Особенности организации и деятельности мировых судебных участков и мировых судей

Обновлено: 28.03.2024

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6.1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.


Исторические причины возрождения в России в конце ХХ в. мировой юстиции были во многом обусловлены в том числе и новыми политическими условиями, а также правовыми реалиями. По свое изначальной правовой сути демократический институт мировой юстиции во многом призван был обеспечить доступность, простоту и быстроту судопроизводства, реализовать те общие тенденции в развитии уголовного судопроизводства, которые обозначились с принятием в 1993 г. Конституции РФ.

Приближение мировой юстиции к местам проживания граждан, обеспечение населения доступной юридической помощью, ускорение судопроизводства путем законодательного закрепления принципа сокращения сроков судебного разбирательства содействует тому, что мировые суды становятся надежным гарантом интересов граждан, общества и государства. У мировых судей появляется реальная возможность обеспечить возможность быстрого и одновременно законного и обоснованного разрешения большинства споров и конфликтов, тем самым эффективная защита конституционных прав человека.

Таким образом, причины возрождения института мировых судей в России носят закономерный, объективный характер и вызваны развитием общих тенденций совершенствования судопроизводства.

В настоящее время необходимо выявить следующие основные тенденции развития российского судопроизводства:

1) расширение и укрепление демократических принципов, форм, институтов уголовного и гражданского процесса;

2) дифференциация форм судопроизводства в зависимости от степени общественной опасности преступлений и других факторов;

3) расширение прав личности в уголовном и гражданском процессе;

4) усиление процессуальных гарантий, возрастание роли и значения процессуальной формы в рассмотрении дел [4, с. 4].

Таким образом, к объективным причинам возрождения в России института мировых судей следует отнести:

1) Соответствие статуса мирового судьи тенденциям углубления специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев;

2) необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи с увеличением количества обращений в суды;

3) желательность ликвидации конфликтов путем активного использования примирительных процедур (восстановление правосудия);

4) приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой.

С другой стороны, нельзя обойти стороной и тенденцию, в соответствии с которой воззрения на мирового судью как самостоятельную фигуру, который в ходе принятия решения руководствуется кроме правовых норм нравственными устоями, утратили свое превосходство (как это было в дореволюционной России). Мировой суд стал в своем традиционном воззрении как орган, призванный разрешать споры только на основании закона. Тем самым превалирует другой, более технологический подход, по которому введение института мировых судей прежде всего нацелено на то, чтобы разгрузить районные и городские суды, освободить их от «мелочевки» [5, с.25].

Цели, задачи мировой юстиции и права мировых судей находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Осуществление функций возможно лишь через реализацию полномочий мировых судей, в которых они и опосредуются. Такой теоретический подход обосновывает целесообразность дополнения Закона о мировых судьях статьей 1.1 «Основные цели и задачи мировых судей» следующего содержания: «Целью деятельности мирового судьи является обеспечение, охрана и защита прав и интересов личности, юридических лиц, государства, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан; усиление оперативности и оптимизации судопроизводства, направленность производства на примирение сторон, возможность применения альтернативных способов урегулирования конфликтов с учетом местной специфики.

Основной задачей мирового судьи является, воплощая идею судебного федерализма, справедливое осуществление правосудия от имени Российской Федерации при рас-смотрении им единолично по первой инстанции дел в порядке уголовного, гражданского, административного судопроизводства».

Следует также включить должность мирового судьи в перечень государственных должностей Российской Федерации для обеспечения соблюдения конституционных принципов независимости, единства статуса и финансирования судей за счет средств федерального бюджета.

В целях установления общности статуса мировых судей и судей федеральных судов, единства условий осуществления правосудия в Российской Федерации предлагаем отнести к ведению Российской Федерации разработку структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи (помощник судьи, секретарь судебного заседания и специалист судебного участка) как подразделения односоставного мирового суда, которое обеспечивает его работу и принадлежит к судебной власти Российской Федерации, и законодательное определение прав и обязанностей помощника судьи, секретаря судебного заседания и специалиста судебного участка. Целесообразно законодательно закрепить за мировым судьей как руководителем суда полномочия, касающиеся процедуры приема и увольнения, прохождения службы работников аппарата мирового судьи. Субъект Российской Федерации в этом случае должен обладать правом введения дополнительных должностей работников аппарата, финансирование которых должно осуществляться из бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно нужно дополнить Закон о мировых судьях статьей 3.1 «Компетенция мирового судьи в сфере организации судебной деятельности» и изложить ее в следующей редакции: «Мировой судья наряду с осуществлением полномочий судьи мирового суда, установленных для мирового судьи федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу судебного участка;

2) устанавливает правила внутреннего трудового распорядка на судебном участке и обеспечивает контроль их выполнения;

3) назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата;

4) распределяет обязанности между работниками аппарата;

5) принимает решения по вопросам поощрения работников аппарата или привлечения к дисциплинарной ответственности;

6) осуществляет иные полномочия по организации судебного участка».

По информации Управления судебного департамента в 2014 году средняя нагрузка на мирового судью в Хабаровском крае составляла 222,4 дела в месяц. При этом нагрузка распределяется неравномерно не только между мировыми судьями, работающими в разных муниципальных районах края, но и между судьями, работающими в пределах одного муниципального района или городского округа. Особенно она высока у судей Солнечного, Амурского и Николаевского муниципальных районов.

В целях решения указанной проблемы в июле 2008 года по инициативе Законодательной Думы края федеральным законом число судебных участков в крае было увеличено с 69 до 75. Председателям районных судов федеральным законом было предоставлено право в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в пределах одного района передавать мотивированным распоряжением часть дел, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района, в случае, если нагрузка первого мирового судьи превышает среднюю нагрузку мировых судей в соответствующем судебном районе.

Судьями и учеными-юристами высказываются, в частности, следующие предложения по оптимизации нагрузки как средство правовой защиты участников судопроизводства:

- укрупнение районных судов за счет объединения малосоставных районных судов и перераспределение штатной численности судей, введение практики административного судопроизводства, в том числе и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками, что позволит устранить существующую неравномерность распределения нагрузки и сделает правосудие более доступным для граждан;

- принятие законов, которые меняют распределение дел между мировыми судьями и судьями районного звена. Служебная нагрузка судей районного звена по России в 2013 г. составляла в среднем 36, 8 дел в месяц, а у мировых судей превышала 200 дел. В связи с этим следует упростить порядок судебного разбирательства у мировых судей;

- на судебных участках густонаселенных, экономически активных территорий необходимо увеличить количество помощников у мировых судей;

- внедрение примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров (в мировой практике применение этого способа внесудебного разрешения споров свидетельствует о том, что в 70–80 % случаях конфликты заканчиваются заключением соглашения между сторонами) Правовая база для этого имеется: с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;

- расширение процессуальных прав помощника судьи и законодательное определение его функции при подготовке дела к рассмотрению (в частности, целесообразно было бы наделить помощника судьи правом по возвращению поступивших исковых заявлений, иных материалов, связанных с принятием и подготовкой дела к рассмотрению или оставлению его без движения, для устранения недостатков в соответствии с требованиями ст. 135 ГПК РФ, ст. 319, части второй ст.363, части третьей ст. 375, части второй ст.404 УПК РФ).

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

- вывод о необходимости определения в рамках Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» правового положения мирового судьи, поскольку в настоящее время оно носит неопределенно двойственный характер: с одной стороны, мировой судья является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации;

- предложение о дополнении Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» положением, определяющим порядок замещения отсутствующего мирового судьи. При этом возможно несколько вариантов замещения. Например, возложение обязанностей отсутствующего судьи на мирового судью ближайшего судебного участка при условии, если в административно-территориальном образовании имеется несколько судебных участков, либо на мирового судью ближайшего прилегающего административно-территориального образования, если в данном образовании имеется только один судебный участок;

- предложение о дополнении Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» положением о создании в территориальных управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации специальных отделов (подразделений) для осуществления организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей.

Уменьшение расчетной численности населения для создания судебного участка хотя и не решило проблему в целом, тем не менее способствовало стабилизации работы мировых судей, улучшению качества размещения судебных участков и более широкому до-ступу граждан к правосудию.

Таким образом, законодателям и правоприменителям предстоит реализовать множество мероприятий по всестороннему и полному обеспечению деятельности мировых судей, сохранению за ними высокого социального статуса и построению сильной вертикали судебной власти в масштабах всей страны.

Возрождение мировых судей как самостоятельного социально — правового института в современной России вызвана следующими основными объективными причинами, связанными с процессами реформации и модернизации всех сфер общественной жизни, в том числе в сфере судоустройства и судопроизводства: возросшая роль судов в российском обществе как основного органа обеспечения защиты прав граждан; значительный количественный рост разрешаемых судами дел, вызвавший необходимость наличия отдельных судей (мировых), специализирующихся на единоличном рассмотрении и разрешении несложных дел в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства в условиях максимальной доступности и приближенности к населению.

1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

4. Дорошков, В. В. Проблемы мировой юстиции и пути их решения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы [Текст] /В. В. Дорошков // Мировой судья. — 2013. — N 1. — С. 3 -6

5. Нестеров, В. М. Организация деятельности мировых судей в Российской Федерации [Текст] / В. М. Нестеров // Мировой судья. — 2010. — N 12. — С. 24–26.

Основные термины (генерируются автоматически): мировой судья, Российская Федерация, судебный участок, судья, мировой, мировая юстиция, помощник судьи, Россия, Судебный департамент, Верховный суд.


В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, «мировая юстиция») заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Сравнивая правовое положение мировых судей как звена судебной системы с правовым положением других звеньев судебной системы, следует сказать, что мировые судьи как звено судебной системы имеют целый ряд особенностей, несвойственных остальным звеньям судебной системы. Правильная организация работы ведет к высокому качеству осуществления правосудия и, следовательно, выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

Для обеспечения действительно самостоятельной судебной власти и в ее составе независимости мирового судьи необходимо обеспечить соответствующий статус аппарата мирового судьи.

Вопрос статуса и организации деятельности работников аппарата мирового судьи не менее важный для нормальной организации судебной власти.

Эти идеи были облачены в конкретные правовые нормы Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [2].

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее — суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

При этом в Законе сделана оговорка, что под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Требует урегулирования вопрос об организационном обеспечении деятельности мировых судей, где под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. В соответствии с федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» организационное обеспечение федеральных судов и органов судейского сообщества возлагается на Судебный департамент. В отношении же мировых судей Судебный департамент осуществляет лишь финансирование, в то время как материально-техническое их обеспечение возложено на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Федерации [7, с. 26].

В соответствии со ст. 9 ФЗ о мировых судьях работу мирового судьи обеспечивает его аппарат. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10 этого же Закона устанавливает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Возложение финансирования мировых судей и их расходов на заработную плату и материально-технического обеспечения на органы, относящиеся к различным ветвям государственной власти, порождает неопределенность и неоднозначность в создании условий для обеспечения правосудия, приводит к отсутствию единого подхода в осуществлении организационного обеспечения деятельности мировых судей в различных субъектах Российской Федерации. В этой связи следует поставить вопрос о создании в Управлениях судебного департамента при Верховном суде РФ специальных отделов (подразделений) для осуществления организационного обеспечения деятельности мировых судей. В случае если такое решение будет принято, то в федеральный закон «О Судебном департаменте Российской Федерации» потребуется внести соответствующие изменения и дополнения.

Весь аппарат мирового судьи входит в структуру государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, материально-техническое обеспечение мирового судьи осуществляет исполнительная власть субъекта Российской Федерации.

При этом система служебных отношений между мировым судьей с его неопределенным положением в системе государственной службы Российской Федерации и должностными лицами в его аппарате нормативно не установлены. Каждый субъект Российской Федерации строит систему гражданской службы в аппаратах мировых судей по своему разумению.

Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

1. Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

2. Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

3. Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия.

В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

Так как Законом о мировых судьях установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия [6, с. 5].

Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи.

Средний уровень нагрузки у мировых судей составляет 30 дел в неделю. При этом половина судей рассматривает меньше 23 дел и материалов в неделю. Наиболее распространенная ситуация, при которой судья рассматривает от 10 до 20 дел в неделю (25,9 %). При 8 часовом рабочем дне это составляет 48 минут на одно дело. Исследования о нагрузке судей и сотрудников аппарата судов проведенные 15 лет назад (в 1996 году) Минтрудом России и рекомендованные в качестве предельной нагрузки для судей и секретарей указывают иные нормативы [4]. В этих нормативах указаны временные затраты на каждую категорию дел, но в среднем на рассмотрение районным судьей одного уголовного дела с одним обвиняемым (при наличии двух и более обвиняемых идут поправочные коэффициенты в сторону увеличения) отводится 14 часов, а для рассмотрения одного гражданского дела — 7 часов 40 минут.

Соответственно, если даже не учитывать временные затраты на подготовку к заседанию и внепроцессуальную работу, получается, что при восьмичасовом рабочем дне в неделю возможно рассмотреть только 2,8 уголовных дел или 5 гражданских дел.

Таким образом, нагрузка мировых судей зависит от места расположения судебного участка, социально-психологического состояния населения, его восприятия понятия «судебная защита», от места расположения крупных предприятий, и других факторов, а не только от количества населения проживающих в границах судебного участка [9, с. 2].

Исходя из изложенного, критерием создания судебных участков на региональном уровне должно быть не только количество человек, проживающих на территории судебного участка, но и нагрузка на мировых судей по рассмотрению дел.

В связи с этим высказываются предложения ввести дополнительные критерии помимо критерия численности. При этом в городах определяющим должно быть количество уголовных преступлений и гражданская конфликтность, а в сельской местности — территориальная удаленность населенных пунктов.

Позитивным было бы создание в административно-территориальных единицах входящим в судебный район минимальное количество судебных участков мировых судей не менее двух. Тогда можно решить многие проблемы организационного и процессуального характера, в частности, замещения мировых судей во время их временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) либо при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи. В этом случае исполнение его обязанностей будет возлагаться на мирового судью другого судебного участка, но того же населенного пункта.

1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 2. — Ст. 223,

4. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» [Текст] // Постановление Минтруда РФ, Минюста РФ от 27.06.1996 N 41б/06–74–125

5. Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2009. — № 11. — С. 40–48.

6. Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

7. Даниелян Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы [Текст] / Д. Н. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — N 6. — С. 26–28.

8. Дорошков В. В. Мировой cудья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2010. — 320 с.

9. Дорошков В. В. Проблемы мировой юстиции и пути их решения на современном этапе реформирования отечественной судебной системы [Текст] / В. В. Дорошков // Мировой судья. — 2013. — N 1. — С. 2–5.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судебная система, судья, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Похожие статьи

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет.

Обеспечение деятельности мировых судей на примере.

Позиция Судебного департамента по данному вопросу такова: для мировых судей, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, целесообразно иметь одну общую модель организации и обеспечения их деятельности; Судебным департаментом создан.

Особенности организации деятельности мировых судей (часть 3)

мировой судья, Российская Федерация, судебный участок, судья, мировой, помощник судьи, Россия, Судебный департамент, мировая юстиция, Верховный суд.

Место мирового суда в судебной системе Российской.

Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, суд, районный суд, единая судебная система, исполнительная власть, общая юрисдикция, мировой суд субъектов, судебная система России.

Актуальные проблемы создания судебных участков мировых.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. В ходе работы по подготовке законопроектов о границах судебных участков мировых судей законодательные (представительные).

Проблемы и перспективы развития судов общей юрисдикции

Российская Федерация, суд, общая юрисдикция, мировой судья, судья, федеральное значение, кассационная инстанция, автономная область, Верховный Суд, верховный суд республик.

Двойственный характер положения мирового судьи в России

Конституция Российской Федерации утвердила в системе государственной власти страны самостоятельное положение судебной власти в структуре государственного механизма как независимой, суверенной отрасли.

Мировой суд в Чеченской Республике анализ основных итогов.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Управлением судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Чеченской Республике. Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции.

Направления развития института мировых судей

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О мировых судьях в Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ (Российская газета, N 51, 15.03.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2004 года Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 февраля 2010 года Федеральным законом от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Гражданские дела, находящиеся в производстве мировых судей на день вступления в силу Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ и отнесенные подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ) к подсудности районных судов, рассматриваются мировыми судьями - статья 3 Федерального закона от 11 февраля 2010 года N 6-ФЗ.

6_1) дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

(Подпункт дополнительно включен с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ)

7) подпункт утратил силу с 30 июля 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 147-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

1_1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела (пункт дополнительно включен с 28 февраля 2005 года Федеральным законом от 14 февраля 2005 года N 2-ФЗ).

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 11 марта 2006 года N 36-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(Пункт дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, до достижения мировым судьей предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

2. При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

(Статья в редакции, введенной в действие с 5 июля 2021 года Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом требований настоящей статьи.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2005 года Федеральным законом от 5 апреля 2005 года N 33-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(Пункт дополнительно включен с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 164-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в иных случаях временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в судебном районе возложить обязанности отсутствующего по указанным основаниям мирового судьи на другого мирового судью этого же судебного района не представляется возможным (в судебном районе создана только одна должность мирового судьи или временно отсутствуют другие мировые судьи судебного района), то исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 284-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7_1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(Абзац дополнительно включен с 7 января 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 370-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(Абзац дополнительно включен с 4 апреля 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 20-ФЗ)

(Статья в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2004 года Федеральным законом от 30 ноября 2004 года N 142-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: