению организационного обеспечения работы органов судейского сообщества: пленарных заседаний Совета судей, Президиума Совета судей и комиссий Совета судей РФ, советов и конференций судей в субъектах РФ, общих собраний и советов судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей России, квалификационных коллегий в субъектахРФ. Обычно это мероприятия периодического, планового, рабочего порядка.

Так, в целях обеспечения подготовки к проведению VI Всероссийского съезда судей РФ в Судебном департаменте была сформирована рабочая группа по разработке перечня необходимых подготовительных мероприятий, направленных на его всестороннее обеспечение.

К числу подготовительных мероприятий относятся: разработка списков участников и приглашенных на заседание, съезд, лиц обслуживающих такое мероприятие; подготовка набора участника (записная книжка, авторучка и т. п. ); согласование и исполнение плана размещения участников мероприятия; организация аккредитации журналистов, проведение пресс-конференции, обеспечение публикаций в средствах массовой информации; тиражирование справочных материалов для участников мероприятия; обеспечение встречи и убытия участников мероприятия и т. п. Так, в частности, осуществлялись организационные мероприятия по подготовке и проведению торжественного заседания, посвященного 10-летию со дня образования Высшей квалификационной коллегии судей;

б) мероприятия по организационному обеспечению работы руководящих подразделений Судебного департамента (коллегии, оперативных совещаний руководящего состава Судебного департамента) включают подготовку материалов по вопросам, выносимым на их рассмотрение в соответствии с утвержденными планами, а также контроль за своевременной и качественной их подготовкой.

в) мероприятия по организации и обеспечению работы Научно-экспертного совета при Судебном департаменте и его секций (правовой, экономики и финансов, кадровой, межведомственного взаимодействия, информатизации, проблем обеспечения безопасности судей и членов их семей).

Кроме того, во взаимосвязи с названными мероприятиями проводится анализ работы секций Научно-экспертного совета, обобщаются предложения председателей секций Совета, структурных подразделений Судебного департамента, разрабатываются проекты плана работы, Совета, которые представляются на утверждение Генеральному директору Судебного департамента;

г) мероприятия по планированию организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества включают разработку перечня перспективных задач на предстоящие квартал, полугодие, год; подготовку предложений в проекты планов основных организационных мероприятий, обобщение предложений структурных подразделений Судебного департамента, работы коллегии, комплексных и целевых проверок;

д) мероприятия по организации и проведению комплексных и целевых проверок деятельности управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, администраторов и аппаратов судов осуществляются посредством плановых выездов работников Департамента в служебные командировки, по результатам которых представляются отчетные материалы;

е) мероприятия по организации централизованной закупки юридической литературы, подписки на периодические издания для судов, подразделений Департамента.

2. отдельно выделяются нормативно определенные организационные мероприятия по обеспечению реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007—2011 гг.

К их числу относятся:

а) оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ в нормативно-правовом обеспечении деятельности мировых судей в субъектах РФ;

б) организационные мероприятия по введению суда с участием присяжных заседателей (предварительные расчеты необходимого количества залов судебных заседаний для проведения судебных процессов с участием присяжных заседателей, вопросы их оборудования, подготовки и т. п. );

в) организационные мероприятия в сфере информационно-правового и технического оснащения судов: 189 доработка автоматизированного программного комплекса судебного делопроизводства судов общей юрисдикции и сбора судебной статистики; обеспечение централизованного сопровождения внедряемых в эксплуатацию готовых программных средств по судебному делопроизводству и сбору судебной статистики; создание проекта видеоконференц-связи в областном суде и ему равном судах; разработка инструкции и проекта типовой конфигурации комплекса средств автоматизации районного суда;

г) организационные мероприятия в сфере социально-правовой защиты судей, их профессионального роста 190 : разработка предложений по повышению квалификации помощников судей федеральных судов общей юрисдикции и предварительному обучению кандидатов на должность судьи; совершенствование работы направленной на расширение программ по всем видам страхования судей, в том числе пребывающих в отставке, мировых судей и другие мероприятия.

3) информационно-аналитическая работа. Суть такой деятельности — анализ результатов работы подчиненных структурных подразделений по основным направлениям деятельности, вопросам организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей и органов судейского сообщества, реализации федеральных законов, принятых в целях обеспечения судебной реформы, выполнению решений коллегии Судебного департамента, его оперативных совещаний и подготовке необходимых отчетных материалов, с представлением их в Управление делами департамента для обобщения.

Основные мероприятия информационно-аналитической работы:

а) изучение, обобщение и анализ проблемных вопросов организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, возникающих в ходе применения положений процессуального и иного законодательства России. Потребность в этом возникла, например, в связи с рядом новых положений УПК и ГПК РФ, что отразилось и на необходимости корректировки правил делопроизводства с судах применительно к новым нормам уголовного судопроизводства;

б) анализ работы по документообороту, контролю и проверке исполнения в системе Судебного департамента поручений Генерального директора, подготовка обзора о состоянии исполнительской дисциплины в аппарате департамента;

в) изучение, обобщение и анализ работы по обращениям граждан и приему посетителей в системе Судебного департамента;

г) сбор и обработка данных оперативной, статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, в том числе по вопросам о судимости;

д) изучение и обобщение имеющейся в Судебном департаменте и поступившей из верховных судов республик и равных им судов информации о состоянии работы по организационному обеспечению деятельности судов с участием присяжных заседателей в субъектах РФ;

е) анализ поступившей в Судебный департамент информации по вопросам исполнения своих обязанностей приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

ж) анализ чрезвычайных происшествий с судьями судов общей юрисдикции, работниками аппаратов судов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ.

В рамках рассматриваемого вида деятельности также проводится анализ и иных актуальных направлений организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. На основе данных такой работы каждое полугодие подготавливается аналитический сборник по основным показателям деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за прошедшее полугодие в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, на основании отчетных материалов структурных подразделений Судебного департамента готовится проект общего отчета о деятельности Департамента в истекшем году, на основании которого ежегодно Генеральный директор в соответствии с п. 8 ст. 10 Закона о Судебном департаменте отчитывается о проделанной работе перед Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ, а также представляет такой отчет Всероссийскому съезду судей;

4. правоподготовительная работа:

а) ежегодно работники различных подразделений Судебного департамента участвуют в подготовке и обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год в части финансирования судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Они обеспечивают сопровождение проекта закона о федеральном бюджете по вопросам ведения Судебного департамента в Министерстве финансов РФ, в Правительстве РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ;

б) работники департамента также могут быть разработчиками и обеспечивают сопровождение в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ проектов иных законов по вопросам ведения Судебного департамента.

В последние годы такое сопровождение проводилось в отношении федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» в части организационного обеспечения деятельности мировых судей; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О судебных приставах», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в части передачи службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции Министерства юстиции России в ведение Судебного департамента; о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы «О ведомственной охране» и «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и др. 191

В настоящее время в Судебном департаменте ведется подготовка проекта федерального закона, регламентирующего вопросы обязательного государственного страхования жизни и здоровья судей и их имущества;

в) в Судебном департаменте также осуществляется разработка предложений о внесении дополнений в постановления Правительства РФ. Продолжается сопровождение в Правительстве РФ, МВД, Минфине России и других ведомствах предложений Судебного департамента по вопросу обеспечения судей служебным оружием.

Сотрудники Департамента также приняли участие в разработке нормативного акта «О нормах нагрузки на судей и работников аппаратов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных (городских) судов, окружных (флотских), гарнизонных военных судов, мировых судей».

г) в рамках правоподготовительной работы Судебный департамент проводит мероприятия по разработке иных нормативных правовых актов:

— определяющих нормы нагрузки судей судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих аппарата Судебного департамента и управлений (отделов) департамента в субъектах РФ;

— определяющих нормативы численности персонала по охране и обслуживанию зданий судов;

— инструкций по делопроизводству в судах, по организации работы администраторов, по ведению судебной статистики и др.;

— положений об администраторе суда, о помощнике судьи и др.;

— по иным вопросам организационного обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества;

д) подготовка индивидуальных правовых актов, например, по организации кадровых вопросов — подготовка материалов к присвоению классных чинов государственным служащим судов общей юрисдикции, Судебного департамента и др.

Организационное обеспечение деятельности судов, как отмечалось выше, — одна из основных функций (направлений) правоохранительной деятельности. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. Именно так раскрывается в общих чертах понятие данной правоохранительной функции в ч. 3 ст. 9 Закона о статусе судей и ч. 2 ст. 1 Закона о Судебном департаменте.

Конкретизация этой общей формулировки дается в других статьях Закона о статусе судей, ст. 6 Закона о Судебном департаменте, а также в Законе о судебной системе (ст. 30—33), Законе о Конституционном Суде (ст. 7, 24, 26—28 и 111), Законе об арбитражных судах (ст. 44—47), Законе о судебных приставах (ст. 11 и 12), Законе о военных судах (ст. 34), Положении о квалификационных коллегиях судей, Положении о квалификационной аттестации судей, Указе Президента РФ "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" от 15 сентября 1995 г. №947, Положении о Министерстве юстиции РФ, Положении об органах судейского сообщества, Регламенте Конституционного Суда РФ, Регламенте арбитражных судов и др.

Если суммировать сказанное в этих актах по поводу организационного обеспечения судов, то можно получить значительно более конкретное представление о его содержании. В состав данной функции входит осуществление следующих задач:

— разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов (создание новых судов, упразднение или реорганизация уже существующих судов, их передислокация, корректировка территориальной юрисдикции и др.);

— разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

— подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

— обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

— дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

— организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; проверка законности избрания, назначения или отбора таких заседателей;

— организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

— представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей (вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, привлечения их к уголовной ответственности или применения мер процессуального принуждения, аттестации и присвоения квалификационных классов, выдвижения на руководящие судебные должности и т.д.);

— материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности— содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

— организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества;

— организация и ведение судебной статистики;

— оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной

— изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

— разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

— организация научных исследований по правовым проблемам, том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

— изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов

В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов (до недавнего времени это были преимущественно Министерство юстиции РФ и его местные органы), а разным — в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в ст. 30 Закона о судебной системе ("Обеспечение деятельности судов"):

"1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации".

С учетом такой общей ориентации, данной в законе, и следует рассматривать вопросы построения организационного обеспечения деятельности судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: