Особенности организации ведения статистики в военных судах

Обновлено: 28.03.2024

Статистический учет в военных судах ведется, исходя из общих для всех судов общей юрисдикции правил и принципов, однако имеются некоторые особенности и различия, которые обуславливаются следующими причинами:

1) специфическим статусом лиц, дела в отношении которых рассматриваются военными судами. Это военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы. В отношении них статистическому учету подлежит ряд характеристик, которых нет в статистическом учете других судов общей юрисдикции;

2) более широким кругом уголовных и гражданских дел, которые подлежат учету в военных судах. Это прежде всего дела о преступлениях против военной службы и гражданские дела, возникающие из публичных правоотношений, связанные с нарушением прав военнослужащих в результате неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц;

3) необходимостью раздельного учета судебных дел и числа осужденных военнослужащих в зависимости от их принадлежности к Вооруженным Силам и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Ряд данных о наименованиях, дислокации и подчиненности воинских частей являются закрытыми, в связи с чем статистика военных судов ведется в соответствии с правилами секретного делопроизводства.

С учетом изложенных особенностей, в военных судах разработана Инструкция по составлению статистических отчетов военных судов 84 . До настоящего времени, с учетом указанных особенностей, статистическая отчетность составляется и представляется в Главное управление обеспечения деятельности военных судов на бумажном носителе. Проверка статистических данных, поступивших из военных судов и составление сводных статистических отчетов возложено на отдел судебной статистики и правовой информатизации указанного управления. 85

В военных судах, так же, как и во всех судах общей юрисдикции, производится первичный учет статистической информации, данные которого в последующем используются для составления статистических форм по установленным правилам.

К документам первичного статистического учета в военных судах относятся: книги учета уголовных и гражданских дел, рассмотренных по первой инстанции; книги учета рассмотренных жалоб и заявлений на действия органов военного управления и воинских должностных лиц; книги учета кассационно-надзорной практики окружного военного суда; копии приговоров и других судебных решений, книги учета исполнительных листов и статистические карточки на осужденных. Перед составлением статистических отчетов все записи в документах первичного учета тщательно выверяются.

В военных судах составляются статистические отчеты по семи формам: Статистический отчет о судимости и последствиях преступлений (форма № 1); Статистический отчет о судимости (форма № 2); Статистический отчет о судебной работе (форма № 3); Статистический отчет о кассационно-надзорной практике по уголовным делам (форма № 4); Статистический отчет о работе по рассмотрению гражданских дел (форма № 5 ); Статистический отчет о кассационно-надзорной практике по гражданским делам (форма № 6); Статистический отчет о практике применения статей Особенной части Уголовного кодекса РФ (форма № 7).

Все статистические документы составляются на бланках форм, которые Главное управление обеспечения деятельности военных судов централизованно рассылает в военные суды на год.

Статистические отчеты составляются сотрудниками аппаратов, на которых возложено ведение статистики в гарнизонных военных судах, по соответствующим формам, на основе имеющихся данных первичного учета и ежеквартально представляются в окружные (флотские) военные суды.

Окружные (флотские) военные суды составляют сводные отчеты по гарнизонным военным судам, а также отчеты о своей работе и представляют их (за исключением формы № 7) в Главное управление обеспечения деятельности военных судов ежеквартально. Форма № 7 представляется в Военную коллегию Верховного Суда за полугодия.

Сводные статистические отчеты окружных (флотских) военных судов по формам № 1, 2, 3, 4, 7 являются закрытыми документами, статотчеты по формам № 5 и 6 являются несекретными.

Статистические отчеты военных судов подписываются председателем соответствующего военного суда и исполнителем, которые несут ответственность за достоверность и своевременность представления статистических отчетов.

Судебная статистика, являющаяся составной частью правовой статистики, исследует количественную сторону правовых и юридически значимых общественных явлений в области судебного производства в целях познания их качественной стороны, применяя для этого выработанные ею особые научные методы и приемы. Судебная статистика по осуществлению правосудия относится к правовой, а к юридической статистике в более широком смысле будет относиться внутренняя статистика судебной системы - работа квалификационных коллегий судей, численность судей, основания прекращения полномочий и т.п. Данные судебной статистики характеризуют различные стороны социально-экономической жизни общества, нашедшие отражение при осуществлении правосудия, сложившуюся судебную практику.

Анализ данных судебной статистики необходим для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, судов, органов юстиции, направленной на обеспечение законности.

Можно сформулировать следующие задачи судебной статистики:

- внутренние (внутрисистемные) - организация статистического наблюдения в судебной системе и совершенствование статистических показателей судебной деятельности; сбор, обработка и анализ статистической информации о деятельности судебной системы Российской Федерации, о состоянии судимости; обеспечение анализа судебной практики и научно обоснованной организации судебной деятельности;

- внешние (перед обществом в целом) - получение полной и достоверной статистической информации о судебной деятельности, ее использование для принятия управленческих решений в государственном масштабе, предоставление информации о состоянии судебной системы для научной, законотворческой деятельности и реализации прав граждан на информацию.

Отсюда следует задача обеспечения доступности и популяризации судебной статистики, в том числе через традиционные и электронные средства массовой информации.

В судебной статистике изучается прежде всего судебная деятельность по осуществлению правосудия, и надо иметь в виду ее количественные характеристики, которые подтверждают, что судебная деятельность связана с разнообразными массовыми правовыми явлениями, которые необходимо изучать с использованием статистических методов, чтобы анализировать судебную практику, выявлять потребности в совершенствовании законодательства и определять тенденции в правосудии.

Ведение судебной статистики - практическая деятельность, включающая различные этапы статистической работы: статистическое наблюдение, сводку и группировку статистических данных, анализ обработанной статистической информации.

Ведение судебной статистики осуществляется как непосредственно в судах, так и в органах Судебного департамента и различается спецификой возложенных полномочий и осуществляемых этапов статистической деятельности.

Источниками нормативно-правового регулирования организации ведения судебной статистики являются:

1. Федеральное законодательство:

- Конституция РФ (ст. 71);

- Закон РСФСР "О судоустройстве в Российской Федерации";

- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";

- Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

2. Подзаконные нормативно-правовые акты:

- приказы Судебного департамента, утверждающие инструкции по ведению судебной статистики и судебному делопроизводству; формы документов первичного статистического учета и статистической отчетности; положения о структурных подразделениях, в полномочия которых входят вопросы ведения судебной статистики;

- межведомственные приказы (в том числе "О едином учете преступлений");

- административные договоры (соглашения о разграничении полномочий по обеспечению деятельности мировых судей) между органами Судебного департамента и службами по обеспечению деятельности мировых судей.

В настоящее время действуют следующие подзаконные нормативные акты по вопросам ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции:

- Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 с изменениями и дополнениями;

- Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округах, утвержденная приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 с изменениями и дополнениями (в приложениях содержатся документы первичного статистического учета - учетно-статистические карточки и журналы, на основе которых разработаны картотеки баз данных автоматизированного судебного делопроизводства);

- приказы Судебного департамента от утверждении статистической карточки на подсудимого*(17) (является единым документом первичного статистического учета подсудимых);

- Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169 (устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности);

- ежегодно издаваемые приказы Судебного департамента об утверждении табеля и форм статистической отчетности*(18);

Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 4 марта 2010 г. N 12), приказы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об утверждении форм статистической отчетности.

Проблемы организационно-правового обеспечения мировых судей в условиях разнообразия форм организации их деятельности в субъектах Российской Федерации, включение военных судов в общую систему организационно-правового обеспечения судов органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ*(19) нашли свое отражение и в вопросах ведения судебной статистики.

Организация ведения судебной статистики - процесс управления рассматриваемой практической деятельностью, осуществляемый с использованием нормативного правового регулирования, предоставления инструментов и разработки методологии статистической работы. На всех трех этапах статистической работы необходимо решать организационные вопросы ведения судебной статистики.

Ведение судебной статистики опирается на содержательную часть юридических наук, поскольку специфическим объектом изучения является судебная практика, а также на методологическую базу общей теории статистики и прикладные знания информатики для обеспечения автоматизированной обработки данных и представления результатов статистического анализа. Целью организации ведения судебной статистики является обеспечение на требуемом уровне всех этапов статистической работы. Задачи определяются этапами и объектами статистического исследования.

Система показателей статистической отчетности военных судов определяется структурой военных судов Российской Федерации и особенностями рассматриваемых категорий дел. В отношении статистической отчетности о судимости, формируемой на основе СК на подсудимого, на военные суды распространяется приказ Судебного департамента об утверждении Табеля и форм статистической отчетности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей. Формы о работе военных судов имеют свои специфические показатели, утверждены приказами заместителя генерального директора Судебного департамента - начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 12 февраля 2004 г. N 8; электронный вариант формы - приказом от 20 октября 2006 г. N 15. Дополнительно формы N 01, 9 введены приказом от 12 апреля 2007 г. N 11, дополнена форма N 3.

Так, например, отчет о работе по рассмотрению гражданских дел (форма N 5) содержит показатели в строках по категориям гражданских дел, не выделяемым в отчетности иных судов общей юрисдикции: об увольнении в связи с нарушениями условий контракта военным ведомством, прочие заявления об увольнении с военной службы, о назначении на должность, понижении в должности, о переводе по службе, о привлечении к дисциплинарной, материальной ответственности, иные заявления по службе. Специфическим видом судебного производства, присущим только военным судам, является дисциплинарное производство, осуществляемое судами на основании Федерального закона от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста". Результаты рассмотрения судами ходатайств о применении дисциплинарного взыскания в виде содержания на гауптвахте отражаются в статистической отчетности по форме N 9 (форма отчетности утверждена приказом заместителя Генерального директора Судебного департамента - начальника ГУВС от 12 апреля 2007 г. N 11). Статистическая отчетность составляется гарнизонными военными судами, окружными (флотскими) военными судами.

Организацией сбора и обработки отчетов о работе гарнизонных судов занимаются окружные (флотские) военные суды соответствующего военного округа. Сводные отчеты о работе гарнизонных военных судов округа и отчеты о работе окружного военного суда представляются в Главное управление организационного обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента (далее - ГУВС). Кроме того, в ГУВС представляются отчеты о судимости военнослужащих, о потерпевших от преступлений, совершенных военнослужащими, и о причиненном ими ущербе в разрезе военных ведомств (формы N 1, N 2). Формы по судимости по всем лицам, уголовные дела в отношении которых рассматривались военными судами, представляются окружными (флотскими) военными судами, как и по всем остальным судам общей юрисдикции, в Главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов.

Ниже представлена система отчетных форм военных судов, собираемых ГУВС, в программном изделии "Судебная статистика".


Совокупность форм отчетности о деятельности военных судов, собираемых ГУВС, содержит сводные отчеты гарнизонных судов (имеют в определении структур отчетных форм в ПИ "Судебная статистика" префикс "g") и окружных (флотских) военных судов (префикс "v").

После завершения сбора и обработки статистических отчетов о работе военных судов сводные отчеты в целом по всем военным судам представляются в Военную коллегию Верховного Суда РФ.

Форма N 01 "Оперативная отчетность о работе военных судов", утвержденная также приказом от 12 апреля 2007 г. N 11, собираемая по результатам 3, 6, 9 и 12 месяцев с нарастающим итогом, содержит в целом аналогичные показатели оперативной отчетности остальных судов общей юрисдикции, предусмотренной Табелем форм отчетности, однако имеет дополнительно специфические статистические показатели:

а) из общего числа осужденных военными судами выделяется число осужденных военнослужащих;

б) по гражданским делам выделяются следующие основные категории дел, рассматриваемые военными судами:

- об увольнении с военной службы;

- о необеспечении положенными видами довольствия;

- о привлечении к материальной ответственности;

- о невыплате надбавок за участие в боевых действиях;

в) по материалам о применении дисциплинарного ареста выделяются показатели:

- всего рассмотрено материалов в отношении лиц;

- из них с нарушением установленных сроков;

- из числа рассмотренных материалы о нарушении уставных правил взаимоотношений, об уклонении от военной службы, о совершении административных правонарушений, о числе лиц, которым назначен дисциплинарный арест.

Отчет о судебной работе (форма N 3) формируется на федеральном уровне в разрезе каждого военного суда (данные каждого суда в строках, показатели о деятельности по рассмотрению дел в порядке уголовного, гражданского, административного производства, профилактической работе в войсках - по графам). Отчет также содержит ряд специфических показателей, отсутствующих в отчетности о деятельности остальных судов общей юрисдикции, например, рассмотрено в воинских частях в присутствии личного состава, судебные решения, доведенные до личного состава в приказах командования или через средства массовой информации.

В целях интеграции статистики судов общей юрисдикции военные суды с итогов 2010 г. представляют статистическую отчетность по формам, утвержденным приказом от 20 мая 2009 г. N 97, сформировав их автоматически из баз данных судебного делопроизводства используемого программного изделия "Судебное делопроизводство". Обязанность представления общих форм статистической отчетности военными судами с I полугодия 2011 г. предусмотрена приказом от 10 июня 2011 г. N 115*(57).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проведите сравнительный анализ системы показателей в форме N 6, предусмотренной приказом "О едином учете преступлений" и в статистической карточке на подсудимого. Выделите частично совпадающие по содержанию значений показатели и учетные показатели, отличающиеся в учетных документах.

2. Проведите сравнение структуры и содержания показателей социально-демографического характера о лице, совершившем преступление, в форме N 2, предусмотренной приказом "О едином учете преступлений" и статистической карточке на подсудимого.

3. В документах первичного учета, предусмотренных межведомственным приказом "О едином учете преступлений", предусмотрен выбор показателей из дополнительных справочников. Выделите в СК на подсудимого аналогичные показатели и сравните содержание выделяемых значений учетных показателей.

Одной из задач судебной статистики является сбор и фиксация полной, объективной и достоверной информации. Этой цели служит правильная организация первичного учета, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию каждой единицы учета: каждого поступившего в суд дела, материала, заявления, представления прокурора, ходатайства, жалобы на меру пресечения или на действия следственных работников и т.п., а также каждого принятого по этим делам, материалам и документам судебного решения (то есть результата рассмотрения).

Правовой основой исполнения Главным управлением обеспечения деятельности военных судов (далее по тексту - ГУОДВС) функции ведения судебной статистики служит Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»[48]. Полномочия военных судов по ведению судебной статистики определены в Федеральном законе «О военных судах Российской Федерации»[49], Руководстве по делопроизводству в военных судах, а также в Инструкции по составлению статистических отчетов военных судов.

В соответствии с данной Инструкцией статистическая отчетность военных судов осуществляется по следующим единым формам:

- форма № 1 - статистический отчет о судимости и последствиях преступлений;

- дополнительные сведения к разделу I статистического отчета по

- форма № 2 - статистический отчет о судимости (по видам преступлений, мерам наказаний, категориям осужденных);

- форма № 3 - статистический отчет о судебной работе;

- форма № 4 - статистический отчет о кассационно-надзорной практике по уголовным делам;

- форма № 5 - статистический отчет о работе по рассмотрению гражданских дел;

- форма № 6 - статистический отчет о кассационно-надзорной практике по гражданским делам;

- форма № 7 - статистический отчет о практике применения статей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации;

- форма № 8 - статистический отчет о работе по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Формы 1, 2, 3, 5, 7 и 8 (Раздел I) содержат сведения о рассмотренных военными судами делах по первой инстанции; формы 4, 6 и 8 (Раздел II) - о работе окружного (флотского) военного суда по рассмотрению дел в кассационном и надзорном порядке.

Окружной (флотский) военный суд представляет в ГУОДВС все статистические отчеты (за исключением формы № 7), а также приложение к разделу II формы № 3 (письменное донесение о результатах рассмотрения жалоб на действия командующих округами, флотами и выше) – ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за отчетным.

Форма № 7 представляется окружным (флотским) военным судом в Военную коллегию Верховного Суда РФ за I и II полугодия соответственно к 10 июля и 10 января.

Сроки представления статистических отчетов гарнизонными военными судами в окружной (флотский) военный суд устанавливаются председателями этого суда.

Согласно Руководству по делопроизводству в военных судах статистические отчеты составляются на основании документов первичного учета:

- книг учета (реестров) уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, рассмотренных по первой инстанции (формы №№ 14,17 и 19 Руководства по делопроизводству в военных судах 2003г.);

- журналов учета входящих (исходящих) служебных документов (форма № 1);

- журналов учета частных определений (постановлений) по судебным делам (форма № 40);

- журналов учета материалов о мерах пресечения (форма № 55);

- журналов учета материалов о производстве следственных действий (форма № 56);

- журналов учета жалоб на действия органов предварительного расследования (форма № 57);

- журналов учета материалов о психиатрической помощи (форма № 59);

- книг учета материалов производства по делам об условно-досрочном освобождении из дисциплинарной воинской части (форма № 45);

- журналов учета обращенных к исполнению исполнительных листов на взыскания в доход государства (форма № 51);

- книг учета (реестров) гражданских дел, рассмотренных в суде кассационной (надзорной) инстанции (форма № 38);

- книг учета (реестров) жалоб, протестов на постановления по делам об административных правонарушениях (форма № 39);

- копий приговоров, определений, постановлений и других судебных решений (на копиях, подлежащих хранению в наряде, производятся записи о некоторых справочных данных, необходимых для внесения в статистический отчет: о рассмотрении дела в присутствии личного состава; подчиненности воинской части, в которой проходил службу осужденный, его прошлой судимости и пр.);

- статистических карточек на осужденных.

Перед составлением статистического отчета все записи в документах первичного учета должны быть тщательно выверены.

Практически первичный учет заключается, прежде всего, в аккуратном ведении установленных Руководством по делопроизводству в военных судах документов первичного статистического учета - книг, журналов, нарядов и других.

Важными документами первичного учета являются также наряды с копиями приговоров и других судебных решений.

Все первичные документы представляют собой источники сведений, необходимых для составления статистических отчетов.

В каждом военном суде принято Положение об аппарате суда, в котором распределены конкретные обязанности между сотрудниками, в том числе определены лица ответственные за ведение судебной статистики. В соответствии со статьей 34 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» обязанности по организации и ведению судебной статистики возложена на администратора военного суда.

Администратору военного суда следует постоянно обращать внимание на состояние первичного учета, а именно на своевременное внесение соответствующих сведений в книги первичного учета и иные документы, чтобы книги и журналы велись с соблюдением установленных требований, в них своевременно вносились нужные сведения и они заполнялись аккуратно.

Поскольку председатель окружного (флотского), гарнизонного военного суда несет персональную ответственность за правильность сведений в отчетных документах, он должен регулярно проверять их состояние и аккуратность ведения.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности по руководству ведением судебной статистики, председателю военного суда рекомендуется иметь в виду следующие вопросы.

Прежде всего, он должен сам хорошо знать формы статистической отчетности, Руководство по делопроизводству в военных судах, Инструкцию по составлению статистических отчетов военных судов, содержание писем ГУОДВС и соответствующего окружного (флотского) военного суда по этому вопросу, а также обеспечить четкое знание этих документов лицами, ведущими статистический учет и отчетность (далее – статистики). Таких лиц в суде должно быть не менее двух человек (на случаи временного отсутствия одного из них).

В тетрадь (книгу) заносятся поименно все осужденные (по уголовным делам), заявители (по гражданским делам), правонарушители (по делам об административных правонарушениях) с указанием о них сведений, необходимых для внесения в отчеты. Обычно это тетрадь большого формата, где слева по вертикали записываются фамилии осужденных (заявителей, правонарушителей), а сверху по горизонтали – заголовки, соответствующие показателям статотчетов по формам. Тетрадь делится на разделы, по категориям дел (уголовные, гражданские, административные). В конце квартала данные каждой графы подытоживаются и вносятся в статистический отчет.

При регулярном ведении такого рабочего учета, своевременной сверке сведений, работа над отчетами значительно упрощается, время по их составлению сокращается, а качество отчетности улучшается.

Поскольку все основные показатели отчетов перед их направлением в окружной (флотский) военный суд должны быть тщательно проверены председателем гарнизонного военного суда с точки зрения их правильности, ему, председателю суда, тоже рекомендуется завести личную рабочую тетрадь по указанной выше форме, где фиксировать всю судебную работу суда, в том числе по каждому из судей. Помимо этого, в тетради целесообразно записывать номера воинских частей, где проходили службу осужденные (заявители, правонарушители), меры наказаний, основные данные о личности осужденных (правонарушителей) и иные сведения по своему усмотрению. Эти данные обычно используются председателем для подготовки информаций командованию.

Наряду со сверкой данных статистических отчетов со своими учетными сведениями, председателю рекомендуется сверить контрольные равенства каждой из форм статистической отчетности, а также сопоставить основные показатели отчетности с документами первичного учета – книгами, журналами, копиями судебных решений.

Внимание председателя суда должны привлекать также вопросы распределения осужденных по видам преступлений и наказаний, правильного отражения в отчетах сведений о пострадавших, а также материальном ущербе, причиненном преступлениями.

Во избежание ошибок в статистических отчетах, председателю суда рекомендуется также периодически сверять записи в личной тетради с записями в тетради «Статистика» суда, оказывать работнику, ответственному за данное направление, повседневную помощь в ведении судебной статистики, совершенствовании техники подготовки и составления отчетов.

Как было отмечено выше, основными подразделениями Судебного департамента, осуществляющими ведение судебной статистики, являются отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления и отдел судебной статистики и правовой информатизации Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента.

Отдел судебной статистики Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации строит свою работу во взаимодействии с другими подразделениями Судебного департамента, Верховным Судом Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики по вопросам представления необходимой статистической информации. Отдел осуществляет свои функции по ведению судебной статистики как непосредственно, так и через соответствующие подразделения органов Судебного департамента в субъектах федерации, специалистов верховных судов и равных им судах.

Исходя из функции Судебного департамента и его органов по ведению судебной статистики задачами данного отдела являются:

- нормативно - правовое и организационное обеспечение стабильного функционирования и совершенствования судебной статистики в судах общей юрисдикции;

- организация сбора, обработки и анализа статистической информации о деятельности судов общей юрисдикции, о состоянии судимости.

Отдел судебной статистики в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- с учетом изменения действующего законодательства, научных рекомендаций и практической потребности разрабатывает и представляет к утверждению Генеральному директору Судебного департамента в установленном порядке проекты форм ведомственной статистической отчетности о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, состоянии судимости;

- разрабатывает документы первичного статистического учета, инструктивные указания по их ведению и о порядке отражения учитываемых сведений в формах статистической отчетности;

- готовит проекты нормативных актов, методические рекомендации по вопросам ведения статистики и анализа статистических данных;

- составляет сводные статистические отчеты о результатах судебной деятельности, состоянии судимости по утвержденным формам;

- представляет Федеральной службе государственной статистики сводные формы государственной статистической отчетности по Российской Федерации;

- взаимодействует с соответствующими подразделениями Федеральной службы государственной статистики, МВД России, Генеральной прокуратуры по вопросам сопоставимости учетных показателей преступности, судимости, движения уголовных дел;

- непосредственно руководит работой территориальных органов Судебного департамента, Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных и других равных им судов по ведению судебной статистики, осуществляет контроль исполнения указаний, оказывает практическую помощь в организации этой работы;

- контролирует и регулярно анализирует полноту, достоверность и своевременность представления статистической отчетности;

- обобщает и распространяет положительный опыт учетно-статистической работы, принимает участие в организации учеты и разрабатывает программы повышения квалификации специалистов по статистике органов Судебного департамента и работников судов, занимающихся ведением первичного статистического учета;

- проводит анализы статистических данных, по результатам которых готовит обобщения, обзоры, информирует органы Судебного департамента и суды об основных показателях, характеризующих результаты судебной деятельности как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным ее субъектам;

- в установленном порядке представляет статистические данные по запросам федеральных органов государственной власти и управления;

- оказывает необходимую помощь в ознакомлении с имеющимися статистическими данными сотрудникам других подразделений Судебного департамента и Верховного Суда Российской Федерации, представителям правоохранительных органов, научным работникам, по запросам соответствующих организаций;

- осуществляет обмен статистической информацией с МВД, Минюстом России и Генеральной прокуратурой;

- является постановщиком задач на разработку программного обеспечения для ведения баз данных судебной статистики, сбора и обработки статистической информации;

- обеспечивает методическую поддержку и сопровождение эксплуатирующегося в судах и органах Судебного департамента программного обеспечения по ведению баз данных по судимости и обработке статистической информации;

- осуществляет централизованную настройку программного обеспечения для обработки форм статистической отчетности и ведения баз данных судимости в судах и органах Судебного департамента;

- консультирует по вопросам эксплуатации специализированных программных комплексов по ведению базы данных по судимости и формированию статистической отчетности.

Таким образом, отдел судебной статистики Главного организационно-правового управления Судебного департамента наделен широким кругом полномочий, по ведению собственно судебной статистики и смежных с этим вопросов, в рамках практически всей системы судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ).

Для ведения же судебной статистики сугубо в рамках подсистемы военных судов, как уже отмечалось выше, в Судебном департаменте, а точнее в его Главном управлении обеспечения деятельности военных судов, учреждено еще одно соответствующее специализированное подразделение - отдел судебной статистики и правовой информатизации[96].

В соответствии с Положением об отделах Главного управления обеспечения деятельности военных судов (далее по тексту - ГУОДВС) в качестве основных задач этого отдела выделяются:

- организация работы отдела и военных судов по ведению судебной статистики;

- анализ статистических показателей о судебной работе военных судов, судебной нагрузке судей и подготовка аналитических документов по этим вопросам для руководства Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента и окружных (флотских) военных судов;

- изучение состояния судимости военнослужащих, причин и условий, способствующих совершению преступлений, подготовка докладов и информации по этим вопросам для высших должностных лиц государства, Министра обороны РФ и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, руководства МВД РФ и Федеральной службы безопасности, главнокомандующих и командующих видами Вооруженных Сил и родами войск, руководителей других ведомств, имеющих воинские формирования;

- разработка на основе анализа статистических данных предложений по улучшению деятельности военных судов, а также совершенствованию статистической отчетности.

В соответствии с обозначенным предназначением отдел судебной статистики и правовой информатизации ГУОДВС осуществляет:

- координацию работы с другими ведомствами, осуществляющими статистический учет происшествий, преступлений и других противоправных действий в войсках;

- обновление форм статистической отчетности военных судов в связи с изменениями действующего законодательства и с учетом предложений с мест;

- оказание методической помощи военным судам в изучении и обобщении судимости, ведении судебной статистики, а также в подготовке информационных документов для командования;

- организацию и осуществление по указанию начальника ГУОДВС выездов в окружные (флотские) военные суды с целью изучения организации их работы;

- подготовку совместно с другими отделами и направление в военные суды информационных писем и экспресс-информаций о деятельности ГУОДВС и военных судов по организационному, кадровому, материально-техническому обеспечению и по другим вопросам;

- анализ новых законодательных и других нормативных правовых актов; участие в разработке на этой основе инструкций, положений, методических пособий, регулирующих деятельность военных судов.

- участие в разработке нормативных правовых, руководящих и методических документов Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, по вопросам правоприменительной деятельности, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих, защиты их законных прав и интересов;

- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам деятельности военных судов и ГУОДВС; обобщение опыта деятельности пресс-служб окружных (флотских) военных судов;

- изучение потребностей военных судов в программных и аппаратных средствах, оказание военным судам помощи во внедрении компьютерной техники, информационно-правовых баз данных, разработке программного обеспечения, обработке и анализе правовой информации;

- обеспечение своевременного обновления и технического сопровождения информационно-правовых баз данных и контроль за эксплуатацией компьютерной техники в ГУОДВС;

- обучение сотрудников ГУОДВС эксплуатации компьютерной техники и программных средств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: